- Как долго он просуществовал? - До 1760 года, когда полностью сгорел вместе с острогом и приходской Богоявленской церковью. После этого монахини были переведены в Холмогорский монастырь, а крестьяне, бывшие прихожанами Богоявленского храма, построили для себя новую деревянную церковь, которую и освятили во имя Богоявления Господня. Крестьяне же, приписанные к Покровскому монастырю, возвели ещё три церкви, но спустя 13 лет всё село опять сгорело вместе с храмами. И тогда была построена лишь одна деревянная церковь - во имя Богоявления Господня с Покровским приделом. Ну а потом рядом с ней заложили каменный двухэтажный храм - вот этот самый. Строителем его был богатый емчанин Василий Иванович Перевозников. Возводили церковь шестнадцать лет. Но злоключения продолжали преследовать емчан. Только построили храм - и новый пожар, село снова выгорело вместе с деревянной церковью. Остался стоять только каменный. У него обгорели лишь деревянные купола и ставни на окнах. Хорошо ещё, что его не успели отделать внутри. К сожалению, в этих многочисленных пожарах сгорели и все документы: переписные книги, летописи, различные архивы, поэтому у нас так мало сведений о древнем Емецком поселении. Примечательно, что в начале XIX века наш емецкий Богоявленский храм был самым большим зданием в Архангельской губернии, его колокольня поднималась на высоту 59,7 метра. Среди местного населения даже бытовала поговорка: «Передавай поклон с емецкую колокольню». - Монастырские храмы восстановили? - На месте сгоревшего Покровского монастыря было образовано приходское кладбище, и там на средства лесопромышленников Вальневых в 1888 году построили кладбищенскую церковь во имя Сошествия Святого Духа. Она очень пригодилась православным, когда советская власть закрыла Богоявленский собор. Но просуществовала тоже недолго. В 1930-е годы её отобрали у верующих, и в разное время в ней располагались столовая, больничная кухня, флюорография, процедурный и зубопротезный кабинеты. Хоть и без куполов, но само здание, к счастью, уцелело. Хорошо сохранились фрески, недавно их отреставрировали специалисты из Эрмитажа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВА (Павлова Акилина Васильевна; 10.07.1879, с. Исса Инсарского у. Пензенской губ.- 27.08.1937, окрестности г. Чимкента, Казахстан), прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), схим. Из крестьянской семьи. Место пострига неизвестно; в следственном деле сохранилось лишь упоминание о том, что Е. была игуменией в мон-ре г. Пензы. По всей видимости, Е. являлась настоятельницей пензенского Святой Троицы жен. мон-ря , закрытого в 1918 г., хотя службы в его храмах продолжались до 1931 г. В 1929 г. Е. была арестована в с. Балки (Байка?) Ртищевского р-на Балашовского окр. Нижневолжского края, обвинялась в «контрреволюционной агитации». Приговорена Коллегией ОГПУ к 8 годам ссылки в Казахстан; освободилась в 1932 г. По данным следственного дела, была «игуменьей московского Сретенского монастыря»,- видимо, Е. возглавляла общину монахинь, располагавшуюся в закрытом к тому времени Сретенском муж. мон-ре. В сер. 30-х гг. она выехала в г. Чимкент, где организовала тайную монашескую обитель под духовным рук. митр. Иосифа (Петровых) . 24 июня 1937 г. Е. была арестована вместе с большой группой отбывавших в Казахстане ссылку священнослужителей, в т. ч. с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) , митр. Иосифом (Петровых), еп. Евгением (Кобрановым) , к-рых объявили руководителями «контрреволюционного центра церковников». Е. проходила по следствию как организатор тайного мон-ря в Чимкенте. Не признала себя виновной в предъявленных обвинениях: «систематическом проведении контрреволюционной агитации, высказывании пораженческих настроений с ожиданием восстановления монархическо-буржуазного строя». 26 авг. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорена к расстрелу. Казнена в т. н. Лисьей балке под Чимкентом вместе со схиархим. прмч. Елевферием (Печенниковым) , протоиереями священномучениками Владимиром Смирновым и Николаем Толгским , свящ. Василием Климовым, мон. прмц. Евдокией (Перевозниковой) и мч. Феодором Захаровым . Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/1363107.html

—188— цами степени магистра, Совет не требует от первого из них нового устного испытания, а от последнего нового сочинения. Применительно к сему Совет поступает и при соискании дей­ствительными студентами степени кандидата. 2) Студенты: Андрей Постников, Константин Торопов, а равно и священник Евгений Мерцалов, заболевший душевной болезнью и отправленный по этому случаю в декабре месяце минувшего года в одну из Москов­ских больниц, не оставались на второй год ни в одном курсе. 3) По § 81 лит. б. п. 10 устава духовных академий при­суждение звания действительного студента и степени кандидата значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : Благопочтительнейше представить Его Пре­освященству об утверждении студентов ΙV курса: 1) Ильи Громогласова , Константина Сильченкова , Михаила Светлаева, Ва­силия Ремезова, 5) Сергея Казанского, Павла Тихомирова , Свя­щенника Сергия Бельского, Николая Виноградова , Константина Соколова, 10) Николая Мошкова, Василия Смирнова, Василия Не­красова, Сергея Глаголевского, Никандра Тихомирова, 15) Нико­лая Слезкина, Сергея Левитского, Ивана Язвицкого, Николая Орлова и Николая Христодуло – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; 2) об утверждении студентов: Василия Воздвиженского, Вячеслава Цветкова, Василия Покров­ского, Владимира Попова, Михаила Магницкого, 25) Димитрия Со­колова, Николая Писаревского , Николая Матвеева, Константина Демидова, Александра Красовского, 30) Николая Успенского , Ва­силия Воскресенского, Александра Васильева , Михаила Владыкина, Кирилла Перевозникова, 35) Федора Федорова, Чедомиля Митровича и Петра Суринова – в степени кандидата богословия с пра­вом получения степени магистра по исполнении требований, озна­ченных в §§ 137 и 139 академического устава; 3) об утвер­ждении студентов: Петра Борисоглебского, Ивана Орловского, Николая Остроумова , Константина Субботина, Владимира Троиц­кого и Алексея Целебровского и вольных слушателей: священ­ника Алексея Смирнова и Николая Берсенева – в звании действи­тельного студента с правом на получение степени кандидата по представлении сочинений, заслуживающих сей степени. 4) Суж­дение о студенте Н. Цыганкове отложить до начала следующего академического года 5) Студентов: Священника Евгения Мерца­-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—194— деляемы на соответственные их приготовлению кафедры в Ака­демии или семинариях». 2) По § 81 лит. б, п. 5 того же устава «оставление при Академии окончивших курс студентов для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной и назначение им содержания» значится в числе дел Совета, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : Оставить для приготовления к замещению вакантных кафедр в Академии в будущем учебном году ныне окончивших курс в Академии Илью Громогласова и Константина Сильченкова с производством им содержания по 700 р. каждому за вычетом 2% на пенсии. Мнение сие благопочтительнейше представить на усмотрение Его Преосвященства. XII. Заявления стипендиатов и своекоштных студентов ныне окончивших курс в Академии: Василия Некрасова, Николая Орлова , Василия Воздвиженского, Василия Воскресенского, Ми­хаила Владыкина, Кирилла Перевозникова, Федора Федорова, Петра Суринова, Петра Борисоглебского, Владимира Троицкого и Ни­колая Цыганкова о желании их служить по духовно-учебному ведомству. XIII. Прошение оставленного в прошлом учебном году для приготовления к замещению вакантных кафедр кандидата Павла Борисовского, «Так как в настоящее время при Академии не имеется вакантной кафедры, то покорнейше прошу Совет Академии, на осно­вании § 56 устава духовных академий, ходатайствовать о назна­чении меня на должность преподавателя в какую-либо из цен­тральных семинарий по предметам богословским или философским». Справка: 1) По § 49 устава духовных семинарий: «Помощ­ники инспектора определяются на должности в течение всего учебного года, Обер-Прокурором Святейшего Синода по докла­дам учебного Комитета при Святейшем Синоде; из них лица, имеющие священный сан, определяются, перемещаются из одного духовно-учебного заведения в другое и увольняются от службы Святейшим Синодом». 2) По § 56 того же устава: «Препода­ватели семинарий определяются на должности, в течение всего учебного года, Обер-Прокурором Святейшего Синода, по до­кладам учебного Комитета; из них лица, имеющие священный сан определяются на сии должности, перемещаются из одного духовно-учебного заведения в другое и увольняются от службы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—33— 3) В ст. XV было изложено ходатайство об утверждении действительных студентов Академии Александра Кудеевского и Сергея Модестова в степени кандидата богословия. 4) В ст. XXXI и XXXII было изложено ходатайство о разрешении: а) дозволить бывшему студенту II курса Московской Академии Алексею Цветкову сдать экзамены по всем предметам IV курса и иметь суждение о поданном им в 1886 году кандидатском сочинении и б) принять бывшего студента Киевской духовной Академии Кирилла Перевозникова в число студентов III курса Московской Академии. 5) В ст. XXXIV и XXXV было изложено определение Совета Академии о выдаче премий протоиерея Невоструева кандидату Михаилу Тарееву , покойного Митрополита Литовского Иосифа кандидату Тихону Синьковскому, покойного Ректора Академии протоиерея Сергия Смирнова кандидату Федоту Кудринскому – за лучшие кандидатские сочинения; покойного митрополита Московского Макария студентам настоящего IV курса Павлу Борисовскому и Ивану Попову – за лучшие семестровые сочинения и покойного протоиерея Орлова кандидату иеромонаху Григорию – за лучшие успехи в сочинении проповедей. Определили: 1) Об утверждении А. Голубцова в должности доцента внести в формулярный о службе его список и сообщить Правлению Академии. 2) Дать знать доценту А. Введенскому о последовавшем ему разрешении занять освободившуюся кафедру метафизики. 3) Об утверждении А. Кудеевского и О. Модестова в степени кандидата богословия сообщить в Канцелярию Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода и в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. 4) О выдаче премий М. Тарееву , Т. Синьковскому, Ф. Кудринскому, П. Борисовскому, И. Попову и иеромонаху Григорию сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений, а прочее принять к исполнению. VI. Заявление экстраординарного профессора Академии по кафедре нравственного богословия Петра Казанского : „Честь имею заявить Совету Академии, что я желал бы занять освободившуюся, вследствие перехода доцента Алексея Введенского на кафедру метафизики, кафедру по истории философии“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слушали: I. Внесенные председателями комиссий, производивших испытания студентов в текущем году, списки студентов III курса с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 49 студентов 40 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3 и один студент имеет в среднем выводе балл 3, 76 . Студенты Константин Торопов, Владимир Попов и Николай Христодуло не представили семестрового сочинения по Свящ. Писанию Нового Завета, студенты Константин Субботин и Павел Тихомиров – по Церковному Праву, студенты Кирилл Перевозников и Николай Матвеев – по русской церковной истории и литургике и студент Николай Цыганков не представил ни одного семестрового сочинения. II. Внесенный и. д. инспектора Академии, иеромонахом Григорием, список студентов III курса с обозначением баллов по их поведению; в этом списке поведение 42 студентов обозначено баллом 5 и 7 студентов – баллом 4. III. Прошения студентов III курса: Константина Торопова, Владимира Попова, Константина Субботина, Павла Тихомирова , Николая Матвеева, Николая Цыганкова, Кирилла Перевозникова и Николая Христодуло о дозволении подать семестровые сочинения после летних каникул; первыми 6-ю студентами сочинения не поданы были своевременно по болезни, а последними двумя – —97— вследствие позднего принятия и прибытия их в Академию. При прошениях приложены медицинские свидетельства. Справка: 1) § 132 устава духовных академий: «По окончании испытаний на каждом курсе составляется Советом список студентов по успехам и поведению» 2) Того же устава §§ 13 и 134 «при определении сравнительного достоинства студентов и составлении списка их принимаются во внимание сочинения, устные ответы и поведение. Примечание. При составлении списка новые языки в общий счет предметов не вводятся. – В случае неуспешности, зависевшей единственно от болезни, студенты могут быть оставляемы, с разрешения Совета, на второй год в том или другом курсе, но один только раз в продолжение четырехлетнего академического курса».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сей год для Емецкой церкви Василий Перевозников вылил для церкви колокол весу 150 пудов из старых медных пятаков. Его за уничтожение царской монеты предали суду. Емецко после пожара пр[и]обстроилось. На Кощеихе, на угорышке, книзу налево, поставлен крест Господень и амбарчик срублен и обшит тёсом пиленым усердием Ивана Бийкалова, перенесен из улицы, и поставлена икона Тихвинской Божьей матери, и установлен крестный ход 25 июня. 1826 год Емца вышла полоньей 25 апр[еля], стала 26 октября. Весна студеная, сев поздний. Лето хорошее, хлеба родились хорошие. Осень приятная, зима нехолодная. 1827 год Емца вскрылась 14 апреля, стала 9 ноября. Весна сухая, сев поздний, но урожай хороший. 1828 год, високосный Река Емца вышла 31 марта, стала 3 ноября. Весна ранняя, вода большая. Лето хорошее, урожай очень хороший. Осень благоприятная, зима многоснежная. 1829 год Река Емца вышла 2 апреля, стала 20 октября. Урожай сей год хороший и осень тоже. 1830 год Емца вскрылась ото льда 4 мая, стала 14 ноября. Весна холодная, сев поздний. Лето благоприятное, осень холодная; урожай средний. Зима с жестокими, 40 гр[адусов], морозами. Польское вос[с]тание против России. Свирепствует холера по всей России, и Архангельская губерния много пострадала от этой эпидемии. Много унесла жертв эта болезнь повсеместно, но к нам она не дошла, по молитвам Антония Сийского , что ли? Зимой она кончилась. 1831 год Емца вскрылась 16 апр[еля], 4 ноя[бря] стала. Весна обыкновенная, вода средняя. Лето ясно и тихое, страда хорошая, хлеб порядочный. 1832 год, высокосный Емца вышла 5 апр[еля], стала 8 октября. Сев поздний, до конца мая. Весна сухая, холодная. Лето было нехорошее, страда дождливая. Пожни убирали до Покрова , так же и хлеб; родилось одно жито, а рожь истекла и вымокла. 1833 год Емца вышла 19 апр[еля], стала 24 нояб[ря]. Весна была холодная, сев продолжался весь май. Лето ненастное, первый мороз на хлеб 9 июня. К Ильину дню пошли ночами морозы, хлеб повредило; страда плохая, холодная 14 сен[тября] выпало снегу в колено, суслоны занесло; неделю потом стаяло, и хлеб убирали очень мокрый; хлеб худой, дорогой. Зима сухая и студеная. Сена мало, скот падал.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

На новом месте пребывания о. Неофита условия были более суровыми: «Пишу при лампадке, без керосина. Доволен был одиночеством и спокойствием. Питание пока почти черные сухари без горячего и приварка. Но и это только пока. А там что Бог даст. Занятия пока не променяю на питание». В этом же письме о. Неофит касается церковной политики митрополита Сергия. В 1931 г. начал выходить «Журнал Московской Патриархии». В первом номере в статье «О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя» приводилось обоснование необходимости существования при Заместителе Синода. На это указывал о. Неофит епископу Афанасию, спрашивая, не упоминал ли о статье владыка Кирилл. Что касается писем митрополита Кирилла о. Неофиту, то в них постоянно уделялось внимание сложившейся церковной ситуации 30 . 2 (15) апреля 1934 г. митрополит Кирилл получил объяснение о. Неофита на 1й стих 1го псалма, прилагавшееся к письму от 30 марта (12 апреля). Рукопись «Мыслей о страхе» и «Мыслей о стыде» о. Неофит переслал митрополиту Кириллу маленькой посылкой в мае 1934 года из г. Углича, куда переехал на жительство после сибирской ссылки. Прочитав «Мысли о стыде», святитель Кирилл написал о. Неофиту 24 мая (6 июня) 1934 года о том, что «окончил чтение их с искренним желанием, чтобы переживаемый и нами стыд был бы нам стыдом покаянным» 31 . Помощница владыки монахиня Евдокия (Перевозникова), по его словам, так же как и он, «восхищалась симфонией мыслей… с библейским текстом». В этом письме митрополит Кирилл писал о. Неофиту: «Заботница, которую я познакомил со многими из прочитанных мыслей Ваших… свое впечатление от слышанного вслух выражает молитвенным слезным обращением ко Господу, да сохранит силы Ваши для продвижения и расширения этого великого дела Вашей иноческой жизни» 32 . Актуальными для современной о. Неофиту церковной ситуации были слова из «Мыслей о стыде»: «Не всегда люди являются носителями правды. Угождение людям сильным и славным, не освященное правдой, ведет ко греху. Страх и стыд пред этими людьми удаляет от добра. Это страх и стыд не греха пред правдой, а страх и стыд добра пред человеческой силой» 33 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Емецк. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты ...В 1792 году рядом с деревянной церковью была заложена каменная двухэтажная церковь во имя Богоявления Господня (в нижнем этаже) и во имя Покрова Божьей Матери (в верхнем этаже). Зачачьевский житель Заборский в своем дневнике утверждает, что каменная церковь в Емецке была заложена в 1789 году, строителем ее был богатый емчанин Василий Иванович Перевозников, и нижнюю церковь святили 15 августа 1803 года при большом стечении народа. Он указывает, что емчане пекли хлебы и рыбники, варили пиво и угощали народ в ограде церкви, много было всяких яств и всех угостили изрядно. Ночью 1 октября 1808 года Емецк вновь горел. Сгорело все село, сгорела и деревянная церковь, расположенная южнее каменной на расстоянии не более 15 саженей (примерно 30 м) ближе к реке. Место, на котором стоит каменная церковь, и близ ее, особенно за южной стороной, было местом старинного приходского, а может быть, монастырского кладбища, так как от приходской деревянной Богоявленской церкви выше по Емце саженей на 50 (105 м) находился до 1613 года Ивановский женский монастырь.  Занимаемое каменной церковью место есть место деревянного острога, построенного в 1613 году. Покровский монастырь находился в полуверсте (560 м) от Ивановского монастыря. Церковь же Иоанна Предтечи была в ряду с Богоявленской в том же или около того места, где сейчас каменная. С 1760 года монастыри не отстроились и, надо полагать, крестьяне, приписанные к монастырю, вошли в состав Емецкого прихода с той разницей в наименовании, какая долгое время существовала между прихожанами; одна половина их именовалась богоявленскими, другая - покровскими. Богоявленская церковь как церковь старая и имевшая перед другими то преимущество, что образовалась не из упраздненных монастырей, стала называться соборною. Это наименование дано было епархиальным начальством и сохранилось в некоторых документах, оставшихся целыми после пожаров. Духовной консисторией каменная церковь именовалась собором, а старшие лица - протоиереями собора.

http://sobory.ru/article/?object=09341

В июне 1935 г. Н. был отправлен в ссылку, к-рую отбывал в с. Ленинском (ныне Казыгурт) Южно-Казахстанской обл. Он общался с др. репрессированными священнослужителями, трижды приезжал к митр. сщмч. Кириллу (Смирнову) , также сосланному в Казахстан, организовал хоровой кружок, писал роман. 23 июня 1937 г. Н. арестовали и заключили в тюрьму г. Чимкента. В тот же день были арестованы еще 19 чел. по следственному делу об организации «контрреволюционного центра церковников». К осени 1937 г. по этому делу были арестованы 64 чел., в т. ч. митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых) , еп. Евгений (Кобранов) , архиеп. сщмч. Алексий (Орлов) , схиархим. прмч. Елевферий (Печенников) , прот. сщмч. Владимир Смирнов , иером. прмч. Иоанн (Лаба) , иером. прмч. Иларион (Цуриков) и его брат мон. Иоанн, игум. прмц. Ева (Павлова) , мон. прмц. Евдокия (Перевозникова) , мон. прмц. Мария (Рыкова) . Н. был обвинен в руководстве контрреволюционной орг-цией церковников из числа ссыльного духовенства в Каракатском р-не и с. Ленинском, в «агитации пораженческого характера, написании контрреволюционного романа». Виновным себя не признал и отказался отвечать на вопросы следователя. Н. был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 4 нояб. 1938 г. и похоронен в общей могиле в Лисьей балке близ Чимкента. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 02455. Лит.: Смирнова М. Д. Сщмч. Николай Толгский//Календарь храма Благовещения Пресв. Богородицы. М., 2011. 11. С. 1-8; Толгская Н. В. Имена в «Noмuhahiu»: О священническом роде Толгских. М., 2011. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2565836.html

   001    002    003    004   005     006