Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пасха на картине Михаила Нестерова 4 мин., 07.04.2018 Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в  проекте «Холст, Пасха» . Пасха Господня — картина «Утро Воскресения» русского художника конца XIX — первой половины XX века Михаила Нестерова. Удивительно, но о Воскресении Христа первыми узнали вовсе не Его ближайшие ученики, а те самые женщины, которые видели Его смерть на Кресте. На следующий день после субботы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия пошли к гробнице, в которую положили Учителя, с миром (благовонным маслом), чтобы помазать его тело — таков был иудейский погребальный обычай. Поэтому их так и называют — Жены Мироносицы. Но, подойдя к гробнице, они увидели, что камень, закрывавший вход в нее, отвален и лежит рядом. А войдя внутрь пещеры, женщины не нашли там тела Христа. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (Лк 24:4–9). Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. 1908-1909. Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы Другой евангелист рассказывает, как, обнаружив пропажу тела, Мария Магдалина прибежала к апостолам и сообщила им, что тело Учителя украли. Но затем Сам Христос явился ей и она вернулась к ученикам, свидетельствуя уже о воскресении Спасителя.

http://foma.ru/pasha-na-kartine-mihaila-...

В. Чернов Светлое Христово Воскресение. Пасха События праздника Воскресение Христово – основа всей христианской веры. «Если Христос не воскрес,– пишет апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Своей смертью и воскресением Господь Иисус Христос открыл врата вечной жизни каждому, кто не затворит своего сердца перед Его великой победой. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Фес. 4:14 ). В православной Церкви Воскресение Христово – главный праздник церковного года. Как «торжество торжеств», этот святой и великий день даже не входит в число двунадесятых праздников, как бы стоя превыше всяческого празднования. Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха». – пишет святой Амвросий Медиоланский , – означает «прехождение». Назван же так этот праздник торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 )». Церковное приготовление к празднику Пасхи, состоит из Страстной седмицы и святой четыредесятницы, вместе образующих Великий Пост, 8 ТЗЮКС из нескольких подготовительных к великому посту седмиц. По древнему обычаю, праздник Пасхи совершается в первое воскресенье после полнолуния, выпадающего в день весеннего равноденствия. Если на равноденствие полнолуния не приходится, то Пасха совершается в воскресенье, следующее за полнолунием, ближайшим после весеннего равноденствия. Из-за такого счисления, дата Пасхи может приходиться на период с 22 марта(4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.). Ангел в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот какие великие блага даровал нам Своей смертью и воскресением Христос – наша пасха. Нам остается принимать от Него эти дары не только с благодарностью, но и с заботой о том, чтоб сделаться достойными их, чтобы в противном случае не утратить их. Христос, наша пасха, «превел нас от смерти к жизни»; – Своим воскресением Он даровал нам надежду на воскресение. Действительно, все некогда воскреснут, но не все для блаженства. «Истинно, истинно говорю вам, – сказал Господь, – наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... И изыдут, творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:25,29 ). Итак, чтобы сподобиться блаженной жизни по воскресении, надлежит приготовиться к ней доброделанием, а с успехом упражняться в доброделании можно не иначе как при помощи благодати Божией, которая сообщается в Таинствах. Об одном из сих Таинств как о необходимом условии для достижения блаженного воскресения Господь Иисус сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Христос «превел нас к жизни от смерти» не только телесной, но и духовной, возродив нас в Таинстве Крещения. Но горе не сохранившим благодати Крещения и осквернившим себя грехами и нераскаянием по Крещении! «Они, – скажем словами православного Катехизиса (о Крещении), – виновнее в грехах своих, нежели некрещеные, потому что имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее». «Ибо если избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» ( 2Петр.2:20 ). Но как ни жалко положение таких людей, оно не безнадежно. Осквернившие себя грехами после Крещения могут очиститься через покаяние и вновь возродиться к духовной жизни, – прейти от смерти к жизни. Христос – наша пасха – избавил нас от вечной смерти в адских муках, или от вечной погибели. Чтобы избегнуть погибели, нам остается избегать путей, ведущих к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   И когда приблизился Он к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало радостно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: «Благословен грядущий во имя Господне! Мир на небесах, и слава в вышних» (Лк.19:38). Фарисеи из среды народа стали снова протестовать: «Запрети ученикам Твоим так говорить.» Но Он дал им новый отпор: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют!» (Лк.19:40)     «И когда приблизился к городу, – повествует евангелист Лука, – то, смотря на него, Иисус заплакал о нем, и сказал: «О если бы и ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и не оставят на тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук. 19:41—48). Это пророчество Спасителя исполнилось в 70-м году, когда полководец Тит со своими войсками полностью разрушил Иерусалим и его знаменитый храм. При этом погибло более миллиона человек: часть была убита в городе во время осады, а другая погибла в плену в разных странах Римской империи.    Сойдя с осляти, Спаситель вошел в храм и застал там множество торговцев и менял денег. Тогда Он сделал бич из веревок и выгнал вон из храма всех продающих и покупающих, говоря: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13, Ис. 56:7, Иерем. 7:11).    И так, как время было уже позднее, Иисус вышел в Вифанию – ближайшее селение – со Своими учениками. Светлое Христово Воскресение     «Христос Новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Припев в 9-ой песни канона в Великую Субботу).    Как солнце своей яркостью затмевает луну и звезды, так светлое Воскресение Христово своей радостью и торжественностью выделяется между прочими праздниками. Отмечая его, мы радуемся не только событию далекого прошлого, но предвкушаем в нем и наше собственное воскресение для вечной жизни в Царстве Света и Добра.    Праздник Воскресения Христова, или Пасха Господня, как он в древности именовался, самым тесным образов связан с ветхозаветной еврейской Пасхой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха Христова принадлежит всем Слово протоиерея Александра Шаргунова в Светлое Христово Воскресение 08.04.2018 1060 Христос воскресе! «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Сей день — этот день, и никакой другой, День всех дней. Возрадуемся и возвеселимся, потому что солнце уже не заходит, но все сияет как солнце, и завеса храма не раздирается, но Церковь восстает. Чтобы просветить всех людей, «сидящих во тьме и тени смертной». И «направить ноги наши на путь мира». Христос воскрес, а люди всегда остаются теми, кто от земли, и вследствие этого темными. Но тот, кто верен решимости жить в присутствии Христова Воскресения, мало-помалу становится светом. Он приближается к Богу. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Бог прославляется только чадами света, и так люди узнают Его. Таков глубокий смысл жизни тех, кто сподобился увидеть Христово Воскресение: мы призваны дать людям узнать Бога нашими делами света. И Господь предупреждает: «Смотри, чтобы свет, который в тебе не был тьмою». Воскресший Христос является среди учеников и говорит: «Мир вам!» И во всех храмах священники дают благословение народу: «Мир всем!» Тот, Кто в день Воскресения встал посреди учеников, стоит в центре истории мира. Пасха Христова принадлежит всем. Для всех людей, для всех народов, для всех времен, для всей земли, для всего мира видимого и невидимого Христос дает этот мир — не так, как мир дает, так, как Он дает, — мир, всякий ум превосходящий. В этот день распятый и воскресший Христос со властью занимает принадлежащее Ему место посреди человеческого рода — среди умных и глупых, среди верующих и неверующих, как Господь всяческих. Среди всех болезней и стихийных бедствий, всех революций и войн, среди заключения мирных договоров и разрыва их теми, кто говорит: «мир и безопасность», среди прогресса и упадка, среди заслуженного и незаслуженного человеческого несчастья — стоит воскресший Христос Как Тот, Который был и есть и грядет, и говорит: «Мир вам», показуя ноги и руки и ребра Свои. Среди стольких трав и сорняков было посеяно это пшеничное зерно и умерло, и теперь проросло и заколосилось, потому что приблизилось время жатвы.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/06/pa...

Будем же славить Воскресшего Господа не только устами, но и нашими делами, нашей жизнью. Только тогда Пасха будет для нас спасительной, когда истина Воскресения Христова станет нашей истиной, основой нашей веры, содержанием нашей жизни. Тогда и радость наша будет истинной сердечной радостью, о которой говорил святой евангелист Иоанн Богослов: “…И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” ( Ин.16:3 ). День Пасхи, день Воскресения Христова — это “Праздников праздник и торжество из торжеств”. Воскресение Христово — торжество не только веры христианской, любви и надежд, но и правды вообще. Правду Свою Господь подтвердил Воскресением. Воскресением он подтвердил и правду человеческую. “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” ( 1 Кор.15:3 ). Милостью Божией нам дана еще одна Пасха, а с нею — радость и торжество. Воздадим же Воскресшему хвалу, благодарение и поклонение. Осиянные лучами Воскресения, будем и сами носителями света, радости и совершенства. Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри и все верные чада Украинской Православной Церкви, с великим праздником святой Пасхи. Желаю вам от Воскресшего Господа Жизнедавца великих и богатых милостей. Ныне великие мучения претерпевает наша родная Украина и многострадальный украинский народ на пути возрождения и самоутверждения. Господь судил нам жить в такое время, которое определяет судьбу нашей Украины, ее будущее. И в эти неспокойные дни многим из нас нехватает мирного духа — духа кротости и любви, духа терпения и прощения. Светлое Христово ВоскресениеПасха — это праздник примирения и объединения всех о Господе Иисусе, ибо во Христе, как говорит апостол Павел, “нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания; варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” ( Кол.3:3 ). В это беспокойное и многотрудное время призываю вас, возлюбленные, ревностно беречь мир гражданский и церковный, беречь единство церковное, чистоту православных традиций, наши прекрасные национальные церковные обычаи.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

И.П. Ювачев XXXVII. Пасха в Иерусалиме Обязательность ветхозаветного паломничества. – Пасхальная утреня у Гроба Господня.– «Пуп земли». – Розговенье в подворье Палестинского общества. – Емма- ус.–Путешествие в Горнюю. – У источника Иоанна Крестителя. – Католический монастырь. – У русских инокинь в Палестине. – Жалобы на строгие порядки. Мы, христиане, многое заимствовали из ветхозаветных установлений, но почему-то мало обратили внимания на следующую заповедь: ,, Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году». И известно, что родители Христа каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Наконец, сам Христос ежегодно приходил к Пасхе из Галилеи в Иерусалим. Посещать святые места, или «являться пред лице Владыки Господа Бога», вложено в самую природу человека, что мы можем видеть из многочисленных странствований нашего народа. Точно какая-то неведомая сила подымает весною и старых и молодых, и мужчин и женщин, и толкает их сходить куда-нибудь на богомолье. И я, повинуясь этому внутреннему голосу, тоже достиг святых мест и явился «пред лице Господа» в священный день воспоминания воскресения Христова у самого Его Гроба. Пасха в Иерусалиме! Каким благоговейным восторгом должно наполниться здесь сердце верующего человека! С сознанием важной минуты, вечером, в Великую субботу, я приоделся и отправился в храм Воскресения, чтобы провести эту в своем роде единственную ночь у Гроба Господня. Если мы другие храмы называем православными, католическими, лютеранскими, армянскими, тο этому храму, главным образом, приличествует название христианский в широком смысле этого слова. Среди густых масс народа я едва пробрался до южных дверей греческого придела. Сзади меня стояли турецкие солдаты с ружьями и не пропускали публику в переполненный храм. Произошла обычная в этом случае борьба. Солдаты как-нибудь еще умели сдерживать мужчин, но пред женщинами и они были бессильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, благодаря явлениям воскресшего Спасителя Его ученики вновь обрели твердую и живую веру в Него. Они уже не были колеблющимися, сомневающимися и пребывающими в постоянном страхе людьми, но истинными апостолами Христа Спасителя, готовыми нести слово евангельской проповеди по всей вселенной. Как говорит святитель Лука Крымский, отныне «проповедь апостолов была проповедью о Воскресении Христовом, о Царстве Небесном и о грядущем воскресении всех христиан. На их глазах воссиял из Гроба Господня небесный свет, который постепенно проникал в сердца способных его воспринять. И ныне свет Христов воссиял из Гроба Господня и озаряет наши сердца. Будем же жить в этом свете и тянуться к нему всем своим существом!». Пасха Христова – духовное воскресение христианина Известно, что в Древней Церкви массовое крещение катехуменов, оглашенных, совершалось именно на праздник Пасхи. В этот день к Церкви Христовой присоединялись ее новые члены. Выбор не случаен – Пасха, день Воскресения из мертвых Христа, была самым подходящим временем для личного духовного воскресения от мертвенности греха каждого уверовавшего. Кроме того, само Крещение – очень пасхальное таинство, ибо его духовный смысл тесно связан как со Смертью, так и с Воскресением Господа. Оно есть наше подлинное со-умирание со Христом – через погружение в крещальную купель, и со-воскресение с Ним и в Нем для вечной жизни – в животворящем даре крещальной благодати. По слову апостола Павла, все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения ( Рим.6:3–5 ). Итак, важнейший дар, получаемый всяким новокрещеным в таинстве Крещения, – новая и непреходящая духовная жизнь в победившем смерть и воскресшем Господе. Такой дар, конечно же, был особенно ощутим в пасхальные дни, когда крещаемые духовно воскресали вместе с Самим восстающим из гроба Спасителем. Возможно, Древняя Церковь потому и установила обычай совершать крещение катехуменов именно на Пасху.

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

Нужно иметь в виду, что общепринятая хронология не соответствует тому, как на самом деле происходили события. Спаситель родился на три или четыре года раньше той даты, которая считается датой Рождества Христова. Ошибка была допущена западным ученым Дионисием Малым, который жил в VI веке. В то время уровень исторической науки был очень скромный, тем паче на Западе, который по культурному своему развитию очень отставал от православного византийского Востока. Поэтому в «Синопсисе» и говорится: «Воскресенье, 9 апреля 30 года», хотя из всех преданий о Господе достоверно известно, что Спаситель пострадал в возрасте тридцати трех с половиной лет. Даты страданий Спасителя и Его Воскресения известны точно. Мы же учитываем кроме дат еще и дни недели: например, Распятие воспоминаем в пятницу, Воскресение Христово — в первый день недели. Поэтому празднование событий, связанных со страданиями и Воскресением Спасителя, закреплено не за конкретными числами, а за определенными днями седмицы. Кроме того, существует правило, по которому Пасха, отмечаемая православными, должна праздноваться позднее Пасхи иудейской. Иудейская Пасха вычисляется по лунному календарю, а православная — одновременно и по лунному, и по солнечному. Если вычисления приводят к одинаковому результату, то православная Пасха переносится на неделю позже. Этот сложный расчет, изложенный сейчас мной чрезвычайно схематично и примитивно, приводит к тому, что мы празднуем Пасху не в тот день, когда на самом деле произошло Воскресение Христово. Дата ее совершения определяется пастырскими целями — не допустить, чтобы иные немощные христиане соблазнились и подумали, будто бы у нас, так сказать, одна вера с иудеями. В связи с этим празднование Пасхи и воспоминание всех связанных с пасхальными днями событий бывает каждый год в различные числа. Евангелист Матфей о Воскресении Христовом повествует так: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф.28:1-3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Скачать epub pdf Слово на день св. Пасхи. Истолкование второго тропаря девятой песни пасхального канона 99 «О, Пасха велия и священнейшая, Христе... подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Вот слова пасхальной песни, которые мы так часто слышим с вами, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, во дни пасхальных богослужений. Спасительно нам знать, в каком смысле Господь наш Иисус Христос называется Пасхою? Это наименование Христа станет для нас вполне понятным, если мы вспомним установление пасхи в Ветхом Завете при освобождении израильского народа от египетского рабства. Перед десятою египетскою казнью сказал Господь Моисею и Аарону: «Скажите всему обществу Израиля... пусть возьмут себе каждый агнца... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня этого месяца: тогда пусть заколет его все собрание... к вечеру. И пусть возьмут от крови его, и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его... А Я пройду по земле Египетской в эту самую ночь и поражу всякого первенца... от человека до скота... И будет у вас кровь знамением на домах... и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной... И да будет этот день вам памятен и празднуйте его... в роды ваши; как установление вечное» ( Исх. 12:1, 3, 6–7:12–14 ). Как видим, праздник пасхи был установлен в память избавления Богом ветхозаветного Израиля посредстном крови пасхального агнца от смертоносной язвы. Но пасха ветхозаветная была прообразом Пасхи новозаветной. Только здесь Господь избавляет нас от смерти не кровию агнца, а кровию Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. Своею смертию и воскресением Господь попрал смерть и даровал нам вечную жизнь, почему в пасхальном тропаре и сказано: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Хотя смерть еще действует в мире, но сила ее уже попрана, и при всеобщем воскресении она окончательно и навсегда будет уничтожена. Тогда во всей полноте осуществятся слова Ап. Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ; ср. Ос. 13:14 ) Впрочем, новозаветная Пасха является для нас избавлением не только от смерти телесной, но и от смерти духовной, или от власти греха. Это избавление даруется нам также кровию и смертию новозаветного пасхального Агнца, и мы получаем его в таинствах Церкви, когда воспринимаем внутреннюю возрождающую благодать Святого Духа. При помощи этой благодати мы не только избавляемся от порабощения греху, но получаем возможность неуклонно соблюдать спасительные заповеди, достигать святости, быть сынами Божиими по благодати и наследниками небесного Царства. Вот в каком смысле Господь Спаситель наш называется священнейшею Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010