«Что касается до жизни иеромонаха Петра в Новгороде со вре­мени прибытия его на должность инспектора Новгородской семи­нарии, – писал архиепископ Гурий обер-прокурору Синода, – то могу свидетельствовать, что жизнь его вполне... соответствует его иноческому званию» . Доносы продолжались в течение двух лет. Иеромонах Петр на­писал прошение об увольнении его от должности инспектора Нов­городской семинарии. В апреле 1907 года архиепископ Новгородский Гурий напра­вил в Синод ходатайство о назначении иеромонаха Петра настоя­телем Моденского монастыря, а епископ Саратовский Гермоген (Долганев) – о назначении его наместником Преображенского монастыря в Саратове. Слухи о том, что иеромонаха Петра собираются назначить наместником одного из монастырей, вызвали новые анонимные доносы, причем на этот раз авторы угрожали опубликовать свои доносы в газетах. 5 декабря 1907 года иеромонах Петр получил письмо от донос­чика: «Если хотите прикончить это дело, то пришлите триста руб­лей денег... К полиции не обращайтесь...» Это письмо отец Петр передал архиепископу Гурию, а тот пе­реслал его митрополиту Владимиру, который отписал товарищу обер-прокурора Святейшего Синода, ведшему дело: «По упомяну­той переписке не было назначено расследование ввиду анонимно­го ее характера» . 3 июля 1909 года Святейший Синод назначил иеромонаха Петра настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монасты­ря Тульской епархии . Монастырь находился недалеко от Оптиной пустыни, и отец Петр имел постоянную возможность общаться с оптинскими стар­цами. Старцы в свою очередь высоко оценили духовную настроен­ность настоятеля и стали направлять к нему людей для духовного руководства. Отец Петр часто бывал в Саровском и Дивеевском монастырях, особенное доверие имея к блаженной Прасковье Ивановне Дивеевской, и та платила ему ответным расположением. Блаженная подарила ему своей работы холст, из которого впослед­ствии сшили архиерейское облачение, и он бережно хранил его, предполагая быть в нем погребенным. В воскресенье 8 августа 1910 года епископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий) в крестовой церкви возвел отца Петра в сан архимандрита .

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

Характерная компоновка больших форм дополнена здесь декором лексикон которого позаимствован из памятников «нарышкинского стиля». В контексте целого явно диссонирующей деталью кажется нарисованное Кузнецовым завершение, напоминающее не то шатры башен Московского Кремля, не то шпили построек петровского времени. К достойным внимания особенностям этого проекта относится внедрение (пока весьма осторожное, по верху барабанов) в декоративную обработку экстерьера майоликового фриза с растительной орнаментацией. Впоследствии майоликовое убранство фасада прочно войдёт в творческий арсенал Кузнецова. Среди листов проектной графики мастера, переданной его наследниками в ГНИМА им. А.В. Щусева, фигурирует и ещё один любопытный вариант композиции церковного здания, датированный 1900 годом. Имеет ли он отношение к работе над храмом для Плешивца, с точностью сказать невозможно, но некоторые обстоятельства говорят в пользу именно такого предположения. Первое из них – это дата, а второе – использованная в проекте схема пятиглавия с расстановкой малых глав по сторонам света, характерная для украинского храмостроения. Интересно, что лексикон архитектурных форм и фасадного декора при этом полностью соответствует русскому стилю 1880-х - 1890-х годов, поскольку почти полностью перекочевал из выпускной академической программы, где в усадебном ансамбле также предполагался храм с шатровым завершением. Возможно, данный вариант появился сразу после неудачи «барочного» проекта, и его стилистическое решение стало своеобразным ответом на приведённую сентенцию В.М. Васнецова об «иностранной вещи». Впрочем, ни одно из упомянутых нами предложений Ивана Сергеевича не удовлетворило заказчика, и творческий поиск был продолжен. Согласно последовательности событий, изложенной в специально посвящённой храму в Плешивце брошюре видным знатоком украинских древностей О.И. Левицкого, ключевым эпизодом работы стало вмешательство историка Запорожской Сечи Д.И. Эварницкого, который рекомендовал Кузнецову в качестве образца деревянный Троицкий собор в городе Новомосковск Екатеринославской губернии, построенный примерно в 1773-1775 годах зодчим по имени Яков Погребняк. По другой версии, запечатлённой семейным преданием наследников архитектора, фотография этого Троицкого собора попалась на глаза вначале о. Парфению, который был тронут видом знакомых с детства форм украинской церковной архитектуры и сам предложил Кузнецову спроектировать каменный храм для села Плешивцы с ориентацией на этот образец.

http://sobory.ru/article/?object=23957

Феодосия (Феодосиева) . Назначение выборов на Киевскую и Одесскую кафедры было предоставлено митр. Михаилу. На том же заседании были приняты решения о назначении нового правящего архиерея Полтавской епархии в связи с кончиной ранее управлявшего Полтавской епархией архиеп. Парфения (Левицкого) . Новым Полтавским епархиальным архиереем определено было быть возведенному в сан архиепископа Григорию (Лисовскому). Также были приняты решения об образовании новых вик-ств (напр., в Полтавской епархии количество вик-ств увеличилось до 4) и об определении кандидатов в епископы на новые викарные кафедры. Синод обнародовал суждение, что «по каноническим правилам не встречается препятствий к рукоположению во епископа лиц, не постриженных в мантию, а принявших лишь рясофор». Это решение облегчало путь к епископству для безбрачных представителей белого духовенства в условиях недостатка кандидатов в архиереи среди монашествующих. Решение об увеличении количества вик-ств отражало сложившуюся в 1922 г. ситуацию, когда обновленцы при поддержке советских властей пытались захватить высшую церковную власть и отстранить от руководства епархиями несогласных с ними архиереев. Временный патриарший заместитель Ярославский митр. священноисп. Агафангел (Преображенский) в послании от 18 июня 1922 г. предлагал епархиальным архипастырям управлять епархиями самостоятельно «впредь до восстановления Высшей Церковной Власти» (Акты свт. Тихона. С. 220). При самостоятельном управлении епархией было желательным наличие там неск. архиереев, способных составить малый Собор. Кроме того, наличие викарных епископов должно было обеспечить нормальное каноническое управление епархиями в случае ареста правящего архиерея. Синод обсудил предложения К. с. о демократизации («соборноправности») церковной жизни, украинизации богослужения и путей «к обновлению церковной жизни применительно к требованиям времени». Было определено рекомендовать архиереям организовать комиссии для обсуждения вопросов о реформах епархиального управления.

http://pravenc.ru/text/1684579.html

В приходе были следующие школы: 1) земская двухкопмлектная в селе Остропятах, 2) земская двухкомплектная в сельце Турдей и 3) земская однокомплектная в деревне Юдинке. В 1911 году церковь посетил архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий). В 1916 году Анна Петровна Шелехова пожертвовала в церковь полное священническое и диаконское облачения стоимостью в 500 рублей. Настоятелем церкви в 1917 году был священник Николай Алексеевич Зерцалов. Он родился 7 декабря 1864 года в семье священника. В 1885 году окончил Тульскую духовную семинарию. С 1885 по 1887 год состоял надзирателем при Тульском духовном училище. 21 октября 1887 года определен на священническое место и 3 января 1888 года рукоположен к Покровской церкви села Остропят. В декабре 1890 года был утвержден в должности законоучителя Остропятского начального училища. С 1894 по 1912 год состоял заведующим и законоучителем школы грамоты в селе Остропятах. С 1895 по 1899 год состоял помощником благочинного по 1-му Ефремовскому округу. С 1904 по 1906 год был духовным следователем по 3-му Ефремовскому округу. С 1907 по 1908 год был членом Правления от духовенства при Ефремовском духовном училище. С 1915 года был законоучителем Юдинского начального училища, в том же году был перемещен на ту же должность в Турдейское начальное училище. Награды: набедренник (1894), скуфья (1900), камилавка (1908), серебряная медаль в память императора Александра III и такая же медаль в память 25-летия церковно-приходских школ и юбилейные крест и медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Овдовел. У него была родная сестра — Евдокия Зерцалова, которая окончила фельдшерско-акушерскую школу и работала в должности фельдшера в Туле. Диакон Иван Филиппович Никольский, служивший в церкви накануне революции 1917 года, родился 23 сентября 1865 года в семье диакона. Окончил 3 курса Ефремовского духовного училища. С 1883 по 1886 год был учителем земских школ. С 1886 по 1896 год был учителем и регентом в церковно-приходской школе села Казанского-Грекова Ефремовского уезда. С 1896 по 1907 год был учителем и регентом такой же школы в селе Куркине Ефремовского уезда. С 12 июня 1907 года — исполняющий должность псаломщика Петропавловской церкви г. Белева. 10 февраля 1908 года рукоположен во диакона села Поповки Каширского уезда. 17 февраля 1909 года был перемещен к остропятской церкви. В 1910–1912 годах был учителем школы грамоты в селе Остропятах. С 1916 года преподавал Закон Божий в Юдинском начальном училище. Награды: серебряная медаль за труды по народному образованию (1896), серебряная медаль в память 25-летия церковно-приходских школ и юбилейные крест и медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Семейство: жена Вера Дмитриевна (р. 15 сентября 1884 года), дети — Константин (р. 1908), Вячеслав (р. 1910), Флегонт (р. 1913).

http://sobory.ru/article/?object=19990

8 авг. 1910 г. Тульским и Белёвским еп. Парфением (Левицким; впосл. архиепископ) возведен в сан архимандрита. Часто посещал сельские храмы Белёвского у. С началом в 1914 г. первой мировой войны в Спасо-Преображенском мон-ре был устроен лазарет на 12 чел., из к-рых 5 были на полном содержании мон-ря; в обители готовили бесплатные обеды нищенствующим и семьям солдат, находившимся на фронте, а также вдовам и сиротам. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1915). 18 окт. 1916 г. Синод постановил направить П. для миссионерской службы в Алеутскую и Североамериканскую епархию , однако по просьбам жителей Белёва, обращению вел. кн. прмц. Елисаветы Феодоровны и прошению П. был оставлен в России; 18 янв. 1917 г. поступил в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства. Сначала П. был священников в 301-м пехотном Бобруйском полку на Северном фронте, затем, 28 марта того же года, был назначен проповедником в Особую армию на Юго-Западном фронте, последнее назначение было 18 сент. 1917 г. проповедовать чинам 257-го запасного пехотного полка в г. Брянске. Затем вернулся в Москву и служил в Свято-Владимирской ц. 26 февр. (11 марта) 1918 г. П. был определен настоятелем тверского Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 13 апр. 1918 г. назначен благочинным 1-й половины мон-рей Тверской епархии. 25 сент. 1918 г. арестован в Твери по обвинению в контрреволюционной агитации среди населения, в частности солдат. Находился в тюрьме до кон. нояб. в качестве заложника. После того как за него подали ходатайство мать Анна Васильевна и сестра Варвара Константиновна, а также прихожане Жёлтикова мон-ря, П. был освобожден с тем условием, что покинет Тверь. Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 24 янв. 1919 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 14 февр. 1919 г. в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение П. и 15 февр.- хиротония. Пребывал в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре . По приезде в мон-рь сразу восстановил уставную службу. Привлек прихожан к участию в службах в качестве певчих. Часто произносил проповеди. В мон-ре преподавал детям Закон Божий. 14 апр. 1920 г., согласно постановлению Синода, переселился на подворье Городецкого в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря в г. Канавино (ныне в черте Н. Новгорода).

http://pravenc.ru/text/2580154.html

Учиться Колю отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, – в Заиконоспасское Духовное училище, что на Никольской улице. С 1899 года Николай Звездинский – учащийся Московской Духовной семинарии. В комнате Коли висел образ святителя Николая во весь рост, перед которым он ежедневно молился о даровании способности говорить слово Божие – поучения и проповеди. И Господь наградил его этим даром. В храме Христа Спасителя в Москве епископом Парфением (Левицким), бывшим незадолго до этого ректором семинарии, совершено было посвящение Николая в чтеца и иподиакона. В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Коле было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом, болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. В Саров отец Иоанн послал заверенное врачами свидетельство об исцелении и благодарственное письмо отцу Иерофею. Образ кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. Через год после этого Коля стал свидетелем и участником торжеств прославления преподобного Серафима Саровского. Исполненный благодарности за исцеление сына, отец Иоанн написал службу преподобному Серафиму. Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил в 1905 году одним из лучших учеников и поступил в Московскую Духовную академию. За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. У раки преподобного Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг. В это же время стал он духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева). В канун Крещения 1907 года скончался отец Николая, протоиерей Иоанн Звездинский. Единоверцы обратились к Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому) с просьбой поставить Николая Ивановича настоятелем на место отца. Но владыка, видя в Звездинском яркие духовные дарования, их желание не исполнил.

http://fond.ru/kalendar/675/serafim/

9 ноября 1899 года храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1900 году был утвержден его староста. Им стал стефанидинодарский крестьянин Иван Григорьевич Буцан. Затем, по указу Святейшего Синода от 26 февраля 1901 года, был открыт и самостоятельный приход Рождество-Богородичной церкви. Первым настоятелем храма стал Константин Иванович Духовской. В августе 1902 года его назначили священником церкви с казенным жалованьем 294 рубля в год. 30 ноября того же года Духовской был утвержден законоучителем Гостомиловского народного училища – вместо Гавриила Алексеева – священника села Круглого, пребывавшего в этой должности с 15 декабря 1901 года. 1 октября 1903 года заполнилось и вакантное псаломщицкое место, на которое был определен заштатный псаломщик Михаил Аристархович Биантовский. Он прослужил в Рождество-Богородичной церкви пять лет – 27 октября 1908 года его перевели в Варваринскую церковь села Карнауховки. Церковно-приходское попечительство храма было утверждено в апреле 1903 года. В его состав входило 17 человек. Новым псаломщиком стефанидинодарской церкви стал Григорий Феодорович Артеменко – выпускник второклассной школы, работавший учителем с 1905 по 1909 год. Он довольствовался казенным жалованьем, составлявшим 98 рублей в год. Просфорней церкви значилась Дарья Левицкая. Первый храм прослужил стефанидинодарцам около четверти века – в 1920-х годах он загорелся от удара молнии во время ночной грозы и огонь уничтожил церковь дотла. Однако усердием и стараниями прихожан на месте сгоревшей церкви была построена новая. Но и её время оказалось недолгим. В 1934 году было принято решение о закрытии этого храма, и постановлением Стефанидинодарского сельского совета от 2 октября 1938 года община верующих была ликвидирована. После прекращения религиозной деятельности здание церкви пустовало. Во время войны его разобрали, использовав материалы для строительства оборонительных сооружений. Вместо утраченной церкви в Стефанидинодаре с 1942 года действовал молитвенный дом. Его настоятелями являлись священник Трояновский Тихон Дмитриевич (с. 20.10.1943г. по 12.06.1952г.); иеромонах Антоний – Рогулин Алексей Григорьевич (с 17.06.1952г. по 02.09.1953г.); священник Парфененков Федор Данилович (с 07.09.1953г. по 16.02.1958г.); священник Прокопенко Стефан Григорьевич (с 29.04.1958г. по 08.06.1958г.) и священник Жилин Иван Николаевич (с 15.06.1958г.).

http://sobory.ru/article/?object=31321

8 января 1911 г. в Св. Синоде состоялось наречение архимандрита Никодима в епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. Наречение совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Самарский Константин (Булычев). Примечательно, что двое из участников этого наречения, как и сам нарекаемый, причислены к лику святых как новомученики, пострадавшие за веру в годы послереволюционных гонений.  С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии. Владыка Никодим много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. Им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под его руководством в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы покои святителя Иоасафа, открыт музей с обширным фондом документов. Не забывал он и церковного песнотворчества; кроме упомянутого акафиста свт. Иоанну Златоусту, им составлены акафисты препп. Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. В 1917 удостоен степени магистра богословия. 8 января 1919 года был арестован комиссаром С. А. Саенко в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одна из верующих, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, была сразу же расстреляна комиссаром Саенко. На следующие сутки епископ Никодим был повторно арестован и тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была открыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Протоирей Алексий Томюк. Священник Феодор Соловьев –настоятель русского Храма-памятника в Лейпциге в 1945–1946 гг. Читатели журнала «Вестник церковной истории» уже знакомы с историей основания в 1913 г. и функционирования в г. Лейпциге уникального русского Храма-памятника . В 2023 г. храм отметил свое 110-летие. С его историей Храма-памятника в Лейпциге тесно связана жизнь многих священнослужителей, оставивших свой яркий след в истории православной Церкви. Есть среди них и те, кто в годы Второй мировой войны испытали ужасы немецких концентрационных лагерей. Эти факты противоречат мнению, что немецкие оккупационные власти в Советском Союзе оказывали особое благоволение к Русской Церкви и ее священникам. Настоящая статья посвящена непростой судьбе одного из таких священнослужителей – настоятеля Храма-памятника в 1945 г. Феодора Соловьева. С началом войны немецкие оккупанты, заявлявшие себя освободителями советских граждан, угнали о. Феодора, как и многих русских невольников, на работы в Германию. Священник пережил лишения войны, дожил до Победы, но скоропостижно скончался от последствий тяжкой лагерной болезни и был похоронен в Лейпциге, по месту своего последнего служения. Феодор Дмитриевич Соловьев родился в Туле, в семье рабочего, 16 февраля 1888 г. (в его советском паспорте значится село Ярцево Тульской области, а в немецком «аусвайсе остарбайтера» 1942 г. указана дата рождения 18 февраля); в 1903 г. он окончил тульскую Архиерейскую церковно-певческую школу, а в 1909 г. – прослушал полный курс Тульской духовной семинарии и был назначен подрегентом тульского кафедрального собора. В 1911 г. архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий) определил его исполняющим должность псаломщика в село Бабурино Чернского уезда Тульской губернии и учителем пения местной церковно-приходской школы; в 1913 г. он был переведен псаломщиком и регентом к Покровской церкви села Корсаково Новосильского уезда Тульской губернии и продолжил свою деятельность в качестве учителя пения на новом месте.

http://sedmitza.ru/lib/text/10379915/

Феофил Иванович (5.08.1865, с. Васильевка Хорольского у. Полтавской губ.- 23.01.1944, Харьков), лидер лубенского раскола - одного из направлений в укр. автокефалистском движении. Род. в семье священника. 15 авг. 1880 г. окончил Лубенское ДУ, в 1886 г. Полтавскую ДС, служил учителем в родном селе. В 1887 г. Полтавским и Переяславским еп. Иларионом (Юшеновым) рукоположен во священника к Никольской церкви мест. Маячка Кобелякского у. Проявил себя деятельным пастырем: при Б. были выстроены дома для причта, открыты 2 церковноприходские школы, читальня, культурная чайная, просветительское братство. С 1900 г. 2-й священник Всехсвятской кладбищенской ц. в Полтаве, одновременно преподавал Закон Божий в Полтавском епархиальном и Кобыжченском земском начальном уч-щах. В мае 1908 г. избран в совет Макариевского епархиального братства, в мае следующего года награжден орденом св. Анны 3-й степени. За годы служения в Полтаве стал известен как украинофил. На Полтавском епархиальном съезде (3-6 мая 1917) по докладу Б. была принята резолюция, представлявшая собой программу переустройства Церкви на Украине на национальных началах, к-рая предполагала введение укр. языка в богослужение, возрождение в богослужебной практике специфически укр. чинопоследований и обычаев, строительство храмов в национальном стиле, украинизацию духовных школ, запрет на поставление великороссов на укр. кафедры и т. д. Съезд также постановил войти в сношение с др. епархиями на предмет созыва Всеукраинского церковного собора и выработки совместной программы украинизации Церкви. На съезде Б. был избран делегатом на Всеукраинский церковный собор в Киеве (1918), а также председателем постоянного совета при Полтавском епископе (впосл. епархиальное управление), заменившего консисторию в ходе послереволюционных преобразований. Вместе с тем, испытав на себе значительное влияние Полтавского архиеп. Парфения (Левицкого) , Б. призывал к проведению украинизации в соответствии с канонами правосл. Церкви. Архиеп. Парфений и Б. резко отрицательно отнеслись к Киевскому собору 1921 г., положившему начало Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и ее неканонической иерархии самосвятов-липковцев (последователей В. Липковского ).

http://pravenc.ru/text/153631.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010