В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Митрополит Антоний (Алексей Павлович Храповицкий. 1863—1936) происходил из старинной новгородской дворянской семьи. Монашеский постриг он принял будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в 1885 г., в год окончания Академии, был рукоположен во иеромонаха. Свою преподавательскую деятельность митрополит Антоний начал в Холмской Духовной семинарии; затем преподавал в Петербургской Духовной Академии. Был ректором Петербургской семинарии, позже — Московской и Казанской Духовных Академий (в сане архимандрита, а с 1897 г. - епископа). Во время своего преподавания и ректорства Владыка Антоний читал разные курсы по кафедрам литургики, философии, Ветхого Завета, но самым важным предметом для духовных учебных заведений считал пастырское богословие. Среди студентов митрополит Антоний (тогдашний архимандрит) пользовался глубокой любовью и почитанием за свой добрый нрав, проницательный ум и простоту. Он воспитал целое поколение ученого монашествующего духовенства. Его слушателями были многие будущие иерархи Русской Церкви: святитель Тихон (Беллавин), митрополиты Сергий (Страгородский), Трифон (Туркестанов), Евлогий (Георгиевский) и др. За время ректорства в Духовных Академиях Владыка Антоний постриг более шестидесяти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями, среди них архиепископы Феодор (Поздеевский) и Пахомий (Кедров), епископ Варлаам (Ряшенцев). Многое в жизни преосвященного Антония было связано с Западной Украиной, где начиналась его преподавательская деятельность. В 1902 г. он был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедры. В то время особым попечением Владыки Антония пользовались православные карпатороссы и галичане, терпевшие за свою веру притеснения от униатов и католиков. Туда, в униатский базилианский монастырь в г. Бучач митрополит Киевский и Галицкий Антоний был отправлен в конце 1918 г., будучи в плену у петлюровцев за свое твердое отвержение украинской автокефалии и сохранение канонической связи с Русской Православной Церковью. Вскоре после освобождения, в 1920 г., он эмигрировал в Сербию, и дальнейшая его жизнь протекала вне Родины. Находясь в Бучаче в 1919 году, митрополит Антоний и написал эту книгу, в целом адресованную священникам, но не менее полезную и для мирян. Хотя книга несет на себе определенную печать эпохи, в которую создавалась, тем не менее она чрезвычайно актуальна и в наши дни и отвечает на многие вопросы тех, кто встал на путь спасения, путь покаяния. В новом издании “Исповеди” авторский текст печатается без изменений. Разъясняя смысл Таинства покаяния, давая конкретные наставления служителям Христовым в их трудном и священном пастырском делании, книга одновременно раскрывает и многие особенности духовной жизни в конкретную историческую эпоху нашей Родины — особенности, которые мы сочли необходимым сохранить для современного читателя. Исповедь Значение Исповеди для Христиан

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Пахомий (Кедров Петр), архиепископ Черниговский Родился 30 июля 1876 года в семье священника г.Яранска. В 1896 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1898 году пострижен в монашество. В 1899 году рукоположен в сан иеромонаха. В 1900 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен помощником смотрителя Липецкого духовного училища. (В «Приб. к «ЦВ» 1911, 39, стр. 1634, ошибочно указан год окончания академии 1896-й. См. «Прав.Собес. п 1901, февраль, стр.65, 73 (отчет) за 1900 год). С 1903 года – смотритель Кременецкого духовного училища. С 1904 года заведующий Волынской Св.Федоровской церк. учительской школы при дерманском монастыре. В 1905 году возведен в сан архимандрита. С 1906 года, кроме заведывания Волынской Св.Федоровской школы, состоял также настоятелем дерманского Св.Троицкого монастыря и заведывал Дерманской церк.учит.школой. 30 августа 1911года хиротонисан во епископа Новгород- Северского. Хиротонию совершали: архп. Волынский Антоний, еп. Кременецкий Никон, еп. Белостокский Владимир и еп. Владимиро-Волынский Фаддей. С 17 сент.1916 года – епископ Стародубский, первый викарий Черниговской епархии. С 1917 года – епископ Черниговский. Участник Свящ.Собора 1917/1916 гг. в Москве. 29 ноября 1923 года возведен в сан архиепископа. Несколько месяцев управлял временно Ярославской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 16 октября 1930 года епархией не управлял. Скончался II ноября 1937 года в Москве. Отличался большой любовью к ночной молитве. Его современники рассказывают, что он однажды, когда был еще студентом академии, встал на молитву в ночное время и начал усердно молиться.Неожиданно он услышал какой-то голос, восхваляющий его в совершенстве духовном и повелевающий подойти к горящей свече и опалить себе глаз. Не уразумев козни искусителя, он подошел к свече и подставил левый глаз. Пламя свечи настолько сильно опалило его, что он потерял зрение на этот глаз, так он остался с одним глазом. Горький опыт прелести научил его осторожности в делах Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

29 июня 1915 г. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, с местопребыванием на правах настоятеля в Богоявленском мон-ре Житомира, хиротонию совершили архиеп. Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский), архиеп. Владимиро-Волынский сщмч. Фаддей (Успенский) и еп. Новгород-Северский Пахомий (Кедров). А. был членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. После отъезда в эмиграцию архиеп. Евлогия и ареста еп. Фаддея в 1922 г. А. был назначен епископом Волынским и Житомирским. После закрытия в 1921 г. Волынской ДС А. организовал в Житомире пастырские курсы. В 1922 г. арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и приговорен к 2 годам заключения. 12 марта 1923 г. был освобожден и вернулся в Житомир, где прилагал немало усилий, чтобы уберечь паству от церковных расколов. 12 апр. 1925 г. принимал участие в погребении свт. Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея Руси, подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. Петру (Полянскому). С 1926 г. архиепископ. В 1927 г. арестован ОГПУ и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. После досрочного освобождения в 1928 г. вернулся к управлению Волынской епархией. 15 февр. 1930 г. А. был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Обвинен ОГПУ в том, что был ознакомлен с письмом бывш. секретаря Иерусалимского Патриаршего подворья в Москве А. И. Дросси К-польскому Патриарху Фотию II , в к-ром описывалось бедственное положение РПЦ. Виновным себя не признал. Приговорен к 3 годам ссылки в Архангельск. 23 янв. 1931 г. арестован Архангельским ОГПУ вместе с 21 чел.: епископами, священниками и неск. правосл. мирянами, к-рых обвинили в том, что они якобы создали контрреволюционную группировку, вели антисоветскую агитацию, а также оказывали материальную помощь ссыльному духовенству. Особым совещанием при коллегии ОГПУ 2 дек. 1931 г. приговорен к 3 годам ссылки в Тотьму. В 1933 г. А. был вновь приговорен к 3 годам ссылки, на этот раз в г. Бирск (Башкирия), где находился до своего последнего ареста 25 июля 1937 г., когда против него было выдвинуто множество ложных обвинений. Под давлением следователей А. признал себя виновным. 10 нояб. 1937 г. тройкой УНКВД по Башкирской АССР приговорен к расстрелу.

http://pravenc.ru/text/62712.html

Новгород-Северская Основана 27.03.1785 (по др. 27.07.1785) (выделена из Черниговской епархии) 2960 Именование – по г. Новгород-Северский (ныне – Черниговская область, Украина). Упразднена (вновь воссоединена с Черниговской) 16.10.1799 (по др. 01.09.1797). Возобновлена 21.08.1868. Черниговское викариатство. Упразднена в 1926 г. Возобновлена 06(?) 1998. Именовалась: Новгород-Северская и Глуховская; с 21.08.1868 – Новгород-Северская. 27.03.1785 01.09.1797 Иларион Кондратковский 13.10.1868 12.01.1869 29.05.1869 15.05.1876 Серапион Маевский 09.06.1885 04.03.1889 Афанасий Пархомович 24.09.1889 19.01.1891 Антоний Соколов II 02.02.1891 26.03.1893 Сергий Соколов 15.07.1893 28.06.1894 Мефодий Никольский 17.07.1894 02.11.1896 Питирим Окнов 17.11.1896 28.10.1898 Евфимий Счастнев 31.01.1899 20.10.1899 Михаил Ермаков 06.11.1899 17.02.1902 12.05.1902 04.11.1903 Исидор Колоколов 04.11.1903 19.08.1910 22.09.1910 16.02.1911 04.03.1911 12.05.1911 Василий Богоявленский 30.08.1911 17.09.1916 Пахомий Кедров 16.10.1916 07(20)02.1924 Матфий Храмцев 15(28)06.1998 03(16)10.2003 Новгород-Северская, обн. Основана и упразднена в 1923 г. Именование – по г. Новгород-Северский (Черниговская область УССР). 18.04(01.05)1923 09.1923 2960 Н.Д· Иерархия... С. 340. «... На Брестском Соборе ... принявшем унию с Католическою Церковию, присутствовали архиереи ... Иннокентий Борковский, епископ Черниговский и Остерский, и Иоанн Лежайский, епископ Новгород-Северский, происходивший из рода князей Северских, имевший кафедрою в Новгороде-Северском Преображенский монастырь. Первый тогда на Соборе принял унию, а второй – остался непреклонным и твердым в восточном вероисповедании, за что от Собора претерпел ... бесчестия...» ( Диев М. Я., свящ. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. M., 1892. С. 24–25). Далее высказываются соображения о «сомнительности» ряда епископов-участников Брестского Собора. К «сомнительным» отнесен и Иоанн Лежайский. Эти «сведения» и сами имена происходят из пресловутой «Истории Руссов». Все же нельзя исключить какое-либо сопротивление унии на местах, возглавляемое местной верной Православию аристократией. Поэтому оставляем имя Иоанна в списке условно. 2965 По определению Св. Синода 6335 от 15.12.1917 епископа Новгород-Северского именовать впредь просто «викарием Черниговской епархии». Но, по Списку Свт. Тихона... С. 177 (10.1918), он вновь именован Новгород-Северским. 2966 Из вдовых священников (семья погибла в автокатастрофе). До назначения – клирик Харьковского Благовещенского собора и благочинный 4-го округа. 2967 Прервал связи с обновленцами, покаялся в письме на имя Св. Тихона и был утвержден на Новгород-Северской кафедре 02.1924. См. Новгород-Северская. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-х гг. XX в. в Польше резко активизировалось сектантство. На Волыни развернули деятельность штундо-баптисты, пятидесятники, адвентисты. Трудами еп. Симона (Ивановского) 1 янв. 1926 г. был основан епархиальный миссионерско-законоучительский комитет, открыты должности уездных миссионеров по благочиниям, было издано неск. антисектантских сочинений совр. авторов ( Перетрухин И. К. Руководство по обличению рационалистических сект штундо-баптизма и адвентизма. Варшава, 1924; Калинович П., прот. Письма миссионера. Пинск, 1938 и др.). С 1932 г. ежегодно в Почаевской лавре устраивались недельные законоучительские и миссионерские съезды представителей духовенства и мирян со всей митрополии. В 30-х гг. XX в. правосл. Волынский епархиальный миссионерский комитет распространял лит-ру об унии и о неоунии, И. К. Перетрухин читал лекции и проводил диспуты в наиболее проблемных приходах. В 1923-1926 гг. в Луцком и во Владимирском повятах усилилось движение за украинизацию церковной жизни, обусловленное, в частности, тем, что в 1922-1923 гг. были опубликованы большими тиражами переводы на укр. язык богослужебных книг, осуществленные Огиенко; кроме того, активизировались автокефалисты на территории Украинской ССР, их издания иногда попадали на Волынь. 30 мая - 2 июня 1923 г. в Кременце состоялся Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян, на котором председательствовали благочинный мон-рей К. е. архим. Поликарп (Сикорский) и прот. Никанор Абрамович. Последний выступил за украинизацию Кременецкой семинарии и за повсеместный переход к преподаванию в приходских школах на украинском языке, против чего возражал ректор Дерманского ДУ прот. Петр Кедров (см. Пахомий (Кедров) ). После дискуссий съезд высказался за параллельное преподавание в церковных школах на укр. и рус. языках. Съезд обратился к властям с просьбой о создании фак-та правосл. теологии при Варшавском ун-те, что вскоре было реализовано. 3 сент. 1924 г. Синод Польской Церкви принял решение о возможности использования в богослужении не только украинского, но и польск., белорус. и чеш. языков. 27 апр. 1925 г. при Синоде под рук. митр. Дионисия начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на укр. язык.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) епископ Малоярославский, викарий Калужской епархии; Феодор (Поздеевский) архиепископ (Данилов монастырь); Мелхиседек (Паевский) епископ Минский и Туровский; Николай (Добронравов) архиепископ Владимирский и Суздальский; Платон (Руднев) епископ Богородский, викарий Московской епархии; Валериан (Рудич) епископ Смоленский; Пахомий (Кедров) архиепископ Черниговский; Иоанн (Василевский) епископ Бронницкий; Варфоломей (Ремов) епископ Сергиевский; Алексий (Готовцев) епископ Серпуховский; Арсений (Жадановский) бывший епископ Серпуховский; Филипп (Гумилевский) епископ; Амвросий (Полянский) епископ Каменец-Подольский; Серафим (Самойлович) архиепископ Углический; Борис (Рукин) епископ Можайский, викарий Московской епархии; Парфений (Брянских) епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии; Павел (Кратиров) бывш. епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии, на покое; Митрофан (Поликарпов) епископ Бугумильский, викарий Казанской епархии; Стефан (Знамировский) епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии; Зиновий (Дроздов) архиепископ Тамбовский; Иринарх (Синеоков-Андреевский) епископ Якутский 14 . Сам факт одновременного (и, понятно, вынужденного) продолжительного нахождения такого количества правящих архиереев вне территории их епархий свидетельствует об отсутствии в этот период самых минимальных условий и хотя бы ограниченных возможностей для формальной деятельности церковного управления на местах, что значительно облегчало деятельность обновленцев в епархиях. Это обстоятельство необходимо учитывать в исследованиях изучаемого нами периода истории Русской Церкви. В начале сентября 1924 г. АРК разрабатывает новую политику в отношении Патриарха. 3 сентября Комиссия принимает следующее: “б) Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию. в) Поручить ему же начать подготовительную работу по соединению Тихона с Синодом (Евдокимом)” 15 . К этому моменту провал попытки внедрения Красницкого был уже очевиден. 9 сентября на публичном диспуте об этом заявил и сам Красницкий 16 .

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

Коваленко внес предложение о приглашении на заседание членов «Всеукраинской Церковной Рады» (ВЦР) - высшего органа УАПЦ - «для обмена мнениями по вопросу о взаимном примирении», однако большинство членов собрания высказалось за то, чтобы «послушать сначала обстоятельный доклад о появлении лжеиерархии, а затем уже высказать суждение по поводу сделанных предположений». Был заслушан доклад Н. Белгородского с изложением истории возникновения орг-ции Липковского, после чего делегаты обменялись мнениями о мерах по прекращению церковного раскола. Было решено создать комиссию из 5 представителей правосл. Церкви с приглашением и 5 представителей ВЦР для обсуждения вопроса о «прекращении раскола в Православной Украинской Церкви с целью представления о сем обстоятельного доклада Всеукраинскому Церковному Собору». В эту комиссию вошли епископы Николаевский сщмч. Прокопий (Титов ; впосл. архиепископ), Черниговский Пахомий (Кедров) и Белоцерковский Димитрий (Вербицкий ; впосл. архиепископ), а также профессора КДА Ф. И. Мищенко и прот. А. А. Глаголев . Кандидатами в комиссию были названы проф. прот. П. Я. Светлов и свящ. Коваленко. С докладом о «московских церковных событиях последнего времени» (т. е. об обновленческом расколе) на К. с. выступил епархиальный миссионер-проповедник Киевской епархии архим. Ермоген (Голубев ; впосл. архиепископ). После продолжительного обмена мнениями было сделано заявление о том, что Православная Церковь Украины не ведет контрреволюционной деятельности и всецело стоит «на почве декрета об отделении Церкви от государства», политической лояльности к существующей в СССР власти. Это было необходимо в связи с тем, что обновленцы обвиняли сторонников канонической Церкви в политической нелояльности. Делегаты также заявили, что не имеют никакого отношения к Карловацкому Собору 1921 г. Русской Православной Церкви за границей, принявшему политические декларации против советских властей. К. с. также отмежевалось и от руководящей в то время обновленчеством группы «Живая Церковь», заявив следующее: «Составляя автокефальную Украинскую Церковь и имея во главе Священный Собор епископов и Митрополита Михаила, мы стоим за оживление церковной жизни в смысле раскрытия внутреннего богатства нашего православия.

http://pravenc.ru/text/1684579.html

Необходимость этой смерти была Богу представлена и Им услышана. Согласия двух было достаточно, чтобы получить просимое. Так монах не покинул своего монастыря. Таков был глава и представитель соловецких узников в этот период. С 1923 по 1926 г. в Соловецком лагере пребывали следующие архиереи: Евгений Зернов, архиепископ Приамурский и Благовещенский. Иларион Троицкий , архиепископ, б. Верейский, викарий Московский. Серафим Мещеряков, архиепископ, б. Костромской. Прокопий Титов, архиепископ Херсонский. Иувеналий Масловский, архиепископ Курский. Пахомий Кедров, архиепископ Черниговский. Амвросий Полянский, епископ Подольский и Брацлавский. Гавриил Абалымов, епископ Осташковский, викарий Тверской. Глеб Покровский, епископ Михайловский, викарий Рязанский. Григорий Козырев, епископ Печерский, викарий Нижегородский. Захарий Лобов, епископ Нижне-Чирской, викарий Донской. Игнатий Садковский , епископ Белевский, викарий Тульский. Иоаким Благовидов, епископ Алатырский, викарий Симбирский. Киприан Соловьев, епископ Семипалатинский, викарий Омский. Мануил Лемишевский, епископ Лужский, викарий Петроградский. Митрофан Гринев, епископ Аксайский, викарий Донской. Нектарий Трезвинский, епископ Яранский, викарий Вятский. Павел Введенский, епископ Сердобский, викарий Симбирский. Платон Руднев, епископ Богородский, викарий Московский. Рафаил Гумилев, епископ Александровский, викарий Ставропольский. Софроний Сиарков, епископ Селенгинский, викарий Забайкальский. Софроний Арефьев, епископ Якутский. Серафим Протопопов, епископ Колпинский, викарий Петроградский. Из этих 24 епископов почти все (17) непосредственно принимали «Памятную записку». Некоторые же из них не находились поблизости соловецкого кремля, где она вырабатывалась, а были на работах в других местах острова, но, вероятно, знали об этой «Записке» и сказали свое мнение архиепископу Евгению. Осенью 1926 г. в Соловки прибыло еще много епископов, которые в этот список не входят. Из этого же списка только один человек (Мануил Лемишевский) находится в настоящее время на свободе и в составе епископата, возглавляемого патриархом Алексеем. Остальные все, и многие одинакового с ним возраста, из новой полосы арестов и расстрелов 1937 г. к свободе и жизни уже больше не вышли. Известна нам только судьба трех-четырех. Их нет в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010