В 417 году умер Иннокентий и преемником его сделался Зосима. Целестий представил свое исповедание веры Зосиме, который, найдя его вполне православным, написал тотчас же африканским епископам, осуждая их образ действий по отношению к Целестию и угрожая главным его противникам извержением из сана Со своей стороны и Пелагий также отправил свое исповедание веры Зосиме, который одобрил его и отправил в Африку другое письмо с оправданием Пелагия При таком положении вещей, созданном папою, Августин обращается к императору и получает от него особый указ против пелагиан с другой стороны, он убеждает Аврелия собрать Великий собор епископов, которые бы ответили папе Зосиме и высказали окончательное осуждение пелагианства. 1 мая 418 года собрался собор из 200 епископов в Secretarium basilicae Fausti в Карфагене, который, разобрав до мельчайших подробностей учение Пелагия и Целестия, издал против пелагианства восемь правил и торжественным образом осудил их учение Разбирая правила собора, которые в наших новейших сборниках известны под общим именем правил Карфагенскаго собора, мы еще будем иметь случай вернуться к этому вопросу Подчиняясь решению этого собора, Зосима отобрал свои прежние письма и в так называемом epistola tractoria осудил пелагианское учение Осуждение было всеобщее, - и те, которые не желали покориться, были изгнаны из Африки и с запада и нашли убежище на востоке у некоторых епископов, главным же образом у Нестория в Константинополе, впоследствии же присоединились к сборищу Иоанна антиохийского в Ефесе. Необходимо сделать еще замечание относительно данного правила в той форме, как мы находим его в славянской Кормчей. В этом сборнике данное правило гласит следующим образом: " Аще который митрополит, или епископ, остав, и не пришед на собор, Келестинова мудрствовати хощет, или мудрует, отвержен да будет, и от церкве изриновен " Мы не намерены разбирать таковой тексте этого правила и не приводим его с этою целью, - обратим только, во всяком случае, вместе с Вальсамоном внимание на слова: " Келестинова мудрствовали хощет " . |
Палладий Александрийский , прп. (27 ноября/10 декабря) Памва Печерский , иеромонах, затворник, исповедник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18/31 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Памфил Кесарийский (Палестинский), пресвитер, мч. (16 февраля/1 марта) Панкратий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (9/22 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Панкратий Тавроменийский , Антиохийский, еп., сщмч., ученик ап. Петра (9/22 февраля; 9/22 июля) Пантелеймон Целитель , вмч. (27 июля/9 августа) Папила Фиатирский , Пергамский, диакон, сщмч. (13/26 октября) Параскева Пятница , мц. (28 октября/10 ноября) Параскева Римская , прмц. (26 июля/8 августа) Параскева-Петка Сербская , Болгарская, прп. (14/27 октября) Пармен , ап. от 70-ти, из 7 диаконов (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа) Парфений , мч. (19 мая/1 июня) Парфений Лампсакийский , еп. (7/20 февраля) Патапий Фивский , Константинопольский, прп. (8/21 декабря) Патрикий Прусский (Брусский), Вифинский, еп., сщмч. (19 мая/1 июня) Пафнутий Боровский , прп., игумен (1/14 мая) Пафнутий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (15/28 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Пахомий Великий , Египетский, Фиваидский, прп. (15/28 мая) Пахомий Нерехтский , Сыпановский, Костромской, прп. (21 марта/3 апреля местно; 15/28 мая; 5/18 мая) Пелагия Антиохийская , Елеонская, Палестинская, прп. (8/21 октября) Пелагия Тарсийская , дева, мц. (4/17 мая; 7/20 октября) Петр (в иночестве Давид) Муромский , блгв. князь, чудотворец (25 июня/8 июля) Петр (до призвания Симон), первоверховный апостол (из 12-ти) (16/29 января; 29 июня/12 июля; 30 июня/13 июля ап.]) Петр Коришский , прп. (5/18 июня) Петр (Полянский), митр. Крутицкий, сщмч. (27 сентября/10 октября; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Петр Александрийский , архиеп., сщмч. (25 ноября/8 декабря) Петр Афонский , прп. (12/25 июня) Петр Казанский , мч. (24 марта/6 апреля) Петр Московский и всея России, митр., чудотворец (24 августа/6 сентября; 5/18 октября свт.]; 21 декабря/3 января) |
Отношение Карташева к постановлению Собора − особенно с учетом его возмущений и ремарок − ясно. Собор якобы не смог разобрать то, что имелось ввиду под антиохийской формой Нестория, и незаслуженно осудил измеренное «другой богословской меркой»: «Если бы все без всяких дебатов цитированные речи и выражения Нестория были рассмотрены при живых комментариях самого их автора, a не измерены другой богословской меркой, то они могли бы быть оправданы как православные» 736 . Несогласные с постановлением Собора были и в то время: Несторий с 15-ю оставшимися с ним митрополитами и Кандидиан протестовали против претензий этого Собора на законность. К концу заседания в город прибыл архиеп. Иоанн с восточными епископами. Организовав Собор, они приняли решение разорвать общение со свт. Кириллом и Мемноном, осудив Деяния Собора и 12 анафематизмов св. Кирилла. Карташев уверен, что, не пригласив на собор ни Кирилла, ни Мемнона, Восточные поступили также «анархически» 737 , как и сам свт. Кирилл. Однако Несторий приглашен все-таки был. Во время всех этих разбирательств император должен был определиться, кого он поддерживает. В тот же период прибыли легаты, которые оказали поддержку Кириллу. 10 и 11 июня было собрано 2-е и 3-е заседание, на котором были зачитаны послания св. Собора и папы Римского, протокол заседания, одобрено и подписано низложение Нестория 738 . В отличие от Иоанна, св. Кирилл с единомысленным Собором все-таки послал приглашение на 4-е и 5-е заседание своим противникам. Иоанн с восточными на заседания явились, а позже были и вовсе отлучены от Церкви. Свт. Кирилл направил императору и папе Келестину доклады о происшедшем. Карташев же настаивает на несоведомленности властных фигур, руководствуясь следующим: «В связи с этим будто на соборе читались акты, осуждавшие Пелагия и других вождей пелагиан, и получили одобрение собора». В этом нет никакого противречия: Собор действительно осудил пелагианство через осуждение третьим правилом активного последователея Пелагия, Целестия. Также безоснавательно и утверждение Карташева о недостаточной «отражательности» протоколов собора 739 . Как отмечает свт. Иоанн Шанхайский : «Собор также подтвердил осуждение пелагиевой ереси» 740 . 3.2.7 Завершение Ефесского собора миром в 433 г. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛАГИЯ [Греч. Πελαγα] (2-я пол. IV в.), прп. Антиохийская (Елеонская, Палестинская) (пам. 8 окт.). Достоверные сведения о П. скудны. Существует беллетризированное сказание (повесть) о П. («Покаяние преподобной Пелагии»; BHG, N 1478-1478d), составленное от лица некоего Иакова, называвшего себя диаконом Илиопольской Церкви (Илиополь - ныне Баальбек, неподалеку от Бейрута), к-рый, вероятно, является вымышленным лицом. Написание повести А. Камерон относит к кон. V-VI в. ( Cameron. 2000. Р. 182). Автор сказания о П. не указывает конкретных дат, но утверждает, что был очевидцем описываемых событий. Согласно этому тексту, П. род. в Антиохии и была известной блудницей, не имевшей себе равных в распутном образе жизни. За роскошные украшения, которые П. имела обыкновение носить, она получила прозвище Маргарито (Μαργαριτ, от греч. μαργαρτης - жемчужина). Иаков сообщает, что архиепископ Антиохийский (по имени не назван; в нек-рых версиях сказания (напр., BHG, N 1479m) отождествляется со свт. Флавианом I Антиохийским, предстоятелем Антиохийской Церкви во времена пресвитерского служения свт. Иоанна Златоуста; см.: Cameron. 2000. Р. 185) созвал Собор епископов, в числе которых был свт. Нонн, еп. Илиопольский (пам. в Субботу сырную; пам. греч. 10 нояб.) (бывший некогда подвижником в Тавеннисийском монастыре ); рассказчик повести называет себя его спутником. Св. Нонн произносил речь перед собранием епископов у ц. мч. Юлиана, когда мимо прошла в роскошной одежде в сопровождении толпы поклонников П. Все епископы, кроме Нонна, не смотрели в ее сторону. После того как П. скрылась из виду, еп. Нонн произнес поучение и призвал епископов так же заботиться о красоте души, как блудница - о красоте тела. Придя в гостиницу, свт. Нонн стал усердно молиться о спасении П. и в сонном видении увидел, как «черная и зловонная» голубка, брошенная им в воду, чудесным образом очистилась и стала белой прекрасной птицей. На следующий день после литургии он проповедовал о Страшном Суде. Промыслительным образом П. оказалась слушательницей этой проповеди, к-рая привела ее в смятение. Придя домой, она послала свт. Нонну письмо, прося его о наставлении. Тот согласился встретиться с ней, но только в присутствии собора епископов. На соборе П. умоляла свт. Нонна о крещении, и после долгого ее покаяния и слез епископ крестил П. и передал заботу о ней диакониссе Романе. Далее в сказании сообщается о явлении диавола свт. Нонну и П.: нечистый дух на пиршестве в честь крещения П. бранил епископа и пытался соблазнить П. возвратиться к прежней жизни, но бежал от крестного знамения. Бес явился П. ночью через 2 дня после крещения и снова искушал ее, но она вновь изгнала его крестным знамением. |
др. епископами-омиусианами ( Theodoret. Hist. eccl. IV 13). Неясно, кто из партии евдоксиан занимал кафедру Л. с этого времени до нач. 80-х гг. IV в. Пелагий, вероятно уже после низложения и изгнания из Л., участвовал в Соборе омиусиан в Тиане Каппадокийской ( Sozom. Hist. eccl. VI 12). Одновременно в Л. с нач. 60-х гг. IV в. большим влиянием пользовался Аполлинарий (младший), который, по сведениям некоторых источников, также был епископом Л. ( Rufin. Hist. eccl. II 20; Theodoret. Hist. eccl. V 4; Карташев. Соборы. С. 189; Спасский. 1895. С. 27). Попытки Аполлинария распространять учение аполлинарианства потерпели неудачу. Его посольство в составе неск. монахов прибыло на Александрийский Собор в 362 г., но свт. Афанасий отверг предложенную ими версию христологии, хотя к самому Аполлинарию по-прежнему относился дружески, вероятно видя в нем союзника в борьбе против ариан ( Athanas. Alex. Ad Antioch. 7-9). Аполлинарий не оспаривал прав еп. Пелагия на кафедру Л. После начала правления имп. Феодосия I в 379 г., когда имп. двор вернулся к исповеданию никейского православия, свт. Пелагий получил возможность вернуться на кафедру Л. В 381 г. он участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле, на к-ром, в частности, подверглось осуждению и аполлинарианство. При этом на Соборе вопрос о возможном низложении Аполлинария с епископской кафедры не обсуждался. Неясно также, какое положение в Л. занимал Аполлинарий после возвращения Пелагия; о конфликте между Аполлинарием и Пелагием ничего не известно. Преемником свт. Пелагия на рубеже IV и V вв. был еп. Елпидий. Он долгое время был приближенным архиеп. Мелетия Антиохийского, воспитывался им и был известен подвижническим образом жизни ( Theodoret. Hist. eccl. V 27). В 404 г. еп. Елпидий, прибыв в К-поль на Собор, созванный против свт. Иоанна Златоуста , выступал перед имп. Аркадием и пытался убедить его оставить свт. Иоанна на к-польском престоле ( Pallad. Dial. de vita Ioan. Chrysost. P. 53-54, 127). Позднее свт. Иоанн отправил еп. Елпидию неск. |
Статья Одной из центральных тем в отношениях между Римской и Константинопольской кафедрами на рубеже VI–VII веков является протест римского папы Пелагия II (579–590), а позднее его преемника Григория Великого (590–604) против титула «вселенский» (οκουμνικος) патриархов Константинополя. Этот сюжет рассматривается практически во всех исследованиях, посвященных папе Григорию и истории папства поздней Античности. Однако характер исторического источника позволил провести более детальный анализ , чем тот, что представлен в большинстве рассмотренных нами работ. Этим источником — главным и на данный момент единственным, проливающим свет на ход и содержание спора, — являются 17 писем святителя Григория Великого. На протяжении 595–603 годов они были направлены папой различным лицам, среди которых патриархи Константинополя Иоанн IV Постник и Кириак II, Евлогий Александрийский, Анастасий Антиохийский, император Маврикий и императрица Константина, митрополиты Восточного Иллирика, а также апокрисиарий папы в Константинополе диакон Сабиниан. Писем папы Пелагия ΙΙ, а также папских оппонентов, к сожалению, не сохранилось, однако собственная корреспонденция Григория во многих случаях позволяет реконструировать смысл утраченного. Парадоксальность полемики заключается в том, что к рассматриваемому периоду титул «вселенский» имел давнюю предысторию. Уже в V веке титул не раз применялся в отношении к епископам. На «разбойничьем соборе» в Эфесе (449 г.) Диоскор Александрийский одним из своих сторонников, египетским епископом Олимпием Эвазским, был приветствован как «вселенский архиепископ» . Начиная с VI beka титул употребляется в отношении патриархов Константинополя, Александрии и Антиохии, а в новеллах Юстиниана — по отношению ко всем пяти главам церковной пентархии . Сами Константинопольские предстоятели не единожды приветствуют подобным образом Иерусалимских патриархов. Встречаются обращения того же времени с эпитетом «вселенский» и к провинциальным митрополитам и епископам — среди них Эдесский епископ Иаков Барадей — и даже к преподавателям высшей школы . Удивительно, как Григорий, бывший в течение нескольких лет представителем Римского престола в Константинополе, мог оставаться не в курсе этой традиции — тем более он был ознакомлен с содержанием многих исторических документов, в частности протоколов Вселенских Соборов [VI.14, 383.29–384.41; VI.65, 441.31–35] . |
Епископ спросил ее: – Как твое имя? Она отвечала: – Родители мои называли меня Пелагиею, граждане же Антиохийские переименовали меня Маргаритою ради тех красивых и многоценных уборов, коими украшали меня грехи мои. Тогда епископ огласил ее, крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа, помазал миром и причастил Пречистого и Животворящего Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, во оставление грехов. Духовной матерью Пелагии была диаконисса Романа; приняв ее от купели крещения, она провела ее из церкви в покой оглашенных, так как и мы там находились. Блаженный Нонн сказал прочим епископам: «Будем трапезовать, братия, и возрадуемся с ангелами Божиими о том, что нашли потерянную овцу: вкусим пищу с елеем и вином ради духовного утешения». Когда все пришли и стали трапезовать вместе с новокрещенною, бес начал вопить во всеуслышание. Человеческим голосом рыдая, говорил он: – Горе, горе, что терплю я от этого болтливого винопийцы! О, злой старик! Не довольно ли было тебе тридцати тысяч сарацын, коих ты крестил, похитив их у меня? Не довольно ли тебе было Илиополя, который ты у меня отнял и привел к твоему Богу – а он был некогда моим, и все в нем живущие мне покланялись! А теперь и последнюю мою надежду ты отнял. Что же мне делать, старец упрямый, обманщик? Не могу выносить твоих уловок. Да будет проклят день, в который ты родился, злой старик! Потоки слез твоих пролились на мое жилище и сделали его пустым. Так, плача, вопил диавол пред дверями покоя, где мы были, и все там находившиеся слышали голос его. И снова, обратившись к новокрещенной, бес сказал: – Что ты делаешь со мною, госпожа Пелагия? Ты подражаешь Иуде. Он, почтенный апостольской славой и честью, предал Господа своего, а ты то же сделала со мною. Тогда епископ повелел рабе Божией Пелагии оградить себя крестным знамением. Она, сотворив знамение креста Христова на лице своем, сказала диаволу: – Да отгонит тебя Иисус Христос, избавляющий меня от тебя! Когда она сказала сие, диавол тотчас исчез… Через два дня, когда Пелагия спала с госпожою Романою, матерью ее духовной, явился к ней диавол, разбудил ее и начал говорить ей: |
Настал 439 год. Провидела преподобная Мелания свое близкое отшествие к Богу и стала готовиться к нему. Еще раз обошла она все святые места; еще раз Иерусалим, Вифлеем, Хеврон, Назарет, Иордан увидели ее у себя, увидели ее благоговение, ее умиление, ее радостные слезы и святой восторг. Наступил праздник Рождества Христова. Праздник этот Мелания встретила в Вифлееме, в вертепе, где торжественно совершалось всенощное бдение. Здесь она сообщила сестре, своей сроднице, что в последний раз она празднует на земле рождение Сына Божия. В день святого первомученика Стефана всенощное бдение Мелания стояла в храме, посвященном его имени; в это время, читая сестрам по обычаю о убиении святого первомученика, сказала им, что в последний раз читает им в храме, и, когда сестры заплакали, она успокаивала их и утешала. С этого дня святая старица почувствовала ослабление сил и слегла в постель. Елевферопольский епископ, прибывший посетить елеонскую подвижницу, причастил ее Святых Таин. Умилительна была кончина св. Мелании. В слезах обступили сестры одр, на котором лежала умирающая их мать. Тихим, прерывающимся голосом Мелания говорила им о Боге, о любви к Нему, о верности обетам подвижничества, о терпении; наконец, простившись со всеми, сама закрыла глаза, сама сложила на груди крестообразно руки и, произнеся: «Как Господу угодно было, так и случилось», мирно предала дух свой в руки Божии. Это было 31 декабря 439 года, на 57-м году ее жизни. Св. Пелагия (память 8 октября). В елеонских обителях св. Мелании нашла свое спасение грешница Пелагия, которую Господь призвал к Себе через посредство святого епископа Нонна, известного высокими добродетелями еще в Тавенском монастыре. В 448 году он был приглашен на кафедру в Эдессе 123 , на место низложенного Ивы. Когда же в 451 году Халкидонский Собор возвратил Иве Эдесскую кафедру и патриарху Антиохийскому предоставлено было дать блаженному Нонну другую кафедру, то он занял кафедру в Илиополе 124 . Здесь деятельность его была чудная; им обращено было к святой вере до тридцати тысяч арабов. По смерти Ивы св. Нонн в 457 году опять занял Эдесскую кафедру 125 и пробыл на ней до своей кончины, последовавшей в 471 году 126 . |
В Мученичестве при описании сцены суда сделан акцент на том, что Диоклетиан, охваченный порывом плотской страсти, пытался склонить П. отречься от Христа и стать его женой, но получил отказ, а затем, когда император приказал раздеть ее, обличила его и, чтобы избежать поругания, сама бросилась в раскаленного быка, где ее тело растаяло, как воск, источая благоухание. Фигура сына Диоклетиана и участие самого Диоклетиана в описываемых событиях не имеют исторической достоверности, поскольку у императора не было сыновей. Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский предположил, что это был не родной сын, а приемный; однако далее Мученичество сообщает о его самоубийстве, в то время как приемный сын Диоклетиана Галерий не лишал себя жизни. Предлагалось и иное объяснение: под именем Диоклетиана представлен один из рим. чиновников, назначенных им (см.: ActaSS. Mai. Т. 1. P. 559). Возможно, упоминание о влюбленном в П. сыне императора - отголосок одного эпизода из жизнеописания прп. Пелагии, бывш. блудницы (см. ст. Пелагия , прп. Антиохийская (пам. 8 окт.)). «Повесть о покаянии преподобной Пелагии», рассказывающая о подвиге последней, восходит к описанию свт. Иоанном Златоустом покаяния не названной по имени антиохийской блудницы, к-рая сумела некогда соблазнить даже одного из членов имп. семьи ( Ioan. Chrysost. In Matth. 67. 3//PG. 58. Col. 636-637). Помимо параллелей с «Повестью о покаянии преподобной Пелагии» в истории П. можно усмотреть параллели с Мученичеством св. Пелагии, девы Антиохийской (пам. 8 окт.), с к-рой она иногда отождествлялась. Как отметил И. Делеэ , мн. элементы повествования о П. повторяются также в Сказании о вмц. Марине (Маргарите) (пам. 17 июля). Память П. совершалась дважды в год, различные рукописные синаксари относят ее к 4 либо к 5 мая и 7, 8 окт. Синаксарь К-польской ц. отмечает, что празднование в честь П. совершалось с особой торжественностью в мартирии возле ц. сщмч. Конона, на берегу зал. Золотой Рог, освященном в ее честь. По мнению Р. Жанена, мартирий находился в окрестностях совр. квартала Касымпаша, последнее упоминание о нем относится к XIV в. В западной части К-поля была еще одна церковь, посвященная П. Впосл. имп. Константин II перестроил ее и рядом устроили кладбище, где хоронили казненных; оно получило название Пелагий ( Janin R. Églises et monastères. P. 395-396). |
Икос 12 Поюще светлуя память твою, воспоминаем дивное обращение твое к Господу Богу, ублажаем честныя подвиги твоя, воспеваем святое успение твое, прославляем и переселение твое в небесныя обители, дивная невеста Христова Пелагия, сия припевая тебе: Радуйся, благую часть Христову избравшая. Радуйся, иго Христово с любовью понесшая. Радуйся, в час скорбей и напастей нам помогающая. Радуйся, носящих имя твое святое всегда окрыляющая. Радуйся, в Христовой радости пребывающая. Радуйся, Пелагие, голубице Христова предивная. Кодак 13 О святая и преподобная мати наша Пелагие! Приими сие малое наше молитвенно-хвалебное приношение, в честь и память святых подвигов твоих, от нашея любви тебе приносимые. Да молитвами твоими души наша убелим, белилом покаяния, вводящее в жизнь вечную, Богу поюще: Аллилуиа. Молитва преподобной матери нашей Пелагии О святая и богомудрая матерь наша преподобная Пелагия! Ты во едином часе возлюбившая Господа Иисуса, все земное оставила еси невозвратно, устремилася еси к великим и спасительным подвигам, иже и совершила еси Евангельски во много крат! Сего ради, мы, в сей день, в день твоей светлой памяти, ублажающи тя, просим: пролей твою всесильную молитву о нас грешных пред престолом Сеяться Троицы, о милости Божией к нам, еже зде пребывающим в плачевной юдоли земной: О еже достигнути и нам твоими молитвами жизни в селениих праведных, идеже ты пребывавши, со всеми святыми, во веки веков. Аминь. Родина пр. Пелагии – Антиохия. Кончина преподобной около 457 г. Епископ Нонн, св. был Епископом Илиопольским 451–458. Диакон Иаков, спутник еп. Нонна в Антиохию к Патриарху по церковным делам; в то время был съезд Епископов семи провинций Антиохийской Церкви. Память преп. 8 октября. Икона освящ. для Арх. Ц. 29/XI-42 со влож. частицы св. мощей преп. Пелагеи. Акафист святителю Павлу исповеднику, Архиепископу Константинопольскому память 6 ноября Кондак 1 Возбранный исповедниче Божий и угодниче Христов, миру всему возгласивый правыя веры исповедение. Восхваляем тя, святителю отче Павле: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бедственных обстояний защищай зовущих: |
| |