« Поэтому и доныне сыны Израилевы (добавляет бытописатель Моисей, – О. С.) , не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова » ( Быт. 32, 32 ). «Некоторые же понимают это так: Иаков хромал именно на одно бедро, поскольку этим показывалось, что когда из его рода произойдут два народа, то один из них будет неподвижным относительно благодати веры (то есть будут уповать только на свои дела, – О. С.). Именно этот народ и хромал от неподвижности неверия» 380 . И вот, встреча приближается. Иаков, наверное, пережил самое страшное молитвенное борение, и теперь начинается как бы человеческая часть этого конфликта. « Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок » ( Быт. 33:1 ). Как это тяжело, взять и разделить детей! В христианской истории был такой случай. В 390 году в Фессалониках по приказанию императора Феодосия за мятеж было избито в цирке около 7 тысяч человек. И когда избивали людей, там был один мужчина, который пришел с двумя мальчиками, своими сыновьями. И когда избивавшие дошли до него, он говорит: «Сохраните жизнь одному ребенку хотя бы!» А палачи говорят: «А какому? Выбирай!» И этот отец, который знает, что его сейчас убьют, знает, что одного ребенка можно все-таки спасти, смотрит на одного сына, смотрит на другого, у него внутри все переполнено ужасом! И он говорит: «Я не могу сделать выбора. Погибнем все». И погиб этот мужчина и два его сына. И вот Иаков, который расставляет своих, разделяет детей Лии, Рахили и двух служанок. Вы представляете, как его сердце раздирается, как и сердце того мужчины, когда император Феодосий дал такое страшное повеление. « И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему » ( Быт. 33:2–3 ). Здесь мы видим, что сам Иаков не прячется за спинами женщин и детей, «а сам пошел пред ними» ( Быт. 33:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поэтому каноны строго запрещают причащаться у еретиков и причащать их. Блаженный Иероним Стридонский называл евхаристию еретиков «пищей демонов», преподобный Феодор Студит писал, что «причащение от еретика… отчуждает от Бога и предаёт дьяволу » 83 , а преподобный Феодосий Печерский советовал говорить католикам, что нельзя «к Божественным Тайнам сообща нам приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мёртвом теле служите… Мёртвые вы, о латиняне, мёртвую жертву совершаете» 84 . А святитель Григорий Двоеслов прославляет святого царя-мученика Герминигильда, который был убит своим отцом за отказ причаститься от арианина 85 . Если и допускал кто-то из святых более мягкое отношение к совершаемой еретиками евхаристии, как, например, прп. Кирилл Белозерский, то писал о ней просто как о хлебе и вине, заслуживающих уважение по причине того, что над ними произнесено имя Христово 86 . Итак, для спасения человеку необходимо содержать истинную веру, ибо «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ), затем войти в Церковь через святое крещение, ибо «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ), и, наконец, жить по вере, исполняя заповеди, и причащаться Тела и Крови Христовых, ибо «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ), – именно этим и определяется, принадлежит человек Церкви Христовой или нет. В качестве сравнения можно напомнить, что и желающему поехать на поезде надо купить билет, прийти на вокзал и найти нужный поезд. Все три условия равно необходимы для того, чтобы достичь цели, и если какого-то из них недостаёт, – поезд уйдёт без нас. Даже если католики и имеют крещение, но они не имеют истинной спасительной веры православной, а раскольники, даже если и имеют веру такую же, как у православных, не имеют в своих чашах Тела и Крови Христовой. Патриарх Сергий в той же статье свидетельствует: «если мы спросим исторические документы, то окажется, что «всегда, всюду и всеми веровалось», что Святая Соборная и Апостольская Церковь Христова существует на земле в виде видимой, внешне определённой организации, имеющей свою иерархию, управление и прочее. Всякий, кто состоит в евхаристическом общении с этой организацией, может сказать о себе, что он находится в Церкви Христовой, а не состоящий – не может».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Протоиерей Валентин Кречетов Вера маленького мальчика " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 14  голосов:  4.6 из  5) Из собрания протоиерея Валентина Кречетова. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение ( Лк.10:21 ). I Старушка Феодосья Семеновна с молодых лет жила в нянях, и всю свою жизнь прожила у одних господ – Горностаевых. Всех детей вынянчила она, а когда дети выросли, осталась все-таки у них жить. Когда же младшая барышня вышла замуж, то она перешла к ней нянчить ее детей. Вынянчила и у нее двух сыновей – Андрея и Михаила. Горностаевы очень любили няню, уважали и ценили ее и оказывали ей всякое почтение. Няня же так любила детей, как будто они были ее собственные. Горностаевы были во всех отношениях очень добрые и хорошие люди: жили между собой дружно, и няне у них жилось очень хорошо; только одно страшно огорчало ее: в доме Горностаевых никто не признавал Бога, совершенно отрицали все божеское, так что дети воспитывались без малейшего понятия о Боге. Если и доходило о нем что-нибудь до слуха детей, то родители уверяли их, что религия нужна только для простого народа. И так дети привыкли думать и обходиться без Бога. Когда няня перешла жить к своей младшей барышне, Раисе Ивановне, которая вышла замуж за Виктора Александровича Дементьева, то оказалось, что и у Дементьевых было то же самое, и Виктор Александрович даже еще строже относился к тому, чтобы дети, как он выражался, не привыкли к суеверию, и чтобы кто-нибудь не навязывал бы им ложных понятий. Поэтому очень строго было запрещено говорить в доме о Боге. Няня, конечно, не смела об этом заикнуться, слуги также. Уроки давала детям сама мать. Жили они зиму и лето в деревне, и им было легко воспитывать детей согласно своим идеям.

http://azbyka.ru/deti/vera-malen-kogo-ma...

Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15). Церковь, тело Христово, во все времена храня Его искупительный подвиг на земле, снова возвещает сегодня спасительную истину ближним и дальним, своим членам и всему миру. Она возвещает тот факт, что Бог отец наших, из любви сотворивый в начале человека по образу Своему и подобию, не терпя последовавшего в результате падения искажения Своего образа, воссоздал его в последние времена. Он воссоздал и возродил творение Свое способом, превосходящим человеческий разум и силы. А совершил это Бог посредством воплощения и вочеловечения Единородного Своего Сына от Духа Святого и Марии Девы. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4: 4). Бог обновил человека, Сам соединившись с ним во Христе. Он Сам стал в лице Иисуса Христа тем, кем являлось Его создание – человек со всеми безгрешными человеческими страстями. «Он снисшел в человеческое естество, не перестав быть Богом, восприял человека не как чуждого, но как поистине Своего», как говорит святитель Кирилл Александрийский (К царю Феодосию. PG. 76, 1169D). Бог явился во плоти в определенный момент исторического бытия. «Он вошел во вселенную как человек, став частью мира», не потеряв через это Божественную славу, как говорит тот же самый божественный отец (О правой вере. PG. 76. 1177). Он стал человеком во времени, при римском императоре Августе Кесаре, и в определенном месте – Вифлееме Иудейском. Таинство это, превосходящее всякий ум, имело место вдали от глаз безумных иродов мира сего. Христос «в безвестности родился в вертепе», не в силе и могуществе и не с властью, но в младенческой беспомощности и слабости, в крайнем умалении и смирении. Он открылся в вертепе невинным и чистым душой, могущим уразуметь и принять Его. Он явился видимым образом сначала Деве, Которая дивилась и изумлялась, видя, что совершается обещанное Ей ангелом в Назарете.

http://pravoslavie.ru/28909.html

Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины Православие.Ru , 24 декабря 2008 г. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III / «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15). Церковь, тело Христово, во все времена храня Его искупительный подвиг на земле, снова возвещает сегодня спасительную истину ближним и дальним, своим членам и всему миру. Она возвещает тот факт, что Бог отец наших, из любви сотворивый в начале человека по образу Своему и подобию, не терпя последовавшего в результате падения искажения Своего образа, воссоздал его в последние времена. Он воссоздал и возродил творение Свое способом, превосходящим человеческий разум и силы. А совершил это Бог посредством воплощения и вочеловечения Единородного Своего Сына от Духа Святого и Марии Девы. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4: 4). Бог обновил человека, Сам соединившись с ним во Христе. Он Сам стал в лице Иисуса Христа тем, кем являлось Его создание – человек со всеми безгрешными человеческими страстями. «Он снисшел в человеческое естество, не перестав быть Богом, восприял человека не как чуждого, но как поистине Своего», как говорит святитель Кирилл Александрийский (К царю Феодосию. PG. 76, 1169D). Бог явился во плоти в определенный момент исторического бытия. «Он вошел во вселенную как человек, став частью мира», не потеряв через это Божественную славу, как говорит тот же самый божественный отец (О правой вере. PG. 76. 1177). Он стал человеком во времени, при римском императоре Августе Кесаре, и в определенном месте – Вифлееме Иудейском. Таинство это, превосходящее всякий ум, имело место вдали от глаз безумных иродов мира сего. Христос «в безвестности родился в вертепе», не в силе и могуществе и не с властью, но в младенческой беспомощности и слабости, в крайнем умалении и смирении.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Свт. Василий Великий считал все же иначе, призывая пользоваться искусством врачей . По его мысли, хотя болезни и приходят к нам от Промыслителя, но Им же созданы и врачи. Уклоняться надо только от тех видов целительства, которые используют магию и внушения. Надо беречься того, чтобы кто-нибудь под предлогом помощи твоему телу не вторгся в твою душу. А обычное лечение никогда не возбранялось Церковью. Даже самые строгие церковные правила возбраняют лишь обращаться к врачу-иудею , но не запрещают обращения к врачам как таковым. Да и Писание смотрит на этот вопрос иначе, чем говорит персонаж А. Ильинской. Премудрый сын Сирахов говорит: “Почитай врача… по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… дай место врачу… и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен” ( Сир.38:1 4). Так готова ли г-жа Ильинская, пренебрегшая советом Писания, нести ответственность (и перед Богом, и перед законом) за судьбы тех людей, которые, прочитав ее книгу, откажутся от медицинской помощи? А избегает ли она сама врачей и лекарств? И еще под одну статью закона “О свободе совести…” А. Ильинская подводит православную Церковь . Уже упоминавшаяся ст.14:2 Закона допускает запрещение деятельности религиозной организации, если она проповедует “принуждение к разрушению семьи”. Но в книге А. Ильинской о старце Феодосии жизнь в гражданском браке с невенчанным мужем именуется и “незаконным сожительством”, и грехом и блудом . Слова апостола Павла о том, что “если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим” ( 1 Кор.7:12-14 ) оказались забыты. Эти слова апостола на Епархиальном собрании Москвы в декабре 1997 г. напомнил Патриарх Алексий II, указав на несовместимость с апостольским заветом практики некоторых священников, которые именуют гражданский брак незаконным и требуют развода с мужем, если он не верует, и потому отказывается венчаться . Обвинение замужней, но невенчанной женщины в блуде есть прямое понуждение ее к разводу. Дальше стоит только одному такому брошенному мужу найти Глеба Якунина и через него оформить иск к Московской Патриархии и… См. ст.14:2.

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

Святитель Феодосий пламенел любовию к живому Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и по иноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частого обращения к Создателю все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному; воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось; плотские помышления уничтожались, а духовные брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Св. Духа действовала в нем и чрез него, и претворяла все его существо. По Апостолу, стал он человеком «духовным», который имеет в себе самые высокие христианские качества: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 и 23). Благодать Св. Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по Апостолу, становилось «храмом Св. Духа» ( 1Кор.6:19 ); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит св. Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилась» ( Пс.33 ). Дух Святой оживотворил тело Феодосия Углицкого, – и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкого, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразные исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при Апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ); или, как свидетельствует книга Деяний Апостольских, во время двухлетнего пребывания в Ефесе другого Апостола – св. Павла «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11 и 12); как некогда от телесных составов Апостолов Петра и Павла совершались великие чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленного телесного состава святителя Феодосия Углицкого тоже совершались многоразличные исцеления и знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так он поступил со Скифопольским епископом Северианом, не пожелавшим принять его еретического учения. Низложивши Севериана с престола, Феодосий предал его смерти. Вследствие сего вся Палестина находилась в страшном смущении, а святой город Иерусалим был как бы захвачен и опустошаем варварами. Тогда святые отцы палестинские, скорбя о таком гонении и разорении Церкви, — к тому же и боясь рук мучителя, — скрылись в отдаленнейшие пустыни, слезно молясь Богу об искоренении ереси и скорейшем наступлении мира церковного. В причте иерусалимской церкви находился тогда некий искуснейший в слове и ревнитель благочестия диакон по имени Афанасий. Видя, что в Церкви на патриаршем месте стоит как мерзость запустения на святом месте (Мф.24:15) еретик лжепатриарх Феодосий, Афанасий придя к нему громогласно воззвал, говоря: — Перестань, Феодосий, переполнять столькими убийствами святой город! Перестань поднимать брань на Христа и разбойнически изгонять из божественной ограды стадо Его! Лишь только Афанасий сказал эти слова, он немедленно был схвачен Феодосиевыми оруженосцами, вытащен из церкви и после разнообразных мучений и бесчисленных побоев, окончил жизнь свою будучи умерщвлен секирою. Тело же его было влачимо по всему городу на веревке, привязанной к ногам и, наконец, брошено на растерзание псам. Между тем воевода Дорофей, поставленный императором для управления Палестиной, в это время не был в Иерусалиме, так как находился в войне против моавитян Узнавши же обо всём, что происходило во святом городе, Дорофей поспешно вернулся с войском в Иерусалим. Но оруженосцы лжепатриарха Феодосия и императрицы Евдокии по повелению последних заперли пред воеводою городские ворота, не дозволяя ему войти внутрь города; они пустили его не раньше, прежде чем он дал им обещание быть с ними единомышленником в вере. Таким образом сей лжепатриарх Феодосий, возмущая церковь, пробыл на престоле иерусалимского патриаршества двадцать месяцев, до тех пор, пока не пришло от императора к военачальнику приказание схватить его и как мятежника и убийцу отправить на суд в Константинополь. Но заранее узнав о сем приказании императора, Феодосий тайно убежал на Синайскую гору где скрывался в неизвестности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

То, что вновь напоминал человечеству преподобный Силуан Афонский, —  это чистейшее апостольское учение. Здесь слышен голос апостола любви Иоанна Богослова: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин 2:7,9–11). Это то самое “лицо темной бездны”, каким бы пророческим пафосом человек ни прикрывался. Далее, экклезиологическое свидетельство преподобного Силуана Афонского о том, что только члены Церкви, неопустительно, без малейших исключений исповедующие любовь к врагам, только они — в свете; только то и только тогда церковное образование, на какое бы правопреемство оно ни ссылалось, пребывает в Церкви, когда оно исповедует любовь к врагам и проповедует ее неопустительно. Вот это свидетельство преподобного Силуана Афонского по-настоящему не было прочитано его ближайшими, но я берусь утверждать, что как раз в России, за которую преподобный Силуан молился, Русская Православная Церковь была полна сомысленными ему, сочувственными ему и единосердными ему, его во Христе соработниками. Таковым является, по моему глубокому убеждению, и Патриарх Сергий. Но еще несколько соработников, может быть, менее знаменитых, я бы хотела назвать. Давайте вспомним преподобного Феодосия Иерусалимского, пока что местночтимого. Вспомним 1925 год. Его пришли арестовывать. Ему было, по паспорту, 124 года. Но государственная машина тогда была похожа не на компьютер, а на мясорубку, которая молола, не соображаясь даже с анкетными данными. Старец Феодосий получил извещение свыше о том, что за ним сейчас придут. Вы помните, как он поступил далее. Он велел своим послушницам немедленно согреть тазик теплой воды. И когда явились эти “герои Солженицына” со своими голубыми кантами, он кротко попросил их разуться, чтобы он мог им вымыть ноги (дело было в Великую пятницу. Надо было бы, наверное, в Великий Четверг, но они на денек опоздали). Дальше произошло чудо. Не в том оно, что старец получил извещение свыше (по дару прозорливости он постоянно получал такие извещения), не в том чудо, что старец поступил так, как поступил — это святая обыденность святого человека; а чудо в том, что эти “голубые канты” без малейшего сомнения, вопроса или хотя бы усмешки стали послушно стаскивать друг с друга сапоги, чтобы старец совершил омовение ног, а потом уже сказали: собирайся.

http://pravmir.ru/prepodobnogo-siluana-a...

Подробнее см.: Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 58-64. Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док. по материалам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 658. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 278-285. Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 70. Там же. С. 68-69. «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 3: 1925 г. М., 2002. Ч. 1. С. 245. Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии. С. 60, 77. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 333. Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии. С. 71. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 337-341. «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 3. Ч. 1. С. 371. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине С. 335. Там же. С. 362. ЦГАООУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. Т. 3. Л. 66 об. - 68 об. Текст документа предоставлен А. Н. Сухоруковым. ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 43-43 об. «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране. Т. 3. Ч. 2. С. 589-590. ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 123. Подробнее см.: Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 118-131. ЦГАООУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. Т. 3. Л. 69 об. См.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 75 об. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 368-369. ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 46. Борис (Рукин), еп. О современном положении Русской Православной Патриаршей Церкви. М., 1927. С. 4. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 369.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010