Одна только особенность есть во Христе по сравнению с нами, - та, что Он был зачат в утробе Девы без семени и родился без тления, ибо не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1Пет.2:22). Прочее же все, как у нас: Он ел, пил, дышал, рос, ходил, потел, уставал, был распят, умер, хотя, как Бог, в третий день воскрес, имея и после Воскресения наш изображаемый вид, обоготворенный и ставший нетленным в Нем. В этом виде Он являлся апостолам, с ними ел и пил после Воскресения и был осязаем Фомой, сказав всем принимавшим Его за духа: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк.24:39). Так Он и вознесся во славе, так и опять придет в том же виде - в нашем образе, и увидит Его всякая плоть грядущим с небес, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Его (2Фес.1:7-8), с которыми будут мучиться распявшие Его иудеи и не принимающие изображений Его иконоборцы. Это, братия, евангельская проповедь, это - апостольское учение. Мудрствующие же иначе, напротив, стараются увести народ Божий к иному благовествованию, которое, впрочем, не есть иное (Гал.1:6-7), предлагая ложные писания, говоря от своего чрева, а не из уст Господних. Ибо обычно к пшенице всегда примешиваются плевелы и к истине прибавляется ложь. Да и как открылась бы истина, если бы не было противоречий? Но если даже мы, - говорит апостол, - или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1:8-9). Излишне было бы мне писать вам, что возможно изображать Богородицу и святых. Ибо глупо было бы говорить, что какой-нибудь человек не может быть изображаем. А отрицающие, что Христос, Который есть Глава тела Церкви может быть изображаем, полагали заодно уничтожить и иконы членов Христовых, так как мы все - тело Христово, а порознь - члены (1Кор.12:27). Ибо для них является обличением то, что Матерь Божия изображается на иконе, а Родившийся от Нее и питавшийся сосцами Ее и испытавший все, относящееся к телесному пребыванию Его, нет. Их разоблачает и то, что свидетели и слуги будут живописуемы, а Тот, Которому они служили и с Которым общались, не будет изображаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Однако неверный царь не захотел просить, оставаясь при своем сомнении. И тогда пророк возвестил, что Бог даст им знамение, хотя бы они его и не просили. Знамение сие относится к отдаленным [будущим] временам и касается спасения всего человеческого рода. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог (ср. Мф. 1:23 ). Почему пророк не дал сразу некое знамение, чтобы царь уверовал? Потому что сего предречения о спасении Иерусалима в ту пору, когда царь думал, что всё пропало, было достаточно для того, чтобы и силу Божию явить, и неверие царя [обличить]. Но почему пророк именно в тот час и в таких обстоятельствах изрекает пророчество о рождении Спасителя? Потому что человеческий род, будучи угнетаем и окружаем силами демоническими, во время пришествия Спасителя пребывал в точно таком же отчаянии, как и Иерусалим в пору изречения пророчества. О деве ли упомянул пророк в [своем] предвестии или о женщине? Естественно, о деве. Ведь если бы речь шла о женщине, то какое бы это было чудо и какое знамение? Не все ли люди рождаются от женщин? Вся тяжесть [смыслового] ударения здесь на слове Дева . Так всевидящий Бог умеет связывать близкое с далеким и, исполняя одно пророчество в настоящем, утверждает другое пророчество в будущем. Еммануил – с нами Бог – в дальнейшем спасет человеческий род, пребывающий в подобной опасности: спасет как Бог воплощенный, как Богочеловек, рожденный от Пречистой Девы и Духа Святого. О Господи, давший силу пророкам созерцать истину, приходящую из времен далеких, дай и нам силу принять и усвоить эту истину, которая уже пришла. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 14 августа 1. Св. пророк Muxeй II . [Родом] из колена Иудина, из селения Мориси [Морешет], вследствие чего именовался Морисичанином [Морасфитином]. Современник пророков Исаии, Амоса и Осии, а также иудейских царей Иоафама, Ахаза и Езекии. Обличал пороки своего народа, разоблачал и лжепророков, проповедующих о вине и сикере ( Мих. 2:11 ). Предсказал гибель Самарии, а также разрушение Иерусалима, которое произойдет из-за того, что главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги ( Мих. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши 245 . Этот суд был для женщины совершенно неожиданным и страшным: она не надеялась ни на какое прощение, а думала, что ее побьют камнями, потому что, как иудейка, знала о том, что предписывает Моисеев закон в таких случаях. Тем не менее она получила прощение, но не так, как мы часто желаем: получить прощение и продолжать вести себя по-прежнему, считая, что наше дело грешить, а Божие дело бесконечно нас прощать. Господь сказал этой женщине: Иди и впредь не греши. Вот принцип истинного покаяния: не только раскаяться в своих грехах, но и положить конец прежнему греховному образу жизни. Конечно, это трудно применить к действию самой страсти, но перестать грешить на деле, безусловно, можно и нужно. Не может идти речь о борьбе с блудной страстью, если мы совершаем грех на деле. Сначала мы прекращаем грешить на деле, а потом начинаем вести борьбу внутреннюю, то есть бороться за очищение своего сердца, ибо из сердца исходят помышления злая 246 . А любодеяния и прелюбодеяния, как говорит Евангелие, одни из тех злых помышлений, которые исходят из нашего нечистого сердца. Надо сказать, что страсти выходят из человеческого сердца не всегда в откровенном виде. Они лукавы и принимают благовидный образ. Блудная страсть часто также прикрывается приличным предлогом, допустим желанием проповедовать лицам противоположного пола или в чем-то им помогать. И если ты видишь, что тебе не хочется помогать лицам своего пола, а по отношению к лицам противоположного пола испытываешь сильнейшее желание делать добро, то это уже подозрительно. И часто люди неопытные, доверяя почему-то влечению своего сердца – а доверять ему никак нельзя до тех пор, пока оно не очищено, – ведут себя неосторожно и оскверняются, а иногда впадают в тяжкие грехи. Они не понимают, что помыслы любодеяния, прелюбодеяния, которые выходят из их сердца, могут иметь вид любви к ближнему, милосердия и прочего. Нужно быть чрезвычайно осторожным и уметь разоблачать лукавые помыслы, надевающие на себя личину добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Опровергнутый посредством Закона, [враг] и сам попытался ещё сделать нападение также чрез приведение заповеди Закона. Приведя [Господа] на высочайшее крыло храма, он сказал: «Если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим Бог заповедал о Тебе, и на руках понесут Тебя да не преткнёшься о камень ногою Твоею» ( Мф.4:6 ; Пс.90:11 ), – скрывая ложь посредством Писания, как делают все еретики. Ибо, что «Ангелам Своим заповедал о Нём», это написано, а о том, чтобы броситься вниз, не говорит никакое писание, но диавол сам от себя привнёс это внушение. Господь также посредством Закона опроверг его, говоря: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ), и сими словами Закона Он показал, конечно, то, что относится к человеку, потому что человек не должен искушать Бога, в отношении же к нему [врагу], поскольку он явился как человек, указал, чтоб он не искушал Господа Бога своего. Посему превозношение разума, бывшее в змее, сокрушено смирением человека, и диавол дважды был поражён от Писания, потому что был обличён как внушитель противного заповеди Божией и враг Божий по своему расположению. Сильно посрамлённый, он, как бы собравшись со своими силами и сосредоточив всё могущество своё во лжи, в третий раз «показал Ему все царства мира и славу их», говоря, как упоминает Лука: «Всё это дам Тебе, – потому что это предано мне и кому я хочу даю, – если припадёшь и поклонишься мне» ( Лк.4:6–7 ). Господь, обличая, кто он был, сказал: «Отойди, сатана, ибо написано: Господу, Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ), – сим именем разоблачая его и в то же время показывая о Себе, Кто Он был. Ибо еврейское слово «сатана» означает отступник. Итак, в третий раз победив его, Он окончательно прогнал от Себя его, как законно побеждённого; и бывшее в Адаме преступление заповеди Божией было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди Божией. 3 . Кто же Господь Бог, о Котором свидетельствует Христос, Которого никто не должен искушать, Которому все должны поклоняться и Одному только служить? Это, без сомнения, Тот же Бог, Который дал и Закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Павла. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17). Это противопоставление в Евангелии от Иоанна всячески акцентируется. Иисус Христос подчеркивает, что Он уже не в «эпохе закона»: в своих диалогах с иудеями Он использует выражение «ваш закон» (Ин 8. 17; 10. 34). Иудеи судят о Христе по закону (Ин 7. 23, 51-52; 8. 5; 12. 34; 19. 7). Он же разоблачает их ханжество и лицемерие в отношении закона, к-рый они используют для оправдания своего жестокосердия (Ин 7. 19; 8. 17; 10. 34; 15. 25). Несколько неожиданно в 1 Ин 3. 4 утверждается, что «всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», что противоречит богословию ап. Павла, строго разграничивавшего понятия «грех» и «беззаконие». Но в 1-м Послании Иоанна не вводится новая этика закона, и высказывание 1 Ин 3. 4 следует понимать в контексте полемики с гностическим лжеучением о безгрешности (1 Ин 1. 8, 10). Ап. Иоанн различает «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1 Ин 5. 16). К смерти ведет отпадение от истинной веры в Сына Божия, ибо «не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин 5. 12). «Грех не к смерти» может быть исповедан и прощен (1 Ин 1. 9; 5. 16). Все зависит от пребывания во Христе (1 Ин 3. 6), Который есть наш ходатай перед Богом (1 Ин 2. 1). Если мы пребываем в Нем, то мы соблюдаем заповеди Божии. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга» (1 Ин 3. 23). Так закон, выражающий волю Божию, сводится к заповеди любви. З. М. в Послании Иакова В Иак 1. 25 и 2. 12 используется выражение «закон свободы» (νμος λευθερας), к-рое кажется внутренне противоречивым. Однако оно обозначает собрание наставлений Иисуса Христа (таких, напр., как Нагорная проповедь - Мф 5-7). Эти наставления, принятые как правила жизни, делают свободными от следования букве ветхозаветного закона. Из контекста становится ясно, что основное содержание «закона свободы» - милость (λεος). Этот «закон свободы» может быть также назван «царским» (νμος βασιλικς): «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», - хорошо делаете» (Иак 2.

http://pravenc.ru/text/182513.html

Под влиянием силы благодати это содержимое приходит в движение и беспокойство, сбрасывает покрывало, разоблачается и оголяется, предстает в своем подлинном виде. Судьба его различна в зависимости от силы действующей благодати, которая всегда индивидуальна, действует то сильнее, то слабее. Часть этого содержимого получает свободу и искупление, а другая просто выбрасывается и возвращается в инфернальные депо. Новое рождение Обновление человека, как основная предпосылка апокатастасиса, носит в новозаветной литературе название рождения. В отличие от первого естественного появления на свет человека это есть новое его рождение. У ап. Павла это носит название палингенеза, то есть вновь-рождения. В беседе с Никодимом Христос называет его «рождением свыше» ( Ин. 3, 3 ), причем это рождение является необходимым условием для того, чтобы «увидеть царствие Божье» (Ст. ж.). Беседа Христа с Никодимом – один из центральных пунктов всего евангельского изложения, и неудивительно, что она изложена у божественного апостола любви Иоанна, первого богослова христианской Церкви. Христос говорит о «рождении от воды и Духа» и поясняет: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3, 6 ). Дальше идет удивительная, ни с чем не сравнимая характеристика духа и духовно рожденного: «Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3, 8 ). Недоуменный вопрос Никодима: «Как это может быть?» обнаруживает всю бездну человеческого невмещения и непонимания. Никодим, как и его соотечественники и современники из иудейской элиты, утратил «ключ к Царству», как в том упрекает Христос в другом месте. Ап. Иоанн в 1-м своем послании говорит еще яснее: «Рожденный от Бога хранит себя» (от зла и страстей) ( 1Иоан. 5, 18 ). Ап. Павел говорит о «бане возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3, 5 ), имея в виду крещение как источник возрождения. О рождении от Бога говорит Иоанн и в начале своего Евангелия – о тех, кто «от Бога родился» (1,13). С исключительной духовной проницательностью говорит о новом рождении Никита Стифат :

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Под предлогом сохранения денег ищут сожительства с женщинами Поэтому некоторые, уже подвергшись невозвратимому падению в глубокую пропасть, стремятся к смерти и, не довольствуясь тем, чтобы одним им владеть деньгами, ищут сожительства с женщинами, которые должны хранить то, что худо собрано или удержано ими. И таким вредным и гибельным занятиям предаются, так что падают до глубины ада, когда не хотят последовать учению апостола, который завещал, чтобы были довольны тем, что имеют пищу и одежду, кои даются из экономии монастыря. А желающие обогащаться впадают в искушение и сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим 6, 8-10).  Глава 12. Пример одного холодного монаха, опутанного сетями сребролюбия  Я знаю одного, который считал себя монахом и, что еще хуже, льстил себя совершенством. Когда после принятия в киновию авва стал увещевать его, чтобы он не возвращался к тому, от чего отрекся при вступлении на поприще самоотвержения, и отрешился бы от корня всех зол — сребролюбия и земных уз, а лучше бы пожелал очиститься от прежних страстей, которым часто подвергался, перестал домогаться того, чего и прежде не имел, а если узами корыстолюбия будет связан, без сомнения, не сможет достигнуть очищения своих пороков; тогда монах не постыдился с суровым лицом отвечать ему. Если ты имеешь, чем содержать очень многих, то зачем мне запрещаешь иметь то же?  Глава 13. Разоблачая пороки, какую пользу приносят старцы молодым А такое наставление никому не должно казаться излишним или неприятным. Если прежде не будут раскрыты раны и исследованы истоки и причины болезней, то недужным не может быть предоставлено соответственное лечение и у здоровых нельзя сохранить полное здоровье. Это и многое другое старцы, испытавшие бесчисленные случаи превратностей и падений, обычно высказывают в наставление младшим. Когда таким образом старцы излагали, каким страстям подвергались, мы получали исцеление, молча узнавая лекарства и причины приключающихся с нами пороков, которые мы скрыли, оставили без описания не из опасения братьев, а потому, чтобы книга, попав в руки мало сведущих в этом деле, не открыла неопытным того, что должно быть открыто только трудящимся и старающимся достигнуть верха совершенства.  Глава 14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1778...

Потому ответ Иисуса Христа как разоблачает злой умысел дьявола, так и свидетельствует снова – и при втором искушении – об истине и правде частной человеческой воли перед волей Божественной: «Написано также, – сказал Спаситель дьяволу , – не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ). Как при первом искушении, так и в данном случае Иисус Христос ответил дьяволу словами пророка Моисея, который говорил иудеям: «Не искушайте Господа Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» ( Втор.6:16 ); искушение же Господа в Массе состояло в том, что иудеи роптали на Моисея в пустыне по случаю недостатка воды: «И укорял народ Моисея, – говорится в книге Исход, – и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?» ( Исх.17:2 ). Из этих слов пророка Моисея ясно видно, что укор Моисею относился непосредственно к Господу, пророком, орудием и как бы органом Которого был Моисей, вождь еврейского народа. В чем же состояло здесь, спрашивается, искушение Господа от роптавшего народа? В заявлении ли желания – просьбы напоить их, смертельно жаждущих в пустыне? Если бы это было моление Господу, то в этом молении выразилось бы только упование на Господа и несомненная вера в Него, и такое моление не только не было бы преступным, но было бы священным и благословенным от Господа. К несчастью, иудеи не просили Господа и не молились Ему о ниспослании свыше и требовали чуда. И эта вина их безмерно отягчается, и ропот их является действительным искушением Господа, дерзким вызовом Господу, так как мы, во-первых, слышим их слова: «дайте нам воды!», и во-вторых, знаем то настроение душ и сердец их, с которым они обращались к Моисею, и через Него к Господу. Иудеи не молили Господа о заступлении, а требовали от Него чуда в силу того, что Господь через Моисея вывел их из Египта, привел их в пустыню, и вследствие этого он как бы обязан заботиться о них, питать и поить их за то, что они послушались Господа и сделались Его народом. Требовал от Бога чуда, делал вызов Господу, что Он якобы обязан отвечать человеку могуществом Своей десницы, что призвание, избрание и служение Богу, подчиняя волю избранного и призванного, в то же время обязывает призвавшего Бога, делая Его до некоторой степени служебным во имя идеи призвания, – значит искушать Господа и хульно мыслить о Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким : «Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” ( Деян.10:35 ), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” ( Мф.28:19–20 )? И еще сказал Господь Иисус Христос : “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк.16:16 )… Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” ( Рим.2 14–15)» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Прекрасно также сказал (Петр): " Давид говорит о Нем " , чтобы ты не отнес этих слов к самому пророку. Видишь ли, как он, наконец, объясняет и разоблачает пророчество, показывая, каким образом Христос воссел на престоле Своем? Ведь царство духовное на небесах. Заметь, как вместе с воскресением он указал и на царство, сказав, что (Христос) воскрес. (Далее) показывает, что пророк был поставлен в необходимость (говорить так), потому что это было пророчество о Христе. Почему же он не сказал: о царстве Его, но: " воскресил " (ст. 31)? Это было слишком высоко (для них). Но как Он воссел на престоле? Будучи царем над иудеями. А если над иудеями, то тем больше над теми, которые Его распяли. " И плоть Его " , говорит, " не видела тления " (ст. 31). Это, по-видимому, меньше воскресения, но на самом деле это одно и то же. " Сего Иисуса Бог воскресил " . Смотри, как (всегда) не иначе называет Его. " Чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею " (ст. 32, 33). Опять обращается к Отцу, хотя довольно было и того, что сказал уже прежде; но он знал, насколько это важно. Здесь он намекнул и на вознесение, и на то, что Христос пребывает на небесах; но ясно и этого не высказывает. " И приняв от Отца обетование Святаго Духа " (ст. 33). Смотри: вначале сказал, что не Христос послал Его (Святого Духа), но Отец; а когда напомнил им об Его чудесах и о том, как поступили с Ним иудеи, когда сказал о воскресении, то уже смело начинает говорить и об этом и опять их самих приводит в свидетели, ссылаясь на то и другое их чувство (т.е., на зрение и слух ст. 33). И о воскресении упоминает часто, а об их преступлении только однажды, чтобы не быть для них тягостным. " И приняв " , говорит, " от Отца обетование Святаго Духа " . Это опять (истина) великая; и я думаю, что он говорит теперь о том обетовании, которое было до страдания. Смотри, как, наконец, все это он усвояет Христу, делая это очень незаметно. В самом деле, если Он излил (Святого Духа), то, очевидно, о Нем сказал пророк выше: " в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1662...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010