Прилепимся же и мы к тем немногим и в отверзающиеся пред нами врата утесняющего поста вступим бодренно, не позволяя себе суемудрых толкований и своевольных уклонений от того, что узаконено так мудро и что так спасительно исполнилось и исполняется всеми, понимавшими и понимающими цель и цену жизни во плоти не ради плоти (Рим.8:12). Аминь. 6 февраля 1866 года Часть 5. В среду седмицы первой Великого поста В среду седмицы первой Великого поста (главное для нас дело есть очищение совести) Благодарение Господу, сподобившему нас еще дожить до святого поста и еще начать поприще спасительного говения! Но, братие, позаботимся и воспользоваться сею милостию как следует, чтоб она послужила нам во спасение, а не в осуждение. Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Тайн, к принятию Самого Господа, Который говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56). Как Господь есть пречист, а мы нечисты, то приобщению Святых Пречистых Христовых Тайн предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в Таинстве Покаяния. Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель. Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и если не общится — причина сему наша нечистота. Стало, главное для нас дело есть очищение совести и получение всепрощения в Таинстве Покаяния. Вот на это и обратим ныне всю заботу и попечение. Очистится в совести и получит всепрощение тот, кто как должно покается. Спрашивается теперь: кто же как должно кается? Тот, кто познает свои грехи и сознается в них искренно, сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их, сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога грехами своими, а, наконец, в сих расположениях смиренно исповедует все грехи свои пред духовником, чтоб получить разрешение в них и явиться к Чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими. Все сие вам ведомо и было уже совершаемо вами неоднократно, так что и говорить вам о том нужно разве только для напоминания, что, несмотря на частое прохождение сего пути, он все останется тот же, другого нет, и если б кто стал изобретать новый, предпринял бы бесполезный труд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

В конце Постной Триоди имеются приложения. Содержание этих приложений заимствуется из Октоиха. Иногда в конце Постной Триоди печатают Марковы главы, которые берутся из Типикона (Марковы главы будут рассмотрены в связи с Типиконом). Первое приложение – «Троичны песни на 8 гласов». В этом приложении содержатся не только троичные песни, но и светильны из Октоиха, которые используются в великопостный период. Троичные песни поются после великой ектении в начале утрени. Обычно к великой ектении на утрени прибавляется пение «Бог Господь». Однако в Великом посту вместо «Бог Господь» поется «Аллилуйя» со стихами, а после этого вместо обычных тропарей из Минеи поются Троичные песни. Троичные песни подбираются в зависимости от того гласа, на который поется «Аллилуйя». Окончание первой Троичной песни каждого гласа подбирается в зависимости от дня недели (седмицы). Светильны, имеющиеся в этом же первом приложении, поются в Великом посту в конце утреннего канона. Приложение имеет текст светильнов на каждый глас (т. е. всего 8). Окончание каждого светильна подбирается в зависимости от дня недели (седмицы). Второе приложение Постной Триоди – «Седальны от Октоиха, яже поем по первом стихословии святыя четыредесятницы». Это седальны, которые используются при чтении кафизмы на утрене. В Великом посту на утрене читаются три кафизмы. В этом приложении дается седален, который читается после первой кафизмы. Седальны подбираются в зависимости от дня недели (седмицы). Кроме седальнов, во втором приложении приводятся мученичны, которые читаются после 6 песни канона утрени. Подбираются мученичны также в зависимости от дня недели. Время пения. Использование Постной Триоди с другими книгами В седмичные дни Великого поста используется только Триодь и Минея. Отдельные песнопения Октоиха, используемые в это время, включены в приложение Триоди. В воскресные дни Великого поста используется Октоих и Триодь. При пении Постной Триоди Октоих не используется в субботу акафиста (на пятой Неделе Великого поста), в неделю Ваий и Страстную седмицуВеликого Понедельника по Великую Субботу).

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Важнейшее время для поста или, как говорит Катехизис,  «важнейший пост» святая есть Четыредесятница и страстная седмица. В обычных разговорах эти оба поста вместе называются «Великим постом», но собственно Великий пост  составляют 40 дней, начиная с понедельника первой недели после масленицы до Лазаревой субботы. Суббота Лазарева и следующее за ней Вербное Воскресенье уже не относится к Великому посту, но они составляют промежуточные дни между Великим постом и страстной седмицейпервый из означенных дней, в Лазареву субботу, разрешается на масло и икру, а во второй, в Вербное Воскресенье, – и на рыбу). Посты сии, как известно, положено наблюдать пред праздником Пасхи: первый, т.е. св. Четыредесятницу, «по примеру Самого Иисуса Христа, Который  постился сорок дней и сорок ночей», когда вступал в дело общественного служения роду человеческому (Мф. 4:2), а второй, т.е. страстную седмицу, в воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он окончательно уготовал Себя на страдания и пострадал за нас на кресте. Тот и другой пост ведут свое начало от времен самих Апостолов. В «Постановлениях Апостольских» о Великом посте (т.е. Четыредесятнице) говорится: «да совершается этот пост прежде поста пасхи (т.е. страстной седмицы), начинаясь со второго дня (т.е. с понедельника первой недели), а оканчиваясь в пятницу (т.е. на шестой неделе пред Лазаревой субботой): потом начинайте святую седмицу пасхи (т.е. страданий Христовых) 176 . О посте страстной седмицы в тех же «Постановлениях Апостольских» говорится следующее: «Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о погибающих. Он и Сам плакал о них, что они не уразумели времени посещения их... Итак, нам должно плакать о них, что они не уверовали в пришедшего Господа, но отвергли учение Его, явив себя недостойными спасения. Посему поститесь во дни пасхи (т.е. страстной седмицы), питаясь только хлебом и солью, овощами и водой; воздержитесь в сии дни от вина и мяса: это суть дни плача, а не веселия. В пяток и субботу пробудьте совершенно в посте, если вы крепки силами, – можете снести так, чтобы совершенно ничего не вкушать до петелоглашения. Если же кто не может провести двух дней в воздержании от пищи, то да сохранит по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе: егда отъят будет от них жених. и тогда постятся в тыя дни ( Лк. 5:35 ). В сии то дни Господь отъят был от лжеиудеев и ко кресту пригвожден и со беззаконными вмянен ( Ис. 53:12 )« 177 . Из приведенных слов Постановлений Апостольских можно хорошо видеть как основание, так и назначение святой четыредесятницы и страстной седмицы: общее их основание – пример Самого Христа, назначение – желание подражать Ему и помнить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Время Великого поста — это действительно время, когда нужно многое переосмыслить, о многом задуматься, многое подвергнуть беспристрастному суду и, самое главное, вынести из этого внутреннего самоанализа твердую решимость не делать то, что нас оскверняет, что надрывает нашу совесть, что мы сами ясно осознаём и опознаём в себе как грех. Именно к такой внутренней духовной работе все мы призываемся во время Великого поста. Конечно, можно всем этим и не заниматься. Можно даже и храм формально посещать, как это нередко бывает, или даже формально присутствовать на исповеди, вместе со многими повторять «грешен» или «грешна», а мыслям своими отстоять далеко от того, что происходит, и не вкладывать в эти слова покаянное чувство. Что же тогда происходит? Ничего не происходит! И никакого прощения мы не получаем, потому что по-настоящему не испрашиваем у Господа этого прощения. Еще и еще раз надо сказать, что время Великого поста — это особое время. Время духовного сосредоточения, молитвы, особого зоркого взгляда внутрь самого себя, опознания в своей внутренней жизни того, чего там присутствовать не должно, если мы хотим спастись и наследовать Царствие Небесное. И дай Бог, чтобы наступивший Великий пост многим из нас помог сделать решительный шаг на пути изменения своей жизни. Почти всегда не получается это сделать на 100 %, но если даже на небольшой процент мы поменяем свои мысли, свои чувства, свои слова и свои дела в той их части, в которой для нас самих они представляются греховными, ненужными, отягощающими нашу жизнь, то эти малые шаги будут сделаны в правильном направлении. А если они будут сопровождаться еще и горячей молитвой, прошением Господу, чтобы Он поддержал нас на трудном пути духовного возрождения и восхождения, и если молитва сия будет услышана, то это будет великий знак того, что Господь вместе с нами на тернистом пути к избавлению от наших грехов и нашей неправды. Да поможет всем нам Господь в течение Великого поста совершить эти правильные шаги в правильном направлении, с тем чтобы действительно получить прощение наших грехов, освободиться от всего плохого, что мешает нам и в духовной, и в обычной жизни, стать ближе к Богу, укрепиться в вере, а значит, изменить свою жизнь к лучшему. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/6007027.ht...

И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут благие помышления, и не сила только воротится крепость воли, но и очи откроются ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. " Се ныне время благоприятно " 2)! " Се ныне день спасения " !3) 1) Самогласен первой утрени Великого поста. Редакция " Азбуки Веры " 2) Самогласен первой вечерни Великого поста (в вечер сырной недели); тж. самогласен вечерни пятка 2-й седмицы Великого поста. Редакция " Азбуки Веры " 3) Самогласен утрени вторника и вечерни пятка 2-й седмицы Великого поста. Редакция " Азбуки Веры " Далила Далида, блудница из Суд.16, остригшая волосы Самсону, чтобы он потерял силу, и предавшая его врагам. Редакция " Азбуки Веры " Вторник Предлагаются чтения о сотворении, первобытном состоянии падения и обетовании спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Внимай и поучайся! Теперь для тебя время воссоздания твоего. Припади ко Господу, и Он даст тебе свет, который просветит тьму твою греховную, поставит твердь среди мятущихся мыслей твоих и желаний грехолюбивого сердца твоего благое намерение твердо и неуклонно работать Ему, устроит сушу и море, всему даст в тебе свое место. Тогда начнешь произращать сначала злаки, былие травное и дерева начатки добродетелей, а потом и живые твари совершенно духовные и богоугодные дела, пока, наконец, восстановится в тебе образ и подобие Божие, как создан ты был в начале. Все это сотворит тебе Господь в эти шесть дней духовного творения, говения твоего, если будешь проходить его со вниманием, благоговеинством и сокрушением сердца. Среда " Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге " (Притч.2:35). Корень богоугодной жизни страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Постное письмо 10. Хроническая аскеза. Острая форма Не надо думать, что монахи коварно узурпировали все сферы церковной жизни 6 марта, 2017 Не надо думать, что монахи коварно узурпировали все сферы церковной жизни “Оказывается, миряне тоже люди, им также доступно спасение, как и монахам. Они тоже могут заниматься богословием, спорить, создавать песнопения, сочинять духовную музыку, писать прекрасные иконы, и всё это не будет менее добротным только от того, что работал над этим не монах.” Архимандрит Савва (Мажуко) продолжает писать письма читателям «Правмира», раскрывая смысл и красоту Великого поста. Архимандрит Савва (Мажуко) Если вы пережили первую седмицу поста без потерь, могу вас поздравить. Это была непростая неделя. Во-первых, Покаянный канон – серьёзнейший текст, требующий особого внимания и просто сил. Во-вторых, все готовились к причастию, и многие причастились, подготовившись к исповеди, прочитав положенные молитвенные правила, выстояв длинные и многолюдные службы. Это большой труд, и я не постесняюсь сказать: вы – молодцы! вы – труженики! вы сделали хорошее дело! Не смущайтесь похвалой. Мы ведь с вами знаем, что гордость – это грех, а значит, и нос задирать не будем. Однако и не станем отрицать того, что поститься – дело трудное, если не сказать изнурительное. Окончание первой седмицы обычно «выбрасывает» из поста большую часть верующих. Скажут: — А как иначе? Самое важное уже совершилось: первую седмицу провели, как положено, выпостились, вымолились, отговели. Имеем законное право «выдохнуть». Ведь что там впереди? Постное однообразие. Да, будут родительские субботы, Крестопоклонная очень важна, обязательно придём на «Мариино стояние» на пятой неделе и субботу акафиста – вот и всё. До Вербного воскресенья ничего значительного. Всё верно. Ничего значительного. Почему? Архитектура поста даёт нам подсказку: теперь внимание должно быть переключено вовнутрь. Наступает, может быть, самое интересное и увлекательное время поста – время духовных упражнений. Мы уже вошли в строй этих упражнений, но они не завершаются с окончанием первой недели. Сейчас, когда все «выдохнули», можно вплотную подступить к кропотливой и долгосрочной работе.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-10-hroni...

§ 135. Великопостные Службы можно разделить, по их тону и содержанию, на три рода: а) Службы простодневные Утрени и Часов, б) Службы Повечерия, в) Службы Воскресные. § 136. Простодневные Службы первой и второй Седмицы на Утрени и Часах, преимущественно излагают свойство поста. Тон песен в этих Службах местами догматический, и местами увещательный, и трогательно-убеждающий. Внимательно прочитывая сии песни, проповедник может извлечь из них точный взор на душеспасительный пост, изложить подлинный характер его и найти сильные побуждения к соблюдению поста. Основанием всех песен можно положить известную Стихиру на стиховне: «постимся постом приятным... истинный пост есть злых отчуждение» и проч. (в Понедельник вечера 1-й недели, также седален в тот же день утро: Всечестное воздержание начнем светло...). Службы третьей и четвёртой Седмиц имеют основанием своим поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, о чём впоследствии будет сказано. В Службе пятой Седмицы есть превосходные Стихиры, приноровлённые к притче о впадшем в разбойники. В них, сообразно смыслу притчи, выражаются стенания духа человеческого, который путем жития люте путешествуя, впадает в разбойническия руки страстей и помышления непостоянные и остаётся еле жив. «Разбиша ум мой разбойницы, – жалуется дух – и оставиша мя в язвах, еле жива, прегрешений моих». В Утренних Службах шестой Седмицы, кроме песен о воскресении Лазаря и вшествия Спасителя в Иерусалим, есть Стихиры, приноровлённые к притче о богатом и Лазаре. В этих Стихирах встречаются трогательные упрёки и увещания – пробудиться от беспечности и выйти из рассеянности. «Немилосердому богатому в безумии поревновав, – говорит одна песнь от лица грешника, – сладостно веселюся сластьми и страстьми погружаяся, и видя лежаща всегда пред дверьми покаяния, яко же Лазаря, ума моего, сего нечувственно прехожду, гладом же болезнующа, и острупляема страстьми: тем же геенскому повинен есмь пламени». Вообще Службы этих двух Седмиц представляют обильный источник для раскрытия притчей о Самарянине, и о богатом и Лазаре 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Священник: Мир ти. Диакон: Премудрость. Чтец же поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Таже правый и левый лики, и весь предстоящий в церкви народ стоит дóндеже чтец пропоет, на коленях молящися. И по пропетии чтеца, первый лик поет тожде: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Чтец же и другая страна лика, и предстоящий народ стоит на коленях, молящися. Таже чтец поет первый стих: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. И по пропетии стиха, поет вторый Лик: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Тогда чтец и первый лик, и тоя страны предстоящий народ припадает на колена. Таже чтец поет вторый стих: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. И паки первый лик поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Чтец же и вторый лик, и тоя страны предстоящий народ припадает на колена. Таже чтец поет третий стих: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. И паки вторый лик поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Чтец же и первый лик, и тоя страны предстоящий народ паки приклоняет колена. Посем паки чтец поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Тогда оба лика и весь в церкви предстоящий народ припадает на колена и стоит дóндеже чтец поет. Воставше же допевают на клиросе: Воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Посем три поклоны великия, и прочее последование Преждеосвященной литургии. Последование Великого повечерия в среду первыя седмицы Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если трудно проходит пост… Критики церковной жизни укоряют нас тем, что вот де, православные нарочно напридумывали лишнего, что когда-то никакого Великого поста не было, а первые христиане просто и радостно встречали Пасху… 25 марта, 2013 Критики церковной жизни укоряют нас тем, что вот де, православные нарочно напридумывали лишнего, что когда-то никакого Великого поста не было, а первые христиане просто и радостно встречали Пасху… Начало Великого поста у нас на приходе из года в год – всегда одинаковое. Говорю не об одинаковости Богослужений или меню питания постящихся, — о другом: с первых же дней поста на прихожан и священников наваливается то, что в церковной среде называется « искушениями »: какие-то неприятности, скорби, маленькие и побольше, обострения конфликтов и болезней (одна прихожанка что ни пост, то неизменно – ну вот так получается — падает и ломает то руку, то ногу, но не унывает и относится к этому стоически и даже не без юмора), житейские неудачи и самые нелепые несообразности… У иных вылезают раскаянные и подзабытые уже, казалось бы, греховные страсти (сколько горьких исповедей выслушаешь на тему «плавного» заговенья на масленицу, которое столь же плавно затягивает человека в запой в дни поста!…). Многие из тех, кто задавался целью «уж этот-то пост» провести подвижнически, строго и свято, стяжать ту и эту добродетель, к концу первой же седмицы, долгой, трудной, неуютно-прохладной, но трезвящей и целительной, как утренний сквозняк, выдувающий из комнаты похмельный чад и дурман, приходят на исповедь в неподдельных, «непостановочных» слезах, слезах обессиленности от самих себя: ничего-то мы не стяжали, никакой-то грех не победили, только еще раз убедились в своей немощи… Состояние это таково, что высоким словом « Богооставленность », встречающимся у святых отцов, его как-то не назовешь, а приходит в голову разве что обескураживающе низменный образ из молитвослова: «яко свиния лежит в калу, тако и аз греху служу»… Эта тягота была хорошо знакома и тем христианам первых веков, на которых мы привыкли ориентироваться как на искусных духовных делателей.

http://pravmir.ru/pervaya-stupenka-k-neb...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010