Кирилл прибыл в Кишинев 5-го мая вечером. Для него и спутников его на станцию железной дороги были высланы две кареты. Он приехал прямо в часовню, где противуокружническое мнимое духовенство, которого собралось до пятнадцати попов, встретило его в полных облачениях и с пением, точно настоящего архиерея, а граждане-противуокружники, которых набралось до четырехсот человек, поднесли ему хлеб-соль. Здесь же его ожидали и посланные от Иова московские противуокружники, которым Кирилл оказал особое внимание. В это время Анастасий находился уже в Кишиневе. Он прибыл с диаконом и шестью попами, из которых особенно выделялся считающийся за начетчика поп Василий Иванов по прозванию Чижик из г. Крылова Херсонской губернии; было человек десять и мирских лиц, в том числе воронковский Иван Петров Овчинников, брат Пафнутия, бежавшего за границу. Анастасий со своими спутниками приехал в Кишинев без всякой торжественности, самым тихим образом, никто из раскольников не встретил его, мало этого – даже немногие из них решились дать приют Анастасию, напротив, все как истые противуокружники сторонились от него, видя в нем еретика. Кирилл вскоре же по приезде в Кишинев известил Анастасия и всех прибывших депутатов, что собор открыт будет утром следующего дня, 6-го мая. Местом для него назначено было обширное помещение, находящееся рядом с общественной моленной. Здесь заблаговременно поставлен был длинный стол и на случай справок было разложено на столе большое количество старопечатных книг. Кирилл явился на собор в 7 часов утра и занял первое место в верхнем конце стола по правую сторону, а с ним рядом разместились московские послы и противуокружнические попы; Анастасий сел против Кирилла с левой стороны стола, – здесь же заняли места поп Василий и прочие мнимоокружники. Все остальное пространство комнаты было занято народом, состоявшим исключительно из противуокружников. О том, что происходило у раскольников на их странном кишиневском соборе, мы имеем сведения, сообщенные одним из присутствовавших здесь старообрядцев, и, кроме того, «записку», составленную кем-то из противуокружников «по просьбе истинно верующих». Оба сказания имеют близкое сходство, а это может служить ручательством, что они верно передают происходившее на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Издание «Окружного послания» оказало косвенное влияние на переход в единоверие 23 июня 1865 г. неск. видных деятелей Б. и.: наместника Белокриницкой митрополии Браиловского еп. Онуфрия (Парусова), авторитетного полемиста согласия Коломенского еп. Пафнутия (Овчинникова) (вернулся в старообрядчество в 1882), архидиак. митрополии Филарета, священноинока Иоасафа и иеродиак. Мелхиседека. В подготовке этого события деятельное участие принимал Субботин, составивший от имени названных старообрядцев «объяснительные записки», к-рые в кон. марта 1865 г. были поданы Московскому митр. свт. Филарету (Дроздову). Присоединение старообрядцев через Миропомазание совершил московский викарий, Дмитровский еп. Леонид (Краснопевков) , сразу же после совершения Миропомазания новоприсоединенные единоверцы были пострижены в монашество. Спустя месяц в единоверие перешли протодиак. Кирил Семёнов и печально известный Сергий, еп. Тульский. В последующие годы этот список пополнился именами архимандритов Геронтия, Виталия и Варсонофия, еп. Иустина Тульчинского и др. Всего же к 1870 г. в единоверие перешло 21 духовное лицо из принадлежавших к Б. и. 17 авг. 1865 г. бывш. члены белокриницкого согласия были представлены Александру II, к-рый сочувственно отнесся к идее создания в Москве Никольского единоверческого мон-ря. При мон-ре с 1872 г. действовало миссионерское братство св. Петра митрополита, активными участниками к-рого были бывш. старообрядцы, перешедшие в единоверие,- Пафнутий (Овчинников), Филарет, Е. А. Антонов (один из главных сотрудников ж. «Братское слово», перешел в единоверие в 1877). Непосредственной причиной перехода в единоверие мн. видных деятелей Б. и., в первую очередь Пафнутия (Овчинникова), была полемика, к-рая развернулась в 1862-1863 гг. вокруг идей инока Павла Белокриницкого, изложенных им в «Уставе Белокриницкого монастыря» и «Церковной истории». В нач. 1862 г. к Пафнутию (Овчинникову) обратился С. Семёнов с просьбой подготовить к печати составленные им «Заметки о нужных церковных обстоятельствах», в работе над к-рыми автор широко использовал сочинения инока Павла.

http://pravenc.ru/text/77938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827, посад Воронок Стародубского у. Черниговской губ.- 23.02.1907, Белая Криница, Австрийская империя (ныне Черновицкой обл., Украина)), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии , публицист. Род. в семье купца 3-й гильдии, беглопоповца . В 19 лет поселился в келье при доме отца, занявшись помимо молитвенного правила изучением «старопечатных, уважаемых старообрядцами книг». В 1851 г. ушел за границу, ок. года жил в Молдавии, где познакомился с сочинениями инока Павла (Великодворского) , апологета Белокриницкой иерархии. Желая установить личное знакомство с ним, отправился в Белокриницкий мон-рь (см. в ст. Белая Криница ). Архимандритом мон-ря Аркадием (Ивановым) был пострижен в монашество, в 1853 г. Белокриницким митр. Кириллом (Тимофеевым) рукоположен во диакона, вскоре возведен в сан архидиакона. В 1855 г. переселился в Тисский мон-рь. В 1857 г. по приглашению Владимирского архиеп. Антония (Шутова), главы российских старообрядцев белокриницкого согласия, приехал в Москву. 20 сент. 1858 г. архиеп. Антонием совместно с Казанским и Вятским еп. Пафнутием (Шикиным) рукоположен во епископа. Специально для П. была учреждена Коломенская кафедра, т. к. предполагалось, что он станет помощником Московского архиепископа: П. должен был ездить по России и поставлять старообрядческих священников, «в Москве же не объявлять себя епископом и удаляться от службы, а ежели необходимость заставит, то служить без омофора (священническим чином.- В. Б.)». Поскольку Московская старообрядческая кафедра еще не была учреждена, для временного управления делами в Москву приехал представитель Белокриницкого митрополита Браиловский еп. Онуфрий (Парусов). П. получил от Онуфрия разрешение совершать богослужения в Москве «в омофоре, по-епископски», начал служить, говорить проповеди и вступил в борьбу с архиеп. Антонием за Московский престол (Переписка раскольнических деятелей. М., 1899. Т. 3. С. 199-201). В 1860 г. П. отправил архиеп. Антонию письмо, извещая, что слагает с себя сан. Письмо разбиралось 23 июня 1860 г. на заседании совета епископов (присутствовали помимо П. архиеп. Антоний, епископы Афанасий (Кулибин) Саратовский и Онуфрий), П. просил благословения удалиться в мон-рь. Ему разрешили поселиться в мон-ре без права на епископское служение. П. решение не признал. Ради примирения архиеп. Антоний отказался от присланной ему митр. Кирилом грамоты с благословением занять Московский престол. 7 июля на 2-м заседании совета П. отказался от Коломенской кафедры и просил разрешения уйти «на уединение»; благословение было дано.

http://pravenc.ru/text/2579818.html

игумен Филарет (Захарович) (1839–11.07.1901) игумен Филарет (Захарович) Казначей Никольского единоверческого монастыря, миссионер, сподвижник архимандрита Павла Прусского, идеолог перехода старообрядцев в единоверие, церковный писатель. Биография Родился в 1839 году в селе Климауцы близ Белой Криницы на Буковине (ныне жудец Сучава, Румыния), вблизи знаменитого старообрядческого центра в Белой Кринице. Был участником организации Белокриницкой старообрядческой иерархии. Несколько лет был архидиаконом, и секретарём-письмоводителем при Белокриницком митрополите Кирилле (Тимофееве), который с января 1849 года возглавил Белокриницкую старообрядческую иерархию. 23 июня 1865 года Филарет (Захарович) вместе с Онуфрием (Парусовым) епископом Браиловским, Пафнутием (Овчинниковым) епископом Коломенский, иеромонахом Иоасафом и иеродьяконом Мельхиседеком, в Московском Троицком единоверческом храме, епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым), викарием Московской епархии были присоединены к Православной Церкви на правах единоверия. Сразу же после совершения Миропомазания новоприсоединенные единоверцы были пострижены в монашество. А 21 июля 1865 года ещё присоединились к Православной Церкви на правах единоверия бывший неокружнический епископ Тульский Сергий и архидиакон Кирилл (Загадаев). В 1867 году к ним примкнули ещё епископ Тульчинский Иустин и иеродьякон Феодосий. Поначалу все новоприсоединённое братство жило в отдельном флигеле Чудова (кафедрального) монастыря, куда они вселились с благословения митрополита Московского Филарета ещё до присоединения к Православной Церкви. Этот переход из старообрядчества в Православную Церковь стал одной из главных причин создания в Москве Никольского единоверческого монастыря. После того как в 1868 году настоятелем Никольского единоверческого монастыря был избран священноинок Павел (Леднев), а Филарет (Захарович) стал исполнял должность казначея Никольского единоверческого монастыря. Во многих миссионерских делах отец Филарет помогал настоятелю отцу Павлу (Ледневу), а порой и успешно заменял отсутствовавшего настоятеля. Сподвигаемый отцом Павлом, игумен Филарет стал церковным писателем — сочинил и издал несколько противораскольнических сочинений. По сторонним отзывам, как писатель, отец Филарет был самым способным, образованным и трудолюбивым из всех обратившихся из раскола в 1865—1867 годах членов белокриницкой иерархии. Архимандрит Павел (Леднев) желал, чтобы по его кончине игумен Филарет был избран настоятелем монастыря, но в 1895 году (год кончины о. Павла) по старости и болезни игумен Филарет уже не мог управлять монастырём. Скончался игумен Филарет мирно 11 июля 1901 года и был похоронен на Братском кладбище Никольского единоверческого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

При о. Павле Свято-Троицкий монастырь пережил свой расцвет, были построены несколько новых зданий, основана библиотека. Иноки монастыря воспитывали и обучали церковной грамоте детей, нередко даже присылаемых из России. Занявшись устроением обители, о. Павел не прерывал своих исследований старообрядческих учений и, «испытуя писания», он всеми своими мыслями и выводами откровенно делился с братией. Сомнения в правильности федосеевского учения, по мере изучения им святоотеческих творений, все более и более усиливались. Сначала о. Павел пришел к выводу о ложности федосеевского учения о безбрачии и стал допускать на моление брачных старообрядцев. Но самый главный вопрос волновавший о. Павла многие годы – это вопрос о Таинствах Церкви, и в первую очередь о причастии Тела и Крови Господней, которое у старообрядцев-беспоповцев, не имеющих священства, отсутствует. В итоге углубленного изучения святоотеческих книг о. Павел пришел к осознанию, что Церковь Христова во всей своей полноте – с церковной иерархией и с Таинствами, данными Иисусом Христом, не может быть «одолена вратами адскими» – т.е. не может прекратить своего существования. И для о. Павла оставался только один вопрос: где сохранилась истинная Церковь Христова? По уговору с братией монастыря, с 1861 года о. Павел положил обязательное чтение особой молитвы о том, чтобы Бог вразумил братию и открыл ей – где Его истинная Святая Церковь . Со временем о. Павел окончательно убедился в правоте Православной Церкви и, «что истинная Церковь , “сияющая во Вселенной” и никакими Соборами не осужденная – только одна – Церковь греко-российская». И в 1867 году уехав из Пруссии, он обратился к Московскому святителю Филарету (Дроздову) , выразив желание присоединиться к Святой Церкви. 25 февраля 1868 года, в воскресенье второй недели Великого поста, было совершено торжественное присоединение Павла (Леднева) к Православной Церкви епископом Леонидом (Краснопевковым) , викарием Московской епархии. После этого он поселился во вновь открытом Никольском единоверческом монастыре в Москве, где уже жили ранее его присоединившиеся к Православной Церкви члены Белокринницкой (Австрийской) иерархии (бывшие епископы Онуфрий (Парусов), Пафнутий (Овчинников), Сергий, Филарет, Мельхиседек и др.). С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия. 15 декабря 1868 года о. Павел был рукоположен в священный сан иеромонаха и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря. В 1880 году о. Павел, за свои миссионерские труды, был почтен возведением в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Он рисует портреты репрессированных по всему городу, а жители их уничтожают Калужская ФСБ дает художнику Владимиру Овчинникову фотографии репрессированных, а он потом рисует их на заборах и стенах домов. Одна женщина так узнала своего деда. Сколько ни езди по городу Боровску Калужской области, будешь снова и снова проезжать мимо торгового центра «Коробейник», мимо общежития семейного типа, торжественного Благовещенского собора и пустой детской площадки около трассы… Боровск был бы обычным провинциальным городком, если бы не картины на стенах домов, которые уже многие годы пишет Владимир Овчинников, боровский художник, сопровождая их стихами своей жены, Эльвиры Частиковой. Пишет он их просто так, бесплатно. Взялся за кисть в последние два десятилетия после выхода на пенсию. Сейчас ему 79, он часто создает свои огромные работы под открытым небом в одиночку. Делает эскиз, делит его на части, расчерчивает стену и воспроизводит на ней фрагменты. Благодаря Владимиру Александровичу старинный город, мало изменившийся за последние столетия, в буквальном смысле заиграл новыми красками, приобрел новые точки притяжения: если раньше сюда ехали посмотреть древний Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, то теперь едут специально «на картинки» Владимира Овчинникова. В город поехали телевизионщики. Стены из досок объявлений и инструмента самовыражения подростков превратились в произведения искусства. Живет Владимир Александрович в большом старом доме с участком. На участке огороды, постройки, огромные зацементированные отпечатки листьев — тоже творчество Овчинникова. Окно в гостиной Владимира Александровича – во всю стену, эдакий гигантский телевизор на улицу. У такого «телевизора» (на раме, как это часто бывает в деревенских домах, боковое зеркало, чтобы можно было, не высовываясь, увидеть, что происходит с другой стороны) можно сидеть часами и смотреть, как вниз, к реке спускаются домики и огороды, как идут люди по пешеходному мосту, как на противоположном берегу поднимаются храмы и центр Боровска. У окна буйство комнатной зелени, а по стенам висят работы художника, где часто повторяется одно и то же красивое женское лицо в обрамлении золотых волос.

http://pravmir.ru/arhipelag-gulag-odnogo...

Если церковно-строительное дело по Полоцкой епархии будет продолжаться таким образом и на будущее время, то немалое еще число церквей придется запечатать и прекратить в них Богослужение, к великому прискорбию Епархиального Начальства и к явному ущербу духовных интересов православных поселян. Но принимая во внимание, с одной стороны, освобождение Витебской губернии от зависимости Виленской Администрации, а с другой – благорасположение к Православной церкви, усматриваемое в новом Начальнике губернии г. Ростовцеве, можно с уверенностию ожидать большей поспешности и больших успехов в деле постройки и исправления церквей по вверенной мне епархии». 233 Щербов Вл. Ив., впослед. настоят. Динабургск. соб., на 55 г. ск. 3 ав. 1887, см. Полоц. вед. 17. 237 Иаков. (Кротков) в послед.­ еп. Муромский, ск. на 74 г. в 1885 г. 1 декабр. см. II т. хрон. стр. 696 и пр. 1 и III т., стр. 176 пр. 6. 240 Юркевич, бывший смотрит. Полоцк.д. училища, ск. в г. Одессе настоятелем Кладбищен. церкви в 1897 г. 243 Александр (Кульчицкий) инсп. сем. с 1866 г.–1871 г., с 1881 г. – Настоят. церкви в Риме, с 1877 г. – еп. Туркестанский; с 1883 г. – Костромской ск. дек. 16 ч. 1888 г. См. Русск. Паломн. 1889 г. 4. 245 Макарий (Нулгаков) с 1868 г. арх­-еп. Литовск., с 1879 г. митр. Москов., ск. 9 июня 1882 года. 248 Подробнее о сем см. в брошюре: «Торжество освящения Кафедрального Николаевского Собора в г. Витебске, – Витебск, 1872 г. стр. 4 и след. 253 200 экземпл. книги, изданной г. Аласиным на свой счет под заглавифм: «Воспоминания и беседы инока Павла Прусского о глаголемом старообрядстве. М. 1868 г. ср. выше, стр. 106, пр. 4. 254 Об учреждении Братства и о препятствиях в учреждении см. Братск. Сл. за 1896 г. т. I стр. 655 и след., 709 и сл. 257 Терновский П. М. прот., докт. истории ск. в 1874 г. См. письма М. Ф. к Высоч. Особ. стр. 209 пр. 2. 261 Пафнутий (Овчинников Поликар. Петров) с 1858 г. лжеепископ Коломфнский, личность замечательная в расколе; в 1882 г. Пафнутий опять ушел в раскол см. очер. Австрийского священства, священник. С. М. Маркова стр. 40–45, 92–96 и стр. 16-ю отчета Братства за 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

278 «… Наш современник, протоиерей Михаил Овчинников, попавший в жестокую автокатастрофу, не оставляющих ему никаких шансов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив в это труднейшее время несколько клинических смертей, пройдя через нестерпимые муки, чудом Божиим возвращенный из небытия, отец Михаил нашел в себе в себе силы написать обо всем происшедшим с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью… Из истории Православия известно немало подобных случаев. Но эта книга уникальна тем, что отец Михаил, лично переживший умирание и возвращение к жизни, свидетельствует о своем посмертном опыте не только как пациент, но и как пастырь» (протоиерей Овчинников М.) (234: 2) 279 В общем виде методы реаниматологии можно представить как контроль и приведение существенных (жизненно важных) параметров тела в область определенных (жизненных) значений. 280 «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 2–4 ). 282 Как отмечает священник Вадим Леонов в докладе «Вселенские Соборы православной Церкви о человеческой природе Спасителя» на богословской конференции в Православном Свято – Тихоновском богословском институте: «…ни один Вселенский собор Православной Церкви не ставил в центре своего соборного рассмотрения вопросы о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Они освещалась в контексте иных богословских тем. Однако можно определенно утверждать, что каждый из семи Вселенских соборов приоткрыл перед нами нечто весьма важное в отношении человеческой природы Спасителя» (235). 283 «В последние годы часто спорят вокруг решения следующей проблемы: какая человеческая природа была воспринята Богом Словом – до грехопадения или после?» (иеромонах Симеон (Гаврильчик) (129: 110).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

196 « Клиническая смерть , терминальное состояние (пограничное между жизнью и смертью), при котором отсутствуют видимые признаки жизни (сердечная деятельность, дыхание), угасают функции центральной нервной системы, но – в отличие от биологической смерти, при которой восстановление жизненных функций невозможно, – сохраняются обменные процессы в тканях. Длится несколько минут» (183. См. термин «клиническая смерть»). 197 Следует отметить, что тело потеряло не способность чувственных восприятий (поскольку чувствует не тело, а душа), а способность содействовать появлению этих восприятий у души. 198 О приведенном в указанном рассказе «посмертном» опыте иеромонах Серафим (Роуз) говорит: «Эта маленькая книга может быть использована как контрольный случай, по которому можно судить о новых случаях (временного разъединения души и тела – П. Д.). Она была одобрена как не содержащая ничего противного православному учению о загробной жизни одним из ведущих православных писателей-миссионеров начала века, архиепископом Никоном Вологодским» (60: 18). 199 «…Наш современник, протоиерей Михаил Овчинников, попавший в жестокую автокатастрофу, не оставляющих ему никаких шансов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив в это труднейшее время несколько клинических смертей, пройдя через нестерпимые муки, чудом Божиим возвращенный из небытия, отец Михаил нашел в себе в себе силы написать обо всем происшедшим с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью… Из истории Православия известно немало подобных случаев. Но эта книга уникальна тем, что отец Михаил, лично переживший умирание и возвращение к жизни, свидетельствует о своем посмертном опыте не только как пациент, но и как пастырь» (152: 2) 200 В общем виде методы реаниматологии можно представить как контроль и приведение существенных (жизненно важных) параметров тела в область определенных (жизненных) значений. 201 «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Аня 21 августа 2017, 19:38 Это неправда,что общение с согрешившим оскверняет,нет такого.Кто грешит того и грех.Исповедаться в чужих грехах не нужно.Прощать за измену можно, и это не грех если простишь.Люди слабы, Господь сказал надо прощать бесконечно. Виталий 21 августа 2017, 17:26 " Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе " Речь про того, кто в данный момент времени является блудником, а в глаза врет А никак не про того, кто когда-то что-то ... Это вообще про другое - фактически про предательство А Христос всем сказал раз и навсегда " ..иди и больше не греши.. " " Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть " Сказано про брак, а не про совокупление А все вот эти ковыряния про мытарства, постановления, высказывания, мелочи, детали и все вот это - я извиняюсь, это не к Ветхому Завету ли? Но однако мы не евреи, не иудеи - к чему нам это? Прот. Олег Стеняев 21 августа 2017, 14:59 Речь идет не о том, что грех одного, вменяется во грех другому. Но о том, что общение с согрешившим оскверняет. Читаем: " ... гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью " (Иуд.1:23); и еще: " Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе " (1Кор.5:11). Жена по канонам, может простить мужа, муж-же не может, в подобном случае простить жену (Василий Великий). Екатерина 21 августа 2017, 14:24 Поддерживаю Наталью - объясните, пожалуйста, каноничность этого взгляда.Впервые слышу. И, пожалуйста, процитируйте кого-то из святых отцов, который тоже сказал бы, что муж/жена не знавшие об измене, виновны. А если жена/муж изменил, а вторая половина проявила высокую христианскую добродетель - прощение - она неправильно поступает? Ольга 21 августа 2017, 12:42 Статья перекликается с актуальной – как оказалось - для многих темой, поднятой прот. А. Овчинниковым. После статьи еще больше утверждаешься в мысли: замуж лучше не выходить, т.к. риск измены мужа – такая уж у мужчин «любвеобильная» природа - огромен, а этот грех, как следует из написанного, ложится и на плечи жены. Лучше уж быть одной и отвечать лишь за свои грехи – не так обидно.)

http://pravoslavie.ru/105838.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010