Пензенский уезд, находящийся в южной части губернии, лежит на границах Городищенского, Мокшанского, Н.-Ломовского уездов Пензенской губ. и Петровского Саратовской губ. Пространство уезда равняется 2934,5 кв. в.=305,677 десят., в числе которых 21,343 десят. находятся под лесом, 113,478 десят. под посевами, а остальные под лугами, поселением и т. п. Жителей в уезде: мужского пола 57100, женского пола 58429, обоего пола 115523 чел. По вероисповеданиям они распределяются так: православных 114820, католиков 47, евреев 3. В уезде церквей: приходских 52, приписных 3, придельных 3, кладбищенских 2, часовен и молитвенных домов 8. В числе церквей – каменных 41, деревянных 19. Школ церковно-приходских 4, школ грамоты 4, земских народных училищ 50. Г. Пенза 1) Кафедральный собор начал постройкою начат в 1800 г. и окончен в 1822 г. на доброхотные пожертвования, с помощью от казны в количестве 20,000 р. ассигн., каменный, двухэтажный, теплый, в верхнем этаже престолы: во имя Всемилостивого Спаса и в память Успения Божией Матери; в нижнем этаже престолы: в память Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя великомуч. Екатерины; при усыпальнице преосвящ. Иннокентия престольный придел во имя свв. мучч. Евлампия и Евлампии. К собору причислена часовня, что на базарной площади. – Находящиеся в Кафедральном соборе Казанская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной, подарена в 1666 г. жителям новооснованного г. Пензы царем Алексеем Михайловичем. Заступничеством ее, по преданию, Пенза спасена была в 1717 г. от разгрома закубанских народов. – Причта при соборе положено: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика. На содержание причта отпускается жалованья 2801 р., из них кафедральному протоиерею 400 р., ключарю 300 р., священникам и протодиакону по 250 р., диаконам по 180 р., иподиаконам по 180 р. и псаломщикам по 140 р. Земли 167 д. 455 с. В соборном доме помещаются кафедральный протоиерей и 2 диакона. Вкладов на содержание собора 3500 р. В пользу причта вкладов на 8300 р. С 1866 г. при соборе учреждено Просветительное Иннокентиевское Братство Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм в ее честь, куда и поместили Казанскую икону Божией Матери; здесь же был основан женский монастырь. Память чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Русская Церковь отмечает 8 ⁄ 21 июля. Небольшая икона, обретенная на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. Особенно большое значение получила эта икона в Смутное время (1605–1612), вызванное иноземной польско-литовской интервенцией. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген призвал всех русских «положить души свои за Дом Пречистой». На призыв Первосвятителя в Нижнем Новгороде было составлено ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию. И Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Несмотря на огромные трудности с оружием и продовольствием, русское войско в октябре 1612 года подошло к Москве. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана, Кремль был взят. В память освобождения Москвы установлено было совершать 22 октября/4 ноября празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богоматери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе: существуют Казанские иконы Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская и многие другие.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Н. Ломов был организован Союз воинствующих безбожников, затем - антирелиг. музей, в к-ром в качестве экспонатов выставлена церковная утварь, в т. ч. из К. м. Ок. 1940 г. музей был упразднен, наиболее ценные экспонаты исчезли. В 30-х гг. XX в. местные власти приняли решение о строительстве картонной фабрики в г. Н. Ломов, в 1938 г. храмы К. м. разобрали на кирпичи для этого строительства; уничтожили и другие постройки. После разрушения К. м. почитание источника на его территории не прекратилось: ежегодно в день Св. Троицы здесь совершались молебны. В 1945 г. верующие просили предоставить им под молитвенный дом сторожку Казанской ц. или колокольню, но облисполком отказал: оба здания не подходили, «как помещения, находящиеся в почитаемом верующими месте святости (т. е. у монастырского колодца)». В 1969 г. около монастыря была построена насосная станция, источник передан водоканалу и доступ к нему как к режимному объекту закрыт. Одно из зданий мон-ря до 1972 г. занимала школа с. Норовка. В июле 2003 г. отмечалось 360-летие обретения Казанской иконы и основания мон-ря. 25 июня 2003 г. и 21 июля 2004 г. К. м. посещал архиеп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) . В июле 2002 г. на территории К. м. были построены братский корпус, гостиницы, источник снова открыт для посещения, в 2004 г. возведены деревянная, обложенная кирпичом ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, новая купальня и церковная лавка. Решением Синода РПЦ от 6 окт. 2008 г. К. м. был возобновлен, с 28 дек. 2011 г. настоятелем является еп. Пензенский Вениамин (Зарицкий) . В 2008 г. в К. м. были торжественно возвращены монастырские Казанская икона (считается, что именно эта икона была обретена в 1643) и образ св. Иоанна Предтечи, к-рые хранились в семье расстрелянного в 30-х гг. XX в. пензенского иконописца А. И. Климова. Ист.: Романова А. А. К истории списков иконы Казанской Богоматери VII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской//Исслед. по истории средневек. Руси: [Сб. ст.]. М.; СПб., 2006. С. 468-480. Лит.: Евпсихий (Горенко), архим. Ист.-стат. описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. муж. мон-ря. Пенза, 1891; Гедеон (Котлов), архим. Нижнеломовский Казанский второкл. муж. мон-рь. [Н. Ломов], 1911 2; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1; Мануйлова Е. В. Нижнеломовский Казанский муж. мон-рь//Пензенская энцикл. М., 2001. С. 391. И. Н. Бузыкина Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пенза, нач. XXI в. Крепость на реке Пенза основана в 1663 году при царе Алексее Михайловиче как форпост на юго-восточной окраине государства, которая была легкой и незащищенной добычей для степных кочевников. В мае того года на реку Пензу с сотней казаков-черкас прибыл Юрий Ермолаевич Котранский, являющийся ранее воеводой г. Балахны «город строить». Он и стал основателем и первым строителем города. За достаточно непродолжительное время был взведен деревянный кремль. Обязанности по созданию поселений и укреплений вблизи крепости возлагались на воеводское управление, которое возглавлял с конца 1663 г. первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов. По указу царя от 13 октября он «построил на Пензе у города посад и слободы», то есть наделил землей жителей города: конных и пеших казаков, пушкарей, воротников. В 1665 году население города составляло около 3300 человек (почти 700 дворов). Долгие годы крепость Пенза служила надежным заслоном от кочевников – кубанцев (народов Северного Кавказа и Приазовья) и ногайских орд. Нападению кочевников Пенза подвергалась в 1668 , 1680 и 1717 гг., но овладеть крепостью им ни разу не удалось. По преданию, в 1717 г., во время Большого Кубанского погрома, нападавшие сожгли южную часть города и уже подступили к стенам крепости, однако находившиеся в осаде пензенцы появились перед вражеским войском с Казанского иконой Божией Матери - даром царя Алексея Михайловича, что спасло город от разрушения. Казанская икона Богоматери и по сей день является главной святыней Пензы. В первой трети XVIII столетия Пенза превращается во внутренний город России и утрачивает свое прежнее стратегическое значение. Во второй половине XVIII века Пензенский край становится одним из основных в стране районов помещичьего землевладения. К этому времени Пенза – крупный экономический центр, благосостояние которого базируется на товарном сельскохозяйственном производстве (преимущественно вывоз хлеба) и винокурении.

http://drevo-info.ru/articles/19685.html

Церковь Митрофана Воронежского (Пенза) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святителя и чудотворца Митрофана Воронежского была заложена в июне 1834 года по инициативе протоиерея Антония Писарского, настоятеля Введенской церкви Пензы. Среди святынь храма - Пензенская-Казанская икона Божией Матери. Содержание История [ править править код ] В июне 1834 г. настоятель Введенской церкви Пензы протоиерей Антоний Петрович Инсарский подал епископу Пензенскому и Саранскому Иоанну I прошение о постройке на кладбище у деревни Тимаковки каменной церкви. Тогда же храм был заложен, а 22 октября 1836 г. освящен во имя святителя Митрофана Воронежского . В 1837 г. храмоздателя, протоиерея Антония, за его труды наградили орденом св. Анны 3-й степени. В сентябре 1838 г. была окончена постройкой и колокольня. Первоначально церковь была приписана к Введенской, и службы совершались в ней крайне редко. Ее даже предполагалось упразднить, но в 1883 г. купец Никифор Дмитриевич Пособцев отремонтировал храм. А в 1890-х гг., по проекту епархиального архитектора Алексея Егоровича Эренберга (1863-1938), на средства купца Епифанова, он был серьезно расширен. Вновь устроенный правый придел посвятили Спасу Нерукотворному, левый – Иверской иконе Божией Матери и святителю Феодосию Черниговскому (освящен 13 августа 1900 г.). В 1932-1933 г. в Митрофановском храме разместилась архиерейская кафедра Патриаршей Церкви, находившаяся здесь до 1945 г. В 1937-1945 гг. церковь оставалась единственным действующим храмом (хотя и она ненадолго закрывалась, в ноябре 1941 – январе 1942 гг.). Здесь служили перед своим арестом епископ Феодор (Смирнов, 1891-1937) и священники Василий Смирнов (1889-1937) и Гавриил Архангельский (1890-1937) – новомученики Пензенские, прославленные на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Священномученик Феодор в апреле-сентябре 1935 г., будучи еще архимандритом, служил настоятелем Митрофановской церкви. Вероятно, именно в конце 30-х гг. в храм попала чудотворная Казанская икона Божией Матери. По преданию, ею благословил первопоселенцев Пензы царь Алексей Михайлович. В 1717 г. по молитвам перед нею город был спасен при Большом кубанском погроме. Икона долгие годы хранилась в Спасском соборе, в 20-х гг. – в Петропавловской церкви, в 30-х гг., вероятно, в Успенском соборе, а оттуда попала в Митрофановский храм. 1 октября 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II отслужил перед Казанской иконой молебен, и подарил Митрофановскому храму дарохранительницу.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Митроф...

и. предание связывает чудо исцеления в 1695 г. свт. Питирима от тяжелого недуга ( Молчанов. 1914. С. 122). С того времени началось почитание К. Т. и. как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила не мало слез у разного рода несчастных» ( Хитров. 1861. С. 309). Истечение слез от К. Т. и. явилось предзнаменованием последовавших за ним значительных перемен в стране и в Тамбовской епархии. Весной 1695 г. строительство каменной соборной церкви было приостановлено. Тамбов тогда стал местом сбора войск, готовившихся к походу на Азов. В 1-ю военную экспедицию, неудачную, рус. полки выходили из 2 пунктов: с царем Петром Алексеевичем - из Москвы, с ген. П. Л. Гордоном - из Тамбова. При подготовке ко 2-му походу, 1696 г., были мобилизованы все средства юга Руси; даже церкви были привлечены к строительству Азовского флота. Тамбовского епископа обязали возводить в Воронеже на средства епархии галеры, поэтому денег на окончание каменного собора в Тамбове не было. В недостроенном церковном здании свт. Питирим до своей кончины в 1697 г. успел освятить придел во имя свт. Николая. Правление Петра I началось с гос. реформы, в результате к-рой было упразднено Патриаршество, а 15 мая 1701 г.- Тамбовская епархия (вновь открыта в 1758). В 1738 г. деревянные соборы в Тамбове были разобраны; их материал использовали на достройку каменной соборной церкви (Там же. С. 271). К. Т. и. была перенесена в иконостас придела свт. Николая нижнего храма. Собор был достроен в камне лишь в 1799 г., при еп. Тамбовском и Пензенском Феофиле (Раеве). В 1861 г., при еп. Тамбовском и Шацком свт. Феофане Затворнике (Говорове), К. Т. и. по-прежнему хранилась в кафедральном соборе, где также находилось живописное «Распятие» с предстоящими Божией Матерью и св. ап. Иоанном Богословом, написанное, по преданию, свт. Питиримом. К. Т. и. имела новую серебряную позолоченную ризу чеканной работы «с венцами в лучах»; венцы на Божией Матери и Младенце Иисусе были унизаны стразами, топазами и бирюзой; звезда на убрусе Богородицы выложена стразами и украшена искусственным бриллиантом, звезда на плече украшена аметистом. Икона помещалась под стеклом в деревянной резной позолоченной раме (Там же). На рубеже XIX и XX вв. К. Т. и. нек-рое время хранилась в верхнем храме ( Фиксен. 1904. С. 107).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Пригородное. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская заречная церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Казанская Заречная церковь, каменная, с приделами во имя Архистратига Михаила (справа) и во имя свт. и чуд. Николая (слева). Построена в 1874 г. приходом Сердобской Пригородной слободы. Часовня каменная в ограде церкви, построена в 1881 г. Источник: сайт Пензенской епархии После того как Сердобская слобода в 1780 году получила статус города, происходит рост численности населения. Одна соборная церковь перестала вмещать всех прихожан, в результате чего в конце XVIII века строятся сразу несколько новых церквей на территории города. Второй и по значимости и по количеству прихожан можно считать Заречную церковь. Построена она была в 1776 году в честь иконы Казанской Божией Матери. Кроме тех сведений, что храм был деревянный и оставался таковым до его перестройки в конце XIX века, сохранилось крайне мало данных, связанных с историей этой церкви. Наблюдается некоторое расхождение, связанное со временем постройки здания. Так, по данным Саратовской духовной консистории за 1850 год, Заречная Казанская церковь стала действовать лишь с 1794 года. Последнее утверждение кажется неверным по двум причинам. Первой является то, что в этом же списке Саратовская духовная консистория неверно датирует перестройку Сердобской соборной церкви, указывая 1799 год, а не 1796, как большинство других источников. Главным доказательством, обосновавшим первую дату (1776 год), следует считать надпись, сделанную на иконе Казанской Божией Матери, где указывается время постройки церкви. Икона эта считалась храмовой и была осмотрена в конце XIX века Саратовским краеведом А Н. Минхом, побывавшим в Сердобске. Эта церковь до 1820 года была кладбищенской. Ещё А.Н. Минх отмечал наличие множества могил возле церкви. С 1820 года она стала приходской. На 1842 год количество прихожан равнялось 1755 душ мужского пола. При осмотре в 1843 году благочинный Лавров отметил, что “церковные стены и полы чисты и опрятны, а деревянная ограда ветха и полуразвалившаяся " . Заречные прихожане обещали приготовить материалы для деревянной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=21386

В соседнем селе Маколово Чамзинского района  монастырь располагает подворьем – Казанской церковью, одной из самых благоустроенных в Мордовии. Второе подворье, Покровская церковь, находится в Рузаевском районе, в с. Спасское. Самыми известными реликвиями монастыря являлись Казанская икона Божией Матери, перед которой молился основатель старец Игнатий, и три местночтимые иконы – Иверской Божией Матери, Успения Богородицы и Спаса Нерукотворного образа, а также в соборе хранился ковчег с мощами  разных святых.  Еще одна чтимая икона, Божией Матери «Взыскание погибших», была доставлена в обитель перед революцией с Афона как вклад неизвестного почитателя старца Игнатия. В настоящее время святынями обители являются кресты с мощами многих святых, а также реликвии, полученные из Серафимо-Дивеевского монастыря – частицы от облачения прп. Серафима Саровского. Лит.: Фриновский М. Чуфаровский Троицкий монастырь Саранского уезда. – М., 1905; Бахмустов С. Б. Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь в прошлом и настоящем. – Саранск, 2000; он же. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000; Монастыри: Энциклопедический справочник. – М.: Изд. Моск. Патриархии – «Республика», 2000; Новые материалы из истории Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря по данным архива ФСБ по Республике Мордовия//Сар. ЕВ, 2002, 11, с. 38-55. http://www.gidrm.ru/doc_2502.html К истории с. Чуфарово по Пензенским Епархиальным Ведомостям за 1907 г.: " Храм во имя св. Живоначальной Троицы, с теплым приделом, в честь и память Покрова Пр. Богородицы, деревянный, построен в 1866 г.... Деревянная часовня в память Царя-Освободителя Александра II. Земли 90 д., в том числе 30 неудобной. Прихожан м.п 903, ж.п. 963. Приход состоит из села, Новой Куриловки (в 5 в.), Старой Куриловки (в 5 в.), Кургана (в 4 в. ). В селе училище земское " . Добавить комментарий Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Спасское является подворьем Свято-Троицкого Чуфаровского мужского монастыря. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17590

По описанию, сделанному в 1869 г. Евпсихием, архим. Нижнеломовского мон-ря, К. Н. и. «живописью подобна явленному в Казани образу, в размере же меньше онаго,- живопись древняя, греческая; мерою образ сей в длину 6-ти, а в ширину 4-х вершков» (26,7×17,8 см) (Там же). В описании монастыря 1891 г. дается уточненный размер иконы (41/2×33/4 вершка) (20×16,7 см - Там же. 1891. С. 18), этот же размер приводится в описаниях мон-ря 1911 г. (Там же. 1911. С. 17; Гедеон (Котлов). 1911. С. 7). После закрытия Нижнеломовского мон-ря К. Н. и. считалась утраченной. Ныне известно, что святыня находилась у архим. Макария и иером. Гедеона, к-рый перед арестом отдал ее правосл. семье Климовых. Икона хранилась у А. А. Климовой († 2008), дочери расстрелянного иконописца Нижнеломовского мон-ря А. М. Климова, к-рая завещала передать икону в 2008 г. в мон-рь. Кроме нее никто не знал о существовании иконы. Образ был вновь обретен 26 апр. 2008 г., в Страстную субботу. Ныне К. Н. и. находится в новом, освященном 27 окт. 2008 г. Казанском храме Нижнеломовского мон-ря и является одной из главных святынь Пензенской епархии. Сохранившаяся К. Н. и. относится к 1-й пол. XVII в. и имеет размер 20 ´ 16,7 см. В типах ликов Богородицы и Младенца Христа видна связь с ранними списками Казанской иконы. Авторский красочный слой имеет утраты. Корона с белильными «жемчужинами» над головой Богоматери частично видна на архивной фотографии К. Н. и. нач. XX в. (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. Вр. 12. 161). Чудотворный образ часто носили в крестных ходах (особенно многочисленных в годы эпидемий и засухи), и тогда в раму с клеймами вставлялся список К. Н. и. На хромолитографиях кон. XIX - нач. ХХ в. икона воспроизводилась в золотом окладе 1856 г. (положение Младенца Христа чуть развернуто к Богородице). Оклад желтого цвета, высокая корона с бриллиантами серебряного оттенка, нимб в виде лучей, в верхних углах 2 прямоугольные дробницы с монограммами имени Божией Матери, в нижних углах головки ангелов. Хромолитографии или олеографии наклеивались на доску в размер чудотворного образа (ПГОКМ).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

5293. ДЕЯНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского) , протоиерея Алексия Мечева , иеросхимонаха Алексия (Соловьева) , иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители, митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) , епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова) , архимандрита Макария (Глухарева), священника Алексия Гнеушева, игумена Кизилташского монастыря Парфения и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных Оптинских старцев. –2000, 9, 69. 5294. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в день совершения чина канонизации Собора новомученников и исповедников Российских. –2000, 10, 56. 46. Сказания о земной жизни Божией Матери 47. История чудотворных икон и других святынь 5295. ДУРАСОВ Г. Святыни каргопольские. – 1994, 7–8, 105. 5296. ИВАНОВ Е. Возвращение двух святынь. – 1991, 11, 15. 5297. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1993 года: 1. О мироточении икон, находящихся в Рождество-Богородицком храме г. Уфы. 2. Благословить местное почитание мироточащих икон как чудотворных. – 1994, 2, 39. 5298. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ Священного Синода (1993–1994): Признать мироточение двух икон Божией Матери в женском Скоропослушницком монастыре чудом, а иконы Богоматери чудотворными. – 1994, 7–8, 4. 5299. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 5 октября 1994 года: Признать мироточение двух икон – Святой Троицы и Казанской Божией Матери в Знаменской Церкви с. Кузьминского чудом, а иконы чудотворными. – 1994, 9–10, 3. 5300. О.К. Празднования в честь икон Пресвятой Богородицы “Благодатное Небо” и “Споручница грешных”. – 1998, 5, 31. -------- 5301. ЕВГЕНИЯ (ОЗЕРОВА), игумения. Аносинская святыня. (Из дневника). – 1995, 11, 76. 5302. ШЕРЕДЕГА Н. Ахтырская икона Божией Матери. (К 250-летию со дня прославления). – 1989, 7, 16. 5303. МОХОВ В., прот. О Богородско-Уфимской иконе Божией Матери. – 1994, 3, 142.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010