Будем же молиться и уповать на милость Божию, чтобы воскресший Господь наш Иисус Христос пробудил в нас благодать милосердного труда, содействовал каждому благому начинанию. Да сподобимся и мы, угодив Господу совершением добрых дел, услышать от Возлюбленного Спасителя нашего утешительные слова помилования и благодарности: …придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:34-36 ). И далее: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Аминь. Христос воскресе! Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) …Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. ( Ин.8:51 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В Святом Евангелии, которое мы слышали сегодня (см. Ин.8:42-51 ), продолжается проповедь Господа нашего Иисуса Христа об истинной вере и правильном понимании слова Божия. Как горько и больно было Спасителю, что люди, собравшиеся в храме и спорящие с Ним, по собственному нежеланию не хотели услышать Его: …почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Естественно, эти люди не были глухими, они слушали, и спорили, и возражали, но истинный смысл слов Господних не открывался их зачерствевшим сердцам. Иудеи не воспринимали учение Христово, потому что их души были затемнены завистью и злобой, а в умах зрел чудовищный замысел убить Господа. И Спаситель из Проповедника истины становится Обличителем: Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня. При рождении у человека нет возможности выбирать отца по плоти, это определяет только Бог. Но что касается духовного выбора, то здесь Отец Небесный даровал людям полную свободу. Человек сам может определить для себя — с кем он, с Богом или без Бога. Разоблачая лицемерие иудеев, Господь прямо и решительно заявляет им, что их духовный отец — враг рода человеческого: …ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Будь здоров и мужайся, сын мой, отражая невидимо нападающих с обеих сторон врагов силой веры, страха Божия и любви. Ибо когда они, нападая извне посредством вводимых ими ересей, отражаются православным суждением, то нападают, коварные, изнутри, стараясь похитить душевное сокровище. Да избавимся от их уловления, воздевая руки к Богу, при помощи молитв общего нашего отца и всех благочестивых, я, и ты, и все братья наши! Игумен Авлита играет на флейте но нечто непонятное и несогласное с Духом Святым. Словами же, что он взирает на Рим, прикрывает слабости и ложно оправдывается в соответствии с настоящими обстоятельствами, а то, что он говорит о Савве и Феоктисте, благочестивейших монахах, и о том, что происходит в Риме, - несправедливо. Ибо они настаивали, чтобы обращающиеся из иконоборческой ереси епископы не были принимаемы в своем стане, притом не все, но главные и высшие начальники ереси, по словам святого Афанасия что справедливо. Но когда собравшийся в то время собор рассудил принять всех, следуя примеру четвертого святого Вселенского Собора, то и они согласились; потому что не было нарушено ничего необходимого. Относительно же симониан тогда не было ничего объявлено, так как это дело должно было рассматриваться после собора. А когда было рассмотрено, то... во-первых, епитимья на один год и более О, дерзновение! При помощи некоторых монахов, имена которых обхожу молчанием, патриархом было издано определение об уничтожении низложения навсегда, так что те, которые низложены Богом через верховного апостола Петра, снова могут стать священнослужителями Христовыми. Так как на это не только не согласились единомысленные с Саввой, но и вступили в спор с ним, то что делает последний? Он исправляет зло добром: он отрекается от того, что назначал такую епитимью и принимал рукоположивших и рукоположенных за деньги. Но говоря это, он разоблачается тогдашней императрицей, которой он и был увлечен назначить беззаконную епитимью. Наступил день Богоявления Христова. Пришли в этот день и подвергнутые епитимье, исполнив свое наказание, и потребовали разрешения. Тот отказал, но императрица настаивала на их принятии. Патриарх снова меняет добро на зло: открыто служит вместе с ними в тот самый праздник, конечно, не против воли, но добровольно, коль скоро он служил, имея возможность не сослужить с низложенными, хотя иной и скажет, что он не мог поступить иначе. Отсюда пошло разногласие его с единомысленными с Саввой, отсюда получило силу разрешение, превышающее божественные правила. Рим же не одобрил этого (да не будет!), но признавал и сам собор не вселенским, а поместным и исправлявшим собственные погрешности. Ибо заседавшие не были представителями других патриархов, это ложно. Римские присланы были сюда по другой причине, не для собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1113...

В дальнейших своих словах Иисус Христос категорически заявляет «Не можете служить Богу и маммоне». Слово «маммона» сирийского или халдейского происхождения (по другому варианту арамейского) и обозначает богатство, приобретенное неправедным путем. У восточных народов маммоной назывался языческий бог богатства (лукавый злой дух), покровительствующий стяжательству и накопительству. В Своих словах Иисус Христос о маммоне говорит как о злом духе, от служения которому предостерегаются люди. Такое предостережение вызвано тем, что человек, любящий богатство и надеющийся на него, привязывается к богатству и ошибочно считает, что только богатство может помочь ему приобрести счастье в жизни. Иисус Христос разоблачает это ложное убеждение, указывая на то, что помимо земных сокровищ, есть сокровища небесные, которые выше любых земных богатств. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Матф.6:19–20 ). Слова Иисуса Христа о том, что нельзя служить Богу и маммоне, нужно понимать в том смысле, что также, как не может раздвоиться сердце человека, так и невозможно одновременно служить Богу (делать добрые богоугодные дела) и маммоне (приобретать богатство неправедное, достигнутое нечестным путем). А служение Богу со стороны такого человека будет неискренним и лицемерным, потому что человек, искренне преданный Богу, отказывается от совершения злых дел и не допускает в своей жизни греха, в данном случае выраженного в виде приобретения богатств неправедных. На то, что под маммоной понимается богатство неправедное, указывает тот факт, что маммона является языческим божеством, то есть злым духом, понукающим человека к стяжательству любой ценой. А приобретение богатства нечестным путем, то есть служение маммоне и порицается Иисусом Христом, проповедующим честную жизнь и служение добру, что выражается в соблюдении Закона Божьего. И если маммона говорит человеку – грабь и воруй, любой ценой приобретай богатства неправедные. То Бог говорит человеку – не укради, проявляй любовь и сострадание к ближнему своему. Если маммона говорит человеку – береги свои сокровища, люби их и никому их не давай. То Бог говорит человеку – поделись с ближним, подавай милостыню нищим, так как смысл жизни не в накопительстве, а в использовании богатств для добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В еврейском мировоззрении царил взгляд на исполнение воли Божией, как на внешнее соблюдение религиозных предписаний и исполнение обрядов. Пророк Исаия разоблачает такое уродливое воззрение как ханжество и лицемерие: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте ( Ис.58:4 ). Неужели подобный образ жизни можно назвать угодным Богу, совершением поста перед Ним? Из этих слов Священного Писания совершенно ясно, что один телесный пост, даже если он сопровождается изнурением тела, совершенно недостаточен. В своих обличительных словах пророк Исаия раскрывает внутреннюю сторону поста, его истинную природу, состоящую в делах любви, милосердия и правосудия. Основная задача такого поста – борьба с греховным эгоизмом и служение людям. Именно такой пост приносит подлинно спасительные плоды: Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» ( Ис.58:8–9 ). Таким образом, по мысли пророка, истинный пост связан с нравственным исправлением и духовным оздоровлением людей. Удивительно: почти целая глава у пророка Исаии посвящена посту, однако в ней нет ни одного слова о еде, а только о самом главном – о посте, который Господу угоден, о днях усиленного труда над человеческой душой, о понуждении ее к смирению, исправлению своих грехов и усиленному творению добрых дел. Невозможно искать Бога и милостей от Него, если в этом участвует только наш желудок. Пост – это отнюдь не время диетического питания для разгрузки организма. От имени Бога пророк Исаия сказал о людях, которые совершали служение Богу только внешней, телесной деятельностью: Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно… ( Ис.58:2 ). Но не там они ищут Бога и не так, как это нужно. Иисус Христос, повторяя мысли пророка Исаии, возвестил: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то€, что€ входит в уста, оскверняет человека, но то€, что€ выходит из уст, оскверняет человека ( Мф.15:8–11 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

В первую очередь иконографический образ Спас Эммануил соотносится с пророчеством Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» ( Ис.7:14 ). На рубеже Ветхого и Нового Заветов это пророчество было приведено Ангелом Иосифу: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус… А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:21-23 ). Стало быть, в этой связи образ Спаса Эммануила опровергает мнение не уверовавших иудеев и подтверждает, что Глава Церкви , Господь Иисус Христос , — Тот Самый Мессия, о Пришествии Которого Бог сообщал на протяжении всего Ветхозаветного периода. Помимо этого образ Еммануила подчеркивает реальность соединения во Христе двух природ: Божественной и человеческой. С одной стороны, икона подтверждает, что Христос, будучи Младенцем, был вместе с тем и Истинным Богом, Царем Неба и земли. В этом отношении икона разоблачает ересь Нестория, осужденного на III Вселенском Соборе , утверждавшего, что Дева Мария не есть Богородица, ибо Она родила не Бога, а обыкновенного человека, с которым Сын Божий соединился посредством благодатной духовно-нравственной связи. С другой стороны, образ Еммануила воспроизводит истину о реальности вочеловечивания Сына Божия, опровергая ересь докетов, силившихся доказать, что Сын Божий в действительности не был Человеком, а лишь призрачно представал перед людьми в человеческом облике. Икона ясно показывает, что Христос жил и взрослел как действительный Человек. Цитаты «Евангелист применяет это пророчество потому, что совпадает внутренний смысл этих имен (Иисус – “Господь спасает”, Эммануил – “с нами Бог”). В Библии имя не просто определяет, но и характеризует личность. Это подтверждает ещё одна цитата того же пророка Исаии через одну главу: “Ибо младенец родился нам…, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира” ( Ис.9:6 )». Андрей Десницкий Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/emmanuil

В Св. Писании Нового Завета есть очевидные свидетельства в пользу православного изъяснения слов Христа Спасителя: „примите, ядите”... и „пейте от неё все”... И нет ни одного доказательства в защиту сектантского лжеучения. Возьмём, например, такие аргументы. Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: „чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который переломляем, не есть ли приобщение Тела Христова ( 1Кор. 10:16 )? Что может быть яснее этих слов? Если бы в причащении мы вкушали простой хлеб, то апостол так бы не учил. О простом хлебе он пишет в том же послании: „пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем” ( 1Кор. 8:8 ). Вот как мало духовной пользы приносит нам тленная пища! Она совсем не приближает нас к Богу. Напротив, кто вкушает от хлеба Господня и пьёт от чаши Его, тот приобщается тела и Крови Христовых. Следовательно, на вечери христиане едят не простой хлеб. Сошлёмся ещё на такой евангельский пример: Иисус Христос говорил иудеям: „Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою, т. е. говорить то же самое, что в настоящее время говорят наши сектанты-рационалисты. И что же? Сказал ли им Христос Спаситель, что они неверно поняли Его слова, что Его речь должно понимать не в материальном смысле, а в духовном? Нет, не сказал. Самый удобный случай представился к тому, и Христос не только не разубеждает современных Ему иудеев в ложном понимании Его слов, но даже даёт понять им, что они не ошиблись: „истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Ин. 6:51–53 ). Неужели и после этого можно говорить, что Христос говорил о невидимом, духовном теле? Сектанты говорят, да. Но вот последнее свидетельство, окончательно разоблачающее несостоятельность сектантского лжеучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

В связи со всеми этими апокалиптическими процессами, Высокопреосвященнейший Владыко, напрашивается вопрос: почему Господь позволяет действовать диаволу, допускает зло? Даже блаженный Августин , один из величайших отцов Церкви, который на V Вселенском Соборе был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных ее учителей, затруднялся ответить на этот вопрос. «Я не могу проникнуть в глубину этого решения и признаюсь, что оно превышает мои силы», – пишет он. Почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать?.. Сердце замирает перед тайной, будучи не в силах проникнуть в глубину Божественных судеб. Сам Господь так говорит в книге пророка Исаии: «Мои мысли – не ваши мысли, и пути Мои – не ваши пути… Но как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моей» ( Ис.55:8–9 ). Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но человеческий ум не в состоянии его осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения: давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас создан по образу и подобию Божию. Мы сознаем, в чем заключается наше религиозное призвание, но нередко, к сожалению, оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла. Что же касается конца света… «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.24:36 ), – говорит в Евангелии Господь Своим ученикам. И великую эту тайну не могут постигнуть ни мудрейшие из сынов человеческих, ни благодатнейшие из Ангелов. Православные христиане ждут Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, но прежде мы должны пройти тяжелые испытания. В Откровении святого Иоанна Богослова разворачиваются пророческие созерцания, разоблачающие адский план борьбы с Церковью, который завершается появлением антихриста. Когда мир обнищает добродетелями, тогда отступит от людей благодать и только тогда противник Бога сможет прийти на землю. А значит, от каждого из нас зависит – приблизить его или отсрочить.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В том же году рвануло Чернобыль. И тут все вспомнили, что по-украински чернобыль — это полынь, и что в Апокалипсисе сказано: «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику... на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде — " полынь " ; и третья часть вод сделалась полынью; и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». Многие взрослые люди тогда крестились. Но Чернобыль стал не только духовной шокотерапией. Катастрофа на АЭС нанесла нокаут советской политической системе: трусость и лживость тех, кто пытался сначала скрыть саму катастрофу, а затем ее размеры и масштаб распространения радиоактивного заражения, вызвали взрыв негодования. Киевский корреспондент «Литературной газеты» врач Юрий Щербак написал о том, что Церковь первой начала сбирать средства в помощь жертвам Чернобыля, а местный священник до конца оставался со своей паствой в отличие от школьных учителей, которые первыми сбежали, кинув своих учеников на произвол судьбы. В результате на рубеже 1986-1987 годов в положении верующих в СССР произошел радикальный переворот. В условиях явно разрастающегося кризиса Горбачеву нужна была хоть какая-то поддержка народа, да и благосклонное отношение Запада требовало демонстрации веротерпимости. Конечно, в повседневной жизни уполномоченные Совета по делам религий и местные власти еще долго боролись с религией, всячески мешая открытию храмов, церковной благотворительности, клеветали на верующих и духовенство. Но в самиздате второй половины 80-х религия, Церковь, борьба за открытие храмов и за религиозную свободу стали центральной темой.  А с 1987 года и официальная светская пресса все чаще начала защищать права верующих и разоблачать чиновников, нарушающих эти права. В «Огоньке» подробно описывались мелкие пакости, чинимые верующим местными властями в станицах Краснодарского края: отключение отопления в церкви в разгар январских морозов, запреты на ремонт прогнивших полов и обваливающихся крыш в молитвенных домах. Аналогичные истории — с полным сочувствием к верующим — рассказывали и «Московские новости», и даже ежедневные газеты.

http://foma.ru/zhizn-v-epoxu-peremen.htm...

Вооружившись смелостью, я предложу вашему вниманию более обильные свидетельства, чтобы показать из Священного Писания – Евангелий, пророков и апостолов, под водительством Христовым, как заграждаются уста говорящих неправду, и чтобы просветить сердца желающих Слова. Откуда начать нам, как не от Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь... начало и конец» ( Апок.21:6 )? Пусть же каждый из вас сосредоточит все свое внимание, оставив всякие житейские заботы. Господь сказал: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» ( Мф. 24:4–5 ; Лк.21:8 ). И опять: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Но, говорит, «по плодам их узнаете их» ( Мф. 7:15–16 ). То есть: по их речам, по ложным пророчествам, по лицемерию их, по худой славе, по их ругательствам – вы их узнаете. «Не может... дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Ведь всякое дерево узнается по своему плоду. Так и вы узнаете таковых людей по их плодам. И узнавши, не принимайте их в свои дома, не входите с ними в общение, не ведите с ними бесед, не повергайте бисера вашего перед ними, но берегитесь их закваски, то есть, их ереси. Никто из вас да не пренебрегает сказанным: ведь это говорит сам Бог. Слушайте, пастыри, голос верховного Пастыря; слушайте, как разоблачает и отгоняет Он тайных волков; слушайте и будьте внимательны и к себе самим, и ко всему стаду. «Берегитесь псов» ( Флп. 3:2 ), берегитесь хищников, – потому что «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). В другом месте о них говорит Господь: «кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ), а им говорит Он: «ваш отец диавол» ( Ин.8:44 ). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф.23:13 ). А в другом месте заявляет им: «Вы не из овец Моих» ( Ин.10:26 ). Видите, как Господь повсюду изобличает и посрамляет нечестивых, чтобы вас предохранить от заблуждения? О, неизъяснимое снисхождение! О, неисчерпаемая благость! Что воздадим мы Господу за все это? Чем оправдаемся перед верховным Пастырем? Вот, о, пастыри и сопастыри, немногое из многого! Видите, как повсюду Господь, утверждая нас, взывает в святых Своих Евангелиях, смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны, будьте усердны, боритесь? И не только в Евангелиях взывает так, но и устами богоносных пророков и богословов-учеников вещает то же самое, – потому что во всех говорит Он, как Ему угодно, что подтверждает и Павел, заявляя, что в нем говорит Христос ( 2Кор.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вот состояние типичного сына народа, когда он вне Христа: он в руках зла и больной. Господь по-человечески интересуется: с какого же времени приключилась с ним болезнь? Отец отвечает: «С детства» (ст. 21). Ну, конечно, с человеческого детства идет порабощение духу зла, и как результат этого – человеческая слепота и глухота. С человеческого детства – с Каина – стало обычным явление, когда люди «уши имут и не слышат, уста имут и не глаголют». Понятно, что люди зла «не слышат» и их уста «не глаголют» правды. Дальше отец подробнее характеризует душевное состояние сына народа: «Где ни схватывает его (дух зла), повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет». Дух бросает его «в огонь и в воду, чтобы погубить его» (ст. 18, 22). Он терзает его «и насилу отступает от него, измучив его» ( Лк.9:39 ). Отец обрисовывает типичное состояние порабощения человеческой души злом. Зло схватывает человека, т.е. приступами накидывается на порабощенную им душу во всяких обстоятельствах, при самомалейших поводах. Оно схватывает бедную душу и играет ею, как послушной игрушкой. Цель зла одна – повергнуть на землю, вытравить из души все человеческое, втоптать ее в грязь, смешать с землей, чтобы рабство злу было полным, чтобы атрофировалась в человеке всякая надежда на сопротивление, зло и влачит человека по всем стихиям земли, «бросает в огонь и в воду». Результат понятен: человеческое умирает, проявления жизни сводятся к животным процессам («испускает пену, скрежещет зубами»), и душа, связанная злом, цепенеет. Евангелист добавляет и еще одну черту, характеризующую состояние человека зла: он не выносит мира добра. Всякое, даже внешнее соприкосновение с добром, с тем, что говорит о Христе, порождает в нем злобу, доходящую до бешенства. Зло не выносит того, что его отрицает и разоблачает уже самим своим существованием. Вот почему, рассказывает евангелист, когда «бесноватый увидел Его (Христа), дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену» (ст. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010