– Наверное, вы правы… – Если говорить о практической стороне поста, надо заранее обдумать и правильно организовать свое питание. Потому что, когда вы целый день пробегаете, а вечером у вас в холодильнике обнаружится только… – … кусок колбасы. – Вы его съедите. Просто ради самосохранения. Я бы посоветовал сразу определиться, сколько раз в день вам следует есть – по медицинским показаниям. Но дальше от этого уже не отклоняться – не пить чай в перерывах, не грызть чего-то на ходу. Элементарная самодисциплина. Но, конечно, если пост ограничивается гастрономией, если человек не идет в храм, это ему ничего не даст. Только присутствие на богослужении и внутреннее участие в нем раскрывает для человека сущность поста. «Господь вам что-то даст даром» – Какие великопостные службы для понимания поста действительно необходимы? Помимо Страстной недели, разумеется. – Прежде всего это первые четыре дня первой седмицы поста. Четыре вечера, когда читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Не прослушав чтение этого канона, не помолившись, поста уже не поймешь по-настоящему. Потому что пост – это не просто время воздержания, но время молитвы и покаяния, когда человек особым образом погружается в себя, достигает тех глубин своей души, к которым обычно приблизиться очень трудно. И Господь ему в этом помогает. Можно сказать, что во время поста небо для человека открыто. – Четыре вечерних службы… Представляю себе радость начальника, к которому приходит подчиненный и говорит: с понедельника по четверг я с работы ухожу раньше… – Знаете, если бы вы, не дай Бог, заболели и у вас была бы неотложная потребность в медицинских процедурах, начальник, наверное, с этим бы примирился, чтобы не потерять работника. А в данном случае это необходимая процедура для души. Подобные проблемы только кажутся непреодолимыми. Но они не трагичны и преодолевать их все-таки нужно. Какие еще богослужения? Благовещение. Вербное воскресенье – за неделю до Пасхи. Воспоминание о воскрешении праведного Лазаря – суббота, ему предшествующая.

http://pravoslavie.ru/37314.html

Триодь постная. Вторая четверть XVI века Вот и заканчивается Вторая седмица Великого поста. С одной стороны, она, конечно же, намного легче первой. С другой, думаю, многие замечали, что на Первой седмице тебя словно подхватывает мощный поток – и мчит, увлекает за собой. Дни идут неспешно, величаво – Чистый понедельник, Чистый вторник; прозрачно-светлые, хрустальные, воистину весенние, и волей-неволей боишься внести в эти дни какую-то нечистоту, от накопившейся бы избавиться. Подступают сумерки, звучит канон Андрея Критского, снова и снова напоминая: особое время, особые дни, спеши, душа, проснись, пора, пора! Но вот начинается Вторая седмица, и будто пропадает бодрый ритм, мы сбиваемся, поникаем, расслабляемся, снижается молитвенный тонус, понедельник уже мало чем отличается от среды или четверга, а вторник от пятницы. Словно убрали стержень, и потихонечку наши великопостные собранность и целеустремленность начинают остывать и опадать. Нет, на Крестопоклонной мы получим еще один мощный импульс, а там уже и рукой подать до великих дней Страстной. Но все же, все же – хотелось бы и промежуточные седмицы проводить «бодро, собранно, внимательно». Оказывается, есть небольшой секрет, как этого добиться. Даже сверхусилий это не потребует. Всего-то и надо, что: Кто-то скажет: но у нас уже есть каноны. Да, но каноны Постной Триоди уникальны. И, кроме того, они меньше обычных – всего по три песни, а не по 8–9 привычных нам. Попробуем открыть навскидку каноны Второй седмицы? «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, прилежание к молитве, слезы с умилением и об убогих попечение Христос в писаниях завещал». Да это же целая всеохватывающая программа поста! И – заметили? – ни слова о пище. Это важно именно заметить. Увы, ни для кого, думаю, уже давно не секрет, что легче бороться с коварно проникшей в хлеб молочной кислотой, чем с гневом; проще выловить яичный белок (000.1%) в галете, чем яд осуждения в собственных речах; сподручнее воевать с каплей масла в салате, чем с равнодушием и безразличием.

http://pravoslavie.ru/152509.html

Великий пост без фейсбука, или 10 правил информационного детокса «Я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы читаю в ленте какую-то ерунду…» 22 марта, 2016 «Я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы читаю в ленте какую-то ерунду…» На время Великого поста я решила уйти из фейсбука – не радикально, потому что это один из моих рабочих инструментов, а так, чтобы «не видеть суеты». Просмотр ленты, особенно после очередного новшества, сделавшего невозможным чтение записей в хронологическом порядке и подсовывающего каких-то «друзей друзей» и плоды их лайков, отнимает слишком много времени. Его можно было бы потратить с большей пользой. Уделить необходимое внимание молитвенному правилу, читать Священное Писание. Доделать давно обещанное. Реализовать запланированное. Вместо этого я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы ловлю себя на том, что читаю в ленте какую-то ерунду про очередные чудеса украинского политикума, болтаю с коллегой в чатике о третьестепенных вещах и прохожу дурацкий тест на AdMe – угадываю возраст совсем не интересных мне актеров. Притом что я знаю: кого угодно можно загримировать как угодно, а у меня с детства проблема с распознаванием лиц. Начиналось всё невинно: надо зайти поставить анонсы пары душеполезных материалов с нашего сайта (и ведь действительно читают, делают перепосты, благодарят, всё здорово) да списаться по срочному рабочему вопросу с человеком, с которым другой связи нет. А тут в ленте прям сверху хорошие тексты о борьбе со страстями – спасибо коллегам с дружественных ресурсов за работу, надо зайти почитать и какую-то духовную пользу для себя извлечь. А если немного вниз пролистать? И полетели… вниз. 10 «нет» контенту в соцсетях: 1. Не проходите тесты . Никогда вообще. Они создаются для получения доступа к вашей конфиденциальной информации или, в лучшем случае, для сбора поведенческой статистики для рекламных кампаний. Обращали внимание, что тесты запрашивают разрешение смотреть ваш профиль, список контактов, а то и читать личные сообщения? Вы уверены, что хотите предоставить эти данные третьим лицам? К тому же информативность этих тестов стремится к нулю: система случайным образом выбирает один из подходящих всем результатов. Проходить тесты в соцсетях – не только тратить впустую свое время, но и рисковать своей безопасностью.

http://pravmir.ru/spasti-dushu-ot-feysbu...

Детство и пост — две вещи несовместные? Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении, это не способен делать даже обычный взрослый без духовной подготовки. Поэтому не следует ждать от ребенка большего, чем он может. 28 февраля, 2012 Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении, это не способен делать даже обычный взрослый без духовной подготовки. Поэтому не следует ждать от ребенка большего, чем он может. Наступают дни Великого поста — особое время покаяния и воздержания. Во многих семьях возникает вопрос: можно и нужно ли поститься детям? Как правильно найти меру постного подвига для своего ребенка? А тут еще множество общераспространенных страхов и мнений о детском посте. Прокомментировать их согласился главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, отец девятерых детей. «Пост — время покаяния, плача о своих грехах. А какие еще могут быть грехи, например, у детей младшего школьного возраста?» Для детей смысл поста немного в другом, они вряд ли смогут в течение сорока с лишним дней плакать о своих грехах. Для них это скорее просто аскетическая привычка, которая пригодится им в более взрослой жизни. Посещение на первой неделе поста Великого канона преподобного Андрея Критского, Литургии Преждеосвященных Даров, богослужений Страстной седмицы, на которые мы, например, водим детей с младшего школьного возраста, создают в душе ребенка особое настроение. А кроме того, отказ от некоторых игр и развлечений, ограничения в пище создают некий постный фон. Желательно и в домашнее правило ребенка добавить или молитву преподобного Ефрема Сирина, или пение покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении, это не способен делать даже обычный взрослый без духовной подготовки. Поэтому не следует ждать от ребенка большего, чем он может. Но при этом ребенок, привыкший в течение длительного времени ограничивать себя в еде и развлечениях, со временем гораздо проще и легче подходит к взрослому отношению к посту. Я знаю примеры, когда родители жалели детей до подросткового возраста, ограждали их от поста, а потом, когда человек становился достаточно взрослым, когда он уже мог нормально поститься, у него не было соответствующего навыка, и он вовсе отказывался от поста. Для детей, которые с младенчества подражают родителям в посте, он становится нормой жизни.

http://pravmir.ru/detstvo-i-post-dve-ves...

   Прилепимся же и мы к тем немногим и в отверзающиеся пред нами врата утесняющего поста вступим бодренно, не позволяя себе суемудрых толкований и своевольных уклонений от того, что узаконено так мудро и что так спасительно исполнилось и исполняется всеми, понимавшими и понимающими цель и цену жизни во плоти не ради плоти (Рим.8:12). Аминь.     6 февраля 1866 года Часть 5. В среду седмицы первой Великого поста... В среду седмицы первой Великого поста (главное для нас дело есть очищение совести)    Благодарение Господу, сподобившему нас еще дожить до святого поста и еще начать поприще спасительного говения! Но, братие, позаботимся и воспользоваться сею милостию как следует, чтоб она послужила нам во спасение, а не в осуждение.    Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Тайн, к принятию Самого Господа, Который говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56). Как Господь есть пречист, а мы нечисты, то приобщению Святых Пречистых Христовых Тайн предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в Таинстве Покаяния. Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель. Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и если не общится — причина сему наша нечистота. Стало, главное для нас дело есть очищение совести и получение всепрощения в Таинстве Покаяния. Вот на это и обратим ныне всю заботу и попечение.    Очистится в совести и получит всепрощение тот, кто как должно покается. Спрашивается теперь: кто же как должно кается? Тот, кто познает свои грехи и сознается в них искренно, сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их, сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога грехами своими, а, наконец, в сих расположениях смиренно исповедует все грехи свои пред духовником, чтоб получить разрешение в них и явиться к Чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими.    Все сие вам ведомо и было уже совершаемо вами неоднократно, так что и говорить вам о том нужно разве только для напоминания, что, несмотря на частое прохождение сего пути, он все останется тот же, другого нет, и если б кто стал изобретать новый, предпринял бы бесполезный труд.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь Иисус все время сорокадневного поста проводил в пустыне, в глубокой тишине и уединении. Поучимся мы постом хотя со стогн и торжищ уединяться в домах наших; хотя от приметного рассеяния, от ощутительного развлечения собираться в самих себя, хотя от явного разногласия, от открытого прекословия устранять и умирять себя. Господь Иисус, как второй Адам, постом загладил невоздержание первого Праотца нашего Адама, и показал пример преодолевать воздержанием самые необходимые потребности естества до последней возможности. Посильным постом обуздаем, отсечем хотя самые грубые требования нашего сластолюбия и сладострастия; снимем с себя хотя обременительную тяжесть плоти для подъятия низриновенного долу духа. Господь Иисус в подвиге поста победил самые тонкие искушения духа лукавого. Так и мы посильным постом отразим от себя хотя приметные наши страсти, которыми непрестанно искушая, и как сетями опутывая, враг наш восхищает нас, как добычу свою и предаст в рабство плоти и крови, в плен тления и смерти. Господь Иисус, постясь как человек телесно, внутренне питался глаголами, исходящими из уст Божиих. Поучимся постом слушать с должным вниманием и назиданием Слово Божие; поучимся терпеливо, кротко, смиренно, благорассудительно выслушивать и слово человеческое из уст человеческих. Господь Иисус внешний пост соединял с внутренним Богомыслием и непрестанной молитвой к Богу духом. Мы поучимся постом совершать внешнюю молитву должным образом, и положим хотя первые начатки к обучению себя умной, внутренней молитве. Когда рассыпаны были Спасителем все искушения диавольские, тогда оставил Его диавол, и Ангелы приступили и стали служить Ему ( Мф. 4:11 ). Если по благодати Божией и мы отразим постом хотя самые открытые, плотские, – чувственные нападения на нас духа лукавого: то сделаемся доступнее для мира духовного, и облегчим на себя невидимое действие Ангелов. A если силою Христовою, среди неослабных постных подвигов, укрепимся в преодолении и тонких искушений духа нечистого, искушений самолюбия, самообольщения и самоугодия: то и нам пошлет Господь Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Последуем хотя издалека в след за Подвигоположником нашим отвержением воли своей; имеемся, придержемся преданностью воле Отца Небесного, хотя края креста Спасителя нашего; соединимся вкупе с Божественным Страдальцем на кресте твердым хотением исполнять волю небесного Отца; умрем со Христом своеволию нашему, да со Христом и воскреснем в новую жизнь благоугождения Святой воде Отца небесного. Аминь. 25. С какими чувствами должны мы оканчивать св. четыредесятницу? Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче: еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое. (В пят. вечер. нед. ваий ст. 1). Что чувствует путешественник, который, идучи в страну отечественную, совершил долгий и трудный путь, проплыл великую, непрестанно волнующуюся пучину, прошел обширную, безводную пустыню, что чувствует такой путешественник, стоя на пределе родной земли, входя в пристанище благотишное, достигая мирного крова успокоения? Без сомнения чувствует радость, веселие: понесенные им тяжкие труды веселят его, подъятые великие опасности радуют, претерпенные нужды утешают. Таким ли чувством исполняемся мы, совершивши великое поприще поста, переплывши великую воздержания пучину? Без сомнения те из нас радуются духом, которые совершили поприще поста, как неослабные постники, переплыли пучину воздержания, как бодренные воздержники, прошли сухую, безводную пустыню умерщвления своих страстей, как мужественные подвижники. Труды, подъятые для обуздания страстей, приятны; борьба, употребленная для утешения треволнения похотей, утешительна; болезни, понесенные для умерщвления ветхого человека, и для оживления нового в правде и святости, усладительны. Они сами по себе, по тайному благодатному действию награждают подвижников внутренней радостью, которую изрекает Дух Святой в их чистой совести, в их правом сердце. Но много ли между нами подвижников воздержания, которые так текли, что обуздывали постом тело, очищали бодрствованием душу, возносили молитвой к Подвигоположнику ум и сердце, и от Него принимали просвещение и укрепление? Не более ли таких слабых и небрежных, которые покоились, когда надлежит трудиться, предавались наслаждениям, когда следовало изнурять себя духовно, позволяли себе внешние утешения, когда нужно было работать Господу распинанием плоти? Нечего и говорить о тех, которые и в св. дни поста не отказывали себе ни в чем приятном для чувств своих. Для тех, которые не текли поприщем воздержания, не обуздывали страстей своих, для тех не было и св. Четыредесятницы; они и сами должны в скорбном чувстве сознаться, что опустили это святое время по нерадению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В 4-ю неделю поста 19. О действии молитвы и поста в уврачевании душевных болезней Сей род ни чим же может изыти, токмо молитвою и постом. (Мк. 9:29). Спаситель в ныне чтенном Евангелии показывает нам способ, как изгонять злых духов, а также исцелять себя и других от разных болезней. Этот способ – молитва и пост. Некоторый отец привел, к Иисусу Христу сына, одержимого злым духом. Злой дух, возобладав несчастным юношей, лишил его слуха, связал язык, сделал его глухим и немым: в каждое новомесячие схватывал его, и в это время терзаемый падал на землю, валялся, испускал пену, скрежетал зубами, впадал в оцепенение, или в бешенстве бросался в огонь, в воду, и если бы не был удерживаем, давно бы погубил себя. В отсутствии Спасителя, отец обратился к ученикам Его и просил, чтобы они изгнали из сына его духа нечистого. Ученики употребляли с своей стороны данные им способы, – призывали имя Божие и имя Христово для изгнания беса; но ничего не могли сделать; бес не выходил. Пришел Сам Учитель; отец, описав несчастное положение сына, заключил тем, что ученики по просьбе его пытались изгнать беса, но не могли. По требованию Спасителя представлен пред Него бесноватый сын; маловерный отец словом Спасителя приведен в живое чувство веры. Когда не оставалось препятствия к спасительному действию Божественного врача, Он повелел духу нечистому выйти из отрока, и отрок сделался здрав, стал слышать и говорить. Оставшись наедине, ученики спрашивали Учителя, почему они не могли выгнать беса из отрока? Спаситель ответствовал им: сей род бесов не может изыти, токмо молитвою и постом. Как молитва и пост дают силу изгонять духов, с тем вместе врачевать глухоту, немоту и бешенство: то стоит нашего внимания рассмотреть: как молитва и пост производят такие чудные действия в уврачевании тяжких душевных болезней? Часть 1. Что есть дух немый и глухий – духовная немота и глухота? В беснуемом отроке мы примечаем двоякую болезнь, телесную и душевную. Отрок на каждый новый месяц был схватываем неудержимой силой недуга, повергаем на землю, терзаем, и в этом мучительном состоянии испускал изо рта пену, скрежетал зубами, наконец впадал в бесчувствие, покрывался бледностью и был как мертвый. В этих мучительных действиях видна телесная болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Третий счет сорока дней того же Великого поста у римлян совершенно отличен от счета восточных. Ибо они свою Четыредесятницу начинают со среды первой недели и кончают в пяток Страстной недели, исключая все воскресные дни. И потому как римляне, так и все неправославные, от них происшедшие, не постятся в первые два дня, то есть в понедельник и во вторник первой недели поста, но едят то же и делают то же, что и мы едим и делаем на сырной неделе. Такое исчисление римлян Симеон Солунский в ответе своем на тот же 52 вопрос так объясняет: «но латиняне и здесь отступают, разрешая вопреки правилу в два дня святого поста (в понедельник и во вторник первой недели) на все, и тем оскверняют всю Четыредесятницу. Кроме воскресных дней, они считают сорок дней до Великой субботы, и у них нет ни одного постного дня в память честных Страстей Господних, и Четыредесятницы не знают, ибо в воскресные дни они также не вкушают ни мяса, ни сыра. Некоторых из них мы спросили: какой пост держите для спасительных Страстей? Они не могли отвечать на это. И еще спросили: так как вы сорок дней считаете, исключая воскресные дни, то для чего вы в эти воскресные дни издревле, по преданию, поститесь? Но они опять безмолвствовали. Для узнания различия между римским и греческим исчислением, приведем здесь послание Никиты Студита, писанное к латинам: «вы», пишет он, «привыкли совершать совершенное приношение литургии во все святые дни Великого поста. Но, начиная и совершая литургию в третий час дня (по полуночи в девятый), в который, положим, можно совершать священнодействие, каким образом соблюдаете пост до девятого часа (до 3-го по полудни), если разрешаете его по совершении литургии? Очевидно, не соблюдаете вовсе. А если, таким образом, поста вы не соблюдаете, то сами же себя подвергаете анафеме, положенной в правилах. Мы же, повинуясь правилам, совершаем литургию в субботу и в воскресный день, в третий час дня (в девятый по полуночи), в который Дух Святой сошел на учеников, и на этой литургии освящаем Святые Дары, и освященных Даров приготовляем столько, чтобы достаточно было на целую неделю. В прочие дни седмицы, в девятый час дня (в третий по полудни), в который дневные часы приходят к окончанию и в который начинается вечернее пение, священники с диаконами творят вход с кадилом; после прочтения пророческих паремий, читают установленные святым Григорием Двоесловом молитвы и переносят Св. Дары из предложения на св. трапезу. Потом, воспевши преданную Христом Господом молитву (Отче наш), возносят преждеосвященный хлеб, преподают преждеосвященная Святая святым и отпускают причастившихся Святейших Таин Христовых и чаши, воздавши благодарение. Наконец, уже за общей трапезой мы принимаем пищу, приготовленную из трав, плодов и воды». §10. Почему учреждены посты: Петров, Успенский и Рождественский

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина , на 6-м часе и на вечерни – паремия. Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех – тоже на «Слава». Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы. Если Сретение приходится на Сырную Неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010