Церковь св. Димитрия Солунского освящена 1853 г., сентября 27 дня. Она каменная, о 5 главах, холодная. Указом свят. синода, от 10 августа 1853 года, за 7849, она утверждена быть кладбищенскою, самостоятельною, без приписки к Никольской и Миловской церквам. Церковь во имя Покрова Богородицы теплая, освящена сентября 28 дня, 1854 года. Устроенная на кладбище купцом Миловым часовня доселе называется «Миловским кладбищем». Приходорасходными книгами по церкви и кладбищу заведует церковный староста с попечителями, а причт не имеет в этом никакого участия и потому никаких отчетов не представляет к начальству для ревизии. Деревянный двухэтажный дом для причта построен в 1860 году на капитал и материал оставшийся от постройки каменной Дмитриевской церкви. 2. Церкви Волковского старообрядческого кладбища Волковское, старообрядческое кладбище находится за православным кладбищем, на правом берегу «Монастырской» речки, подле богадельни городского петербургского общества. На нем находятся церкви Благовещенская и Сретенская. Благовещенская, каменная, теплая церковь , построена в 1816 году на средства единоверцев. Теплый предел, пророка Илии, под колокольнею, сделан в 1843 году, старанием церковного старосты, почетного гражданина, Михаила Леонтьева. Церковь , подобно другим старообрядческим церквам, богата древними антиминсами, иконами и богослужебными книгами. Антиминсы положены под облачения престола. Древняя икона Казанской Божией Матери, не только уважается как Чудотворная, но и возится, с разрешения духовного начальства, по домам. Церковь Сретения деревянная, на каменном фундаменте, построена в 1801 году. В Благовещенской церкви служение бывает ежедневное, а в Сретенской – только по усопшим. Все церковный бумаги хранятся в целости с 1807–9 г. Причт состоит из двух священников, диакона, причетника и просфирни. Ныне причт составляют: 1) настоятель, священник Феодор Петров Тихомиров, из духовного александроневского училища, служивший прежде псаломщиком и диаконом в единоверческих церквах Большой Охты; 2) священник Кирилл Семенов Загадаев, из крестьян пензенской губернии, перешедший из поповщинского старообрядческого лжедиаконства, бывший учителем при школе, что у единоверческой церкви в Николаевской улице, а потом псаломщиком при той же церкви и наконец возведенный в сан здешнего священника; 3) диакон Александр Семенов Сурмин, из окончивших курс с.-петербургской духовной семинарии, служивший сперва учителем и воспитателем в «Доме воспитания бедных детей», что на Лиговке; 4) диакон Павел Иоаннов Никифоров, из петербургских мещан, бывший прежде дьячком при Богородской Тихфинской единоверческой церкви; 5) дьячок Александр Мефодиев Троицкий, из духовного звания, учившийся в сельском училище и служивший сперва причетником при Черносельской Троицкой единоверческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Таким образом, еще до основания крепости в Черкасском остроге, в районе современной улицы Урицкого (у железнодорожных путей), находилась деревянная Воскресенская церковь. В сочинении протоиерея Ф. П. Островидова (1795 г.р.) " О начале распространения христианства в пределах Пензенской епархии " сказано следующее: " Пенза была построена и населена в 1666 году. Что касается до церквей собственно епархиальнаго города Пензы, то первая и самая древняя церковь здесь была Воскресенская, находившаяся вблизи того места, где ныне существуеть каменная, тоже Воскресенская церковь — в слободе называемой Черкасскою. В построенной книге города Пензы о сей церкви между прочим сказано, что до населенья города Пензы, на левом берегу Суры, при впадении в оную реки Пензы, быль один только острог, составлявший небольшую слободу, населенную служилыми людьми — Черкасами. В слободе сей была сначала одна только маленькая церковь Воскресенская, а потом другая Архангельская, обе деревянныя с таковыми же колокольнями. При сих церквах были два священника Лука Стефанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячек Григорий Вавилов, пономарь Пахом Стефанов и просвирня Устинья Андреева. Из сего видно, что церковь Воскресенская, бывшая в острот, много древнее самою города Пензы. — Кем и в каком именно году построена первая Воскресенская церковь, никаких фактов ни в церковном, ни в другом каком либо архиве не отыскано " . В 1790-х годах был построен каменный храм, но уже в начале XIX века трапезную пришлось расширить. В 1852 году она была вновь разобрана и сооружена еще больших размеров, тогда же сделали и новую колокольню. В этой церкви хранилась чудотворная икона Христа Спасителя, которая будет особо почитаться в будущем граде Пензе. В сочинении протоиерея И. П. Бурлуцкаго " Предание об иконах, в городе Пензе чтимых: Спасителя, что в Черкасской Воскресенской церкви и Казанской Божией Матери в кафедральном соборе " сказано: " Автор имел под руками рукопись, написанную около 20 лет назад Пензенским старожилом, в то время 80-ти летним старцем... Иваном Ивановым Каргополовым. В рукописи этой, составленной Каргополовым из сведений, полученных им от деда своего, Пензенскаго купца Петра Никифорова (у него была своя мельница на Хлебной площади) и из заметок на его книгах, Каргополов сообщает следующее предание: " Царь Иван Васильевич IV, идя под Казань, на том, прежде пустынном месте, где ныне существует город Пенза, нашел пикет Кубанских Татар, с женами и детьми, которые в числе 30 человек были пойманы, обнадежены в милости Царя, крещены и поселены здесь ясаком. Тогда же велено было рубить и сложить в стопу церковь, которую Царь намеревался освятить на обратном пути.

http://sobory.ru/article/?object=39857

В 1905 г. Успенский храм был достроен и освящен епископом Тихоном. 1 мая освятили главный престол во имя Успения Божией Матери, 15 мая – левый во имя Алексия Московского, 19 июня – правый во имя Жен-Мироносиц. Успенский собор по проекту был выполнен в псевдорусском стиле и имел традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для таких построек того времени. Краснокирпичный храм выстроен в традициях русского зодчества и представляет собой здание крестово-купольного типа, увенчанное пятью главами. К нему примыкают три полукруглые апсиды с востока и небольшая звонница с запада. Уравновешенность масс, умеренное использование декора, характерного для древнерусского зодчества, придают храмовому зданию черты торжественности и монументальности, что сыграло не последнюю роль в изменении статуса кладбищенского храма, а именно — превращение его в советское время в Пензенский кафедральный собор. Храм расположен на возвышении и оттого кажется, что он так близок к небу, устремив свои купола в небеса. Однако если при рассмотрении издалека возникает ощущение легкости конструкции и ее невесомости, то при близком рассматривании заметна массивность кирпичных стен и их монументальность. В три стороны от собора расходятся паперти, обозначающие вход в храм. Несмотря на то что эклектичный стиль, которому решил соответствовать зодчий при создании Успенского храма, скромен и не имеет какой-либо лепнины или других архитектурных деталей, служащих украшением фасада, храм по-своему красив уникален. Над центральным входом в Успенский собор расположены две иконы — «Воскрешение Иисуса Христа» и «Жены-мироносицы». После революции (вероятно, в 1922 г.), Успенский собор перешел обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии «синодальных» (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора. В 1931-1937 гг. здесь находилась обновленческая архиерейская кафедра. По некоторым сведениям, в храме тогда находилась Пензенская Казанская чудотворная икона Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=18552

Однако та мимолётная заинтересованность продолжения не получила. И в начале 1990-х вход в пещеры всё же завалили окончательно. Произошло это из-за несчастного случая с солдатами недалеко располагавшейся воинской части, которые попытались найти в пещерах «ценности» и попали под обвал… Новейшая история [ править править код ] Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь. В июне 2005 г. с помощью местных жителей и военных началась расчистка оврага, был найден источник, найден и расчищен вход в пещеры. Здание нового храма было построено всего за 4 месяца. И 23 апреля, в Светлое Христово Воскресенье, там прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются. Летом 2006 г. пещеры были почти полностью расчищены, в братскую усыпальницу перезахоронены найденные останки. На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба. Р.Б. Ирина Февраль 2016, по материалам сайта http://sazanskayapustin.cerkov.ru Современное состояние. Храмы [ править править код ] За совсем небольшой период времени возрождения (с 2005 г.) в обители проделана колоссальная работа. По этому поводу к десятилетию возрождения " Мосфильм " снял картину о монастыре " Крестный ход длиною в 10 лет " . В настоящее время в пустыни построены: В тёплое время, начиная с весны и до самой осени, обитель утопает в цветах, несмотря на то, что монастырь мужской. За монастырём дубовая роща, где летом трелями заливаются соловьи. А внизу, если спуститься с горы (минут 10-15), можно поплавать в реке Сердобе. Святыни [ править править код ] На территории монастыря находятся: Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Сергий Радонежский, преподобный - Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Алек...

В 1996 г. постройки М. С. м. были переданы Казанской епархии РПЦ. 1 мая наместником возрождающегося мон-ря был назначен иером. Филарет (Егоров). В том же году возобновились богослужения в Вознесенском храме, 27 дек. решением Синода РПЦ мон-рь был официально открыт. К нач. 2016 г. в обители проживали наместник игум. Глеб (Владимиров) и ок. 10 насельников. Восстанавливаются Вознесенский храм с колокольней над зап. входом, Скорбященская ц., 2-этажные настоятельский и братский корпуса (1889), 2 полукаменных корпуса (1830 и 1847), небольшая ограда (в т. ч. с сев. стороны реки на 52 саж.), жилые и хозяйственные корпуса, каменная часовня прп. Макария (кон. XIX в.). У подножия монастырской горы, над св. источником построена деревянная часовня с купальней (2001). В Вознесенском соборе у правого клироса находится чтимая икона прп. Макария Желтоводского (Свияжск, кон. XX в.) с частицей его мощей. На территории мон-ря возведен 18-метровый памятник прп. Макарию. Сохранился камень с разоренной могилы благотворителя М. С. м. купца Лебедева, на к-ром прочитывается надпись: «Под сим камнем упокоился прах Казанского, Нижегородского, Вятского и Пензенского помещика берггауптмана VI класса и кавалера Евграфа Алексеевича Лебедева, скончавшегося... декабря 187...». Ежедневные богослужения начинаются в 6 ч. В понедельник, вторник, четверг и пятницу служатся молебны с чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу, в среду - молебен с чтением акафиста Божией Матери перед Ее иконой «Всех скорбящих Радость», в субботу - панихида, в воскресенье после полунощницы - молебен с чтением акафиста прп. Макарию, а по окончании литургии - благодарственный молебен. Монастырь имеет подворья при каменной ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1782-1789; 1886-1890) в с. Введенская Слобода Верхнеуслонского р-на и при деревянном храме-часовне в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (2004) в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского р-на. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 43-44; Лаптев М. Мат-лы для географии и статистики России, собр.

http://pravenc.ru/text/2561270.html

К. А. Тона ( Дусавицкая. 2002. С. 116). Престолы 1-го этажа были освящены: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери 22 окт. 1852 г. еп. Пензенским Амвросием (Моревым), левый - во имя блгв. вел. кн. Александра Невского 23 нояб. 1853 г. архим. Павлом, центральный нижний - в честь Рождества Христова 26 дек. 1855 г.; 2 престола 2-го этажа: главный - во имя Св. Троицы 27 мая 1862 г. архиеп. Пензенским Варлаамом (Успенским); в честь Обновления храма Воскресения Христова 12 апр. 1862 г. кафедральным ключарем прот. Ф. М. Пантелеевским. Рождественский придел привлекал богомольцев тем, что представлял собой «точную копию» храма Рождества Христова в Вифлееме . «Престолом и вместе жертвенником служила мраморная доска, вделанная в небольшое углубление восточной стены». Под престолом находилась «полуциркульная ниша» с изображением «звезды, места рождения Христа Спасителя». Во время службы Рождественская ц. освещалась 49 лампадами, 6 из них находились «у того самого места, которое соответствует яслям Вифлеемского храма». Алтарь и престол были «совершенно открыты для предстоящих», только во время причащения священнослужителей «все восточное отделение» закрывалось «завесою» ( Быстров. 1886. 17. С. 6-7). Среди почитаемых святынь в Троицком соборе хранились Тихвинская икона Божией Матери (1751) - «точная копия известной древней иконы», образ Рождества Христова, написанный в Иерусалиме, освященный в Вифлееме и присланный Киселёвой митр. Петрским Мелетием (Хапутакисом). С вифлеемской иконы были выполнены 2 копии: одна подарена митр. С.-Петербургскому Никанору (Клементьевскому) и по его благословению передана в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры , другая прислана еп. Пензенскому Варлааму (Успенскому) и установлена в Крестовой церкви. В ризнице П. П. м. хранились пожертвованные Киселёвой 3 серебряных позолоченных потира «с полными приборами», 2 серебряных позолоченных ковчега, осыпанные стразами и др. (Там же. 18. С. 14-16). К 1896 г. на территории мон-ря располагались 5 каменных корпусов с хозяйственными постройками, в т.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Пенза. Церковь Митрофана Воронежского. Митрофаньевская Церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Самым старым из существующих ныне кладбищ Пензы является Митрофановское. Названо оно так по церкви, находящейся там с 1836 года. История возникновения этого храма такова. В июне 1834 года протоиерей Введенской церкви города, располагавшейся на Пешей улице (ныне ул.Богданова), обратился с прошением на имя епископа Пензенского и Саранского Иоанна о " постройке против деревни Тимаковки (сейчас эта местность около ул.Водопьянова) каменной кладбищенской церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского " . В то время, на расположенном поблизости от Тимаковки кладбище, уже хоронили усопших на протяжении сорока лет, поэтому возникла необходимость постройки храма на этом погосте. Прошение было удовлетворено, и вскоре началось возведение церкви, которое шло довольно быстро. И уже 22 сентября 1836 года состоялось освящение новопрестольного храма во имя Святителя Митрофана Воронежского. При жизни Митрофан являлся епископом Воронежской епархии и прославился не только своей святостью, но и усердным радением о благе России, являясь горячим сторонником преображений Петра I, в царствие которого он жил. В 1883 году на средства купца Пособцева церковь была отремонтирована и в ней был назначен собственный притч. В мае 1890 года строительное отделение утвердило проект на распространение Митрофановской церкви, составленный епархиальным архитектором А.Е. Эренбергом, который предусматривал расширение трапезной за счет двух боковых приделов и устройство двух пристроек к колокольне - для лестницы и кладовки. В результате вместимость храма увеличилась до 700 человек. Перестройку церкви осуществил за свой счет ее ктитор - купец Епифанов. Престолов в церкви три. Главный - во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца. В правом приделе - в честь Нерукотворного Образа Господа Нашего Иисуса Христа, в левом - в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя и чудотворца Феодосия Черниговского. В Митрофановской церкви в настоящее время находится пензенская святыня - чудотворная икона Казанской Божией Матери. На расположенном рядом кладбище похоронены известные горожане, память о которых бережно хранят пензенцы.  С сайта: http://pravoslavie58region.ru Храм (кладбищенский) во имя св. Митрофания, Воронежскаго чудотворца, каменный, построен в 1834-35 г. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта вклад 6400 р. Дом для жительства причта церковный. " Церкви, причты и приходы Пензенской епархии " , составил А. Попов. - Пенза, типогр. губерн. правления. 1896 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Старейшая церковь города Пензы. Настоятель - архиерей Николай (Тарасов). --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04712

Два года назад, 4 ноября, в день Казанской Иконы Божией Матери, мы совершили с ней крестный ход и стали ее в храм заносить. Неожиданно хмурое осеннее небо озарили солнечные лучи. На оборотной стороне иконы вдруг проявилась надпись, в которой значилось, что лик был написан в память воинов, спасшихся во время жестокого сражения с 13 по 21 февраля 1905 года под японским Мукденом. Представляешь? Страшная была бойня. Сто шестьдесят тысяч погибших. Уроженцы села, которые там сражались, тогда и пообещали, если выживут, то закажут икону. И вот фамилии 18 тех человек проступили. А тут потомки их стоят. У всех огромные мурашки побежали по спине. Икона была написана сестрами Пайгармского женского монастыря, что неподалеку от Стрелецкой Слободы. В то время (на рубеже XIX – XX веков) игуменьей там была Евпраксия, уроженка Слободы. Она была крепкой натурой. Построила на территории обители крупнейшую в Пензенской губернии больницу и сформировала многочисленную группу сестер милосердия, которые при необходимости выходили для служения в мир – ухаживали за больными на дому. Настоятельница провела в монастырь водопровод, установила электростанцию и даже мечтала проложить к Пайгарме железнодорожную ветку. О родном селе Евпраксия тоже не забывала. В 1899 году открыла там церковно-приходскую школу для крестьянских девочек. Согласно архивным документам, устроила ее на собственные деньги. Воспитанницы получали там разностороннее образование. Их даже обучали искусству фотографии. Со снимками ученицы выезжали на различные всероссийские выставки прикладного творчества и возвращались с наградами. Батюшка откопал все это у местных краеведов. И совсем недавно сделал целый стенд, посвященный истории села, стрельцам, которые основали тут, на окраине государства, крепость в XIV веке. Отреставрировал икону, а теперь ломает голову, чем заинтересовать туристов. В селе есть конно-каретный двор, отец Анатолий где-то нашел настоящую, правда, изрядно покоцанную карету. Собирается отремонтировать ее и использовать в обряде венчания. Но ему и этого мало. Организовывает праздники: День матери, День пожилого человека и что-то вроде «не ленись, вставай на лыжи». В местном клубе устраивает просмотры фильмов по воскресеньям, с дальнейшими обсуждениями. В библиотеке соорудил целый отдел духовной литературы.

http://pravmir.ru/otets-anatoliy-i-mirov...

В июле-ноябре 2011 г. на московском колокололитейном заводе «Литэкс» были отлиты 13 колоколов для Спасского собора, 2 декабря владыка Вениамин освятил их, и в декабре-январе они были подняты на самую высокую в Пензе звонницу. 6 июля владыка Вениамин освятил крест на колокольню, и ровно через месяц он был поднят на многометровую высоту. 14 августа 2014 г. были освящены и подняты на храм четыре малых купола, 28 декабря – центральный купол. В настоящее время строительство собора продолжается. http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2915 Пензенский кафедральный собор являлся великолепным памятником архитектуры эпохи классицизма, «визитной карточкой» губернии. Он был сооружен на рубеже XVIII-XIX в.в. на месте деревянной церкви, построенной в 1663 г. при основании города Пензы. Настенная живопись храма отражала всю библейскую историю. В соборе пребывала главная святыня города - чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была подарена граду Пензе царем Алексеем Михайловичем и по молитвам перед которой был спасен город от набега кочевников в 1717 г. Здесь же хранились и пензенские реликвии – штандарты народных ополчений 1812 и 1855 г.г. Кафедральный собор посещали августейшие особы: великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II и великий князь Михаил Александрович. Здесь нашли упокоение пензенские епископы, особо почитаемые в народе. В 1918 г. Спасский кафедральный собор был захвачен обновленцами, в 1923 г. передан советской власти, а в 1934 г. разрушен. С 2010 г. по настоящее время воссоздание собора осуществляется совместными усилиями Администрации области и Пензенской епархии. К началу 2016 г. проведены основные восстановительные работы по воссозданию стен, установке куполов, устройству кровли собора и колокольни, а также внешней отделке собора. За счет средств регионального бюджета был выполнен комплекс работ: земляные работы, устройство фундамента, возведение монолитных конструкций, стен, перекрытий, устройство кровли, внутренняя штукатурка стен, внутреннее электроснабжение, канализация, воссоздание внутренней и внешней отделки, декоративные элементы фасада, вентиляция, отопление, тепло- и холодоснабжение, пожарная сигнализация, сети ЛВС, видеоконтроля и автоматики, благоустройство.

http://sobory.ru/article/?object=24464

Освящен: 25 августа 2002 года Архиепископом Саратовским и Вольским Александром (Тимофеевым; †2003). Святыни: В храме находятся ковчег с мощами преподобных отцев, в Оптиной пустыни просиявших, и икона с частицей мощей святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского . Престолы: во имя всех Святых, в земле Российской просиявших. Имеется приставной престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Адрес: 410039, г. Саратов, ГПЗ - 3, пр-кт Энтузиастов, д. 64а Телефон: (8452) 309628 . Проезд до храма: троллейбус 4, трамвай 2, 7, автобус 1, 2, 6, 7, 10, 18Д, 20, 21, 22, 26, 36, 39, 55, 63А, 69, 90, 105, маршрутное такси 42, 55, 55А (ост. " Подстанция " ). Подробнее... Храм апостолов Петра и Павла (Саратов) [ править править код ] 15 октября 2007 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения места под строительство Петропавловского храма. Сразу началось его строительство. 20 мая 2008 года был совершен Чин основания строящегося храма. 12 июля 2013 года в отремонтированной части строящегося храма была совершена первая Божественная литургия. 13 декабря 2017 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма. 28 декабря 2020 года указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия храму присвоен статус Архиерейского подворья. В храме постоянно пребывает ковчег с частицами мощей святых Апостолов. Адрес: город Саратов, проспект 50 лет Октября, дом 107д (район 3-й Дачной; на территории парка, расположенного недалеко от администрации Ленинского района) Телефон: +7(8452)98-70-31 Как добраться: автобус троллейбус трамвай (ост. «3-я Дачная»). Подробнее... Храм великомученика Георгия Победоносца (Саратов) [ править править код ] Храм святого великомученика Георгия Победоносца Освящен: 13 ноября 2011 года Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином Службы, действующие при храме: Воскресная школа состоит из 2 групп учащихся: старшей (от 10 до 15 лет), младшей (от 5 до 10 лет). Обучающимся преподаются Закон Божий, Библейская история, Новый Завет, основы церковного богослужения, Катехизис. При школе действует кружок.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Саратова

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010