2008 год 88. «И за них Я посвящаю Себя...» В воскресный день после праздника Вознесения Господня Святая Православня Церковь предлагает Своим чадам осмысление совершившегося события прославления Человечества Христова. На Литургии читается Евангельское повествование, в котором описано удивительное и величайшее событие: мы, грешные люди, наряду с апостолами становимся свидетелями общения Двух Лиц Святой Троицы: Бога Отца и Бога Сына. Эту молитву Богочеловека обычно называют Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу как Великий Архиерей – Первосвященник, Сам Себя приносящий в жертву, которая имеет величайшее, грандиознейшее значение для всего мира. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин. 17, 1). Спаситель последние часы жизни до ареста был вместе со Своими друзьями. Несмотря на то, что Ему, как человеку, было тяжело, прежде всего в эти минуты Он думал об учениках, о том, как им будет тяжко, старался их укрепить и наставить. Иисус обращается к Своему Отцу с молитвой. Ее первая часть – о спасении людей, ради которых Сын Божий стал Сыном Человеческим. Слова прославь Сына Твоего, очевидно, относятся к двум разным событиям: к прославлению в любви – распятию на Кресте и прославлению во славе – Вознесению. Прославление Сына в Вознесении, как и на Кресте, – это прославление не только Божественных любви и всемогущества, но и прославление человеческой природы Спасителя. Человек взошел на небо, туда, где был Бог, но где никогда не было человека с его духовно-телесной природой. Через дела Христовы нам являются слава и величие Бога Отца: Да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную (Ин. 17, 1–2). Слова всякая плоть в евангельском тексте означают как одного человека, так и весь род человеческий в целом. Но так как не всё человечество, не всякая плоть хочет пользоваться плодами смерти и Воскресения Богочеловека, то эти плоды будут даны только тем, кого Отец дал Сыну или, другими словами, кого Отец привлечет к Сыну (см. Ин. 6, 44). Эти люди, поверившие Своему Богу, получат жизнь вечную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

2008 год 88. «И за них Я посвящаю Себя…» В воскресный день после праздника Вознесения Господня Святая Православня Церковь предлагает Своим чадам осмысление совершившегося события прославления Человечества Христова. На Литургии читается Евангельское повествование, в котором описано удивительное и величайшее событие: мы, грешные люди, наряду с апостолами становимся свидетелями общения Двух Лиц Святой Троицы: Бога Отца и Бога Сына. Эту молитву Богочеловека обычно называют Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу как Великий Архиерей – Первосвященник, Сам Себя приносящий в жертву, которая имеет величайшее, грандиознейшее значение для всего мира. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя ( Ин.17:1 ). Спаситель последние часы жизни до ареста был вместе со Своими друзьями. Несмотря на то, что Ему, как человеку, было тяжело, прежде всего в эти минуты Он думал об учениках, о том, как им будет тяжко, старался их укрепить и наставить. Иисус обращается к Своему Отцу с молитвой. Ее первая часть – о спасении людей, ради которых Сын Божий стал Сыном Человеческим. Слова прославь Сына Твоего , очевидно, относятся к двум разным событиям: к прославлению в любви – распятию на Кресте и прославлению во славе – Вознесению. Прославление Сына в Вознесении, как и на Кресте, – это прославление не только Божественных любви и всемогущества, но и прославление человеческой природы Спасителя. Человек взошел на небо, туда, где был Бог, но где никогда не было человека с его духовно-телесной природой. Через дела Христовы нам являются слава и величие Бога Отца: Да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную ( Ин.17:1-2 ). Слова всякая плоть в евангельском тексте означают как одного человека, так и весь род человеческий в целом. Но так как не всё человечество, не всякая плоть хочет пользоваться плодами смерти и Воскресения Богочеловека, то эти плоды будут даны только тем, кого Отец дал Сыну или, другими словами, кого Отец привлечет к Сыну (см. Ин.6:44 ). Эти люди, поверившие Своему Богу, получат жизнь вечную.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

262. НА ЧЕМ ОСНОВАНО МОЛИТВЕННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ СВЯТЫХ НЕБЕСНОЙ ЦЕРКВИ? Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитве святых Церкви небесной, основано на св. Предании, начала которого видны и в св. Писании. Например, когда прор. Давид взывает в молитве: Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! (1 Пар 29:18), тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы. Точно так же теперь Православная Церковь призывает Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых. Св. Кирилл Иерусалимский в пояснении Божественной литургии говорит: Поминаем и прежде умерших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог наше моление (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9). Св. Василий Великий в слове на день свв. Сорока мучеников говорит: Скорбящий к Сорока мученикам обращается, к ним же прибегает и веселящийся: один — чтобы освободиться от скорбей, а другой — чтобы сохранить то доброе, что имеет. Здесь же мы видим благочестивую жену, молящуюся о своих детях, о путешествующем муже, просящую здравие больному. К мученикам обращены прошения ваши. 263. ЕСТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВ. ПИСАНИЯ О ПОСРЕДСТВУЮЩЕЙ МОЛИТВЕ СВЯТЫХ НА НЕБЕСАХ? О посредствующей молитве святых на небесах есть свидетельство св. Писания. Ев. Иоанн в откровении видел на небесах Ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр 8:3-4). 264. ЕСТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВ. ПИСАНИЯ О ЯВЛЕНИЯХ СВЯТЫХ С НЕБА? О благотворных явлениях святых с неба есть свидетельство св. Писания. Ев. Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим (Мф 27:52-53). Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

4. Видение Славы при реке Ховаре (гл. 1-2, 8-11). Первое видение посетило пророка в пятый день летнего месяца таммуза 592 года, за пять лет до падения Иерусалима. Оно предсказывало близкую гибель святого града, и поэтому повергло пророка в оцепенение и немоту. Только знаками он показывал людям, что ждет их далекую родину. Описывая видения, пророк, по-видимому, использовал образы, навеянные ему священным искусством Вавилона (см.: М. Скабалланович. Первая глава Книги пр. Иезекииля. Мариуполь, 1904, с. 41 сл.). Пророк создавал в своей книге как бы словесную икону, постоянно подчеркивая, что ее символы есть лишь «подобия», да и то отдаленные. Этим он хотел показать, что видения по существу трудноописуемы. Вначале, по словам Иезекииля, он увидел, как с севера несется гигантское пламенное облако («север» здесь не случаен: он издавна обозначал «местопребывание» Божества). В облаке вырисовывались четыре исполинских существа. Их сплетенные крылья поднимались над четырьмя ликами: человека, льва, тельца и орла. Они образовывали «небесную колесницу» которая несла небесный Ковчег. По мнению экзегетов, колеса (евр. офаны) Меркабы означают космические сферы, а «очи» на них — звезды. Сами же крылатые существа (херувимы) олицетворяют тварные силы, нерукотворный Ковчег Славы Господней. Обращенность херувимов на четыре страны света связана со вселенским характером Ковчега. Слава, которую несла колесница, изображена в следующих словах: А над сводом, который над головами их (херувимов), было подобие престола по виду как бы из камня сапфира, а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. (1,26-27) Что означает это видение? Оно есть продолжение того, что открыто было пр. Иеремии. Земной, рукотворный Ковчег есть лишь тень космической Божественной Колесницы. Иными словами, вся Вселенная есть Ковчег Божий, а близкая гибель рукотворного Ковчега не умалит Славу Ягве (ср. Откр 4,3-8, где храмовому богослужению противопоставлена небесная литургия).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

74 Ср. Дан.14:25 : «Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой». По о. Павлу Флоренскому этимологически славянское слово «Живый» восходит к санскритскому слову, которое означает буквально «Тот, Кто дышит, Тот, Кто живёт, Тот, Который Есть=Который Естина=Истина», т.е., Тот Кто есть истинное Бытие. 75 Возрождающее Омовение – заповеданное Христом водное погружение (крещение) для прощения грехов. 77 Верные – это крещёные христиане, которые пользовались в общине всеми правами своего статуса, и которым позволялось причащаться за Евхаристией. 78 Оглашаемые – обучаемые, ученики многолетних катехизических курсов, готовящих к принятию крещения. 79 Церк. слав. «о людских неведениих» – легкомысленные, религиозно невежественные вольные или невольные действия в слове, в деле или в намерениях ума (в помышлениях), совершаемые группой людей, по пренебрежению или по незнанию Божьего Закона, или в аффектном состоянии и объективно ведущие к греховной цели или к дурному результату; коллективное (общественное) деяние, совершённое вопреки голосу разума, сердца, совести, во гневе (напр., отступление или забвение Бога, не исполнение обществом религиозных предписаний, уклонение в ереси, расколы, следование языческим предрассудкам, массовая вера в судьбу, рок, реинкарнацию, гадания, спиритизм, технологические суеверия, демонологизация технических достижений, вера в магию чисел и символов), прямое идолопоклонство (напр., обожествление планет и явлений природы, космоса) или косвенное (астрология, уфология), как нарушающие 1 и 2 заповеди Декалога. Ср. Втор.6:4–6 : «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей)». 80 «моление наше» – в данном контексте это первая молитва верных, читаемая в древности иереем гласно. 81 1) «и моления, 2) и воздыхания (мольбы)» – в данном контексте это: 1) литургические молитвословия иерея, и 2) покаянные сердечные воздыхания верных («Господи, помилуй», «Подай, Господи»)  на ектениях (напр., на сугубой «Рцем вси от всея дущи…»), которые в древности не пели, а восклицали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

              Ибо душа моя насытилась бедствиями,             и жизнь моя приблизилась к преисподней.             Я сравнялся с нисходящими в могилу;             я стал, как человек без силы,             между мертвыми свободный , –             как убитые, лежащие во гробе,             о которых Ты уже не вспоминаешь             и которые от руки Твоей отринуты.             Ты положил меня в ров преисподний,             во мрак, в бездну (Пс 87:4-7).   Что удивляет в этом автопортрете «живого мертвеца», так это прежде всего упоминание им свободы. Существует множество попыток объяснить или исправить трудный 6-й стих. Выражение «между мертвыми свободный» («inter mortuos liber», как читаем в Вульгате) – действительно очень непонятное, труднообъяснимое. Но подумаем вот о чем: молящийся действительно опустился на дно человеческого состояния. Он совершенно один, это его одиночество подобно смерти: «Ты удалил от меня друга и искреннего, сумерки – знакомые мои » (Пс 87:19). Ему не хватает внимания, любви других. И все же во всем этом он открывает собственную свободу. Свобода содержится в прогрессирующем отдалении от самых дорогих привязанностей, но также и в погруженности в еще более неотвратимые любовь и благодать. Ведь богомолец 87-го псалма – мертвец, который молится, мертвец, который продолжает удерживать связь с Богом, а значит, продолжает любить – к чему мертвые признаются не способными. Его «свобода между мертвыми» – это любовь, которая продолжается даже в смерти, которая выражается в молитве.   Многомилостивый. Псалом 102. 102-й псалом, имеющий, скорее всего, довольно позднее – послепленное – происхождение, исключительно красив. Он совершенен по форме и насыщен содержанием . Как псалом 85, а также псалом 144, он организован вокруг откровения Моисею божественного Имени:               Щедр и милостив JHWH,             долготерпелив и велик в любви (Пс 102:8).   Из этих трех псалмов именно 102-й являет собой самое богатое и самое инновационное развитие вокруг этого основного ядра. В византийской литургии он получил название Polyéleos , «Многомилостивый»: божественный титул лег и на сам псалом. Вариаций на эту основную тему в псалме по крайней мере две. Первая касается прощения, понятого как исцеление, обновление экзистенции (здесь чувствуется влияние пророков, предвозвещавших «новое» - Иеремии, Второ-Исайи):

http://bogoslov.ru/article/3540495

  Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306) О принятии электронных карточек, печати антихриста и тайне числа 666   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником - с завершением первой седмицы Великого Поста. Мы совершаем сегодня особый молебен святому великомученику Феодору Тирону, который входит в самую службу Божественной Литургии, и Святая Церковь говорит нам, что мы не одни совершаем этот Пост. Пост Христов - в память сорокадневного поста Спасителя, и Сам Господь, Божия Матерь и все святые участвуют в нем и дают нам силу победить врага. Первая неделя Великого Поста называется Чистой и дает нам образ всего Поста, когда мы хотим достигнуть чистоты, с тем чтобы видеть Бога. Святой великомученик Феодор Тирон, память которого совершает сегодня Церковь, показывает нам пример хранения этой чистоты, когда случаются искушения и враг хочет помешать нашему посту. Так было при императоре Юлиане Отступнике, который ненавидел христиан и, желая осквернить их святыню - святой Пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью продукты на рынках Византии, с тем чтобы христиане, вкушая их, приобщались идолам. Но в сонном видении местному епископу явился святой великомученик Феодор Тирон, пострадавший за верность Христу; он предупредил христиан об этой опасности, и они заранее запаслись нужными продуктами. Это было в Чистую неделю. Так небесное покровительство Феодора Тирона спасло Церковь Христову от осквернения, и врагу не удалось осквернить святыню, а христиане сохранили свою чистоту. Этот праздник говорит нам о том, что внешнее имеет значение. Казалось бы, что значит осквернение идоложертвенной кровью? Какое это имеет значение? Тем более, как говорит апостол Павел, идол в мире - ничто. " Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого " (1 Кор. 8, 4). Мы должны задуматься об этом сегодня. Мы часто говорим о том, что соблюдение одного внешнего - главная опасность в Церкви. Внешняя видимость, соблюдение всего внешнего при внутренней пустоте, по слову святителя Феофана Затворника, приведет, в конце концов, к явлению " человека беззакония " в Церкви Христовой. Но и внешнее, оказывается, имеет очень большое значение. Святой Василий Великий в проповеди на память святого мученика Гордия говорит, что были такие христиане, которые считали, что внешнее настолько второстепенно, что им можно поступиться. И они уговаривали святого великомученика Гордия, зная глубину его веры: " Ты на словах отрекись от Христа, а в сердце своем скажи: " Господи, Ты же знаешь, что я люблю Тебя, что я от Тебя не отступаю " . И Господь, Который смотрит не на слова, а видит глубину человеческого сердца, примет твое исповедание " . Однако святой великомученик Гордий был тверд в вере и сказал: " Как может мой язык, сотворенный Господом, произнести отречение от Христа? Разве не сказал Господь: " От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12, 37)?

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_13...

Беседа на Евангелие пятнадцатой недели по Пятидесятнице Учение о любви к Богу и ближнему (Любим ли мы Бога и ближних) Какое Евангелие было сегодня? В сегодняшнем Евангелие Иисус Христос разрешает вопрос законника о том, какая наибольшая заповедь в законе, и Сам дает фарисеям вопрос о том, чьим сыном должен быть Мессия, и всем этим благовествует о своем Божестве, о своей Божественной премудрости ( Мф. 22:35–46 . Зач 92). ... «Некоторый законник, искушая Иисус Христа, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались Фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его». ... В начале Евангелия говорится, что некоторый законник, искушая Иисуса Христа, спросил: «какая наибольшая заповедь в законе?» Что за вопрос: «какая наибольшая заповедь в законе», который однажды предложил Иисусу Христу Иудейский законник? Кто был этот законник? И почему законник предложил Иисусу Христу такой вопрос? " Законник» – это человек, искусный в еврейском законе, церковном и гражданском, толкователь сего закона. Законники еврейские иначе назывались учеными и книжниками, и еще фарисеями, так как многие из них были фарисейской секты (о фарисеях мы вам, братие, говорили уже). Иудейские ученые различали в законе большие и меньшие заповеди и вопрос, какая из заповедей наибольшая, был у них спорным, т. е. ими не было окончательно решено это: одни – заповедь об обрезании, другие – о жертвах считали самою большею. Предложен же был Иисусу Христу этот вопрос не одним известным законником, а чрез него всеми Иудейскими учеными, и предложен с целью «искусить Его», т. е. поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего не согласного с законом Моисеевым, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Затруднительные и спорные вопросы нередко предлагали Иисусу Христу Иудейские ученые с целью искушения Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например яблоки груши, сливы и прочие. Тропарь праздника Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе! Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе! Яко же можаху - насколько они могли видеть (божественную славу Христа); присносущный - всегда существующий, вечный; молитвами Богородицы - по молитвам Богородицы; Светодавче - Податель света. Кондак праздника На горе преобразился еси, и яко же вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние. Христе Боже, Ты преобразился на горе, и ученики Твои видели, насколько им позволяли их человеческие силы, славу Твою, чтобы они поняли, что Ты страдаешь добровольно, когда увидят Тебя распинаемым, а всему бы миру проповедовали, что Ты воистину есть сияние Твоего Отца Небесного. Главная заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение. Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: " Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? " Иисус Христос ответил ему: " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Все эти шесть заповедей, которые мы сегодня слышали, касаются земной жизни человека. Заповеди Моисея начинаются с заповеди о любви к Богу, но Спаситель эту заповедь не упоминает. Он говорит о том, чего не нужно делать в отношении друг к другу, и, завершая заповедью о любви к ближним, как бы замыкает круг. Почему так? А потому, что эти заповеди, касающиеся человеческих отношений, определяют строй жизни людей, их мысли, их поступки, их убеждения. И если человек будет жить так, то он тем самым будет служить Богу, и первая заповедь — о любви к Богу — сама собой будет явлена в жизни такого человека. «Не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не кради, почитай родителей своих, люби ближнего твоего как самого себя» — перечень этих заповедей не смутил богатого юношу, и он ответил Спасителю: «Все это сохранил я с юности своей, все это я исполнял». И тогда Господь говорит ему: «Пойди, продай имение свое и раздай нищим, и следуй за Мной». И смутился юноша, отошел в сторону, потому что был богатым человеком. Тогда, взирая на него, Спаситель говорит, обращаясь к апостолам: «Истинно говорю вам: трудно войти богатому в Царствие Небесное — легче верблюду пройти сквозь игольные уши». Удивленные апостолы отвечают: «Тогда как же возможно спастись?» И Божественные слова, завершающие сегодняшнее чтение, поражают своей силой и своей мудростью: «Невозможное человекам возможно Богу». Мы спасаемся не потому, что мы такие сильные, умные или добрые, — мы спасаемся потому, что Сам Господь нас спасает. А что же нужно сделать, чтобы Бог нас спас? Нужно, конечно, исполнять те самые заповеди, о которых напомнил богатому юноше Спаситель. Но, наверное, самое главное, чего не сумел сделать богатый юноша, — он не сумел полностью освободить свое сердце для Бога. Почему богатому трудно войти в Царствие Небесное? Потому что богатство обладает огромной силой притяжения. Когда у человека имеется богатство, он не может его игнорировать — он постоянно думает о том, как его сохранить, как его использовать, как его приумножить. Богатство становится в центре человеческой жизни, а как говорит в другом месте Спаситель, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (см. Мф. 6, 21).

http://patriarchia.ru/db/text/1248668.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010