Мы считаем по меньшей мере странным этот вопрос со стороны представителей иностранной печати. Вы не можете не знать, что иностранная печать полна в эти дни самых кровожадных, несправедливых и недостойных христианина нападок на СССР и призывов к враждебным против него действиям. Вопрос . Объясните нам, пожалуйста, какой церковный устав и какие полномочия имеет действующий Синод, о котором вы опять упоминаете, а также от имени какой части Греко-Православной Церкви вы уполномочены действовать и говорить. В середине лета 1927 г. в своём сообщении в советской печати вы выражали надежду, что вы и другие члены действующего Синода получите разрешение созвать церковный совет и основать законно избранный Синод. Был ли этот совет созван, и, если да, каковы были его результаты. Ответ . Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и существующий при нем Синод действуют на основании полномочий, данных покойному Святейшему Патриарху Тихону 1 Поместным Собором Православной Церкви 1917–1918 гг. Мои личные канонические полномочия восприняты мною от законного Местоблюстителя Патриаршего Престола. Синод же существует в соответствии с положением того же Собора. Я возглавляю подавляющее большинство верующей части СССР, примыкающей к Патриаршей Церкви. Что касается созыва Поместного Собора, то подготовка к нему ведётся. Вопрос . Каково ваше отношение к административным мерам, принятым против Православной Церкви, как: 1) запрещение колокольного звона в Москве; 2) упразднение воскресений и других церковных праздников; 3) закрытие церквей, например в Одессе, по постановлению Одесского Совета. Ответ . Вам, иностранцам, вероятно, известно, что в ряде стран давно уже ограничен законом колокольный звон, а в некоторых случаях даже совершенно запрещается. В некоторых местах СССР колокольный звон отменяется по желанию трудящегося населения. Мы не видим в этом решение ничего, что умаляло бы нашу религию. Что касается религиозных праздников, то соввласть, не соблюдая их в государственных и общественных учреждениях, отнюдь не препятствует празднованию их Церковью, и мы, празднуя их в своё время, не можем пожаловаться на отсутствие молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А. Тучковым). 1931 г., 23 июля – приговор о заключении в концлагерь сроком на пять лет. Екатеринбургская, затем Верхнеуральская тюрьма, одиночное заключение. 1936 г., 25 августа – приговор о продлении срока тюремного заключения ещё на три года. 1936 г., осень – официальное объявление о кончине Патриаршего Местоблюстителя. 1936 г., декабрь – титул Патриаршего Местоблюстителя усвоен митрополиту Сергию [Страгородскому]. 1937 г., 2 октября – приговор тройки НКВД Челябинской обл. о расстреле Патриаршего Местоблюстителя. 1937 г., 10 октября – расстрелян. Имеется справка; «Постановление тройки УНКВД по Челябинской области от 2 октября 1937 г. о расстреле Полянского Петра Фёдоровича, он же митрополит Крутицкий, приведено в исполнение 10 октября 1937 г. в 16 часов. Начальник 3 отд. УГБ УНКВД по 4/о, лейтенант государственной безопасности Подобедов». Погребён в Магнитогорске. В дополнение к биографической справке редакция публикует несколько писем митрополита Петра из одиночного заключения (письма предоставлены иеромонахом Дамаскиным Орловским). 11 марта 1931 г. Многоуважаемый тов. Ивам Васильевич! Пользуясь дозволением, решаюсь беспокоить вас настоящим письмом. Уполномоченный ПП ОГПУ по Уралу тов. Костин сообщил мне, что к Евгению Александровичу отправлено на распоряжение дело по расследованию о ведении мною якобы пораженческой агитации среди населения села Абалак и села Хэ. В протоколах допроса даны показания относительно клеветнического характера этого обвинения. О чем и перед вами заявляю со всем решительностью и добавляю, что моя ссыльная жизнь протекала в большой сфере неприязни трёх обновленческих священников Абалакского, Хэнского, поначалу скрывавшего своё обновленчество и Абдорского. В данном случае, надо полагать, прежде всего фигурировала материальная сторона дела. В их храмы я не ходил, а глядя на меня, уклонялись от посещения и верующие, которых и без этого было незначительное количество. Абдорский священник, между прочим, стремился в Хэ, но потерпел поражение, приписав последнее, конечно, моему влиянию, хотя я стоял совершенно в стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Митрополит же Пётр, не зная о переписке между митрополитом Сергием и митрополитом Агафангелом, отправил митрополиту Агафангелу письмо от 9(22) мая 1926 г., в котором «для блага Церкви и для устранения раздоров в Ней» предложил ему принять на себя исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Это письмо митрополит Агафангел получил 18(31) мая 1926 г. На следующий день 19 мая (1 июня) он прибыл в Москву и принял там патриаршую канцелярию, о чем и сообщил митрополиту Сергию от 22 мая (4 июня). Естественно было ожидать, что вслед за получением патриаршей канцелярии, митрополит Агафангел, согласно сделанному им распоряжению, примет на себя и обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Но этого не произошло. Митрополит Агафангел вскоре отказался принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Это было так. Митрополит Пётр от 27 мая (9 июня) снова отправил митрополиту Агафангелу письмо. В этом письме митрополит Пётр, между прочим, подтвердил сделанное им митрополиту Агафангелу предложение о занятии последним должности Патриаршего Местоблюстителя, оговорив при этом: «В случае отказа Вашего Высокопреосвященства от восприятия власти Местоблюстителя или невозможности её осуществления права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя возвращаются снова ко мне, а заместительство – к митрополиту Сергию». Эту оговорку митрополит Пётр подтвердил в своём послании к архипастырям и пастырям и всем верным чадам Российской Православной Церкви от 19 декабря 1926 г. (1 января 1927 г.). Митрополит Агафангел в ответ на письмо митрополита Петра от 25 мая (9 июня) письменно уведомил его от 30 мая (12 июня) 1926 г.: «Письмо Вашего Высокопреосвященства от 27 мая (9 июня) с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренно благодарю за выраженное Вами мне доверие, но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья». Действительность этого письма митрополит Пётр подтвердил в упомянутом выше его послании 19 декабря 1926 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В ходе встречи со студентами Сретенской духовной семинарии в Москве митрополит Кирилл подчеркнул: " Мы с вами должны стать богословами, способными отражать в нашем богословском мышлении то, что происходит в мире " Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл Москва. 30 декабря 2008 Патриарший Местоблюститель призвал говорить о Христе с людьми самого разного богословского и образовательного уровня. Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл считает, что Церкви необходима интеллигенция, которая могла бы нести свидетельство о вере образованным людям. " Простые люди все сердцем понимают, хотя и им нужно разумное научение, а вот люди мыслящие, критически воспринимающие чужое мнение, пропускающие каждое слово проповеди через свое собственное понимание, нуждаются в мощном духовном и интеллектуальном импульсе " , – сказал митрополит Кирилл в ходе встречи со студентами Сретенской духовной семинарии в Москве 28 декабря 2008 года. По его словам, " сухие богословские схемы не способны никого убедить. С людьми нужно говорить языком, который их убеждал бы. И мы обязаны передавать вечное послание Евангелия в таких категориях, мыслях и словах, которые усваивались бы каждым последующим поколением людей " . " Я помню, как-то беседовал со студентами, мы говорили о необходимости изучать языки, в том числе иностранные и классические. Один учащийся встал и совершенно искренне спросил: " Владыка, зачем Вы заставляете нас языки учить? Мы что, с бабками по-английски говорить будем? " В тот момент я понял, что этот семинарист мыслит себя именно в рамках этой задачи – говорить " с бабкой " , – рассказал митрополит. Как подчеркнул архипастырь, " бабушкам того времени, которые были исповедницами веры, ничего не надо было доказывать, они сами могли любого батюшку научить истинной вере на примере своей жизни. В разговорах с этими бабушками вовсе не требовалось никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и учиться не нужно было, достаточно было лишь усвоить ход богослужений, уметь совершать службу, сказать проповедь, повторяя дореволюционные образцы " .

http://pravoslavie.ru/28869.html

Словом, как бы там ни было, но в результате долгих и мучительных размышлений он приходит, наконец, к героическому решению: «не зная о переписке между митрополитом Сергием и митрополитом Агафангелом» с санкции Е. А. Тучкова (разумеется!) направляет Ярославскому Архипастырю письмо, в котором «для блага Церкви и устранения раздоров в Ней» 322 , предлагает тому принять на себя исполнение обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола. Местоблюститель писал тогда: «Его Высокопреосвященству,   Высокопреосвященнейшему Агафангелу,   митрополиту Ярославскому. Из донесения на мое имя Его Высокопреосвященства, митрополита Сергия, я узнал, что Ваше Высокопреосвященство вступили в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. С любовью и благожелательностью приветствую это Ваше вступление. По выходе на свободу, если угодно будет Господу Богу, переговорим лично о дальнейшем возглавлении Православной Церкви. О настоящем моем решении благоволите сообщить митрополиту Сергию. С разрешения властей я сообщил своему келейнику Григорию Лихоманову о предоставлении Вашему Высокопреосвященству в моей квартире нижнего этажа, верхние же две комнаты я оставляю за собой 323 . Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря и государя покорнейший слуга – Патриарший Местоблюститель митрополит Петр. 9 (22) мая 1926 г. г. Москва. С подлинным верно. Митрополит Агафангел» 324 . Так, в тот момент никем непредвиденно, «разрешился» многоболезненный вопрос о возглавлении Церкви, искусственно запутанный злой волей Тучкова, григорианцев, обновленцев и прочих недругов Церкви, – когда каждый из трех, самостоятельно действующих иерархов, не имеющих никакой связи друг с другом, пытался в меру своего разумения и в зависимости от представлявшихся каждому в отдельности возможностей, найти наиболее достойный и благоприятный выход в этой церковной трагедии. Пребывающему во узах Патриаршему Местоблюстителю в тот момент показалось наиболее целесообразным осуществить именно этот вариант, тем более, что внешние обстоятельства (прежде всего, в лице того же Тучкова), по-видимому, ему благоприятствовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Пока моя бумага обходила архиереев, получена была Ваша телеграмма об отказе от притязаний на местоблюстительство. Вопрос принимал исключительно теоретический интерес, и ускорять его разрешение практической нужды уже не было. Дело остановилось. Но постановление о предании Вас суду до сих пор не отменено, а потому вручать верховные полномочия в Церкви лицу, находящемуся под церковным судом, невозможно. Ввиду всего вышеизложенного я не могу признать Ваших прав на местоблюстительство, ни передать Вам управление Русской Церковью. Оставляя за собою управление, а вместе с ним и ответственность за церковное благочиние, я нахожу себя вынужденным снова просить Ваше Высокопреосвященство отказаться от притязаний на местоблюстительство и вообще на управление Церковью, и принятую Вами 19 мая 1 (июня) Канцелярию Местоблюстителя направить мне по принадлежности. От характера ответа Вашего будет зависеть или ликвидация этого дела, или дальнейшее его движение. В виде показания того, какой взгляд на Ваше начинание имеет наша иерархия, при сем прилагаю копию письма на моё имя Архипастырей Украины и других, к ним присоединившихся. В надежде на скорый и утешительный Ваш ответ, остаюсь с братскою о Христе любовью и совершенным почтением Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою и богомольцем. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. 31 мая (13 июня) 1926 г. Архив составителя Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] 171 Я, по крайне расстроенному здоровью, уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстителя, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру Крутицкому письмом от 30 мая (12 июня) и доведено до сведения советской власти [Вариант:] Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. В ответ на Ваше письмо от 13 июня [н. ст.] с. г. , полученное мною 17 июня [н. ст.], сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я, по преклонности лет и расстроенному здоровью, уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстительства, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Петру, митрополиту Крутицкому письмом от 12 сего июня [н.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Письмо Вашего Высокопреосвященства от 27 мая (9 июня) с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренно благодарю за выраженное Вами мне доверие, но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья. При сем позволю себе рекомендовать Вашей Святыне передать вместо меня Патриаршее Местоблюстительство первоиерархам Кириллу, митрополиту Казанскому или Арсению [Стадницкому], митрополиту Новгородскому. С глубоким уважением и неизменною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою митрополит Агафангел. 30 мая (12 июня) 1926 г. г. Москва». С подлинным верно: Патриарший Местоблюститель, митрополит Петр» 346 . А через несколько дней, 4(17).06.1926 г., получив «угрожающее» письмо Заместителя, митрополит Агафангел сообщает и ему свое последнее решение по вопросу о своем Местоблюстительстве, о котором им было уже доложено митрополиту Петру вышеприведенным письмом от 30.05(12.06). 1926 г. Заместителю он писал: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. В ответ на Ваше письмо от 30.05.(12 июня) с. г., полученное мною 4(17) июня, сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я по преклонности лет и расстроенному здоровью уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстителя, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Петру, митрополиту Крутицкому письмом от 30.05(12 сего июня) и доведено до сведения советской власти письмом от 26.05(8 июня). С искренним уважением и братской о Христе любовью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорным слугою Агафангел, митрополит Ярославский. 4(17) июня 1926 г. г. Ярославль» 347 . Таким образом, как пишет зарубежный обозреватель, «30 мая (12 июня) 1926 г. митрополит Агафангел подчинился всеобщим просьбам, отказался от своего Пермского послания. Единственным законным управителем остался митрополит Сергий, с каковым советская власть стала продолжать переговоры о легализации, начатые год назад с митрополитом Петром...» 348

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

А.В. Журавский Глава IV. Последний период жизни митрополита Кирилла (1927–1937) Отношение священномученика Кирилла к деятельности митрополита Сергия как заместителя патриаршего местоблюстителя С апреля 1927-го по весну 1929 года митрополит Кирилл находился в ссылке в Туруханском районе Красноярского округа, из них последние полтора года – в станке Хантайка 520 . Зимой 1928 года, когда владыку везли в новое место ссылки, он проезжал поселок Полой (200 км севернее Туруханска 521 ), в котором находился в ссылке епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик) 522 . Встреча со старцем-иерархом произвела неизгладимое впечатление на епископа Дамаскина. Результатом ее стала переписка двух архипастырей по вопросам внутрицерковной жизни. Именно здесь, в Туруханском крае, митрополита Кирилла застало известие об указе митрополита Сергия от 27 мая «Об образовании и легализации Временного Патриаршего Священного Синода и регистрации на местах органов епархиального управления», а также об опубликовании им 29 июля 1927 года особой Декларации. О реакции митрополита Кирилла на эту Декларацию в первый год после ее публикации ничего неизвестно. Создается даже впечатление, что митрополит Кирилл не придает этой Декларации такого существенного значения, какое придавали ей, например, митрополит Иосиф (Петровых) и его последователи. Вместе с тем, известно частное письмо митрополита Кирилла архимандриту Неофиту (Осипову) от 13 июля 1928 года, где говорится: «Учреждение новой формы Высшего Церковного Управления и я не признаю. Покойного патриарха реформаторам не считаю, а заявление, сделанное о нас в Сергиевской Декларации, считаю клеветой. О господине нашем Петре молюсь, потому что не знаю о его отношении к так называемому Патриаршему Синоду. Я здоров, прозимовал первую зиму благополучно, да поможет Господь и во вторую» 523 Здесь присутствует негативная реакция митрополита Кирилла на учреждение Временного Патриаршего Синода и на Декларацию. Зная, что в дальнейшем о Декларации митрополит Кирилл обычно не упоминал, стоит предположить, что это реакция на тезис о ссыльном духовенстве, прозвучавший не в Декларации, а в известном интервью митрополита Сергия. В условиях ссылки вполне вероятно было получение неточной информации о содержании Декларации.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8. В случае, если один из кандидатов получает в первом туре более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях, он является избранным Патриархом Московским и всея Руси. 9. В случае, если ни один из кандидатов не получает в первом туре более половины голосов, проводится второй тур среди трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. В случае если в первом туре голосования несколько кандидатов набрали равное количество голосов и это не позволяет определить трех кандидатов во второй тур, проводится повторное голосование по лицам, получившим равное количество голосов. 10. Председательствует на Архиерейском Соборе Местоблюститель Патриаршего престола, за исключением заседаний, в ходе которых совершается голосование по избранию Патриарха, в случае, если Местоблюститель избран в кандидаты на Патриарший престол. В таком случае Местоблюститель передает председательство старейшему по хиротонии из постоянных членов Священного Синода, не являющихся кандидатами на Патриарший престол. После избрания Патриарха председательство на Архиерейском Соборе принадлежит избранному Патриарху. 11. Кандидаты во второй тур имеют право заявить о самоотводе. В таком случае, список кандидатов восполняется посредством включения в него следующих (по числу полученных голосов в первом туре) архиереев. В случае самоотвода всех трех кандидатов во второй тур проводится повторное голосование. 12. Голосование во втором туре проводится согласно процедуре предусмотренной в пп. 3-7 настоящего Положения для первого тура. При этом во втором туре бюллетень считается недействительным в следующих случаях: a. если в бюллетене отмечено более чем одно имя; b. если в бюллетене не отмечено ни одно имя. 13. При голосовании во втором туре избранным Патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях. В случае если ни один из кандидатов не набрал во втором туре голосования более половины голосов, проводится третий тур голосования по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов во втором туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов.

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

Освобождение митрополита Сергия практически совпало с новым арестом митрополита Петра, который, сам того не зная, становился в своем относительно доступном месте весьма опасным для власти. Как он отнесется к новому курсу Заместителя? Не попытается ли его как-то поправить? В таком деле ОГПУ не могло рисковать, поэтому следовало отправить Местоблюстителя туда, откуда он уже повлиять на ход церковных дел не смог бы. В апреле 1927 г. митрополит Петр вновь был арестован и препровожден в Тобольскую тюрьму. По сообщению русской зарубежной печати, поводом для ареста Местоблюстителя стал приезд к нему келейника-иеродиакона. «М[итрополит] Петр спросил его, с ведома ли власти он приехал, и, получив отрицательный ответ, послал его заявить о приезде. Несмотря на это, за приезд келейника были посажены в тюрьму и он, и митрополит Петр. После трехмесячного сидения в тюрьме м[итрополита] Петра выслали на остров Хэ, в устье реки Оби» 1127 . Материалы следственного дела митрополита Петра не подтверждают, но и не опровергают сведений о приезде к нему в Абалак келейника. Спустя три с половиной года сам Местоблюститель, коротко вспоминая об этом периоде, писал, что он «совершенно неожиданно был заключен в изолятор, где пробыл три месяца» 1128 . В действительности, не все три месяца тогда Местоблюститель провел в Тобольске в изоляторе. Из свидетельских показаний местной медсестры следует, что в июне 1927 г. митрополит Петр находился под конвоем на лечении в тобольской больнице. «Незнакомка попросила меня передать белье заключенному, духовному лицу, находящемуся в больнице», – показала медсестра на допросе 6 июня 1927 г. «Незнакомкой», как вскоре установило ОГПУ, была одна монахиня, с медсестры же была взята подписка: «О снятом с меня показании, а равно и о том, что мне известно пребывание Полянского в больнице, обязуюсь никому не разглашать, в противном случае при нарушении этого, несу законную ответственность» 1129 . Видно, власть очень боялась, что место нахождения Патриаршего Местоблюстителя, пусть даже больного, станет известно. Согласно показаниям другого свидетеля, в Тобольске митрополиту Петру «была сделана операция, и он был отправлен в Обдорский район» 1130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010