— Есть фотографии, есть кадры хроники… — Совершенно верно. Есть протоколы допросов, есть фотографии в фас и в профиль накануне казни. Вот то, что просто обжигает нас. Подвиг новомучеников — это ярчайшее свидетельство того, как люди были способны отдать жизнь за свои убеждения, за веру, за те самые нравственные принципы, которые сегодня, к сожалению, часто отвергаются и нивелируются в жизни современного общества. Поэтому для того чтобы понять важность борьбы за жизнь, за человека, за великие нравственные идеи, нужно иметь примеры, и новомученики такими примерами являются. — Ваше Святейшество, такое впечатление, что Пасха в этом году празднуется с каким-то небывалым размахом. Огромные раскрашенные яйца, растяжки у храмов, школы звонарей — в общем, чего только нет! Что это такое? С чем это связано? Как Вы это объясняете? — Ну, праздник Пасхи — это праздник радости, пасхальное настроение — это настроение радостное. Под всем этим есть великая идея, связанная с конечной победой Христа над злом. Это означает, что все зло нашего мира, с которым мы каждый день сталкиваемся, — это страшилки, потому что зло уже побеждено. Если мы принимаем сторону зла, то мы принимаем сторону проигравшего — вот что такое праздник Пасхи; и поэтому он связан с очень радостными эмоциями. Но ведь обычный человек, радуясь, распространяет свое настроение на окружающих. Так, под состояние людей, формировалась и фольклорная культура — ведь она не с неба сваливалась, и не по приказу свыше. И поскольку праздник Пасхи сегодня становится действительно общенародным, то я думаю, что эту энергетику людей хорошо почувствовали и местные власти, в частности, власти города Москвы, которые в сотрудничестве с Церковью в этот раз сделали очень многое для того, чтобы праздник вышел на улицы, чтобы он стал народным праздником, в том числе праздником фольклорным, чтобы это внутреннее состояние, которое испытывает человек, переживающий радость Воскресной ночи, запечатлелось и во внешних образах, в неких действиях. Полагаю, что фольклор всегда играл очень важную роль в поддержании нравственной традиции народа — дай Бог, чтобы и сейчас мы к этому вернулись.

http://patriarchia.ru/db/text/2950069.ht...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Концерты-лекции о русском искусстве. Москва Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Мероприятия в Федоровском соборе. Санкт-Петербург Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Московский Пасхальный фестиваль открыл хоровую программу 07.05.2024 13:02 Версия для печати Фото: smotrim.ru Москва, 7 мая. Открытие хоровой программы Московского Пасхального фестиваля состоялось в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Этот концерт – одно из основных событий фестивальной афиши, сообщает «Культура» . Ритм участников Пасхального фестиваля задан Валерием Гергиевым. Калейдоскоп городов, концертных площадок и тысячи километров пути. Для камерного хора «Нижний Новгород» – это второй концерт за день. Следующие фестивальные дни тоже расписаны. На Московском Пасхальном фестивале ни одну из программ не повторяют. «Я считаю, что это главный и самый важный фестиваль нашей страны, который проходит на очень высоком уровне и организаторы дают возможность, чтобы звучали не только столичные коллективы, но коллективы со всей нашей страны», – отмечает худрук и главный дирижёр камерного хора «Нижний Новгород» Иван Стольников. Сочинения Рахманинова, Чеснокова исполнил в этот вечер Академический большой хор «Мастера хорового пения». На пасхальном фестивале их репертуар – это только духовная музыка: в том числе и на долгие годы забытые сочинения. Например, произведения Николай Голованова, который в своё время руководил коллективом. После смерти дирижёра его музыка не исполнялась. «Что касается Пасхи, это большой праздник для всех верующих и даже те кто не очень верит, но для них тоже праздник. Это огромный праздник, это радостная музыка, счастливая и поэтому мы подбирали те произведения, которые связаны с Пасхой», – рассказал худрук и главный дирижёр Большого хора «Мастера хорового пения», народный артист России Лев Конторович.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Кабмин Украины: пасхальные службы в Почаевской и Святогорской лаврах во время карантина могут привести к вспышке COVID-19 22.04.2020 10:27 Версия для печати Здание Кабинета министров Украины в Киеве. Фото: РИА Новости/Стрингер Киев, 22 апреля. В Кабинете министров Украины допускают продление карантина с нынешними условиями, из-за пасхальных служб в Почаевской и Святогорской лаврах УПЦ МП, в результате которых возможно увеличение инфицированных коронавирусом, сообщил министр Кабинета министров Олег Немчинов. «Я думаю, что это (продление карантина – ИФ) вполне возможно, надо смотреть ряд факторов. Если вы посмотрите статистку Нацполиции, количество верующих в церквях превышало прогнозы. Оно было значительно меньше, чем в обычный период, но в то же время это достаточно рискованные были цифры, особенно как вы упоминали о Почаеве и Донецкую область, где действительно такие прецеденты были...», – заявил министр в эфире «Громадське», отвечая на вопрос о возможности продления карантина из-за пасхальных служб в лаврах УПЦ МП. Он добавил, что негативные моменты были и в Киеве, а также вспомнил о ситуации в закрытой на карантин Киево-Печерской лавре, где медики продолжают фиксировать новые случаи коронавируса.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Три слова Папы Франциска для Пасхального триденствия 18.04.2019 13:45 Версия для печати Рим, 18 апреля. На общей аудиенции 17 апреля Папа Франциск, продолжая катехизическое наставления о молитве «Отче наш», остановился на некоторых словах, которыми Иисус молился Отцу во время Своих страстей, сообщает Vatican News . Первые слова, на которые Папа призвал обратить внимание, - это молитва после Тайной вечери: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Иисус просит о славе, что кажется парадоксальным в преддверии Его страданий. О какой же славе идет речь? В Библии слава означает откровение Бога, отличительный знак Его спасительного присутствия. Иисус – это Тот, Кто окончательным образом являет присутствие и спасение Бога, и Он делает это Своей смертью и воскресением: на Кресте Он прославился (Ин 12,23). «Братья и сестры, пусть эта молитва Иисуса будет нашей молитвой», - сказал Папа и призвал смотреть на Распятого, чтобы постичь любовь Бога. «Как часто мы представляем Его хозяином, а не Отцом, как часто считаем Его строгим судьей, а не милосердным Спасителем! Но на Пасху Бог аннулирует дистанции», - подчеркнул Св. Отец. Мы воздаем славу Богу, когда всё, что делаем, делаем с любовью, и эта слава противоположна мирской славе. Мирская слава – это когда тобой восхищаются, а ты находишься в центре внимания. Божья слава парадоксальна: никаких рукоплесканий, никакого рейтинга: в центре – не я, а другой. На Пасху Отец прославляет Сына, а Сын прославляет Отца, - но никто не прославляет самого себя.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

- Она ведь уже сформулирована, зачем особо «придумывать» то, на чём держалась историческая Россия? В свое время я написал книгу «Пасхальность русской словесности», где старался предметно показать (вслед как за Достоевским, так и за Вячеславом Ивановым), что русская идея состоит в главенстве пасхального архетипа. Конечно, это не вся идея, а только ее религиозное выражение. Но пасхальное упование (что жизнь человеческая не заканчивается «здесь», на земле, что она имеет свое пасхальное продолжение) – является ядром этой идеи, как ее понимает «соборный внутренний опыт нашего народа». Я процитировал Вячеслава Иванова, с которым – в данном случае – совершенно солидарен. Почему речь идет именно об архетипе, о культурном бессознательном? Потому что, как справедливо заметил еще Достоевский, другой «идеи» (кроме православия), у нашего народа нет никакой. И когда вера порушена (а она оказалось почти уничтожена за десятилетия, когда, например, Хрущёв грозился показать по телевизору «последнего попа», подражая безбожным большевистским временам), то происходит деградация самого народа. И это порушенное, как оказалось, труднее восстановить, чем просто выстроить заново церковные здания… Увы, в советские десятилетия, начиная непосредственно с большевистской революции, порождаемая пасхальным архетипом добровольная жертвенность (в подражание вольной жертве Христа), слишком часто использовалась – для реализации целей, которые трудно назвать христианскими (скорее, антихристианскими, вроде «мировой революции»). Произошла трансформация пасхального архетипа в архетип рождественский (который, по мере все большей и большей секуляризации, от идеи спасения бессмертной человеческой души перешёл к утопическому построению «рая на земле»). Так Звезда (ведущая к «высоким» целям, но «здесь», на земле) и подменила Крест. Необходимо и в этом случае вспомнить о своих духовных истоках. Если государство, наконец, озаботиться этим, что же, я буду очень рад. Но не стоит подменять идею насильственной «идеологией»: ведь это уже было в нашей стране большую часть двадцатого века – и закончилось крахом.

http://radonezh.ru/2021/10/27/o-russkoy-...

С. Железняк: Вы абсолютно правы. Народ в очередной раз доказал, что он мудрее и выше тех решений правителей, которые принимались в тот период. Народ смог перетерпеть страшные испытания во многом благодаря пониманию ответственности перед предками, которые нам в наследство передали значимость сохранения веры, наших традиций и, конечно же, благодаря той вере, которая у самих людей была в душе. Я хочу обратить внимание на еще один исторический момент. Ровно в тот момент, когда началась страшная Великая Отечественная война, многие решения на уровне той тоталитарной власти были пересмотрены и открылись храмы, у священников была возможность обращаться к солдатам, которые находились на поле боя, причащать их и преуготовлять к бою, потому что из каждого боя возвращались далеко не все. Мы понимаем, что ровно в тот момент, когда возникает вопрос жизни или смерти Родины, даже самый глухой к традициям человек понимает, что без веры невозможно одержать победу, потому что, в конечном счете, одерживает победу не техника и не количество солдат, а вера. Митрополит Иларион: Дух народа. С. Железняк: Естественно. Уверен, что и те события, которые происходят сейчас, дают нам примеры выдающегося мужества, выдающегося гражданского служения людей. Это тоже ни в коем случае нельзя забывать или считать неактуальным в нашей жизни. Чем мудрее мы будем, чем более внимательнее мы будем относиться и к вопросам сохранения и укрепления нашей веры, традиционных религий, тех традиций, которые есть у наших народов, которые вместе живут и соратничают в России, тем меньше будет возможностей у различных сил, желающих зла нашей стране, расколоть общество или поставить его на грань выживания. Не дай Бог нам такой судьбы, которую мы наблюдаем у наших соседей. Россия в XX веке претерпела огромные страдания. И ни в коем случае не надо забывать эти уроки истории. Митрополит Иларион: Пасха — это подвижный праздник церковного календаря. И очень часто Пасха почти вплотную придвигается к Дню Победы, и неслучайно пасхальная радость зачастую у людей сопрягается с радостью о Победе, которая была обретена тогда ценой миллионов жизней и с воспоминанием о погибших. Когда заканчивается пасхальная седмица, наступает день поминовения усопших — Радоница — и, как правило, у нас этот день окрашен именно воспоминанием о войне. Мы особым образом вспоминаем людей, отдавших свою жизнь за Родину.

http://patriarchia.ru/db/text/4460167.ht...

Демонстрацией по НТВ вечером 9 ноября сего года богохульного фильма «Последнее искушение Христа» совершено неслыханное надругательство над Именем и Личностью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. «Тайна беззакония» открылась на новой глубине: бесстыдство в отношении человека, неустанно насаждаемое в нашем Отечестве в последнее десятилетие, завершилось предельным бесстыдством и кощунством в отношении Самого Бога. Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II телепередаче «Русский Дом» Интервью было дано в связи с попыткой телекомпании НТВ показать богохульный фильм 30 мая 1997 г. Мне хотелось бы обратить внимание телезрителей на то, что в Пасхальную ночь, во время Пасхального богослужения, канал НТВ сделал попытку показать самый кощунственный фильм, который был создан в последние десятилетия, — американский фильм «Последнее искушение Христа». Тогда нам удалось это предотвратить, но сейчас, 30 мая, они опять намереваются его показать. За сегодняшний день я получил множество телеграмм из разных мест, коллективных обращений, в которых люди протестуют против показа данного фильма, воспринимая это как оскорбление своих религиозных чувств. Когда этот фильм пытались показать в Греции, в результате протеста несколько кинотеатров было сожжено. Возмущение этим фильмом было и во Франции. Я думаю, что православные верующие (не только православные — все христиане) России воспримут показ этого фильма как оскорбление своих религиозных чувств. Уже давно, думаю, с 30-х годов, не показывали таких кощунственных фильмов, как этот. И сейчас в СМИ, в целом ряде газет его смакуют, что позволяет думать, что атеизм не ушел в небытие в одночасье, и люди, которые были проводниками воинствующего безбожия, и сегодня еще живы, и пытаются протолкнуть на экран, и смакуют в газетах этот фильм. Я должен заявить, что православные верующие воспримут это как оскорбление своих религиозных чувств. Если не будут сделаны соответствующие выводы, мы будем вынуждены призвать зрителей не смотреть 4 программу телевидения (НТВ), чтобы показать свое отношение к этому.

http://moral.ru/антихрист-в-москве-выпус...

Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» 29 ноября 2023 г. 17:20 В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе ( 10, 2023 , PDF-bepcuя ). — Светлана Васильевна, какие, на Ваш взгляд, эстетические, этические и духовные задачи у современной литературы? — Любая проблема, связанная с литературой и, шире, с культурой в целом, имеет антропологическое измерение. Что собой представляет человек, творящий словом новую реальность? Чувствует ли он свою ответственность перед Богом и людьми? Как писатель относится к тому дару, который дан ему? Воспринимает ли свое творчество как служение? Чувствует ли он тайну души человеческой, о которой хочет поведать читателю? Эти вопросы можно продолжать, и именно в ответах на них мы можем сформулировать те задачи, которые стоят перед литературой. Современная литература, если она не порывает с великой традицией литературы русской, эстетически, этически и духовно призвана к исполнению тех «заповедей», которые оставили нам великие русские писатели — Пушкин и Тютчев, Достоевский и Толстой, Шолохов и Распутин… Достоевский проводит своих героев через испытания и искушения, через крест. У Раскольникова происходит пасхальное чудо «воскресения» и преображение его личности, а у Ставрогина или Смердякова — полная и окончательная смерть. Исследователи творчества писателя говорят о «пасхальности» как об эстетической категории в произведениях Достоевского и, шире, как о свойстве русской литературы в целом. А если вспомнить пушкинскую строку из стихотворения «Памятник» — «Веленью Божию, о муза, будь послушна», Божий призыв в стихотворении «Пророк» — «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/Исполнись волею Моей», то задачи, стоящие перед современной литературой, становятся предельно ясными. Яд атеизма, отравивший европейского человека и едва не приведший к гибели России в трагическом XX веке, поразил и литературу. Постмодернистские игры, ставшие одной из главных стратегий в современной литературе, тому подтверждение.

http://patriarchia.ru/db/text/6081170.ht...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Белгород: силами студентов-теологов создан православный студенческий театр 06.05.2008 13:41 Версия для печати Белгород, 6 мая, Благовест-инфо . На Пасхальной неделе студенческий православный театр Белгородского госуниверситета представил приуроченную к главному празднику церковного года детскую постановку «Пасхальные приключения колобка» пациентам двух детских больниц, учащимся общеобразовательной школы и детского дома. Православный студенческий театр «Благовест», актёрами которого являются студенты социально-теологического факультета Белгородского университета, создан всего несколько месяцев назад. Социально-теологический факультет ведёт подготовку социальных работников и преподавателей ОПК. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 29.04.2022 11:20 " Газета.Ru " «Религиозная грамотность родителей оставляет желать лучшего»: интервью с Ольгой Васильевой 19.10.2021 15:34 Кравцов: основы православной культуры в 85% случаев преподают учителя начальных классов 09.09.2021 15:59 Екатеринбург: Основы религии в уральских школах будут изучать 7 тыс. детей 19.03.2019 10:31

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Третья категория — это дети из детских домов. Именно они попадают сюда почти профилактически или за какие-либо нарушения. — Владыка, Вы можете привести какие-либо примеры, из-за чего дети попали в эту больницу? Почему дети-сироты попадают туда? (Владыку тоже интересовали эти вопросы, и он задал их детдомовскому мальчику, который в это время как раз находился здесь в качестве пациента. Вот что он ответил: «Когда кто-нибудь убегает из детского дома или бывают драки, кто-то выпил, то их отправляют на 40 дней в детскую психиатрическую больницу»). — Владыка Филипп, совершаете ли Вы в детском отделении требы, Таинства? И как проходят встречи с детьми? — Первоначально мы приезжали в детское отделение, пытаясь совершить Таинство Крещения. Но был один случай, после которого мы поняли, что Таинство здесь совершать если и можно, то индивидуально. Приведу такой случай. Собрали детей на Таинство Крещения, начали читать чин оглашения, и как только начали освящать воду, то одна девушка (до этого на вид очень тихая и спокойная) вдруг начала бесноваться: бросилась на нас и выбросила таз с крещенской водой на землю. В течение всего Таинства очень много было буйных, и мы поняли, что в таких заведениях Таинства Крещения или Причастия совершать нельзя: разве только ради страха смертного. Или еще случай: идем, окропляем детей святой водой, и вдруг одна девочка подбегает, хватает крест на шее у священника и начинает его кусать, еле ее оттащили, а другая просто обняла батюшку, плачет и ничего не говорит. Поэтому мы в таких больницах всегда проводим беседу с детьми о православной вере, православных праздниках, раздаем иконочки, читаем с ними молитву «Отче наш» и окропляем их святой водой. Но там надо быть всегда осторожным и быть начеку. Был случай на Пасху: раздавали пасхальные яйца детям, а они как увидели их, как все разом набросились. Секунды — и пустота, а потом смотрим, кто-то ест их прямо со скорлупой. — Как Вы считаете, стоит ли священнослужителям приходить в такие заведения? Есть ли в этом нужда?

http://patriarchia.ru/db/text/2599114.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010