11. Вертоград (сад) был местом погребения, и насажденная в нем виноградная Лоза изрекла: «Я есть лоза» ( Иоан. 15:1 ). Поэтому в земле была насаждена, чтобы искоренилась за Адама наложенная клятва. Земля осуждена была произращать терния и волчцы, но взошла из земли истинная виноградная лоза, чтобы исполнилось сказанное: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» ( Пс. 84:12 ). Что же изречет погребаемый в вертограде? «Набрал мирры моей с ароматами моими» (Песн. Песн. 5:1 ). И еще: «Мирра и алой со всякими лучшими ароматами» (4:14). Но это – признаки погребения, и в Евангелиях сказано: «приидоша жены на гроб, носяще яже уготоваша ароматы» ( Лук. 24:1 ), и «Никодим принес состав из смирны и алоя» ( Иоан. 19:39 ). Затем написано: «Поел сотов моих с медом моим» (Песн. Песн. 5, 1), т. е. горькое пред страданием и сладкое по Воскресении. Потом воскреснув, вошел «дверем затворенным» ( Иоан. 20:19 ); ученики не поверили, потому что «подумали, что видят духа» ( Лук. 24:37 ). Но Он говорит: «Осяжите Меня и рассмотрите» (39); «вложите персты в раны от гвоздей», как требовал этого Фома ( Иоан. 20:25 ). И «когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» ( Лук. 24, 41 , 42). Видишь, как исполнилось сказанное: «поел сотов моих с медом моим». 12. Но прежде нежели «дверем затворенным» вошел сей Жених и Врач душ, искали Его оные доблестные мужественные жены. Пришли блаженные ко гробу и искали Воскресшего, слезы еще капали из глаз их, когда должно было опять веселиться и ликовать о Воскресшем. Приходила, по Евангелию, Мария, искала и не нашла; потом услышала от ангелов, а впоследствии увидела Христа. Ужели и это написано? В Песни Песней говорит: «На ложе моем искала я того, которого любит душа моя» (Песн. Песн. 3:1 ). В какое же время? «На ложе моем ночью искала я того, которого возлюбила душа моя». А «Мария, сказано, приходит ко гробу рано, когда было еще темно» ( Иоан. 20:1 ). «На ложе моем искала ночью и не нашла Его». И Мария говорит в Евангелии: «Взяли Господа моего и не знаю, где положили Его» ( Иоан. 20:13 ). Тогда предстоящие ангелы врачуют от неведения, сказав: «Что ищете живого с мертвыми» (Лук. 24:5)? Не только воскрес, но воскрес, с Собою воскресив и мертвых. Но не знала Мария, и от лица ее сказала Песнь Песней ангелам: «Не видали ли вы того, Которого любит душа моя? Но едва я отошла от них, как нашла Того, Которого любит душа моя, ухватилась за Него и не отпустила Его» (Песн. Песн. 3.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

9]. В доме вина Где Жених девственной души? В истинной Кане, в доме вина. Там истинный Галилеянин брачуется с целомудренной Невестой. Там дом вина Крови Нового Завета. Там пресная вода суетных удовольствий и печалей этого мира обращена в божественное веселье любви Христовой. Шесть каменных водоносов ( Ин. 2:1–11 ) пресной воды на пире в Кане Галилейской – суета, радости и печали мира сего, в шесть дней созданного. А Небесный Жених в доме пира и доме вина предлагает Чашу вина Своей Крови, напояя Невесту – деву Своей любовью и вечным весельем. Евхаристия и Христова любовь, вот он дом вина. Св. Амвросий: «Пусть скажет Церковь : Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь (2:4). Любовь не может быть без веры; в самом деле, существуют как бы три поручителя Церкви: надежда, вера, любовь. Если надежда будет предшествовать, то явится (вместе с этим) основание для веры, положится начало любви, и Церковь укрепится» [«О девстве», гл. 9]. Туда, в Дом Божественного вина, на таинственный пир спеши, девственная душа. Там Возлюбленный твой! Узнав о том, где обретается Жених, узнай, о, девственная душа, образ взыскания Его В третьей и пятой главах Песни Песней, а также в некоторых текстах других глав описано ночное искание Невестой своего Жениха. В этих образах дано представление об искании девственной душой Христа, Который по немощи и греховности нашей так часто исчезает. Душа остается одна и ищет Его… На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видели ли вы того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его» (3:1–3). Но и Жених ищет и зовет ее: Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! (4:8) Ищут оба друг друга: Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладких плодов его. Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Августину, означает оставаться в сумерках вечера и отпасть от света, как отпал денница. Седьмой же день не имеет вечера (Писание не говорит о нем). Это значит, что от познания твари, ангелы в невечернем дне вечности восходят к познанию уже только Бога, почивающего в Самом Себе, к познанию Его всесовершенного Существа. Многие св. отцы число шесть считают числом миротворения и в пророческих, иносказательных текстах Писания, во встречающемся числе шесть, видят указание на шестидневно сотворенный мир. Так, блаж. Феодорит, объясняя слова Песни Песней: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа... ( Песн. 6:8 ) пишет: «Число шестьдесятное десятичное число шесть раз содержит: десятичное же число совершенство показует: шестеричное же – сотворения мира время заключает, ибо в шесть дней Бог, Творец всех вещей, сей создал мир...» 82 . Шестеричное число дел творения Божия отображается и в шестидневном делании, по заповеди Божией: Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои... Ибо в шесть дней создал Ягве небо и землю, море и все, что в них ( Исх. 20:9,11 ). Тот же блаж. Феодорит, толкуя Песнь Песней – Вот одр его – Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых ( Песн. 3:7 ) – объясняет: Шестьдесятное число положено здесь... дабы представить, сколь много в Ветхом Завете было, святостью прославившихся, мужей. Ибо, если десятичное число есть совершенное, то, без сомнения, которые были в законе, приличнее шестидесятное. В шесть, глаголет, дней сотвориши дела твоя ( Исх. 23:12 ). Итак, по мнению моему, совершенные в законе обходят одр: те, кои ведут род свой от Израиля» 83 . Шестиконечная звезда Давида стала символом Израиля. Новое же творение, начавшееся в первый день седмицы, в день восьмой, означает пакибытие, и восьмиконечная звезда является символом православных христиан. На шестой день сотворен человек, в шестой час, т.е. в полдень, он и согрешил. Бог явился согрешившим Адаму и Еве в раю во время прохлады дня ( Быт. 3:8 ). День стал склоняться к вечеру, когда к согрешившим, ранее, т.е. днем, явился Бог. В шестой же день и шестой час был распят за грех человека Сын Человеческий. Об этом говорится в тропаре шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех...» Как число человеческое, упомянуто шестеричное число и у св. Иоанна Богослова ( Откр. 13:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бл. Феодорит (святой отец эпохи III-IV Вселенских соборов): «Бел убо есть, яко Бог . И что яснее света? Свет же Он есть истинный, по слову евангелиста. Бе, говорит, «свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир» ( Ин. 1:9 ). Но не только бел, но чермен (красноватый): понеже не Бог токмо есть, но и человек, чермный бо земнаго знаменует». Имя первого человека «Адам» означает «красный» или «из красной земли». Христос чермен ( румян ), ибо Он Второй Адам, Сын Человеческий. Бел же Он, как Сын Божий, ибо един свят, един Господь. Бел Он явился в блистающих белых одеждах на Фаворе, явив ученикам Свое Божество. Человеческое и Божественное Христа явилось в Его Страданиях и Воскресении. Вот как говорит об этом пророк: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною... кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое» ( Ис. 63:1–3 ). Блаженный Иероним, толкуя этот текст, пишет: «Поэтому и в Песни Песней говорится: Брат мой бел и чермен, – чермен в страдании, бел в воскресении». Белый цвет иногда заменяется голубым – цветом неба. Поэтому в православной иконографии Христос изображается в синем и красном. Белый цвет означает Его святость и неприступную славу Божества. По человеческому же естеству Он «красен добротою паче сынов человеческих» ( Пс. 44:3 ), на что указывает красный цвет. Приведенный текст из Ис. 63:1–3 указывает и на Кровь Его страданий. «Одеяние и ризы» Топтавшего в точиле – это Тело распятого Христа. «Кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое». Брат мой бел, ибо греха не сотворил и по Божеству непричастен страданию. Он же чермен. «Приличествовало тому быть и называться чермным, кто подъял грехи наша, кои были красны на подобие кровавой одежды или краски» (бл. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бл. Феодорит: «Сии древа приводит здесь для того, что кедр нетленностию, а кипарис благоуханием превосходят прочих; и о том и о другом однако во многих местах упоминает Священное Писание, которое для нас является не только одром, но и домом, и трапезою, и хлебом: и не только сладость благоухания издает, но и нетление, неповреждение, и безсмертие нам приносит». Таким образом, бл. Феодорит как и одр, так и дом толкует как образ Священного Писания, прилагая к нему свойства, прообразованные этими деревами, через которое и происходит сочетание души человеческой с превечным Словом. Глава 2 Вторая глава дает нам, может быть, самый красивый образ Песни Песней. 2:1 Аз цвет польный, и крин удольный. 2:1 Я нарцисс Саронский, лилия долин! Происхождение разночтения еврейского и греческого текстов будет объяснено в ч. III, гл. 4. Несравненна и прекрасна, плодородна и усеяна цветами Саронская долина, простирающаяся вдоль средиземноморского побережья Святой Земли. Роза Сарона , или, что то же самое, нарцисс Саронский – по аромату, цвету и красоте считалась на Востоке царицей цветов. Еще раз этот цветок упоминается в Священном Писании у пророка Исаии и, как и здесь, пророчески указует на Господа. «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» ( Ис. 35:1–2 ). Крин (или лилия ) – другой прекраснейший цветок, нежной белоснежной красотою украшающий удолия земли, то есть ее долины. Золотой (или розовый) цвет нарцисса (розы) Сарона указывает на царское достоинство. Белизна чудной лилии – символ чистоты и непорочности. И вот на бескрайних полях земли явился сей чудный неповторимый Цветок, а в глубоких долинах сия белоснежная Лилия . На землю сошел, и от земли процвел сей Цвет польный и Крин удольный. Сын Божий явился с Неба, Сын Человеческий процвел от земли. Об этом так пишут отцы:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В Голгофской тьме, в ночи греха боролся Сын Человеческий с правосудием Божиим, вином ярости Божией. Пока не поражено было «бедро» Его – изъязвлено тело язвами гвоздиными. И «получил» Сын Человеческий имя Спасителя, новое имя ( Откр. 19:12 ), и примирены грешники, и благословение Божие почило. Но навстречу восьмому дню – Дню воскресения пошел Он, «хромая», бедро плоти Его поражено язвами, ставшими ожерельем тела Его. Иначе раскрывает тайну бедра Христова святой псалмопевец: «Препояшь Себя по бедру мечом твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в этом украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс. 44:4–5 ). Здесь образ Сына Человеческого – Ратоборца, препоясанного по бедру мечом славы и красоты, мечом истины и кротости и правды. Сей меч и есть Его ожерелье – и оружие, и украшение. Эти слова из псалма произносятся, когда архиерей возлагает на бедро свое палицу – символ меча духовного. Христос – небесный Архиерей, препоясанный по бедру Своему мечом истины, кротости, правды и красоты. А святой тайнозритель Иоанн Богослов видит Христа во образе всадника на белом коне. «Он (был) облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых... На одежде и на бедре Его написано имя «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр. 19:11–16 ). И здесь то же значение, что у псалмопевца. Христос – небесный Воитель, препоясанный по бедру мечом. Божественное Имя на бедре соответствует ожерелью в Песни Песней – красотою и мечом Христовым. Поражено бедро Иакова, борющегося с Богом, и он обретает благословение и новое имя. Поражена плоть Христова, бедро Его, и Он обретает благословение вечное и новое имя на «бедре» Своем. Имя это никто не знает, кроме Его Самого ( Откр. 19:12 ). Тайну страданий бедра Христова, язв, ставших мечом против всякой сопротивной силы, и украшением, ожерельем пасхальным – ведает только Он Сам. 12 . О, как прекрасны ноги твои в сандалиях!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В полной глубокого чувства и теплой сердечною искренностью песне иудеи выразили, как сознание своей виновности, греховности пред Богом, так и важность и значение той великой потери, какую они понесли в разрушении Иерусалима и храма. «При реках Вавилона там сидели мы, – говорится в этой песне, – и плакали, когда вспоминали о Сионе (Сион – гора, на которой был построен храм Иерусалимский). «На вербах посреде его повесили мы наши арфы» (те арфы, которыми они некогда при храме восхваляли Господа). «Там пленившие нас требовали от нас слова песней и притеснители наши – веселия; пропойте нам из песней Сионских. (Но) как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего»...( Пс.136: 1–6 ). Чем для иудеев была гора Сион и бывший на ней Иерусалим и храм, тем ныне для нас христиан служит горний Сион, град Бога Вышнего, жилище Отца Небесного. Как некогда древний Израиль только в плену сознал свою греховность, виновность пред Богом и с воплем взывал к Нему о помиловании; не ликовал, не песни пел, а плакал; так ныне нас – нового Израиля, поработившего себя греху и дьяволу , напоминанием этого события Св. Церковь желает отрезвить, побудить к покаянию, к сознанию своей греховности и виновности пред Богом, вселяя в нас надежду на помилование и освобождение нас из этого плена рабства греху и дьяволу … Часто бывает так, что полное сознание грешником своей греховности, виновности,сознание того, что он почти всю свою жизнь провел беспорядочно – распутно: в блуде, в пьянстве, хитрости, лукавстве и других тьмачисленных беззакониях, – нередко доводит его до отчаяния, до потери надежды на помилование и всепрощение Божие. Было так, например, с братоубийцей Каином, с Иудой, предателем Господа. Посему Св. Церковь , желая отклонить крайних грешников от отчаяния и поселить в них надежду на милосердие Божие, под условием истинного раскаяния, доказать им, что нет такого греха, которого не препобеждало бы человеколюбие Божие, что Господь и самого крайнего кающегося грешника принимает любвеобильнее, нежели праведника, – предлагает нам в назидание в ту же вторую приготовительную неделю к Великому посту на литургии притчу Спасителя о блудном сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

В сей день восклицает святая Церковь : «Вода источника, спасительная есть всем немощствующим: приступим верою, благодать почерпем. Кладязь животочный источника безсмертнаго, приступающым любовию, исцелений подает излияние неисчерпаемое. Укрепляет души вода Девыя: иже в сквернах страстей, притецем ко Отроковице, и сия измыем». (Стихиры на хвалитех, утреня, пяток светлой седмицы, о источнице Пресвятыя Богородицы.) И еще: «О неистощимыя Ты, Источниче богоблагодатный, подаеши ми, точащи воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова: яко бо Слово рождшая паче смысла, молю ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, водо спасательная» (кондак того же праздника). Таким образом, святая Песнь Песней Соломона явила нам в таинственных образах и изречениях всю жизнь Богоматери, Пречистой Девы Марии. Как художник, собирая и складывая разноцветные камушки, создает чудный образ, так и мы постарались, собрав чудную россыпь различных изречений от разных мест святой Песни, создать единую картину жития Пречистой Девы и Ее любви к небесному Жениху. А теперь, соединив два описания таинственной Невесты Соломоновой – Суламифи (4:1–5 и 7:2–10), узрим чудный образ Невесты Неневестной Приснодевы Марии. 2. Образ Пречистой Девы, Невесты Христовой – Оглянись, оглянись, Суламита! Оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. – О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Голова твоя на тебе, как Кармил, И волосы на голове твоей, как пурпур; Царь увлечен (твоими) кудрями. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской. Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима. Нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску; и запах от ноздрей твоих, как от яблоков. Как лента алая губы твои, и уста твои любезны. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними. Как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

Глава 4 1–7. Похвалы царя своей новобрачной. 8–15. Признание царя в своих чувствах к ней и новые похвалы ей. 16. Ответное слово невесты. Песн.4:1 .  О, ты пре­красна, воз­люблен­ная моя, ты пре­красна! глаза твои голубиные под кудрями тво­ими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; Песн.4:2 .  зубы твои – как стадо выстрижен­ных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бес­плодной нет между ними; Песн.4:3 .  как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как по­ловинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями тво­ими; Песн.4:4 .  шея твоя – как столп Давидов, сооружен­ный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; Песн.4:5 .  два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Песн.4:6 .  Доколе день дышит прохладою, и убегают те­ни, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.: Для изображения красоты невесты священный поэт соединяет в один образ многочисленные и разнообразные черты и штрихи природы, причем последние решительно преобладают над чисто человеческими чертами и отнюдь не суть puncta comparandi, а именно принадлежат образу невесты, как особенно видно из ст. 12–15, где штрихи природы без посредства сравнительной частицы прямо представляются предикатами невесты. Здесь именно, как и в других частях книги, оправдывается воззрение проф. Олесницкого, что центр тяжести содержания Песни Песней лежит не в изображении человеческой личности и ее фигуры, а в изображении палестинской природы в библейский период, период обилия естественных благ и развития материальной и духовной культуры в стране обетованной. «Если доселе обетованная земля изображалась только в ее отношениях к солнцу и в неясных еще чертах, то теперь, в период полного ее летнего цветения, она описывается сама для себя, и притом в чертах неприкровенных. Красота изображаемой здесь невесты состоит в стадах коз лучшей галаадской породы, в стадах многоплодных овец, в садах гранатовых дерев и всяких благовонных кустарников, и получивших теперь особенную прелесть источниках живых вод, текущих с гор; невеста дышит медом и молоком и благоухает благоуханием Ливана и запахом благословенных Богом полей, прибавляет мидраш (IV, 11) на основании Быт 27:27 » (проф. Олесницкий, с. 373).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010