Кстати, по поводу кальмаров. Я тоже всегда их в Пост потреблял. Но в этот раз новый настоятель нашей церкви, которому я об этом обмолвился, сказал, что это всё же больше греческая традиция. Засомневался. Может лучше воздержаться? Надежда 7 марта 2011, 16:07 Добрый день, посдскажите, пожалуйста как мне быть сейчас? Я сходила в Храм на прощенное воскресение, простояла службу, получила благословение на пост, вечером пошла в ночной клуб (потому что очень обещала и не могла отказать подруге) утром в понедельник я кушала как в обычный день, забыв о посте, сейчас хотела бы как то искупить свою вину (хотя понимаю, что это не возможно)... Подскажите, как мне сейчас дальше быть? Андрей 7 марта 2011, 12:59 По монастырскому уставу - полное воздержание от пищи.А чай - какой , с чем(лимон ,сахар , мёд и т.д.) ??? Светлана 7 марта 2011, 11:42 Когда человек заболел.Грипп,простуда или др. какой вирус.Как ему в строгий пост есть?Особенно в первую и последнюю недели Великого Поста.Зарание благодарю. Лариса 6 марта 2011, 15:47 Скажите пожалуйста можно читать в Великий пост молитвы утренние и на сон грядущим Людмила 9 марта 2010, 17:49 Здравствуйте. У меня вопрос. Пост в день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (9.03/24.02)/облегчается (разрешается масло) или усугубляется? Анна 8 марта 2010, 00:21 А как вы думаете, можно в Пост есть маргарин (т.е. маргариносодержащие продукты)?? ну в смысле, в субботу и в воскресенье?? он вроде бы из растительных масел делается...? Вера. 28 февраля 2010, 21:04 Здравствуйте! У меня следующий вопрос, мой муж позволяет себе выпивать во время поста и водку и пиво оправдывая свои поступки тем что эти напитки являются постными (по составу). Он утверждает, что священники тоже так считают. Пожалуйста, ответьте. Р.б.Вера. Наталья 28 февраля 2010, 13:49 Здравствуйте. У меня вопрс к батюшке.Скажите пожалуйста, в какой период Великого Поста, вместо утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные Часы? Написано, что в пасхальную седмицу.Это имеется ввиду весь пост, с первой недели до субботы страстной недели или только в страстную неделю? Заранее большое спастбо за ответ. ХРАНИ ВАС ГОСПОДИ.

http://pravoslavie.ru/2938.html

Русский Елеонский монастырь Когда-то на Елеонской горе был большой русский участок, на нем было 24 постройки: храмы, монастыри, гостиницы для паломников. В середине XIX столетия отцу Антонину (Капустину) заново пришлось выкупать землю на Елеоне. На том месте, где теперь расположен русский Елеонский монастырь, было найдено 1400 останков мощей святых мучеников, пострадавших от мусульман — потому он его и выбрал. А во времена Спасителя здесь стоял один из дворцов Ирода Великого , у которого был домоправитель Хуза. Его жена, одна из жен-мироносиц, спасла от окончательного поругания честную главу святого Иоанна Предтечи и сокрыла ее в этой земле. В глубине участка-сада, радующего глаз рядами мандариновых деревьев и высоких кедров, а также клумбами с «нашей» скромной геранькой, находится часовня «Первого и второго обретения честной главы святого Крестителя Иоанна». Часовня своей строгой архитектурой напоминает о временах древних. Посреди часовни в мраморном полу круглое углубление, отделанное древней мозаикой — здесь, по преданию, была закопана, а потом обретена глава великого пророка Божия Иоанна. Все паломники по очереди преклоняют колени и опускают голову в отверстие, молясь о просветлении мыслей и даровании «метанойи» (по-гречески покаяние — перемена образа мыслей). Отец Андрей, как везде у святыни, всех помазует святым елеем, иногда говорит краткое слово-пожелание. Направляясь от часовни к главному собору монастыря, мы подходим к большому мраморному кресту; под ним лежит самая известная игумения монастыря — матушка Тамара (Романова). Перед отъездом на Святую Землю я нашла в Интернете интервью с нынешней насельницей монастыря монахиней Вероникой, которая лично знала «августейшую игумению». Процитирую отрывки из интервью: «Мать Тамара — известная в царской России княжна императорской крови, дочь великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнучка Императора Hukoлaя I. В миру ее звали Татьяной Константиновной Романовой. Матушка Тамара хорошо знала мою бабушку Азизу…

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Паломники из Санкт-Петербурга посетили Иудейскую пустыню и Елеонскую гору сентября 2019 Группа паломников во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием посетила 20 сентября монастырь святого Георгия Хозевита в восточной части Иудейской пустыни.  Они осмотрели пещеру порока Илии, в которой он скрывался от гонений нечестивого царя Ахава. В главном храме приложились к мощам святых Георгия и Иоанна Хозевитов, Иоанна Румынского, в храме первомученика и архидиакона Стефана - к черепам мучеников, убиенных во время персидского и арабского нашествий.  Путь до монастыря и обратно часть паломников прошла на ослах местных бедуинов. На Елеонской горе была совершена молитва в Гефсиманском саду и католическом храме францисканского ордена в честь Страстей Господних, где находится камень, на котором молился Спаситель перед крестными страданиями. В монастыре святой Марии Магдалины паломники приложились к ракам с мощами великомучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, убиенных в 1918 году большевиками в Алапаевске. Были поданы записки на поминовение.  Также гости побывали на обзорной площадке, откуда открывается вид на Старый город Иерусалим с мечетями Аль-Акса и Купол Скалы с золотой округлой крышей.  На месте Вознесения Спасителя в мусульманской мечети паломники приложились к камню со следом от стопы возносившегося Спасителя.  В Спасо-Вознесенском женском монастыре РПЦЗ почтили память архимандрита Антонина (Капустина), выдающегося русского деятеля на православном Востоке - пятого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Он погребен в храме обители. Владыка побеседовал с настоятельницей обители игуменией Варварой (Новиковой). Там же в часовне пророка Иоанна Предтечи приложились к месту первого и второго обретения его честной главы.  ИА " Вода живая " , 20.09.19 Поделиться 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 25 сентября 2023 24 сентября 2023 23 сентября 2023 22 сентября 2023 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Исключение представляют праздники Обретения главы Предтечи (24-го февраля) и Сорока мучеников (9 марта). Накануне первого из этих праздников великая вечерня поется только тогда, когда он случится ранее Сыропустной седмицы (Типик.). Но если сей праздник придется в понедельник, вторник, четверток и субботу Сыропустной седмицы 120 , в субботу 1-й седмицы св. Четыредесятницы 121 , в понедельник 2, 3 и 4 седмицы или вообще в один из постных дней, наконец, в субботу 2 и 3 седм., то накануне его вечерня поется вседневная 122 . – Накануне второго из этих праздников, ранее вторника 1 седм. св. Четыредесятницы никогда не бывающего, великая вечерня никогда не поется, а всегда вседневная (Типик.) 123 . 3) Накануне дней, следующих за господскими двунадесятыми праздниками 124 . Эти дни суть именно следующие: а) 15 сентября (память св. великомученика Никиты, имеющего знак шестеричного святого), в последовании коего сказано: «Сице подобает пети во вся господские праздники, в них же бывает вход и великий прокимен», заменяемый дневным только накануне воскресного дня (см. 26 декабря и 7 августа); б) 26-е декабря (Собор пр. Богородицы со знаком праздника, имеющего славословие); в) 7-е января (Собор предтечи и крестителя Иоанна со знаком праздника, имеющего славословие); г) 7-е августа (преподобномуч. Дометиа, без всякого праздничного знака); д) пяток, следующий за праздником Вознесения Господня (Типик, гл. 50, последов. Пятидесятн.); е) понедельник, следующий за неделею (воскресеньем) Пятидесятницы (Типик., гл. 50). Исключение представляет день, следующий за неделею Ваий: в неделю Ваий накануне понедельника Страстной седмицы вечерня назначена вседневная 125 . 4) В первый и все прочие дни Пасхальной седмицы 126 . Прокимен на вечернях назначен великий. 5) В неделю Антипасхи, или апостола Фомы – накануне понедельника 127 . Прокимен великий. 6) Накануне праздника Преполовения. Прокимен дневной. 7) В Великий пяток. Прокимен паремии. 8) На 1-е сентября (праздник Индикта с полиелейным знаком, хотя о полиелее в самом последовании не упомянуто).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Каждый день мы посещали храмы и монастыри, прикладывались к мощам святых угодников Божьих, усталости почти не чувствовалось. Присутствовало чувство своего недостоинства, ведь мы соприкасаемся со святостью, все освящено самим Богом. Гора Елеонская. На месте Вознесения Спасителя прямо в камне сохранился отпечаток Его стопы. Сейчас это место принадлежит мусульманам. За один доллар каждый беспрепятственно может подойти к этому святому месту и приложиться к святыне. Здесь же недалеко Русский монастырь Вознесения, построенный на самой высокой точке горы Елеон. В настоящее время принадлежит Русской Зарубежной церкви. В этом монастыре находится место первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. В храме на красивом мозаичном полу мы видим выбоину: здесь по преданию и обрели святую голову Иоанна Крестителя. Каждый из паломников старается вложить свою голову в это место. Монастырь св. Марии Магдалины также русский монастырь, принадлежащий Зарубежной церкви. Храм освящен в 1888 году, в год 900-летия Крещения Руси. На освящении храма присутствовала вел. кн. Елизавета, которая была восхищена красотой этого места и пожелала быть здесь похороненной. Сюда после кончины великой княгини были перевезены их мощи. Монастырь основан в тридцатые годы двадцатого века. Гефсиманский сад. Гробница Божией Матери. Согласно преданию, в Гефсимании была погребена Божия Матерь. Храм на месте Ее погребения был построен в пятом веке. Гробница Матери Божьей сохранилась доныне, здесь мы также смогли приложиться к святыне. Современная постройка с изменениями восходит ко временам крестоносцев. В подземный храм ведут 50 ступеней. Храм имеет приделы святых Богоотец Иоакима и Анны и праведного Иосифа Обручника. Здесь находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери русского письма. Ежедневно в храме служится Божественная литургия духовенством Иерусалимской Патриархии. Недалеко здесь место предательства Иудой Спасителя, на самом месте расположен католический храм, его мы тоже посетили. Тут же в Гефсиманском саду мы побывали на местах возможной молитвы Господней, как еще её называют «Моление о чаше». Говорят, что некоторые из этих старых маслин могли быть свидетелями этих событий.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

Это очень красивое богослужение совершается только в дни Четыредесятницы, Великого поста: по средам и пятницам, в праздники 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи , в четверг 5-й седмицы Поста (« Стояние св. Марии Египетской »), а также в дни храмовых праздников. На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы (недели) на престоле в алтаре храма. Достоверно неизвестно, кто является составителем этой литургии. В древности авторство приписывалось и святому Иакову, брату Господню, и Василию Великому, и Григорию Богослову, и Иоанну Златоусту, и другим. Современный славянский служебник (книга, по которой священники совершают богослужения) указывает авторство св. Григория Двоеслова (VII в.), епископа Римского. Но это надписание появляется не ранее XVI века в греческих богослужебных книгах, напечатанных униатами в Италии, которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной справы (реформы) при патриархе Никоне в XVII веке. В современных греческих служебниках указание на святителя Григория Двоеслова, как автора чина литургии, отсутствует. Но это никак не мешает нам поминать великого святого древней Церкви как небесного покровителя совершаемого богослужения, следуя сложившейся традиции. Ведь о подобном богослужении, как об особой литургии — вечерни с причащением, известно уже с VI — VII в., и не исключено, что и святой Григорий совершал её в том или ином виде. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной Вечерней. Но это не значит, что она обязательно совершается на закате дня, хотя в некоторых храмах и существует такой обычай. Дело в том, что византийское время отличается от принятого сегодня. Часы вечерние в пересчете на наше время — это около 14 часов дня. Перед этой великопостной литургией поется длинная утреня, читаются часы и изобразительны. И даже если служба началась рано, собственно литургия начинается ближе к полудню. Так что разница не такая уж и большая, и не стоит думать, что если служить Преждеосвященную вечером, часов в 18.00, это будет правильнее. Другое дело, что на вечерней литургии люди могут причаститься, придя в храм после работы. Причастие в будни. Зачем?

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

«Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и без пения. По первом Трисвятом поется тропарь праздника. (Если совершается бдение в честь храмового праздника свя­тому, то поется тропарь святому, «Слава, и ныне» , Богородичен воскресный по гласу тропаря святому.) На время пения тропаря открываются царские врата (также только на практике). 2-я часть: по втором Трисвятом поется кондак праздника (храмо­вого святого). На время пения кондака также открываются царские врата. 3-я часть: после славословия поются стихиры литии и совер­шается сама лития по обычаю. После литии – обычное окончание вечерни (как на всенощном бдении). §1.3.8. Особенности великого повечерия в случае полиелейного праздника Если в седмичный день Великого поста (вторник, среда, четверг, пятница) случится полиелейный праздник, великое повечерие совершается по образцу праздников Первого и второго обретения главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля) и святых мучеников Севастийских (9 марта). Великое повечерие в этих случаях имеет следую­щие особенности: 1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и без пения. По Трисвятом: тропарь святому, «Слава, и ныне», Богородичен воскресный по гласу тропаря. 3-я часть: к аноны по Уставу (то есть канон Богородице и святого). По Трисвятом: кондак святому, «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвою святого Ефрема Сирина , а затем молитва «Несквер­ная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. §2. Малое повечерие Малое повечерие совершается в притворе храма, а иногда и келейно. Завеса царских врат закрыта, а священник на протяжении всего повечерия облачен только в епитрахиль. §2.1. Дни совершения малого повечерия 1. В период от Антипасхи до Недели мясопустной совершается каждый день, кроме случаев, когда положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников). 2. В понедельник, среду и пятницу сырной седмицы (вечером).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

438 Сущность беснования состоит в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями. 439 Евангелист Матфей (8, 28) местность, где исцелен бесноватый, называет страною Гергесинскою. Развалины города Гергесы называются ныне Джераш (Jerash). Гергеса лежала чуть далее от озера и вместе с Гадарой оба города находились в одной и той же области Перее (по-древнему Галааде). Таким образом разность только в том, что Евангелист Лука наименовал один город, а Евангелист Матфей – другой, того же округа. 440 Во времена земной жизни Спасителя города Десятиградия, куда входила и Гадара, были заселены преимущественно греками. Этим и объясняется то обстоятельство, что Гергесинцы имели большие стада свиней ( Мф. 7, 30–33 ), содержание который воспещалось еврейским законодательством. 444 В монастыре Вознесения Господня на Елеонской горе, принадлежавшей Зарубежной Православной Церкви, находится часовня, где обозначено место первого и второго обретения честной главы святого Иоанна Предтечи (в притворной части, в углублении каменного пола). 445 Иродиада – внучка Ирода Великого и сестра Ирода Агриппы 1. Она сперва вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа 1, а потом вступила в кровосмесительное сожительство с другим своим дядею, Иродом Антипою, не смотря на то что ее первый, хоть и незаконный, муж был еще жив. Есть предание, что беззаконная Иродиада наругалась над усеченною главою Крестителя Господня: колола иглою язык, обличавший ее, и велела закопать святую главу во дворце своем в нечистом месте, боясь, что если глава погребена будет с телом, то Предтеча Господень воскреснет. Ученики святого Иоанна, услышав о его кончине, пришли и взяли святые его мощи, и положили их во гробе ( Мк. 6, 29 ). Иродиада последовала за Иродом, когда его вызывали в Рим и потом, когда он был вызван на юг Франции (в Лион, а по другим, в Лугдун, вероятно, настоящий С. Бертран де-Комманж во Франции), где и окончила свою нечестивую жизнь в уединении, в бедности и неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста… Утреннее богослужение завершается поминовением усопших и полуторачасовым чтением Акафиста – правильными канонами. Далее следует перерыв – чуть больше часа, – и в два часа дня вечерняя служба начинается чтением Великого покаянного канона св. Андрея Критского, жившего в конце седьмого – начале восьмого века от Рождества Христова. По своему содержанию канон – сокровенная беседа с собственной душой. По форме – античная ритмическая проза, изобилующая примерами из Ветхого и Нового Заветов. Канон был написан преподобным Андреем уже в старости, и одним из мотивов, как полагают ученые, мог стать эпизод из биографии святого. История гласит, что византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убеждённым монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Монофелиты утверждали, что во Христе была одна воля и одно действие – божеское, а человеческой воли и деятельности в Богочеловеке они не признавали. Вскоре это учение было признано еретическим, нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона. В нём постоянны повторы: «Слава тебе, Боже наш, слава тебе!», суть которых – бесконечное милосердие Божие к падшему, но раскаявшемуся человеку. Молитвами и многочисленными земными поклонами завершился первый лень Великого поста. Пища в этот не поставлялась, исключение делалось лишь для больных и слабых людей. На второй день – снова земные поклоны, чтение Акафиста и Великого канона св. Андрея Критского, а пища – хлеб с водой. Небольшое послабление на третий день – первого и второго обретения главы св. Иоанна Предтечи, горячая похлёбка, разумеется, без подсолнечного масла. Горячее можно было поесть в последующие дни недели. Только после исповеди и причастия благословлялась трапеза с подсолнечным маслом. Нелёгкой была для нас, прихожан, первая неделя Великого поста с ежедневными двумя богослужениями – утренним и вечерним, – зато велика была радость после причастия.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/15/ve...

Что же получается? Ведь христианин живет от Литургии до Литургии. Значит, от воскресения до субботы мы шесть суток были бы лишены причащения Св. Таин. Не нарушая, с одной стороны, строгости Великого Поста, а с другой стороны, не лишая верных чад своих Св. Таин, Церковь и положила в будничные дни Великого Поста совершать такую вот неполную Литургию. По всей видимости, в древности Литургия Преждеосвященных совершалась Великим Постом каждый день. Ныне практика другая. Но и в ранние времена в разных местах была, видимо, разная практика. Скажем, из писаний свт. Василия Великого мы знаем, что в 4 веке в Кесарии Каппадокийской был обычай совершать Евхаристию четырежды в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Ныне Литургия Преждеосвященных совершается: на 1, 2, 3, 4, 5 и 6-й седмицах – каждые среду и пяток; на 5-й седмице в четверток (стояние Марии Египетской); на Страстной седмице – в понедельник, вторник и среду. Получается 16 Литургий Преждеосвященных Даров. Плюс внеочередные Литургии Преждеосвященных – на память первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи, в какой бы будничный день ни попало это празднование – кроме 1-й седмицы, отличающейся особой строгостью. Даже если престольный праздник попадает на эту седмицу, все равно Литургии Преждеосвященных нет, и никогда не бывает никакой Литургии в понедельник, вторник, четверток первой седмицы. Даже если Сретение Господне попадает на понедельник 1-й седмицы, все празднование перемещается на день назад – на Прощеное воскресение. Начиная же со 2-й седмицы, можно служить Литургию Преждеосвященных. И еще один день, который доставляет дополнительную Литургию Преждеосвященных – память 40 мучеников Севастийских (9 мая ст. ст.). Что касается Благовещения, то здесь совершается полная Литургия Иоанна Златоустог о, в какой бы день оно ни прилучилось, даже в Великий Пяток. Но если Благовещение попадает на одно из воскресений Великого Поста, то совершается Литургия Василия Великого . То есть смысл в том, что на Благовещение никогда не бывает Литургии Преждеосвященных (или никакой не бывает – великия ради нужды; но только не Преждеосвященной). Что касается среды и пятка Сырной седмицы, то никакой Литургии в эти дни не положено (за исключением той ситуации, когда на эти дни попадет праздник Сретения). Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010