Во исполнение этого указа, по резолюции преосвященного Сильвестра, архиепископа с.-петербургского и шлиссельбургского, выдана была упомянутому купчине в том же году 28 мая сборная книга с тем, чтобы, собрав довольную сумму и приготовив надлежащие материалы, он, особым доношением Его Преосвященству, испросил его благословение на заложение церкви. Исходатайствовав разрешение на построение церкви, Бесчастный не оправдал оказанного ему прихожанами предположенной церкви доверия и оказался неспособным выполнить взятый им на себя труд. 23 октября 1761 г. обыватели московской части, жившие в Невской перспективе, в Каретной, Гончарной и Свечной слободах, доносили с.-петербургскому преосвященному, что «как Бесчастному консисториею для сбора на построение церкви дана при указе книга, тому минуло без мала треть года, а в сборе денежной суммы состоит немного, что в окончании взятого им, Бесчастным, на себя ига успеха ниже к зачатию строения никакого не видится… а они, обыватели, за неименением по близости их домов Божиих церквей претерпевают крайнюю нужду, что из будущих оной, назначенной к построению церкви прихожан купец Григорий Басалов добровольно принимает на себя труд скорейшего окончания сбора на сооружение той церкви… обещав прибавить собственных денег, хотя до тысячи рублей, если мирского денежного сбора будетъ недостаточно». Вследствие всего вышеизложенного, обыватели просили преосвященного Вениамина от Бесчастного сборную книгу отобрать и собранные деньги передать Басалову, которому они, по доброму его нынешнему состоянию, верят. По решению консистории по этому делу от декабря 1763 г… " Бесчастного от сбора денег и строения церковного устранить, а сбор денег поручить Басалову, выдав ему для того из консистории новую книгу и взяв с него обязательство в том, что приняв от Бесчастного все заготовленные материалы, и какие еще потребны, особенно для каменного фундамента, закупив на обещанные им, Басаловым, деньги, с архипастырского благословения, он немедленно начнет построение церкви по плану, представленному Бесчастным в консисторию, и окончит строение непременно тем же летом " .

http://sobory.ru/article/?object=34596

В Петровском-Разумовском на так называемых «выселках» проживал на нанятой 1761 даче в 1881 г. 1762 некоторый отставной присяжный поверенный, который часто ездил в Москву и, проезжая мимо дачи Н(икиты) П(етрович)а, любовался ею, 1763 и частенько говаривал жене своей: «Вот бы нам иметь такую дачку». – «Друг мой, – замечала на это жена, – ты очень завистлив. Мало ли чего хочется, да карман не позволяет. Ты раньше все бредил Монте-Карло, а теперь дачей Гилярова. Дача Гилярова стоит тысяч сто, а у нас всего 30 тысяч, да продаст ли он ее – это еще 1764 вопрос. Вообще всё это глупости». У упомянутого человека (назовем его N) был некий 1765 приятель, занимающийся маклерством, человек очень пронырливый. Однажды N высказал свое вожделение насчет дачи Гилярова. – «Мне до страсти хочется иметь такую дачу на собственной земле, как гиляровская. Пронюхай, голубчик, не продаст ли он ее, узнай цену. Ты на все руки мастер, а за услугу будет «калым " ». – «Я все могу сделать». Комиссионер 1766 взялся за дело энергично; пронюхал о плохих денежных делах Н(икиты) П(етровича), 1767 познакомиться с Н(икитой) П(етровичем) решил 1768 посредством сотрудничества в газете. Была написана статейка об адвокатуре, отнесена в редакцию и лично вручена секретарю; с секретарем комиссионер (два сапога пара) быстро познакомился и довольно коротко; узнал, что Н(икита) П(етрович) ищет денег и не против занять деньги под дачу, разузнал о делах Н(икиты) П(етровича) 1769 все подробности. Через секретаря комиссионер 1770 добился свидания с Н(икитой) П(етровичем), результатом коего 1771 был залог дачи за 25 000 р(ублей). «Обстроив дела» в какую-нибудь неделю, 1772 комиссионер полетел к N на дачу, ожидавшему дельца с нетерпением: «Дела наши, 1773 батенька, дрянь: дачи тебе не видать, как своей спины. Гиляров, как я наверное 1774 узнал, нуждается в деньгах; прослышал, однако, что под дачу некий господин не прочь дать 70 000 р(ублей)». – «Друг мой, как же быть?» – «Я сделал то, о чем ты меня просил, потратил последние гроши на «подмазку», угощение, а от тебя, вижу, будет шиш. Делай как знаешь, ты не дурак». – «Пощади!» – «Если дашь сейчас 500 р(ублей), а потом еще 500 р(ублей), то…» – «Дам, дам, дам». Получив 500 р(ублей), ловкач сказал: «Теперь ты станешь между двумя зеркалами и увидишь свою спину. Поедем к Тестову, я там расскажу все подробно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Легко примиряясь со своей собственной порочностью, Зосима сквозь пальцы смотрел на грехи пасомых и за подарок в несколько рыбин снимал епитимию с тяжкого грешника 1758 . Из числа лиц пресвитерского сана, проводивших жизнь подобно Зосиме, особенно выделяется Мартиниан. Он, по словам Исидора, обвинялся в волшебстве, в срамных и гнусных грехах; специальностью его было кулачество. Он скупал хлеб, когда этот был дёшев и продавал его втридорога во время недостатка его на рынке 1759 . Все эти пелузийские порочные клирики, по словам Исидора, не только не скрывали своих пороков, но дошли до такого бесстыдства, что даже хвалились ими, как добродетелями 1760 . Порочные пресвитеры сделались притчей во языцех, возбуждали смех в целой Пелузии 1761 . Это у одних. А другие считали их бичом страны. Некоторые, по словам Исидора, не верили, что напр. Зосима человек, а утверждали, что он скорее какой-нибудь зверь или человеко-убийственный демон 1762 . Против Зосимы и его сотоварищей сочинялись сатиры, в которых описывались всевозможные их пороки, а сами эти лица предавались глумлению 1763 . Некоторые из верую- —460— щих, наиболее знавших о порочности Зосимы, не могли даже принимать из его рук евхаристических даров, находили, что такой священник скорее осквернит, чем освятит 1764 . Таким образом мы видим, что не только духовенство значительнейших городов, где больше доходов и больше соблазнов, но и духовенство городов бедных, захолустных в первой половине V-ro века одинаково не представляло из себя образца нравственности. Мы умышленно привели больше примеров, чем сколько нужно было, и старались брать свидетельства от самых авторитетных писателей и документов, чтобы не могло быть никакой ошибки касательно действительно невысокого уровня пастырской нравственности указанного времени. Для большей ясности в понимании тех примеров, какие приведены нами раньше, надлежит ещё заметить следующее: клирики жили или одиночками, а таких было большинство, или же они жили комунарно, общежительно: пресвитеры, диаконы и прочий клир данной церкви, особенно немноголюдной, жили вместе – нередко и сам епископ жил с ними же.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Платона должно дать почву для научного построения полной биографии знаменитого иерарха, освещающей все стороны его могучей пастырской личности. Столетняя годовщина со дня кончины м. Платона должна быть ознаменована, прежде всего, трудами в этом направлении, попытками воссоздать доселе не вполне выяснившиеся, или, по крайней мере, оживить в общественном сознании полузабытые черты исторического облика великого иерарха. Самый день кончины м. Платона следовало бы ознаменовать торжественным поминовением и. Платона, по примеру недавнего торжества в память патр. Гермогена... Центром торжеств безусловно должна быть Троице-Сергиева Лавра с исторически связанными с ней учреждениями: Вифанским монастырем, Московской Духовной Академией и Вифанской Семинарией. С Троицкой Лаврой связана вся жизнь м. Платона. Вступив в нее 21 года жизни, около 18 июля 1758 года 1667 , в качестве учителя риторики Троицкой Семинарии, он в —219— том же году 14 августа принимает в ней пострижение в монашество и затем исправляет должность перводиакона 1668 ; через год (1759) становится префектом семинарии и учителем философии, и первым соборным иеромонахом 1669 , в 1761 году – ректором семинарии, в 1763 – наместником Лавры; наконец, с июля 1766 года 1670 и до конца жизни, в продолжении почти пятидесяти лет, ее архимандритом. «По самую смерть не было для него милее и любезнее во всем свете места паче Лавры» 1671 . Сюда он всегда стремился душой и среди шумного блеска придворной жизни, и среди скорбей и тревог епархиального управления, и со слезами отсюда выезжал, отправляясь время от времени, в северную столицу 1672 . Здесь провел он преимущественно последние два десятка лет своей жизни 1673 , и здесь совершен над ним чин погребения. Здесь все носит следы его забот и трудов, начиная от вековой святыни русского народа – Троицкого Собора, с мощами великого печальника русской земли, и кончая мелкими пристройками 1674 , – от главнейших начал ее жизненного строя и до отдельных обычаев и порядков 1675 . Печать могучего духа незабвенного иерарха лежит здесь на всем вместе с печатью духа его великого ученика – митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он готов был допустить даже оскопление, ссылаясь на примеры из подвижнической литературы и вместе с тем дает любопытную характеристику этого лица с высоким положением, дошедшего до полного физического расстройства, которому м. Даниил писал много раз, но безуспешно 1757 . Сильвестр в послании к Ивану Грозному, выражается о своих современниках так: «доброе хулят – женитву, а злое хвалят прелюбодеяние – содомский грех»; «тьмою зовет жену, а светом зовет – детину» 1758 . М.Грек также написал обширное слово «против погибающих без ума в богомерзком содомском грехе» 1759 . Начав издалека о древних содомлянах, – которых постиг божественный суд, уничтоживший их огнем и жупелом вместе с их городом, Максим признает, что виновных в этом грехе следует жечь огнем и предавать анафеме 1760 . Он напоминает имп. Юстиниана, который подвергал жестоким наказаниям виновных в этом гнусном пороке 1761 , и венец. дожа, подвергшего сожжению многих и в том числе не пощадившего своего сына (см. выше). Он ссылается на пример агарян, которые хотя предаются этому пороку 1762 , но мудрейшие из которых говорят, что виновные в этом грехе Бога не узрят и погибнут. С своей стороны Максим грозит им не огнем чистительным, как мудрствуют зломудренные латины, следуя еретику Оригену , но огнем негасимым, которым будут мучиться все нечестивые 1763 . Однако и этот порок не был особенностью только русского общества. По словам Георгия Амартола он был очень распространен среди вельмож и высшего духовенства Византии (см. в.). Современно М.Греку Иер. Савонарола приказывал жечь живыми обвиненных в содомском грехе, который стал сильно распространяться между итальянцами, вследствие превратного изучения римских писателей – отсюда идут запрещения против классиков вообще 1764 . В 1496 г. Эрколе I, герц. феррарский, издал указ против запрещенных игр, оргий, допущения в дома непотребных женщин, наложничества и мужеложества 1765 . Порок этот, по словам историка «возрождения», возникши в XV ст., встретил суровое преследование со стороны церкви и законодательства, почти был искоренен, но снова вкрался вместе с эллинскими мифами, которые изображали его в привлекательных формах, и с произведениями римских поэтов, относившихся к нему легкомысленно и с увлечением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

И вот ряды последнего теперь легко пополнялись из первой; 985 затем в книгу своих обвинений на «никониан» раскол занес много обвинений новых, конечно, не зачеркивая старых: стал обвинять за порядки жизни государственной, общественной и домашней; наконец, толки о наступлении царства антихриста в общем соответствовали давним этого рода толкам в расколе и распаляли фанатизм его последователей. В. – § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX – § 43. Миссии в этот период. – Литература по расколу § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX Изменение правительственных отношений к расколу началось при Петре III (1761–2). В начале 1762 года последовали два указа: одним раскольники сопоставлялись, в отношении религиозной свободы, с иноверцами, жившими внутри империи, 986 другим прекращались, в видах предупреждения самосожжений, производившиеся за содержание раскола следствия о раскольниках. 987 Екатерина II (1762–1796) действовала в духе полной «терпимости». Возникшее при ней направление пережило, с частными колебаниями в ту и другую сторону, два царствования: в сторону строгости при Павле I (1796–1801), в сторону снисходительности при Александре I (1801–1825), именно более широкой в начале царствования и более ограниченной в конце. Общий характер законодательства о расколе времен Великой императрицы сказался в факте упразднения того учреждения, которым создавалось исключительное положение раскольников в государстве, – «Раскольнической конторы», с подчинением их ведению общих присутственных мест (1763), 988 и в запрещении употреблять – и в актах, и в «разговоре» – наименование «раскольник» (1783 г.): это значило, что «светская власть» решилась «не вмешиваться в различение, кого считать за православных и кого за заблуждающихся, признавая своею обязанностью лишь то, чтобы «наблюдать, дабы каждый поступал по государственным узаконениям». 989 Что же, – приравнивались ли через это раскольники к иноверцам? Когда, в 1800 году, при императоре Павле, был возбужден вопрос о том, следует ли брать с раскольников штраф за небытие у исповеди, то Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Из последующих преемников апостольского служения те только были достойными, носителями высокого звания пастыря и учителя церкви, которые приступали, к этому званию, обладая высокими нравственными достоинствами и отличались высоким нравственным совершенством во все продолжение жизни своей. Таков, например, был святитель русской церкви Тихон Задонский . Св. Тихон, в мире Тимофей Савельич Соколовский, был сын бедного дьячка Новгородской губернии, который вскоре после его рождения и умер, оставив, после себя множество сирот. Благодаря поддержке своего старшего брата, и своему трудолюбию, св. Тихон поступил в Новгородскую семинарию и. принят был на казенное содержание (1740 г.). Отличительными качествами молодого воспитанника семинарии были прилежание и любознательность, которые соединялись с заметно сильным, строго благочестивым настроением его души и его поведения, отличая его тем от прочих товарищей и всей его жизни придавая вид подвижничества. Товарищи Св. Тихона чувствовали особенность его жизни и его высокое нравственное превосходство; но вместо того, чтобы соревновать ему, как бы следовало делать, они, как обыкновенно бывает с легкомысленными юношами, напротив, только смеялись над ним и над его бедностью. Они брали его бедную, домашнюю обувь – лапти и, махая ими пред ним, приговаривали: «величаем тя.» На 30-м году своей жизни Св. Тихон окончил курс своего семинарского образования в числе лучших студентов. Жизнь в школе была, для него временем искуса и послушания и потому неудивительно, что он чрез девять лет по окончании курса уже удостоился стоять в сонме иерархов русской Церкви. Св. Тихон был посвящен в епископа в 1761 г. и послан в Новгород викарием. Прибыв в Новгород, он встретил своих бывших товарищей по воспитанию, которые прежде смеялись над его бедностью и его религиозностью. Он, шутя говорил им: «вот вы махали прежде на меня лаптями, а теперь будите кадить мне.» Впрочем, святитель Тихон недолго жил в Новгороде. В 1763 г. его перевели, на Воронежскую кафедру. Прибывши в Воронеж, Св. Тихон, действуя на свою паству словом и авторитетом своей власти, в тоже время, действовал на нее и примерок своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

В 1761 г. Тихон был посвящен в епископы и назначен викарием Новгородской епархии. С большим смущением ожидали нового викария те, кто кадил под нос лаптями семинаристу Тимофею. Но вскоре увидели, что Тихон остался таким же незлобивым, простым и любвеобильным человеком. В 1763 г. Тихон был переведён на самостоятельную, кафедру в Воронеж. Первой его заботой было завести училищные курсы для бедных детей духовенства, образовать само духовенство, поднять его из унижения и возвысить уровень его нравственного развития. Это был в высшей степени добрый и общедоступный архиерей, совершенно чуждый того «вельможного» духа, который проникал тогда, в отношения к духовенству большей части других архиереев, успевший связать себя с духовенством сердечными, почти семейными узами. Он первый из наших архиереев требовал от своих консистористов и других епархиальных чинов, чтобы они уважали духовное лицо, требуя к ним почтения и во время производства судебных дел. Задолго раньше правительственных указов, старавшихся смягчить суровый характер епархиальной администрации, в Воронежской епархии уже вовсе не слышно было о прежних суровых и унизительных наказаниях духовенства. Святитель Тихон относился к нему не как владыка, а как старший брат, разделяющий с ним интересы одного и того же священного служения, в самых наказаниях виновным священнослужителям сквозь начальственные распоряжения по требованию архипастырского долга видим глубоко человечное любовное отношение к павшему собрату. Также с большой энергией св. Тихон защищал свое духовенство от своеволия и насилия (светских) казацких начальств и разных светских сильных лиц. Таким же сердечным характером отличались его отношения к пастве. Для возвышения нравственно-религиозного образования народа, он ввел в своей епархии целый ряд катехизических чтений, и сам часто говорил поучения, и издавал сочинения для народа. Не ограничиваясь этим, он являлся сам в дом горожан, когда требовалось его утешение, наставление, пастырское участие в обстоятельствах частной их жизни. В притоны бедности, в тюрьмы он ходил в рясе простого монаха с утешением и богатого милостыней, на которую прожил все свое личное достояние. Кротость и смирение его не знали пределов. Горячий от природы и нервный от болезни он сумел до того проникнуться этими христианскими добродетелями, что до земли кланялся своим келейникам, если видел, что они оскорбились каким-нибудь его замечанием, обидевшего его он первый начинал умолять: «простите меня, ради Бога, что я ввел вас во искушение». Раз в одном доме святитель стал опровергать одного дворянина, зараженного идеями модной философии 18 века, и так метко, что тот вышел из себя и ударил его по щеке. Смиренный святитель тут же упал ему в ноги, и просил у него прощения, это так поразило обидчика, что он расплакался и сделался хорошим христианином. Простой народ видел в нем отца и заступника пред сильными мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Кроме того, в отношении церковного суда вообще и в виду предписаний римского права о судопроизводстве, принятых церковью, в канонах обращено особое внимание на лиц, которые вообще являются пред церковным судом, именно на истца, обвиняемого, защитника и свидетелей. 1 . В отношении истца каноны делают различие между делами церковными и гражданскими, могущими быть предметом судебного разбирательства. Подать на духовное лицо жалобу по церковным делам может только православный и пользующийся добрым именем 1756 ; следовательно обвинителем не может быть неправославный 1757 , бывший под судом или осужденный 1758 , не пользующийся добрым именем 1759 , обвинявший не основательно кого-нибудь и получивший отказ 1760 , и вообще никто из тех людей, которых не принимают и светские суды в качестве обвинителей 1761 . Обвинение должно быть гласным, а тайное не принимается даже от епископа 1762 . По делам частного характера – иначе, и жалоба принимается от всякого 1763 . Сверх этих канонических постановлений о личности обвинителя, каноны узаконяют еще, чтобы он, начав процесс, довел его до конца и представлял, по требованию суда, все доказательства, необходимые для подтверждения его обвинения. Вследствие этого, если бы во время ведения процесса он скрылся или намеренно не отозвался на вызов суда, то обвиняемый освобождается от всяких последствий обвинения, а обвинитель подвергается заслуженному наказанию 1764 . В случае, если место, где начат процесс, не представляет обвинителю достаточного ручательства в свободе суда от внешних влияний, или если родственные и другие связи обвиняемого со свидетелями не дают ему уверенности, что последние будут показывать правду, то он имеет право требовать перенесения дела в какое-либо соседнее место, где эти влияния не могут действовать на правильный ход процесса 1765 . Представляя жалобу, обвинитель должен точно обозначить, в чем обвиняется известное лицо, и указать двух или трех свидетелей, которые могут доказать основательность его жалобы 1766 . Наконец, если во время процесса обнаружится, что сам обвинитель находится под следствием, то его жалоба совершенно отвергается, кроме того случая, когда она касается частного дела 1767 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Кризис, охвативший в XVIII в. Османскую империю, сказался и на подвластных ей территориях. Некоторые господари-фанариоты с согласия Порты провели ряд реформ с целью создать условия для повышения производительности труда и избежать увеличения социальной напряженности. Константин Маврокордат, высокообразованный человек, хорошо знакомый с порядками на Западе, 6 раз был господарем Валашского княжества (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763) и 4 раза - в Молдавском княжестве, на протяжении почти 3 десятилетий проводил крупные реформы социального, фискального, юридического и адм. порядка, которые осуществлялись на основе Уложения от 7 февр. 1740 г. Фискальные законоположения Уложения отменяли многочисленные налоги и обязывали налогоплательщиков платить фиксированный налог, разделенный на 4/4. Были предприняты попытки ликвидировать круговую поруку сельских общин в уплате налогов, что давало возможность для появления конкуренции между производителями. Часть крестьян, которые назывались послушниками, или скутельниками, число которых было четко определенным, уплачивали налог не гос-ву, а боярам. Реформы налогообложения несколько улучшили механизм сбора налогов, однако не уменьшили налоговое бремя - позже в отдельные годы взимались по 6-12 и больше четвертей в год. Реорганизация адм. устройства была обусловлена необходимостью четкого надзора со стороны гос-ва над всеми сферами жизни населения. Была введена должность уездного, или цинутского, исправника с административными, судебными и фискальными функциями. Система, по которой сановникам платили из налоговых повинностей населения, была заменена фиксированным жалованьем. Процесс реорганизации гос. институтов затронул и судопроизводство: были укреплены центральные судебные органы в ущерб церковным и сеньориальным, вводилось обязательное письменное протоколирование процедуры (вместо устной), что позволяло контролировать процессы и ограничивать произвол. Из многочисленных реформ, проведенных Константином Маврокордатом, самыми значительными были социальные реформы 1746 г., в рамках к-рых 5 авг. господарь отменил крепостное право (румынию). Освобождение осуществлялось по желанию бояр (либо бесплатно, либо за выкуп в 10 талеров). Реформа не решала аграрный вопрос - крестьяне, освобождаясь от крепости, не получали землю и были вынуждены обрабатывать боярские земли за определенные повинности, в т. ч. и оброк (клаку); также они отрабатывали для барина 12 дней в году. Социальная реформа затронула боярство: боярский титул стал рангом, связанным с гос. службой, он был разделен на 3 категори: великие бояре, бояре среднего звена и малые бояре; каждая категория имела свои фискальные, экономические и социальные привилегии, среди к-рых самая значительная состояла в освобождении от налогов. Реформы Константина Маврокордата коснулись также Церкви: господарь установил более тщательный надзор за митрополитами; рукополагать во иереев теперь можно было только грамотных.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010