По переписи 1500 г. видим уже в Вяжицком монастыре церковь во имя святителя Евфимия 137 . «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 .) В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского, спасавшегося в пещере, ежедневно прочитывавшего всю псалтирь и до кончины не снимавшего с себя власяницы и железного пояса. Мощи его в Феодосиевых пещерах в Киевской Лавре. 118 Ркп. житие св. Евфимия, описанное Пахомием. Сочинитель говорит, что пишет он о св. Евфимии „не по своему произволу, а по воле преемника престола его, владыки Ионы, который после него судом Божиим и избранием людей восприял кафедру святой Софии, а при жизни был искренним другом ему: движимый любовью велел он написать житие его. И я при помощи молитв святителя предлагаю слово моё для живущих по Богу, на пользу общую, чтобы не предана была забвению истина и не скрылась бы под тяжестью многих набегающих лет“. Синод. б-ки ркп. 6309 Костомарова напеч. 4 ч. (памяти, стар. лит. СПб. 1862) со списка Софийской б-ки. 121 Ист. акт. 1, 258. Тучков в житии св. Михаила Клопского: „сему чудному Евфимию возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение во граде: овии от граждан прилежаху, по древним преданиям, Русским царем, вельможи же града вси и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сушу и того ради блаж. Евфимию не совершившуся архиерейства три лета“. Московский боярин грозного царя по страху говорит неправду: нестроения 1431–1433 г. происходили в Москве между кн. Василием и Юрием, почему и опоздали отправить в Царьград св. Иону. 122 Собр. л. III, 113. 239. 141. IV, 112. Ист. иер. III, 635. 636. В Новгородском Софийском соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи, в 1435 г. „повелением преосвященного архиепископа великого Новгорода, владыки Евфимия, при князе Юрье Лугвеньевце“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Протестанты же тем и отличаются от Церкви, что ведут своё происхождение не от первого века и не от Апостолов. Все направления протестантизма возникли не ранее XVI века (и продолжают возникать новые чуть ли не ежедневно), каждое от своих основателей. Так, лютеране произошли от Мартина Лютера; кальвинисты от Жана Кальвина; меннониты от Менно Симонса; пресвитериане от Джона Нокса; баптисты от Фомы Мюнцера и Николая Шторха; методисты от Джона Уэсли; пятидесятники от Чарльза Финнея; адвентисты от Уильяма Миллера; англиканство от короля Генриха VIII, и т.д. (как и все другие древние и современные секты имели и имеют своих основателей (ересиархов): ариане – Ария, несториане – Нестория, монофизиты – Евтихия, «свидетели Иеговы» – Рассела, муниты – Муна, виссарионовцы – Виссариона, обновленчество – Грановского и Введенского, «Киевский Патриархат» – Михаила Денисенко («патриарха Филарета»), и т.д.). И все эти тысячи протестантских вероисповеданий и церквей основаны не двенадцатью Апостолами Христа и их преемниками – законными епископами, а иными «апостолами», которые произошли сами от себя, дерзнув приступить к священнослужению без рукоположения от епископов Церкви, и проповедовали «иное благовестие» и «другого Иисуса» 691 , и передавали «иного духа» (ср. 2Кор.11:4 ), совершенно чуждого и враждебного Церкви. Господь, как известно, на страницах Священного Писания точно предсказал о многих важных будущих событиях в истории Церкви и мира – предсказал Он и появление многих нечестивцев, облачающихся в одежды служителей правды, и по количеству таких пророчеств можно судить о том, насколько Господь позаботился о предостережении людей от следования за такими лжецами. Вот главные из этих пророчеств. 2Петр.2:1–3 : «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители , которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату , и через них путь истины будет в поношении . И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами ; суд им давно готов, и погибель их не дремлет».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

С. Соловьев . Рождение Сифа Быт.4:25 . И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла имя ему: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. На место двух старших детей Адама и Евы, из коих один не оправдал возлагавшихся на него надежд (Каин), другой – безвременно погиб (Авель), хранителем истинной веры и благочестия Бог дарует им третьего сына – по имени Сифа. Значение его имени объяснено в самом тексте, в смысле «утверждения, основания» истинной веры, или «подстановки, возмещения» той утраты, которая нанесена была погибелью Авеля. «Все сие показывает, что в Сифе Ева надеется на восстановление и сохранение благословенного Семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее» (Филарет). И действительно, будучи родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), Сиф явился тем столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная религия и церковь . В этом отношении Сиф как бы является прототипом самого Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор. 3:11 ). Религия Еноса Быт.4:26 . У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; Имя этого патриарха в буквальном переводе с еврейского означает: «слабый, хилый, немощный, смертный», откуда – в качестве производного существительного: «человек», характеризуемый именно со стороны вышеуказанных свойств его природы ( Пс. 8:5 ). Уже одно это имя достаточно свидетельствует о том духе смиренной покорности пред Богом, который отличал благочестивых сифитов, в противоположность горделивому самомнению и высокомерию каинитов. тогда начали призывать имя Господа [Бога]. Славянский текст имеет здесь свою вариацию, именно вместо слов «тогда начали» – «сей упова»; произошло это от смешения двух фонетически сходных еврейских слов, из которых одно значит «начинать», а другое – «подняться, уповать»; предпочтение здесь должно быть отдано русскому переводу. Что касается до смысла этой библейской фразы, то она прежде всего говорит о торжественном призывании во дни Еноса имени Бога как Иеговы, т. е. о начале общественного богослужения. Во-вторых, как думают некоторые из отцов Церкви (Златоуст, Феодорит, Ефрем Сирин ), – она указывает на то, что благочестивые сифиты за свою ревность Иегове, торжественное Его прославление начали называться «во имя Иеговы» «иеговистами» ( Ис. 45:3 ). Все это особенно выделяло благочестивых сифитов, ревнителей Бога и давало им право на то наименование «сынов Божиих», с которым мы встречаемся позднее ( Быт. 6:2 ). И вот в то время, как поколение каинитов через основание города, изобретение светских ремесел и искусств клало первый камень мирского могущества, племя сифитов, совокупным призыванием Бога, полагает основание Царству Божию на земле – Церкви, как обществу людей, объединенных между собой верой в Искупителя (Иегову) и надеждой на избавление через Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Свобода лишь тогда помогает человеку реализовать Божественный замысел о нем, когда она сопряжена с освобождением души от власти страстей и греха. Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), — говорит Господь. Предостерегая от разрушительной силы греха, порождающей смерть вечную (см. Иак. 1: 15), к христианам обращен призыв и апостола Павла: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5:1). Сегодня сохранять свою свободу во Христе и жить по вере также сложно, как и в предшествующие эпохи существования Церкви, но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Вместе с тем уберечь себя от греха возможно только при помощи благодати Божией, действующей в Церкви Христовой. Убеждая нас идти путем правды Божией, Святая Церковь призывает к стяжанию благодати, к делам любви и через них к богоуподоблению, в котором и раскрывается весь потенциал достоинства человеческой личности и ее подлинной свободы. Забота о находящихся в темничных узах — одно из социальных служений Церкви. Церковь желает любовью врачевать те раны, которые нанес человеческим душам грех, порождающий ожесточение сердца и безразличие к ближнему. Поэтому и сегодня попечение Церкви о заключенных одинаково необходимо находящимся по ту и по другую сторону тюремных решеток. «Рука, благотворящая ближнему, отверзает руку благости Божией», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, и эта благость равно касается и исправляет пути и дарополучателей, и благотворителей. Уповая на Покров Пречистой Богоматери, простертый над Отечеством и народом нашим, вознесем сугубую молитву о просвещении светом Евангельской правды находящихся во узах темниц и о всех людях страны нашей. И пусть на дела любви нас вдохновляют слова апостола Петра: ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делали добро… как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (1 Петр. 2:15-16). Аминь. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://patriarchia.ru/db/text/813644.htm...

Святитель Феодосий пламенел любовию к живому Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и по иноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частого обращения к Создателю все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному; воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось; плотские помышления уничтожались, а духовные брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Св. Духа действовала в нем и чрез него, и претворяла все его существо. По Апостолу, стал он человеком «духовным», который имеет в себе самые высокие христианские качества: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 и 23). Благодать Св. Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по Апостолу, становилось «храмом Св. Духа» ( 1Кор.6:19 ); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит св. Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилась» ( Пс.33 ). Дух Святой оживотворил тело Феодосия Углицкого, – и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкого, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразные исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при Апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ); или, как свидетельствует книга Деяний Апостольских, во время двухлетнего пребывания в Ефесе другого Апостола – св. Павла «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11 и 12); как некогда от телесных составов Апостолов Петра и Павла совершались великие чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленного телесного состава святителя Феодосия Углицкого тоже совершались многоразличные исцеления и знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Священный Синод выразил надежду, что УАПЦ и УПЦ КП со своей стороны обнаружат добрую волю в этом благом намерении, поддержал это решение и счел возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях: 1. Прекращение насилия со стороны сторонников «Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат» относительно Украинской Православной Церкви. (К сожалению, насилие сегодня возобновилось в Сумской, Херсонской, Харьковской, Тернопольской и проч. областях). 2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений. 3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви. 4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко), которого, по высказыванию Константинопольского Патриарха Варфоломея, «никто не признает как архиерея». Эти четыре, необходимые для нормального ведения диалога, условия остаются базовыми и на сегодня. Невмешательство государства и политических сил в диалог между православными даст надежду, что он будет строиться на настоящем краеугольном камне, которым является Христос, а также согласно с канонами и правилами Святой Православной Церкви. Тогда это будет здание, которому не навредит наводнение этого лукавого мира. Обращаемся к нашим православным братьям и сестрам, которые находятся вне единства со Вселенским Православием, словами апостола Павла: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11: 16). Вспомним вместе слова Священного Писания: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А настоящая христианская «любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7). Именно к нам обращается апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1: 10).

http://pravoslavie.ru/5270.html

Сказав это, отшельник предал Го­споду дух свой. Тогда умные судьи чужой совести нехотя сознались, что они были глупы и что у Господа есть тайные рабы Его, до которых если касается дерзкий язык, жестоко обжигается. Тогда и пример Пелагии, оказавшейся искреннею подвижницею, а не осмеиваемою грешницею, сильно подействовал на многих: подобные ей решились омыть грешную жизнь свою теплым покаянием, оставили мир и вступили в монастырь. Так Пелагия (октябрь 502 г.) не только сама спаслась, но и обратила к Господу примером своим очень многих. Близок Господь ко всем при­зывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их ( Пс. 144, 18 ). Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, пра­ведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2, 1–2 ). День одиннадцатый. Преставление преподобного Варнавы Родиной преподобного Варнавы был Великий Устюг 880 . Здесь он был иереем и во время набегов черемисских оставил родину. Прибыв на берега реки Ветлуги, поселился он на горе Красной и подвизал­ся здесь уединенно 28 лет. Тогда в окрестности Красной горы, даже в 50 верстах, не было жилья человеческого; пустынник питался травою и редко хлебом; звери дикие не вредили жившему по воле Божией. Когда узнали о нем люди, то стали приходить к нему за наставле­ниями, и он учил страху Божиему. Преподобный Макарий пробыл некоторое время у него для бесед о спасении души, когда в 1439 году проходил на реку Унжу. Блаженный скончался 11 июня 1445 года 881 . По кончине его ученики его и вновь пришедшие иноки построили храм во имя Святой Троицы, а другой над гробом преподобного во имя святителя Николая и составили обитель, которая пользовалась потом уважением 882 . Мощи преподобного Варнавы были свидетельствованы по рас­поряжению патриарха Иоасафа в 1639 году по случаю чудес, совер­шившихся при гробе его. Ветлугские священники Иоанн и Онисифор по совести священнической свидетельствовали, что первый из них тяж­ко страдал глазною болезнью, а по совету иноков обители помолился на гробе преподобного Варнавы и получил зрение; другой там же полу­чил исцеление от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слово в день св. мч. Димитрия Царевича. 1825 год). Какие могут быть сомнения и страхи у православных людей, если «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39)! И если эти таинственные мистические силы неспособны отлучить нас от любви Божией, а значит, от самого Бога, может ли человеческая злоба, ложь и клевета сделать все это? Никогда, если сам христианин не возжелает отойти от Создателя и Бога своего. Во всех обстоятельствах жизни и служения тебе следует помнить о том, что именно Церковь призвана быть местом встречи человека с Богом, ковчегом спасения, общим домом, построенным на фундаменте веры, любви и надежды. Ответом на все вызовы и противоречия мира сего должно быть наше твердое стояние в правде Божией. К этому призваны приходские общины, пребывающие в мире и единомыслии, укорененные в святоотеческой традиции и имеющие центром своего бытия Божественную литургию. Сегодня, когда многие люди разделены по социальным, политическим, национальным и другим признакам, когда эти разделения так очевидны для всего общества, когда они несут в себе потенциал вражды, ненависти, конфронтации, лишая общество нравственных ориентиров, неложным критерием истины для нас должны оставаться Церковь и провозглашаемая ею Божия правда. Нужно помнить, что Церковь несет посреди этого волнующегося житейского моря особую миссию примирения, ведь только Церковь и способна соединить правое и левое, разделенное, как кажется, навеки, потому что объединяет людей не вокруг человеческой мудрости, а вокруг слова Божия. Именно поэтому необходимо епископу научиться созидать и хранить в себе обостренное пастырское чувство, помогающее более глубоко проникать в реальную жизнь и духовные проблемы современников, среди которых немало тех, кто все еще пребывает вне спасительной ограды Церкви. Посему первостепенную значимость обретают ныне миссионерские и просветительские труды, работа с детьми и молодежью, социальное служение и благотворительность.

http://patriarchia.ru/db/text/2101871.ht...

То, что может стоять между нами и Богом, это идол. Идолом для человека может быть и его семья, его работа, его хобби, его привязанность к деньгам, сексу, алкоголю и наркотикам. Все то, что препятствует нам видеть Бога на первом месте, моментально оказывается идолом. Дух идолопоклонства может проникнуть и в сферу нашей религиозной жизни. Даже духовник или иерарх может оказаться идолом (истуканом), если своим авторитетом, своим диктатом и давлением он окажется между нами и Божьим Законом. В таком положении оказались католики, возвеличившие степень достоинства римского папы. Папа для них заслонил и подменил Христа. Когда в России императоры почитали себя главою Церкви, это был не папизм, а цезаро-папизм. Императорская власть исключила власть патриарха, и Петр I упразднил патриаршество. Св. Филарет (Дроздов) в письме на имя Николая I писал: «Что ж, Вам удалось поставить на колени Православную Церковь России, но помните, следующая очередь Вашего престола…». Некогда, еще при жизни св. и прав. Иоанна Кронштадтского , вокруг него образовалась странная группа людей, которые называли себя «иоаннитами». Они верили в то, что батюшка Иоанн – как Бог. Некоторые считали за счастье броситься под его карету. Эти люди превратили истинного святого в идола. Для сектантов-«богородичников» Дева Мария оказалась кумиром и идолом. Для протестантов идолом оказалась Библия , буква убила их сознание, и они не увидели, не ощутили дух Писания. Идолопоклонство является ужасным грехом в глазах Бога, особенно когда на место Бога поставляется тварь. В Послании к Римлянам сказано: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям…» ( Рим. 1:21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Христианское же сознание несовместимо с такого рода борьбой. «Любите врагов ваших»,- говорит Христос, «любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божьими и сокрушайте врагов Отечества» - раскрывает смысл учения Христа святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Чему по поводу борьбы учит коммунистическая доктрина хорошо видно из строк известного произведения «Интернационал»: «Вставай, проклятьем заклейменный, голодный, угнетенный люд!... Рабы восстанут, а затем. Мир будет изменен в основе: теперь ничто - мы станем всем!... Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». А вот что говорит по этому поводу Библия: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:5-9). Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, поэтому если богатый не выполняет требования «относись к ближнему своему как к самому себе», «помагай ближему», «умиряй строгость» и т.д., то такие господа уже однозначно будут наказаны лишением права вхождения в Царство Небесное. Следовательно желание насильственным путем восстановить социальную справедливость, отнять имущество «грабь награбленное» и т.п. никак не связано с христианством и разговоры о том, что «Христос был революционером» нисколько не обоснованы. Однако, в связи с выступлением Патриарха Кирилла в Государственной думе в рамках Рождественских чтений на некоторых лево-патриотических сайтах появляются статьи, предметом обсуждения в которых является то, что якобы Церковь движется в направлении признания коммунизма и чуть ли не выступает с идеей о необходимости синтеза идей коммунизма и христианства.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010