Архив Пн Состоялась братская беседа Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей 27 мая 2014 г. 14:39 27 мая 2014 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом ставропигиальном монастыре  состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со  Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом , совершающим официальный визит в Русскую Православную Церковь. С болгарской стороны во встрече принимали участие председатель Синодальной комиссии по внешним церковным связям митрополит Видинский Дометиан, начальник Культурно-просветительского отдела Болгарской Патриархии митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, генеральный секретарь Синода  Болгарской Православной Церкви  митрополит Русенский Наум, начальник Синодального богослужебного отдела архимандрит Дионисий (Мишев), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси  архимандрит Феоктист (Димитров) . Со стороны Русской Церкви участниками встречи стали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  епископ Подольский Тихон , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском  архимандрит Филипп (Васильцев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Приветствуя Предстоятеля Болгарской Православной Церкви и членов делегации в древнем Даниловом монастыре — духовном и административном центре Русской Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Я с большим удовлетворением свидетельствую о том, что отношения между нашими братскими Церквами находятся на очень высоком уровне, на них не отражаются никакая политическая конъюнктура, никакие перемены в политических взглядах, случающиеся в Европе. Так и должно быть, потому что в основе этих отношений — общая вера и опыт участия в освободительной борьбе, ставший частью исторической памяти русского и болгарского народов. Кроме того, у нас была замечательная система взаимной поддержки и помощи в то время, когда наши Церкви находились не в самых благоприятных условиях с точки зрения внешнего отношения к ним со стороны властей. Мы пережили эти годы вместе, поддерживая друг друга, и, полагаю, это тоже хранится в нашей исторической памяти».

http://patriarchia.ru/db/text/3661919.ht...

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с делегациями Поместных Православных Церквей, прибывшими на празднование в честь равноапостольного князя Владимира 27 июля 2015 г. 18:28 27 июля 2015 года в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегациями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву на торжества по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Во встрече участвовали: В числе участников мероприятия были председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия) протоиерей Николай Лищенюк, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словами приветствия: «Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы и братия! Сегодня нас собрали в Москве торжества по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси. В память вечную будет праведник (Пс. 111:6), — сказал пророк Давид, и это слово сбылось на святом Крестителе Руси. Минула тысяча лет со дня его преставления — огромный по историческим меркам срок — но память об этом святом угоднике Божием не только не угасла, не стала исключительным достоянием академической науки, но продолжает жить в сердцах миллионов верующих во всех народах, которые черпают свои истоки в купели Днепровского Крещения. Когда каждый из нас вспоминает о Крещении и историческом пути народа, к которому он принадлежит, то ясно сознает, что именно это Крещение ввело его народ в семью христианских народов, что именно Крещение соединило всех нас во Христе. Прежде чуждые друг другу, способные на безразличие, вражду или политический союз народы своим приобщением ко Христу становились единым Телом Его Церкви, соединяясь в Духе Божием со всеми ближними и дальними, открывая себя заново в братской любви.

http://patriarchia.ru/db/text/4177792.ht...

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на  Б. Ордынке;  митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Тамассосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь );  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Верейский Евгений , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ;  архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн ; епископ Бачский Ириней ( Сербская Православная Церковь );  епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Львовский и Галицкий Филарет ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; заместители председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов  и  архимандрит Филарет (Булеков) ;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Московского Патриархата в Софии;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси;  архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; священник Димитрий Сафонов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям; духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

ЖМП 1 январь 2022 /  5 января 2022 г. 14:00 Когда отверзается и когда затворяется ОБ ОБЫЧАЕ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ЦАРСКИХ ВРАТАХ  Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения» 1 . Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя . В Русской Православной Церкви при отверстых царских вратах совершают Литургию архиереи, а также священники, удостоенные права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни и до молитвы Господней «Отче наш» , и все священники, служащие в кафедральных соборах и храмах, удостоенных соответствующего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 2 . Это же право имеют священники, состоящие в должности благочинных 3 . Остальные иереи совершают Божественную литургию при закрытых царских вратах, кроме времени Пасхальной седмицы и праздника Рождества Христова. В Православных Церквах греческой богослужебной традиции Божественная литургия всегда совершается при открытых царских вратах. Поместные Церкви славянской традиции — Болгарская , Сербская и иные — формально придерживаются того же чина, что и Русская Православная Церковь, но более молодое поколение духовенства все чаще совершает Литургию, ориентируясь на греческий обычай.

http://e-vestnik.ru/church/kogda_otverza...

За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили:  митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий , Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Слуцкий Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Хризостом (Мартишкин) ;  митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь ;  митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви;  митрополит Самарский и Сызранский Сергий ;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан ;  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ;  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  архиепископ Можайский Григорий ;  архиепископ Орловский и Ливенский Антоний ;  архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ;  архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан ;  архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан ;  архиепископ Верейский Евгений , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Егорьевский Марк , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  архиепископ Петергофский Амвросий ;  архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Красногорский Иринарх , председатель  Синодального отдела по тюремному служению ;  епископ Дмитровский Феофилакт ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Иероним (Чернышов) ;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Краснослободский и Темниковский Климент ;  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ;  епископ Якутский и Ленский Роман ;  епископ Воскресенский Савва ;  епископ Магаданский и Синегорский Иоанн ;  епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ;  епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий ;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Муромский и Вязниковский Нил ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Зарайский Константин ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ;  епископ Лысковский и Лукояновский Силуан .

http://patriarchia.ru/db/text/3659575.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Будем беречь братские узы Слово на открытии Конференции «Восточнославянская цивилизация: проблемы и перспективы. К 368 годовщине Переяславской рады» 22.12.2021 1114 Время на чтение 12 минут Фото: из личного архива автора Прошел год с нашей встречи. Каждый из нас не просидел его, сложа руки. Мы тоже не сидели. Вместе со школьниками из славянских стран провели общий День славянской письменности, прочитали роман в онлайн формате роман «Евгений Онегин» в день рождения А.С. Пушкина от Находки до Барселоны, провели Ушаковские сборы на просторах России и Адмиральский час в Переделкино, выпустили ряд журналов, где публиковались материалы предыдущей конференции, книгу Ольги Александровны Державиной «Мудрость слова» в серии «Славянский мир» о литературе XVI - XVII вв., когда древнерусская литература для многих славян была общедоступной… Шестнадцать лет, по благословению Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Кирилла, Союз писателей России, Всемирный Русский Народный Собор, Международная славянская академия и Центр Фёдора Ушакова проводят Литературно-исторический форум «Восточнославянская цивилизация», посвящая его Переяславской Раде. Собирались в Харькове, Днепропетровске, Киеве, Москве, Минске, Курске на Белгородчине, в Черниговской, Полтавской и Черкасской областях, в Полоцке, Донецке и  Луганске … Все это знаковые места нашей славянской славы, где рождались памятники славянской письменности «Слово о полку Игоревом», «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет», – духовно-нравственные заветы для товарищей-потомков… Нашу совесть будили славянским «Шестодневом» Иоанн, Болгарский Экзарх, молебным каноном свт. Кирилл Туровский в первой четверти XII века, как и авторы иных эпических полотен истории славян, что призывали к объединению славянских племен для защиты своей земли, осуждая стремление к превозношению, порицая родственные раздоры и восхваляя братскую взаимопомощь. Восточнославянская цивилизация – это часть европейской цивилизации, как бы этому не противились англо-саксонская и романо-германская цивилизации. Она вместе с ними творит на протяжении столетий культурно-историческое европейское пространство от Атлантики до Урала.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/22/bu...

И. А. Шляпкин Приложения I. Диарий св. Димитрия Среди рукописей Киево-Печерской лавры сохраняется за 162 in f. сборник, писанный рукою св. Димитрия до 1709 года, с собственноручными же поправками и вымарками. Надо думать, что он занесен сюда кем-либо из малороссов, бывших при св. Димитрии в Ростове, и впоследствии, по смерти святителя, возвратившимся в Киев: так я понимаю заметки, занесенные на конец этого сборника. Содержание его следующее: Л. 1–5 – белые. Л. 6–11. – Сие написано в лето от Рождества Христова [ахчг] июня 28. О рождестве хвом разсмотрение лет. (Работа по пасхалиям, как свести года от сотворения мира и рождества Христова). На л. 14 начинается род летописи. С одной стороны страницы разграфлены и в графы вписаны круг солнца, круг луны, года от сотворения мира и от рождества Христова. Текст снабжен ссылками на писателей: Buccelinus, Aurelius Victor, Herodianus, Eusebius, Gelasius papa, Cyprianus. На л. 18: «Феофил в предисловии на Матфеа сказует, яко по осми летех Гдня вознесения евангелие Матфеи писася, sic et nos scripsimus in vita S. Matthei ноевриа 16». Все это материал, вошедший впоследствии в Летописец келейный. Приводим наиболее любопытные места сначала в выдержках, а с 1650 года непрерывно. 1565 842 – Михаил цар с материею Феодорою наста и святый Мефодии патриарх наста. 849 – В сих летах Мефодии и Константин учители словенскии в Козарех у Кагана. 855 – С. Кирилл и Мефодии азбуку рускую скомпоновали и книги на русски язык перевели з греческаго, sed non est certum (сбоку приписано: от велик. мин. чети апрел. 27 л. 780 из житиа Стефана Пермскаго). 862 – Княз Рурик от варяг в Рус прииде. 863 – Болгарская земля крестися. 865 – В сих летах Мефодии и Константин учители славенстии в Моравии. 903 – Олга сопряжеся Игору. 907 – Олег князь рускии воюет на Цариград и берет дань, зри о том в хронографе московском и в летописи с. Нестора Печерскаго. 945 – Князь Игор Рурикович киевски убиен от древлян. 950 – Strykowski fol. 122, а из него Синопсис лист 29 зде полагают Игорево от древлян убиение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Из истории Вселенских Соборов Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 6 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 Материалы к учебному курсу “История Церкви” Эпоха патриарха Фотия. Миссия святых Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии. Великий Собор примирения Во время Торжества Православия новым патриархом был Мефодий (843–847 гг.) — бывший исповедник при Феофиле. Он, так же как и Феодора, понимал, что всеобщее примирение возможно лишь при мягкости к бывшим иконоборцам и при широком применении принципа икономии. Монахам это совсем не нравилось. Студийский монастырь вновь ушел в раскол. Поэтому после смерти Мефодия (847 г.) новым патриархом был назначен Игнатий (оскопленный при перевороте сын императора Михаила Рангаве) — строгий монах, аскет, человек несомненно святой личной жизни. Он был очень популярен среди монахов, но увы, политиком оказался крайне слабым. Это было время подъема, новых надежд и упований. Имперским войскам теперь почти все время сопутствовала удача. В возобновившейся войне с арабами после переменных успехов византийским войскам удалось оттеснить их на восток, войдя таким образом в местности, где владычествовала дуалистическая секта павликиан. “Дуалис­ты” взялись за оружие, и арабская война плавно перешла в павликианскую. Еретиков наголову разбили и большое количество их было переселено во Фракию. Это переселение, столь необходимое со стратегической точки зрения, имело далеко идущие последствия, положив начало возникновению болгарского богомильства. В 853 г. византийский флот совершил удачный набег на Дамиету в Египте. Впервые арабы были разбиты на своей собственной территории. В 856 г. произошел государственный переворот. Молодой император Михаил III  вместе со своим дядей Вардой свергли Феодору и заключили ее с дочерьми в монастырь. Таким образом к власти пришел Михаил III, более известный в истории под не слишком почетным прозвищем Пьяница. Но подлинным правителем стал его дядя, получивший титул кесаря. Варда был культурным, просвещенным и талантливым правителем. Именно при нем начался культурный расцвет, он организовал университет, во главе которого поставил прославленного ученого-энциклопедиста Льва Математика. Из этих просвещенных кругов вышли и глава имперской канцелярии, и будущий патриарх Фотий, и Кирилл Философ — будущий апостол славян.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskih-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНЕНСКАЯ И ВЕЛИКОПРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Варненска и Великопреславска епархия], Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Варна. Объединяет приходы и мон-ри на территории Варненской обл. и Тырговиштского окр. Разградской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Варненское, Добричское, Провадийское, Тырговиштское и Шуменское. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Ковачёв). По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 308 храмов и 14 часовен, в к-рых служат 95 священнослужителей. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Варне, 2-й по величине храм-памятник в Болгарии, возведен в 1882-1886 гг. в память погибших за освобождение Болгарии рус. воинов и болг. ополченцев. Сев. престол посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь имп. Александра II Освободителя, юж.- свт. Николаю Чудотворцу в честь вел. кн. Николая Николаевича, главнокомандующего Дунайской армией. Монастыри На территории епархии действуют мон-ри: во имя св. равноапостольных Константина и Елены муж. (3 насельника) близ Варны (основан до XVI в., в 1828-1829 разрушен, затем восстановлен), недавно открывшийся в честь Рождества Пресв. Богородицы в Варне жен. (1 насельница), во имя св. апостолов Петра и Павла жен. в Златаре (4 насельницы), во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Преславе муж. (3 насельника). Недействующий мон-рь-музей Аладжа во имя Св. Троицы . Планируется восстановление мон-ря во имя вмч. Пантелеимона, основанного в IX в. ок. Преслава на р. Камчия, в к-ром работали ученики Кирилла и Мефодия святые Наум и Климент Охридские . Образована по решению 1-го Церковно-Народного Собора 1871 г. путем объединения 2 ранее самостоятельных епархий, Варненской и Преславской. Основание епископской кафедры в Варне восходит к апостольским временам. Известно о проповеди ап. Андрея Первозванного на побережье Вифинии, Понта, Фракии и Скифии и о поставлении им в греч. колонии Одесс (совр. Варна) своего ученика ап. от 70 Амплия . Упоминания об этой кафедре сохранились от III - нач. IV в., в кон. VI - нач. VII в. она имела статус автокефальной архиепископии. В VII в. Одесс был сожжен и опустошен аварами, на его месте возникло болг. поселение под названием Варна, в IX-X вв. была возрождена и церковная организация. В нач. XIII в., после завоеваний царя Калояна, эти земли вошли в состав Преславской епархии Тырновского Патриархата. После восстановления Византийской империи Варна вернулась в подчинение Константинопольской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/154303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ И ТАТАРСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена в янв. 1555 г. с названием Казанская и Свияжская, с мая 1589 г. Казанская и Астраханская, с 1602 г. Казанская и Свияжская, с 1682 г. Казанская и Болгарская, с 1686 г. Казанская и Свияжская, с 1785 г. Казанская и Симбирская, с 1832 г. Казанская и Свияжская, с 1942 г. Казанская, с 1945 г. Казанская и Татарская, с 1948 г. Казанская и Свияжская, с 1949 г. Казанская и Чистопольская, с 1957 г. Казанская и Марийская, с 11 июня 1993 г. епархия имеет современное название. Территория - в границах Республики Татарстан . Кафедральный город - Казань, кафедральные соборы - Никольский и Петропавловский в Казани. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Наконечный). К нач. 2012 г. в епархии насчитывалось 292 прихода (из них ок. 50 общин без постоянных священнослужителей), 7 муж. и 2 жен. монастыря, в клире епархии состояли 328 священников, 69 диаконов. Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. К. и Т. е. преобразована в Татарстанскую митрополию, включающую Казанскую епархию (запад. районы Республики Татарстан), Чистопольскую и Альметьевскую епархии (вост. районы Республики Татарстан). Территория При создании епархия включала территорию Казанского ханства и окрестные районы, завоеванные рус. войсками. Официально в Казанскую епархию входила также Вятская земля, но фактически вятскими приходами до создания в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) управляли Московские митрополиты (позже патриархи); юж. районы современных Кировской обл. и Удмуртии , не входящие в историческую Вятскую землю,- Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. Советск), Сарапул - находились под управлением Казанских архиереев. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в Казанскую епархию вошли земли Ср. и Н. Поволжья, во 2-й пол. XVI - нач. XVII в.- территория совр. Башкирии, Юж. Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Н. Поволжья (см. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1620 г.- Сибирь (см. Тобольская и Тюменская епархия ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010