В своем месте мы кратко упомянули уже о совершившемся в 1865 году присоединении к православию целого, небольшого впрочем, общества старообрядцев – членов белокриницкой иерархии и о том значении, какое имело это событие и какое придавал ему м. Филарет в отношении к развитию миссионерского противораскольнического дела. В настоящем случае мы намерены подробнее остановиться на этом замечательном в истории единоверия событии и отметить то участие, которое принадлежит в нем Московскому святителю. Во главе упомянутого общества, пришедшего, путем теоретических рассмотрений основных принципов австрийской иерархии и путем практических наблюдений за последними неприглядными событиями в поповщинском расколе, к мысли порвать всякие связи с расколом и обратиться к православию, – во глав этого общества стоял умный и энергичный епископ Коломенский Пафнутий. Вокруг него сгруппировались некоторые другие члены австрийского священства. Тот умственный процесс, посредством которого Пафнутий пришел к убеждению в несостоятельности раскола, – процесс долгий и мучительный, касался самых основ, на которых раскольники, выражаясь его же словами, «мечтали» утвердить свою церковь и новоявленную иерархию. Этою основою была пресловутая теория известного учредителя белокриницкой иерархии, инока Павла, о возможности временного прекращения, богоучрежденной иерархии в церкви Христовой по примеру церкви ветхозаветной, когда последняя, в течении целых 70 лет, пребывала якобы без архиерея и жертвы. Означенная теория имела громадное значение для поповщинского раскола. Она примирила старообрядцев с новоявленною иерархией и совершенно успокоила их недоумения, каким образом наполнить или как объяснить тот двухвековой пробел, который отделяет времена патриарха Иосифа от времен митрополита Амвросия, и как может пасть богоучрежденная иерархия и снова быть восстановлена. Новостью этой теории и ее кажущеюся основательностью был «совершенно увлечен» и Пафнутий, в то время еще Поликарп Петров Овчинников. Она рассеяла все его сомнения относительно новой иерархии, – и сомнения, за разрешением которых он нарочито прибыл к Павлу в Белокриницкий монастырь, и вполне примирила его с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1010 См. брошюру: „Чешское торжество православия. К тридцатилетию воссоединения с православной церковью первой группы чехов (1 окт. 1870 – 1 окт. 1900)“. Издание Воскресенской миссионерской обители. Петроград. 1991 г. 1013 Сочинение „О св. Димитрии Ростовском “ писано было Василием Нечаевым (ныне преосв. Виссарион еписк. Костромской) и сильно переделано А. В. Горским, рассуждение Руднева тоже правлено А. В-чем, но значительно меньше. Таким образом все три указанные выдающиеся произведения принадлежат нашей академии. 1015 Многочисленные как прямые, так и косвенные примеры этого даёт кн. проф. С. С. Глаголева „Сверхъестественное откровение и естеств. Богопознание“. Харьков. 1900. 1016 Полиглотта – (греч. πολ – много и γλττα – язык) – название сочинения на нескольких языках, дающего то же самое содержание (особенно в применении к изданиям Священного Писания) в двух, трёх или более переводах (наиболее полные включали тексты на 10–12 языках), с приложением основного текста. – прим. эл. ред. 1018 Юркевич, бывший смотрит. Полоцк. д. училища, ск. в г. Одессе настоятелем Кладбищен. церкви в 1897 г. 1021 Александр (Кульчицкий) инсп. сем. с 1866 г.–1871 г., с 1881 г. – Настоят. церкви в Риме, с 1877 г. – еп. Туркестанский; с 1883 г. – Костромской ск. дек. 16 ч. 1888 г. См. Русск. Паломн. 1889 г. 4. 1023 Макарий (Нулгаков) с 1868 г. арх-еп. Литовск., с 1879 г. митр. Москов., ск. 9 июня 1882 года. 1026 Подробнее о сём см. в брошюре: „Торжество освящения Кафедрального Николаевского Собора в г. Витебске, – Витебск, 1872 г. стр. 4 и след. 1032 Об учреждении Братства и о препятствиях в учреждении см. Братск. Сл. за 1896 г. т. I стр. 655 и след., 709 и сл. 1035 Терновский П. М. прот., докт. истории ск. в 1874 г. См. письма М. Ф. к Высоч. Особ. стр. 209 пр. 2. 1039 Пафнутий (Овчинников Поликар. Петров.) с 1858 г. лже-епископ Коломенский, личность замечательная в расколе; в 1882 г. Пафнутий опять ушёл в раскол см. очер. Австрийского священства, священник. С. М. Маркова стр. 40–45. 92–96 и стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь) ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) КАБАНОВ Иларион Георгиевич (окт. 1819 - 1882), апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии, автор «Окружного послания» КОНОН (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798 - 21.01.1884), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию МЕЛЕТИЙ (Картушин Михаил Поликарпович; 1859-1934), старообрядческий архиеп. Московский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) МИХАИЛ (Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874 - 1916), писатель, публицист, еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) НИКОДИМ (Латышев Никита Тимофеевич; 1916-1986), архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ПАВЕЛ (Великодворский Петр Васильевич; 1808-1854), инок, деятель согласия старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ПАВЕЛ (Машинин Пантелеимон Кузьмич; 1905-1980), архиеп. Новозыбковский, глава беглопоповцев (с 2002 Русская древлеправославная церковь (РДЦ)) ПАНСОФИЙ (Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881-1937), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827-1907), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии, публицист ПАФНУТИЙ (Шикин Патап Максимович; 1815-1890), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии, публицист

http://pravenc.ru/rubrics/133894.html

Кандидатом в патриарха московского, с именем Иосифа, был избран им казак Яков Бреднев. При этом лжеепископа уральского Виталия, – прежде им рукоположенного. – Софроний предполагал поставить в митрополита новгородского, а себя возвести в звание митрополита казанского. 16 янв. 1854 г. Софроний и привел в исполнение свою затею. Но этот поступок был уже настолько противозаконен, что старообрядцы положительно отшатнулись от него. Антоний же издал на него окружное послание, которое имело полный успех. Софроний должен был принести повинную. Самочинные степени все были уничтожены. Софроний оставлен в епископском звании без епархии. Но когда узнал об этом Кирилл, то низверг его и из епископского сана. Кроме Софрония, поставленного Кириллом, Виталия и Антония, в России год от году стали появляться новые архиереи. Еще в 1853 г. Кириллом же был поставлен архиерей для раскольников стародубских, названный новозыбковским. Это был Спиридоний, человек малоизвестный; чрез два года его сменил Конон, родом с Дона, проживавший в стародубском посаде Лужки. Он держался беспоповщинских убеждений в учении об антихристе и, как оказалось впоследствии, сомневался даже в самой законности белокриницкой иерархии, так как Амвросий перешел в старообрядство за деньги. В 1858 г. он был арестован и заключен в Суздальский монастырь, где и содержался 22 года. По освобождении из заточения, в 1881 году, чрез три года он умер (1884). В 1855 году была открыта епархия саратовская, на которую был поставлен епископом мещанин г. Хвалынска Афанасий, человек строгих раскольнических убеждений. В 1856 году были открыты епархии пермская и казанская. Для первой поставлен был Геннадий, бывший вместе с Кононом в числе суздальских заточников и, по освобождении, проживавший в Харькове. Важнее был епископ казанский Пафнутий (Шикин), считавшийся человеком рассудительным, спокойного характера. По своему влиянию это был один из редких лжеепископов. В 1857 г. была открыта епархия кавказская, в 59-м – балтская. Годом раньше открыта была епископия коломенская, – нечто в роде викариатства Антония. Коломенским епископом был поставлен житель стародубского посада Воронка Пафнутий (Овчинников), – человек очень молодой, но бойкий, самолюбивый, отличавшийся значительным красноречием. Он был ближайшим помощником Антонию. Дальнейшая его судьба замечательна тем, что он обратился к православной церкви, несколько лет жил в Москве, в Чудовом монастыре, вел в кремле с раскольниками беседы, но в 1882 г., по побуждениям самолюбия, снова ушел в раскол. Таким образом, в течение 12 лет австрийское священство утвердилось и значительно распространилось между русскими поповцами. В это время было открыто десять епархий; лжеепископы поставили очень много священников, так что в одной Москве в 50-х годах насчитывали до 20-ти попов. Старообрядцы были довольны новым священством потому особенно, что теперь не стало уже затруднений в совершении треб, какие происходили вследствие оскудения священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Приезду Спиридония в митрополии были рады, ибо очень желали покончить неприятное дело об нем без особой огласки, так сказать, келейным образом, – даже готовы были оказать ему всякое снисхождение, лишь бы он остался на жительство в Белокриницком монастыре. Павел, очевидно, сознавал, что и сам отчасти виноват в этом деле, так неосмотрительно и поспешно поддавшись обману. С Спиридонием, действительно, поступили весьма снисходительно: после „выговора“, ему было объявлено „лично от верховного святителя запрещение от всякого священнодействия“ и затем он определен в число белокриницкого монастырского братства, при чем еще оказали ему особое почтение, дозволили стоять выше всех иноков и схимников. Итак, позорное для новой старообрядческой иерархии дело Спиридония постарались в митрополии уладить мирным образом, оказав снисхождение виновному и даже некоторый почет. Но сам Спиридоний остался недоволен таким келейным решением его дела, – находил это решение и не снисходительным и не справедливым. Он явился в митрополию совсем не за тем, чтобы остаться там на жительство в звании простого инока, хотя бы и первым между иноками, а рассчитывал оправдаться в своих винах в сохранить за собою епископское звание и епископскую власть. В этих расчетах он настоятельно потребовал, чтобы произвели над ним суд по форме, на основании церковных канонов, – „неотступно стужал святителям – сделать ему законное решение“. Тогда было приступлено к соборному рассмотрению его дела уже со всею строгостию, какой он не ожидал. Глава 14 Дело Спиридония: суд над ним; объявление судебного приговора.– Последняя судьба Спиридония. Рассмотрение дела о Спиридонии происходило на двух „собраниях святительского суда“, 17 и 27 июля, под председательством Кирилла. На них присутствовали: наместник Онуфрий, архимандрит Аркадий, два священноинока Савва и Илия, два приходские священника – соколинский Сисой и климоуцкий Семен, незадолго перед тем произведенный в этот сан на место умершего Захарии 467 , два иеродиакона – Иосиф и Пафнутий, за три месяца перед тем рукоположенный из молодых иноков, тот самый Пафнутий Овчинников, который впоследствии, сделавшись епископом коломенским, занял очень видное положение в старообрядчестве и получил большую известность в истории австрийского священства 468 ; из лиц не „священных“ присутствовали на суде только казначей инок Дорофей и сам „депутат“ инок Павел 469 . Он подробно описал происходившие на „собрании“ допросы Спиридония и его ответы, хотя, по всей вероятности, не совершенно так, как они происходили в действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В кон. 1861 г. в Россию прибыл наместник Белокриницкой митрополии еп. Онуфрий (Парусов). Митр. Кирил поручил ему обустроить дела российских старообрядцев белокриницкого согласия, и прежде всего возвести архиерея на Московский престол, а также учредить в Москве Духовный совет. 20 янв. 1862 г. было принято «Соборное постановление для будущего руководства учрежденного Духовного совета». Новые «Правила к руководству Московского Духовного совета» были утверждены 18 февр. 1863 г. В тот же день собор российских епископов под председательством митр. Кирила, приехавшего в Москву в нач. месяца, вновь вручил архиеп. Антонию управление церковно-иерархическими делами в России. 2 июля того же года Антония избрали на Московский престол с титулом «архиепископ Московский и Владимирский», и ему было поручено управление российской старообрядческой Церковью при участии Духовного совета под его председательством. 9 июля 1863 г. были избраны и члены Духовного совета: еп. Пафнутий Казанский, иереи Петр Федорович, Павел Козьмич, Максим Семенович. «Окружное послание» В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. среди старообрядцев, в т. ч. приемлющих Б. и., широко распространились эсхатологические ожидания. В 1860 г. должен был наступить конец света по пророчеству принадлежавшего к белокриницкому согласию Кашина из посада Лужки Черниговской губ.; в Саратовской губ. о близящемся конце света говорил некий инок Антоний; старообрядческий свящ. Григорий Козин из посада Добрянки Черниговской губ. до своего рукоположения «облачался в смертные одежды» в ожидании Второго пришествия Христа (ОРРК БАН. Ф. 75. 99. Л. 37об.- 38). Среди членов белокриницкого согласия также распространялись близкие к беспоповским представления о духовном антихристе. Жившие по берегам р. Гуслицы (Богородский у. Московской губ.) бывш. члены лужковского согласия , принявшие Б. и., полагали, что после богослужебной реформы XVII в. наступило царство антихриста, печатью к-рого является, по их мнению, троеперстие. Нек-рые из них считали Илией и Енохом Аввакума, Лазаря, Никиту и «Соловецкия обители страдальцев» (ОР РГБ.Ф. 247. 397. Л. 24-24об.; 389). Др. уподобляли этим пророкам Свящ. Писание, попранное, по их мнению, реформой Патриарха Никона (ОР РГБ. Ф. 247. 389. Л. 52-52об., 397. Л. 28об.- 29об.). Для опровержения этих представлений И. Г. Кабанов (Ксенос) написал соч. «О пророках Илии и Енохе» (ОР РГБ. Ф. 247. 397), а еп. Пафнутий (Овчинников) - «Ответы на вопросы лужковцев» (1858 г.; ОР РГБ. Ф. 247. 389; ОРРК БАН. Ф. 75. 92). (Есть сведения, что инок Павел Белокриницкий на эту тему создал несохранившуюся «Книгу об антихристе».)

http://pravenc.ru/text/77938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса ПАРКЕР Мэтью (1504-1575), английский церковный деятель; архиепископ Кентерберийский (1559-1575), родоначальник англикан. епископской иерархии ПАРМЕН (I в.), апостол от 70 (пам. 28 июля и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов, избранных апостолами для служения за трапезами, чтобы урегулировать конфликт между христианами из язычников и обращенными из евреев (Деян 6. 1-6) ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 1717-1795), еп. Смоленский и Дорогобужский ПАССАРИОН († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви «PASTOR AETERNUS» догматическая конституция Ватиканского I Собора об ординарном юрисдикционном первенстве и о наивысшем учительном авторитете папы Римского по вопросам веры и морали во Вселенской Церкви ПАТРИАРХ титул предстоятеля автокефальной Церкви; употребляется также в инославных Церквах - восточных (нехалкидонских), Римско-католической и нек-рых протестантских; иногда используется в сектантских общинах и непризнанных схизматических образованиях ПАТРИАРХИЯ Патриархия, совокупность постоянно действующих органов высшего управления автокефальной Поместной Церкви, возглавляемой первым епископом с титулом Патриарха ПАТРИАРШЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. обитель в честь Схождения Св. Духа на апостолов (Св. Троицы) Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827-1907), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии, публицист ПАФНУТИЙ (Шикин Патап Максимович; 1815-1890), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии, публицист ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_192.htm...

у) «Церковные Ведомости» за 1901 г. 3, стр. 99, из ответов старообр. еп. Пафнутия Овчинникова Андрею Шептицкому: «В православной церкви, учение которой содержат и белокриницкие старообрядцы, не может быть речи о непогрешимости отдельного лица, как бы высоко ни было его положение в церкви... и вообще... мы, белокриницкие старообрядцы, содержим в полной неприкосновенности те же догматы , что и Российская церковь , и догматика митр. Макария – это настольная книга догматов в Российской церкви, служит догматическим руководством и для нас». – стр. 98: «Так как беседа велась Пафнутием в присутствии митрополита и по уполномочию от него, то понятно, что на ответы Пафнутия следует смотреть не как на личные мнения его, а как на вероучение всей белокриницкой религиозной общины». Возражения о православии греч. церкви 1) Кормчая л. 15 и 26 (прежн. изд.) – Слова патр. Иеремии, что Константинополь агарянскими внуцы обладаем, а благочестие в российском царстве; патр. Феофан свидетельствует, что на востоке велие запустение святым церквам (у Бороздина «протопоп Аввакум» стр. 24–25). Разбор: Оба патриарха свидетельствуют, что на востоке православные христиане терпят большое стеснение, но о повреждении веры здесь ничего не говорится, а напротив свидетельствуется: «зрех на востоце и на полудни святым Божиим церквам запустение и православным христианам святаго греческаго закона великое насилие и погубление». На 26 л. об. читаем слова патр. Феофана Иерусал.: «Не мала же скорбь обдержание тамо сущих христиан от слуха неблагодарна, яко святое оно царствие российское от окрестных стран многую беду и тесноту подъемлет о нем же утверждении и исправлении богоноснии тамо пребывающии отцы всенощная моления, и непрестанныя молитвы ко всемогущему Богу возсылаху, и сего ради изволися святым и Богоносным отцем во св. граде Иерусалиме, и в Палестине пребывающим, послати мене брата и сослужебника своего, яко да узрю пресветлаго царя в велицей Русии благочестием сияюща... Наипаче же церковных ради вещей и оскудения, во еже податися святому гробу Господа нашего Иисуса Христа, и служащим тамо отцем, тем же с радостию пути яхся... многи же беды на пути постигоша мя от окаянных агарянских от род... ( л. 27 ) обаче человеколюбивый Бог подавый ревность святым и богоносным отцем пославшим мене на сие истое, сподоби мя достигнути царствующаго града Москвы... ( л. 34 ) мы не достойнии, аще Бог восхощет, не точию во святем российском вашем царствии обще со всеми священными отцы, но и во странах наших, егда сподобит мя Бог достигнути со всеми вселенскими патриархи и митрополиты и архиепископы и епископы и со всеми тамо пребывающими, но и паче же у живоноснаго гроба Господа нашего Иисуса Христа... должни есми непрестанныя молитвы возсылати ко всемогущему Богу, яко да сохранит Бог святую нашу православную Веру святаго греческаго закона» ( л. 34 об. ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Пафнутием (Овчинниковым) , из-за чего состоялся соборный суд над А., оправдавший его. В июле 1862 г. А. вместе с 4 старообрядческими епископами подписал Окружное послание , критиковавшее учение беспоповцев и содержавшее главу «О верованиях и заблуждениях новообрядческой Церкви», в к-рой говорилось о возможности соединения старообрядцев с РПЦ при условии возвращения последней к дониконовским обрядам. Послание вызвало разделение старообрядцев на окружников и неокружников (соответственно принявших и непринявших послание). Для ликвидации разделения Белокриницкий митр. Кирилл 24 февр. 1863 г. отменил Окружное послание, под актом, уничтожавшим послание, подписался также А. Несмотря на это, у митр. Кирилла сохранилось убеждение в том, что А. изменил старообрядчеству и готов к соглашению с «никонианами», следствием чего стало поставление в Соколинцах (Австрия) др. архиепископа Московского и всея России - неокружника Антония (Климова), к-рый, обосновавшись в подмосковных Гуслицах, безуспешно боролся против А. до своей смерти в 1870 г. А.- первый старообрядческий архиерей, погребенный на Рогожском кладбище. Благодаря Уральскому еп. Арсению (Швецову) , бывшему более 15 лет письмоводителем у А., влияние личности А. сказалось на становлении многих видных деятелей Белокриницкого согласия: Ф. Е. Мельникова , митр. Иннокентия (Усова) , архиеп. Иосифа (Моржакова) . Б-ка, собранная А., насчитывала до 1000 томов, среди к-рых было более 240 рукописей (кон. XIV - 70-х гг. XIX в.) и гектографических изданий. По завещанию А. его собрание в 1881 г. поступило в б-ку Рогожского кладбища, национализированную в 1918 г. В наст. время рукописное собрание из б-ки А. составляет фонд 247 РГБ. Арх.: РГБ. Ф. 246, 247. Лит.: Субботин Н. История так называемого Австрийского, или Белокриницкого, священства. М., 1899; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1899; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого архиеп. Московского и Владимирского. М., 1995; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 31-32. А. Езеров, Д. Н. Канаев Рубрики: Ключевые слова: «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии

http://pravenc.ru/text/116034.html

Схимник. Благовещенский Керженский единоверческий мон-рь. Фотография М. П. Дмитриева. 1897 г. В 60-х гг. XIX в. к Е. присоединились видные деятели Белокриницкой иерархии: еп. Браиловский, наместник Белокриницкой митрополии Онуфрий (Парусов) , еп. Коломенский Пафнутий (Овчинников) , впосл. вернувшийся в старообрядчество, священноинок Белокриницкого мон-ря Иоасаф, архидиак. Филарет, иеродиак. Мелхиседек. Вскоре их примеру последовали Сергий, бывш. еп. Тульский, и протодиак. Кирилл, затем Иустин, еп. Тульчинский, архим. Викентий, священноинок Козьма и иеродиак. Феодосий. В 1868 г. к Е. присоединился видный деятель федосеевского согласия инок Павел Прусский (Леднев), ставший настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, деятельным и авторитетным проповедником. В царствование Николая I к Е. присоединилось до 200 тыс. старообрядцев, в 1851 г. насчитывалось 179 единоверческих церквей. Однако зачастую вынужденный характер присоединения стал причиной возвращения многих из Е. в старообрядчество в либеральное царствование Александра II Николаевича . Высокий единоверческий мон-рь в Нижегородской епархии. Гравюра. 1834 г. (ГИМ) Высокий единоверческий мон-рь в Нижегородской епархии. Гравюра. 1834 г. (ГИМ) Во 2-й пол. XIX в. единоверцы обращались в Синод с рядом ходатайств, не только предлагавших изменение отдельных пунктов правил 1800 г., но и коренной пересмотр отношения правительства к старообрядчеству и Е. В 1864 г. был составлен проект переустройства Е. во Всестарообрядческую церковь, куда вошли бы также старообрядцы - поповцы и беспоповцы , с полной, независимой от Святейшего Синода старообрядческой иерархией (ее частью должна была стать в т. ч. Белокриницкая иерархия , но ее епископам не дозволялось бы участвовать в хиротониях). Авторами проекта были единоверцы московский купец И. И. Шестов, казанец А. Петров, екатеринбуржец Г. Казанцев и с.-петербургский единоверческий свящ. Иоанн Верховский. Проект был изложен во Всеподданнейшей записке от единоверцев Москвы и др. городов и в прошениях московских и екатеринбургских единоверцев на Высочайшее имя. В том же году Казанцев, не признававший Белокриницкую иерархию, вместе с единомышленниками подал отдельное прошение на Высочайшее имя с просьбой о даровании епископов только единоверцам. На все просьбы последовал отказ с воспрещением подавать в будущем подобные прошения.

http://pravenc.ru/text/189549.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010