Из истории русского православного храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. Фото сайта http://vary.ru История русского православного храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах достаточно хорошо известна. Однако нельзя сказать, что все ее аспекты изучены с одинаковой полнотой. В настоящей статье мы решили изложить некоторые стороны истории храма, на которые прежде историки обращали мало внимания. Главным образом речь пойдет о проблеме канонического и юридического статуса этого храма. При написании статьи были использованы документы из Центрального государственного архива (Прага), Архива Министерства иностранных дел Чешской республики (Прага), Государственного архива Российской федерации (Москва), Архива епархиального управления православных русских церквей в Западной Европе (Париж). К сожалению, нам остались недоступны фонды Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), который в минувшем году был временно закрыт. Автор заранее выражает признательность всем, кто может представить уточнения и дополнения к содержанию настоящей статьи. I. Русские курортники начали приезжать в Карлсбад (таково немецкое название Карловых Вар) еще в XVIII веке. Город дважды посетил император Петр Великий, бывал здесь и его сын — царевич Алексий. Впрочем по-настоящему заметным приток русских гостей стал лишь к середине XIX века. В сороковые годы позапрошлого столетия сюда приезжало около трехсот русских посетителей в год, а к началу 1860-х годов эта цифра достигла уже пятисот человек. Именно по причине заметного количественного роста русских туристов и было решено начать работу по созданию в Карлсбаде русского храма. Этому начинанию способствовали и значительные перемены в конфессиональной политике Австрийского государства. Начиная с 1848 года империя Габсбургов постепенно трансформируется из католического конфессионального государства в светское. Особенно активным этот процесс стал после 1860 года. Был издан ряд законодательных актов, положивших начало уравниванию в правах католиков с некатоликами. Это существенно облегчило задачу организации русской православной церковной жизни в Карлсбаде.

http://pravoslavie.ru/5459.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Сергий Булгаков Слово на день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> протоиерей Сергий Булгаков Слово на день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла В Избранное Церковь творит ныне память двух первоверховных апостолов Петра и Павла, но в лице их и всего апостольства (недаром следующий же день, 30 июня, освящен памятью “Собора 12 апостолов”). В них как бы олицетворяются обе стороны апостольского служения: иерархическая – в лице старейшины апостольского собора апостола Петра, и учительственная – в лице апостола Павла, более всех потрудившегося в проповедании Евангелия. А между ними явно присутствие и самого возлюбленного ученика Христова, апостола любви, “старца” Иоанна (хотя память его и совершается особо). Все апостолы (кроме апостола Павла) были “свидетелями” ( Деян.1:8 ) земной жизни Господа, призванными возвестить о том, что они “слышали, что видели своими очами” ( Ин.1:1-3 ). Пришествие в мир Господа во исполнение времен и сроков было приуготовано на земле. Его ждали, готовые встретить, все те, которые были удостоены этого избрания, начиная с Предтечи и праведного Иосифа Обручника. В числе их были избранники избранного народа Божия, смиренные рыбари, но будущие апостолы. Их Господь избрал и призвал, их сделал свидетелями чудес Своих, им открывал тайны Царствия Божия. Их Он посылал на проповедь, наделяя даром исцеления и властью над бесами еще в дни земной жизни Своей, им повелел проповедывать Евангелие всей твари по воскресении Своем. Им ниспослал Он от Отца – Святого Духа, и в этой полноте даров в них явил полноту Церкви Своей. Во исполнение веления Господа “во всю землю изыде вещание их и во все концы вселенныя глаголы их”. Церковь ублажает св. апостолов, как избранников Христовых, и “чтит болезни и труды” их, подъятые “во благовестие Христово”. Теперь спросим себя: что же именно в служении апостольском принадлежит только лично апостолам и что вверено и завещано в лице их и всей Церкви, которую представляли они в Сионской горнице в день Пятидесятницы? Прежде всего, полнота всех даров, сосредоточенных в личности каждого из апостолов, конечно, не передается целиком ни одному из членов Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-den-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «В душе этих людей ничто не дрогнуло» Предстоятель Русской Церкви возмущен поведением зевак, снимавших на мобильные телефоны утопающих в Волге людей 13.07.2011 1143 Время на чтение 6 минут 12 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади, сообщает Патриархия.Ru. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в результате недавнего кораблекрушения на Волге, а затем славление первоверховных апостолов, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. «Всех вас сердечно поздравляю с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, завершением Апостольского поста, а также с особым событием в жизни нашего Первопрестольного града и всей Церкви с 450-летием освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который в народе известен как храм Василия Блаженного. Именно в этом уникальном произведении средневекового русского архитектурного искусства мы празднуем сегодня и память святых апостолов, и эту замечательную дату», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, «апостолы заложили основу церковной жизни, но они сформировали этот фундамент не от ветра главы своея, не от человеческой мудрости, не от фантазии, не от больного воображения, не из корыстных целей, как иногда лжеименные исследователи истории пытаются это объяснить». «Апостолы заложили фундамент церковного бытия на основании всего того, чему они были научены от Спасителя. Многое из слов Христа, Господа нашего, было самими же апостолами положено на бумагу и сохранилось до наших дней как евангельское повествование. Но не все вошло в это повествование — было и устное предание, столь важное для формирования Церкви. Святые апостолы заложили фундамент, и сегодня, празднуя имена первоверховных из них Петра и Павла, мы вспоминаем это великое деяние, совершенное апостолами. Оно не было простым, ибо основание бытия Церкви, формирование первых христианских общин вводило святых апостолов и Церковь в соприкосновение с окружавшим их миром. То был мир иудейской и греко-римской культуры, и мы знаем, что этот мир с трудом принимал апостольское слово», - продолжил Патриарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/13/pa...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла 13 мин., 11.07.2023 Содержание День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Смысл названия дня Петра и Павла День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Апостол Петр До того, как стать учеником Христа, Петр был рыбаком. Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда те ловили рыбу на Генисаретском озере. Именно Петр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы. Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И, действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю. После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Закрыть Первоверховный апостол Петр Память 12 июля Мария Тоболова   01:11 14.07.2023 857 Время на чтение 7 минут ( ? – около 67 года) Когда люди отошли от Бога, замкнувшись в своей греховности, то единственная сила, которая могла согреть окаменевшие сердца, - это не знающая границ любовь Бога Отца, выразившаяся в послании на землю Своего Сына служить людям в их спасении. В первые же дни Своего пребывания в приморском городе Капернауме Господь Иисус призвал на апостольское служение четырех рыбаков: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4,19). И они тотчас оставили лодку и рыболовные сети и с любовью последовали за Божественным Учителем. Первоверховный Апостол Петр – самый известный из учеников Спасителя и глава апостольской общины, посвятивший свою жизнь распространению христианской веры. При рождении будущий апостол получил имя Симон, которое представляет собой сокращенный вариант еврейского имени Симеон, точнее, Шимон. А имя Петр является переводом арамейского слова «кифа», означающего «камень», «скала». Христос назвал Симона Петром, увидев в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви. Петр был сыном рыбака Ионы из Галилейского селения Вифсаиды и сам по роду занятий рыбак, как и его младший брат Андрей. Петр – человек простой и необразованный, всё достоинство которого заключалось в его чистой душе и непорочном сердце. Пламенный духом, он и до обращения стремился к Богу, слушал проповеди св. Иоанна Крестителя и ждал прихода Мессии. С самого начала призвания Петр стал старшим среди апостолов, самым ревностным и безгранично преданным из учеников Христа; он ни перед чем не останавливался, чтобы проявить свою любовь к Учителю. Из Евангелия известно, что апостол Петр был женат: однажды Господь исцелил его тещу, лежавшую в горячке (Лк. 4,32). Святитель Златоуст говорит: «И здесь заметь Петрово почтение к Нему. Ибо, имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его…. И Господь, желая яснее показать Свое расположение к смиренному апостолу, прошел к постели больной, стал над нею, и коснулся руки ее… и горячка оставила ее». Теща Петра являлась женой Аристовула, апостола из числа 70-ти. Предание гласит, что жена Петра сопровождала его в его миссионерских путешествиях (1Кор. 9,5) и помогала супругу в проповеди веры.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/13/...

Москва. Домовая церковь Петра и Павла при Главном военном госпитале им. Н.Н. Бурденко. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1801. Адрес: Россия, город Москва, Госпитальная площадь, дом 1-3, строение 2. Координаты: 55.7694, 37.6942 Проезд:м. " Бауманская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1996 год. По многочисленным просьбам больных и их родственников в стенах старейшей госпитальной домовой церкви во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла каждую неделю стали совершаться молебны о здравии больных. Молебны проводились силами священников храма Первоверховных апостолов Петра и Павла на Солдатской улице, расположенного рядом с госпиталем. Настоятель этого храма протоиерей Василий, протоиереи Владимир и Иоанн, иереи Георгий и Михаил приходили к больным для совершения таинств крещения, исповеди, соборования, причащения Сятых Животворящих Таин. Сотрудники госпиталя на общественных началах помогают священникам, проводят подготовительные беседы с больными, передают просьбы пациентов и их родственников о принятии таинств. На молебнах больные получают возможнотсь приобрести иконы, предметы церковной утвари, духовную литературу. Начальник отделения торакальной хирургии подполковник Андрей Георгиевич Васюкевич при поддержке председателя московского общества православных врачей профессора Александра Викторовича Недоступа выступил с предложением о восстановлении на территории госпиталя больничного храма во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в неврологическом корпусе. Командование госпиталя поддержало это предложение, и было подписано прошение на имя митрополита Солнечногорского Сергия, возглавлявшего отдел по церковной благотворительности и социальному служению при Московской Патриархии, о благословлении и помощи в деле восстановления храма. 1997 год. Московский Патриархат назначает в госпиталь настоятелем возрождаемого храма иерея Сергия Волкова, в прошлом - врача-хирурга, любимого и уважаемого коллегами и пациентами, выбравшего путь духовного служения.

http://sobory.ru/article/?object=05806

Слово в день первоверховных Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорского Величества, 1769 года Еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Мф. 16:19 . Церковь совершает днесь радостную память своих основателей, первоверховных Апостол Петра и Павла, и всех чад своих к духовному празднованию сему созывает велегласно. К большему же блаженного дня сего прославлению, любезное Отечество наше и другое торжество к тому присоединяет. Различные причины, но едино радости действие производят. С одной стороны представляются священные мужи, коих заслуги и добродетель всегда останутся бессмертными: с другой выходит на театр славы Наследник Всероссийский, которого Августейшая Матерь руководствует по стопам мужей великих добродетелию. Там видим божественного Петра держащего ключи, яко знак доверенности в делах спасения. Здесь созерцаем Монархиню отверзающую нам храм блаженства, и во оном богоугодно священнодействующую. С горних стран открывается славный духовною мудростию Павел, поддержимый мечем, подвигов своих знамением. Здесь все концы земли видят Россию, мечем мужества врагов своих устрашающую и правосудие торжествующее. О день радостный, день из дней года блаженнейший! вси народи Российстии восплещите руками, воскликните Богу гласом радования! При таковом всех торжестве, чувствуя расширяющееся сердце мое, отверзаю свободно уста свои, и хочу изъяснить вам, слушатели, в начале мною сказанные Евангельские о вязании и решении слова. Ибо как всякое радование происходит от свободности духа и состояния; (в порабощении бо всяк молчит и унывает) то некоторое о свободности рассуждение теперь предложить за приличное и полезное почитаю. Ты же Боже! и мудрости податель и связанный немотою язык разрешаяй, недостойного проповедника слово раствори солию благодати. Еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Сии слова Спасителевы хотя означают особливый род вязания и решения, о чем мы после изъяснить не оставим: но нет препятствия, чтоб рассуждением своим простерлись мы и до всякой свободности и противного ей состояния. Ибо в общем понятии, связан , то же, что раб или невольник; а разрешен то же, что свободный, или вольный. И как могут быть различные способы вязания и решения: так потому суть различные и роды свободности и рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Учитель мой, Павел… Ко дню Первоверховных апостолов Михаил Красильников   21:02 12.07.2023 326 Время на чтение 4 минуты Книга «Апостол», как ярчайшая проповедь христианства, чтомая за Литургией перед Евангелием словно Откровение, даёт представление о том, что происходило после Воскресения Христова и Вознесения. Сначала главы «Деяний святых апостолов», написанные апостолом Лукой, «Соборные Послания» и, наконец, «Послания апостола Павла»… У нас теперь неразрывное понимание единства святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Павел не ходил за Господом в числе двенадцати учеников, и тогда не был другом и соратником апостола Петра при земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Однако впоследствии стал, если можно так сказать, первым историком христианства, не только уверовавший в Спасителя, но и пострадавший за Него. Павел был страшным гонителем христиан, участвовал в убийстве архидиакона Стефана в Иерусалиме, а после того, как услышал Христа и был ослеплен Ярким Светом, долго был не принимаем самими апостолами: они боялись его, думая, что Павла подослали иудеи, дабы разорить общину, предать аресту и далее на мучения и смерть. Павлу пришлось доказывать свою веру, что Господь посетил его, и готов служить Господу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/12/uc...

Скачать epub pdf Слово в день праздника св. первоверховных апостолов Петра и Павла О любви ко Христу и решимости следовать Его заповедям Весь смысл и все счастье нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, заключаются в нашей любви к Богу, в нашей любви ко Христу через исполнение Его Божественных заповедей. Вот почему Господь сказал: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, ... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» ( Ин. 15,10–11 ). Отсюда понятно: насколько мы являемся обладателями истинного счастья, и временного, и вечного. И наоборот: насколько мы удаляемся от Христа, настолько мы погружаемся в бездну великого несчастья. А полное отсутствие в нас любви ко Христу знаменует собою не что иное, как страшное бедствие и подпадание под проклятие, временное и вечное. Недаром апостол сказал: «...Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» ( 1Кор. 16:22 ). Поэтому все свои силы мы должны, возлюбленные о Христе братья и сестры, употреблять главным образом на приобретение любви ко Христу, если хотим достигнуть истинного счастья, истинной Божественной радости. К этой любви нас всегда призывает св. Церковь . Призывает она к сему великому благу и ныне, вдень памяти св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Св. Церковь влечет нас к сей любви к Богу, указывая на деяния этих апостолов, о чем так много говорит нам Священное Писание и церковное предание. Как любил Христа св. ап. Петр, это видно прежде всего из Евангелия. В то время, как все ученики оставили Христа в саду Гефсиманском, правда, по Его собственному повелению, ап. Петр не мог превозмочь своей пламенной любви к Господу и последовал за Ним во двор Архиерейский. Да, не получивши еще благодати Св. Духа и предоставленный своим силам, он пал – отрекся от Христа. Но тут же, после падения, ап. Петр стал каяться и проливать горькие покаянные слезы. За это покаяние Господь простил его и опять включил в число своих учеников. И вчера за утренним евангельским чтением вы слышали, мои возлюбленные о Христе чада, как соответственно трикратному отречению ап. Петра Господь три раза спрашивал его, когда явился ученикам по Своем воскресении: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» И ап. Петр три раза засвидетельствовал Ему о своей любви к Нему ( Ин. 21,16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010