Пасхальное богослужение: все о пасхальном богослужении Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» 28 апреля, 2019 Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» Что такое пасхальное богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи! Как происходит пасхальное богослужение и крестный ход на Пасху? Пасхальные богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи. Еще с древних, апостольских времен христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи). Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых» , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

http://pravmir.ru/o-pasxalnom-bogosluzhe...

Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1. Воскресение Христово или Святая Пасха, 2. Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господними и посвящены земной жизни Христа и его служению, а четыре – посвящены Пресвятой Богородице и называются богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господние? Следующие из двунадесятых праздников являются Господними: 1. Рождество Христово (25 декабря). 2. Сретение Господне (2 февраля). 3. Крещение Господне или Богоявление (6 января). 4. Преображение Господне (6 августа). 5. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6. Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7. Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на первом Вселенском Соборе, в 325-м году по Р. X. 1103. Когда празднуется Воскресение Христово? Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье. 1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова? Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви. 1105. Что поют при крестном ходе? При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В Санкт-Петербурге пройдёт пасхальная благотворительная выставка прикладного искусства Санкт-Петербург, 8 апреля 2008 г. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира с 16 по 20 апреля в Санкт-Петербурге состоится Пасхальная благотворительная выставка изделий прикладного искусства. В программе выставки пасхальные подарки, открытки, рисунки, вышивка, резьба и роспись по дереву, керамика, игрушки, русский народный костюм. Участвуют епархиальные отделы, приходы храмов, воскресные школы, православные творческие коллективы. В программе выставки – встречи со священнослужителями, показ православных видеофильмов, работа лектория, выставка рисунков участников конкурса «Круг светлых дней», фотовыставка, уроки рукоделия и ремесла. Вход свободный. Время работы выставки с 12 до 19 часов, в субботу – до 18 часов. Выставка размещается в помещениях Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры (ст. метро Пл. Александра Невского) Завершается Великий пост. Глубоко воспринимая призыв Святой Церкви к исправлению жизни и покаянию, все мы стремимся достойно пройти поприще Великого поста и с духовным трепетом и радостью встретить Светлое Христово Воскресение. Воскресение Христово – центральное событие мировой истории, ибо благодаря Крестному подвигу Спасителя преодолена пропасть, отделявшая людей от Бога, и человек, отпавший некогда от своего Небесного Отца, становится причастником Божественной жизни. Пасха «столько превосходит все торжества человеческие и земные – свидетельствует святитель Григорий Богослов, - сколько солнце превосходит звезды». Поэтому нет для христианина более торжественного и великого дня, чем день Воскресения Христова, несущее нам спасение и Жизнь вечную. Одной из страниц подготовки к этому Светлому дню для нас и нашей Епархии станет Пасхальная благотворительная выставка изделий прикладного искусства. Она, как и Рождественская выставка, традиционно проводится в течение последних восьми лет в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры нашего города в преддверии последней, более строгой недели поста и самого праздника Воскресения Христова.

http://pravoslavie.ru/26342.html

Глава 6-я. Супранатуралистический и юридический аспекты пасхального догмата Супранатуралистический аспект Воскресения Христова. Чудесность, величий и апологетическое значение Воскресения, – Юридический аспект. Анализ текстов: 1 Фесс. 1:10; Рим. 4:24–25; 5:10; 8:32; 10:6–7 ; 1Кор. 15:17–18 . – Критика принципиального основания аспекта – юридической теории искупления. Универсально-искупительное значение смерти Христовой в мистическом понимании – Недостаточность литрозеологического, очищенного от юридической крайности, аспекта для уразумения Христова Воскресения. Кроме изложенных выше идеологий пасхального догмата, представляющих собою целые системы мировоззрения, здесь уместным и не лишним будет коснуться двух новых аспектов Воскресения Христова, имеющих «частное» значение. Если соловьевскую и несмеловскую концепции за то, что они проектируют значение Воскресения Христова на будущее время, за их «эсхатологизм», так сказать, за приурочение пасхи, к чаемому воскресению мертвых, – можно назвать проспектными, то имеющие быть ниже изложенные воззрения по как раз обратной – «исторической» перспективе, в которой они рассматривают пасхальный догмат, по положений ими Ценности его в прошлом, позади настоящего, в отличие от первых, оказываются ретроспектными. Одно из этих воззрений квалифицируется нами, как супранатуралистическое, другое, – как юридическое первое осознает Воскресение Христа, как величайшее «чудо» и в этом смысле – разительнейшее доказательство Божества Христова; второе понимает тот же догмат в связи с искуплением, как «заместительной жертвой» 328 . Оба являют собой наиболее выпуклые образцы статического понимания «тайны» Воскресения. Супранатуралистический аспект в отношении Воскресения Христова разделяют весьма многие богословы – апологеты и догматисты: прот. Петропавловский 329 , прот. Малиновский 330 , Пресансе 331 , Гудер 332 , Освальд 333 , Иоганнес 334 и др. Сущность этого воззрения состоит в том, что, как сказано, оно считает Воскресение Христа величайшим чудом и, в качестве такового, непровержимым аргументом Его Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Дж. Коллинс (католический священник) Содержание Предисловие к русскому изданию Предисловие к английскому изданию Введение Что думают о воскресении современные ученые Положительный вклад Спорные книги Две маргинальные книги Часть первая. Свидетельства Библии Глава 1. Наше мировоззрение и жизнь и смерть Иисуса. Мировоззренческие установки Жизнь и смерть Иисуса Глава 2. Воскресение Иисуса и его значение Метафора – но не просто метафора Споры о Воскресении Воскресение «выросло » из взятия на небеса? Воскресение без тела? Глава 3. Явления воскресшего Иисуса Три характерные черты явлений Возражения и альтернативные теории Маргинальные теории Еще немного о явлениях Христа Глава 4. Обнаружение пустой гробницы Древнее предание Вымысел Марка? В защиту пустого гроба Дальнейшие соображения «Альтернативные» объяснения Богословские трудности Что говорит Новый Завет Гробница как знак Слишком «духовные» интерпретации Возвращаемся к Лампе и Грассу Глава 5. Искупительное и преображающее действие воскресения Рассказ Марка о пустом гробе Победа жизни Примирение грешников Искупляющая любовь Ин. 21 и исцелающая любовь Другие свидетельства нового творения Дальнейшие размышления о новом творении Часть вторая. Воскресение и современность Глава 6. Оправдание пасхальной веры в наши дни Философия и история Исторические замечания Личный опыт веры Глава 7. Жизнь после воскресения Разные случаи Материя и дух Непрерывность тела и наша история Преображение вселенной Глава 8. Воскресение в таинственном и нравственном богословии Воскресение и таинства: странное пренебрежение Воскресение в богословии таинств Воскресение и нравственное богословие: пренебрежение продолжается Эпилог Приложение Пасхальные явления и переживания утраты Избранная библиография     Предисловие к русскому изданию Издание любой моей книги на русском языке для меня большая честь и радость, но особенно рад я тому, что первой по-русски выходит «Вера в воскресение». В духовном гении православия богослужение, богословие, литература и жизнь неразрывно сплетены между собою. Пасхальная вера имеет исключительное значение как для русской литургии, так и для культуры. Пронизанные этой верой, они несут свет воскресшего Христа миллионам людей во всем мире. Они хранят и передают повсюду истину и жизненность этой веры в воскресение. Я счастлив, что теперь и моя книга о воскресении внесет свой скромный вклад в великую русскую пасхальную традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

     Христос Воскресе! Пришло время, братья и сестры, и мы вновь произносим эти долгожданные слова. Возможно ли в полной мере высказать, что они значат для нас? Пасхальное приветствие – это вхождение в иную реальность, всегда новую реальность Воскресения. Это погружение в океан радости, волны которого накрывают с головой и заставляют ликовать даже самого взвешенного, спокойного человека. На что похожа Пасха? На электрический разряд молнии, мгновенно освещающий все вокруг так, что нигде не остается никакой тьмы. На внезапно прорвавшую плотину, взрывающуюся брызгами пенящейся воды. На стремительный порыв весеннего ветра, с грохотом растворяющий заклеенные на зиму окна. Явилась сама жизнь, победившая смерть, – и все вокруг оживает, воскресает. И мы тоже, услышав пасхальное приветствие, отряхиваем накопившуюся усталость, отгоняем уныние и, еще не веря случившемуся, отвечаем: «Воистину Воскресе!» И, конечно же, красоту и глубину пришедшего праздника нам помогает ощутить богослужебное чтение из Священного Писания. С наступлением Пасхи Церковь открывает Книгу Деяний, которая отныне будет сопровождать нас в течение всего попразднства. Почему же именно эта книга и никакая другая? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, мы получим, рассмотрев сам текст Деяний. Итак, перед нами пасхальное апостольское зачало: первые восемь стихов из Книги евангелиста Луки Деяния Святых Апостолов. «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1:1). В церковнославянской Библии переведено точнее: «Первое убо слово сотворих о всех, о Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити». «Первое слово», о котором говорит Лука, есть его Евангелие, в котором он написал о том, «яже начат Иисус творити же и учити». Обратите внимание: Иисус начал творить и учить, а кто же продолжил? Продолжила Церковь, «которая есть Тело Его» (Еф. 1:23), и Она же будет продолжать это служение до конца времен. Дела и учение Церкви есть продолжение дел и учения Христовых. Творит ли Церковь милостыню – это благотворит Христос; священнодействует ли Церковь – Христос совершает Таинства; учит ли она – говорит устами Христовыми.

http://pravoslavie.ru/112077.html

В статье «О пении на утрене Недели крестопоклонной ирмосов Пасхального канона» (ЖМП. 1968. 3. С. 74–76) автор ее, В. Талин, утверждает, что в Крестопоклонное воскресенье на утрене следует петь ирмосы Пасхального канона «Воскресения день», начальные слова которых указаны перед тропарями канона, положенного в этот день в Триоди постной. По-видимому, В. Талин недостаточно знаком с языком Типикона и не в курсе истории богослужебной гимнографии. Он пишет: «На утрене Недели крестопоклонной положены каноны: воскресный с ирмосом на 4, Б о г о р о д и ч н ы й с и р м о с о м на 2 (разрядка моя. –  Н. У.) и Триоди на 8». В действительности в Типиконе сказано: «Канон воскресен со ирмосом на 4; и Богородицы на 2; и Триоди на 8, глас 1-й; катавасиа „Божественнейший прообрази“ (оба лика вкупе)». «Богородичный с ирмосом на 2» и «Борогодицы на 2» – это разные по смыслу выражения. Первое означало бы, что после тропарей воскресного канона следует петь ирмос канона Богородицы и один тропарь, второе же означает, что нужно читать (или петь) только тропари канона Богородицы в количестве двух, не предваряя их пением ирмоса. Заметим, что в действительности существует только второй порядок. Чтобы понять, с какой целью указаны в каноне Триоди пасхальные ирмосы «Воскресения день», следует обратиться к истории канона как рода церковной гимнографии. Основоположником его считают преп. Андрея Критского († 740). Он сочинил около 250 тропарей, в которых на примерах, взятых из Священного Писания Ветхого Завета и Евангелия, исповедует свои грехопадения и просит милосердия Божия, явленного Иисусом Христом грешникам. Эти тропари преп. Андрей разделил на девять песней, соединив каждую из них с той или иной библейской песнью, которые в его время входили в состав утреннего богослужения. Чтобы связать свое сочинение в литературном отношении с текстом библейских песен, преп. Андрей для каждой из своих песен написал особый тропарь, который текстуально в какой-то мере был бы близким к библейской песне и в то же время отвечал бы его собственному настроению, например: «Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». Первая половина этого тропаря – «Вонми, небо, и возглаголю» – это слова пророка Моисея, которыми он начал свою обличительную песнь ( Втор. 32, 1 ), а вторая половина – «и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго» – это собственные слова песнописца. Тропари, связующие библейские песни с авторским текстом песнописца, получили название «ирмос», от греческого ειρμς, что значит «сплетение» или «сцепление».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

«Веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен». «Паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас»  ( Иоан. 16, 22 ). Такое обещание изрек Господь наш Иисус Христос Своим ученикам на Тайной Вечери. Это обещание относится, конечно, и ко всем истинным Его последователям, как и другое:  «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»   ( Матф. 28, 20 ). И вот, явившись женам-мироносицам по Своем Воскресении, Воскресший Господь приветствовал их словом: «радуйтеся«  ( Матф. 28, 9 ). Можно себе представить, сколь велика была радость жен-мироносиц, а вслед за ними и всех учеников Господа, когда истина Воскресения стала для них несомненной! Эта светлая пасхальная радость побудила св. Апостолов, в начале робких и малодушных, безстрашно выступить перед многотысячным народом, собравшимся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы с проповедью о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых. Проповедуя затем во всех концах вселенной Божественное Евангелие, св. Апостолы благовествовали, как мы видим из книги Деяний их, прежде всего о том же – о Христе Распятом и тридневно Воскресшем из мертвых,  и эта их проповедь имела неотразимую силу, пленяя умы и сердца всех, еще не окончательно ожесточившихся своими душами, что и понятно, ибо  ничего так не жаждет душа человеческая, как веры в Воскресение – веры в торжество правды, добра и справедливости.  Только эта чистая светлая пасхальная радость способна поднять человека над всей окружающей его в мире пошлой суетой и серой обыденщиной – только она одна в силах разсеять мрак страстей и порождаемых ими скорбей, преодолеть печаль и уныние на сердце и подвигнуть человека на подвиг во имя света и добра, оживив, облагородив и возвысив над всем земным его душу. И мы действительно видим, какие поразительные, подлинные чудеса творила эта светлая пасхальная радость с самыми, казалось бы, слабыми и немощными людьми, на протяжении вот уже более 19-ти столетий. Эта радость о Воскресшем Господе озаряла собою весь жизненный путь первых христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Воскресение Христово. 1-я пол. XIX в. Я. Шапошников. Серебро, эмаль на медной основе. 22,0 x 15,4 см. ЖМП 5 май 2021 /  11 июня 2021 г. 17:30 Пасхальный подарок любителям искусства ОБРАЗЫ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ЭМАЛИ, ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЕ СВЯТЫНИ КОЛОМЕНСКОГО И МЕРНАЯ ИКОНА СВЯТОГО ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ: ТРИ ВЫСТАВКИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ.  PDF-bepcuя. Святые на финифти Выставка «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала ХХ века» открыта до 12 июня, вход свободный. Адрес: Москва, Андронь­евская пл., 10. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева подготовил пасхальный подарок ценителям редких иконографических памятников. На выставке «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала XX века» демонстрируются полсотни финифтяных образов, изготовленных в двух крупнейших русских центрах этого промысла — в Москве и Ростове Великом. Каким же образом такое количество икон устроители ухитрились разместить в небольшом помещении? Речь идет об эмалях — а значит, как правило, о миниатюрах. Впрочем, и из этого правила бывают, оказывается, исключения.  Искусство живописной эмали наши предки позаимствовали на Западе, оттуда же во второй половине XVII столетия приехали и первые мастера. Но уже скоро финифть как декор богослужебных предметов освоили в Оружейной палате Московского Кремля, а примерно век спустя ею занялись и посадские ремесленники крупных городов.  «Первые ростовские эмальеры работали при архиерейском доме, а кафедру в то время занимали, как правило, выходцы из Троице-Сергиевой лавры, где тогда же творил знаменитый украинский мастер Казанович. Была на высоте и ростовская иконописная школа, — объясняет феномен популярности ростовской финифти заведующая музейным сектором декоративно-прикладного искусства куратор выставки Елена Давыдова. — А после открытия мощей святителя Димитрия паломникам нужны были реликвии, которые они могли бы увезти на память из Ростова, — и вот тут-то финифть пригодилась как нельзя кстати!» Живопись по эмали долговечна: краски нисколько не теряют в сочности и богатстве цветовой гаммы в течение нескольких столетий.

http://e-vestnik.ru/analytics/pashalnyy_...

Закрытие Пасхального фестиваля 12 мая 2005 г. 13:37 11 мая завершился IV Московский Пасхальный фестиваль, который начался в день Светлого Христова Воскресения и был посвящен в этом году 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В рамках фестиваля в столице и 19 городах России — в том числе Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Челябинске, Вологде, Ярославле, Костроме — состоялись 95 концертов. С симфонической программой в Москве познакомились более 20 000 человек. 9 мая на Поклонной горе около 300 000 слушателей стали свидетелями выступления Объединенного молодежного оркестра музыкантов из 27 стран — участниц второй мировой войны. С большим успехом прошли хоровые концерты в храмах Москвы, Суздаля, Переславля и др. городов. В Большом звоне «Звонильной недели» прозвучали колокола 67 храмов Москвы. Всего в концертах приняли участие 1000 исполнителей из 31 страны мира. Перед заключительным концертом в Камерном зале Международного дома музыки состоялась пресс-конференция художественного руководителя Пасхального фестиваля Валерия Гергиева при участии председателя комитета по культуре г. Москвы Сергея Худякова и руководителя управления современного искусства ФАКК Майи Кобахидзе. В разговоре с журналистами участники пресс-конференции неоднократно отмечали, что по масштабу музыкальной программы, территориальному охвату праздничных мероприятий и мастерству исполнительства IV Пасхальный фестиваль заметно превзошел все предыдущие. В. Гергиев особо подчеркнул, что отныне фестиваль безусловно получил общенациональный статус. Художественный руководитель Четвертого Московского сделал также особый акцент на просветительских установках организаторов, на стремлении придать открытый характер концертам, сделать их максимально доступными широкому кругу слушателей, в том числе в городах, удаленных от культурных центров страны. «Фестиваль задуман прежде всего для людей, для любителей классической музыки, для любителей оперы, для малоимущих, для пожилых людей, для юных душ, для молодых. Это являлось задачей номер один фестиваля», — отметил В. Гергиев. Обсуждая музыкальную программу, он особо подчеркнул, что без участия мастеров церковного колокольного звона, «без этого изумительного оттенка фестиваль был бы беднее». Отвечая на вопрос о том, каким видится художественному руководителю следующий фестиваль, В. Гергиев предположил, что в программе 2006 года, возможно, найдется больше места для современных произведений. Однако заметил, что это в первую очередь должна быть музыка «очень высокого качества» — и по преимуществу отечественная. Кроме того, по словам маэстро, Пятый Московский «в любом случае будет связан с музыкой Шостаковича».

http://patriarchia.ru/db/text/9485.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010