раздумал и ушел обратно. Потом он поехал по железной дороге; и, заболев, вынужден был остановиться на ст. Астапово, Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему Епископа Тульского Парфения и старца Оптинского Варсонофия; но окружавшие его лица (Чертков и др.) не допустили их до умирающего.Припомню тут и слышанное мною о нем во Франции. Одно время я жил на побережье Атлантического океана. Там же в одном доме жила тогда и жена одного из сыновей Л. Толстого со своим внучком Сережей. И она иногда рассказывала кое-что о нем и тоже повторяла, что он был " гордый " ... Но она жалела его... Внук тоже был чрезвычайно капризный: если что-либо было не по нем, то он бросался на пол и затылком колотился об него, крича и плача. А в другое время он был ласков ко всем... После отец, чех, выкрал его от бабушки; он тогда уже разошелся с внучкой Толстого.Прождали мы в комнате минут десять молча: вероятно, старец был занят с кем-нибудь в другой половине домика. Потом неслышно отворилась дверь из его помещения в приемную комнату, и он вошел... Нет, не " вошел " , а как бы вплыл тихо... В темном подряснике, подпоясанный широким ремнем, в мягкой камилавке, о. Нектарий осторожно шел прямо к переднему углу с иконами. И медленно-медленно и истово крестился... мне казалось, будто он нес какую-то святую чашу, наполненную драгоценной жидкостью и крайне опасался: как бы не пролит ни одной капли из нее? И тоже мне пришла мысль: святые хранят в себе благодать Божию; и боятся нарушить ее каким бы то ни было неблагоговейным душевным движением: поспешностью, фальшивой человеческой лаской и др. Отец Нектарий смотрел все время внутрь себя, предстоя сердцем перед Богом. Так советует и Еп. Феофан Затворник: сидя ли или делая что, будь непрестанно пред лицем Божиим. Лицо его было чистое, розовое; небольшая борода с проседью. Стан тонкий, худой. Голова его была немного склонена к низу, Глаза - полузакрыты.Мы все встали... Он еще раза три перекрестился перед иконами и подошел к послушнику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1025...

Ок. 1820 г. княгиня познакомилась с архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) , личность и руководство к-рого оказали решающее влияние на ее дальнейшую деятельность. Мещерская решила учредить вместо богадельни жен. общежительный мон-рь, в пользу обители внесла в сохранную казну 10 тыс. р. и 8 дес. земли. Княгиня обязалась обеспечивать сестер буд. мон-ря всем необходимым. Поддержавший ее начинание архиеп. Филарет направил в Синод ходатайство об учреждении мон-ря, а также составленные им для общежития правила. Святитель писал, что у Мещерской «уже имеют жительство приватно несколько бедных лиц женского пола, между которых вводится тот самый общежительный порядок, который изложен в тех правилах, почему надеяться можно, что в исполнении оных затруднений не будет». 4 мая 1822 г. архиеп. Филарет освятил Троицкий храм в Аносине и открыл общежитие, утвердив его попечительницей кнг. Мещерскую, всем сестрам разрешил носить черную одежду и камилавки без покрывал. 4 июня по благословению святителя состоялся 1-й постриг в рясофор 5 сестер. Ок. 1822 г. Мещерская решила окончательно «оставить и мир, и домашний быт». Благословение на постриг княгине дали свт. Филарет, митр. Серафим (Глаголевский), Владимирский еп. Парфений (Чертков) , ростовский старец иером. Амфилохий (Яковлев) . «Сколько лет удерживали,- писала Мещерская,- а теперь все, в разных местах находясь, в одно почти время разрешили мне и прислали свое благословение». Все недвижимое имущество, находившееся в различных губерниях, Мещерская передала дочери Анастасии, назначила награждение своим людям и отпустила на волю крепостных воспитанниц. Дочь обязалась доставлять ежегодно в обитель муку, крупы, дрова и проч., к-рые насельницы получали от княгини, и, приняв на себя все долги последней, выплатить обители 20 тыс. р. единовременно и выдавать ежегодно по 600 р. до кончины матери. 17 апр. 1823 г. княгиня была облачена в рясофор и поступила в Борисоглебское общежитие. Мещерская подала прошение на имя Московского митр. Филарета об обращении общежития в мон-рь, присоединив к нему планы всех существующих зданий и указав на те, которые намеревалась выстроить на свой счет. 25 июня 1823 г. общежитие получило статус девичьего мон-ря.

http://pravenc.ru/text/187027.html

В 1820-е годы возникла необходимость строительства новой каменной церкви. Как указывают дореволюционные источники, " усердием прихожан " . Зачем же понадобился ещё один каменный храм в Ярлыкове? Обычно подобные сюжеты диктовались двумя причинами. Первая - недостаточная площадь уже имевшегося храма. Вторая - трудности, связанные с совершением богослужений в зимнее время. В Смоленском храме имелся тёплый Никольский придел, но он был совсем крохотным, примерно четыре на четыре метра, и, конечно же, много молящихся вместить не мог. То есть более просторный зимний храм Ярлыкову, несомненно, требовался. Впрочем, и основная церковь, где служили летом, обширностью тоже не отличалась - в основном четверике насчитывается от силы пятьдесят квадратных метров. Благословил строительство каменной церкви свв. Флора и Лавра епископ Владимирский и Суздальский Парфений (Чертков). Новую церковь ставили совсем рядом со Смоленской, в каких-то семи метрах к западу от неё, строго на одной оси " восток-запад " . И хотя формы её, как нетрудно догадаться, были ампирными (южный и северный портики с фронтонами, украшенный массивными колоннами притвор, руст на углах здания), вот эта " нанизанность " на одну ось сделала храмовый комплекс единым целым. Позже его обнесли кирпичной оградой с угловыми башенками и тремя - с юга, запада и севера воротами. В 1830 году строительство было завершено, храм получил посвящение - во имя святых мучеников Флора и Лавра. Была в нём и придельная церковь - во имя Михаила Архангела. Советские десятилетия ярлыковскому храмовому комплексу дались тяжело. После ряда административных реорганизаций на карте страны появилась Ивановская область. Атеистические репрессии в новообразованной области были развязаны уже в 1920-е гг., однако ярлыковским храмам удавалось довольно долго противостоять этому прессингу - закрыли их только к 1941 году. Спустя четыре года, в июле 1945 года, в храме святых Флора и Лавра разрешили совершать богослужения. В 1963 году его снова закрыли - теперь упразднение церквей в Ярлыкове сопровождалось и грабежом: местные старожилы вспоминали, что церковные ценности (утварь, иконы и пр.) тогда вывозили из храмов буквально грузовиками - всё это позже бесследно исчезло. В поруганных храмах устроили складские помещения, подвергнув церковные здания варварской перепланировке. В конце советской эпохи они напоминали руины. Ситуация изменилась лишь в конце 1990-х гг., когда храмовый комплекс в Ярлыкове вернули верующим. В начале 1999 года состоялось первое богослужение в отреставрированной церкви во имя святых мучеников Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=05059

25. ВЛАДИМИР Ужинский. В 1812 году, Марта 30, из Префектов. В Июле 1813 года награждён алмазным крестом. В Августе 1814 года наименован Профессором Богословия. 19. ИЕРОНИМ Сретенский, Игумен Деревяницкий, определён в 1812 году, Марта 30, из учителей Риторики и Инспекторов. В Июле 1813 года от должностей по Семинарии уволен. 20. АМВРОСИЙ II Морев, Соборный Иеромонах, в 1813 году, Августа 16, из учителей Риторики Тверской Семинарии. В Августе 1814 года наименован Инспектором и Профессором Философии. Префекты 15. ЕВГРАФ, Архимандрит … и находится доныне. 16. АНТОНИЙ Левшин …и находится доныне. Прибавление: Прибавление: 15. ЕВГРАФ Музалевский-Платонов, в 1808 году, в Июле определён Ректором Александро-Невской Академии. 16. АНТОНИЙ Левшин-Платонов, в Июле 1808 года определён Ректором. 16. АНТОНИЙ Левшин-Платонов, Игумен Угрешский, с 1808 года, из Префектов, в 1809 году скончался. 17. САМУИЛ Запольский-Платонов, с 1808 года, потом Ректор. 17. САМУИЛ Запольский-Платонов, по 1810 год, потом Наместник Лавры. В Августе 1814 года переведён в Колязин монастырь и определён Ректором Тверской Семинарии и Профессором Богословия. 18. ИННОКЕНТИЙ Смирнов по 1812 год. Ныне Ректор Санкт-Петербургской Семинарии. 18. ЕВГЕНИЙ Казанцев, Архимандрит Лужецкий, с 1810 года. В 1814 году, Августа 17, переведён в Заиконоспасский и определён Ректором Перервинской Семинарии. 19. НЕОФИТ Докучаев-Платонов, в 1812 году, Января 9, из учителя Риторики Вифанской Семинарии. В 1813 году определён Ректором Вифанской Семинарии; в Феврале 1814 года произведён в Архимандрита Высоцкого и в том же году в Августе переведён в Знаменский и определён Ректором Заиконоспасского уездного училища. Примечание: В 1814 году Лаврская Семинария упразднена, а вместо оной учреждена на Перерве, а другая в Вифании. В этой последней Ректором Августа 17 определён Префектом Академии Архимандрит Парфений Чертков с переведением его из Знаменского монастыря в Лужецкий. 59 Файл PDF стр. 61. После абзаца начало «В 1783 году по трактату с Грузией … Членом Святейшего Синода»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Будет один Бог все во всех; – один Он соединит всех в одно царство, в один дом, образом которого ныне служит Церковь Христова Православная со своими единственным, непогрешимым, святейшим, вечным и всемогущим Главою. Это будет вечное царство правды и мира и радости во Святом Духе. Прейдут все царства со своими земными, временными постановлениями и законами, со своими учреждениями, сословиями, чинами, должностями; лишены будут богачи земные всех богатств земных (Откр.) и все земные достоинства получат свой конец; потребуются дела и каждый будет судим по делам своим, как человек, как тварь, по образу Божию созданная и получившая в удел разум, совесть, закон внутренний и внешний, как гражданин, как чадо родителей своих и Отца Небесного». «В газетах появилось известие о том, что епископ Тульский был у гр. Л. Н. Толстого и что между ними была длинная беседа о вере. Корреспондент «Русского Слова» тотчас же выехал в «Ясную Поляну» и сообщает об этом событии в свою же газету, со слов самого гр. Толстого. Заимствуем несколько сведений из этой газеты, не имея, однако, возможности утверждать, что все это было так, как здесь описано. Гр. Толстой сказал корреспонденту: «В Туле живет генерал Кун, которому Тульский архиерей Парфений говорил, что ему хотелось бы приехать ко мне и поговорить со мною. Кун сказал об этом Черткову, и Чертков передал мне. При этом архиерей будто бы говорил, что он не знает только, захочу ли я его принять, и боится, что если приму, то «заговорю»... За эти слова, впрочем, я не ручаюсь, так как слышал их из третьих уст... –  В одну из своих обычных прогулок, – продолжал Лев Николаевич, – я пошел в школу и сказал учительнице, что если приедет архиерей и захочет из школы прийти ко мне, – я буду рад его видеть. В день посещения им школы я в обычное свое время, в 5 часов перед обедом, лег спать и проспал дольше обыкновенного. Наконец, меня разбудила жена и сказала, что архиерей около часу уже здесь, он приехал, оказалось, вскоре после того, как я заснул. С ним было два священника, – приходской и уездный смотритель школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Да умолкнет мудрование, будто бы клятва несовместна с благородным духом, с истинною лестию и с правою совестию! Напротив, она освящает, она печатлеет их, и полагает конец всякому пререканию, всякому недоверию, по слову Божию: всякому прекословию в подтверждение истины кончина клятва ест 3 . К чести Россиян верность и правота совести были их отличительным характером. Вместо тяжкой ответственности и наказания наши предки тому угрожали одним бесславием и стыдом, на кого падало подозрение в несоблюдении верности: Да будет тому стыдно. Так! – ты благороден, и добросовестен, ты дорожишь своею честию; но тебе не верят. Чем же удостоверишь подозревающего, как не призванием во свидетельство твоей верности Всевысочайшего Имени, как не клятвою? И какое сильнее, какое разительнее может быть для тебя побуждение к соблюдению истины и правоты? Так Великий Князь Владимир Мономах , благопоспешный распространитель сего Града, ему соименитого, в назидательном завещании детям своим внушая, чтобы утверждая клятву крестным целованием, не преступали оные, подал им собою убедительный пример верности в хранении клятвы: Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей, и возьмем их облает; или ты нам не союзник? но я ответствовал: не могу забыт крестного целования 4 . Так Смоленский Князь Мстислав Давыдович, учинив договор с иноплеменными, заключил оный угрозою прещения Божия: кто из Россиян или Немцев нарушит наш устав, будет противен Богу 5 . Вот сколь важны, сколь святы были и должны быть клятвенные обеты для незазорной совести, для благородного духа! – Но не видим ли, скажет оскорбленное неправдою прямодушие, не знаем ли из опытов, что клянущиеся Именем Божиим не редко действовали, и действуют не по правде, а по движению страстей, или корысти и честолюбия, или лицеприятия, или ненависти? Ах! кого обманет предатель истины? Собратий своих? Нет! они преследуют его укоризнами и презрением. Могу ли быть с тобою в одном месте, говорил Великий Князь Мстислав Изяславич матери Князя Владимира Мстиславича, могу ли, когда сын твой смеется над святостию крестных обетов? Вельможи, продолжает история, устыдились повиноваться клятвопреступнику 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Не могла этого не знать и вся газетная пресса, но, очевидно, левая цензура решила это замолчать, как факт, развенчивающий их божество. Из Астапово Александру Львовну вызвал телеграммой Чертков, который, строго скрывая от семьи Толстых местопребывание больного, приехал в Астапово первым. Александра Львовна вызвала также телеграммой брата Сергея. На шестой день ухода Толстого Софья Андреевна, жена его, получила телеграмму от редакции “Русского слова” о его местонахождении и болезни, и она вместе с находившимися при ней детьми приехала в Астапово. Но Софью Андреевну не пустили к умирающему мужу: к ней были приставлены две фельдшерицы, которые крепко держали ее за руки, так что она не могла пошевельнуться, как жалуется сама Софья Андреевна в своей “Автобиографии”. . На станцию Астапово прибыли и представители власти: 4 ноября исполняющий должность Рязанского губернатора князь Оболенский, а затем и другие. 7 ноября прибыл епископ Тульский Парфений. О нем говорилось уже в связи с его посещением Ясной Поляны. Приехали корреспонденты газет. Постепенно собралось около 35 человек родных и знакомых. Присланный властями на станцию Астапово жандармский ротмистр Савицкий совсем не разобрался в обстановке и его донесения страдают ошибками и вымыслами 62 . Сергей Львович и Татьяна Львовна не отходили от отца с самого начала своего приезда. Толстому не надо было приглашать их к себе, вопреки донесению, однако они преклонялись пред отцом, и едва ли верно утверждение Савицкого, что за ним был надзор. Этого не видно из их личных воспоминаний. На противоположном полюсе находился Андрей Львович 63 . Савицкий представил его архиерею, как наиболее склонного из семьи Толстых вести переговоры с администрацией. Но Андрей Львович в глазах семьи, кроме матери, был отщепенцем, ненавидел “толстовство” и состоял членом Союза русского народа. Он не мог быть представителем семьи. Не соответствует ни облику оптинского старца Варсонофия, ни другим историческим данным и то, что Савицкий приписывает ему в своем рапорте.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Иоасаф Заболотский , – 1776–1777 г., из проповедников Московской академии, 6 дек. 1777 г. переведен в Петербургскую епархию, в Сергиеву пустынь 89 . Иосиф – произведен из учителей Московской академии (6 янв. 1778 г.; 3 нояб. 1781 г. переведен в Перемыш. Лютиков монастырь 90 . Амвросий, префект Московской Славяно-Греко-Латинской академии. Назначенный настоятелем Крестовоздвиженского монастыря в ноябре 1781 г. он, оставаясь префектом, жил в академии, а непосредственный надзор за монастырем имел казначей, которому игумен уплачивал за это по 50 руб. в год из своего оклада 91 . Ириней Клементьевский – переведен в сент. 1782 г, из Николаевского Перервинского мон. 9 дек. 1783 г. переведен в Знаменский мон. Гедеон (Григорий Замыцкий – Ильин тож) – 9 дек. 1783 г. переведен из Николаевского Перервинского мон.; в 1785 г. переведен в Казанский Спасо-Преображенский мон 92 . Архимандриты: Сергий – игумен, из экономов Троицкой Сергиевой лавры, определен 8 нояб. 1785 г. С 1798 года архимандрит, в 1801 г. уволен. Нафанаил, – 1802–1810 г. Умер 18 июля 1810 г. в Крестовоздвиженском мон. 93 Геннадий Шумов – переведен в 1810 г. из Знаменского мон. Умер 21 окт. 1811 г. Парфений Чертков , сын Московского диакона, (Павел Васильевич) род. 10 авг. 1782 г. По окончании курса в Славяно-Греко-Латинской академии, состоял при ней учителем. В архимандрита произведен 17 дек. 1811 г. и сделан префектом академии. В 1813 г. переведен в Знаменский мон.; 12 августа 1814 г. перев. в Лужнецкий мон. и сделан ректором Вифанской семинарии; 21 сент. 1817 г. перев. в Заиконоспасский мон. и ректор Московск. семинарии; 17-го июня 1819 г. перев. в Донской мон. и член Московской Синод. Конторы; 1821 г. епископ Владимирский, с 25 дек. 1833 г. архиепископ, с 25 февр. 1850 г. – Ворожеский, † 5 авг. 1853 года 94 . 2 Степ. Кн. М. 1775 г. ч. II, ст. 17. В Крестовоздвиженском храме не имеется никакого вещественного памятника пожара 1547 года, нет даже иконы блаженного Василия. 3 В конце XVIII столетия на стене нижней церкви была утверждена медная доска со следующей надписью: «создание храма сего, надобно думать, воспоследовало тогда, как Божиим попущением, по слезному предъявлению Василия блаженного, в сей обители учинился пожар, в самом Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня храме, бывшем тогда еще деревянным. А сие случилось при Царе Иоанне Васильевиче Грозном 1547 года, от коего пожара Кремль, Китай и все Занеглинье погорело. Храм сей Успения Пресв. Богородицы обновлен штуками и живописью и намощением нового пола при игумене Гедеоне 1785 года». Ист. Рос. Иерар. ч. III, стр. 537–576.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

14 апреля и с этого времени исправлял должность эконома. С 1815 г. 1 ноября находился на Троицком Сухаревском подворье, где проходил должности крестового иеромонаха, епархиального духовника и эконома. С 1826 г. 3 октября был настоятелем в Николаевском Перервинском мон.; с 1828 г. 9 мая игуменом той же обители, а потом вскоре (с 27-го числа) архимандритом серпуховского Высоцкого монастыря, † 4 марта 1842 г. Митрофан в надгробном слове обращался к почившему с такими словами: „Что ж, наконец, я воздам тебе, о муж приснопамятный, возлюбленный и присный мой, ты, который от юности моей был первым моим наставником, добрым попечителем и толико всегда благодетельным участником в судьбе дней моих?“ 137 Наставником его по классу риторики был Павел Чертков, в монашестве Парфений, с 25 ноября 1811 г. префект академии. В сане архиепископа Владимирского он писал к Митрофану (30 июня 1845 г.): „Помню я вас, по бытности школьным учителем вашим, как лучшего ученика“. 139 Ф. Е. Яковлев-Платонов известен сочинениями: „Надпись на кресте Господа Иисуса Христа“ и „Апостолы“. Как товарищ Митрофана по академии (вместе учились и служили), вел с ним в последствии дружелюбную переписку, сконч. в светском звании 1853 года, погребен в Моск. Данилове мон. 140 Он же и префект Перервинской семинарии. На другой день по приезду во Владимир, Лаврентий выехал догонять обоз с драгоценностями Моск. святыни, шедший в Вологду, и догнал его в Ярославле; с обозом продолжал путь в Вологду... Со 2-го апреля 1813 г. настоятельствовал в Богоявленском мон.; в июле 1816 г. переведен в Высокопетровский; с 19 января 1819 г. был епископом Дмитровским, викарием московским, † 17 декабря 1847 г., в сане архиепископа Черниговского. Жизнеописание его см. в „Страннике“ 1862, октябрь. 141 В послужном его списке за 1813 год читаем еще: „на немецкий язык переводит, а на французском говорить и обучать умеет“. В позднейших списках (напр. 1836 г.) значится он учителем риторики и франц. языка. 142 До сего времени Закон божий преподавал проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

С. 294). Библиотека и архив В б-ке М. В. м. имелось ок. 3 тыс. экз. книг. Основу б-ки составляли печатные книги XVII в. Часть из них были собственностью свт. Митрофана (надписаны: «Сия книга [такая-то] преосвященнаго Митрофана епископа Воронежскаго»), нек-рые были куплены им для соборной ризницы. Среди них: Патерик Печерский (К., 1678), Требник митр. Петра Могилы (К., 1646), Евангелие учительное воскресное (М., 1681), «Книга о священстве» свт. Иоанна Златоуста (М., 1664), «Повесть об Иоасафе, царе Индийстем» (М., 1681), «Деяния церковные и гражданские Георгия Кедрина» (М., 1694), «Обед душевный» Симеона Полоцкого (М., 1681) и др. В числе книг был Архиерейский Чиновник свт. Тихона Задонского - единственная вещь святителя, хранившаяся в М. В. м. Монастырская б-ка и архив были уничтожены в 20-30-х гг. XX в. Некрополь Под Благовещенским собором была устроена усыпальница для погребения архипастырей Воронежских. Здесь покоились архиеп. Арсений (Костюрин; † 1712), митр. Пахомий (Шпаковский; † 1723), еп. Иоаким (Струков; † 1742), еп. Вениамин (Сахновский ; † 1743), еп. Феофилакт (Губанов; † 1757), еп. Иоанникий (Павлуцкий; † 1763), еп. Иннокентий (Полянский; † 1794), еп. Арсений (Москвин ; † 1810), еп. Епифаний (Канивецкий; † 1825), свт. Антоний (Смирницкий; † 1846), архиеп. Парфений (Чертков ; † 1853), архиеп. Серафим (Аретинский; † 1886), еп. Вениамин (Смирнов; † 1890), архиеп. Иосиф (Кобыльский-Богословский; † 1892), архиеп. Анастасий (Добрадин ; † 1913), архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров ; † 1920). Останки митр. Пахомия (Шпаковского), еп. Арсения (Москвина), свт. Антония (Смирницкого), архиеп. Серафима (Аретинского), еп. Вениамина (Смирнова), архиеп. Анастасия (Добрадина), архиеп. Тихона (Никанорова) в авг. 1956 г. были перезахоронены на Коминтерновском кладбище г. Воронежа. В 1993 г. они были перенесены на монастырское кладбище в Акатов во имя святителя Алексия монастырь. Благотворительные, церковно-просветительские и научные учреждения Митрофанов в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010