Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Нацов С. А. – советский партийный и профсоюзный деятель. Низовский – сотрудник ОГПУ. Никандр (Феноменов Н. Г) – митрополит. Николай (Ярушевич Б. Д.) – митрополит. Никольский В. – обновленческий «протоиерей». Никон (Минин (Минов) Н.) – патриарх Московский и всея Руси. Нил Столобенский – православный святой, преп. Новиков (Айзенштейн) А. И. – обновленческий деятель. Нухрат А. И. – советский партийный деятель, организатор женского движения. Оболенский В. В. (псевд. Н. Осинский) – советский государственный и партийный деятель. Олещук Ф Н. – антирелигиозный деятель. Оливер – американский баптист. Ольховый Б. С. – советский партийный деятель, журналист. Орлов – член Временного совета ОДГВ. Оршанский – сотрудник ВЦИК. Отто – адвентист. Оширов А. И. – бурятский советский партийный деятель, заместитель председателя Бурятского ученого комитета, антирелигиозник. Павлов В. Г. – баптист, отец П. В. Павлова Павлов П. В. – деятель евангельско-баптистекого движения. Паевский – деятель свангельско-баптистского движения. Папаиоаниу Х. – великий протонотарий Вселенского трона. Патковский Б. Г. – деятель енангельско-баптистского движения. Пахомий (Кедров П. П.) – архиепископ. Паччели Э. – папский нунций, впоследствии Папа Римский Пий XII/ Периев – антирелигиозный автор. Петер Я. Х. – советский партийный деятель, деятель ВЧК–ОГПУ. Петлюра С. В. – украинский политический и военный деятель. Петр I – русский царь. император (с 1721 г) Петр (Полянский П. Ф.) – митрополит, Патриарший Местоблюститель, сщмч. Петров С. Г. – российский историк. Петропавловский С. Д. – советский партийный деятель, ответственный секретарь Крымского обкома РКП (6)–ВКП Петросян Х. С. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Пий XI – Папа Римский. Питирим Тамбовский – святитель. Пиццардо Д. – прелат, пресс-секретарь Папы Римского, впоследствии кардинал. Платон (Рождественский П. Ф.) – митрополит. Плеханов Г. В. – деятель российского и международного социалистического движения. Покровский А. И. – профессор, деятель обновленческого движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 «История Русской Православной Церкви» том 1, стр. 104. Издательство «Воскресение», Санкт-Петербург, 1997 г. 4 Медициеское заключение о результатах освидетельствования мощей святителя Феодосия Черниговского, составленное в феврале 1921 года: «Предъявленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия, есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвения – мумификации без признаков гниения. Данные микроскопического исследования подтверждают найденные внешним осмотром и обнаруживают довольно ясное строение ткани и клеток, в особенности, волокнистой ткани, мышечной и красных кровяных телец. О давности тела врачебная экспертиза не может дать свое заключение...» «Страсти по мощам», «Общество Святителя Василия Великого », С-Петербург, 1998 г., стр.35–36. 5 Митрополит Мануил (Лемешевский) в «Каталоге русских православных архиереев» пишет, что «...с конца 1922 года владыка Николай несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем, узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре «Божье дело», приписанном к Ниловой пустыни.» Однако, по мнению лиц, близко знавших владыку Николая, факт пребывания его в обновленчестве, является сомнительным и не вполне обоснованным. 6 Епископ Феодор (б. еп. Волоколамский, вик. Московской епархии); с 1917 г. был назначен настоятелем Свято-Данилова монастыря г. Москвы, глава т. н. «даниловской оппозиции»; с 1922 г. в ссылке, в октябре 1923 г. Святейшим Патриархом Тихоном был назначен управляющим Петроградской епархией с возведением в сан архиепископа, с 1924 г. в заключении; 1925 – 1937 в ссылке; расстрелян 23. 10. 1937 г. 11 Епископ Пахомий (Кедров) – с 1917 г. епископ Черниговский; с 29.11.1923 г. в сане архиепископа; с 1927 г. в заключении; † 11.11.1937 г. 14 Вера Афанасьевна впоследствии приняла монашеский постриг с именем Варвара, а перед кончиной – схиму. Скончалась 30 июня 1974 года в Киеве в Покровском монастыре. 16 «История Русской Православной Церкви» том 1, стр. 337–340, изд. «Воскресение», Санкт-Петербург, 1997 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

3) осуждения заграничных епископов и 4) в дальнейшем определенного контакта в деятельности с правительством в лице Тучкова. За это обещалось официальное оформление управления и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Митрополит Пётр решительно отказался от предложенных ему условий и, в частности. от подписания предложенного Тучковым текста декларации. Тогда 27 ноября (10 декабря) 1925 г. у митрополита Петра был произведён ночью обыск, сам же он сперва был арестован на дому, а через два дня переведён во внутреннюю тюрьму на Лубянке при ГПУ. Одновременно с ним была арестована группа проживавших в Москве иерархов, близких митрополиту Петру и, очевидно, по мнению ГПУ, одинакового с ним настроения. Это были: архиепископы Николай [Добронравов] Владимирский, Пахомий [Кедров] Черниговский, Прокопий [Титов] Херсонский, Гурий [Степанов] Иркутский, епископы Парфений [Брянских] Ананьевский, Дамаскин [Цедрик] Глуховский, Тихон [Шарапов] Гомельский, Варсонофий Каргопольский и др. Согласно завещанию, оставленному Петром [Полянским], в случае его ареста в управление Церковью должен вступить в качестве Заместителя Местоблюстителя сперва митрополит Сергий [Страгородский] Нижегородский, затем митрополит Михаил [Ермаков], экзарх Украины и, наконец, архиепископ Иосиф [Петровых] Ростовский. К моменту ареста митрополита Петра [Полянского] ГПУ уже подготовило самочинную группу епископов, во главе с архиепископом Григорием [Яцковским] Екатеринбургским и епископом Борисом [Рукиным] Можайским, каковая – по примеру Живой Церкви при аресте Патриарха – немедленно же, как только был арестован митрополит Пётр, созвала совещание своих заранее сговорившихся участников – 9-ти епископов, живших в Москве. Совещание это объявило, что деятельность митрополита Петра была контрреволюционной и неканоничной и что, ввиду его ареста и отсутствия, таким образом, управления Церковью, – они, т. е. собравшиеся 9 епископов, организуют из себя Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) и берут в свои руки управление Церковью. Советская власть, подготовившая через ГПУ выступление этих епископов ещё, очевидно, когда митрополит Пётр был на свободе, ныне широко пошла им навстречу: организованный ими ВВЦС получил немедленное официальное признание, разрешение на печать, канцелярию и, наконец, возможность печатать в типографии свои послания и широко распространять их. Вместе с тем истинный Заместитель митрополита Петра – митрополит Сергий лишён был права выезда из Нижнего Новгорода в Москву и, таким образом, не мог вступить в управление Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В ходе заседаний, посвященных этой теме, высказывались самые различные мнения. Епископ Андроник считал общую исповедь возможной – но не в качестве общего правила, а как вынужденную меру при особо большом стечении богомольцев, под условием тщательной подготовки кающихся посредством поучения и непременного сохранения тайной исповеди в качестве основной практики 1114 . Сходные суждения высказывали архимандрит Варлаам (Коноплев), петроградский протоиерей Петр Миртов , протоиерей Николай Цветков, протоиерей Терентий Теодорович. Другие – епископ Пахомий (Кедров), архимандрит Паисий, протоиерей Иоанн Артоболевский, A.M. Черноуцан, А.Д. Зверев – признавали за общей исповедью (беседой пастыря с кающимися о грехах и покаянии) лишь значение подготовки к частной исповеди. Третьи на основании канонических, историко-литургических и психологических доводов считали общую исповедь скорее вредной, чем полезной (архиепископ Евлогий, епископ Андрей [Ухтомский], И.А. Карабинов , А.В. Авдиев, Г.И. Булгаков) 1115 . При голосовании по этому вопросу лишь 4 члена отдела из 54 присутствовавших посчитали возможным признать общую исповедь в качестве нормы; точно таким же оказалось количество принципиальных противников применения общей исповеди в исключительных обстоятельствах 1116 . «Тайносовершительная формула» При обсуждении вопроса об исповеди в отделе о богослужении, проповедничестве и храме И.А. Карабинов заявил: «Чин исповеди нашего Требника составлен в католическом духе». Наиболее существенной, «тайносовершительной» частью чина стала считаться формула отпущения: «Господь и Бог наш Иисус Христос...», которая имеет весьма позднее происхождение и заимствована из католических последований. Предложение Карабинова опустить эту формулу или приблизить ее к прежней разрешительной молитве было поддержано о. В. Прилуцким , но окончательного постановления по этому вопросу отдел не принял 1117 . Прочие чинопоследования Елеосвящение В чине елеосвящения необходимо сделать изменение для совершения этого таинства одним священником, как это в действительности бывает,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть обновленцев, не желая приносить покаяния в содеянном, стремилась, однако, к воссоединению с Православной Церковью. Отражая настроения этих кругов, евдокимовский синод издал в конце августа послание, целью которого было подготовить почву для переговоров с патриархом. «Общественное мнение и религиозная совесть верующих на бывшего патриарха Тихона возложили две вины – говорится в нем, – одну – в непризнании им нового государственного строя и советской власти, вторую – в приведении в полное расстройство всех церковных дел. В первой своей вине бывший патриарх Тихон открыто, перед всем миром, покаялся… но вторая вина еще по-прежнему лежит на бывшем патриархе». Несмотря на оскорбительный тон послания, патриарх ради спасения заблудших, ради церковного мира был готов к переговорам с обновленцами. В этом его поддерживал Временный Патриарший Синод. Архиепископы Серафим (Александров) , Тихон (Оболенский), Иларион (Троицкий) открыли переговоры с лжемитрополитом Евдокимом об условиях восстановления церковного единства. Решительным противником таких переговоров был бывший ректор Московской духовной академии архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) , настоятель Данилова монастыря. Строгий монах, знаток Типикона и канонов, человек бескомпромиссной твердости, он объединил вокруг себя тех архипастырей и церковных деятелей, которые предостерегали патриарха от малейших уступок раскольникам. Частыми посетителями настоятельских покоев Данилова монастыря были митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископ Гурий (Степанов) , архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Пахомий (Кедров). Патриарх в шутку называл Даниловский монастырь «конспиративным Синодом». В конце сентября 1923 г. в Донском монастыре состоялось совещание 27 православных архиереев для обсуждения результатов переговоров с лжемитрополитом Евдокимом о преодолении раскола. Архиепископ Феодор не явился на совещание, но в нем участвовало много его сторонников и единомышленников. Архиепископ Тверской Серафим (Александров) доложил собратиям о ходе переговоров. «Все наше разделение – сказал он, – основано на недовольстве некоторых иерархов и православных мирян личностью патриарха Тихона». Архиепископ Серафим довел до сведения епископов предложение Евдокима открыть общий Собор из тихоновцев и обновленцев под председательством патриарха Тихона, на котором патриарх должен сам отказаться от возглавления Русской Церкви, после чего Собор отменит постановление о лишении его сана и уволит на покой в сущем сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Изменение формы государственного и церковного управления влекло за собой изменение текстов молитв о России, властях и воинстве. 213 После отречения Николая II от престола выработка нового варианта моления о властях было поручено Комиссии по исправлению богослужебных книг, возглавляемой архиеп. Сергием (см. выше 3.9). Предложенная Комиссией механическая замена молений о царствующем доме молитвой « О богохранимей Державе Российстей и благоверном Временном правительстве ея » вызывала серьезное недовольство. Уместное по отношению к царю моление « О благочестивейшем самодержавнейшем великом Государе нашем » не могло быть перенесено на власть, не обладающую особой харизмой. Поэтому Собору пришлось заняться новым исправлением этого текста, тем более что и Временное правительство к этому времени перестало существовать. Исправление было поручено комиссии, в которую вошли еп. Пахомий (Кедров), Б.А. Тураев , И.А. Карабинов и иером. Афанасий (Сахаров) . 6 апреля 1918 года на заседании отдела был принят следующий текст: «а) на великой ектении: » о страждущей Державе Российской и о спасении ея Господу помолимся »; б) на сугубой ектении и на литии: « Еще молимся о страждущей Державе Российской и о спасении ея ». Поминовения же воинства должны быть опущены». На этом же заседании была предложена новая редакция тропаря и кондака Святому Кресту. В предреволюционных изданиях богослужебных книг эти тексты читались следующим образом: Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему имярек на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруя, Христе Боже: возвесели Благоверного Императора нашего имярек , победы дая ему на супостаты, пособие имущу Твое, оружие мира, непобедимую победу. Изменения касались подчеркнутого фрагмента. В варианте, предложенном Синодом (определение от 7–8 марта 1917 года), этот фрагмент заменялся на « христолюбивому воинству нашему ». На заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было предложено заменить « христолюбивому воинству нашему » на " благоверным людям Твоим ». 214

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Я решаюсь также просить и о более гуманном отношении к духовным лицам, находящимся в тюрьмах и отправляемым в ссылку. Духовенство в подавляющем большинстве изолируется по подозрению в политической неблагонадежности, а потому по справедливости к ним должен был применяться тот же несколько облегченный режим, каковой везде и всюду применяется к политическим заключенным. Между тем, в настоящее время наше духовенство содержится вместе с закоренелыми уголовными преступниками и, иногда регистрируемые как бандиты, вместе с ними в общих партиях отправляются в ссылку» 827 . Именно из-за несоответствия содержания обращения планам ГПУ, митрополит Петр добивался личной встречи с главой правительства Рыковым. Однако все попытки осуществить подобные планы оказались безуспешными. Более того, желая изолировать митрополита Петра от влиятельного епископского окружения, к мнению которого митрополит Петр прислушивался и православному чутью которого доверял, ГПУ устроило аресты сторонников патриаршего местоблюстителя. Возможно, свою роль сыграла и полученная ГПУ информация о характере письменного обращения митрополита Петра в Совнарком. Власти были обеспокоены новым свидетельством Церкви о гонениях на верующих и священнослужителей. Среди первых арестованных иерархов был и епископ Иоасаф как составитель проекта декларации. Владыка был арестован 18 или 19 ноября 828 1925 года. В один день с ним были арестованы архиепископ Гурий (Степанов) и епископ Прокопий (Титов). 30 ноября были арестованы епископы Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Пахомий (Кедров), Тихон (Шарапов), Герман (Ряшенцев), Николай (Добронравов) , много священников, а также бывший обер-прокурор Святейшего Синода Александр Самарин, бывший помощник обер-прокурора Петр Истомин и др. 829 9 декабря состоялось заседание комиссии по проведению декрета об отделении Церкви от государства при ЦК ВКП (б), на котором по представлению ОГПУ, было постановлено поддержать григорианский раскол, а митрополита Петра арестовать, что и было осуществлено в тот же день.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

1938 г. – скончался (расстрелян?). ПАВЕЛ (Борисовский Павел Петрович), митрополит Ярославский и Ростовский. 1867 г., 29 октября – родился в с. Борисовском Владимирской губ., в семье диакона. 1892 г. – окончил Московскую Духовную Академию. 1893 г. – преподаватель Могилевской духовной семинарии. 1897 г. – преподаватель Владимирской духовной семинарии. 1907 г. – инспектор Пензенской духовной семинарии. 1908 г. – рукоположен во иерея. 1911 г. – принял монашество, возведён в сан архимандрита. 1916 г., 23 апреля – хиротонисан во епископа Суздальского, викария Владимирской епархии. 1918 г., 10(23) апреля – назначен епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. 1921 г., 13 мая – епископ Вятский. 1923 г. – осуждён на три года ссылки. 1924 г. – архиепископ. 1927 г. – постоянный член Св. Синода. 1929 г., 21 января – архиепископ Ярославский и Ростовский. 1932 г., 18 мая – митрополит. 1937 г. 21 августа – арестован в г. Ярославле. 1938 г., 6 октября – расстрелян в г. Ярославле. ПАВЛИН (Крошечкин Пётр Кузьмич), архиепископ Могилёвский. 1879 г., 19 декабря – родился в Пензенской губ., в крестьянской семье. Обучался в Московской духовной семинарии, 1916 г. – окончил Московскую Духовную Академию. Принял постриг в Новоспасском монастыре. 1920–1921 гг. – наместник Новоспасского монастыря. 1921 г., 2(15) мая – хиротонисан во епископа Рыльского. 1926–1933 гг. – занимал разные кафедры. 1933 г., 29 июня – архиепископ Могилевский. 1936 г. – арестован и приговорён к десяти годам заключения. 1937 г., 3 ноября – расстрелян вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере. ПАХОМИЙ (Кедров Пётр Петрович), архиепископ Черниговский. 1876 г., 30 июля – родился в г. Яранске Вятской губ., в семье священника, родной брат архиепископа Аверкия [Кедрова] и епископа Михаила [Кедрова] в Польше. 1898 г. – принял монашество. 1900 г. – окончил Казанскую Духовную Академию. 1905 г, – возведён в сан архимандрита. 1911 г., 30 августа – хиротонисан во епископа Новгород-Северского. 1916 г. – епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010