На несколько минут мы отойдем от креста с умирающим Спасителем. Господь Спаситель ходит по земле, несет Свой земной подвиг, окруженный избранными Апостолами, среди которых самым пылким является Петр. Вот апостол Петр говорит Господу Иисусу Христу: “…Ты — Христос, Сын Бога Живаго” ( Мф.16:16 ). Он исповедует веру в Господа Иисуса Христа как Сына Божия. Вот Апостолы на горе Фаворской видят славу преображения Господа своего. И тот же апостол Петр восклицает: “…Господи! Хорошо нам здесь быть…” ( Мф.17:4 ). Вот Господь спрашивает Своих Апостолов: “…не хотите ли и вы отойти?” — и опять тот же апостол Петр восклицает: “…Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” ( Ин.6:67-68 ). Таким был апостол Петр. И опять станем духом своим у подножия креста Христова. Где ты, апостол Петр? Тебя здесь нет. Как говорит святой Евангелист, “оставив Его, все [ученики] бежали” (ср.: Мк.14:50 ). И апостол Петр, по немощи своей, отрекся от Господа и сказал: “…не знаю Человека Сего, о Котором говорите” ( Мк.14:71 ). О, первоверховный апостол Петр, конечно, не с духом осуждения мы об этом вспоминаем. Нет! Мы знаем, что ты по немощи своей изменил Господу, ибо ты еще не был укреплен благодатью Святого Духа. Мы знаем, что ты был величайшим проповедником слов Христовых и ты умирал за Христа, головою вниз, в знак своего величайшего благоговения перед искупительной смертью Спасителя и всецелой преданности Господу. И если мы вспоминаем о твоей немощи, стоя духом у Голгофы, то для того только, чтобы показать, какая вера была у этого благоразумного разбойника. Он не был с Господом Иисусом Христом на горе Фаворе, он не видел чудес Христовых, он не слышал тех Его проповедей, которые умиляли, потрясали человеческие сердца. Он только слышал об этом от других. Но когда он висел рядом на кресте, когда видел невинное осуждение, безграничное терпение и кротость Того, Кто умирал рядом с ним, когда всем своим сердцем почувствовал, что так умирать и молиться за Своих распинателей может только один Царь неба и земли, когда он увидел в Нем Хозяина Небесного Царства, он так воскликнул из глубины своей уверовавшей души: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое”. И в ответ на это он услышал известные нам дорогие слова.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Апостол Агав , первохристианский пророк, упомянут в Деяниях апостолов дважды: в первый раз в связи с тем, что предсказал великий голод в Иудее при Клавдии ( Деян. 11:27–30 ), то есть голод 44–48 годов, когда Антиохийская христианская община заблаговременно собрала средства и послала братии в Иерусалим. Он же предсказал святому апостолу Павлу, что ждет его в Иерусалиме: «Взял пояс Павлов и, связав им себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» ( Деян. 21:11 ). По преданию, святой пророк и апостол Агав мученически скончался в Антиохии (ныне г. Антакья в Турции). Апостол Асинкрит был епископом в Гиркании Асийской (область на юго-восточном побережье Каспийского моря). О нем сказано в Послании к Римлянам ( Рим. 16:14 ); следовательно, в то время он находился в Риме вместе с апостолом Петром. Впоследствии претерпел мученическую кончину. Апостол Руф был сыном земледельца Симона, уроженца г. Киринеи (ныне г. Шаххат в Ливии), который нес Крест Христов на Голгофу: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк. 15:21 ). Следовательно, с самой ранней юности Руф слышал свидетельства о земной жизни Христа, о Его чудесах и знамениях, о Его распятии и Светлом Воскресении. Впоследствии Руф был поставлен святыми первоверховными апостолами во епископа г. Фивы в Средней Греции. Во время написания Послания к Римлянам он был с апостолом Петром в Риме ( Рим. 16:13 ). Апостол Флегонт , римлянин по рождению, был избран из Римской христианской общины святым апостолом Петром: он упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 14 ); впоследствии был епископом в г. Марафоне во Фракии (ныне в Югославии). Апостол Ерм также находился со святым апостолом Петром в Риме во время написания апостолом Павлом Послания к Римлянам ( Рим. 16:14 ). Был епископом в г. Филиппах в Македонии (ныне г. Пловдив в Болгарии). Замучен язычниками в самом начале II века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но мы-то знаем, братья и сестры, что не небесный гость пожаловал в дом Марии, а сам живой и невредимый апостол Петр, который вполне реально и уверенно продолжал стучать в дверь. На стук его вышли уже все люди, находившиеся здесь: Когда же отворили, то увидели его и изумились. Они прекрасно знали, какой силой и влиянием обладает синедрион. Они также были уверены, что их любимого духовного руководителя неминуемо ждет смертная казнь. Да, они трепетно молились, просили Бога об освобождении апостола Петра, но когда собственными глазами увидели действенность молитвенного подвига, поразились до глубины души. Вероятно, реакция их была слишком бурной, они стали кричать, все одновременно расспрашивать, шуметь. Но апостолу необходимо было донести до них правду Божию, дабы и они осознали силу и величие Господа. Автор Деяний свидетельствует: Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место. Апостол просит, чтобы об этом событии известили предстоятеля Иерусалимской Церкви, Иакова Праведного, брата Господня, и всех остальных христиан. Петр не мог оставаться в сем месте, так как оно было хорошо известно фарисеям и прочим вождям иудейским. Здесь ему грозила большая опасность. Он помнил и следовал наставлению Божественного Учителя: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:23 ). Это вполне закономерно объяснялось тем, что не всякая опасность служила подтверждением Божественной славы нашего Спасителя. Иногда для успеха дела благовестия требовалось не рисковать, выждать определенное время. Именно этим руководствуется в своих действиях апостол Петр. Святитель Иоанн Златоуст пишет об том: «Не искушал Бога и не подвергал сам себя опасности, ибо и это они (апостолы) делали только тогда, когда им было повелеваемо». Относительно того, куда направился апостол, существуют лишь предположения. В книге Деяний о Петре не упоминается после этого вплоть до Апостольского собора в Иерусалиме. Некоторые исследователи предполагают, что первоверховный и всехвальный апостол Петр направился в Рим, чтобы в самом центре исторически сложившегося мира проповедовать слово Божие. Достоверно известно, например, что он действительно пребывал в Риме в первые годы царствования императора Клавдия. Вот как раз в это время апостол Петр и мог совершить предполагаемое путешествие, которое состоялось после иудейской пасхи, в четвертый год правления императора Клавдия.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Святой Апостол Иродион [ 1 ], — родственник по плоти святого Апостола Павла, — происходил из киликийского города Тарса [ 2 ]. Он был спутником и сотрудником святых Апостолов Петра и Павла и был ими же поставлен во епископа города Патары [ 3 ]. В сане епископа святой Иродион деятельно распространял учение христианское среди еллинов-язычников. Так как святой Иродион многих из язычников обратил ко Христу, то иудеи из зависти к сему служителю Божию, сговорившись с идолослужителями-еллинами, взяли святого силою и предали многоразличным мукам; при этом одни из мучителей без милосердия били святого, другие кидали в него камни, третьи ударяли его палками по голове. Один из мучителей ударил святого ножом настолько сильно, что он упал замертво; думая, что святой умер, мучители оставили его. Но святой Апостол по благодати Божией остался живым и потом немало потрудился в Риме, проповедуя слово Божие вместе со святым первоверховным Апостолом Петром. Святой Апостол Павел, отправляя Римлянам послание из Коринфа [ 4 ], приветствует в этом послании и Иродиона, бывшего тогда в Риме вместе со святым Апостолом Петром: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11). Когда же святой Апостол Петр был распят, тогда и святой Иродион, как свидетельствует Метафраст, вместе со святым Олимпом [ 5 ] и многими другими верующими, был усечен мечем [ 6 ]. Святой Апостол Агав был исполнен дара пророческого. О нем упоминается в книге Деяний Апостольских. Здесь сказано о нем, что когда собрались из Иерусалима пророки во Антиохию, «один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян.11:27–28). В Кесарии [ 7 ] святой Агав предсказал Апостолу Павлу об имеющих постигнуть его страданиях в Иерусалиме: «пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян.21:11). Святой апостол Агав проповедывал Христа в разных странах и многих из язычников обратил к вере Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf Память святых Апостолов Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия Память 8 апреля Святой Апостол Иродион 2478 , – родственник по плоти святого Апостола Павла , – происходил из Киликийского города Тарса 2479 . Он был спутником и сотрудником святых Апостолов Петра и Павла и был ими же поставлен во епископа города Патары 2480 . В сане епископа святой Иродион деятельно распространял учение христианское среди эллинов-язычников. Так как святой Иродион многих из язычников обратил ко Христу, то иудеи из зависти к сему служителю Божию, сговорившись с идолослужителями-еллинами, взяли святого силою и предали многоразличным мукам; при этом одни из мучителей без милосердия били святого, другие кидали в него камни, третьи ударяли его палками по голове. Один из мучителей ударил святого ножом настолько сильно, что он упал замертво; думая, что святой умер, мучители оставили его. Но святой Апостол по благодати Божией остался живым и потом немало потрудился в Риме, проповедуя слово Божие вместе со святым первоверховным Апостолом Петром. Святой Апостол Павел, отправляя Римлянам послание из Коринфа 2481 , приветствует в этом послании и Иродиона, бывшего тогда в Риме вместе со святым Апостолом Петром: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» ( Рим.16:11 ). Когда же святой Апостол Петр был распят, тогда и святой Иродион, как свидетельствует Метафраст, вместе со святым Олимпом 2482 и многими другими верующими, был усечен мечом 2483 . Святой Апостол Агав был исполнен дара пророческого. О нем упоминается в книге Деяний Апостольских. Здесь сказано о нем, что когда собрались из Иерусалима пророки во Антиохию, «один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян.11:27–28 ). В Кесарии 2484 святой Агав предсказал Апостолу Павлу об имеющих постигнуть его страданиях в Иерусалиме: «пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» ( Деян.21:11 ). Святой апостол Агав проповедовал Христа в разных странах и многих из язычников обратил к вере Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тимофей, как пишет апостол Павел, еще будучи ребенком научался и интересовался Священным Писанием (см.: 2 Тим. 3: 15). Тот же самый первоверховный апостол, говоря о благочестии и нелицемерной вере матери и бабушки Тимофея (см.: 2 Тим. 1: 5), показывает тем самым, насколько близки были их отношения, если он даже знает семью, откуда вышел Тимофей. Может, потому и стал Тимофей ближайшим учеником апостола Павла. Первое упоминание о Тимофее можно найти в главах Деяний святых апостолов, повествующих о втором миссионерском служении апостола Павла. Сначала здесь говорится о его происхождении от иудейки и эллина. В дальнейшем евангелист Лука упоминает Тимофея как человека, непосредственно помогающего апостолу Павлу в благовествовании. Узнав о несчастье Фессалоникийской Церкви, апостол Павел отправил туда Тимофея, чтобы он от его лица укрепил их веру и утешил в любви. Уже будучи в Коринфе, апостол получил от пришедшего Тимофея добрую весть о фессалоникийцах (см.: Деян. 18: 5; 1 Фес. 3: 6). Поэтому неудивительно, что Послание к Фессалоникийцам начинается с приветствия не только от апостола Павла, но и от его учеников Тимофея и Силуана, которых уже знали в тех местах (см.: 1 Фес. 1: 1; 2 Фес. 1: 1). Через некоторое время, в то время как апостол Павел проповедовал в Ефесе, Тимофей отправился к коринфянам: «Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде, во всякой церкви» (1 Кор. 4: 17), и еще: «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне; ибо я жду его с братиями» (1 Кор. 16: 10–11). Второе послание к Коринфянам тоже упоминает Тимофея: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии…» (2 Кор. 1: 1). В этом же послании упоминается проповедь Тимофея и Силуана в Коринфе (см.: 2 Кор. 1: 19).

http://pravoslavie.ru/76159.html

2:11 —18). Так, он повествует, что когда Петр прибыл в Антиохию, где были христиане как из иудеев, так и язычников, откуда и послано было на апостольский собор в Иерусалим вопрошение, должно ли христианам из язычников соблюдать старый Моисеев закон, — то в этот раз, здесь в Антиохии, апостол Павел нашел благопотребным лично противостать ему, Петру, потому что Петр подвергался нареканию. Ибо до прибытия в Антиохию некоторых от апостола Иакова, тогдашних иерусалимских единоверцев, Петр имел общение в пище вместе с язычниками. А когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных, тогдашних единоверцев. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже спутник и сотрудник Павла, апостол Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, - пишет апостол Павел, — что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь, как жил доселе, по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски, лицемерно показывая вид, как будто необходимо для спасения соблюдать всем старую букву Моисеева закона. Мы по природе иудеи, а не из язычников, грешники. Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою во Христа Иисуса, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона. Если же я, снова придерживаясь буквы Моисеева закона, буквы, отмененной всем апостольским собором, буквы убитой и убивающей, мертвой и мертвящей, снова созидаю то, что сам же разрушил, то сам себя делаю преступником.    Таким образом, в священно-историческом раскрытии этого обстоятельства разъяснен весь смысл единоверия, как тогдашнего, допущенного самими апостолами в апостольской Церкви, так и современного нам, допущенного святой соборной и апостольской Церковью всероссийской. По указанию Божию, Первоверховный апостол Петр усмотрел, что ни обрезание, ни вообще соблюдение старой буквы ветхозаветного Моисеева закона не обязательно для спасения. Многу взысканию бившу, иерусалимский апостольский собор также не признал необходимым для спасения соблюдение буквы Моисеева закона, и главенствующие голоса по сему на соборе подали апостолы Павел, Петр и председатель собора, брат Господень, апостол Иаков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Так говорил Петр, великий и первоверховный апостол, велегласнее трубы вопиявший некогда о том, что будет ныне. Если же что-нибудь из сказанного ты понимаешь плохо, выслушай толкование.    Итак, он сказал, что «в последние дни явятся наглые ругатели». Правду сказал великий апостол Петр: нынешние еретики поистине ругатели, ибо они предают поруганию Божественный Промысел, желая изведать неведомые судьбы Божии.    Далее он пишет: «...поступающие по собственным своим похотям», — и действительно, ереси возникли от страстей и от растленной жизни. Ведь когда люди склоняются на страсти, Бог оставляет их, как сказано: «Не будет пребывать Дух Мой в человеках сих, потому что они плоть» (См. Быт. 6:3).    Потому еретики и говорят: «Где обетование пришествия Его?» — то есть: «Вот, Он обещал прийти, и Сам сказал «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27), — но уже тысяча пятьсот лет прошло, а второго пришествия нет, хотя уже пора ему быть». И еще: «С тех пор, как стали умирать отцы... все остается так же», — то есть: и при отцах наших говорили то же самое, и ничего не сбылось, но все остается по-прежнему; «от начала творения», то есть с тех пор, как был создан этот мир, все остается неизменным.    Говорящие так не веруют, что есть Бог и что Он строит все промыслом Своим и силою, что Он судит всех и воздаст каждому по делам его. Поэтому апостол сказал: «Думающие так не знают», — поистине достойно и праведно утаено от них, как от недостойных Божественного Откровения, ибо они многоплетенными хитростями тщатся познать Содетеля и Творца всяческих. Это происходит с ними потому, что они не ищут благочестия с боголюбезным размышлением, но гордой мыслью касаются неприкосновенного.    Далее апостол сказал, что «вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою». Священное Писание называет небесное небом и небесами, и божественный Павел был восхищен до третьего неба, поэтому Петр сказал, что вначале составлены «небеса», а не одно небо. «Из воды» означает то, о чем говорит Моисей: «И назвал Бог твердь небом», и повелел быть ему «посреди воды», и «отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (См. Быт. 1:6—8). Слова о том, что земля «из воды и водою» составлена, согласуются со словами блаженного Давида «Утвердил землю на водах» (Пс. 135:6), — и еще «Он основал ее на морях» (Пс. 23:2). А сказав: «...словом Божиим...» — апостол пресек все помышления человеческие и вопросы желающих узнать об этом; как говорит Писание: не знает человек путей Божиих (Ср.: Рим. 11:33), ибо «величию Его нет конца и разуму Его нет числа» (Ср.: Пс. 146:5), мир Его «превыше всякого ума» (Флп. 4:7) — «откуда Он приобрел премудрость и где место разума Его?» (Ср.: Иов. 28:20). Хорошо говорит божественный Давид: «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И апостол Павел, когда он намеревался войти в Дамаск местью и яростью для христиан, вошел в него другим человеком. Вернее, его привели туда за руку, слепого и беспомощного. В словах воскресшего Христа апостолу Павлу заключено все христианство: «Иди в город, и Я скажу, что тебе надлежит делать». Быть человеком Божиим, значит делать не то, что ты хочешь, а то, что хочет Христос Бог. Когда Господь посылает к Павлу некоего благочестивого мужа Ананию возложить на него руку, чтобы он прозрел, Анания отвечает: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Взять крест и следовать за Христом до смерти означает прежде всего следовать за Христом до Его смерти. Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Он умер из-за нашего греха. И мы должны умереть для греха. Именно это означает самоотречение и смерть святых даром Христова Креста. Те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Мы избавлены от рабства греху Его смертью. Потому апостол Павел может сказать: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19). Оттого что Христос умер за наши грехи, мы можем быть мертвыми, по Его благодати, к искушениям греха. Быть свободными от его обладания нами. Оттого что воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить. Смерть не имеет власти над нами. И, хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви — святой, соборной и апостольской. Но принадлежность этой Церкви дается дорогою ценой. Апостол Петр был распят на кресте как Христос, а апостол Павел принял смерть через усекновение главы как Предтеча. Если мы будем следовать за Господом до смерти, мы обретем жизнь в Его Кресте — жизнь, даруемую нам в Его теле, ломимом за нас, и в Его крови, изливаемой за нас, во оставление грехов. И, обретя ее, мы узнаем, что можем жизнь свою отдать ради Него. Аминь. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

http://moral.ru/stt_apostles/

Наконец, Павел вместе со спутниками прибыл в Рим. Там он и остался один вместе с воином, к которому он был прикован. К нему приходили иудеи, которым апостол проповедовал о Христе. Но они не захотели принять благовестие, и тогда Павел сказал: «…спасение Божие послано язычникам: они и услышат» ( Деян. 28, 28 ). Так, уча всех тайнам Царства Божия, прожил апостол в Риме два года, пока не кончился срок действия его обвинения. В то время была написана большая часть Посланий. После этого был он отпущен, за отсутствием обвинителей, и отправился проповедовать дальше – в Испанию, Иллирик (Югославия), Малую Азию. Кончина первоверховных апостолов 12 июля 67 года в Риме пришло к концу земное странствование апостолов Петра и Павла. Как и предсказывал после Своего Воскресения Господь, когда Петр состарился, то простер руки свои, и иной его препоясал и повел, куда он не хотел ( Ин. 21, 18 ). Произошло это после торжества апостолов Петра и Павла над Симоном-волхвом. Этот еретик, которого посрамил в Самарии апостол Петр, не покаялся, а пришел в Рим, говоря, что он – великая сила Бога. Когда же апостолы Петр, Павел и Иоанн пришли в Рим, то он пытался своим волшебным даром противодействовать им. Однако, как обычно, сила демонов оказалась ничтожной перед мощью Творца. Разгневанный Симон собрал римлян и сказал им, что покидает их из-за того, что они верят не ему, а Петру. И, вознесшись якобы к Отцу, он изольет кары на вечный город. При этих словах на глазах собравшихся на форуме маг стал подниматься к небу. Но апостол Петр, помолившись Богу, именем Христа запретил бесам держать волхва, и тот упал и насмерть разбился на виду у всех находившихся на форуме. Так обнаружилось все его хвастовство и бессилие. Император Нерон разгневался гибелью своего любимца, тем более что благодаря проповеди апостолов от него ушли две любовницы, и приказал казнить проповедников. На христиан обрушилось страшное гонение. Их сжигали на столбах, как факелы, травили зверями в цирке. И первоверховные апостолы безбоязненно поддерживали их в страданиях. Апостол Павел, получив от Христа Откровения, писал своему ученику Тимофею: «…я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4, 6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010