Популярная легенда о перевоплощении императора в старца Федора Кузьмича имеет и севастопольский «извод»: дескать, намерение государя начать в Сибири подвижническую жизнь благословили именно в Георгиевской обители поначалу митрополит Хрисанф, а позднее митрополит Агафангел. Нет нужды опровергать столь нелепые вымыслы, оскорбляющие святую память о настоятелях, окормлявших со всевозможным тщанием вверенную им паству. Трудно вообразить, чтобы владыки, умудренные духовным, житейским, иерархическим опытом, осмелились советовать самодержцу великой России, помазаннику Божию отречение от мира, короны и ответственности за империю. Впрочем, личность Федора Кузьмича не есть наша тема; заметим только, что императрицу Елизавету Алексеевну, скончавшуюся вскоре после венценосного супруга, народная молва тоже «определила» в некую новгородскую пустынь под именем Веры Молчальницы. Итак, по сведениям Муравьева-Апостола, обитель Георгиевскую при владыке Хрисанфе составляли «небольшой домик, к стене прислоненный, жилище архиепископа, за ним небольшие келии, над коими видны опустевшие, осыпающиеся пещеры, в коих прежние отшельники обитали; наконец, небольшая чистенькая, недавно построенная церковь». Монахи с узкой террасы, высеченной в скале перед монастырскими зданиями, могли видеть только небо и море. Из «Книг Балаклавского Георгиевского монастыря о приходе, расходе и остатке флотской суммы» видно, что, например, в августе 1820 года запасы его были пополнены говяжьим салом, сахаром, соком, чаем, кофе, икрой, луком, маслинами, пшеном, коровьим маслом и маслом конопляным. Всегда в обители было свое парное молоко и свой виноград. У балаклавских греков 7 сентября, к трапезе праздника Рождества Пресвятой Богородицы, иеромонах Парфений закупил побольше свежей рыбы. В монастыре в то время подвизалось 11 насельников. По «Формулярным ведомостям» обители можно установить их имена. Отец Парфений, 1770 года рождения. Постриг принял 11 апреля 1806 года. В Георгиевский монастырь поступил в январе 1820 года, рукоположен в иеромонаха митрополитом Хрисанфом. Отец Парфений был опытным флотским священником. Участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 годов и был отмечен медалью на Георгиевской ленте. С 16 ноября 1832 года по 9 сентября 1833 года на фрегате «Штандарт» в составе миссии, возглавляемой чрезвычайным российским посланником Н.Н. Муравьевым-Карским, побывал в Турции и Египте. Удостоился двух медалей от турецкого султана Махмута III. 5 июля 1835 года за усердную службу получил благословение Святейшего Синода.

http://pravoslavie.ru/put/080219112817.h...

В том же году в " духовную тюрьму " привезли под конвоем ещё одного узника – епископа Конона Новозыбковского. А в 1863г. в монастырские казематы заключили епископа Геннадия Пермского. Святителей обвиняли в " незаконном присвоении священного сана " и в " совращении в раскол " , что являлось одним из тягчайших преступлений в Российской империи. Только в 1881г. три страдальца-епископа, совершенно лишившиеся здоровья в тёмных и сырых камерах, были освобождены указом Александра III. Участь суздальских исповедников вполне могла постигнуть и архиепископа Антония (Шутова) и его преемника, архиепископа Савватия (Левшина). Оба были объявлены в розыск и только чудом избегали рук полиции. За поимку владыки Антония даже было обещано огромное вознаграждение – 12 тыс. рублей. Жизнь и служение этих святителей подобны подвигу апостолов. Постоянно скрываясь от сыщиков, полицейских и жандармов, они тайно совершали хиротонии, иноческие постриги, освящали " походные церкви " и тайные домовые храмы. Но власти боролись не только со старообрядческим духовенством. Правительство мечтало навсегда покончить и с " гнездом раскола " – Рогожским кладбищем. Самый чувствительный удар по нему был нанесён при императоре Александре II, когда были запечатаны алтари кладбищенских храмов. Поводом для этого послужил донос единоверческого иеромонаха Парфения (Агеева) о том, что 22 января 1856г. на кладбище произошло " оказательство раскола " – в Рождественском соборе молилось около трёх тысяч человек. Парфений сообщал, что это оскорбило московских единоверцев: " Чад Единыя, Святыя, Соборныя Греко-российския Церкви постигла великая, едва выносимая скорбь, что как вознесли рог свой заблудшие раскольники... Они теперь торжественно и бесстыдно насмехаются над православными, а наипаче над единоверцами " . Началось дознание, причём, как выяснилось, сам Парфений на том богослужении не присутствовал. Однако в дело вмешался могущественный московский митрополит Филарет (Дроздов). Он подал в Синод прошение, в котором заявил: " Подкрепить раскол на Рогожском кладбище значит подкрепить его даже до отдалённого края Сибири и, напротив, ослабить его на Рогожском кладбище значит ослабить его повсюду " .

http://sobory.ru/article/?object=04205

Василий (упом. в 431); Вигилянций (до 449 - после 458); Прокл (?-531); Стефан (531); Ахиллий (535-?); Иоанн (упом. в 592 и 597); Константин (упом. в 865); Евфимий (упом. в 870); Василий (упом. в 879); Иоанн (?-886; впосл. митрополит Синадский); Иаков (кон. IX или нач. X в.); Филипп (при К-польском патриархе Николае I Мистике - 901-907 и 912-925); Стилиан (упом. в 997); Стефан (нач. XI в.); Лев (упом. в 1032); Василий (упом. в 1084 и 1092); Георгий (упом. в 1107); Георгий (не позднее 1144 - после 1157); Иоанн (упом. в 1166); Василий (2-я пол. XII в.); Калоспит (1212/13 - после 1222; ранее митрополит Левкадский); Фома (упом. в 1264); Никандр (упом. в 1280 и 1285); свт. Киприан (1318-1332/33); Антоний (1333 - после 1363); Нил (упом. в 1367 и 1372/73); Иоасаф (1387-1401); Симеон (упом. в 1393/94); Галактион (XV в.); Неофит (упом. в 1486); Феодосий (упом. ок. 1490); Виссарион (ок. 1490-1499; ранее епископ Димитриадский); Дионисий (?-1510); свт. Марк (1510-1520; ранее епископ Триккский); свт. Виссарион (1520-1541; ранее епископ Стагийский); Неофит (1541-1565; племянник предыдущего); Феофан (упом. в 1569); Иеремия Транос (ок. 1568 или 1570-1572; впосл. патриарх К-польский Иеремия II); Даниил (1573-1575 или 1581); Димитрий (1575-1578); Иоасаф (1581 - кон. 1592 - нач. 1593); Неофит (упом. в 1584?); Пахомий (?); Дионисий Скилософ (кон. 1592 - нач. 1593-1601); Феона (1601-1603); Леонтий (1604-1609); Тимофей (1609-1616); Григорий (ранее 1619-1645/46); Паисий (1645/46-1652; ранее митрополит Эфесский, впосл. патриарх К-польский); Дионисий Вардалис (1652-1662; впосл. патриарх К-польский Дионисий III); Дионисий Серогланис (1662-1671; впосл. патриарх К-польский Дионисий IV); Иаков (1672 или 1674-1679; впосл. патриарх К-польский); Анфим (1679); Макарий (1680-1687/88); Парфений (1687/88-1713?); Дионисий (1688-1700); Мелетий (1702 или 1721); Парфений (упом. в 1707); Гавриил (1721 или 1722-1732); Иаков (1732-1749); Мелетий (1750-1768; впосл. патриарх К-польский); Макарий (1768); Мелетий (ранее 1788 или 1792); Дионисий Каллиархис (1792-1803; впосл. митрополит Эфесский); Рафаил (1803-1804); Порфирий (1808?); Гавриил Кангас (1806-1811); Поликарп Бификукис (1811-1818); Кирилл Вогасарис (1819-1820); Поликарп (1820-1821); Феодосий (1821); Мелетий (1832-1835); Анфим (1835-1837); Анания (1837-1853); Стефан (1860-1870); Иоаким (Крусулидис; 1870-1875; впосл. патриарх К-польский Иоаким IV); Неофит (Петридис; 1875-1896). Епископы Ларисские и Платамонские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

С учетом большого влияния религиозных миссий в Константинополе, главным образом через французского посла, понятен был их успех в деле " завоевания симпатий к себе " со стороны патриархов. Об этом успехе свидетельствуют хотя бы следующие данные, приводимые епископом Каллистом . Еще до прихода иезуитов на Восток, в 1608 г. патриарх Неофит II тайно послал папе Павлу V формальное " исповедание веры " (Professio fidei), подписанное собственной рукой . Тимофей II (1612-1620) также был очень дружествен по отношению к Риму: " bene de fide catholica setit, nos amat, " - как охарактеризовал его один иезуит. В марте 1615 года Тимофей написал Павлу V письмо, в котором заявил, что признает его как свою " главу " и повинуется ему во всем. Тем не менее, " исповедания веры " он ему не посылал . Также Григорий IV Амасийский (12 апр. - 18 июня 1623 г.) находился в дружественных отношениях с католиками . Афанасий III Пателлариос, который был патриархом 40 дней (1634 г.), после своего смещения издал акт о своем подчинении Риму (21 октября 1635 года). Он занимал Константинопольский престол еще раз - в 1652 году, хотя и опять всего несколько дней . Кирилл II, будучи фактически патриархом, послал 15 декабря 1638 года в Рим " исповедание веры " . Также очень лояльным по отношению к Риму был Иоанникий II, занимавший Константинопольскую кафедру четыре раза на протяжении менее десяти лет (1646-1656 гг.). Будущий Константинопольский патриарх Парфений II, будучи митрополитом Хиоса, писал в 1640 году папе Урбану VIII: " ...Вашему Блаженству я воздаю все свое послушание и покорность, признавая Вас истинным преемником главы Апостолов и главным пастырем Католической церкви по всему миру. Со всяким благоговением и послушанием припадаю к Вашим святым ногам и лобызаю их, испрашивая Вашего благословения, так как Вы с полной силой ведете все избранное стадо Христово. Таково мое исповедание и моя вера, и я с ревностью стараюсь о том, чтобы мои подчиненные были такими же, как и я. Находя их прилежными в этом, я веду их путями благочестия; так как немало существует таких, кто думает так, как я поступаю... " С 1670 по 1677 года Парфений был Константинопольским патриархом.

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

1 . «Истинно-православная церковь России» юрисдикции «митрополита Киевского» Серафима Бонь; III. На канонической территории Румынской Православной Церкви: 1 . Румынская старостильная церковь юрисдикции митрополита Слатиоарского Власия. 2 . «Истинно-православная церковь Румынии» юрисдикции митрополита Молдавского Кассиана (Тимофте); IV. На канонической территории Болгарской Православной Церкви: 1 . Болгарская старостильная церковь юрисдикции епископа Триадистийского Фотия (Сиромахова); V. На канонической территории Кипрской Православной Церкви: 1 . «Истинно-православная церковь Кипра» юрисдикции митрополита Китийского и всего Кипра Парфения (Команеску); VI. На канонической территории Американской Православной Церкви: 1 . «Святая православная церковь Северной Америки» («Бостонский синод», Истинная православная церковь Греции); 2 . «Греческая миссионерская православная архиепископия Америки»; 3 . Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Монреальского и Канадского Акакия (Дускоса); 4 . «Российская православная автономная церковь в Америке»; 5 . «Независимая греческая православная церковь Соединённых Штатов». Ко времени публикации данной работы на канонической территории Православной Церкви в Америке прекратила своё существование Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Асторийского Петра (Астифидиса) (1974–1985). На территории Западной Европы к 2008 году возникли и получили своё развитие следующие независимые схизматические образования, имеющие иерархическое преемство от греческого старостильничества: 1 . «Католическая православная церковь Португалии»; 2 . «Православная автономная митрополия Западной Европы и Америки» («Священный миланский синод»); 3 . «Католическая православная церковь Испании» («Испанская восточная церковь»); 4 . «Православная церковь Италии» («Итальянская автономная митрополия»). На канонических территориях Поместных Православных Церквей действуют церковные структуры следующих схизматических старокалендарных юрисдикций: I. На канонической территории Константинопольского Патриархата:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 июня 1992 г., во время празднования 500-летия со дня преставления преподобного Тихона Калужского Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на площади возле Троицкого собора совершил Божественную литургию в сослужении иерархов Русской Православной Церкви и клира Калужской епархии. С июля того же года в западной части собора был устроен временный придел, и стали совершаться богослужения. В марте 1993 г. игумен Донат был переведен в храм Святых Жен Мироносиц, а 10 июля того же года штатным клириком Свято-Троицкого собора был назначен иерей Александр Кадин, который в настоящее время является ключарем Троицкого собора. В 1994 г. во время своего визита в Калугу, в день празднования Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III, после Божественной литургии в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги, совершил в Свято-Троицком соборе освящение новых крестов. К 1997 г. в соборе были проведены следующие восстановительные работы: позолочены кресты, покрыты медью центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и отштукатурены внутренние стены, люнеты украшены цветными витражами, в барабанных нишах написаны иконы. К лету собор был оштукатурен и покрашен снаружи, внутри расписан центральный купол, в котором изображен лик Спасителя, в глухих люнетах барабана между окнами написаны изображения восьми Ветхозаветных святых, также установлено основание иконостаса и изготовлены резные Царские врата высотой 5 м 40 см. В октябре 1998 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал для него чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, который находился в Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. В Казанском Девичьем монастыре в Калуге под руководством опытной вышивальщицы Л. Бабадей была изготовлена шитая золотом с драгоценными камнями риза для этой иконы. В праздник Святой Троицы 1999 г. в главном приделе была совершена первая после восстановления собора Божественная Литургия. Богослужение возглавили архиепископ Климент и епископ Людиновский Георгий в сослужении архимандрита Доната (Петенкова), игумена Никиты (Ананьева), протоиерея Александра Кадина, иеромонаха Саввы (Борисенкова), иерея Вадима Кудрявцева и протодиаконов В. Карельского, В. Борака и В. Садакова. 27 июня того же года, в дни празднования 200-летнего юбилея Калужской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора и Божественную Литургию. Ему сослужили: архиепископы Варнава Чебоксарский и Чувашский, Климент Калужский и Боровский, Евгений Тамбовский и Мичуринский, Арсений Истринский, Димитрий Тобольский и Тюменский, епископы Георгий Людиновский, Павел Зарайский, Кирилл Богородский, и сонм духовенства. 24 августа 1999 г. Указом Святейшего Патриарха Московского восстановленному Свято-Троицкому собору был усвоен статус кафедрального собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн представил Предстоятелю Русской Православной Церкви членов делегации, сопровождающей его в ходе визита. «Ваше Святейшество, разрешите поблагодарить за теплые слова в мой адрес, а особенно за Ваши поздравления в связи со вступлением на Патриарший престол, и испросить благословения на то, чтобы вместе с моими братьями в Антиохийском Патриархате и далее продолжали усилия, трудились день и ночь, — продолжил Патриарх Иоанн X. — Я считаю, что совершенный сегодня молебен, Ваши теплые слова в наш адрес придают нам больше сил и энергии в нашей деятельности». Его Блаженство подчеркнул важность усилий Русской Православной Церкви по оказанию помощи Антиохийскому Патриархату и урегулированию ситуации в регионе, отметив: «Я хотел бы высказать уважение и любовь за все, что вы делаете для нас… Совершенно согласен с Вами, Ваше Святейшество, в том, что отношения между нашими Церквами глубоко уходят своими корнями в историю. Мы благодарим Вас, желаем Вам многих лет жизни, и я надеюсь, что отношения между нашими Церквами будут и дальше развиваться». По завершении продолжительной братской беседы, в ходе которой обсуждались текущая ситуация на Ближнем Востоке, различные вопросы двустороннего сотрудничества, а также актуальные темы общеправославного значения, состоялось вручение наград Русской Православной Церкви членам антиохийской делегации. Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени. Митрополит Аккарский Василий и митрополит Триполийский Ефрем удостоены награждения орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, а архиепископ Филиппопольский Нифон, получивший эту награду ранее, — орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени. Архимандриты Филипп (Язейджи) и Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас), а также бывший посол Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации Хассан Рише, вице-президент Баламандского университета Жорж Нахас, руководитель Отдела коммуникации Ассоциации православных епископов Франции Кароль Саба награждены орденами святого равноапостольного князя Владимира III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/3542576.ht...

В 1607 г. Синайский архиепископ обращался с просьбой к патриархам Иерусалимскому и Антиохийскому с просьбой разрешить совершать богослужения на территории Александрийского патриархата, чего, разумеется, не получил. В 1615 г. по решению собора за бесчинное служение в чужой епархии Лаврентий и синайские иеромонахи, служившие на подверье, были запрещены в священнослужении. Чтобы выйти из-под этого, Лаврентий принёс покаяние перед Александрийским патриархом Герасимом и пообещал впредь не устраивать богослужений без его позволения. Но после смерти Герасима, когда другой Александрийский патриарх, Никифор, уехал в Грузию, синаиты, пользуясь его отсутствием, снова стали служить литургию на Каирском подворье. Это сделал уже преемник Лаврентия Синайский архиепископ Иоасаф, которому с помощью хитрости удалось получить на то разрешение у Константинопольского патриарха Парфения. Примечательно, с каким возмущением описывает это неканоническое вмешательство Константинопольского патриарха в дело Александрийской Церкви патриарх Иерусалимский Досифей, называя это делом беззаконным: «Ибо какую власть имел Парфений над чужим престолом? и как он не сделался преступником против второго правила II Вселенского собора? Каждый призирает свое» (История епископии святой горы Синая, кн. III, гл. 1). Бороться с этим беззаконием пришлось Александрийскому патриарху Иоанникию, вступившему на престол в 1645 г., и продолжавшего борьбу десять лет, прежде чем она завершилась его победой - покаянием архиепископа Иоасафа в 1655 г. Этому предшествовало соборное осуждение синаитов, когда в Константинополе патриархи низложили Иоасафа и его иеромонахов, а монахов предали анафеме. После покаяния и обещания не служить самочинных служб в Каире, синаитам было даровано прощение. Разрешение же на службы, выданное патриархом Парфением, было последующими Константинопольскими патриархами признано неимеющим силы. В 1660 г. Иоасаф умер, и его преемником синайская братия избрала Нектария, однако, оказалось, что в это же время Нектария выбрали также на Иерусалимскую кафедру. Он стал патриархом Иерусалимским, а архиепископом Синайским был избран Анания.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В 1648 г. Галактион, бывш. митр. Серрский и Нафпактский, привез в Москву грамоту, согласно к-рой игум. Парфений и братия И. П. м. просили у царя Алексея Михайловича милостыню и дарили частицу Честного Животворящего Креста Господня ( Ченцова В. Г. Неизвестный писец греческих грамот 40-х - 60-х гг. XVII в. (архимандрит Леонтий?) и загадочная судьба рукописи Акафиста (ГИМ. Син. гр. 429/Влад. 303)//Palaeoslavica. 2008. Vol. 16. N 2. P. 28). Об оказании И. П. м. помощи ходатайствовал свт. Афанасий III Пателларий , бывш. патриарх К-польский, т. к., по его словам, эта обитель «погибает до основания и хощет разоритися от турских воинских людей» (Там же. С. 29). Ок. 1650 г. 4 почетных горожанина Серр приняли решение об оказании материальной поддержки монастырю, что, однако, не спасло его от экономического упадка. В свите приехавшего в Москву в 1662 г. Газского митр. Паисия Лигарида находился архим. Леонтий с грамотой из И. П. м., в к-рой сообщалось, что, после того как около обители были убиты «неции нечестивыи», турки сначала хотели предать монахов смерти, но затем согласились на выплату компенсации и забрали все монастырское имущество (Там же. С. 45). B XVIII в. И. П. м. лишился большинства своих владений. В 1729 г. он был временно оставлен монахами. После возобновления обители насельники следовали особножительному уставу. В 1799 и 1800 гг. были покрыты свинцом купола кафоликона, сделаны пристройки к резиденции игумена. В 1819 г. в мон-ре проводились реставрационные работы на средства жителей Серр Хадзи-Константина и Хадзи-Сильвестра. В 1820 г. И. П. м. сильно пострадал от пожара. В 1824 г. игум. мон-ря Дамаскин (Копацианос), обвиненный турками в содействии Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), был сослан в К-поль и заточен в тюрьму, 2 монаха убиты и 3 арестованы. И. П. м. поддерживал тесные связи с руководителем восстания в Македонии Э. Папасом. В 1825 г. в монастыре открылась греческая школа. В 1851 г. в южной части монастыря на средства иеродиак. Феофила из Наусы было построено здание с балконом, в котором располагались 3 кельи и кухни. Последние годы жизни здесь провел архим. Гавриил (Кундиадис), написавший «Краткий исторический обзор монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр от основания до наших времен: 1270-1956». В 1854 г. в центре монастырского двора была сооружена водосвятная купель (фиал). В 1858-1868 гг. были восстановлены кельи в сев. части мон-ря, сгоревшие в 1820 г. В 1862-1863 гг. монахи И. П. м. провели сбор пожертвований в России.

http://pravenc.ru/text/577916.html

Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийским престолом и другими Восточными Патриархатами. Многие патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах. К эпохе патриарха Иоакима относятся первые контакты Александрийского Патриархата с Россией. В 1523 г. он направил делегацию в Москву к Василию III с просьбой оказать материальную помощь Александрийской Церкви, а в 1556 г. посольство патриарха и Синайского архиепископа с аналогичными целями отправилось к Иоанну IV Грозному; помимо прочего Иоаким ходатайствовал перед царем об освобождении из-под ареста прп. Максима Грека. В обоих случаях помощь была оказана. Грозный передал щедрые денежные пожалования всем Восточным патриархам через своего посланца, Василия Позднякова, который в 1559 г. встречался в Египте с патриархом Иоакимом и оставил описание состояния Православия на Востоке. В течение полутора столетий после этого Александрийский Патриархат поддерживал достаточно тесные связи с Москвой, получая из России значительные пожертвования. Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, который 2 июля занял Александрию, а через 5 дней вступил в Каир. В стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации генералов Бонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти. Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. Бывший в то время патриархом, Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался (1805). Победителем в этой междоусобной борьбе оказался албанский военачальник Мухаммад Али (1805–1849). Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу — мамлюков (1811). Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010