В 1884 году Чайковский пишет: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что Он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, что бы я был, если бы не верил в Бога и не предавался воле Его» (13. XVIII.1884 г.). 344 С громадной художественной силой Чайковский выразил в своем творчестве трагические противоречия жизни и мироощущение человека своего времени, отравленного ядом позитивизма, и, как художник предельно искренний, он не мог не передать свое субъективное восприятие смерти, но он не смог и подняться над «всечеловеческой» скорбью, не смог противопоставить ужасу тленного разрушения тела и мраку загробного «небытия» веру в будущее воскресение. По слову Апостола, «сеется тело душевное, возстает тело духовное» ( 1Кор.15:44 ), «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему – облечься в безсмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное же облечется в безсмертие, тогда сбудется слово написанное; поглощена смерть победою» ( 1Кор.15:5354 ). Мог ли он, создавший «Всенощное бдение», а незадолго до кончины «Патетическую симфонию», в порыве пасхальной радости воскликнуть с Апостолом: «Смерть, где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ). Не будем судить художника, ибо у каждого свой путь и свое откровение «о тайнах вечности и гроба». Но мы не можем не усмотреть кричащего расхождения его «лебединой песни» с тем обетованием, которое содержит в себе церковное богослужение и песнопения отпевания. 9 . Претворение напевов панихиды в вокально-симфонической музыке неотделимо от обобщающего значения их как религиозных символов, таящих в себе сокровенный смысл. Церковный напев, наделенный громадной силой эмоционального воздействия, используется как многозначный символ в раскрытии творческой идеи, всегда выражающей жизненное мироощущение художника, его восприятие жизни и смерти. В музыке, как и в других искусствах, обращение художника к проблемам «бытия» и «небытия», к образам жизни и смерти выявляет два полярно противоположных мировосприятия.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В ближайший после пасхальной Недели вторник Св. Церковь, разделяя радесть Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение умерших, потому и день этот называется " Радоницей " . Совершается заупокойная Литургия и вселенская панихида. Издавна принято в этот день посещать могилы своих ближних родных. Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами на каждой неделе - в воскресенье. Тропарь праздника Пасхи Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым. Воскресе - воскрес, ожил; поправ - победив; сущим во гробех - находящимся во гробах, умершим людям; живот даровав - жизнь дав. Кондак праздника Пасхи Аще и во гроб снизшел еси, безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскрес еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение. Хотя и во гроб Ты, Бессмертный, сошел, но адову силу Ты разрушил и воскрес, как победитель, Христос Бог, возвестив женам мироносицам: радуйтесь! и Твоим апостолам даруя мир, согрешившим же подавая воскресение! Песнопения праздника Пасхи Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый: людие веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего. Ангел восклицал благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!  Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного. Вознесение Господне Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: " так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре. Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»? иеромонах Иов (Гумеров) «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть – их. – и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора). Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» ( Пс. 8: 5–6 ). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою , потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста , в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1:28 . Кто такой «богоглаголивый Аввакум» из пасхальных песнопений? иеромонах Иов (Гумеров) Творец Пасхального канона преподобный Иоанн Дамаскин при составлении ирмоса 4-й песни упоминает святого пророка Аввакума: «На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен». Здесь использованы слова из его пророческой книги: На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне ( Авв. 2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В таком случае все мысли о недостоинстве причащения уместны вовсе не потому, что кто-то из нас подходит к нему каждый раз с какими-то мелкими грешками, а по той самой причине, что мы не реализуем это общение в диаконии ближним, к которому нас призвал Господь! Собираясь каждый раз вместе в храме, составляем ли мы реальное тело Христа, где каждый член сообщается с другими и поддерживает их, а они его, и все они омываются одной и той же Кровью Господней? Вот в чем главный вопрос! А неуклонный призыв «примите, ядите» обращен, разумеется, вопреки нашему всеобщему недостоинству и неверности – Христос-то нам остается верным до конца. Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы (Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой) на горнем месте высокими умы (на высоком месте с возвышенными мыслями), вернии, приидите, насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся (высочайшее слово услышав от Слова), Егоже величаем (ирмос 9-й песни канона Вел. Четверга). Эта Тайная Вечеря как пасхальная трапеза, совершенная с апостолами, скорее всего, заранее (по евангелисту Иоанну), где среди учеников Христа нет заколотого пасхального Агнца, но сам «Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира» будет заклан несколькими часами позднее, — предвкушение того нескончаемого пира в Чертоге Бога, который еще только должен открыться. «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 29-30). И не только на литургии Великого Четверга , но абсолютно на каждой, в священническом Служебнике в благодарственных молитвах по причащении дано одно из пасхальных песнопений, относящихся к Воскресению: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего». Читайте также: Первые дни Страстной: не поддаваться желудку Страстная седмица: календарь Когда Христос идет на смерть — хороших нет! (+ аудио) Как провести Страстную седмицу

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

Во многих греческих монастырях и даже городских храмах после агрипнии или, как ее называют у нас – полунощницы с пением канона Великой Субботы, в полной темноте, епископ или архимандрит, облаченный в праздничные одеяния, становится в царских вратах, держа в руках свечу, зажженную от неугасимой лампады, находящейся за престолом, и поет стихиру: «Приидите, приимите свет от невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго из мертвых». Вход в Кувуклию над пещерой Гроба Господня Дивный напев этого чудного песнопения, исполняемого клириками, проникает в сердца многочисленных богомольцев и переполняет их небесной радостью. Все молящиеся спешат зажечь свои свечи от святого огня неугасимой лампады и принять с этим священным огнем участие во встрече воскресшего Христа. После этого епископ или архимандрит в торжественной процессии, но без хоругви и крестов, держа в руках лишь Евангелие и икону Воскресения, выходит в притвор храма и здесь, при закрытых дверях, после прочтения воскресного Евангелия начинает пасхальную утреню. 321 Воскресение Спасителя есть обновление человеческого естества, оживление, восстановление и возвращение к бессмертной жизни. Когда под влиянием света воскресшего Христа отваливается греховный камень, лежащий на сердце человека, страсти отступают от него, как пораженные воины, и Господь дает душе силу дерзать, побеждать мир, очищать свое сердце. Удивительное происходит тогда в человеке: чем больше он очищает свое сердце, тем больше исполняется светом Воскресения. Чем больше наполняется он этим светом, тем больше очищается. И здесь, на земле, видит человек воскресшего Господа и ясно слышит Его слова: «Радуйтесь»! 322 Едва изумленные апостолы Петр и Иоанн удалились, как Мария Магдалина в скорби снова пришла к пустой гробнице. «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит (θεωρε) двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела (θεωρε) Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! что значит. Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела (ρακα) Господа и что Он это сказал ей» ( Ин. 20:11–18 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Воскресением Христовым даруется оправдание и Адаму и Еве, и всем, находящимся в преисподней. Сказано: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя (то есть сойдя во ад. – О.С.), проповедал, некогда непокорным…» ( 1Пет.3:18–20 ).  Между смертью и Воскресением Сын Божий уже совершал миссию спасения для разбойника в Раю и для грешников в аду. И Церковь в пасхальном песнопении славословит Его: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй, неописанный » 607 . – То есть тело во гробе пребывало, душою Он сошел во ад «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал», как Бог он вводил благоразумного разбойника в Рай Сладости, «и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» . Церковь славословит и подвиг Его в аду – «ад умертвил еси блистанием Божества» 608 . Но в Его Воскресении истинное Божество и истинное Человечество предстают в своем Халкидонском единении, и Он, именно как Богочеловек, предстал перед Своими учениками. Апостол Павел писал о воскресшем Христе: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ). Таким образом, в Его Искуплении – прощение грехов, но оправдываемся мы в глазах Бога Отца – Его, Христа, Воскресением. И далее мы читаем: Мф.28:10 . «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Женщины понимают, что их миссия опосредованная, они должны донести весть о Воскресении Христовом до мужчин, апостолов. И они второй раз в это утро слышат слова – сначала от Ангелов, а здесь от Самого Сына Божия, – эти слова: « не бойтесь ». Страх сковывает многих людей, и прежде всего – страх нерешительности попытаться начать что-то менять в своей жизни. И тогда Бог, чтобы мы не впали в духовную летаргию, посылает нам те или иные встряски.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот какой сегодня день, и Церковь зовет: «просвятимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия». Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! – А кто из нас остановился на таких, например, словах: «В мире был, мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли…» – А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе! Но как же так? «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может поглотить Его, а свои могут не принять? Может ли быть такое безумие? Но лучше вспомним читанное на страдной седмице: когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они все опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли Господи?» ( Мф.26:21–22 ). Так и сегодня: кто эти «свои», которые не приняли? Не я ли, Господи? Чему я стою и радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранств? Концу поста? Или я радуюсь только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се жив»? ( Откр.2:8 ). Чего я жажду? Послабления плоти, или – наоборот: все претерпеть, чтобы только возвеличился «Христос в теле моем, жизнию ли то, или смертию»?( Флп. 1:20 ). Господь сегодня зовет на Свой праздник: и тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого: и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами. Он поистине «снисшел… в преисподняя земли». Но и мы способны тоже – все глубже и глубже уходить от Него – в бездонную пропасть греха и богоотвержения… не я ли Господи?.. Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия»; да разбудит нас от греховного сна всемирная весть: Христос воскресе! О священной иерархии Пасхальная вечерня Ин. 20:19–25 Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы еле дождались начала дня, следующего за субботой; было еще темно, но камень был отвален, и тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом – другим мироносицам, потом Петру, потом – двум ученикам по дороге в Эммаус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

" Горение веры " мая 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в " Спасе-на-Крови " " Мы отмечаем престольный праздник нашего храма - он посвящен Воскресению Христову, - сказал владыка в проповеди. - Всю неделю мы наслаждались пасхальными песнопениями, и вот дожили до " красной горки " , когда вспоминаем апостола Фому, которому Господь персонально явил дар веры. В первый день по Воскресении Христос явился Матери Божией, женам-мироносицам, другим ученикам, среди которых не было апостола Фомы. Но когда ученики рассказали ему, что Христос воскрес и они Его видели, тот по немощи своей ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). Вот такая претензия была у Фомы - чтобы Господь сам ему явился. Спаситель снисходит к нашим немощам - иногда являет чудеса, как это было и с Фомой. Всю неделю он мучился, что не увидел Христа, и вот, сподобился великой радости: Он явился и показал ему Свои раны. Господь разделил с учениками трапезу, чтобы они поняли, что Его тело - настоящее, Он не призрак. Так произошло уверение Фомы, потому что апостолам предстояло пойти в мир и свидетельствовать о Воскресении Христовом. Если ученики сами не были уверены в Воскресении, как они могли бы уверить других? Это невозможно! Им нужно было самим убедиться, и Господь еще в течение сорока дней являлся и убеждал их в Своем Воскресении " . " Вера - особый дар Божий, это и вопрос жизни и смерти человека, - продолжил архипастырь. - Бывают люди, которые ни во что не верят. Господь говорит: " Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет " (Мф. 17:20). У нас в сердце горы грехов, которые мы за жизнь нагромождаем. Как эти горы сдвинуть в океан милосердия Божия? Не хватает у нас веры! Все ищут каких-то внешних доказательств, чудес: если какое-то чудо произошло, человек верит. Это неправильно - вера должна исходить изнутри, внутри должен гореть огонек веры. Проще говоря, вера - это любовь к Богу. Если есть любовь к Богу - мы верующие, если нет - да хоть сто чудес совершится, мы не поверим. Если признаем божественную любовь, ради нее трудимся, тогда мы верующие. Сейчас информации полно, казалось бы, мы много знаем, видим, много ездим, но если нет в душе этой любви, остаемся пустыми. Сегодняшний рассказ о Фоме подвигает нас на то, чтобы вера зажглась внутри нас. Тогда, если люди нас увидят, сразу поймут, что мы верующие, горим любовью к Богу, друг ко другу. Россия всегда отличалась верой. Почитаешь историю нашей Церкви - сколько было подвижников, монастырей, мощей, чудотворных икон! Сейчас все это надо возрождать через личное подвижничество " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Деян. 3, 21 ). Такое понимание апокатастасиса находится, однако, в противоречии со словами Господа Иисуса Христа о непростительности греха против Духа Святого, который, по мнению святых отцов, состоит в ожесточении и полной нераскаянности (см. Мк. 3, 29 ). В результате последнего суда все, предназначенные к царству Божию, войдут в него, а плевелы, мешающие росту пшеницы (см. Мф. 13, 24–30 ), будут отделены. Домостроительство спасения завершится. С его завершением окончится и существование благодатного царства – подвизающейся Церкви. Наступит тот конец, о котором Апостол говорит: «А затем конец, когда Он (Христос) предаст Царство Богу и Отцу» ( 1Кор. 15, 24 ). Но с преданием этого Своего царства Богу и Отцу, Христос не перестанет царствовать. Напротив, тогда-то и откроется вечное Царство славы, уготованное для праведников от сложения мира, ради которого была принесена искупительная жертва Христова и для приготовления к которому существует земная Церковь , возглавляемая Господом Иисусом Христом и одушевляемая Духом Святым. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом Первым обнаружением царственного могущества Господа Иисуса Христа после Его крестных страданий и смерти было упразднение власти диавола над содержимыми во аде душами умерших. Учение о том, что Иисус Христос сходил во ад душой Своей после крестной смерти, наиболее ясно выражено в следующих словах ап. Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Петр. 3, 18–20 ). Церковью учение о сошествии Христа во ад увековечено в известном пасхальном песнопении: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» . На основании ряда свидетельств свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Для православного христианина мысль об аде и вечных мучениях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богослужении Страстной седмицы и Пасхи, – тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Церковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Христос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: адское состояние присуще душам грешников, ожесточившимся, подобно дьяволу. Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша… и от ада вся свобождша» (от ада всех освободившего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности. 9.7. Как выдержать горе при смерти близкого человека? – Скорбь разлуки с почившим может быть утолена молитвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. смерть – начало новой жизни, а земная жизнь – лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» ( Быт. 2:9 ) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был прегражден и человек стал смертным и тленным. Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» ( Сир. 38:20–21, 23 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010