Правда, един есть наш учитель Господь (Мф.23:8), и Дух Божий всегда пособствует в немощах наших (Рим.8:26). «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными,... и помазание Его учит нас всему» (Рим.8:26, 1Ин.2:27); но начавший нисколько еще не способен к такому внутреннему непосредственному Божественному водительству.    Бывают случаи, когда приходится неизбежно оставаться при нем одном — и уповающего Господь не посрамляет; но случаи такого рода должно относить уже к числу чрезвычайных, чудесных; чаять же себе чудесности при обыкновенном порядке вещей — значит искушать Бога. Господь, явившись апостолу Павлу, сначала послал его к Анании (Деян.9:6), а потом уже и Сам непосредственно научил его по откровению; и апостол сей, уже наученный Богом, вступив на поприще проповедания, притекает к совету других апостолов: «да не... вотще, — говорит, — теку, или текох» (Гал.2:2).    Может Господь воспитывать и чрез Ангелов, как это было в древние времена; бывало нередко так, что и наставление, и пищу, и причащение приносили Ангелы, как видно из повествования св. Пафнутия о четырех отроках; но все это суть пути к спасению, руководства и воспитание необыкновенные, которых ожидать и благочестно, и опасно по той причине, что и враг наш может принимать образ светлого Ангела. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14). Следовательно, надо держаться смиреннейшей части и покоряться человеку — ради Бога. Путь этот оправдан опытами всех святых, просиявших, яко светила, на тверди христианской. Величайшие угодники Божии всегда пользовались советом и руководством. Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва, — все начало содевания своего спасения полагали покорением себя отцу своему духовному и обучались подвижничеству под его наставлением. Зато скоро созревали и усовершались без уклонения и опасных преткновений. Напротив, другой путь своеличный, по своему уму и сердцу, всегда был почитаем путем заблудным и гибельным. Сколько было разительнейших опытов, что подвизающийся лишь только уклонялся от руководства, тотчас падал в прелесть, был опутываем сатаною и погибал». II

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Блаженный старец отвечал мне: «Имей мне веру, возлюбленный брат мой, что я предпринял столь тяжелые труды, что уже много раз отчаивался в жизни своей, считая себя близким к смерти: ибо я изнемогал от голода и жажды; с самого начала прибытия в пустыню я не имел ничего из пищи и питья, случайно разве только я находил пустынное зелье, которое и было мне пищей; жажду же мою прохлаждала только роса небесная; жар солнечный жег меня днем, ночью же я мерз от холода: тело мое покрывалось каплями дождевыми от росы небесной; чего другого я не претерпел, каких трудов и подвигов не предпринял в этой непроходимой пустыне? Пересказать о всех трудах и подвигах невозможно, да и неудобно оповещать то, что человек должен творить наедине ради любви Божией. Благий же Бог, видя, что я всего себя посвятил постническим подвигам, обрекши себя на голод и жажду, приказал ангелу своему заботиться обо мне и приносить мне ежедневно немного хлеба и воды для укрепления тела моего. Так был питаем я ангелом в продолжение тридцати лет. По истечении же тридцати лет, Бог дал мне более обильное питание, ибо близ пещеры моей я нашел финиковую пальму, имевшую двенадцать ветвей; каждая ветвь отдельно от других приносила плоды свои, — одна в один месяц, другая в другой, до тех пор, пока не оканчивались все двенадцать месяцев. Когда оканчивается один месяц, оканчиваются и плоды на одной ветви; когда наступает другой месяц, начинают вырастать плоды на другой ветви. Кроме того, по повелению Божию, потек близ меня и источник живой воды. И вот уже другие тридцать лет я подвизаюсь с таким богатством, иногда получая хлеб от ангела, иногда же вкушая финиковые плоды с кореньями пустынными, которые, по устроению Божию, кажутся мне более сладкими, нежели мед; воду же я пью из сего источника, благодаря Бога; а более всего я питаюсь и напояюсь в сладость словами Божиими, как и написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всякий словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Брат Пафнутий! Если со всем усердием будешь исполнять волю Божию, то ты получишь от Бога все необходимое; ибо во святом Евангелии сказано: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложиться вам» (Мф.4:31–33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

в) Не менее ложно было бы упование наше на промысл Божий, если бы мы, уповая на Бога, сами оставались беспечными в отношении к самим себе, не трудились в поте лица своего по заповеди Господней. Напрасно мы возделывали бы землю, если бы Господь не посылал во время свое дождей и теплоты, необходимых для возрастания посеянного семени; но с другой стороны, и дожди и теплота остались бы бесполезными, если бы мы не возделали землю и не посеяли семени. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии, и аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий»; но и помощь Господа бесполезна тому, кто не хочет созидать себе дома, или кто сам отворит врата дома своего татю и разбойнику. Тщетно мы старались бы продлить свою жизнь долее положенных ей Господом пределов, но также тщетно уповали бы на сохранение своей жизни, бросаясь стремглав в глубокую бездну. Так и во всем – помощь Господня приходит только к тому, кто трудится и молится, а не к тому, кто бездействует и предается унынию. Господь хощет, чтобы все, потребное для жизни нашей, было вместе и плодом благословения, которое Он изливает на землю, и плодом труда, на который Он осудил человека. И подлинно, братья мои, было бы дерзко и безумно воображать, что Господь будет творить чудеса для поддержания людей в праздности и лености, для сбережения их имущества, когда они сами расточают его, для сохранения их здоровья и сил, когда они сами разрушают их. Не тяжкий ли грех и хула уповать на Бога для того только, чтобы вести праздную и беспорядочную жизнь? Отеческого попечения Божия достоин только тот, кто старается быть своими чувствами и расположениями душевными, своею жизнию и делами достойным сыном Отца небеснаго, кто принимает дары Божии с благодарением и употребляет их во славу Божию и спасение души своей, кто проводит жизнь трудолюбивую, благоговейную и богобоязненную. III. «Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и все», потребное для жизни вашей временной, «приложится вам» ( Мф. 7, 33 ). Аминь. (Сост. по «Полн. соб. пропов.» Димитрия, арх. херсонск. и одесск., т. III, изд. 1890 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот они: • «Блажен, кто помышляет о множестве почивающих в гробах. • Смерть страшна, но страшна только для тех, кто о ней не думает и не готовится к ней доброю жизнью. • Если трудно терпеть от одной искры, падшей на руку, что же будет в озере огня, который будет жечь в продолжение целой вечности (по смерти)? Помни смертный час, Помни трубный глас. Помни Страшный Суд. Часто вспоминай и прекрасный рай. Пока жив, спасайся, время не теряй. Будь готов и знай, что оставив свет, Богу дашь ответ. Это памятка христианина!» (531). Глава IV. Спасение в служении ближнему Правило отношения к ближнему дал святой апостол Иоанн Богослов – Апостол Любви. Следуя наставлениям Единого Божественного Учителя, святой Иоанн пишет в своём первом соборном послании: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (4,20). Этому правилу строго следуют и Псково-Печерские старцы. «Спастись, – утверждает иеросхим. Симеон (Желнин), – невозможно тому, кто ничего не делает для спасения ближнего, а посему самое главное внимание христианина должно быть обращено на спасение душ наших ближних. Живи для других – и сам спасёшься» (98). Ближнего надо любить как самого себя ( Мф. 22, 39 ). И старец Михаил (Питкевич), говоря об отношении к ближнему, указывал на житие преподобного Пафнутия Великого и продолжал: «Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает всё» (217). Чтобы должным образом явить наше служение ближнему, по слову отца Алипия (Воронова), «нужно только одно: исполнить последнюю заповедь Господню – «любите друг друга» – и всё» (409). Одной же из сторон проявления любви к ближнему служит милостыня, которая и ближнего утешает, и самого творящего её спасает. Подаваемая от всего доброго сердца, «милостыня, – читаем в «Печерской тетради», – сама собою, более всех людей, молится и ходатайствует к Богу, и милости у Него – дающему просит... Счастлив, кто благотворит многим: в день Суда у него будет много защитников. Вино надвое растворено: умным (кто пьёт в меру) на веселье, а безумным – на погибель и грех; так и богатство, и хорошая зарплата – милостивым на спасение даётся, а скупым – на грехи и погибель души. Высшая наука – быть мудрым, а высшая мудрость – быть добрым.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Впрочем, это говорим мы не для того, чтобы упразднить всякое свое попечение или труд, как будто бы они напрасно употреблялись, но для того, чтобы показать, что как само попечение не может у нас родиться без помощи Божией, так и все труды наши не сильны доставить нам совершенную чистоту, если она не будет дарована благостью и содействием Господа. «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» ( Притч 21, 31 ). «Ибо не силою крепок человек» ( 1Цар 2, 9 ). «Ненадежен конь для спасения» ( Пс 32, 17 ). «Хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор 1, 31 ). Итак, вместе с Давидом мы должны всегда воспевать: «Господь – сила моя и песнь, не собственная воля, но Он соделался моим спасением» ( Пс 117, 14 ). И учитель язычников, сознавая, что поставлен служителем Нового Завета не за свои труды и заслуги, но по милости Божией, взывает: «не потому, чтобы мы сами были способны помыслить что от себя,... но способность наша от Бога» ( 2Кор 3, 5 ). Это иначе, хотя не совсем сообразно со свойством латинского языка, но зато более выразительно можно было бы так сказать: годность (idoneitas) наша от Бога. Глава 16. Сама вера даруется от Бога Апостолы в такой мере чувствовали, что всё, относящееся к спасению, подается от Господа, что даже самой веры просили себе у Него, говоря: Господи, «приложи нам веру» ( Лк 17, 5 ), не присваивая ложно полноты ее свободе воли, но веруя, что она подается милостью Божьею. Сам Спаситель рода человеческого научает, как шатка вера наша, немощна, не может стоять сама по себе, если не будет подкреплена помощью Божией, говоря к Петру: «Симон! Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк 22, 31–32 ). Другой же некто, чувствуя в себе такую слабость и как бы сознавая, что вера его готова потерпеть кораблекрушение, разбиваемая волнами неверия, молит того же Господа о помощи вере своей: «Господи! помоги моему неверию» ( Мк 9, 24 ). Итак, мужи евангельские и апостольские вполне чувствовали, что всякое добро совершается не иначе, как с помощью Господа, и исповедали, что своими силами, или свободою воли они не могут сохранить невредимой даже веру свою; почему молили Господа то помочь ей, то даровать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТАИСИЯ ЕГИПЕТСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Таисия Египетская ( V в.), блаженная . Память 10 мая . В Египте в V веке жила юная христианка, по имени Таисия. Оставшись сиротой после смерти богатых родителей, она вела благочестивую жизнь, состояние свое раздала бедным, а в доме своем предоставляла приют скитским инокам. Однако впоследствии Таисия была увлечена мирскими соблазнами и стала вести греховную жизнь. Тогда скитские старцы умолили подвижника Пафнутия пойти к Таисии и убедить ее покаяться. Старец отправился в путь, а иноки стали молиться. Служанка Таисии не хотела пускать старца в дом. Тогда он сказал: " Скажи своей госпоже, что я принес ей нечто очень ценное " . Таисия весело встретила инока. Но преподобный, посмотрев на ее лицо, начал плакать. " Я плачу, - сказал он, - о тебе, ибо ты оставила своего жениха Господа Иисуса Христа и отдала себя сатане " . Слова старца пронзили душу Таисии как огненной стрелой, и мгновенно веселость ее исчезла. В страхе она спросила старца, возможно ли покаяние для такой грешницы, как она. Старец отвечал, что Спаситель ждет ее обращения, ибо Он пришел для того, чтобы взыскать и спасти погибшего. В охватившем ее чувстве покаяния, услышав в словах старца призыв самого Господа обратиться к вечной жизни, Таисия встала и покинула свой дом, не дав никаких распоряжений об имуществе, так что даже преподобный удивился. В этот час Таисия отвергла все, что связывало ее с прежней, греховной жизнью. Следуя за старцем в пустыню, она спешила к соединению с Богом в покаянии и молитве. Наступила ночь. Старец приготовил для Таисии ночлег, устроив ей из песка изголовье, а сам отошел поодаль, сотворил вечерние молитвы и уснул. Среди ночи он пробудился от света, идущего с неба к месту, где почивала Таисия. В полосе света преподобный увидел святых ангелов, возносивших душу Таисии. Когда он подошел к Таисии, то нашел ее уже умершей. Предав с молитвой погребению тело святой, преподобный старец возвратился в скит, рассказал инокам о происшедшем, и все возблагодарили Господа за его милость к Таисии, покаявшейся в единый час, подобно благоразумному разбойнику .

http://drevo-info.ru/articles/10563.html

Герман . В чем же состоит свободная воля, и почему приписывается нашей тщательности что-нибудь похвальное, если все, относящееся к нашему совершенству, и начинает, и совершает Сам Бог ? Глава 12. Ответ о действии благодати Божией при сохранении свободы воли Пафнутий . Это приводило бы вас в справедливое недоумение, если бы во всяком деле и всяком обучении было только начало и конец, а не было некоторой средины. Правда, случаи к спасению, как известно, различным образом устраивает Сам Бог; но с готовностью подчиниться этим, посылаемым от Бога, случаям зависит от нас. Так предложение: «пойди из земли твоей» – принадлежит Богу призывающему, повиновение же принадлежит Аврааму; «и иди в землю» – предлагается дело покорному; а в словах: «которую Я укажу тебе» – указывается благодать повелевающего, или обещающего Бога. Но мы всегда должны быть твердо уверены, что не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всей неутомимостью упражнялись во всякой добродетели; одни человеческие усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту святости и блаженства, если Сам Господь не будет содействовать нам и направлять сердце наше к тому, что для нас полезно. Потому каждое мгновение мы должны взывать к Богу с Давидом: «утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» ( Пс 16, 5 ). «Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс 39, 3 ), – дабы невидимый правитель ума человеческого обращал волю нашу к добродетели, так как она более склонна к пороку – то по неведению добра, то по обольщению страстей. Это очень ясно выражено пророком в одном стихе: «сильно толкнули меня, чтобы я упал, – этим означается нетвердость нашей воли; но Господь поддержал меня» ( Пс 117, 13 ), – этим означается всегдашняя помощь от Господа, Который всякий раз, как начинаем колебаться, простирает к нам руки Свои, поддерживает и утверждает, чтобы иначе с одним своим произволом не пали мы. И еще: «когда я говорил: колеблется нога моя – от шаткой нашей свободы, – милость Твоя, Господи, поддерживала меня» ( Пс 93, 18 ): опять со своею нетвердостью соединяет помощь Божию, исповедуя, что непоколебимость веры не есть дело собственного усилия, но единственно милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

– Дочь моя, к чему тебе столько золота и серебра, как у того, кто хвастает суетными надеждами? Послушай меня, дитя мое, избери для себя ангельское и бессмертное жительство, вместо этих земных и тленных благ, – улыбчиво проговорил преподобный. Эти слова удивили дочь госпожи, находившуюся в соседней комнате, и она, одетая в драгоценную одежду, с золотым венцом на голове, тотчас пришла в гостиную посмотреть, кто их произнес. Тогда святой Пафнутий встал с трона и сел на пол, так же поступили и мать с дочерью, сев у его честных ног. – Дети, оставьте то суетное и тленное богатство, что у вас есть, потому что написано: «Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина… будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь» ( Иак. 5: 2–3 ). Лишь слава Господня и Царство Его пребудут вовеки, – начал свою проповедь авва. Прежде чем божественный Пафнутий окончил эти слова, пришел глава семейства, и жена сразу вышла к нему, чтобы сообщить о приходе Пафнутия, но не успела сказать ему даже слова, как он сам заговорил: – Почему я не удостоился чести быть вместе с другими вельможами, которые сподобились вечной жизни? Как было бы хорошо, если бы я нашел того человека, называемого Пафнутием и привел его к себе в дом, чтобы он помолился о нас, дабы и мы стали бы призваны Богом и сподобились Его славы. – Исполнилось, господин мой, желание твое, потому что в доме твоем находится раб Божий Пафнутий, украшенный всяческой добродетелью и премудростью, – ответила жена своему мужу Евсторгию, который тотчас с радостью вошел в дом, увидел исповедника, упал на землю и поклонился ему. – Поистине, сын мой возлюбленный, Господь послал меня сегодня к вам, потому что вы воистину сосуды избранные. Итак, не медлите, вставайте и пойдем к судье дерзновенно исповедовать имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы получить Небесный венец, – призвал мученик и, поднявшись, пошел первым, за ним последовали и Евсторгий – справа, и жена его Ермиона – слева, а их дочь Стефано – впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Зная невнимательность нашу к самим себе, тот же апостол увещевает нас: «Испытывайте самих себя… самих себя исследывайте! » Вот урок для христианина, который должен быть всегда и везде перед его глазами! Вот предмет для его занятий, стараний и забот! А обращаем ли мы на это должное внимание? Войти внутрь своей души, рассмотреть и исследовать собственные помыслы, чувствования и наклонности, — это как бы не наше дело. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»? — говорит Спаситель. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Спаситель этими словами научает нас быть внимательнее к самим себе, замечать собственные слабости, недостатки и погрешности, чтобы тем самым истреблять в себе худую наклонность осуждения. Авва Пафнутий рассказывал о себе: «Однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, бесстыдно разговаривающих между собой. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечом и говорит: “Пафнутий! Все осуждающие братии своих погибнут от меча сего! Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в грехе. Поэтому имя твое вписано в книгу живых”». А один благочестивый старец, видя, что брат его согрешил, со вздохом сказал: «Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом всякому из нас надо памятованием о собственном недостоинстве, греховности и бессилии отсекать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближнего. Один инок был довольно нерадив на пути спасения в постничестве и молитве. Наконец пришло время его кончины, и собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их, беспечный инок оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. «Отчего ты в грозный час суда Божия беспечален? — спросили они. — Мы знаем двою жизнь и не понимаем твоего равнодушия. Укрепись силою Христа Бога нашего и скажи нам, да прославим Его милосердие». Тогда умирающий инок отвечал им: «Так, отцы и братья! Я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены ангелами Божиими, я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости суда Господня… Но вдруг ангелы сказали мне: «При всем небрежении ты не осуждал и был незлобив» — и с этими словами разодрали рукописания грехов моих. Вот источник моей радости!» Сказав это, инок с миром предал душу свою Господу. «Не осуждайте, и не будете осуждены, прощайте и прощены будете», — сказал Господь. «Вот один из самых кратких путей, ведущих к получению прощения грехов, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — а именно: не осуждать! Если вы не судите, то и вас не будут судить».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

И забывает тогда сердце пустынника все труды, подъятые им в пустыне, и еще усерднее тогда, вернувшись на землю, работает Богу пустынник, уповая навеки получить на небесах то, что восхищением был удостоен видеть. У подножия горы той, где была наша первая встреча, говорил мне все это преподобный Онуфрий. И от такой беседы преподобного исполнился я радости великой, и забыл я всю тяготу, и голод, и жажду путешествия моего. Когда же пришел я в себя от восторга духовного, то сказал преподобному: — О, как же блажен я, что удостоился видеть тебя, отец святой, и слышать сладкие и прекрасные твои речи! Он же сказал мне: — Встанем же теперь, брат, и пойдем к жилищу моему! — и мы встали, и пошли. Я же не переставал удивляться благодати, почивающей на преподобном старце. Так прошли мы два или три миллиария и пришли к честному жилищу святого. Росла там, близ него, большая финиковая пальма и протекал малый источник проточной ключевой воды. И, остановившись у пещеры, помолился преподобный. Когда же окончил молитву и сказал «аминь», то сел сам и мне велел сесть рядом с собою: и так продолжали мы беседу, возвещая друг другу милости Господни. Когда же стало солнце склоняться к западу и гаснуть день, тогда увидел я лежащий между нами хлеб чистый и приготовленную для питья воду; и сказал мне блаженный тот старец: — Вкуси, брат, положенного пред тобою хлеба и подкрепи силы: вижу я, что изнемог ты от голода и жажды, и от труда дорожного. Я же ответил ему: — Жив, Господь мой! Он — Свидетель мне, что не стану я есть и пить один, если ты сам не будешь есть со мною! Но он не соглашался. И долго я просил его о том, и едва мог умолить его. Тогда взяли мы хлеб в руки, преломили, ели и насытились, и еще остались остатки хлеба. И испили мы воды, и благодарили Бога, и всю ночь ту пробыли на молитве. Когда же возсиял день, то заметил я на утреннем пении, что изменился в лице преподобный, и устрашался я перемене этой. Он же, провидя страх мой, сказал мне:Не бойся, брат мой Пафнутий! Милосердный ко всем Бог послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению тело мое, ибо в нынешний день окончится временное житие мое, и перейду в жизнь безконечную ко Христу моему в покой вечный.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010