В Болгарии отметили юбилей интронизации Патриарха Максима 5 июля 2006 г. 16:12 Болгарская Православная Церковь и ее прихожане отметили во вторник 35-летие интронизации Его Святейшества Патриарха Максима. Однако особых торжеств по случаю его юбилею не проводилось, несмотря на то, что Максим возглавляет БПЦ рекордное число лет по сравнению с его предшественниками со времени освобождения Болгарии от османского ига в Русско-турецкой войне 1877-78 годов. Таково было и желание самого Патриарха, который, как отмечает, например, газета «24 часа», считает, что праздник по такому поводу может быть только в храме. Но сам он, к сожалению, там не мог появиться: Предстоятель БПЦ находится в правительственной больнице Софии. Максим оказался там в начале мая вследствие неприятного инцидента. Патриарх передвигался по своему кабинету, опираясь на трость. Но она внезапно заскользила по паркету и он упал на пол. Медики зафиксировали перелом в верхней части бедренной кости. После консилиума врачей было принято решение провести операцию и по той причине, что накладывать гипс нецелесообразно в связи с солидным возрастом главы БПЦ — ему 91 год. Операция прошла без осложнений. Но до сих пор Максим находится в больнице под контролем медиков. В этой связи стоит напомнить, что в конце сентября 2005 г. Патриарх уже пережил нечто подобное: он поскользнулся в ванной комнате, упал и сломал себе другую ногу. Ситуация была осложнена дополнительно и привнесенной инфекцией в организм, вызвавшей высокие температуры. Ему пришлось пробыть в правительственной больнице до середины января нынешнего года. Но он справился с обрушившимся на него недугом. Максим, отличающийся сильной волей, не сдается перед болезнью и теперь. По сведениям софийской газеты, сейчас он чувствует себя бодро, не только работает с церковными документами, но и шутит с теми, кто его навещает. В этом убедились сегодня митрополиты Неофит и Натанаил, вручившие от имени Синода ему архиерейское послание. В нем выражены признательность и уважение к его Святейшеству с пожеланиями скорейшего выздоровления. А по случаю знаменательной даты в его жизни был отслужен молебен в софийском храме «Света Неделя» («Святое воскресенье»). Пока глава БПЦ находится в больничной палате, временно его полномочия исполняет митрополит Варненский Кирилл. АНН /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/123719.htm...

Сегодня девятый день со дня смерти Болгарского патриарха Максима . Это был последний из трех патриархов-долгожителей – после Румынского Феоктиста († 2007) и Сербского Павла († 2009), – чья жизнь и церковное служение охватили как монархический период в их странах, так и коммунистический, а затем демократический. На вторую половину его сорокалетнего патриаршества выпало немало испытаний, связанных с расколом в Болгарской Церкви и поддержкой раскольников со стороны государственной власти в 1990-е годы. Все эти испытания патриарх Максим встретил достойно. В качестве краткого очерка его жизни и деятельности в этот период мы предлагаем сокращенный перевод статьи Я. Бориславова «Безальтернативный патриарх». Хотя и написанная несколько лет назад, она дает представление о той обстановке, в которой проходило первосвятительское служение патриарха Максима, и о том, как он показал себя во время испытаний. Будущий патриарх родился в селе Орешак, мирское имя его было Марин Минков. Уже в юности он стал послушником в Троянском монастыре. Окончил Софийскую духовную семинарию и богословский факультет Софийского университета. В 1941 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1947 году уже стал архимандритом. Пять лет (с 1951 по 1955 гг.) служил настоятелем Болгарского подворья в Москве. В 1956 году сподобился епископской хиротонии, был митрополитом Ловчанским. После смерти патриарха Болгарского Кирилла в 1971 году избран его преемником. Интронизация патриарха Максима состоялась в храме святого Александра Невского, в присутствии представителей всех Православных Церквей и под громкие возгласы: «Аксиос!» Впоследствии этот эпизод его жизни стал предметом бурного публичного обсуждения. Мы не будем здесь вспоминать все обстоятельства его избрания. Факты хорошо известны, хотя и представлялись часто в искаженном виде. Исторические условия, в которых Церкви пришлось жить на протяжении десятилетий, начиная с 1944 года, вынудили почти всех церковных людей совершать какие-то компромиссы. Но некоторые шли на них в интересах Церкви и верующих, а некоторые – ради собственного тщеславия. Патриарх Максим был из первой группы.

http://pravoslavie.ru/57426.html

Последующие события показали, что в жизни БПЦ долгожданный мир так и не наступил. Далеко не все из принятых в лоно Церкви и узаконенных в сущем сане оценили проявленное к ним крайнее снисхождение. Они продолжали требовать отставки Патриарха Максима и созыва Церковно-народного собора. Патриарх Максим заявил, что не имеет намерения освобождать свой пост, а что касается собора, то он будет проведен, но позже и по решению Синода. Противоположная сторона с этим не согласилась и решила все устроить по-своему, а светская власть Союза демократических сил в очередной раз поддержала «начинание» морально, организационно и, что немаловажно, финансово. 9 ноября 1998 года в Софии, в столичном оперном театре открылся так называемый «Внеочередной церковно-народный собор». В нем участвовали 11 архиереев раскольнического «синода», 384 священника и 730 мирян. Печатный орган Болгарской социалистической партии газета «Дума» в статье «Заговор СДС против Болгарской Церкви» прокомментировала это так: «Перемена тактики: вместо «переворота сверху» - «переворот снизу», через так называемые советы по обновлению БПЦ, составленные из пименовских священников и активистов СДС». «Собор» был созван Временным соборным советом. Согласно действующему Уставу БПЦ собор может созвать только патриарх. Патриарх Максим этого собора не созывал, благословения на него не давал, присутствовать на этой опере не собирался, как и признавать постановления данного собрания. Вице-премьер Республики Болгария Веселин Методиев пообещал, что признает новый, принятый этим собором устав, даже если Патриарх Максим его не признает. Вице-премьера поддержал начальник Дирекции по вероисповеданиям Любомир Младенов и председатель Комиссии по правам человека Иван Сунгуларски. Преподаватель (позже – доцент) Богословского факультета Софийского университета Дилян Николчев сообщил прессе, что правительство Болгарии готовит новый закон о вероисповеданиях, который поддержит принятый «собором» новый устав для БПЦ. А газета «Монитор» утверждала, что у директора Дирекции по вероисповеданиям Младенова есть «эффективный план по окончательному разрушению БПЦ».

http://pravoslavie.ru/144006.html

Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви Православие.Ru , 13 марта 2009 г. София, 13 марта 2009 г. 12 марта 2009 года Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви, прибывшую в Софию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в рабочем совещании представителей Поместных Православных Церквей, посвященном рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека относительно жалобы болгарских раскольников, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС. В беседе, которая состоялась в Софийской митрополии, приняли участие представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион, викарий Софийской митрополии епископ Знепольский Иоанн, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рябых. Епископ Иларион передал Святейшему Патриарху Максиму приветствие и добрые пожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и заверил Предстоятеля Болгарской Православной Церкви в готовности Московского Патриархата предпринять все необходимые усилия для защиты достоинства и законных прав Церкви-Сестры, для оказания поддержки в ее стремлении преодолеть последствия богопротивного раскола. В теплой атмосфере взаимопонимания обсуждались итоги состоявшегося накануне совещания представителей Поместных Православных Церквей и дальнейшие совместные шаги в связи с ситуацией, возникшей после упомянутого решения Страсбургского суда. Епископ Иларион познакомил Его Святейшество с содержанием писем, направленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Президенту Болгарии Георгию Пырванову и Премьер-министру Сергею Станишеву, а также с итогами встреч, проведенных делегацией Русской Православной Церкви в дни пребывания в Софии с представителями болгарского государства. Темой обсуждения были, кроме того, различные вопросы двусторонних и общеправославных взаимоотношений.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

ПОСТАНОВИЛИ: Правящим архиереям Бобруйской епархии усвоить титул «Бобруйский и Быховский». ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходившем с 20 по 23 января 2005 года визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Болгарского Максима. СПРАВКА: Святейшего Патриарха Болгарского Максима сопровождали митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Русенский Неофит, епископ Знепольский Николай, глава Дирекции по вероисповеданиям при Совете Министров Республики Болгария доктор Иван Желев. В Москве делегацию Болгарской Православной Церкви сопровождали епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС, и архимандрит Игнатий (Карагьозов), настоятель Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве. 21 января 2005 года в Синодальной и Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялась встреча между делегациями Русской и Болгарской Церквей. Были обсуждены актуальные вопросы церковной жизни. Святейший Патриарх Алексий выразил удовлетворение в связи с фактическим завершением раскола в Болгарской Православной Церкви. Святейший Патриарх Максим поблагодарил Русскую Православную Церковь за поддержку в разрешении проблемы раскола. В Храме Христа Спасителя Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму за большой личный вклад в укрепление единства православных народов была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». 22 января 2005 года, в день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Святейший Патриарх Болгарский Максим в сослужении иерархов Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В ходе визита Святейший Патриарх Болгарский Максим совершил богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Подворье Болгарской Православной Церкви) и встретился с прихожанами храма. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению.

http://sedmitza.ru/lib/text/429871/

За Божественной литургией и панихидой пел хор подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии под управлением Василены Ченовой-Стефановой. Приснопоминаемый Патриарх Болгарский Максим (в миру Минков Марин Найденов) родился 29 октября 1914 года в селе Орешак Троянско-Ловчанского округа Болгарии в благочестивой семье ремесленника.  В 1950-1955 годах он в сане архимандрита был настоятелем Болгарского церковного подворья в Москве и способствовал как развитию незадолго до того открытого подворья, так и возрождению и укреплению духовных связей двух сестринских Православных Церквей. Укреплению духовных связей он способствовал и уже будучи Патриархом, когда посетил почти все Поместные Православные Церкви и поддержал ряд церковных, культурных и научных церковных проектов. Во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, которая состоялась 27 апреля 2012 года в Софии, Патриарх Максим вновь подчеркнул важность укрепления духовных отношений с Русской Православной Церковью. «Крепкая основа наших братских взаимоотношений — не просто воспоминание прошлого, но и поныне живой и действенный завет, который мы, наследники святого Киприана Московского и всех достопамятных болгарских и русских иерархов далекого и близкого прошлого, свято храним и которому неуклонно следуем в своей жизни и своих действиях», — сказал тогда Патриарх.  Он получил научную степень honoris causa Софийской и Московской духовных академий; главным сочинением Патриарха Максима стал трехтомный сборник проповедей «На ниве Господней».  В 90-е годы ХХ века Болгарской Церкви пришлось пережить серьезные испытания, связанные с деятельностью раскольников. 1 октября 1998 года в Софии был созван Всеправославный Собор, во время которого при поддержке Поместных Православных Церквей масштабы раскола удалось значительно сократить. Участники Собора единодушно подтвердили законность избрания Патриарха Максима.  Патриарх Болгарский Максим, возглавлявший Болгарскую Православную Церковь с 1971 года, преставился о Господе 6 ноября 2012 года в возрасте 98 лет, сообщает  сайт Подворья Русской Православной Церкви в Софии . 

http://patriarchia.ru/db/text/5298567.ht...

В день памяти святого благоверного князя Александра Невского в кафедральном соборе Болгарского Патриархата состоялось праздничное богослужение 25 ноября 2009 г. 16:02 23 ноября, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского (по новому стилю), в Патриаршем Александро-Невском соборе в Софии состоялось праздничное богослужение. Духовенство и прихожане храма радостно приветствовали Святейшего Патриарха Болгарского Максима , принявшего молитвенное участие в Божественной литургии, сообщает пресс-служба Болгарской Церкви . По благословению Его Святейшества   и по решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви праздничную Литургию возглавил митрополит Пловдивский Николай. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Стобийский Наум, епископ Маркианопольский Константин, архимандрит Иоанн (Стойков), протосингел архимандрит Григорий, архимандрит Феофан, представитель Румынского Патриархата при Болгарской Православной Церкви протоиерей Нелуц Опря, а также священнослужители Софийской и Пловдивской епархий. В проповеди по случаю престольного праздника митрополит Николай призвал верующих всегда следовать примеру святого князя Александра Невского: «Мы должны молитвенно просить его о поддержке и подражать ему в смелости и дерзновении, с которой он защищал святую православную веру». В конце богослужения Святейший Патриарх Максим обратился к молящимся с кратким словом, в котором пожелал всем чадам Болгарской Православной Церкви здоровья и благоденствия молитвами святого Александра Невского. Он также поблагодарил митрополита Николая за благолепную службу и пожелал ему долгих лет плодотворного служения на Божией ниве. Было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Максиму, митрополиту Николаю, клиру и всей богоспасаемой пастве Болгарской Православной Церкви. Затем Святейший Патриарх Максим преподал всем собравшимся Первосвятительское благословение. Александро-Невский собор был воздвигнут на средства болгарского народа в знак признательности русскому народу за освобождение от османского ига в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Он является вторым по величине на Балканах после собора святого Саввы в Белграде. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/949972.htm...

Болгарская Церковь протестует против действий государства HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Петр Живков Болгарская Церковь протестует против действий государства 13 декабря в Софии состоялась широкомасштабная акция протеста Болгарской Православной Церкви против действий руководства страны. В 11 часов в столице начался крестный ход при участии болгарских архиереев, духовенства и верующих. Патриарх Болгарский Максим встретил крестный ход около собора и возглавил молебен, а затем и митинг, на котором было оглашено обращение Священного Синода к собравшимся. Дело в том, что государство целенаправленно поддерживает болгарских раскольников, при этом всячески ущемляя каноническую Православную Церковь. 13 декабря в Софии состоялась широкомасштабная акция протеста Болгарской Православной Церкви против действий руководства страны. В 11 часов в столице начался крестный ход при участии болгарских архиереев, духовенства и верующих. Шествие под звон колоколов софийских церквей тронулось от Синодальной палаты к резиденции главы государства, Верховному суду, потом Парламенту и завершилось у кафедрального собора св. Александра Невского. Участники шествия несли плакаты, призывающие государство воздержаться от вмешательства в церковную жизнь. Патриарх Болгарский Максим встретил крестный ход около собора и возглавил молебен, а затем и митинг, на котором было оглашено обращение Священного Синода к собравшимся. В шествии и митинге на соборной площади приняли участие руководители двух политических партий и члены парламента, болгарское духовенство и миряне, большое количество молодежи. Двумя днями раньше, 11 декабря весь Болгарский Синод во главе с Патриархом Максимом, духовенство Неврокопской епархии провели крестный ход в Благоевграде. Чем же вызваны столь мощные акции протеста Болгарской Церкви? Дело в том, что государство твердо и целенаправленно поддерживает болгарских раскольников, при этом всячески ущемляя каноническую Православную Церковь. Еще 18 октября с.г. Высший административный суд Болгарии вынес странное определение по толкованию Положения о регистрации религиозных организаций. Решение беспрецедентное: под названием " Болгарская Православная Церковь " отныне могут быть зарегистрированы любые религиозные организации. Таким образом, Суд (разумеется, по политическим мотивам) оказал мощную поддержку болгарским раскольникам. Цель данного постановления - спровоцировать хаос в церковной среде.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Эту традицию скрепляет не только терминологическая общность, но и единые принципы синтаксической стилистики, общий целостный образ языка текста. Переводы свящ. Леонида Лутковского, В. Н. Кузнецовой , Института перевода Библии в Заокском, а также Сергея Аверинцева отличает множественность подходов к стилистике текста, и, хотя они часто различаются в передаче богословско-литургических терминов, можно уже говорить о начале формирования новой версии русского Нового Завета. М.А. Харитонова (Россия, Москва). Послание патриарха Фотия болгарскому князю Борису-Михаилу в переводе Максима Грека: характерные языковые черты и переводческие приёмы Послание Константинопольского патриарха Фотия болгарскому князю Борису-Михаилу – важный памятник для изучения не только истории Византии и Болгарии, но и русской религиозной и политической мысли XV–XVI вв. Это произведение интересовало русских еретиков на рубеже XV–XVI вв., в середине XVI в. несколько раз переписывалось в составе сборников на тему о природе княжеской власти в Волоколамском монастыре, а Максим Грек рекомендовал это послание Ивану Грозному в качестве назидательного чтения и политического руководства. Славянский перевод послания патриарха Фотия болгарскому князю Борису-Михаилу известен по русским рукописям XVI в. А. И. Плигузов в Кормчей книге Вассиана Патрикеева обнаружил свидетельство того, что перевод был выполнен Максимом Греком : при ссылке на интересующее нас послание Вассиан пометил: «в новей книзе Максимова перевода 860 ». Тот факт, что перевод был выполнен на Руси в XVI в., подтверждает и анализ языковых особенностей текста и использованных переводчиком приёмов. Весьма вероятно, что существовал и другой, более ранний перевод этого произведения или какой-либо его части. Основанием для подобного предположения может быть упоминание данного произведения в послании новгородского архиепископа Геннадия Иоасафу, датируемым 1489 г.: «Да есть ли у вас в Кирилове, или в Фарофонтове, или на Каменном, книги: Селивестр папа Римскы, да Афанасей Александрейскы, да Слово Козмы прозвитера на новоявлыиуюся ересь на богумилю, да послание Фотея патриарха ко князю Борису Болгарьскому, да Пророчьства, да Бытия, да Царьства, да Притчи, да Менандр, да Исус Сирахов, да Логика, да Деонисей Ареопагит? Зане же те книги у еретиков все есть» 861 . На настоящий момент текст, упоминаемый архиепископом Геннадием, исследователям неизвестен (если он в действительности имел место).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1971 г. и в 1985 г. болгарские коммунистические власти провели безумную акцию по смене магометанских имен у болгар-магометан (помаков) и болгарских турок. Несомненно, власти оказывали нажим на такую крупную национальную институцию как Болгарская Православная Церковь принять участие или хотя бы поддержать эту акцию, но к чести Болгарской Православной Церкви и лично Патриарха Максима, Патриарх Максим не позволил никакого церковного участия в этом возмутительном, грязном и диком деле. Чтобы как-то отбиться от властей, в 1989 г. Болгарская Православная Церковь организовала лишь научную конференцию под патронажем Патриарха Максима о роли Православной Церкви во времена турецкого владычества. Представляясь дремлющим, как бы невзрачным и безынициативным, Патриарх Максим успел убедить коммунистическую власть в своей безобидности. С твердой верой и упованием на Бога, с Божией помощью он не только ее перехитрил, но и пережил. Однако с абдикацией коммунистического режима в 1989 г. в Болгарии началась бурная пора общественной смуты, искусно разжигаемой масонской пропагандой, которая привела к тому, что болгарский народ собственными руками разрушил свое государство и все свое материальное благосостояние. Общественное безумие овладело большинством народа, и он сделался легкой добычей мирового масонства. Разрушительные силы не минули и Церковь . На нее обрушились самые свирепые удары демонизма. Еще с 1988 г. среди диссидентствующих группировок в Велико Терново появилась эксцентричная фигура сумасбродного иеромонаха Христофора Сыббева, бывшего атомного физика. Христофор Сыббев возглавил движение в церковной среде за свободное отправление христианского культа, выражавшееся в его представлении только в свободе литийных шествий и «Библии в каждом доме». He имея понятия о церковных проблемах, будучи крайне неподходящей фигурой для возглавления движения за действительно необходимое исправление церковной жизни, он увлек за собой некоторую часть церковного народа. Своими неуместными действиями он только выпустил пар и направил свое движение в ложную сторону. Церковная жизнь в Болгарии действительно остро нуждается в исправлении в духе Православия, но атомный иеромонах Христофор Сыббев, не понимая суть вещей, сам по себе не был той личностью, которая могла бы возглавить движение за исправление церковной жизни. Некоторые Архиереи Болгарской Православной Церкви обратились за советом к монахиням Покровского девического монастыря в Княжево что им делать. Комизм в данном случае состоит в том, что Архиереи Болгарской Церкви обращаются к неоторизированным личностям выполнить дело, которое обязаны сделать они сами. Ревнительницы же Православия из Покровского девического монастыря в Княжево, отмалчивались, тая планы учреждения своей собственной неканонической церковной структуры, что является новым расколом в Болгарской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010