Скачать epub pdf На главном церковном богослужении – Божественной Литургии, мы слышим возгласы о поминовении властей. Они основаны на словах Апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте...» ( 1Тим.2:1–2 ). Слова о поминовении властей трижды повторяются на Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста : Великая ектенья в начале Литургии: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Сугубая ектенья на Литургии оглашенных: Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте . Молитва иерея (священника) во время пения «Достойно есть» или задостойника: Еще приносим Ти словесную сию службу […] о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Возникает вопрос, в какой мере уместна молитва за власти, особенно, если это явные безбожники? Рассматривая в целом вопрос о поминовении тех или иных конкретных людей, а также социальных или религиозных групп, важно различать: 1. Содержание молитвенных прошений. О чём мы молимся. Если о вразумлении, о том, чтобы они не вели активную богоборческую деятельность, то ничто не мешает молиться за иноверцев, еретиков, даже сознательных сатанистов. 2. Живы эти люди или уже предстали пред Богом . Если человек в своей жизни сделал сознательный выбор, то нелепо пытаться его воцерковить после смерти. 3. Форму поминовения . Например, на проскомидии принято вынимать частицы только за православных христиан (и не за отпавших ). Ведь Церковь в первую очередь духовный организм, а уже затем организация (семья – это в первую очередь кровные связи, а во вторую – проживание в одной квартире). Как кровь попадает только в те члены, которые являются частью тела, так и в Таинстве Евхаристии мы поминаем только членов Тела Христова – Церкви. Да, Господь пролил Свою Кровь за грех всего мipa, но не весь мip принял эту жертву. Мы не можем насильно включить в организм Церкви тех, кто от этого отказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/chtec_Kirill/o...

(ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК) История не сохранила до нашего времени литературных свидетельств о существовании в раннем христианстве вечернего богослужения, которое имело бы значение нарочитого молитвенного освящения христианами вечернего времени, вне связи с евхаристией или с агапой. Возможно, что такого отдельного от евхаристии и вечери любви общественного богослужения не существовало. Но, с другой стороны, было бы неправильным отрицать существование в раннем христианстве самой идеи молитвенного освящения вечера и выражение ее хотя бы в самых простейших литургических формах, доступных для общей молитвы членов тех „домашних” церквей, о которых говорит ап. Павел ( Римл. 16,4 ). Апостолы происходили из иудеев, и свою проповедь о Христе распространяли в первую очередь среди своих благочестивых соплеменников. Это обстоятельство обусловливало существование некоторых связей между Новозаветной церковью и центром религиозной жизни иудейства – ветхозаветным храмом. Наличие этой связи отмечает Дееписатель, когда говорит, что первые христиане „каждый день единодушно пребывали в храме” ( Деян. 2,46 ) и что „Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый” ( Деян. 3,1 ). Предание сохранило сведения о том, что первому епископу Иерусалимской христианской общины, ап. Иакову не возбранялось входить даже во „Святая”, и его обычно видели в храме стоящим на коленях и молящимся 1 . Эта связь первых христиан с Иерусалимским храмом прекратилась только в связи с рассеянием их из Иерусалима после мученической кончины первого диакона св. Стефана ( Деян. 8,1 ). Но и после этого слово благовестия о Христе неслось в первую очередь к иудеям рассеяния, так что до средины II века основной контингент членов Церкви составляла диаспора. Обращаясь к религиозной жизни ветхозаветного иудейства, мы видим, что еще книга Исход предписывала евреям совершение в скинии нарочитого вечернего богослужения: „И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши” ( Исх. 30,8 ). Книга же Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения и скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” ( Лев. 24,1–4 ). В центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления „вне завесы ковчега откровения и скинии собрания” светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   Поэтому, признавая безоговорочно всю несомненную пользу, больше того – абсолютную необходимость исторического исследования в литургическом богословии, о чем, надеюсь, с достаточной ясностью, я писал в моем «Введении в литургическое богословие», я считаю неправильным и вредным то сведение Литургии к истории богослужения, что заменило собою прежнее пленение ее богословской схоластикой. Я убежден, например, что этой исторической редукцией, в первую очередь, объясняется беспомощность, растерянность, разноголосица литургистов в глубочайшем литургическом кризисе, что разразился в наши дни внутри христианства. Им словно нечего сказать в ответ на всевозможные литургические эксперименты, производимые с целью «приблизить» богослужение к «нуждам», «идеям» и даже «требованиям» современного мipa, то есть, попросту говоря, растворить его в современности. Сказать же нечего им потому, что, растворив богослужение сначала в истории, они сами, в сущности, подвели основание под растворение его теперь в современности, лишили смысла сам вопрос о вечной и неизменной сущности Литургии, о значении ее – для Церкви, для человека, для мipa. А тем самым и реакцию на все эти эксперименты отдали в руки бесплодного, литургически-безграмотного интегризма. § IV    Все это нужно было сказать, чтобы снова оправдать — на этот раз по отношению к евхаристическому воспоминанию — метод, лежащий в основе всего этого исследования и который, по моему глубокому убеждению, один только и соответствует и отвечает как сущности, так и цели литургического богословия. На вопрос о смысле этого воспоминания, о смысле Литургии как таинства воспоминания целостного ответа мы должны искать в самой Евхаристии. Это значит – в непрерванности, в тождественности того опыта, — не личного, не субъективного, — а именно церковного, который в евхаристическом священнодействии воплощен и в каждом его совершении исполняется.    Здесь нужно со всей силой оговорить, что целостный ответ не означает – весь ответ, все знание, им раскрываемое. Всего ответа ни на один настоящий вопрос нам знать не дано, и не только в силу нашей ограниченности, а потому что неисчерпаема глубина Божественной тайны, Божественного смотрения о мире и человеке, и потому – неисчерпаемо ни здесь, на земле, ни в вечности и наше искание, наше вопрошание. Да, мы уже теперь, в этой земной жизни, призваны к участию в небесном таинстве, к приобщению небу. Но знание наше все еще отчасти, «ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан...» (1Кор. 13:9, 10, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

После «молитвы входа» диакон, держа левой рукой Евангелие, а правой – орарь, показует правой рукой к Востоку, на алтарь и говорит: «Благослови, Владыко, Святый вход». Священник отвечает: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно, и во веки веков» – и осеняет крестом пространство алтаря. Диакон, произнося «аминь», дает священнику поцеловать Евангелие и, сам поцеловав руку священника, придерживающую Евангелие, кланяется иерею. После окончания пения антифона стоящий перед священником (лицом к престолу) диакон возвышает Евангелие, изображает им начертание креста и громко произносит: «Премудрость, прóсти». В древней Церкви в отдельные моменты богослужения можно было сидеть (сегодня подобная практика по-прежнему существует в ряде Православных поместных Церквей, в том числе в Греческой), и слово «прóсти» означало призыв встать: но и сегодня возглас «прóсти» побуждает нас собраться с силами, зовет с особым напряжением внимать происходящему. Возглас же «премудрость» отсылает нас к словам святого апостола Павла: «… мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известной через Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божья по превечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем надежный доступ через веру в Него» ( Еф.3:8–12 ). Как раз здесь, при произнесении возгласа «премудрость», связанного со священнодействиями Малого входа – входа, символически отображающего пришествие в мир Христа, – мы и можем припомнить только что приведенные слова Апостола о многоразличной премудрости Божьей, той Премудрости, Которая, как мы с вами знаем, делается доступна христианину именно через Евхаристию и Которая дарует ему подлинное единение с Богом. Напомню, что в понимании древней церковной традиции Премудрость Божья (по-гречески «σοφα», «софия») – это в первую очередь именование Самого Сына Божьего, Второго Лица Пресвятой Троицы. Так, по слову святителя Германа Константинопольского о Христе, «слышали мы и видели глазами нашими, что Он – Премудрость и Слово Божье». 293 Тем самым для нас приобщение Божественной Премудрости есть в первую очередь мистическое единение со Христом в Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Содержание (ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)    История не сохранила до нашего времени литературных свидетельств о существовании в раннем христианстве вечернего богослужения, которое имело бы значение нарочитого молитвенного освящения христианами вечернего времени, вне связи с евхаристией или с агапой. Возможно, что такого отдельного от евхаристии и вечери любви общественного богослужения не существовало. Но, с другой стороны, было бы неправильным отрицать существование в раннем христианстве самой идеи молитвенного освящения вечера и выражение ее хотя бы в самых простейших литургических формах, доступных для общей молитвы членов тех „домашних” церквей, о которых говорит ап. Павел (Римл. 16:4).    Апостолы происходили из иудеев, и свою проповедь о Христе распространяли в первую очередь среди своих благочестивых соплеменников. Это обстоятельство обусловливало существование некоторых связей между Новозаветной церковью и центром религиозной жизни иудейства — ветхозаветным храмом. Наличие этой связи отмечает Дееписатель, когда говорит, что первые христиане „каждый день единодушно пребывали в храме” (Деян. 2:46) и что „Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый” (Деян. 3:1). Предание сохранило сведения о том, что первому епископу Иерусалимской христианской общины, ап. Иакову не возбранялось входить даже во „Святая”, и его обычно видели в храме стоящим на коленях и молящимся. Эта связь первых христиан с Иерусалимским храмом прекратилась только в связи с рассеянием их из Иерусалима после мученической кончины первого диакона св. Стефана (Деян. 8:1). Но и после этого слово благовестил о Христе неслось в первую очередь к иудеям рассеяния, так что до средины II века основной контингент членов Церкви составляла диаспора.    Обращаясь к религиозной жизни ветхозаветного иудейства, мы видим, что еще книга Исход предписывала евреям совершение в скинии нарочитого вечернего богослужения: „И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши” (30,8). Книга же Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения и скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (24, 1 —4). В центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления „вне завесы ковчега откровения и скинии собрания” светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Этот комок потом нужно бросить в купель. Ничего мистического в этих действиях нет. Пострижение волос символизирует первую, символическую жертву новокрещенного за Христа. Но суеверие гласит, что если воск утонет в воде, то младенец будет жить недолго. Подобное утверждение совершенно беспочвенно, т.к. воск вообще не может утонуть в воде. Но брошенный с силой и с определенной высоты, в первые секунды он, действительно, может уйти под воду. Печально, если этот момент увидит суеверный крестный или крестная. Тут же начинаются причитания, стенания о несчастной судьбе ребеночка. Вместо того, чтобы порадоваться о духовном рождении нового православного христианина, крестные начинают его хоронить заживо. Некоторые люди считают, что благодатное действие причастия не утрачивается в течение шести недель, поэтому причащаться чаще вовсе не стоит. В первую очередь нужно напомнить этим людям, что к причащению Святых Своих Тела и Крови призывает нас Сам Христос: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое … пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26-28 ). Мы слышим эти слова каждый раз, когда присутствуем на Божественной литургии. Неужели не к нам обращается Христос, к стоящим в храме или молящимся в алтаре? К нам и только к нам Он обращается со словами «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Это воспоминание и есть причащение Святых Христовых Тайн, к которому призывает Господь. Евхаристия всегда была центром христианской общины, без нее не проходили молитвенные собрания первых христиан, которые «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Поэтому причащение Божественных Тела и Крови за каждой литургией должно быть непременным и естественным желанием каждого православного христианина. Что же касается благодатного действия причастия, то стоит сказать, что даже и в сам день причастия можно нагрешить так, что от той Божественной благодати, изобильно полученной в Святом Причащении, не останется и следа.

http://sueverie.net/okkultizm-i-sueveriy...

Вся земля полна Славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, И живу среди народа, также, с нечистыми устами, – И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: Вот, это коснулось уст твоих, И беззаконие твое удалено от тебя, И грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: Кого мне послать? И кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Исаия, 6:1–8) Что бы вы сказали, если бы воскресное богослужение имело бы такую же силу? На самом деле, оно её имеет! Давайте посмотрим на элементы, детали свидетельства Исаии – очевидца небесной литургии – и увидим, как она воздействовала на него через чувства и через его понимание пророчества. Видение Что видел Исаия? В первую очередь, он видел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». Под Господом в этом отрывке имеется ввиду Вечный Сын Божий. Апостол Иоанн в своем Евангелии цитировал пророчество Исаии о Христе и ссылался на увиденное Исаией на небесах, когда писал: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин. 12:41 ). Позвольте спросить: возникало у вас когда-нибудь желание увидеть Иисуса Христа? Я имею в виду, увидеть Его так, как вы видите других людей? Я помню, что в моем детстве, а позднее и в юности был период, когда мне казалось, что верить было бы намного легче, если бы я смог хотя бы однажды увидеть Господа. В конечном итоге верные увидят Его лицом к лицу. И мы призваны ходить верою, а не видением. Но Исаия сподобился Его увидеть, также как евангельские личности, знавшие Его, и так же, как Стефан, и Павел, и Иоанн, видевшие Его даже после вознесения. Но как насчет нас с вами? Очевидно, что Церковь с древности давала своему народу возможность видения Господа, если хотите, своего рода вспомогательные средства. В своей классической книге «Форма литургии» Грегори Дикс рассказывает, как раннехристианских домашних церквах в Риме, когда Верующие собирались на богослужение, мрачные портреты предков снимались со стен. Они «заменялись мозаиками с изображениями выдающихся деятелей Ветхого Завета и христианских святых» (стр. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

Слово на литургии в неделю 12-ю по Пятидесятнице 5 сентября/23 августа 1976 г. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали... Я первоначально преподал вам, что и (сам) принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию...» ( 1Кор. 15:1–4 ). Апостол Павел, совершая между 49 и 52 годами по Рождестве Христовом свое второе миссионерское путешествие, в течение восемнадцати месяцев жил и проповедывал Слово Божие в городе Коринфе, главном городе греческой области Ахайи. Последовавшее затем пятилетнее отсутствие Апостола произвело неодинаковое действие на коринфских христиан: одни из них твердо хранили все заветы своего любимого наставника и учителя, пребывая в вере, любви и нравственной чистоте; другие же, менее стойкие, оставили первую любовь свою, разделились на соперничавшие между собой группы, стали позволять себе неблаговидное поведение в церковном собрании, легко мирились с соблазнительным и безнравственным образом жизни некоторых в своей собственной среде. Услышав об этом, Апостол Павел в 57 году из города Ефеса, где он тогда находился, написал свое 1-е послание к Коринфянам, стремясь устранить возникшее неустройство в их церковной жизни, укрепить их веру и преданность Господу и путем нравственных наставлений утвердить в христианском благочестии. Проникнутое отеческой любовью послание это возымело свое благотворное действие, пробудив в сердцах коринфян лучшие чувства и стремления, исправило ошибки, уврачевало духовные раны. Нет сомнения в том, что и для всех последующих времен, и для нас с вами, возлюбленные, богомудрые апостольские назидания имеют весьма важное значение, ибо ведь и у нас не всегда все бывает благополучно в личной, семейной и церковно-общественной жизни. Отчасти немощь нашей расслабленной грехами природы, отчасти многообразные искушения и выпадающие на нашу долю жизненные испытания бывают причиной того, что мы как бы охладеваем душой в нашей любви к Господу и к ближним, погружаемся в стихию бесчисленных неумеренных забот о чисто земном благополучии, нередко в ущерб духовной жизни, впадаем в уныние от малейших неудач, жалуемся на судьбу, оскорбляем благость Божию своим маловерием и ропотом,– словом, забываем о своем высоком христианском звании, обязывающем жить так, чтобы имя Божие святилось нашей верностью Богу и чтобы окружающие нас люди, видя добрые, достойные христиан дела и поступки, прославляли Отца нашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Читайте внимательно акафист Архистратигу Михаилу – сколько там найдёте вот такого материала относительно того, что Ангелы руководят и народами и направляют их восход к Небу. Они участвуют в жизни и вообще, если вы посмотрите Послание к Евреям. Посмотрите – Послание к Евреям, найдите 1-ю главу.               1-ю главу, и в этой главе мы читаем – 13-й стих: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: “седи одесную Мене”»? Никому. Эти слова адресованы Христу, Сыну Его: «Седи одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» ( Пс. 109:1 ). А что, после этого не с е ди? Это значит – «доколе» – с е ди вечно! Не до определённого времени, а с е ди вечно. А что об Ангелах сказано? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр. 1:14 ). А кому не хочется наследовать это спасение? Да каждому из здесь сидящих. Значит, есть и Ангелы-хранители, Небесные Силы посылаются Богом для служения тем, которые имеют наследовать спасение. Вот видите? Ты малым чим человека умалил от Ангел; славою и честию увенчал его и поставил его над делами рук Твоих (см. Евр. 2:7 ). Можно представить, как бы они совершали Литургию, если бы Господь им поручил совершать эту Литургию! Так вот, оказывается, не им дано, а людям. И Иоанн Златоуст скажет в одном из Слов о священстве: я думаю, что священник совершает за Престолом, выше творения Богом ибо Бог из небытия в бытие приводит материю, священник же, в силу своего сана, материю обращает в плоть и кровь Бога. Он выступает выше, понимаете, Творца: Тот приводит материю, этот материю – хлеб и вино претворяет под действием благодати Духа в плоть и кровь Бога. Поэтому, когда Моисею давали заповеди – Десять Заповедей, ему было сказано: освяти народ (см. Исх. 19:10 ). А к священникам особое обращение: освятитесь, чтобы не погибнуть (см. Исх. 19:22 ). Ибо время начаться суду с Дома Божия (см. 1Пет. 4:17 ). Первую ответственность понесём мы. В том чине, в каком каждый будет иметь отношение к Церкви. Чтец ли, иподьякон, дьякон, свещеносец какой-нибудь, алтарник, пономарь или, понимаете, певчий – это всё чины. На всё читаются молитвы. Нельзя носить : ах, я благословляю Вас носить стихарь, или подрясник. Да нельзя так просто! Нужно прочесть молитвы особые на посвящение и иметь право носить эти одежды!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:9-13) Медленно перечитайте обращение к Богу:  Отче наш, Сущий на небесах  и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут: После этого ответьте на вопросы (лучше письменно) Вопросы для размышления Что в этих словах привлекло ваше внимание? Почему? После ответа на вопросы, прочитайте: Культурно-историческая справка Ветхий Завет прославляет Бога в первую очередь как Творца неба и Земли, Царя и Праведного Судью. Он подчеркивает Его силу и инаковость по отношению к людям. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Ис.55:8,9). И если упоминание о Боге, как о Творце, Судье, Который судит праведным судом и Царе, Который царствует над Израилем и будет царствовать над всем миром встречается чуть ли не на каждой странице Ветхого Завета, то в тридцати девяти книгах Ветхого Завета можно найти всего пять обращений к Богу, как к Отцу. На этом фоне бросаются в глаза те места Нового Завета, где Христос, обращаясь к ученикам, называет Бога «Отец ваш». Это звучит постоянно, например: “ знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. “(Матф.6:8)  “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”. (Матф.5:48), “ и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах ” (Матф.23:9), “ Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство “.(Лук.12:32), “ Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими “. (1Иоан.3:1), “ иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему “. (Иоан.20:17) Все эти слова обращены к ученикам Христовым к тем, кто следует за Христом и внимает Ему – потом этих людей начали называть христианами. Именно их Христос учит в молитве обращаться к Богу, как к Отцу – так же, как и Он Сам обращается к Нему. Та близость с Богом, которая заложена в этих словах, необычна и дерзновенна и мы можем обращаться так к Богу только потому, что Он сам дает нам эту возможность. Именно поэтому перед пением молитвы Господней на Литургии мы просим: “И сподоби нас, Тебе, небеснаго Бога Отца, и глаголати…”

http://blog.predanie.ru/article/otche_na...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010