В 1792 г. была заложена каменная двухэтажная церковь и вчерне окончена в 1808 г., когда был освящён главный престол. Первоначально в церкви было три престола: в нижнем этаже два - главный Богоявленский, освящённый 21 декабря 1808 г. архимандритом Сийского монастыря Феофилом, и придельный - во имя вмц. Параскевы, освящённый 2 июня 1822 г. благочинным Василием Павловским, и в верхнем этаже один престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы из-за тесноты был упразднён в 1855 г.В приходе имелась ещё деревянная церковь на приходском клабище во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов. Церковь была построена в 1888 г. и снабжена необходимой утварью на средства местных торговцев - крестьян Вальневых и их матери вдовы Екатерины Вальневой, пожертвовавших 5000 руб. Церковь была освящена 28 августа 1890 г. В приходе было три часовни. Две из них располагались в с. Емецком и служили памятниками о двух церквях женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Третья часовня - во имя вмч. Георгия - находилась в д. Шильцове, в одной версте от приходской церкви. Эта часовня была построена в 1877 г. вместо прежней, впервые устроенной, по преданию, на месте явления иконы вмч. Георгия в 1583 г., при игумене Сийского монастыря Питириме. В разных местах прихода находились 16 крестов в особых крытых зданиях. Церковно-приходское попечительство было открыто 10 февраля 1884 г., церковно-приходская школа - 9 января 1889 г. В Емецке имелось также двухклассное училище Министерства народного просвещения, открытое в 1875 г. вместо существовавшего с 1843 г. приходского училища. До 1822 г. в Емецке было духовное училище, закрытое по малолюдству. Жертвователи: Василий Иванович Перевозников пожертвовал средства, на которые в 1823 г. была сооружена пристройка к церкви, ведущая к колокольне, а в 1825 г. отлит большой колокол в 169 пудов. Другой колокол, полиелейный, был отлит в 1769 г. на средства Ивана Брагина. В 1887 году крестьянин прихода Александр Пентелеев пожертвовал 100 руб. в пользу церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09341

Пастырское поучение православному народу и последование молебного пения о мире и прекращении раздоров и нестроении внутренних//Церковные ведомости. Приложение. 1905. 44. С. 1–4. Пастырское собрание о социальное проблеме//Церковный вестник. 1906. С. 1500–1502. Пастырь церкви среди современных событий//Московские церковные ведомости. 1906. 2. С. 18–19. Перевозников К. Почему молчит духовенство?//Церковный вестник. 1905. 11. С. 334–336. Политика и школа//Церковный вестник. 1907. 15. С. 482. Послание Святейшего Синода по поводу беспорядков рабочих//Церковный вестник. 1905. 3. С. 85–87. Послание Святейшего Синода по случаю волнений рабочих//Церковные ведомости. Прибавления. 1905. 3. С. 498. Почва для объединения православного духовенства//Московские церковные ведомости. 1906. 6. С. 72–73. Предположения о порядке исполнения по г. Москве определения Св. Синода от 22 июня 1915 г., за 4877, напечатанного в 147 Приходского Листка от 21 июня 1915 года//Московские церковные ведомости. 1915. С. 410–411. Предположения относительно народных школ//Московские церковные ведомости. 1883. 26. С. 263. Приходские попечительства при Православной Церкви как органы благотворительности//Трудовая помощь. 1903. 5. С. 609–626. Проповедь безбожия в народе//Церковный вестник. 1907. 48. С. 936. Рабочие и духовенство//Миссионерское обозрение. 16. С. 945– 946. Резолюция Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Макария, за 1388//Московские церковные ведомости. Официальный отдел. 1915. 29. С. 320–321. Речь высокопреосвященного митрополита Антония к рабочим//Миссионерское обозрение. 1905. 2. С. 392–393. Русская церковь в 1905 году//Церковный вестник. 1906. 1. С. 6. Скворцов В. Кто такой о. Гапон и как православный священник мог стать во главе народной смуты//Миссионерское обозрение. 1905. 1. С. 234– 230. Скворцов В. Православная внутренняя миссия в истекшем 1907 году//Миссионерское обозрение. 1908. 1. С. 117–122. Социализм перед лицом христианской совести//Церковные ведомости. Прибавления. 1906. 30. С. 2345–2353.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переписка велась между владыками конспиративно (жизнь научила их не особенно доверять почтовым отделениям), поэтому помимо условных слов и сокращений применялась и система «конспиративных» адресатов. Переписка поступала не прямо к сосланным иерархам, а к их доверенным лицам, которые находились не под таким пристальным наблюдением властей, как сами архиереи. Так, например, вся переписка для владыки Евгения поступала на адрес: г. Чимкент, ул. Долорес, д. 63, кв. 1, Рыковой Марии Сергеевне. Владыке Кириллу переписка приходила на адрес Евдокии Александровны Перевозниковой (монахини Евдокии, «заботницы»), которая так же, как и митрополит Кирилл, проживала в поселке Яны-Курган. Митрополиту Иосифу наиболее важная почта приходила через священника Ветчинкина, проживавшего в Ташкенте, Сеницкого Григория и его дочь Фаину, проживавших в Самарканде. Иногда, когда и почте нельзя было довериться, письма доставляли доверенные монахи или монахини. В последнее время в исторической науке появилась тенденция предполагать некую существенную эволюцию взглядов митрополита Кирилла на деятельность митрополита Сергия в сторону большей нетерпимости. Поэтому представляется важной задачей исследование этих взглядов к 1937 году: претерпела ли изменение точка зрения митрополита Кирилла на деятельность митрополита Сергия и если претерпела, то насколько существенно? Определенное изменение воззрений владыки Кирилла на деятельность митрополита Сергия, конечно, следует признать. Сам факт издания 27 декабря 1936 г. «Акта о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола Российской Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) » был воспринят ссыльной оппозиционной иерархией как игнорирование митрополитом Сергием и завещательного распоряжения патриарха Тихона от 25.12. 1924 (07.01.1925), и завещательного распоряжения митрополита Петра от 22.11 (5.12). 1925. Среди исследователей существуют крайне противоречивые суждения о вступлении митрополита Сергия в права местоблюстителя в обход прав митрополита Кирилла: от отрицания каноничности подобной меры (например, епископ Григорий Граббе 656 , Л. Регельсон и др.), как узурпации не принадлежащих митрополиту Сергию прав, до признания целесообразности и естественности подобной меры (например, Д. Поспеловский).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9. Цветы. А. С. 237 с. 10. В покаянии и молитве спасение. Прот. о. Иоанна Ильича Сергиева (Кроншт.). 329 с. 11. Уроки истории. К. Перевозникова. 332 с. 12. Значение веры в области научного знания. А. 341 с. 13. Приобретение духовного совершенства, как задача и благо личной жизни по христианской и общефилософской морали. П. Борисовского. С. 376–384 14. То же. С. 492–528 15. Жизнь во сне и ее нравственное значение. В. К. Недзвецкого. 395 с. 16. Благодеяние для народа Богопоставленной власти и бедствия от безвластия. Прот. о. Иоанна Ильича Сергиева (Кроншт.). 489 с. 17. Участие Церкви в собирании Руси в 14–15 веках. К. Шебатинского. 527 с. 18. Оценка предпосылок материалистического и пантеистического эволюционизма. А.Н. Чемоданоса. 538 с. 19. Учение православной Церкви о происхождении человека. Прот. С–ва. 567 с. 20. В чем состоит свобода христианина. Прот. о. Иоанна Ильича Сергиева (Кроншт.). 654 с. 21. Об основаниях вменения первородного греха Адамова всему человечеству. И. Левитова. 657 с. 22. Очерк философских воззрений В. С. Соловьева . Иером. Виссариона. 673 с. 23. Из истории религиозной мысли во времена революции. К. В. Недзвецкого. 689 с. Отдел 2 24. На могиле М. Н. Каткова. Прот. И. Соловьева. 81 с. 25. Идеальное и реальное в жизни Христианина. Г. Добрякова. 89 с. 26. Из истории духовного обновления одной души. Л. Оль. С. 121–146 27. То же. С. 269–308 28. То же. С. 423–448 29. То же. С. 578–606 30. То же. С. 755–786 31. К вопросу о причинах упадка пастырского духа в современном нашем духовенстве. П. И. Козицкого. 255 с. 32. То же. С. 408–422 33. Михаил Никифорович Катков по вопросу об учебном строе духовно–учебных заведений. 309 с. 34. Памяти учителя о. Прот. Андрея Григорьевича Полотебнова. Прот. И Соловьева. 449 с. 35. Моральные впечатления художественного Запада. В. К. Недзвецкого. 608 с. 36. К вопросу о реформе духовных семинарий. Ректора Виденской духовной семинарии Прот. Андрея А. Беляева . С. 704–722 37. Труды и заслуги К. П. Победоносцева , для веры и Церкви. Прот. И. Соловьева. С. 723–754

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Указом Св. Синода от 16 января 1891 года за 212 Совету Академии вменено в обязанность дозволять студентам подачу семестровых сочинений после летних каникул в особо уважительных случаях. Определили: 1) Студентов III курса: 1. Илью Громогласова , Константина Сильченкова , Сергея Казанского, свящ. Евгения Мерцалова, 5. Михаила Светлаева, Василия Ремезова, свящ. Сергея Бельского, Василия Смирнова, Константина Соколова, 10. Сергея Глаголевского, Василия Некрасова, Василия Покровского, Василия Воздвиженского, Никандра Тихомирова, 15. Ивана Язвицкого, Вячеслава Цветкова, Сергея Левицкого, Михаила Магницкого, Николая Мошкова, 20. Николая Виноградова , Николая Остроумова , Димитрия Соколова, Николая Орлова , Константина Демидова, 25. Николая Слезкина, Николая Писаревского , Андрея Постникова, Ивана Лаврова, Василия Воскресенского, 30. Петра Борисоглебского, Владимира Троицкого, Михаила Владыкина, Николая Суперанского, Александра Красовского, 35. Федора Федорова, Петра Суринова, Николая Успенского , Ивана Орловского, Александра Васильева , 40. Ивана Малинина, Чедомиля Митровича перевести в следующий курс. 2) Принимая во внимание, что студенты: Константин Торопов, Владимир Попов, Константин Субботин, Павел Тихомиров , Николай Цыганков, Николай Матвеев, Кирилл Перевозников и Николай Христодуло не представили семестровых сочинений по причинам вполне уважительным, дозволить им подачу этих сочинений после летних каникул. Внесенные председателями комиссий, производивших ис- —98— пытания студентов II курса, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 59 студентов, 48 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3 –, у одного студента средний балл 3, 91 , У другого – 3, 88 . Студенты: Василий Сенатов, Стефан Иовичич, Василий Корсунский, Симон Логадзе и Владимир Оргийский не представили семестровых сочинений по новой гражданской истории, студенты: Никита Рождественский, иеродиакон Каллист и Михаил Смирнов – по истории русской литературы и студент Добросав Маркович – по общей церковной истории. V. Внесенный и. д. инспектора Академии, иеромонахом Григорием, список студентов II курса с обозначением баллов по их поведению: в этом списке поведение 57 студентов означено баллом 5 и 2 студентов – баллом 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

месяцами позже. Срок ссылки К. заканчивался в кон. 1924 г., однако разрешение явиться в Усть-Сысольск за документами на проезд к месту постоянного жительства он получил только в марте следующего года. Узнав о смерти 7 апр. 1925 г. свт. Тихона, К., не имевший сведений о новом завещательном распоряжении патриарха, предполагал, что митр. Агафангел - 1-й кандидат в местоблюстители. К. решил не преодолевать трудности начавшейся весенней распутицы и остался ожидать парохода (Там же. С. 337). Ввиду отсутствия в Москве К. и митр. Агафангела Архиерейское совещание РПЦ 12 апр. 1925 г. утвердило патриаршим местоблюстителем митр. Петра. В мае 1925 г. К. с 1-м пароходом прибыл в Усть-Сысольск, где узнал о происшедших в Москве событиях. Позднее он вспоминал, что ему было непонятно, почему его отсутствие в Москве могло быть препятствием к исполнению обязанностей патриаршего местоблюстителя, но он признал решение собрания епископов и имел каноническое и молитвенное общение с митр. Петром как с 1-м епископом страны (Там же. С. 338). Из Усть-Сысольска К. намеревался выехать в Москву, но был отправлен без объяснений в новую ссылку в отдаленное сел. Переволок Ижмо-Печорского у. Коми (Зырян) автономной обл., где он пребывал в полной изоляции от событий общецерковной жизни. В этой и последующей ссылках К. сопровождала мон. Евдокия (Перевозникова) . Между тем 5 дек. 1925 г. митр. Петр составил завещательное распоряжение на случай своей кончины, в к-ром, согласно воле почившего патриарха Тихона, указал К. 1-м кандидатом в патриаршие местоблюстители. Также в качестве кандидатов были указаны последовательно митрополиты Агафангел (Преображенский), Арсений (Стадницкий) и Сергий (Страгородский). 10 дек. 1925 г. митр. Петр был арестован. В соответствии с его распоряжением от 5 дек. на случай невозможности по к.-л. обстоятельствам отправлять обязанности патриаршего местоблюстителя их временное исполнение перешло к Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому). Воспользовавшись невозможностью митр. Сергия из-за подписки о невыезде прибыть в Москву, 22 дек.

http://pravenc.ru/text/1840285.html

С приходом власти большевиков Светлое на себе испытывает всю тяжесть большевистского бремени. Сразу после подавления восстания крестьян против советской власти, вспыхнувшего в августе 1918 года, храм превращается в одно из мест концентрации для арестованных членов семей участников восстания. Практически все из них ( старики, женщины и дети) будут расстреляны прямо у его стен. Священник Иоанн Луппов, как и многие мужчины села, отступил с армией Колчака. Священником храма становится Иоанн Перевозников, служивший до этого в храме псаломщиком, а с 1916 года диаконом. В последующем он будет осужден, и после лагерей погибнет в ссылке. В 1920 – 1921 гг. сгорает храм. А вновь рукоположенный священник Алексей Пономарев «за слова сужден». Жители села Светлое и окрестных селений вскоре, в 1923 году, строят новый деревянный храм во имя Св. Апостолов Петра и Павла. В этом же году они регистрируют православное религиозное общество «староцерковников» выбирая священником бывшего диакона Июльской церкви Василия Кряжевских, а старостой светлянского крестьянина Василия Ивановича Лапина. Судьба о. Василия Кряжевских не известна но с июля 1924 года священником в селе вновь становится о. Алексей Пономарев. В 1932 году он вновь арестовывается, и храм остается без священника. По ходатайству Воткинского РИК Президиум Свердловского областного исполкома от 3 ноября 1934 года постановил закрыть «бездействующую церковь в с. Светлое Воткинского района». Церковь была разграблена и передана под школу крестьянской молодежи. По инициативе православных христиан села Светлое 10 августа 1992 года было зарегистрировано Петро-Павловское религиозное объединение с,Светлое, Воткинского р-на, УР. «Вид, вероисповедания принадлежность» обозначены как «Приход молитвенного дома Русской православной церкви Ижевской и Удмуртской Епархии Московского Патриархата». Председателем приходского Совета указана Щенина Валентина Александровна, позже – староста, казначей. Верующим предоставили одну половину бывшего приходского дома, вторую половину занимали спортсмены. В 1993г. с их стороны начался пожар, уничтоживший все здание со всем имуществом. Щенина В.А. успела вынести из пожара ныне заамвонную икону в киоте - Господь Вседержитель.

http://sobory.ru/article/?object=16602

640 В источнике: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка». 642 12 апреля 1932 г. Временный Патриарший Священный Синод вынес постановление о на­граждении Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) правом совершать богослужения с предношением креста, честь, которая присваивается обычно первоиерархам (см.: Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М., 2001. С. 124). 646 См.: Акты Святейшего Тихона... С. 696–699 (документ под названием «Письмо неизвестно­го иерарха к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Горьковскому Сергию (Страгородскому) о вопросах, связанных с порядком местоблюстительства в Православной Рус­ской Церкви». В «Актах Святейшего Тихона...» неверно предполагается авторство митрополита Иосифа (Петровых) . 647 Имеется в виду архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), бывший секретарь святого Патри­арха Тихона, со времен зырянской ссылки связанный узами дружбы с митрополитом Кириллом и епископом Афанасием. 651 Чумаков Александр Павлович – келейник епископа Василия, разделявший с ним все трудно­сти изгнания и тюремного заключения. 653 Вероятно, Екатерина Александровна Книшек, духовная дочь Владыки Василия, председатель церковного совета. 655 Монахиня Евдокия (Перевозникова Евдокия Александровна), преподобномученица, келей­ница митрополита Кирилла (Смирнова). 656 Святитель Афанасий осенью 1933 г. навестил своего друга по Московской духовной академии протоиерея Владимира Пылаева (расстрелян в 1937 г.), проживавшего в г. Старая Русса, который по указаниям святителя Афанасия написал первую икону Всем русским святым и ждал возвраще­ния Владыки из ссылки, чтобы показать ее (см.: Молитва всех вас спасет. С. 582). 657 В письме к протоиерею Павлу Дашкееву от 29 октября 1954 г. епископ Афанасий сообщал: «Среди правил поместного Карфагенского Собора есть одно приблизительно такое: Если православный епископ не ревнует о возвращении православным захваченного донатистами цер­ковного имущества, то все епископы поместной церкви прерывают с ним общение и он должен довольствоваться общением только с своей паствой. Таким образом устанавливается возмож­ность такого положения, когда к православному, благодатному, не отлученному и не запрещен­ному епископу, не достаточно энергично действующему в защиту интересов церкви, применя­ется как бы своеобразный церковный бойкот со стороны других епископов и их паств. На этом правиле в начале 30-х годов я и м[итрополит] Кирилл основывали нашу тогдашнюю позицию. Мы поминали одного первоиерарха М[итрополита] П[етра] и не поминали временно за него управлявшего церковными делами, как никогда не возносилось во всей епархии имя викария, хотя бы и управлявшего епархией за отсутствующего или епарх[иального] архиерея» (Мо­литва всех вас спасет. С. 384–385). По-видимому, это правило имеет в виду митрополит Кирилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

При означенной церкви в 1823 – 28 гг. устроена каменная четырехъярусная колокольня в 28 саж. вышины вместе со шпицем, вначале стоящая отдельно от церковного здания в расстоянии от него в 5 саж., а в 1823 г. соединенная с ним каменною пристройкою, сооруженною на средства покойного крестьянина Василия Ивановича Перевозникова, вследствие чего и сама церковь увеличилась и имеет в настоящем своем виде 12 саж. в длину. Большой колокол в 169 пудов вылит в 1825 г. на средства того же Перевозчикова, полиелейный в 70 пудов, уцелевший от прежней церкви, в 1769 г. - на средства Ивана Брагина. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою, устроенной в 1856 г. Утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена, благодаря пожертвованиям прихожан, вполне достаточно. Средствами к ее содержанию служат: проценты с неприкосновенного капитала в 2000 руб., кружечно-кошельковый сбор, достигающий до 150 руб. и арендная плата с 18 деревянных торговых лавок и амбаров, каковой платы в 1893 г. было получено 189 руб. 80 коп. Часовен в приходе три: две маленькие в с. Емецком, служащие памятниками о двух церквах бывшего женского Иоанна-Предтеченского монастыря, и третья - во имя вмч. Георгия в дер. Шильцове, в 1 версте от приходской церкви, устроенная в 1877 г. вместо прежней, по случаю явления на месте часовни иконы вмч. Георгия в 1583 г. при сийском игумене Питириме. Кроме часовен, в разных местностях прихода находятся 16 крестов в особых крытых зданиях. Церковно-приходское попечительство открыто 10 февр. 1884 г., церковно-приходская школа 9 янв. 1889 г., помещается в квартире диакона. Законоучителем состоит местный протоиерей безвозмездно, учителем - диакон, получающий 80 руб. в год от общества. Кроме того, в с. Емецке имеется двухклассное училище министерства народного просвещения, открытое в 1875 г. вместо существовавшего с 1843 г. приходского училища. До 1822 г. в Емецке было духовное училище, закрытое по малолюдству. Состав причта до 1845 г. был неодинаков, с 1845 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников; с 1854 г. к этому составу прибавлен второй священник, что продолжалось до 1869 г. По высочайше утвержденному положению 16 апр. 1869 г. назначено быть 1 священнику и 1 псаломщику, к коим в 1889 г. прибавлен штатный диакон, без жалования.

http://sobory.ru/article/?object=09341

Однако причины молчания значительной части духовенства многие видели не только в его слабой образованности, но и в его бесправии, незащищённости, вытекавшей из несовершенств местного (епархиального) управления и, в частности, из факта отсутствия церковного суда. Так, К. Перевозников в статье «Почему молчит духовенство?» указывал, что православное духовенство в России фактически бесправнее и беззащитнее любого мужика. «У мужика, – пишет названный автор, – есть много способов хоть искать (...) удовлетворения своих обид: к его услугам и земский начальник, и уездный съезд, и уездный член суда, и окружной суд, и судебная палата, и сенат. Все это судебные, хотя и не всегда удовлетворительно судящие инстанции. Но кому, кроме Бога, поведает печаль свою духовенство? Кому, например, прикажете жаловаться на о. благочинного, если ему не понравится ваша физиономия и он начнёт вас с достойным лучшей участи усердием теснить и преследовать? Консистории? (...) Доказывайте, сколько хотите, этому почтенному ареопагу, что вы правы (...) доводы ваши будут „оставлены без последствий“. Вы можете, правда, апеллировать к епископу. Но не обольщайтесь сладкими надеждами на непременный успех! Во-первых, благочинный – одно из очей епископа – часто бывает у последнего, втирается в его доверие и потому говорит и действует безапелляционно; во-вторых, многие епископы не менее консисторий повинны в ревнивом, во что бы то ни стало оберегании своей власти; в-третьих, жалоба ваша непременно будет сдана „в консисторию на рассмотрение“, а там по ней будет затребовано объяснение благочинного, которое вам не покажут и возражать на которое не позволят... Если так трудно тягаться с благочинным, то что же станете делать, подпав воздействию личного усмотрения „епархиального начальства“? И жалобы в Синод нисколько тут не помогут. А между тем епископ может лишить вас и вашу семью куска хлеба, заклеймить вас званием преступника, лишить свободы заключением в монастырь, запретить священнослужение, низвести в причётники, – словом, одним взмахом пера, так часто отражающим минутное настроение пишущего, может отнять у вас всё то, что вправе отнять только беспристрастный, лично не заинтересованный суд» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006