В 417 году умер Иннокентий и преемником его сделался Зосима. Целестий представил свое исповедание веры Зосиме, который, найдя его вполне православным, написал тотчас же африканским епископам, осуждая их образ действий по отношению к Целестию и угрожая главным его противникам извержением из сана Со своей стороны и Пелагий также отправил свое исповедание веры Зосиме, который одобрил его и отправил в Африку другое письмо с оправданием Пелагия При таком положении вещей, созданном папою, Августин обращается к императору и получает от него особый указ против пелагиан с другой стороны, он убеждает Аврелия собрать Великий собор епископов, которые бы ответили папе Зосиме и высказали окончательное осуждение пелагианства. 1 мая 418 года собрался собор из 200 епископов в Secretarium basilicae Fausti в Карфагене, который, разобрав до мельчайших подробностей учение Пелагия и Целестия, издал против пелагианства восемь правил и торжественным образом осудил их учение Разбирая правила собора, которые в наших новейших сборниках известны под общим именем правил Карфагенскаго собора, мы еще будем иметь случай вернуться к этому вопросу Подчиняясь решению этого собора, Зосима отобрал свои прежние письма и в так называемом epistola tractoria осудил пелагианское учение Осуждение было всеобщее, - и те, которые не желали покориться, были изгнаны из Африки и с запада и нашли убежище на востоке у некоторых епископов, главным же образом у Нестория в Константинополе, впоследствии же присоединились к сборищу Иоанна антиохийского в Ефесе. Необходимо сделать еще замечание относительно данного правила в той форме, как мы находим его в славянской Кормчей. В этом сборнике данное правило гласит следующим образом: " Аще который митрополит, или епископ, остав, и не пришед на собор, Келестинова мудрствовати хощет, или мудрует, отвержен да будет, и от церкве изриновен " Мы не намерены разбирать таковой тексте этого правила и не приводим его с этою целью, - обратим только, во всяком случае, вместе с Вальсамоном внимание на слова: " Келестинова мудрствовали хощет " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1314...

Палладий Александрийский , прп. (27 ноября/10 декабря) Памва Печерский , иеромонах, затворник, исповедник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18/31 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Памфил Кесарийский (Палестинский), пресвитер, мч. (16 февраля/1 марта) Панкратий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (9/22 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Панкратий Тавроменийский , Антиохийский, еп., сщмч., ученик ап. Петра (9/22 февраля; 9/22 июля) Пантелеймон Целитель , вмч. (27 июля/9 августа) Папила Фиатирский , Пергамский, диакон, сщмч. (13/26 октября) Параскева Пятница , мц. (28 октября/10 ноября) Параскева Римская , прмц. (26 июля/8 августа) Параскева-Петка Сербская , Болгарская, прп. (14/27 октября) Пармен , ап. от 70-ти, из 7 диаконов (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа) Парфений , мч. (19 мая/1 июня) Парфений Лампсакийский , еп. (7/20 февраля) Патапий Фивский , Константинопольский, прп. (8/21 декабря) Патрикий Прусский (Брусский), Вифинский, еп., сщмч. (19 мая/1 июня) Пафнутий Боровский , прп., игумен (1/14 мая) Пафнутий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (15/28 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Пахомий Великий , Египетский, Фиваидский, прп. (15/28 мая) Пахомий Нерехтский , Сыпановский, Костромской, прп. (21 марта/3 апреля местно; 15/28 мая; 5/18 мая) Пелагия Антиохийская , Елеонская, Палестинская, прп. (8/21 октября) Пелагия Тарсийская , дева, мц. (4/17 мая; 7/20 октября) Петр (в иночестве Давид) Муромский , блгв. князь, чудотворец (25 июня/8 июля) Петр (до призвания Симон), первоверховный апостол (из 12-ти) (16/29 января; 29 июня/12 июля; 30 июня/13 июля ап.]) Петр Коришский , прп. (5/18 июня) Петр (Полянский), митр. Крутицкий, сщмч. (27 сентября/10 октября; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Петр Александрийский , архиеп., сщмч. (25 ноября/8 декабря) Петр Афонский , прп. (12/25 июня) Петр Казанский , мч. (24 марта/6 апреля) Петр Московский и всея России, митр., чудотворец (24 августа/6 сентября; 5/18 октября свт.]; 21 декабря/3 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отношение Карташева к постановлению Собора − особенно с учетом его возмущений и ремарок − ясно. Собор якобы не смог разобрать то, что имелось ввиду под антиохийской формой Нестория, и незаслуженно осудил измеренное «другой богословской меркой»: «Если бы все без всяких дебатов цитированные речи и выражения Нестория были рассмотрены при живых комментариях самого их автора, a не измерены другой богословской меркой, то они могли бы быть оправданы как православные» 736 . Несогласные с постановлением Собора были и в то время: Несторий с 15-ю оставшимися с ним митрополитами и Кандидиан протестовали против претензий этого Собора на законность. К концу заседания в город прибыл архиеп. Иоанн с восточными епископами. Организовав Собор, они приняли решение разорвать общение со свт. Кириллом и Мемноном, осудив Деяния Собора и 12 анафематизмов св. Кирилла. Карташев уверен, что, не пригласив на собор ни Кирилла, ни Мемнона, Восточные поступили также «анархически» 737 , как и сам свт. Кирилл. Однако Несторий приглашен все-таки был. Во время всех этих разбирательств император должен был определиться, кого он поддерживает. В тот же период прибыли легаты, которые оказали поддержку Кириллу. 10 и 11 июня было собрано 2-е и 3-е заседание, на котором были зачитаны послания св. Собора и папы Римского, протокол заседания, одобрено и подписано низложение Нестория 738 . В отличие от Иоанна, св. Кирилл с единомысленным Собором все-таки послал приглашение на 4-е и 5-е заседание своим противникам. Иоанн с восточными на заседания явились, а позже были и вовсе отлучены от Церкви. Свт. Кирилл направил императору и папе Келестину доклады о происшедшем. Карташев же настаивает на несоведомленности властных фигур, руководствуясь следующим: «В связи с этим будто на соборе читались акты, осуждавшие Пелагия и других вождей пелагиан, и получили одобрение собора». В этом нет никакого противречия: Собор действительно осудил пелагианство через осуждение третьим правилом активного последователея Пелагия, Целестия. Также безоснавательно и утверждение Карташева о недостаточной «отражательности» протоколов собора 739 . Как отмечает свт. Иоанн Шанхайский : «Собор также подтвердил осуждение пелагиевой ереси» 740 . 3.2.7 Завершение Ефесского собора миром в 433 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛАГИЯ [Греч. Πελαγα] (2-я пол. IV в.), прп. Антиохийская (Елеонская, Палестинская) (пам. 8 окт.). Достоверные сведения о П. скудны. Существует беллетризированное сказание (повесть) о П. («Покаяние преподобной Пелагии»; BHG, N 1478-1478d), составленное от лица некоего Иакова, называвшего себя диаконом Илиопольской Церкви (Илиополь - ныне Баальбек, неподалеку от Бейрута), к-рый, вероятно, является вымышленным лицом. Написание повести А. Камерон относит к кон. V-VI в. ( Cameron. 2000. Р. 182). Автор сказания о П. не указывает конкретных дат, но утверждает, что был очевидцем описываемых событий. Согласно этому тексту, П. род. в Антиохии и была известной блудницей, не имевшей себе равных в распутном образе жизни. За роскошные украшения, которые П. имела обыкновение носить, она получила прозвище Маргарито (Μαργαριτ, от греч. μαργαρτης - жемчужина). Иаков сообщает, что архиепископ Антиохийский (по имени не назван; в нек-рых версиях сказания (напр., BHG, N 1479m) отождествляется со свт. Флавианом I Антиохийским, предстоятелем Антиохийской Церкви во времена пресвитерского служения свт. Иоанна Златоуста; см.: Cameron. 2000. Р. 185) созвал Собор епископов, в числе которых был свт. Нонн, еп. Илиопольский (пам. в Субботу сырную; пам. греч. 10 нояб.) (бывший некогда подвижником в Тавеннисийском монастыре ); рассказчик повести называет себя его спутником. Св. Нонн произносил речь перед собранием епископов у ц. мч. Юлиана, когда мимо прошла в роскошной одежде в сопровождении толпы поклонников П. Все епископы, кроме Нонна, не смотрели в ее сторону. После того как П. скрылась из виду, еп. Нонн произнес поучение и призвал епископов так же заботиться о красоте души, как блудница - о красоте тела. Придя в гостиницу, свт. Нонн стал усердно молиться о спасении П. и в сонном видении увидел, как «черная и зловонная» голубка, брошенная им в воду, чудесным образом очистилась и стала белой прекрасной птицей. На следующий день после литургии он проповедовал о Страшном Суде. Промыслительным образом П. оказалась слушательницей этой проповеди, к-рая привела ее в смятение. Придя домой, она послала свт. Нонну письмо, прося его о наставлении. Тот согласился встретиться с ней, но только в присутствии собора епископов. На соборе П. умоляла свт. Нонна о крещении, и после долгого ее покаяния и слез епископ крестил П. и передал заботу о ней диакониссе Романе. Далее в сказании сообщается о явлении диавола свт. Нонну и П.: нечистый дух на пиршестве в честь крещения П. бранил епископа и пытался соблазнить П. возвратиться к прежней жизни, но бежал от крестного знамения. Бес явился П. ночью через 2 дня после крещения и снова искушал ее, но она вновь изгнала его крестным знамением.

http://pravenc.ru/text/2579910.html

др. епископами-омиусианами ( Theodoret. Hist. eccl. IV 13). Неясно, кто из партии евдоксиан занимал кафедру Л. с этого времени до нач. 80-х гг. IV в. Пелагий, вероятно уже после низложения и изгнания из Л., участвовал в Соборе омиусиан в Тиане Каппадокийской ( Sozom. Hist. eccl. VI 12). Одновременно в Л. с нач. 60-х гг. IV в. большим влиянием пользовался Аполлинарий (младший), который, по сведениям некоторых источников, также был епископом Л. ( Rufin. Hist. eccl. II 20; Theodoret. Hist. eccl. V 4; Карташев. Соборы. С. 189; Спасский. 1895. С. 27). Попытки Аполлинария распространять учение аполлинарианства потерпели неудачу. Его посольство в составе неск. монахов прибыло на Александрийский Собор в 362 г., но свт. Афанасий отверг предложенную ими версию христологии, хотя к самому Аполлинарию по-прежнему относился дружески, вероятно видя в нем союзника в борьбе против ариан ( Athanas. Alex. Ad Antioch. 7-9). Аполлинарий не оспаривал прав еп. Пелагия на кафедру Л. После начала правления имп. Феодосия I в 379 г., когда имп. двор вернулся к исповеданию никейского православия, свт. Пелагий получил возможность вернуться на кафедру Л. В 381 г. он участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле, на к-ром, в частности, подверглось осуждению и аполлинарианство. При этом на Соборе вопрос о возможном низложении Аполлинария с епископской кафедры не обсуждался. Неясно также, какое положение в Л. занимал Аполлинарий после возвращения Пелагия; о конфликте между Аполлинарием и Пелагием ничего не известно. Преемником свт. Пелагия на рубеже IV и V вв. был еп. Елпидий. Он долгое время был приближенным архиеп. Мелетия Антиохийского, воспитывался им и был известен подвижническим образом жизни ( Theodoret. Hist. eccl. V 27). В 404 г. еп. Елпидий, прибыв в К-поль на Собор, созванный против свт. Иоанна Златоуста , выступал перед имп. Аркадием и пытался убедить его оставить свт. Иоанна на к-польском престоле ( Pallad. Dial. de vita Ioan. Chrysost. P. 53-54, 127). Позднее свт. Иоанн отправил еп. Елпидию неск.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Статья Одной из центральных тем в отношениях между Римской и Константинопольской кафедрами на рубеже VI–VII веков является протест римского папы Пелагия II (579–590), а позднее его преемника Григория Великого (590–604) против титула «вселенский» (οκουμνικος) патриархов Константинополя. Этот сюжет рассматривается практически во всех исследованиях, посвященных папе Григорию и истории папства поздней Античности. Однако характер исторического источника позволил провести более детальный анализ , чем тот, что представлен в большинстве рассмотренных нами работ. Этим источником — главным и на данный момент единственным, проливающим свет на ход и содержание спора, — являются 17 писем святителя Григория Великого. На протяжении 595–603 годов они были направлены папой различным лицам, среди которых патриархи Константинополя Иоанн IV Постник и Кириак II, Евлогий Александрийский, Анастасий Антиохийский, император Маврикий и императрица Константина, митрополиты Восточного Иллирика, а также апокрисиарий папы в Константинополе диакон Сабиниан. Писем папы Пелагия ΙΙ, а также папских оппонентов, к сожалению, не сохранилось, однако собственная корреспонденция Григория во многих случаях позволяет реконструировать смысл утраченного. Парадоксальность полемики заключается в том, что к рассматриваемому периоду титул «вселенский» имел давнюю предысторию. Уже в V веке титул не раз применялся в отношении к епископам. На «разбойничьем соборе» в Эфесе (449 г.) Диоскор Александрийский одним из своих сторонников, египетским епископом Олимпием Эвазским, был приветствован как «вселенский архиепископ» . Начиная с VI beka титул употребляется в отношении патриархов Константинополя, Александрии и Антиохии, а в новеллах Юстиниана — по отношению ко всем пяти главам церковной пентархии . Сами Константинопольские предстоятели не единожды приветствуют подобным образом Иерусалимских патриархов. Встречаются обращения того же времени с эпитетом «вселенский» и к провинциальным митрополитам и епископам — среди них Эдесский епископ Иаков Барадей — и даже к преподавателям высшей школы . Удивительно, как Григорий, бывший в течение нескольких лет представителем Римского престола в Константинополе, мог оставаться не в курсе этой традиции — тем более он был ознакомлен с содержанием многих исторических документов, в частности протоколов Вселенских Соборов [VI.14, 383.29–384.41; VI.65, 441.31–35] .

http://bogoslov.ru/article/6177039

Епископ спросил ее: – Как твое имя? Она отвечала: – Родители мои называли меня Пелагиею, граждане же Антиохийские переименовали меня Маргаритою ради тех красивых и многоценных уборов, коими украшали меня грехи мои. Тогда епископ огласил ее, крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа, помазал миром и причастил Пречистого и Животворящего Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, во оставление грехов. Духовной матерью Пелагии была диаконисса Романа; приняв ее от купели крещения, она провела ее из церкви в покой оглашенных, так как и мы там находились. Блаженный Нонн сказал прочим епископам: «Будем трапезовать, братия, и возрадуемся с ангелами Божиими о том, что нашли потерянную овцу: вкусим пищу с елеем и вином ради духовного утешения». Когда все пришли и стали трапезовать вместе с новокрещенною, бес начал вопить во всеуслышание. Человеческим голосом рыдая, говорил он: – Горе, горе, что терплю я от этого болтливого винопийцы! О, злой старик! Не довольно ли было тебе тридцати тысяч сарацын, коих ты крестил, похитив их у меня? Не довольно ли тебе было Илиополя, который ты у меня отнял и привел к твоему Богу – а он был некогда моим, и все в нем живущие мне покланялись! А теперь и последнюю мою надежду ты отнял. Что же мне делать, старец упрямый, обманщик? Не могу выносить твоих уловок. Да будет проклят день, в который ты родился, злой старик! Потоки слез твоих пролились на мое жилище и сделали его пустым. Так, плача, вопил диавол пред дверями покоя, где мы были, и все там находившиеся слышали голос его. И снова, обратившись к новокрещенной, бес сказал: – Что ты делаешь со мною, госпожа Пелагия? Ты подражаешь Иуде. Он, почтенный апостольской славой и честью, предал Господа своего, а ты то же сделала со мною. Тогда епископ повелел рабе Божией Пелагии оградить себя крестным знамением. Она, сотворив знамение креста Христова на лице своем, сказала диаволу: – Да отгонит тебя Иисус Христос, избавляющий меня от тебя! Когда она сказала сие, диавол тотчас исчез… Через два дня, когда Пелагия спала с госпожою Романою, матерью ее духовной, явился к ней диавол, разбудил ее и начал говорить ей:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Настал 439 год. Провидела преподобная Мелания свое близкое отшествие к Богу и стала готовиться к нему. Еще раз обошла она все святые места; еще раз Иерусалим, Вифлеем, Хеврон, Назарет, Иордан увидели ее у себя, увидели ее благоговение, ее умиление, ее радостные слезы и святой восторг. Наступил праздник Рождества Христова. Праздник этот Мелания встретила в Вифлееме, в вертепе, где торжественно совершалось всенощное бдение. Здесь она сообщила сестре, своей сроднице, что в последний раз она празднует на земле рождение Сына Божия. В день святого первомученика Стефана всенощное бдение Мелания стояла в храме, посвященном его имени; в это время, читая сестрам по обычаю о убиении святого первомученика, сказала им, что в последний раз читает им в храме, и, когда сестры заплакали, она успокаивала их и утешала. С этого дня святая старица почувствовала ослабление сил и слегла в постель. Елевферопольский епископ, прибывший посетить елеонскую подвижницу, причастил ее Святых Таин. Умилительна была кончина св. Мелании. В слезах обступили сестры одр, на котором лежала умирающая их мать. Тихим, прерывающимся голосом Мелания говорила им о Боге, о любви к Нему, о верности обетам подвижничества, о терпении; наконец, простившись со всеми, сама закрыла глаза, сама сложила на груди крестообразно руки и, произнеся: «Как Господу угодно было, так и случилось», мирно предала дух свой в руки Божии. Это было 31 декабря 439 года, на 57-м году ее жизни. Св. Пелагия (память 8 октября). В елеонских обителях св. Мелании нашла свое спасение грешница Пелагия, которую Господь призвал к Себе через посредство святого епископа Нонна, известного высокими добродетелями еще в Тавенском монастыре. В 448 году он был приглашен на кафедру в Эдессе 123 , на место низложенного Ивы. Когда же в 451 году Халкидонский Собор возвратил Иве Эдесскую кафедру и патриарху Антиохийскому предоставлено было дать блаженному Нонну другую кафедру, то он занял кафедру в Илиополе 124 . Здесь деятельность его была чудная; им обращено было к святой вере до тридцати тысяч арабов. По смерти Ивы св. Нонн в 457 году опять занял Эдесскую кафедру 125 и пробыл на ней до своей кончины, последовавшей в 471 году 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Мученичестве при описании сцены суда сделан акцент на том, что Диоклетиан, охваченный порывом плотской страсти, пытался склонить П. отречься от Христа и стать его женой, но получил отказ, а затем, когда император приказал раздеть ее, обличила его и, чтобы избежать поругания, сама бросилась в раскаленного быка, где ее тело растаяло, как воск, источая благоухание. Фигура сына Диоклетиана и участие самого Диоклетиана в описываемых событиях не имеют исторической достоверности, поскольку у императора не было сыновей. Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский предположил, что это был не родной сын, а приемный; однако далее Мученичество сообщает о его самоубийстве, в то время как приемный сын Диоклетиана Галерий не лишал себя жизни. Предлагалось и иное объяснение: под именем Диоклетиана представлен один из рим. чиновников, назначенных им (см.: ActaSS. Mai. Т. 1. P. 559). Возможно, упоминание о влюбленном в П. сыне императора - отголосок одного эпизода из жизнеописания прп. Пелагии, бывш. блудницы (см. ст. Пелагия , прп. Антиохийская (пам. 8 окт.)). «Повесть о покаянии преподобной Пелагии», рассказывающая о подвиге последней, восходит к описанию свт. Иоанном Златоустом покаяния не названной по имени антиохийской блудницы, к-рая сумела некогда соблазнить даже одного из членов имп. семьи ( Ioan. Chrysost. In Matth. 67. 3//PG. 58. Col. 636-637). Помимо параллелей с «Повестью о покаянии преподобной Пелагии» в истории П. можно усмотреть параллели с Мученичеством св. Пелагии, девы Антиохийской (пам. 8 окт.), с к-рой она иногда отождествлялась. Как отметил И. Делеэ , мн. элементы повествования о П. повторяются также в Сказании о вмц. Марине (Маргарите) (пам. 17 июля). Память П. совершалась дважды в год, различные рукописные синаксари относят ее к 4 либо к 5 мая и 7, 8 окт. Синаксарь К-польской ц. отмечает, что празднование в честь П. совершалось с особой торжественностью в мартирии возле ц. сщмч. Конона, на берегу зал. Золотой Рог, освященном в ее честь. По мнению Р. Жанена, мартирий находился в окрестностях совр. квартала Касымпаша, последнее упоминание о нем относится к XIV в. В западной части К-поля была еще одна церковь, посвященная П. Впосл. имп. Константин II перестроил ее и рядом устроили кладбище, где хоронили казненных; оно получило название Пелагий ( Janin R. Églises et monastères. P. 395-396).

http://pravenc.ru/text/2579920.html

Икос 12 Поюще светлуя память твою, воспоминаем дивное обращение твое к Господу Богу, ублажаем честныя подвиги твоя, воспеваем святое успение твое, прославляем и переселение твое в небесныя обители, дивная невеста Христова Пелагия, сия припевая тебе: Радуйся, благую часть Христову избравшая. Радуйся, иго Христово с любовью понесшая. Радуйся, в час скорбей и напастей нам помогающая. Радуйся, носящих имя твое святое всегда окрыляющая. Радуйся, в Христовой радости пребывающая. Радуйся, Пелагие, голубице Христова предивная. Кодак 13 О святая и преподобная мати наша Пелагие! Приими сие малое наше молитвенно-хвалебное приношение, в честь и память святых подвигов твоих, от нашея любви тебе приносимые. Да молитвами твоими души наша убелим, белилом покаяния, вводящее в жизнь вечную, Богу поюще: Аллилуиа. Молитва преподобной матери нашей Пелагии О святая и богомудрая матерь наша преподобная Пелагия! Ты во едином часе возлюбившая Господа Иисуса, все земное оставила еси невозвратно, устремилася еси к великим и спасительным подвигам, иже и совершила еси Евангельски во много крат! Сего ради, мы, в сей день, в день твоей светлой памяти, ублажающи тя, просим: пролей твою всесильную молитву о нас грешных пред престолом Сеяться Троицы, о милости Божией к нам, еже зде пребывающим в плачевной юдоли земной: О еже достигнути и нам твоими молитвами жизни в селениих праведных, идеже ты пребывавши, со всеми святыми, во веки веков. Аминь. Родина пр. ПелагииАнтиохия. Кончина преподобной около 457 г. Епископ Нонн, св. был Епископом Илиопольским 451–458. Диакон Иаков, спутник еп. Нонна в Антиохию к Патриарху по церковным делам; в то время был съезд Епископов семи провинций Антиохийской Церкви. Память преп. 8 октября. Икона освящ. для Арх. Ц. 29/XI-42 со влож. частицы св. мощей преп. Пелагеи. Акафист святителю Павлу исповеднику, Архиепископу Константинопольскому память 6 ноября Кондак 1 Возбранный исповедниче Божий и угодниче Христов, миру всему возгласивый правыя веры исповедение. Восхваляем тя, святителю отче Павле: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бедственных обстояний защищай зовущих:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010