Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Праздники Воскресение Христово и его значение для христианина Основное содержание христианства не укладывается в ограниченные рамки морально-нравственного учения. Ближайшие ученики Христа – апостолы – основывают свою заповеданную Господом деятельность (идите, научите все народы ( Мф. 28; 19 )) отнюдь не на Нагорной проповеди , открывающей людям высочайшие нравственные идеалы. В основе христианства лежит один факт, по отношению к которому все остальное вторично. Этот факт – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15; 13, 14 ). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. На этом краеугольном основании строится православное учение о Спасении. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему две тысячи лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? Ответ находим в пасхальном слове святителя Иоанна Златоустог о: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает!». Таким образом, все христиане становятся причастными к далекому прошлому человечества, к главному событию его истории, происшедшему в Иерусалиме, «при Понтии Пилате». Именно тогда для того, чтобы освободить человека от вечной смерти Бог пришел на землю и принял смерть. Апостол Павел говорит о результатах этого Божественного «самоистощания» следующие слова: Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его [в крещении], то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним ( Рим. 6; 4–6 ). Воплощение Христово, Его Распятие и смерть, сошествие во ад и Светлое Воскресение восстановили разорванную грехопадением связь человека и Бога. И этот факт положен в основание христианской веры и христианского упования. Именно поэтому Пасха Христова называется «праздников праздником и торжеством из торжеств», резко выделяясь из всех остальных праздников Православной Церкви. Но еще до прихода на землю Спасителя ветхозаветные иудеи праздновали Пасху, имеющую, впрочем, другое содержание. Ветхозаветная Пасха

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Далее Христос поясняет, как же придёт Дух Святой и что должно случиться. Он говорит, что Он взойдет на небо, то есть воскреснет, но перед этим будет вознесён на небо. Вознесён подобно тому, как Моисей вознёс змия в пустыне. И это будет для того, чтобы вы все получили жизнь вечную. В древности, когда иудеи, совершали исход из Египта в Землю обетованную, которая стала таинственным прообразом рая и будущей жизни, они стали роптать, что лишились той пищи, которую имели, будучи в рабстве в Египте. И Бог , чтобы вразумить их, попустил множество ядовитых змей жалить иудеев, чтобы те вспомнили о своих грехах. Тогда Моисей прообразовательно изготовил медного змия, то есть изображение змея из меди, и вознёс его на особо устроенном шесте над главами иудеев. И вот Божия благодать сделала то, что всякий иудей, взиравший на этого медного змия, хотя он и был укушен ядовитой змеёй по попущению Божию, получал исцеление. Этот медный змий, вознесённый над главами иудеев, прообразовал распятого Господа Иисуса Христа. Так что мы, уязвлённые ядовитыми змеями, то есть нашими страстями и грехами, мы взираем на Христа распятого, принимая Его как Бога, получаем исцеление от наших грехов. Но получаем исцеление не просто от того, что Христос был распят, а от того, что Он воистину воскрес и попрал силу вражью. Такова была беседа Спасителя с праведным Никодимом. Мы слышали, что Христос сказал: «Для того Я вознесён на Крест, чтобы вы имели живот вечный». Будем в эти пасхальные дни молить Господа о том, чтобы Его распятие и воскресение не осталось вотще, то есть пустым для нас. Чтобы мы, взирая подобно древним иудеям на Его распятие, взирая как христиане на Его Воскресение, воистину уверовали в Воскресение Христа, то есть возродились от Духа Святого, снова родились свыше, как учил об этом Христос, и тогда получили бы вечную жизнь со Христом. Аминь. Христос воскресе! Святоотеческое понятие о евангельских птицах, которые не сеют, не жнут, и Отец Небесный питает их Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Дом, где были собраны апостолы, был тщательно заперт (см. Ин.20:19 ), но, услышав голоса своих верных друзей, Луке и Клеопе двери отворили. Друг с другом они обменивались радостными вестями о Воскресении Учителя. «…Сопутствуя Луке и Клеопе, Ты беседовал с ними, но в этой беседе Ты не тотчас открыл Себя им. Поэтому они и укорили Тебя в том, что Ты – один из пришельцев в Иерусалим и не участвовал в совершившихся совещаниях его. Но, как устраивающий всё на пользу Своих творений, Ты разъяснил пророчества о Себе и во время благословения хлеба был узнан ими, хотя у них и до этого времени пламенели сердца к познанию Тебя. Потом они и (другим) собравшимся ученикам ясно уже возвестили о Твоем воскресении…» (в русском переводе). Познание веры Воскресшему Спасителю мира является самым важным делом в жизни человека. Ведь без нашего личного бессмертия вся человеческая жизнь теряет свой подлинный смысл. Тогда и все, что мы делаем, строим, созидаем имеет только кратковременную ценность. Поэтому важнейшим делом человека является личное приобщение к Христову Воскресению и живое участие в жизни Царства Божия на земле – Святой Православной Церкви. 2008 год 81. Явление ученикам в первый день Вечером первого дня недели, который следовал после пасхальной субботы, ученики Христовы были собраны вместе. Пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа рассказывали о явлении им Воскресшего Господа. Ученики были в смущении, всё было непонятно и невероятно для понимания обыкновенного человека. Тем более смущало то обстоятельство, что эммаусские путники, когда увидели Иисуса, не узнали Его. Вера апостолов еще не была твердой и осознанной, так как они не понимали нового бытия Господа по Воскресении и не знали свойств Его прославленного Тела. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам ( Лк.24:36 ). Евангелист Иоанн добавляет: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! ( Ин.20:19 ). Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа ( Лк.24:37 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Дома уже все приготовлено, чтобы после поста разговеться в радостный день Воскресения Христова. Эту радость передают друг другу все, ходят поздравлять один другого, угощают всех лучшим, что имеют, христосуются и дарят красные яички. Еще в субботу и после пасхального богослужения священник освящает куличи, пасхи и мясо, чтобы после заутрени и литургии съесть благословенную в храме пищу за радостным пасхальным столом. В России на Пасху весь день во всех храмах звонили колокола. Вопросы: Что сделали сторожившие гроб воины? Как узнали о воскресении Христовом жены-мироносицы? Как узнала об том Мария Магдалина? Что будет при общем воскресении? Когда оно будет? Что нам напоминает об этом каждый год? Почему Пасха называется «Праздников праздник»? Почему Пасхальная заутреня служится ночью? Почему в Пасхальную неделю Царские врата открыты? Самостоятельная работа: 1. Нарисовать пасхальное красное яйцо с буквами X. В. или раскрасить деревянное, или пустое куриное яйцо, чтобы подвесить его под иконами. К Пасхе приготовить расписные яйца для своих друзей и родственников. 2. Отметить на Годовом круге праздник Воскресения Христова. Явление по пути в Эммаус В тот же день Воскресения Христова двое из учеников – одного из них звали Клеопа – шли из Иерусалима в селение Эммаус. Сердце их не было спокойно: они говорили и о смерти Господа, и о слухах об Его воскресении в Иерусалиме. Когда они беседовали, к ним приблизился Спаситель, но они не узнали Его, как и Мария в саду у гроба. Спаситель спросил их, отчего они так печальны и о чем они беседовали. Клеопа ответил Ему: – Неужели Ты не знаешь, что произошло в Иерусалиме с Иисусом Назарянином: Он был пророком, сильным перед Богом и людьми, делавшим чудеса и проповедовавшим. Наши начальники предали Его на смерть и распяли. А мы надеялись, что Он спасет нас. Но вот уже три дня, как Он умер. Сегодня некоторые женщины изумили нас, сказав, что гроб Его пуст и что они видели ангелов, сказавших им, что Он жив. Некоторые из наших тоже видели гроб пустым, но Его Самого не видели.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Другое явление Спасителя ученикам после воскресения произошло на озере, когда апостолы провели целую ночь на рыбной ловле и ничего не поймали. На рассвете они увидели из лодки Спасителя, стоящего на берегу, но не узнали Его. Иисус говорит им: «Дети, есть ли у вас какая пища?». Они отвечали Ему: «Нет». Он же сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете». Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда Иоанн говорит Петру: «Это Господь». Петр же, услышав, что это Господь, бросился в море, чтобы скорее доплыть, а другие ученики приплыли на лодке. На берегу уже горел огонь и лежала приготовленная рыба и хлеб, и Христос сказал ученикам идти обедать. Из них же никто не смел спросить: «Кто Ты?», зная, что это Господь. Во время обеда Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли ты Меня?», и три раза повторил ему: «Паси овцы Моя», как будто давая ему этими тремя заявлениями любви ко Господу загладить то, что он три раза отрекся от Христа в ночь суда. И тут же Христос сказал Петру, что ему будет дано смертью своей прославить Бога. Явление в Галилее. Повеление крестить и учить Через несколько дней Господь явился одиннадцати апостолам в Галилее, куда они пошли по Его повелению. Увидев Его, они поклонились Ему, а некоторые стали сомневаться: не призрак ли они видят. Господь, приблизившись к ним, сказал: «Теперь дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и учите их исполнять все, что Я повелел вам, и Я буду с вами во все дни до скончания века». Господь в течение сорока дней много раз являлся ученикам Своим и учил их всему тому, что они должны делать и чему должны учить людей после Его Вознесения на небо. Вопросы: Какие мы знаем явления Господа после воскресения? Сразу ли узнавали апостолы Христа, когда Он являлся им после Своего воскресения? Какую власть дал Спаситель апостолам? Что Он повелел апостолам, когда явился им в Галилее? Самостоятельная работа: Заметить и записать, какие перемены мы видим в храме во время пасхальной недели в облачении священника и в убранстве храма. Обратить внимание на Царские Врата. 53. Вознесение Господне и сошествие Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее… И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии. Идут они сюда не просто посмотреть на торжественность христианской службы. Их душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине. А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова. И неудивительно. Воскресение Христа — это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни. Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа — это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни. Если бы Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша. Но Христос воскрес и совоскресил с Собою все человечество! Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И потому в пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопение и сами принимаем участие в этом пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». О даровании людям этой великой радости Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страданиями: « Освяти их истиною Твоею… чтобы они имели в себе радость Мою совершенную » (Ин. 17:17). И вот с Воскресением Христа человеку открылся новый мир святости, истины блаженства. При Своей земной жизни Спаситель произносил неоднократно драгоценные для верующей души слова: « Я живу, и вы будете жить » (Ин. 14:19), « Мир Мой даю вам » (Ин. 14:27), « Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна » (Ин. 15:11). Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить. Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: « Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Знаем, что Ты приходил в мир, чтобы разрушить дела диавола, избавить нас от власти его, что Ты, возлежа плотию во гробе, сходил душею во ад, и здесь, в самом средоточии владычества диавола, победил его, а пленников ада, с верою ожидавших Твоего пришествия, исхитил из недр его. Знаем это, и однако же как нередко и как легкомысленно увлекаемся искушениями диавола и, отрекшись от него и от всех дел его в крещении, творим волю его, отдаемся в рабство ему, ибо всяк, «творяй грех от диавола есть», – ( 1Ин. 3:8 ), – исторгнутые из сетей его, снова запутываемся в них, – поставленные на путь спасения, сбиваемся с него и идем дорогою, ведущею во дну адову! Знаем, что крестом, погребением, воскресением и вознесением на небеса Ты отверз нам вход в рай, – знаем это, но прилеплением сердца нашего к миру, пристрастием в временным, земным и тленным благам, доходящим иногда до полного богозабвения, заграждаем себе двери рая, отверстые только для тех, которые, живя на земле, постоянно помышляют о небе, среди благ и радостей мира воздыхают о блаженстве общения с Господом в Царствии Небесном... О, не вниди в суд, Агнче Божий и праведный Судия, с рабами твоими, так много Тобою облагодетельствованными и так тяжко оскорбляющими Тебя своею неблагодарностию. Язвами Твоими, которые зрим на сей плащанице, уврачуй наши душевные недуги и сподоби нас неосужденно поклониться Тебе пред сею плащаницею и облобызать сии пречистые язвы. Окружное пасхальное послание к костромской пастве 1. Смерти празднуем умерщвление . Смерть появилась в человеческом роде со времени Адамова грехопадения. Господь заповедал нашим прародителям не вкушать от древа познания добра и зла и, если не послушаются, грозил смертию. Они не послушались, и сия угроза исполнилась не только над ними, но и над всеми их потомками. Потомки Адама с наследием греха наследовали от него и смерть. Смерть вкусил и сам Христос, потомок Адама по плоти. Но Он не остался в узах смерти, Он умертвил смерть своим воскресением. Он не в Себе только лично умертвил ее, но своим воскресением из мертвых положил начало нашему воскресению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И в Воскресении совершилось окончательно Боговоплощение — торжествующее проявление Жизни в недрах человеческой природы, как бы прививка бессмертия к органическому составу человека. Воскресение было победой не только над Его собственной смертью, но над смертью вообще. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начала» (Пасхальный канон, 7–я песнь, 2–й тропарь). В Его воскресении все человечество, вся человеческая природа совоскресла с Ним: «человеческий род облекся в нетление». Совоскресла — не в том смысле, что все действительно восстали из могил: люди продолжают умирать доныне. Но упразднена безнадежность смерти: смерть стала бессильной над человеком. Ап. Павел с особой силой говорит об этом: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес… Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (1 Кор.15:13,16). Ап. Павел явно подразумевает, что Воскресение Христово не имело бы смысла, если бы оно не было событием всемирного значения, если бы все Тело таинственно не «пред–воскресло» вместе с Главою. И сама вера во Христа потеряла бы смысл и была бы тщетна: не во что было бы верить. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор.15:17). Без надежды на всеобщее воскресение вера во Христа не имеет ни содержания, ни цели. «Но Христос воскрес из мертвых»… и в этом победа Жизни. «Правда, мы продолжаем умирать, как и прежде, — говорит Иоанн Златоуст, — но мы не остаемся во власти смерти; и это означает, что мы не подвержены смерти… Сила и настоящая реальность смерти заключается в том, что умерший не имеет возможности вернуться к жизни. Но если после смерти он должен воскреснуть и, сверх того, приобщиться более совершенной жизни, — это уже не смерть, а сон» («Толкование на Послание к Евреям», слово XVII, 2). Такую же мысль мы находим у св. Афанасия. «Смертный приговор» упразднен. «С прекращением тления и уничтожением его благодатью Воскресения, наше тело и душа разлучаются только на время по причине смертности тела… Подобно семенам, брошенным в землю, мы не погибаем, но, будучи посеянным в земле, мы снова восстанем, ибо благодатью Спасителя смерть упразднена» («О Воплощении», 21). Все воскреснут. Отныне мы совлекаем с себя телесную оболочку только на время. Мрачная пропасть ада уничтожена силой животворящего Креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

И вот что чрезвычайно важно: «Не прикасайся ко Мне… а иди к братьям Моим». Христианская жизнь не заключается в таинственных переживаниях, сентиментально-романтической мистике. «Иди к братьям Моим». Впервые Господь называет так Своих учеников: «братья Мои». Церковь — братское общение друг с другом в Господе. Христос как бы говорит ей: «Мария, Я посылаю тебя на служение проповеди Воскресения». Она свидетельствует о присутствии воскресшего Христа свободным послушанием Богу. И это служение связано с братской жизнью: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Христос — Превечный Сын, мы — сыновья, по приобщению Христу. Тому, Кто по естеству — Сын Отца Небесного. Мы становимся сыновьями Того же Отца, но по причастию Его Божественному усыновлению. Наша жизнь и вера даны нам, чтобы мы могли возвестить другим, что видели Господа. Мария Магдалина идет к ученикам, чтобы возвестить им, что она видела Господа, и что Он сказал ей эти слова. Она — апостол апостолов, потому что осталась у гроба и плакала, ожидая утешения в терпении. Не существует апостольства без жизни, знающей главную тайну. Это невозможно, мы должны это понять. Она — апостол апостолов, потому что она Воскресение Христово видела. И все верные за каждой воскресной всенощной вместе со всей Церковью исповедуют в Духе Святом: «Воскресение Христово видевше». В книге Деяний Апостолов мы слышим в пасхальные дни об избрании Церковью нового апостола на место отпавшего Иуды. Обязательным условием было, чтобы этот человек был свидетелем Воскресения Христова. И это же условие сохраняется на все времена для всех, кто ищет священства. В мире, где торжествует смерть, никто не может проповедовать о победе над смертью, пока не увидит Христово Воскресение. Я знаю одного священника, который служит уже более тридцати лет. В молодости у него был период, когда он ходил, вернее, бегом бежал в храм каждый день, потому что из года в год на Пасху и не только на Пасху Господь утешал его обильной благодатью.

http://moral.ru/апостол-апостолов/

Исследование исторической истины воскресения И. Христа достаточно подтверждает то убеждение, что христианская церковь , с полным сознанием истины, громко может проповедовать воскресение своего Господа и Бога. Да! Иисус Христос воскрес из мертвых и есть первенец умерших. Его воскресение преобразовало мысли человечества, разорвало покров еврейского и языческого мира, указало нам за могилой – отечество славы и сделалось залогом прощения и спасения для блуждающего в темноте человечества. На краю гроба, из которого воскрес, силою Своего Божества, Спаситель наш, мы можем твердо повторять, вслед за апостолом: «еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Когда мы слышим торжественно-радостную церковную песнь, многократно воспеваемую в светлые пасхальные дни, когда мы слышим и поем эту великую песнь, выражающую всю сущность нашей веры: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав, – тогда все существо наше отзывается на нее невыразимо сладостным и трепетным предчувствием невечернего дня царствия Христова, вечной жизни в блаженном общении с Победителем и Упразднителем смерти. Как Христос воистину воскресе, так воистину воскреснем и мы. Воскресение Иисуса Христа засвидетельствовано достоверными свидетелями и свидетельствами; оно свидетельствуется непрерывно всею историею христианства. Как же неверующие говорят, что не будет воскресения мертвых? Христианство есть религия Воскресшего, Умертвившего смерть. Настоящая смерть есть только неизбежный переход к бессмертию: то, что ты сеешь не оживет, если не умрет ( 1Кор.15:36 ). Достоверность Евангельских сказаний Лекция, читанная в Кембриджеком университете Доктором Богословия В. Фарраром. Перевод Матвеева. «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2Пет.1:16 ). Не ложными, мистическими, искусственно выработанными сказаниями более 1800 лет тому назад св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010