Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Собор всех Преподобных Русских Святогорцев в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Служба Всем Преподобным Русским Святогорцам 7/20 мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно чтится Собор всех Преподобных Русских Святогорцев. Этот день для почитания памяти всех святых русских афонитов, просиявших на Святой Горе Афон , выбран не случайно. Он был утвержден в 2016 г. Собором Старцев Пантелеимонова монастыря по благословению игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), поскольку именно на этот день древнерусская богослужебная традиция относит успение «начальника русского монашества» прп. Антония Печерского. Кроме того, в этот же день совершается память других святых русских афонитов – прп. Нила Сорского и прпмч. Пахомия Русина. В этот же день чтится память прп. Нила Мироточивого Афонского. Всего Собор всех Преподобных Русских Святогорцев насчитывает более 60 афонских подвижников, прославленных в разные времена той или иной Поместной Церковью. Некоторые из них были сербами, греками и грузинами, однако их жизнь так или иначе связана со Святой Русью или с Русским монашеством на Афоне. Это далеко не полный список. Многие из выдающихся подвижников Русского Афона ждут своего прославления. Прежде всего, это великие и богоносные старцы Арсений, Иероним и Макарий, посредством которых Промыслом Божиим возродилось русское монашество на Афоне в XIX веке. Именно от них началось и продолжается до сих пор непрерывная духовная преемственность русского святогорского старчества. Достойны почитания и прославления земной Церквью многие подвижники Пантелеимонова монастыря, такие как старец Иоанн Вишенский, иеромонахи Арсений (Минин) и Иерон (Носов), старцы-основатели Андреевского скита Виссарион (Толмачов) и Варсонофий (Вавилов), а также оо. Аникита (князь Ширинский-Шихматов), Иннокентий (Сибиряков), подвижники Свято-Ильинского скита, многие русские пустынники и келлиоты, такие как старец Тихон (Голенков) — наставник преп. Паисия Святогорца, старцы Феодосий и Никодим Карульские, и многие, многие другие — все они без сомнения прославлены у Бога и молятся сейчас о своих соотечественниках. Они также поминаются в богослужебном последовании праздничной службы в качестве непоименнованных, но почитаемых русских святых.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2573

Правительство России утвердило план мероприятий по празднованию 1000-летия русского монашества на Афоне Москва, 3 января 2016 г.      План основных мероприятий по подготовке и проведению в 2016 году празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон утвердило своим распоряжением Правительство Российской Федерации, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . Как сказано в распоряжении, план утвержден «в целях восстановления культурного и духовного наследия Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря». Согласно плану весь 2016 год пройдет под эгидой указанного юбилея, в течение которого будут проводиться различные торжественные, культурно-просветительские и научно-образовательные мероприятия. Так в Москве, Санкт-Петербурге, Афинах, Салониках, Ормилии и других городах России и Греции в течение 2016 года состоятся международные научные конференции, симпозиумы, выставки и акции. Запланирована реализация серии издательских и паломнических проектов. Ответственными за обеспечение проведения юбилейных мероприятий названы Русская Православная Церковь и Министерство культуры РФ, а также Министерство образования и науки, Россотрудничество, Минкомсязи, Роспечать, Росархив и другие государственные ведомства и научно-общественные организации. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь    Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь      Официальное празднование юбилея предполагается начать с богослужебных торжеств на Святой Горе Афон 18 – 20 мая 2016 года. Связано это с тем, что именно 7/20 мая в старину (XV-XVII вв.) праздновалась память «отца русского монашества» прп. Антония Киево-Печерского (Аф.). В этот же день совершается память преп. Нила Сорского (Аф.), преп. Нила Мироточивого Афонского и св. муч. Пахомия Русина Афонского. Таким образом, на этот день припадает целый сонм русских святогорских подвижников. До этого в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений будут проведены отдельная секция и тематический «круглый стол», посвященные 1000-летию русского монашества на Афоне. В их работе примут участие представители Церкви, ведущие научные сотрудники российских научно-исследовательских институтов, светских вузов и духовных учебных заведений.

http://pravoslavie.ru/89375.html

Источник: статья священника Владимира Русина на сайте Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Существовавшая церковь св. вмц. Варвары в Варваровском женском монастыре построена была в 1875 г. Сомовыми, каменная. Земли 120 дес. пахотной. Два деревянных дома для причта. Жалование священнику 360 руб. и диакону 180 руб., на отопление по 35 руб. на каждого; от монастыря содержание. Живущих в монастыре около 100 душ, кельи деревянные. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Варваринский женский монастырь в честь св. вмц. Варвары основан Варварой Петровной Сомовой, ныне игуменья Варвара. Первоначально основательница обители В. П. Сомова предполагала построить обитель в деревне своей Сомовке, любимом местопребывании ее мужа Михаила Николаевича. По смерти мужа в 1863 г. Варвара Петровна, оставшись одна с четырьмя малолетними сыновьями Митрофаном, Петром, Афанасием и Сергеем в молитве думала найти утешение в постигшем ее горе, и вследствие этого она посещала храмы Божии и монастыри. Посещение ею Коренской пустыни Курской губернии в 1863 г., уединенной и мирной обители, внушило ей мысль построить храм в Сомовке, и по приезде в эту деревню Варвара Петровна обратила особое внимание на возвышенный холм среди сада. По семейному преданию, здесь когда-то была беседка, в которой любила заниматься рукоделием свекровь Варвары Петровны – Ульяна Ивановна Сомова; здесь вдали от людей она в уединении часто молилась Богу, и здесь же Варвара Петровна решилась построить храм. В 1864 г. 15 мая в память преп. Пахомия великого, с благословения высокопреосвящ. Иосифа, архиепископа Воронежского, протоиереем г. Нижнедевицка Елисеем Владимировым было освящено место и произведена закладка для построения храма в честь св. вмц. Варвары. Совпадение дня освящения места для храма на память преп. Пахомия – основателя многих обителей в Египте, зародило в душе Варвары Петровны мысль, при помощи Божией, при храме св. Варвары основать женский монастырь, тем более что местность и многие здания помещичьей усадьбы представляли большое удобство для устройства св. обители.

http://sobory.ru/article/?object=24838

Активно работает епархиальная комиссия по канонизации святых и реабилитации репрессированных в XX в. В 1993 г. в Алматинской епархии состоялось прославление в лике местночтимых святых преподобномучеников Анатолия, Серафима и Феогноста , иером. Пахомия (Русина) , прп. схим. Ираклия (Митяха) , мч. Виктора Матвеева , прмц. мон. Евдокии . В 1997 г. был прославлен сщмч. еп. Пимен (Белоликов) , прп. схиархим. Севастиан (Фомин) . Комиссия подготовила материалы к Архиерейскому Собору РПЦ 2000 г. , на к-ром были канонизированы в Соборе новомучеников и исповедников Российских по списку от А. и А. е. митрополиты Николай (Могилевский), Евгений (Зёрнов) , архиепископы Захария (Лобов) , Александр (Щукин) , епископы Уар (Шмарин) , Мефодий (Краснопёров) , Дамаскин (Цедрик) , а также еще 186 мучеников - священнослужителей, монашествующих и мирян. Продолжается сбор материалов для создания жизнеописаний митр. Иосифа (Чернова), архиеп. Тихона (Шарапова), епископов Германа (Вейнберга) и Льва (Черепанова) и иже с ними пострадавших. В 1998 г. впервые в послереволюционное время были проведены церковно-археологические раскопки - в Алма-Ате на месте разрушенного казачьего Софийского собора были обретены останки первого Туркестанского еп. Софонии (Сокольского) , к-рым определено покоиться в соборе после его восстановления (начато в 1998). В 2000 г. в Алма-Ате обретены мощи митр. исп. Николая (Могилевского). Ежегодно 11 авг., в день памяти преподобномучеников Серафима и Феогноста, тысячи казахстанских паломников поднимаются в Аксайское ущелье, чтобы помолиться у могил мучеников. Др. центром паломничества с 1997 г. является Введенский собор Караганды, где покоятся мощи прп. Севастиана (Фомина). Местом молитвы для православных Алма-Аты стала ныне расположенная в границах города роща Баума, в к-рой в 1918 г. был расстрелян сщмч. еп. Пимен (Белоликов); в 1998 г., в 80-ю годовщину мученической кончины епископа, по инициативе мирян в роще Баума поставлен памятный обелиск. По благословению архиеп. Алексия в епархии возрожден крестный ход к св.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим Эльбасанский (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой и не убоялся принять смерть за Христа. Прп. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русину (память 7/21 мая). Этот святой был учеником прп. Акакия. В миру Прокопий, он родился на Украине и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия) в Анатолии. В рабстве он прожил 17 лет, а получив свободу удалился на Святую Гору Афон, где принял постриг с именем Пахомий и со временем перешел в Кавсокаливский скит, где жил под руководством старца Акакия. Придя в Константинополь, он открыто исповедал себя христианином, за что был заточен в тюрьму, где от него потребовали принять ислам. Отказавшись на суде отречься от веры, он был осужден и обезглавлен в городе Усаки в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года. Святые мощи его почивают в монастыре на острове Патмос, в обители святого апостола Иоанна Богослова. Помимо прпмч. Романа († 5 янв. 1694) и прпмч. Пахомия Русина († 21 мая 1730), за исповедание христианской веры пострадал и другой ученик прп. Акакия – прпмч. Никодим Албанский († 11 июля 1722). Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Великой Лавры Неофита, который и назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником), вручив ему жезл. Святой Акакий по своему смирению подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту. О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чём и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита святой Анны посетить его.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

То, что мы знаем о подвиге преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста, подробно отражено в их жизнеописании, составленном на основании рассказов непосредственных свидетелей событий того времени и опубликованном в книге «Крест на Красном обрыве», неоднократно издававшейся, как в Казахстане, так и в России. Из этого жизнеописания видно, что первым и основным свидетелем является духовная дочь преподобномученика Серафима (Богословского), постриженица преподобномученика Пахомия (Русина), исповедница веры, последняя монахиня Верненского Иверско-Серафимовского женского монастыря Магдалина (Халина – 1993 гг.]). Именно вместе с ней (тогда послушницей Феоктистой), а также с инокиней того же монастыря Александрой (Нагибиной) иеромонах Серафим и странник Виктор выбирали в 1913 году место для нового скита в Аксайском ущелье. И матушка Магдалина была свидетельницей того, как Господь указал им место на горе Кызыл-Жар: отец Серафим и странник Виктор видели сияние Божиего света – явление Божественной благодати на месте будущего скита. Но ни о каком явлении Пресвятой Богородицы речи в ее воспоминаниях не шло. Рассказ матушки, почти дословно был включен в текст жития преподобномучеников Серафима и Феогноста. Вторым важным свидетелем является Анастасия Степановна Нагибина (1916-1999 гг.) – племянница инокини Александры (Нагибиной), которая, будучи сиротой, с малых лет жила и воспитывалась в среде верненских монахинь. Анастасия Степановна обладала прекрасной памятью и до последних своих лет помнила мельчайшие подробности жизни алма-атинских подвижников и подвижниц. Вместе с матушками она нередко поднималась на место гибели иеромонахов Серафима и Феогноста, слушала воспоминания о мучениках, которыми делились между собой верненские монахини. Несомненно, она не могла бы не знать от них о «явлении Божией Матери» на горе Кызыл-Жар, если бы на самом деле произошло такое великое событие. Но и Анастасия Степановна о таком «явлении» никогда не упоминала, ибо никогда о нем не слышала. Кроме того, до начала 2000-х годов дожила дочь пасечников, проживавших на соседней горе и друживших с Алма-Атинскими преподобномучениками – Клавдия Ивановна Костюкова (1915 г. р.), которая в детском возрасте ходила в Аксайский скит вместе со своими родителями. Ее рассказ о событиях тех лет тоже опубликовали в книге «Крест на Красном обрыве». Но и Клавдия Ивановна ничего не рассказывала алматинцам о «явлении Богоматери» иеромонахам Серафиму и Феогносту.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/22/bl...

голова быка – Пиккар, раздел 7, 198–14701480 гг. (лл. 247–261); корона – Брике 4621–1392–1433 гг. (л. 301–306): цветы – точного соответствия не обнаружено, подобный тип у Брике 6690–1452–1454 гг., у Лихачева 959–1431 г. (л. 271). Книга не имеет начала, по счету тетрадей отсутствует 29 листов. Первый лист пергаменный, на нем запись скорописью XVIII в.: «Жития разных святых и часть Ефрема Сирина » и запись XIX в.: «Переплетена бысть сия книга 1862 года, переплет сохранен прежний». На л. 336 летопись: «В лето 6939 списася книга сиа в святой горе Афонсце в обители царстве в лавре велика Афанасиа, под крылием святаго Григория Паламы и преподобного отца нашего Петра Афонского, в кущи святого и славнаго пророка Илии. Преписана многогрешного и смиренного инока Афанасиа Русина. Последи же, повелением господина Зиновия, игумена Сергеева монастыря, списася грешным Ионою игуменом Угрешским». При переплете, вероятно, еще в начале XVI в., ряд листов рукописи был перепутан: так, за л. 54 (об.) должен следовать л. 58, затем 59 и т. д., лл. 55, 56 и 57 должны стоять в начале рукописи перед л. 2. Открывать рукопись должно было «Житие Преподобного Сергия Радонежского» (память 25 сентября), а уже за ним следовать Житие священномученика Григория Армянского (память 30 сентября). В начале XVI в. была утеряна тетрадь, содержащая окончание Жития Сергия и начало Жития Григория. Житие Преподобного Сергия было восстановлено по рукописи, содержащей Житие в редакции Пахомия Серба, а Житие священномученика Григория Армянского так и осталось без начала. Житие Сергия было переставлено в середину–между похвальным словом Георгию Победоносцу (память 23 апреля) и .похвальным словом Феодора Студита на обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (празднуется 25 мая), нарушив тем самым первоначальный последовательный круг чтения. Рукопись содержит: Житие (без начала) священномученика Григория Армянского со слов: «Елма убо ревностию паче о благочьсти дышяща виде, вторыим того въдает мукам ничим же пръвых человеколюбнеишимь».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Дело по обвинению монахов Макария (Ермоленко), Пахомия (Русина), Виктора (Матвеева) и др. обвиняемых по ст. 58 п. 10—11 УК РСФСР через прокурора по спецделам УНКВД КАССР направить на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР. Выписка из протокола Совещания при НКВД СССР от 28 января 1936 г. Постановили: Матвеева Виктора Матвеевича за участие в к/р группе сослать в Казахстан, сроком на 5 лет. Русина Прохора Петровича заключить в исправтрудлагерь, сроком на 3 года. Ермоленко Акима Ивановича сослать в Казахстан, сроком на 5 лет. Халину Ф. С.— на 3 года; Концевых М. П.— на 3 года; Мерзликина И. С.— на 5 лет; Архелову С. П.— на 3 года; Ионова И. И. из-под стражи освободить. Нагибину А. А.— на 3 года; Чурляеву И. М.— на 3 года; Хахулину Т. Я.— на 3 года; Шульгина Г. Я.— на 3 года; Карасенко Т. П.— на 3 года; Кищенко А. М.— на 3 года». Заключением прокуратуры Каз. ССР в мае 1989 года они реабилитированы. Анастасия Нагибина свидетельствует: «В 1935 году монашескую общину поселка Талгар стали посещать два паренька. Они назвались Петром и Павлом и выразили желание совместно с монахами вести подвижническую жизнь ради угождения Богу и спасения души. Отец Пахомий и отец Макарий простодушно поверили им, стали брать их в свои путешествия по горам, вместе молились, вели духовные беседы. Петр и Павел познакомились также с о. Виктором и остальными монашествующими, узнали места их келий. Но эти «ревнители монашеского жития» оказались комсомольцами и сотрудниками ГПУ. Ими и была предана монашеская община горных скитов Тянь-Шаня». Монахи Серафим и Феогност Мы не имеем фотоснимков иеромонахов Серафима и Феогноста — хранение их сулило ГУЛАГ. Но духовный образ их запечатлен в памяти народной. Духовные чада монахов до последних дней своей жизни посещали их могилы. Анастасия Нагибина рассказывает: «В 50е годы верующие после праздника целителя Пантелеимона пошли на поминки и зашли, по обыкновению, на пасеку. Пасека к тому времени стала государственной, но потомки пасечника еще оставались там. На горе, близ пасеки, стали строить дачи.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

177 Для предположения, что разбитые под Переяславлем-Рязанским татары были связаны с Ногаем (Борисов Н.С. Политика московских князей: конец XIII – начало XIV века. М., 1999. С. 75) нет достаточных оснований: с «проногайской» коалицией князей был связан, по-видимому, предшественник Константина на рязанском столе Ярослав (см.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С. 81) и его сыновья; соответственно, можно полагать, что противник последних Константин был лоялен к Волжской Орде. 179 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486; Кучкин. В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 128–130. 181 См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 211–212, 230–231, 237–238. 182 Клосс Б.Н. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 304. Василий Кочева – явно не одно лицо с татарином Кочевой, родоначальником Поливановых, поскольку последний, согласно родословцам, выехал к Дмитрию Донскому и имел крестильное имя Онцифор (PVIP. М., 1977. Вып. 2. С. 55, 175). Василий Кочева был, по-видимому, отцом «болшего боярина» Дмитрия Юрия Васильевича Кочевина-Олешенского, возглавлявшего посольство, отправившееся в 1379 г. в Константинополь для поставления на митрополию ставленника великого князя Митяя (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 129; Т. 18. С. 124). 183 Воронцов-Вельяминов Б.А. К истории ростово-суздальских и московских тысяцких//История и генеалогия. М., 1977. 185 См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вторая половина XIV – XVI в. Л., 1988. Ч. 1: А-К. С. 243–244. 188 В отношении чтения «черниговских» такое мнение высказал Я.С. Лурье (Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 158–159, примеч. 99). 189 Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция Жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 246. 190 Слово «литовскыхъ», имеющееся в Симеоновской летописи, явно вторично (это не было учтено О. Русиной, подвергнувшей на основе этого чтения сомнению черниговское происхождение Федора Бяконта – Русина О. Оверська земля у склада Великого khязibcmba Литовського. Киïв), 1998. С. 140–14), так как оно вносит в текст противоречие – Алексей оказывается из рода «литовских бояр от области Московской». Составитель Симеоновской летописи (конец XV в.) имел в числе своих источников Московский свод конца XV в. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Ч. 2. С. 56–57), где говорилось о черниговском происхождении митрополита; очевидно, поэтому он и внес в текст добавление, но вместо эпитета «черниговский» употребил обобщенное наименование земель, вошедших в Великое княжество Литовское (Чернигов пребывал в его составе с 60-х годов XIV до начала XVI в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. 4 . Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых: в Алма-Атинской епархии: епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова , 1879–1918, память 3/16 сентября, священномученик) схиархимандрита Севастиана (Фомина , 1884–1966, память 6/19 апреля, преподобноисповедник) иеромонаха Анатолия (†1930–1935, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Пахомия (Русина, 1880–1938, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Серафима (Богословского, †1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) иеромонаха Феогноста (†1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) схимонаха Ираклия (Митяхи, †1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) монахини Евдокии (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) Виктора Матвеева (1869–1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, мученик) в Костромской епархии: архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, 1868–1938, память 8/21 августа, священномученик) протоиерея Иосифа Смирнова (1864–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010