Можно всю жизнь прожить в ощущениях благочестия и не знать, что они суть просто забава души. И самое печальное, что, по-видимому, для многих эти благочестивые ощущения не только оказываются достаточными для проживания Божественной литургии, но даже и непонятно, а чего еще-то можно ожидать (ушли от отвлеченности, ушли от простой сентиментальности, самой примитивной, ушли от автономной эстетики — и что еще искать?); но на самом деле благочестивые ощущения, если искать их специально, вообще беда и грех, потому что в самостном сладком переживании восторга, «подпирающего» все сознание, и кажется, что вот теперь-то все точно и правильно! А на самом деле все эти переживания — лишь поводы и формы выражения духовной жизни, но лишь тогда действующие, действительные и верные, когда они опираются на знание, которое является чем-то гораздо более высоким, чем отвлеченные всплески интеллектуального ощущения. Учиться верному литургическому знанию нужно именно для того, чтобы попытаться найти для себя поводы для глубокого внутреннего благочестия, чтобы литургия раскрылась во всем торжествующем величии внутреннего смысла, разрушающего всякую иллюзию, чтобы открылась та красота, которая светит больше, чем даже благочестие в жизни святых, когда эти жизни становятся видны не просто в формальном содержании нравственных и духовных качеств в некотором конспективном объеме или в пересмотре конкретных жизненных содержаний: строгали тело, а человек все равно не отрекался от Бога. Это поразительно, но гораздо важнее другое. Это «другое» не часто открывается в текстах житийных, потому что в них, к сожалению, обычно содержится много общей схемы, но порою они захватывают дух. Как в известном рассказе патерика об Антонии Великом, когда пришли к нему три монаха, и двое все что-то у него спрашивали, а третий все время молчал. Когда же Антоний спросил: «А ты что молчишь?» — он ответил: «А мне, авва, достаточно просто смотреть на тебя». И иногда встречаются такие люди — порою и мне попадались, в основном это были священники, но и не только священники, — когда достаточно было только на них смотреть. И слушать тоже было прекрасно, все было небесполезно и драгоценно, но и в слушании открывалась не столько конкретность предлагаемых знаний, сколько красота бесконечно живой жизни, живущей подлинно божественными смыслами. Она порою открывается и в житийных рассказах, в том числе и в современных житиях. Для тех, кто любит красоту личностного бытия, из всех современных книг она более всего видна в книге « Старец Силуан ». В ней две части. Первая часть — это описание духовного опыта старца, а вторая часть — его записки. Первая часть замечательна, а во второй и вовсе запечатлевается бесконечная красота.

http://pravmir.ru/polet-liturgii/

От старца Иосифа Исихаста и его учеников мы унаследовали три важные вещи. Первая заключается в ценности послушания – Церкви и своему старцу. Вторая – в участии в Божественной Литургии , в Евхаристии, то есть постоянном причащении. И третья – это практика умной молитвы. Вся наша монашеская жизнь была и остается посвящена трем этим важным вещам. Старец Иосиф Исихаст занимался постоянно умной молитвой, по шесть часов каждый вечер. По восемь часов, ночью, он совершал всенощное бдение. Шесть часов было посвящено умной молитве и духовному чтению и два часа – Божественной Литургии, которая совершалась ежедневно. Это всё начиналось с заходом солнца. На Афоне, если проходит восемь часов с захода солнца, уже бывает восход – особенно летом. И вот после восхода солнца отцы немного отдыхали, потом, после маленького завтрака – чашки кофе или какого-то сухаря, – очень много работали для того, чтобы выживать. Днем у них был обед, и затем они ложились спать. За час до заката они просыпались, снова совершали вечерню по четкам, выпивали чашку чая или съедали какой-либо фрукт, и после заката начиналось всенощное бдение, которое продолжалось восемь часов. По такому уставу жили его ученики, и так же какое-то время жили и мы. Сегодня это является великим благословением, что учение старца Иосифа распространилось на весь православный мир. Но даже западные христиане и люди, которые исповедуют другие конфессии, тоже интересуются старцем и переводят его немногие сочинения на свои языки. – Сегодня миряне так бывают заняты, что утром, садясь в машину, включают записи утреннего правила, и слава Богу, что успевают хоть это. Как должны сегодня подвизаться миряне, современные люди, которые заняты на своих работах, но при этом должны молиться и бывать в храме? – Молитва – это постоянная память о Боге. Присутствие Бога должно быть постоянным в нашей жизни. Если мы научимся произносить Иисусову молитву, вот эту маленькую молитву: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя», если мы всё свое время заполним этим обращением к Богу, будем творить Иисусову молитву всегда, когда мы принимаем душ, едим или когда мы в машине – вместо того, чтобы слушать радио, – или когда мы в метро, в автобусе или в церкви, – то этого будет сверхдостаточно. Память о Боге должна сопровождать все дела нашей жизни.

http://pravoslavie.ru/75968.html

Патриарх Евтихий возражал против пения этих «псалмодийных песнопений» и резко отзывался о тех клириках, которые учили народ петь их («глупо поступают те, которые научают петь какие-то псалмодийные песнопения»), потому что это новшество шло вразрез с содержанием молитв, предшествующих великому входу и молитве приношения, которую он (патриарх) читал по поставлении Даров на престол. Если он служил литургию Василия Великого , то он читал: «Ты удовли нас силою Святаго Твоего Духа в службу сию, да неосужденно ставше пред святою славою Твоею, принесем Ти жертву хваления» (молитва верных первая); «Ты укрепи нас силою Святаго Твоего Духа в службу сию, и даждь нам слово во отверзение уст наших, во еже призывати благодать Святаго Твоего Духа на хотящия предложитися дары» (молитва верных вторая); «Господи Боже наш, создавый нас… приими нас, приближающихся святому Твоему жертвеннику, по множеству милости Твоея, да будем достойни приносите Тебе словесную сию и бескровную жертву о наших согрешениих и о людских невежествиих; юже приемь во святый и пренебесный и мысленный Твой жертвенник, в воню благоухания, возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа. Призри на ны, Боже, и виждь на службу сию нашу, и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Лвраамова всегоюдия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилона мирная. Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас грешных приими дары сия во благости Твоей, Господи» (молитва приношения по поставлении на святом престоле Божественных Даров). Если он совершал литургию Златоуста, то и там он читал: «Приими, Боже, моление наше, сотвори и ы достойны быти, еже приносит Тебе моления и мольбы и жертвы бескровныя о всех людех Твоих; и удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго» (молитва верных первая); «Паки и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше, очистиши наши души и телеса от всякия скверны плоти и духа, и даси нам неповинное и неосужденное предстояние святаго Твоего жертвенника» (молитва верных вторая); «Господи Боже Вседержителю… приими и нас грешных моление, и принеси ко святому Твоему жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовныя о наших гресех и о людских неведениих; и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей, и вселитися Духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих дарех сих» (молитва приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Молитва была основным жизненным стержнем отца Софрония на протяжении многих десятилетий. Особенно интенсивной стала его молитва, когда он покинул Париж и оказался на Афоне. Здесь он понял, чту такое непрестанная молитва покаяния, что такое молитва за мир; он ощутил силу Имени Божия, призываемого в молитве Иисусовой, и опытно познал, что значит “схождение ума в сердце”. Опыт “внутрьпребывания”, которого иные подвижники прошлого достигали благодаря многолетним трудам, был дарован отцу Софронию с самых первых месяцев его жизни на Святой Горе. Как он сам рассказывает, семь лет спустя после приезда на Афон он получил послушание от игумена — изучать греческий язык. Вернувшись в келью из библиотеки и открыв книгу, он физически ощутил, как его ум выходит из сердца и поднимается к голове, а затем к книге. “В тот момент мне стало ясно, — вспоминает отец Софроний, — что мой ум безысходно днем и ночью пребывал в сердце в течение семи лет моей покаянной молитвы”. По мнению отца Софрония, наиболее адекватным выражением ипостасной молитвы, подобной Гефсиманской молитве Самого Христа, является Божественная Литургия. Для того, чтобы вырасти до способности углубляться духом в подлинно вселенские измерения Литургии, человеку требуется немало лет. Литургическая молитва, говорит отец Софроний, — одна из самых тягостных: “Мы живем ее в страшном разрыве всего нашего существа. Благословив в начале Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, мы затем снижаемся до преходящих житейских нужд, чтобы опять подняться через славословие до Престола Божия”. Через совершение Литургии страдания всего мира входят в душу священника: “Чрез литургическую молитву душа наша погружается в океан людских страданий”. Вместе с тем именно Литургия является тем путем, идя по которому человек реализует свой ипостасный потенциал, ибо именно причастие Чаше Христовой возвращает человеку богоподобие, утраченное в грехопадении, и ведет его к обожению» Часть первая. О Молитве МОЛИТВА НЕСКОНЧАЕМОЕ ТВОРЧЕСТВО Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Таким образом, в качестве третьего антифона или входного гимна был сохранён прежний псалом 94 «Приидите, возрадуемся Господеви», певшийся во время процессий. Для первого и второго антифонов были выбраны два предшествующих псалма, псалом 91 «Благо есть исповедатися Господеви», и псалом 92 «Господь воцарися». Псалом 93 («Бог отмщений Господь»), едва ли подходящий для праздничной службы, был, к счастью, пропущен! Молитвы Сейчас между пением антифонов читаются 4 молитвы. Первые три называются молитвами первого, второго и третьего антифонов, а четвёртая – молитвой входа. Молитва входа определённо древняя и читалась перед дверьми храма, когда клирики и народ подходили с процессией к храму, чтобы совершать Литургию. Как показывает диаконское приглашение («Господу помолимся»), молитва читалась вслух и предполагала немедленное прекращение пения гимна процессии. Но происхождение трёх молитв антифонов – более сложная проблема. Стоит указать, в чём состоит эта проблема и предложить её разрешение. Начнём со второй молитвы: «Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего: Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя» Этот текст не связан с певшимися в это время псалмами. Молитва состоит из фраз, не вполне связанных друг с другом, среди которых первая фраза – это, практически, благословение народа. Если мы сравним этот текст с текстом заамвонной мoлumbы(opismhambonos),чumaeмoй в конце Литургии, мы увидим, что начало заамвонной молитвы очень похоже на молитву второго антифона. Более того, если мы обратимся к древним рукописям, мы обнаружим, что текст нашей молитвы не только похож, но буквально тот же самый, что и в начале заамвонной молитвы. Таким образом, у нас есть две редакции одной и той же молитвы, одна из которых, читаемая как молитва второго антифона, более ранняя, вторая же, представляющая сейчас заамвонную молитву, является расширенной редакцией того же текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дары уже освящены. В настоящее время хлебоносец находится обыкновенно не на жертвеннике, а на престоле, а потому совершается предварительно перенесение Преждеосвященного Агнца с престола на жертвенник. При начале первого антифона, священник поставляет Евангелие на горнюю часть престола, раскрывает антиминс, поставляет на него дискос и полагает на него из хлебоносца Преждеосвященный Агнец. Во время второго антифона, священник с диаконом, держащим в руке свечу, кадит престол с Агнцем, лежащим на дискосе, обходя его трижды вокруг. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем на главу свою и, обходя справа престол, переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды, как указано выше, покровцами и кадит Св. Дары. Затем возвращается к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие.    По окончании кафизмы и третьей малой ектении следует пение «Господи, воззвах» и стихир, которых на литургии Преждеосвященных Даров всегда бывает десять. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается вечерний вход с кадильницей. Но в тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие, как это бывает в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы, вход совершается с Евангелием. Если литургию Преждеосвященных Даров совершает сам архиерей, вход всегда совершается с Евангелием.    По входе и обычном пении «Свете тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Во св. Четыредесятницу первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его, а вторая — из книги Притчей — о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они желают подлинно исправить свою греховную жизнь и угождать Богу. На время чтения паремий царские врата закрываются.    По окончании первой паремии царские врата отверзаются и произносится чтецом и поется ликом второй прокимен, также из Триоди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Потир вино (без чтения проскомидийных молитв) и покрывает Св. Дары покровами. Вход совершается или с кадилом, или с Евангелием, если на Литургии полагается читать Евангелие. После входа произносится прокимен. Затем читаются две паремии. Первая паремия заимствуется из книги Бытия или Исхода, а вторая – из Притчей Соломоновых или книги Иова. Перед второй паремией Царские врата открываются, и диакон возглашает: «Повелите». Священник, держа в руках горящую свечу и кадило, произносит перед Престолом: «Премудрость, прости». Затем, обратясь лицом к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех» (см. рис. 247, л. 62) 142 . Возгласом указывается, что Божественный свет светил уже в ветхозаветных пророчествах и прообразованиях и приготовлял их к Иисусу Христу. Предстоящие при этом падают ниц, т.е. преклоняются до земли, выражая свое смирение перед Вечным Светом, Господом Иисусом Христом. После второй паремии для большего возбуждения чувства покаяния поются (тремя певцами) с особенным умилением стихи 140 псалма: «Да исправится молитва моя»…, «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» и, сверх того, другие стихи: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради дверь уст моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Не уклони, Господи, сердце мое в лукавые помыслы, чтобы мне измышлять себе извинения (оправдания) в своих грехах. По окончании каждого из этих стихов хор поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Молящиеся слушают пение, стоя на коленях. Во время пения этих стихов священник, стоя в алтаре перед Св. Престолом, кадит, а по окончании последнего стиха отдает кадило диакону, и сам становится на колени; диакон же, стоя перед жертвенником, кадит до конца пения: «Да исправится»… После этих стихов следует молитва Св. Ефрема Сирина , а затем начинается собственно Литургия. Перед молящимися проходят те же моменты, что и на Литургии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

АЛЬФА и ОМЕГА – первая и последняя буквы греческого алфавита, характеризуют божественную природу Христа ( Апок. 22:13 и др.), начало и конец мира, могущество Бога. Этот символ часто соединяется с хризмой или крестом, располагаясь по сторонам последнего. Хризма с апокалиптическими буквами («константиновская хризма») была особенно распространена с середины 4 и до конца 5 в. АМВОН (греч. μβων, лат. ambo, возвышение; на Востоке иногда – βμα, πργος, в латинском мире – pulpitum, lectorum, locus altior, locus superior) – повышенная платформа, расположенная в середине центрального нефа базилики (иногда смещен к северу или к югу). Первое известное упоминание – в 5–м каноне Лаодикийского собора. В ранневизантийской церкви амвон часто связан с выдвинутой в центральный неф алтарной преградой, посредством специального прохода, огороженного невысоким барьером. Распространен преимущественно на Востоке, в западных регионах Империи известен с 6 в., благодаря византийскому влиянию. На амвоне происходит первая часть литургии («литургия оглашенных», или «литургия Слова»). Типы амвонов различны. На Востоке был распространен амвон константинопольского типа с двумя лестницами, ведущими на повышенную платформу. «Сирийский амвон» – платформа, сложенная из камня на растворе в виде экседры со скамьями для духовенства. В некоторых случаях амвон имел квадратный или октогональный план. АНТЕФИКС – украшение края крыши, обычно керамическое, часто в форме пальметты или человеческой маски. Расположенный внизу ската крыши, антефикс завершал конец круглой черепицы, закрывающей швы между двумя плоскими черепицами. АПСИДА, АБСИДА (греч. κγχη лат. apsis, absis, absida, от греч. ψς – арка, свод). В церкви – часть сооружения, чаще полукруглая в плане, открывающаяся в неф, перекрытая полукуполом. Снаружи формы апсид различны: полуциркульная, полигональная или скрытая прямой восточной стеной; внутри апсида может быть полуциркульной или подковообразной. Апсида обычно приподнята по отношению к пространству всей церкви, как правило, в ней размещается престол. Обычно апсида обращена на восток. Исключение составляет небольшая группа церквей константиновской эпохи, ориентированных на запад. В раннехристианское время апсидами иногда завершались и боковые нефы базилики. В баптистериях в апсидах часто размещается крещальная купель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

iber. 34, упоминающем четыре молитвы, целиком приведена только первая, имеющая исповедальный характер, а четыре других предписано искать в приложении к рукописи (не сохранилось); в Harvard. Houghton gr. 3 в чине изобразительных имеется рубрика, указывающая «прежде Причащения Божественных и Святых Тайн» прочесть Пс. 50 и «предписанную молитву», но сами молитвы также выписаны отдельно.  В-третьих,  молитвы после Причащения в Sinait. gr. 853 в жанровом отношении примыкают скорее к гимнографическим произведениям, чем к молитвам в строгом смысле слова:  первая  из них составлена из краткой формулы по Причащении: «Я причастился Тела Твоего Святого вместе с Кровью Твоей Честной, во оставление всего, в чем согрешил пред Тобою, Едине Человеколюбче», которая встречается и в Евхологиях, но которую следует классифицировать, скорее, как литургическую формулу, а не как молитву (отсутствует славословие, слово «Аминь», размеры текста очень малы) и вариации на тему тропаря после Причащения «Да исполнятся уста…»;  вторая  представляет собой переделанный в молитву тропарь после Причащения, известный по целом ряду рукописей Литургии Преждеосвященных Даров ( Alexopoulos S.  The Presanctified Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of its Origins, Evolution, and Structural Components. Leuven, 2009 (=Liturgia Condenda; 21.) P. 268–269).  В-четвертых,  даже само название изобразительных – τυπικ, то есть «то, что по уставу» (ср. название изобразительных в древнерусском переводе Студийско-Алексиевского Типикона: «уставная»), – предполагает их изначально нормативный, уставной характер. А частные молитвы до и после Причащения, напротив, изначально были сугубо субъективным и персональным делом. Исходя из всего сказанного, мы не можем согласиться с предположением о. Стефана Алексопулоса о том, что «частные молитвы ко Причащению всегда были частью этого чина [т.е. изобразительных.  – свящ. М.Ж. ]» ( Alexopoulos S., van den Hoek A.  The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers//Dumbarton Oaks Papers.

http://pravoslavie.ru/82496.html

Перед Литургией Преждеосвященных Даров всегда совершаются великопостные часы (третий, шестой и девятый) и изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров совершается на вечерне, которую положено в эти дни совершать в 3–4 часа пополудни. Поэтому, чтобы причаститься на этой литургии, необходимо почти весь день не вкушать пищи, соблюдать совершенный пост. В 1968 г. определением Священного Синода Московской Патриархии литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером в тех храмах Московского Патриархата, где правящий архиерей найдет это полезным (3, с. 217). Литургия начитается с обычного возгласа «Благословенно царство». После него совершается последование вечерни: звучит предначинательный 103-го псалом, перед Царскими вратами священник читает Светильничныя молитвы. После 103-го псалма произносится великая ектенья, первая ектенья каждой службы, и стихословится 18-ая кафизма: «Ко Господу внегда скорбети ми…» Во время чтения 18й кафизмы совершается важной священнодействие: Преждеосвященный Агнец переносится с престола, где он хранился в дарохранительнице, на жертвенник. При начале первого антифона, священник вынимает из дарохранительницы Преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос. Во время второго антифона, священник кадит престол с Агнцем. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем и переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды покровцами. В этот момент уместно сделать земной поклон. По окончании кафизмы следует пение «Господи, воззвах» со стихирами. На литургии Преждеосвященных Даров всегда поется десять стихир. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается Вечерний вход. В тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие (в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы), вход совершается с Евангелием. После «Свете Тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Как уже говорилось, в дни св. Четыредесятницы первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его. Вторая паремия берется из книги Притчей, повествующей о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они действительно желают исправить свою греховную жизнь (2, с. 160).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010