В 1919 году Полтавская духовная консистория была заменена епархиальным управлением, председателем которого был избран протоиерей Феофил Булдовский. Занимая эту должность, он старался не допускать к служению в Полтавской епархии священников, прибывающих из российских епархий 402 . Вскоре полтавский владыка Феофан (он был единственным архиереем на всю епархию) оставил Полтаву, уехав с добровольческой армией сначала на Юг России, а потом и за границу. В это же время (с 1917 года) в Ахтырском монастыре проживал пребывавший на покое бывший Тульский Архиепископ Парфений (Левицкий), украинофил, по поручению Св. Синода возглавлявший комиссию по переводу Священного Писания на украинский язык. За сделанный им в своё время перевод он получил благодарственный рескрипт от Великого Князя Константина Константиновича. Кроме того, на средства почитавших владыку Парфения московских купцов (в одно время он был викарием Московской епархии), на родине владыки, в селе Плешивец Гадяцкого уезда Полтавской губернии, был выстроен величественный храм, выдержанный в старинном казацком стиле, а также архиерейские покои. Император Николай II подарил храму старинную икону. Всё это показывает, как благожелательно дореволюционная власть – и светская и духовная – относилась к украинской культуре, не вмешивая в это отношение никаких политических мотивов. И так как в то время не было иной подходящей кандидатуры, временное управление епархией Святейший Патриарх Тихон поручает Архиепископу Парфению. Возглавив Полтавскую епархию, владыка Парфений сблизился с председателем епархиального управления протоиереем Феофилом по сродным им националистическим взглядам. И даже по приглашению последнего иногда совершал богослужения на украинском языке в полтавской кладбищенской церкви, настоятелем которой был о. Феофил 403 . 5 мая 1920 года в Киеве «Всеукраïнська церковна рада», презрев слова священномученика Игнатия Богоносца (Епископ Антиохийский, 107, память 29 января/11 февраля и 20 декабря/2 января): «Кто не с Епископом, тот и не в Церкви, тот погиб совершенно», объявила автокефалию, отказ подчиняться своему епископату и независимость от Московского Патриархата, т.е. в нарушение церковных канонов сама себя отделила от спасительной Христовой Церкви 404 . Презрев также слова святых отцов о том, что грех раскола не смывается даже мученической кровью, в ответ на увещание Епископа Черкасского Назария (Блинова), викария Киевской епархии, не производить раскола в Церкви, протоиерей Василий Липковский ответил: «Раскол так раскол!» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Томская, учр. в 1834 г. Кафедра в Томске Епископы Томские и Енисейские: Агапит Вознесенский 1834–1841. Афанасий Соколов 1841–1853. Парфений Попов 1854–1860. Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864. Виталий Вертоградов 1865–1866. Алексий Новоселов 1867–1868. Платон Троепольский 1868–1876. Петр Екатериновский 1876–1883. Владимир Петров 1883–1886. Исаакий Положенский 1886–1891. Макарий Невский 1891–1908. С 1895 г. – „Томский и Барнаульский“ 55 . Архп. с 1906. Томские и Алтайские: Макарий Невский 1908. Архп. Бийское викаринтство, учр. в 1879 г. Епископы (в Бийске): Владимир Петров 1880–1883. Макарий Невский 1884–1S91. Владимир Синьковский 1891–1893. Мефодий Герасимов 1894–1S98. Сергий Петров 1899–1901. Макарий Павлов 1901–1905. Иннокентий Соколов 1905. Барнаульское викариат., учр. в 1908 г. Епископы (в Томске): Мелетий Забаровский 1908. Тульская, учр. в 1799 г. Кафедра в Туле Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803. Амвросий Протасов 1804–1816. Симеон Крылов-Платонов 1816–1818. Авраамий Шумилин 1818–1821. Дамаскин Россов 1821–1850. Димитрий Муретов 1851–1857. Алексий Ржаницын 1857–1860. Никандр Покровский 1860–1893. Арх. с 1873. Ириней Орда 1893–1896. Питирим Окнов 1896–1904. Лаврентий Некрасов 1904–1908. Парфений Левицкий 1908. Архп. с 1911. Каширское викариат. учр., в 1893 г. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893. (Было вакантно с 18 дек. 1893 г. 56 ) Георгий Ярошевский 1906–1908. Евдоким Мещерский 1909. Туркестанская, учр. в 1871 г. 57 Кафедра в г. Верном Епископы Туркестанские и Ташкентские: Софония Сокольский 1871–1873. Архп. с 1877. Александр Кульчицкий 1871–1873. Неофит Неводчиков 1883–1892. Григорий Полетаев 1892–1895. Никон Богоявленский 1895. Анастасий Опоцкий 1897. Аркадий Карпинский 1897–1902. Паисий Виноградов 1902–1906. Димитрий кн. Абашидзе 1906. Уфимская, учр. в 1859 г. 58 Кафедра в Уфе Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860. Филарет Малышевский 1860–1869. Петр Екатериновский 1869–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На Украине установлены дни празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской 26 июля. ПРАВМИР. Во время очередного заседания Священный Синод УПЦ принял решение об установлении Дней празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской. Это следует из информации, опубликованной в журналах 22, 23, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. По благословению Синода Собор Балтских святых будет праздноваться 22 ноября (9 ноября по старому стилю). В него вошли 8 угодников Божиих: 1) свт. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 2) сщмч. Кирион (Садзаглишвили), Католикос-Патриарх всея Грузии; 3) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 4) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 5) сщмч. Павел Гайдай, пресвитер; 6) прмч. Иов (Протопопов) Раифский; 7) прав. Феодосий Левицкий, пресвитер Балтский; 8) блж. Агафья (Маранчук) Кушеловская. День Собора святых земли Житомирской будет отмечаться 5 сентября (23 августа по старому стилю), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. Среди них 16 подвижников благочестия: 1) свт. Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец; 2) свт. Мардарий (Ускоковича), епископ Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; 4) сщмч. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский; 5) сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; 6) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 7) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 8) прмч. Макарий (Токаревский), архимандрит Овручский, Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец; 9) сщмч. Александр Хотовицкий, протопресвитер; 10) сщмч. Максим Сандович, пресвитер; 11) сщмч. Арефа Насонов, пресвитер; 12) сщмч. Мирон Ржепик, пресвитер; 13) сщмч. Павел Гордовский, пресвитер; 14) сщмч. Василий Малахов, пресвитер; 15) мч. Николай Варжанський; 16) мц. Веру Трукс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-u...

И. Волков, сам приехавший их навешивать. 17 июля 1904 г. благочинным протоиереем Василием Покровским вместе с настоятелем храма Василием Знаменским и священниками окрестных сёл были освящены приделы святителя Николая и святителя Феодосия. Главный престол во имя Покрова Богородицы 18 июля освятил преосвященный Парфений (Левицкий, 1858-1921), которому сослужили протоиерей из храма Христа Спасителя и протодьякон Успенского собора, что в Московском Кремле, Константин Розов и другие священники. В окрестных сельских храмах никогда ещё не было архиерейского богослужения, и собралось множество народа. День был воскресный, ясный и тёплый. По окончании богослужения преосвященный Парфений, епископ Можайский, отправился с духовенством и гостями в земскую школу, где приготовлен был обед на 150 человек. Иконой с изображением святых, имена коих носили вновь освящённые приделы, преосвященный во время обеда благословил лиц, особенно усердствовавших в построении храма и помогавших пожертвованиями: М. Т. Константинова, И. Г. Инарова, А. А. Струве, A. M. Бабушкина, Д. Н. Березина. Преосвященного Парфения провожали с колокольным звоном. Звонили целый день. К храму с. Никульского были приписаны две часовни в сельце Молитвено: деревянная на кладбище, и небольшая каменная в конце сельца. В приходе с. Никульского была земская школа, учреждённая в 1884 г. В селе, кроме каменной, стояла старая деревянная церковь с деревянной колокольней и оградой. В 1909 г. она была отремонтирована, и в ней зимой совершались богослужения. В ней было два престола: Святителя Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. Причт церковный в конце XIX в. по штату состоял из священника и псаломщика. В 1914 г. ко храму с. Никульского был перемещён священник Александр Васильевич Покровский (в 1916 г. ему было 42 года), сын протоиерея. В 1895 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. С 1885 по 1886 г. он был помощником законоучителя и учителем церковного пения в Городищенской церковноприходской школе Коломенского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=06476

Парфений (Брянских) 16.05.1921 хирот. во еп. Новомиргородского; с 1923 г. еп. Ананьевский, вик. Одесской епархии; с 1925 г. в заключении; с 1928 г. на покое. Парфений (Левицкий) с 1917 г. на покое (б. архиеп. Тульский); с 1920 г. архиеп. Полтавский и Переяславский; † 1921. Пахомий (Кедров) с 1917 г. еп. Черниговский; с 29.11.1923 в сане архиепископа; с 1927 г. в заключении; † 11.11.1937. Петр (Гасилов) 21.12.1922 хирот. во еп. Саткинского, вик. Уфимской епархии; с 11.02.1924 еп. Осинский, вик. Пермской епархии; с 1932 г. епархией не управ.; с 26.06.1934 еп. Сызранский; с авг. 1936 г. епархией не управ.; с 29.01.1937 на покое. Петр (Зверев) 15.02.1919 хирот. во еп. Балахнинского, вик. Московской епархии; с 1920 г. еп. Старицкий, вик. Калининской епархии; с дек. 1925 г. в сане архиепископа; с 1926 г. в заключении; † 9.02.1928. Петр (Киреев) в 1922 г. хирот. во еп. Переяславского, вик. Полтавской епархии; † 1922. Петр (Карпусюк) 24.07.1992 хирот. во еп. Туровского и Мозырского. Петр (Л’Юилье) 12.09.1968 хирот. во еп. Корсунского; с 12.06.1979 в сане архиепископа; с 16.11.1979 архиеп. Бруклинский, вик. Нью-Йоркской епархии (Автокефальная Православная Церковь в Америке). Сщмч. Петр (Полянский) 25.09.1920 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 1923 г. в сане архиепископа; с 1924 г. митр. Крутицкий и Коломенский; с 12.04.1925 Местоболюститель патриаршего престола; с 10.12.1925 в заключении; расстрелян 10.10.1937 г. Петр (Пэдерару) 1.09.1990 хирот. во еп. Бельцкого, вик. Кишиневской епархии; 5.10.1992 запрещен в священнослужении. Петр (Руднев) 5.11.1928 хирот. во еп. Сергиевского, вик. московской епархии; с 25.09.1929 еп. Коломенский; с 4.10.1933 еп. Самарский; с 9.07.1934 в сане архиепископа; с 1938 г. в заключении; расстрелян 3.11.1937. Петр (Савельев) 30.09.1923 хирот. во еп. Стерлитамакского, вик. Уфимской епархии обновленческими архиереями старого поставления; 4.08.1924 принес покаяние и принят в сущем сане; с 1927 г. еп. Сергачский, вик. Горьковской епархии; с 28.10.1932 еп. Пятигорский; с 8.03.1933 еп. Моршанский; с 3.04.1935 еп. Кунгурский; с 27.01.1937 еп. Свердловский; с сент. 1937 епархией не управ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На Полтавском епархиальном съезде, проходившем 3-6 мая 1917 г., националистическая позиция протоиерея Феофила Булдовского и его единомышленников стала доминирующей. На съезде был представлен подготовленный Феофилом Булдовским доклад " Об украинизации Церкви " . По докладу съездом была принята резолюция, излагавшая программу переустройства Церкви на Украине и пробуждения национального сознания в церковной среде. Резолюция предусматривала: введение украинского языка в качестве богослужебного; возрождение в богослужебной практике древних чинов, обрядов и обычаев, ранее существовавших на Украине; строительство храмов в национальном стиле; украинизацию Киевской Духовной академии и других духовных школ на территории Украины; запрет на поставление великороссов на епископские кафедры Украины и т.д. Полтавский епархиальный съезд также постановил войти в сношение с другими епархиями на предмет созыва Всеукраинского церковного собора и выработки совместной программы украинизации Церкви. После того, как в ходе послереволюционных преобразований в церковной сфере духовная консистория Полтавской епархии была заменена епархиальным управлением, протоиерей Феофил Булдовский вошел в состав последнего и стал в нем лидером украинофильской группировки духовенства. Однако Булдовский испытал на себе значительное влияние архиепископа Полтавского Парфения (Левицкого), который, выступая за усиление национального украинского начала в церковном жизни, тем не менее призывал к проведению украинизации в строгом соответствии с канонами Православной Церкви. Близость позиции архиепископа Парфения и протоиерея Феофила обусловила резко негативное отношение обоих к Киевскому собору 1921 г., положившему начало т.н. " Украинской автокефальной православной церкви " (УАПЦ) и ее неканонической иерархии " самосвятов " -липкивцев. " Самосвяты " развернули на Полтавщине активную деятельность, поставив в 1922 г. Константина Кротевича " епископом Полтавским " , а Александра Ярещенко - " епископом Лубенским " . Оба самосвятских лжеархиерея стали пропагандировать среди полтавской паствы националистическо-модернистские идеалы УАПЦ.

http://pravoslavie.ru/archiv/lubenskijra...

В начале 1904 г. в Москве террористической организацией Зензинова был убит вел. князь Сергей Александрович. В 1905 году принимало все большие размеры, выходившее наружу, революционное движение. Какая то группа студентов дошла до посылки поздравления микадо с победами его войска над русскими. С этими прискорбными явлениями, грозившими историческому бытию России, пришлось стать лицом к лицу митрополиту Владимиру, ревностному и убежденному служителю Церкви, ясно понимавшему то, что значит для нашего Отечества самодержавная монархия. Памятуя о примерах Святителей московских, на протяжении веков мужественно выступавших против внутренних врагов государства, он безбоязненно шел против течения. Проповедь, печатное слово, вразумление малых сих, подпадавших под влияние сил зла – это ставил он прямой целью своей церковно-государственной деятельности. Владыкой был написан, в частности, большой труд против социализма. По свойственному ему смирению он обозначил свое авторство буквами М. В. Как и тогдашний московский генерал-губернатор, вел. князь Сергей Александрович, разделявший полностью убеждения брата, в Бозе почившего царя Александра III, митрополит Владимир сочувствовал умной и смелой попытке московского начальника охранного отделения, С. В. Зубатова. Последний считал, что правительство может оторвать рабочих от социалистов, удовлетворяя их действительно насущные потребности. Необходима была, наряду с этим, и просветительная работа в среде рабочих, которой они сами сочувствовали. Была создана «Комиссия по устройству чтений для фабрично-заводских рабочих Москвы», занявшаяся и издательством. Представителем митрополита в комиссии был его викарий, владыка Парфений (Левицкий), впоследствии архиепископ тульский и белевский. Лев Тихомиров , видный революционер, причастный к заговорам против императора Александра II, скрывшийся заграницу, принесший затем покаяние, помилованный и ставший убежденным идеологом самодержавия (замечателен его труд «Монархическая государственность»), упоминает в своих дневниках об этой комиссии. Редакция «Красного Архива», дневники его опубликовавшая, приводит состав ея. Фактическим председателем её был еп. Парфений, действительными же участниками – В. В. Назаревский, священник церкви при центральной пересыльной тюрьме И. И. Фудель и председатель рабочих механических производств М. А. Афанасьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

24 авг. 1914 г. хиротонисан во епископа Каширского. Стал викарием Тульской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский). На протяжении 3 лет И. был ближайшим помощником Тульского и Белёвского архиеп. Парфения (Левицкого). Награжден орденом св. Анны 2-й (1913) и 1-й (1916) степени. 29 июля 1917 г. после ухода архиеп. Парфения на покой назначен епископом Тульским и Белёвским (с 1919 - Тульский и Венёвский, с 1920 - Тульский и Одоевский). Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После установления советской власти подвергался травле в печати. Был ранен во время расстрела красноармейцами в Туле 15 февр. 1918 г. общегородского крестного хода. 8 авг. 1918 г. на Поместном Соборе было зачитано донесение И. о захвате Тульского архиерейского дома и размещении в нем губотдела ЧК. В мае 1920 г. имя И. упоминается среди членов Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета. Во время кампании по изъятию церковных ценностей весной 1922 г. на переговорах с представителями властей заявлял, что придерживается позиции, изложенной в послании Патриарха св. Тихона . В апр. на колокольне тульского Казанского собора произошло чудесное явление иконы Божией Матери, что вызвало массовое паломничество к храму. Власти разогнали народ и изъяли икону. И. был арестован вместе с клиром собора и привлечен к суду революционного трибунала. И. обвиняли в совершении молебна перед явленной на колокольне Казанского храма иконой Божией Матери («использование религиозных предрассудков масс») и в противодействии изъятию церковных ценностей. 16 июля 1922 г., после открытого судебного процесса, приговорен Тульским губернским ревтрибуналом к 10 годам заключения. Находился в тюрьме Тулы. 21 нояб. 1922 г. срок наказания был уменьшен вдвое по амнистии в связи с 5-летием социалистической революции. В 1923 г. освобожден досрочно. 17 окт. того же года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Курской и Обоянской епархии. Принимал меры по борьбе с обновленцами. В нояб. 1923 г. стал автором получившего известность обличительного письма к перешедшему в обновленчество прежнему своему викарию епископу бывш. Епифанскому Виталию (Введенскому, в обновленческом расколе - митрополит, после возвращения в Православную Церковь - архиепископ). В февр. 1924 г. И. был вновь арестован. Обвинялся в «антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности». В февр. 1925 г. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере, где служил сторожем.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иоанну (Грозау) на должность настоятельницы женского монастыря в честь святого великомученика Иоанна Сочавского Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви (с. Красноильск Сторожинецкого района Черновицкой области) с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. Ж У РН А Л 22 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Балтского и Ананьевского Алексия об установлении дня празднования Собора Балтских святых 9/22 ноября (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: 1) свт. схиархиепископа Антония (Абашидзе) 2) сщмч. Кириона (Садзаглишвили), Католикоса-Патриарха всея Грузии; 3) сщмч. Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; 4) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 5) сщмч. Павла Гайдая, пресвитера; 6) прмч. Иова (Протопопова) Раифского; 7) прав. Феодосия Левицкого, пресвитера Балтского; 8) блж. Агафию (Маранчук) Кушеловскую. Ж У Р Н А Л 23 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского Никодима об установлении дня празднования Собора святых земли Житомирской 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. ПОСТАНОВИЛИ: 1) свт. Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца; 2) свт. Мардария (Ускоковича), епископа Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского; 4) сщмч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского; 5) сщмч. Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого; 6) сщмч. Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; 7) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 8) прмч. Макария (Токаревского), архимандрита Овручского, Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца;

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую Духовную семинарию. В 1903 году он был переведен в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме с определением на должность епархиального миссионера. В 1907 году иеромонах Петр стал инспектором Новгородской Духовной семинарии, а в июне 1909 года назначен на должность настоятеля Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии, и возведён в сан игумена. Монастырь находился недалеко от Оптиной пустыни, и настоятель имел постоянную возможность общаться с оптинскими старцами. Старцы в свою очередь высоко оценили духовную настроенность иеромонаха Петра и часто направляли к нему людей для духовного руководства. Он неоднократно бывал в Саровском и Дивеевском монастырях, особенное доверие имея к блаженной Прасковье Ивановне Дивеевской, она подарила ему холст своей работы, из которого ему впоследствии сшили архиерейское облачение, и он бережно его хранил, предполагая быть в нем погребенным. В воскресенье 8 августа 1910 года епископ Парфений (Левицкий) в крестовой церкви возвел игумена Петра в сан архимандрита. Архимандрит Петр часто посещал сельские храмы Белевского уезда. Один из свидетелей его служение в селе Песковатом вспоминает: «18 и 19 мая 1913 года навсегда останутся в памяти прихода. Слава о служении архимандрита Петра, ласковом, внимательном обращении с простым народом создали ему громадную популярность не только в Белевском уезде. Крестьяне приходили к отцу Петру с просьбами помолиться о них, иногда поговорить и рассказать о своем воистину горьком житье. И никто не уходит от отца Петра не утешенным…» Во время одной из эпидемий архимандрит Петр обратился к населению: «…Главное и единственное зло всех болезней, несчастий и страданий на земле есть грех, который и надо уничтожать, с которым и нужно бороться во что бы то ни стало, всеми силами, как бы трудно это ни было. А все эти вибрионы, микробы и бациллы – только орудие и средство в руках Промысла Божия, ищущего спасения души человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010