После того, как Москва оправилась от первого шока после потерь и измен в Малороссии, здесь все же решили заняться устроением дел в Киевской митрополии. Поскольку поставить нового митрополита при еще здравствующем Дионисии Балабане было невозможно, в Москве решили ограничиться назначением временного местоблюстителя, который должен был управлять левобережными приходами. Лазарь Баранович, вполне лояльный по отношению к Москве, все же был не вполне удобен в качестве местоблюстителя, так Чернигов, в котором он постоянно пребывал, был вдалеке от эпицентра главнейших политических событий Малороссии. Московские власти стремились поставить во главе церковной жизни Левобережья такого иерарха, который, пребывая в Киеве и храня верность царю Алексею Михайловичу, в то же время был бы связан с казачьей старшиной и проводил бы в ее среде промосковскую политику. На роль такого местоблюстителя, как решили в Москве, наиболее подходил Нежинский протопоп Максим Филимонов, известный как своей ученостью, так и лояльностью к Московскому государю. Максим регулярно информировал царя Алексея Михайловича обо всем происходящем в Малороссии, и имел в Москве репутацию одного из самых ревностных приверженцев Московского самодержца среди духовенства Киевской митрополии. Максим был в гораздо большей степени вовлечен в политическую жизнь Украины, чем ученый и благочестивый, но совершенно аполитичный и не связанный с казачьей старшиной епископ Лазарь Баранович. Правительство царя Алексея Михайловича надеялось извлечь из этого обстоятельства немалую выгоду. Поскольку обе епископские кафедры Левобережья Киевская и Черниговская были на то время заняты, Максима решено было поставить на Мстиславскую епархию, расположенную на территории Белоруссии. 4 мая 1661 г. Максим, предварительно постриженный в монашество с именем Мефодий, был хиротонисан во епископа Мстиславского и Оршанского. Его рукоположение состоялось в Москве. Мефодий с царского соизволения принял архиерейское поставление от местоблюстителя Московского Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Питирима. Эта мера выглядела беспрецедентно, так как Киевская митрополия пребывала в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Тем не менее, в Москве ее объяснили необходимостью устроения церковной жизни Левобережной Украины в условиях, когда митрополит Дионисий исключительно по политическим мотивам устранился от окормления этой части Малороссии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

Значит, все Ваши теперешние действия от имени Коллегии являются новым Вашим самочинием, притом худшего порядка, так как прикрываются несуществующей Коллегией. Наконец, по телеграмме рядом с Коллегией Местоблюстителем благословлён ВЦС, который и делает мне начальственное распоряжение. Резолюция же отнюдь не предполагает такого несколько непонятного существования двух Коллегий, а говорит о приглашении других архипастырей к сотрудничеству с первыми тремя в той же Коллегии. При этом имена четырёх приглашённых указаны самим Местоблюстителем, имена прочих будут указаны Коллегией. Теперь: названные четыре в состав Коллегии ещё не вошли, кроме них, никто ещё не приглашён (так как и основное ядро Коллегии, три Архипастыря, ещё не соорганизовались); из членов ВЦС в составе Коллегии Местоблюстителем упоминаетесь только Вы: из кого же состоит тот Высший Совет, который издаёт распоряжение и управляет Русской Церковью? Значит, и здесь самочиние и произвол прикрыты именем Совета, в действительности не существующего. Так, заинтересованность, при всем желании быть правдивым, заставляет иногда человека говорить не то, что бы он сказал, не будучи заинтересованным. Но резолюция и прямо обнаруживает некоторые неточности Вашего доклада. В ней, например, говорится, что митрополит Сергий «не вправе выехать из Нижнего». Ваш доклад писался не позднее 18(31) января, а может быть и ранее, между тем 14(27) января я от Вас получил телеграмму, в которой, между прочим, читаем: «Испросив Вам разрешение выезда, братски просим пожаловать в Москву». Значит, невозможность выезда оказывается небезусловной, и даже в самые те дни, когда писался доклад и читался Местоблюстителем, я мог выехать в Москву. Ещё более знаменательно молчание резолюции Местоблюстителя о наложенном на Вас и соучастников Ваших запрещении. Вы знаете, что епископ, принявший запрещённых «яко членов клира», ни во что же вменив определенное им «законною иерархическою властию запрещение», да будет отлучён яко учитель бесчиния (Апостольское правило 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

12) Так как согласно Декрету об отделении церкви от государства национализированные здания культа передаются в бесплатное пользование исключительно группам верующих или религиозным обществам, то всякого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные и т. д.), а также съезды религиозных обществ и избираемые ими исполнительные органы не могут: 1) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 2) заключать какие бы то ни было имущественные договоры и сделки, 3) устанавливать принудительные сборы... Приложение 9 Ходатайство митрополита Сергия о регистрации (легализации) православной русской патриаршей церкви (1.6.1926) Нижеподписавшийся с 14 декабря 1925 года исправляет должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола... Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянные сношения во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административно-правовых функций, деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (так называемой Тихоновской, т. е. Патриаршеской) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими практическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего, запрещенного законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределенное время, побуждает меня просить о регистрации Православной Русской Патриаршей Церкви, или так называемых староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.)... В частности, я прошу: 1 . Зарегистрировать меня, Сергия, Митрополита Нижегородского (гражданина Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (я подписываюсь за Патриаршего Местоблюстителя) и мою Канцелярию Московской Патриархии в составе заведующего и секретарей от двух до четырех, а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание мое и Канцелярии в Нижнем Новгороде временно, с тем чтобы по мере надобности впоследствии Канцелярия могла переместиться в Москву...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1927,  середина февраля – двухдневный допрос Е. А. Тучковым, интересовавшимся отношением митрополита Кирилла к тайному избранию его патриархом, направлением возможного осуществления патриарших полномочий, его «церковным credo» 1927,23 марта – осужден ОСО при Коллегии ОГПУ СССР (по ст. 58–10), приговорен к трем годам ссылки, начиная с 21 декабря 1926 года 1927,  апрель – отправлен под конвоем в Новосибирск, оттуда – Красноярск, Туруханск, а затем – на станок Хантайка Красноярского края 1928,  зима – направляясь на станок Хантайка, проезжал поселок Полой (200 км севернее Туруханска), где встретил находившегося в ссылке епископа Глуховского Дамаскина (Цедрика) 1929,15 мая – первое письмо митрополита Казанского и Свияжского Кирилла заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) из станка Хантайка, Туруханского района, Красноярского округа 1929,  июнь – со станка Хантайка вызван в Туруханск, а затем отправлен на поселение в г. Енисейск. 1929,18 сентября – первое письмо заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу 1929,  10–12 ноября – второе письмо («отзыв») митрополита Кирилла, находившегося в Енисейске, митрополиту Сергию 1930,2 января – второе письмо митрополита Сергия с назначением крайнего срока 15 февраля 1930 года «для выражения канонического послушания и отказа от общения с раскольниками». Предание митрополита Кирилла суду собора архиереев «по обвинению во вступлении в общение с обществом, отделившимся от законного церковного священноначалия и образовавшим раскол, и в поддержке названного раскола своим примером, словом и писаниями»; «в демонстративном отказе от принятия Св. Таин в православных храмах» и «в отказе повиноваться законному заместителю патриаршего местоблюстителя и иметь с ним общение»; увольнение на покой с правом священнодействия с разрешения местных епархиальных архиереев. 1930,30 января – отзыв митрополита Кирилла, находившегося в с. Каргино Енисейского района, на второе письмо митрополита Сергия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вдруг 20 марта 1927 года митрополит Сергий был освобожден. Мы не знаем всех обстоятельств пребывания Сергия в заключении. Мы не знаем, какие с ним велись переговоры. Но мы можем только по его дальнейшим шагам предполагать, что происходило в тюрьме и какие обязательства взял на себя митрополит Сергий (Страгородский) . И что же началось после его освобождения? Началась череда почти что чудесных явлений. Во-первых, как были рады выходу Патриарха Тихона из заточения, который, в общем и целом, воспринимался как единственный законный Предстоятель, так и здесь многие облегченно вздохнули, когда на свободу, наконец, вышел митрополит Сергий. Почему вздохнули? Не только потому, что ему сочувствовали, а вот по этому, уже очень хорошо ощущавшемуся многими чувству, мелкому, страшному чувству – если уж Сергия освободили, значит, и нас не посадят, нас, связанных с ним каноническими узами. Значит, нашел мудрый Сергий такие слова для новых властителей России, что они, может быть, нас гнать не будут. И действительно, Сергий получает разрешение приехать в Москву, чего не имел раньше. Он собирает 18 мая 1927 года совещание из нескольких архиереев – в общем, архиереев не очень известных, не очень авторитетных и даже совсем не авторитетных, как, например, митрополит Серафим (Александров) , митрополит Тверской, которого называли «Тверской-Лубянский» и оказались правы. Он к этому времени был уже секретным осведомителем ГПУ. И еще ряд архиереев, включая будущего Патриарха Алексия Симанского. Семь человек вместе с самим Сергием. Они собираются в Москве и 20 мая получают справку административного отдела НКВД о разрешении деятельности Синода в составе вызванных митрополитом Сергием в Москву архиереев. Вот теперь попытайтесь напрячься в смысле восприятия бюрократической терминологии. 25 мая 1927 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и временный при нем Патриарший Священный Синод собираются на совместное заседание. Вас уже не коробит от этого сочетания? Если он заместитель Местоблюстителя, то какой может быть при нем даже временный Патриарший Синод? А вообще, как Синод, согласно постановлению Поместного Собора 1917–18 гг., собирался? Из кого он состоял? Из архиереев, частично избранных Поместным Собором, и архиереев, частично вызывающихся Патриархом как временные члены на его заседания. Мог заместитель Патриашего Местоблюстителя собрать какой-то Синод? Естественно, нет. Это был не Синод. Может формально заместитель Патриашего Местоблюстителя запретить в священнослужении епископа? Нет. А Синод может. Только Синод настоящий, а не такой, какой собрался в мае 1927 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Эммануил заявил, что требуется устранить уставное препятствие перед тем, как вновь рассматривать изначально выдвинутых кандидатов (один делегат предложил это сделать путем голосования за особое расширение положений Устава) или же подыскать новых кандидатов, выполняющих все условия. Было заслушано множество выступлений, содержание которых будет приведено в полном отчете. Выступавшие неоднократно выражали сожаление по поводу того, что Чрезвычайное общее собрание, изначально назначенное на 29 и 30 марта, было превращено в «Епархиальное собрание без уставного значения». Подавляющее большинство делегатов — как клирики, так и миряне — высказывали оговорки по поводу принятия предложения Патриарха в полном размере. Часть членов Совета Архиепископии высказалась за патриаршее предложение. В свою очередь, местоблюститель митрополит Эммануил призвал делегатов не отклонять все пункты патриаршего предложения и тем самым проявить должное почтение к заботе, выраженной в патриаршем предложении касательно Архиепископии. В ходе обсуждения, протопресвитер Иоанн Гейт, помощник председателя Совета Архиепископии, подчеркнул, что, как некоторые кандидатуры должны быть отведены по чисто уставным причинам (без принятия во внимание духовной стороны вопроса), так и отдельные пункты патриаршего предложения должны рассматриваться с уставной и канонической точки зрения. На вопрос, что следует одобрить в патриаршем предложении, а что можно, наоборот, отклонить, местоблюститель митрополит Эммануил заявил, что избрание викарного епископа и пересмотр Устава являются пунктами необязательными. С другой стороны, по его словам, поскольку полномочия местоблюстителя Архиепископии не могут превышать срок в четыре месяца (то есть его полномочия истекают 15 мая 2013 года), первый пункт патриаршего предложения должен быть встречен с пониманием и принят. Местоблюститель митрополит Эммануил неоднократно заверял присутствующих в намерении патриархата поддерживать и в дальнейшем существование и специфический характер Экзархата: нет речи, сказал он, о расчленении Архиепископии и ее слиянии с митрополичьими епархиями (греческими православными митрополиями) Вселенского Патриархата в Западной Европе. Было также уточнено, что Патриарх не предлагает назначить временного Экзарха в качестве правящего Экзарха-Архиепископа для управления Архиепископией, так как богословие и каноническое право Церкви запрещают епископу быть правящим архиереем двух епархий в одно и то же время. В данном случае Митрополит Франции и Экзарх Европы не может быть правящим Архиепископом в Архиепископии, так как Архиепископия в силу Томоса, изданного в 1999 году, является полноправной отдельной епархией Вселенского престола.

http://pravmir.ru/o-situacii-v-arxiepisk...

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Нижеподписавшийся с 14 декабря 1925 года исправляет должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола, т.е. временно стоит во главе иерархии Русской Православной Церкви или Московского Патриархата, пределы которого совпадают с территорией СССР. Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянное сношение во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административных функций деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (т. н. «Тихоновской», т. е. Патриаршей) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими практическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего запрещенного законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределенное время, побуждают меня просить о регистрации иерархии Православной Русской Патриаршей Церкви, или т.н. староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.) и тем дать нам возможность совершенно легально и открыто осуществлять возлагаемые на нас правилами нашей веры обязанности духовного руководства нашей паствы, т.е. тем, кто добровольно признает нас своими руководителями. В частности прошу: 1. Зарегистрировать меня, Сергия, митрополита Нижегородского (гр. Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (подписываюсь «за Патриаршего Местоблюстителя») и при мне «Канцелярия Московской Патриархии» в составе заведующего и секретарей (от 2 до 4), а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание мое и Канцелярии в Н.Новгороде временно с тем, чтобы по мере надобности Канцелярия могла переместиться в Москву. Личный состав Канцелярии будет представлен по получении общего разрешения, дополнительно.

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

Собрание, созываемое для избрания патриарха, имеет три заседания. Первое заседание избирательного собрания назначается в сороковой день со времени приглашения, обращенного местоблюстителем к митрополитам Антиохийской церкви относительно прибытия в Дамаск для участия в патриарших выборах. По новому приглашению местоблюстителя, в назначенный день и час в патриархию являются: все находящиеся в Дамаске правящие митрополиты, антипросопы или заместители отсутствующих митрополитов, патриаршие епитропы Дамаска и Антиохии, а равно – вдовствующих епархий патриархата; девять светских представителей от населения Дамаска и Медана, один дамасский священник и один светский представитель от населения Антиохии. Заседание признается законным и в том случае, если явятся лишь две трети всех приглашенных лиц. На заседании присутствует и секретарь Православного патриаршего совета Антиохийской церкви для исполнения обязанностей грамматевса, но без права голоса. По открытии местоблюстителем заседания, происходит проверка тех документов, которыми снабжаются от своих избирателей светские депутаты собрания, а также рассматриваются доверенности, выданные отсутствующими митрополитами, равно и другими приглашенными участниками собрания прибывшим на заседание его членам. Когда произведен будет такой контроль, все законные члены собрания собственноручно записывают свои имена в особую книгу для присутствующих, а местоблюститель завершает этот список своею подписью. По окончании этих формальностей, происходит при закрытых дверях первое заседание избирательного собрания. Его задача состоит в указании неограниченного числа кандидатов патриаршества, применительно к действующему «Уставу». Каждому из членов собрания предлагается бюллетень, на котором и следует тайно написать имя одного кандидата, по своему желанию и решению. Затем каждый из членов полагает свой бюллетень в особую урну, поставленную посредине зала собрания. После произведенного секретарем Православного патриаршего совета подсчета поданных бюллетеней, количество которых должно соответствовать числу участников заседания, общим собранием избираются из его среды два лица для вскрытия и оглашения бюллетеней. Вскрывая бюллетени, они громко произносят указанные здесь имена. Кандидатом патриаршества признается каждый иерарх, сколько бы голосов он ни получил. По вскрытии бюллетеней и подсчете голосов, секретарь патриаршего совета составляет общий список кандидатов, а также протокол заседания, при чем оба эти документа заносятся в официальный кодекс Антиохийской патриархии и подписываются местоблюстителем и всеми членами собрания. Этим и заканчивается первое заседание избирательного собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Архив Пн «Не выборы, но избрание». Интервью Патриаршего Местоблюстителя «Парламентской газете». 25 января 2009 г. 11:34 «Не выборы, но избрание». Интервью Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Парламентской газете» («Парламентская газета» 004(2346) от 23 января 2009 года). — Владыко! Выбор, выборы, само наличие возможности выбирать или избирать является проявлением человеческой свободы. Сами понятия «выбор» и «свобода» в обыденном сознании как бы дополняют и неотделимы друг от друга. Каково соотношение воли Божией и человеческой свободы? Насколько вторая в ее ограниченных возможностях может противостоять первой? — Свобода нами чаще всего осознается как возможность нестесненно действовать, исходя из собственного блага. Но знаем ли мы хорошо, в чем состоит наше истинное благо? Каждый на личном примере знает, что отнюдь не всегда. И именно поэтому не раз в своей жизни мы испытываем горечь раскаяния в тех или иных своих поступках. Образно говоря, люди являются недоучившимися школьниками, сбежавшими с урока о добре и зле до того, как он начался. Ведь в Райском саду Бог хотел научить людей различать добро и зло и сознательно выбирать первое. Но Адам и Ева не доверились Богу, а послушали Его противника — дьявола. Они отказались от этого урока, понадеявшись на себя. Теперь же нам приходится познавать те же истины, но только находясь в рабстве у греха и совершая множество ошибок. В этой «школе» Бог порой попускает осуществляться выбору отдельного человека либо групп людей в пользу зла. И оно иногда достигает гигантских масштабов. Но это не означает, что человеческая воля в этом случае оказывается сильнее воли Божией. Дело в том, что Бог стремится не карать, но вразумлять. Он долготерпеливо ждет, чтобы человек увидел, что воля Божия и есть его собственное истинное благо и счастье. Поэтому Он дает реализоваться нашему выбору и пережить его злые последствия, чтобы человек сам убедился, что нарушение нравственного закона оборачивается против него самого и его близких. Карает Бог только закоренелых и неисправимых злодеев.

http://patriarchia.ru/db/text/537608.htm...

Архив Пн Патриарший Местоблюститель встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургских Духовных школ 2 января 2009 г. 22:17 2 января 2009 года Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Санкт-Петербургские Духовные школы. У входа в здание Патриаршего Местоблюстителя встречали ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий , преподаватели и студенты академии и семинарии, воспитанницы Регентского отделения. В храме академии владыка Кирилл обратился к учащимся со словом назидания. Отметив, что в этих стенах он провел лучшие годы своей жизни, иерарх сказал: «Куда бы Господь меня затем ни посылал, я вспоминал Санкт-Петербургские Духовные школы». «Мы жили в трудное время, которое отличалось особыми по сложности отношениями Церкви и государства. Позже этот период назвали временем застоя. Но в нашей Духовной академии не было никакого застоя, здесь бурлила жизнь, здесь рождались новые подходы, в том числе в изучении богословия. Часто мы спорили, отстаивали разные точки зрения, но это была благодатная и творческая дискуссия. И в результате нашу духовную школу многие отметили как, наверное, лучшую богословскую школу в православном мире», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Патриарший Местоблюститель выразил надежду, что великие традиции Санкт-Петербургской Духовной академии, получившие свое осуществление в веке двадцатом, еще будут воплощены в новых условиях исторического бытия Церкви. «Сегодня есть все для того, чтобы развивалась богословская мысль, чтобы юношество наше получало не только хорошее богословское, но и духовное образование. Исходя из своего опыта, скажу: нужно, конечно, владеть методом богословского исследования, нужно уметь писать богословские тексты, но самое главное — научиться сопрягать богословие с жизнью. Если это происходит, то смысл богословия становится очевидным, тогда богословие становится духовным и интеллектуальным оружием». Как отметил митрополит Кирилл, в свое время выдающийся богослов и архипастырь, кандидат на Патриарший Престол Высокопреосвященнейший митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) мечтал о том, чтобы на место, как он говорил, прогнившей российской либеральной интеллигенции пришла интеллигенция духовная: «Он мечтал о том, чтобы место тех, кто разрушал сознание нашего народа, займут созидатели интеллектуальной его жизни. Митрополит Антоний готовил так называемое ученое монашество, и многое из задуманного ему удалось сделать, но это стройное течение жизни было прервано катастрофой революции и гражданской войны».

http://patriarchia.ru/db/text/519962.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010