Скачать epub pdf Алфавитный указатель имен (к стр. 5–310) Я скопировал его но не исправлял. Так сноски в печатни и электронном вариантах различаются. Сокращения: архм. – архимандрит, архп. – архиепископ, ИПЦ – Истинно Правосл. Церковь , и-м. -иеромонах, ИМУ – Имп. Моск. Ун-т, МДА – Моск. Дух. Академия, свщ. – священник, Алексий (ст-ц Зосимовой пуст.) – 29 50 60 64 95 96 98 112 144 145 182 215 289 294 Алексий I, Патриарх – 123 124 130 142 143 154 248 257 269 272 Алексий, архп. Таллин. – 270 Аллилуева Светл. – 184 185 188– 190 Ангелина (Афанасьева), иг. – 99 Анна Григор. Клыгина – 171 236 Антоний (Абашидзе), архп – 95 98 166 171 Антоний (Кротевич), архп. – 216 Антоний (Храповицкий) , архп. – 25 Аристарх (Елисеев), и-м. – 102 151 Афанасий (Сахаров) , архп. – 102 Багрецов Мих., свщ. – 62 111 Барановы – 295 308 Безобразова Р.С. – 308 Беляев А. Д. – 68 69 Беневоленские – 60 97 Бируков Иг.Ник. • 150 Богданов Б.Д. – 78 Боголюбский Н.И., проф. – 68 Богословский М. , проф. – 28 63 87 Богоявленские К. И., свщ. и Варвара – 60 280 и др. Богоявленский Н.И. – 39 62 Богоявленский С. (сын К.И.) – 87 Богуцкий – 68 Боскин Серг. Мих. – 96 97 Брусилов, ген. – 84 Брянских – 165 (см. Парфений) Варвара (Трофимова), иг. Варфоломей (Ремов) , архим. – 69 93 Васнецов В.М. – 252 Вассиан (Пятницкий), иг. – 68 Введенский Ал-др Петр. свщ. (+4.4.1973)-23 41 Введенский Дм. Ив., проф. – 68 Ведерниковы – 179 188 Вениамин (Новицкий), еп. – 130 Вениамин (Федченков) , митр. –151 Верховцева Н. – 69 92 300 309 Веселовский СБ., проф. – 76 Вишневский Сергий, прот. – 188 Воронцов (Вениамин), свщ. – 97 98 147–151 159–161 171, см. Елев-ферий Всехсвятские – 293 Вышеславцева ОН. – 174 Габрияники – 78 82 88 98 171 196 Гайдукевич Леонид, прот. – 78 Галкин (Горев), Мих., б.свщ. – 92 Глаголев С. С, проф. – 43 Глаголев Матв.Дм, свщ – 60 Голубев Ив. Вас. (Костр.) – 11 Голубинский Е.Е., проф. – 12 20 Голубцов Петр Анат. – 292 Голубцовы (генеалогия) – 10 11 60 Мария – 62 64 93 107 114 167 274 Сергей – 64 66 90 95 289 291 300

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Там в ноябре 1934 года он был в очередной раз арестован и переправлен в Бутырскую тюрьму. На этот раз обвинение гласило: «вел антисоветскую агитацию, устраивал на своей квартире тайные богослужения». Во время допроса владыка не скрывал своего неприязненного отношения к советской власти и утверждал, что «Русская Церковь лишилась своей внутренней свободы и оказалась порабощенной у антирелигиозного государства». В начале 1935 года епископ Парфений был приговорен к пяти годам ссылки в Архангельск. «Пропаганда фашизма» В Архангельске владыка Парфений жил вместе с матерью и сестрой. В своей квартире он принимал местных и ссыльных священников, совершал тайные богослужения, проповедовал. Также он совершал тайные богослужения в домовых храмах прихожан сел Соломбалы и Маймаксы Ломоносовского района. В том, что эти встречи и богослужения достаточно долго были тайной для властей и соглядатаев, была заслуга его сестры и сподвижницы Антонины. Она по-прежнему доставляла матери и брату средства к существованию, работая сначала счетоводом в городской типографии, а затем учительницей немецкого языка в школе для взрослых. Однако через некоторое время информация о тайном служении владыки все же была получена властями. В результате последовал следующий – и последний, – арест. Епископ Парфений был арестован 31 июля 1937 года и направлен под стражу в Архангельский следственный изолятор. При обыске, благодаря предусмотрительности сестры владыки Антонины, никакой антисоветской и вообще религиозной литературы обнаружено не было. Однако власти не стремились соблюдать объективность расследования и прибегли к помощи лжесвидетелей. На основании их показаний 17 августа епископу Парфению было предъявлено обвинение в «организации нелегальных контрреволюционных сборищ», «пораженческой агитации» и «пропаганде фашизма». На допросе владыка все обвинения отверг. Не желая подвергать кого-либо из своих духовных чад опасности, он показал, что «никаких связей ни с кем не имел, контр-революционной деятельности не вел». Касательно «пропаганды фашизма» он пытался объяснить, что речь шла не о борьбе с советским государством как таковым, но о том, что русским людям нужно сохранить верность Церкви и православной вере, чтобы не дать погибнуть России…

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

21 мая 1926 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Парфения к трем годам ссылки в Зырянский край. Вернувшись в 1928 году после ссылки в Москву, епископ Парфений поселился в Даниловом монастыре. 28 октября 1929 года он был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. На допросах власти цеплялись ко всему, даже к отдельным выражениям из акафиста, который читался перед ракой с мощами святого благоверного князя Даниила, таким, как «Церкви Христовой похвало высокая, града Москвы стена необоримая, державы Российския божественное утверждение». 23 ноября 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Парфения к трем годам ссылки в Казахстан. В 1933 году епископ был освобожден и поселился в городе Кимры Тверской области, где в это время жили его престарелая мать и сестра. В 1934 году сотрудники НКВД арестовали его. Некоторое время его содержали в тюрьме в Кимрах, а затем как важного преступника перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. 17 января 1935 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило епископа Парфения к пяти годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Архангельск. 3 августа 1937 года епископ Парфений снова был арестован и заключен в архангельскую тюрьму. На следующий день следователь допросил его. «С кем вы были связаны по контрреволюционной деятельности во время пребывания в ссылке в Архангельске?» — спросил следователь. «Никаких связей я ни с кем не имел, контрреволюционной деятельности не вел», — ответил владыка. Более он ничего не пожелал говорить, и допросы были прекращены. 15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила епископа к расстрелу. Епископ Парфений (Брянских) был расстрелян 22 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/45620.html

Занимался в ссылке переводами Священного Писания с древних языков и др. научными работами. 17 авг. 1937 г. арестован по обвинению в том, что он, «отбывая ссылку в Архангельске, организовывал контрреволюционную группу из церковников и ссыльного духовенства. На проводимых нелегальных сборищах в контрреволюционном духе обсуждал политику партии ВКП (б) и советского правительства». Вместе с П. были арестованы др. верующие (среди них - его сестра Антонина), проходившие по групповому «делу епископа Парфения (Брянских)». На допросах П. виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Архангельской обл. от 15 окт. 1937 г. приговорен к расстрелу. Погребен в общей безвестной могиле. В ночь с 16 на 17 нояб. 1937 г. была арестована его сестра Антонина по обвинению в участии в «контрреволюционной группе под руководством епископа Парфения (Брянских)». Постановлением особого совещания при УНКВД по Архангельской обл. от 29 дек. 1937 г. приговорена к расстрелу. Расстреляна и погребена в безвестной могиле. Определением Синода РПЦ от 20 апр. 2005 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 2. Л. 164-164 об., Д. Р-41559; РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1909 г. Д. 421; Оп. 11. 1914 г. Д. 289; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-7799; Архив УФСБ по Тверской обл. Д. 24649-С; Архив УСБУ в Одесской обл. Д. 17501-П; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 24649-С. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 364-365; Польский. Ч. 2. С. 89-90; Просим освободить из тюремного заключения: (письма в защиту репрессированных). М., 1998. С. 169-171; Иеромонах Павел Троицкий: Жизнеописание/Сост.: прот. В. Воробьев. М., 2003. С. 19; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 399; Биогр. словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: Мат-лы из собр. проф. прот. Ф. И. Титова и архива КДА/Сост.

http://pravenc.ru/text/2579069.html

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященных митрополита Херсонского и Таврического Иоанна и епископа Новокаховского и Генического Филарета о внесении в Собор Херсонских святых новомучеников и исповедников, жизни и церковное служение которых проходили на Херсонщине. ПОСТАНОВИЛИ: 1) сщмч. Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского; 2) сщмч. Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского; 3) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 4) сщмч. Александра Шишина, пресвитера; 5) прмч. Парфения, игум. Кизилташского; 6) прмч. Геннадия (Ребезо), пресвитера; 7) прсп. Антония (Абашидзе), схиархиепископа; 8) сщсп. Димитрия (Игнатенко), пресвитера; 9) сщсп. Философа Зябрева, пресвитера. ЖУРНАЛ 20 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, об установлении дня памяти священномученика Константина (Дьякова), митрополита Киевского и Галицкого (+1937) 28 октября/10 ноября (старый/новый стиль), в день его мученической кончины. Справка: 19 октября 1993 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий причислен к лику святых местночтимых новомучеников Слободского края. Решением Священного Синода от 10 февраля 2011 года (журнал священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий включен в Собор Киевских святых. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 21 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии иеросхимонаха Вассиана Слепого (Балашевича) (+1827). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание иеросхимонаха Вассиана Слепого (Балашевича) —

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

6.Архиепископ Иоанн (Поммер ; 1876–1934) – по происхождению латышский крестьянин. В 1897 года окончил Духовную Семинарию в Риге, в 1900 году поступил в Киевскую Духовную Академию. Был ректором Литовской Духовной Семинарии. После революции, уже будучи архипастырем, посажен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Был помилован и вернулся в Ригу, где владыку избрали архиепископом Рижским и всей Латвии (1921 г.). С 1925 года архиепископ Иоанн – член Латвийского сейма. Благодаря его усилиям Православная Церковь получила в Латвии равные права с другими церквами. Его речь по случаю кончины Патриарха Тихона – выдающееся свидетельство любви, верности и мужества. Владыка Иоанн погиб смертью мученика – был заживо сожжен на своей загородной даче под Ригой. По одним предположениям его убийство – дело рук дружинников латвийского диктатора Ульманиса, по другим – чекистов. 7. Архимандрит Кирилл (Смирнов Константин Илларионович; 1863–1937) впоследствии был епископом Тамбовским и Шацким (1909–1918), с 1913 года – архиепископ, затем митрополит Казанский и Свияжский. В завещании Патриарха Тихона – 1-й кандидат в Местоблюстители патриаршего престола. Неоднократно был в заключении и ссылках. В 1929 году выступил против «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) , за что 2 января 1930 года Синод вынес постановление о предании его суду епископов и отстранении от управления Казанской епархией. 19 августа 1933 года по окончании срока ссылки в городе Гжатске хотел воссоздать ликвидированную органами ОГПУ «Истинно Православную Церковь » совместно с епископами Дамаскином (Цедриком), Серафимом (Самойловичем), Парфением (Брянских). Арестован вновь в июле 1934 года и сослан в Казахстан. По приговору Южно-Казахстанского НКВД расстрелян вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым) в Чимкенте 228 . 8. Епископ Сергий (Лавров Алексей Петрович), сын священника села Болычева Мценского уезда Орловской епархии, родился 2 февраля 1878 года. После окончания Орловской Духовной Семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха на 4-м курсе, в 1902 году. В том же году окончил Академию вторым по списку, назначен в Урмийскую православную миссию. В 1903 году возведен в сан игумена. В 1904 году стал начальником той же Миссии в сане архимандрита. 1 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Салмасского. В 1916 году из Миссии отозван, получил назначение на Соликамскую викарную кафедру, на место, предназначавшееся епископом Пермским Андроником архимандриту Пимену, но служить там отказался, так же как и на вновь созданной Семиреченской и Верненской кафедре, на которую он тоже не поехал. Это был своего рода протест против отзыва из любимой Урмии. Епископ Сергий оставался в Тамбове под покровительством старого урмийца – архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Епископ Фостирий замерз на этапе в варнавинскую тюрьму 352 . В октябре 1937 г. был арестован Патриарший экзарх Украины митрополит Киевский Константин (Дьяков). После 12 дней пыточных допросов его расстреляли. Одной из своих родственниц, особенно тяжело переживавшей его гибель, владыка явился во сне стоящим на пустыре у свеженасыпанного могильного холма и сказал: «Здесь лежит мое тело». На Лукьяновском кладбище, расположенном возле тюрьмы, где расстреляли владыку, она обратилась к одному из кладбищенских сторожей, внушившему ей своим видом особое доверие, и он оказался тем самым могильщиком, кто зарывал останки убитого митрополита. Сторож указал ей могилу, где были похоронены архипастырь и расстрелянные вместе с ним. Тайное отпевание священномученика совершил проживавший в Киеве схиархиепископ Антоний, в прошлом владыка Таврический Димитрий (князь Абашидзе). Митрополит Константин был из вдовых протоиереев, за год до его казни были расстреляны его дочь Милица и зять Борис. В 1938 г. в застенках скончался от пыток митрополит Одесский Анатолий (Грисюк) . В 1937 году на Украине были арестованы и потом расстреляны архиепископ Екатеринославский Георгий (Делиев), архиепископ Житомирский Филарет (Линчевский) и епископ Ананьевский Парфений (Брянских) 353 . Тогда же арестовали престарелого архиепископа Харьковского Александра (Петровского). Его посадили в холодногорскую тюрьму. Осенью 1939 г. в судебно-медицинский морг из корпуса неизлечимо больных колонии НКВД на Каченовке привезли останки старца с номером на ноге и с бумагой, в которой сообщалась фамилия усопшего – Петровский. Доктор морга оказался из бывших иподиаконов; вместе с привратником, который был монахом в сане архимандрита, они сразу опознали владыку Александра, несмотря на то, что он был острижен и обрит. Из тюрьмы поступило приказание: труп возвратить, так как он отправлен в морг по ошибке. Но архимандрит и доктор отправили труп одного безродного в тюрьму с документами заключенного Петровского, а покойного архипастыря облачили по-архиерейски, и архимандрит-привратник, отпевавший тайком всех попадающих в морг, отпел и владыку. Весть о погребении любимого всеми архипастыря быстро разнеслась по городу. Когда гроб вывозили из морга, улица оказалась запруженной народом. Архиепископа Александра похоронили на кладбище села Зелютина на Холодной горе 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) епископ Малоярославский, викарий Калужской епархии; Феодор (Поздеевский) архиепископ (Данилов монастырь); Мелхиседек (Паевский) епископ Минский и Туровский; Николай (Добронравов) архиепископ Владимирский и Суздальский; Платон (Руднев) епископ Богородский, викарий Московской епархии; Валериан (Рудич) епископ Смоленский; Пахомий (Кедров) архиепископ Черниговский; Иоанн (Василевский) епископ Бронницкий; Варфоломей (Ремов) епископ Сергиевский; Алексий (Готовцев) епископ Серпуховский; Арсений (Жадановский) бывший епископ Серпуховский; Филипп (Гумилевский) епископ; Амвросий (Полянский) епископ Каменец-Подольский; Серафим (Самойлович) архиепископ Углический; Борис (Рукин) епископ Можайский, викарий Московской епархии; Парфений (Брянских) епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии; Павел (Кратиров) бывш. епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии, на покое; Митрофан (Поликарпов) епископ Бугумильский, викарий Казанской епархии; Стефан (Знамировский) епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии; Зиновий (Дроздов) архиепископ Тамбовский; Иринарх (Синеоков-Андреевский) епископ Якутский 14 . Сам факт одновременного (и, понятно, вынужденного) продолжительного нахождения такого количества правящих архиереев вне территории их епархий свидетельствует об отсутствии в этот период самых минимальных условий и хотя бы ограниченных возможностей для формальной деятельности церковного управления на местах, что значительно облегчало деятельность обновленцев в епархиях. Это обстоятельство необходимо учитывать в исследованиях изучаемого нами периода истории Русской Церкви. В начале сентября 1924 г. АРК разрабатывает новую политику в отношении Патриарха. 3 сентября Комиссия принимает следующее: “б) Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию. в) Поручить ему же начать подготовительную работу по соединению Тихона с Синодом (Евдокимом)” 15 . К этому моменту провал попытки внедрения Красницкого был уже очевиден. 9 сентября на публичном диспуте об этом заявил и сам Красницкий 16 .

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

Митрополит Петр, войдя в храм, прошел к мощам преподобного и с благоговением приложился к ним. Некоторые монахи видели, что, когда Местоблюститель затем пошел к солее, то над мощами образовалось как бы облако, в котором возник образ преподобного великого князя Даниила. И во все время, пока митрополит Петр шел к алтарю, преподобный сопровождал его. Архиепископ Феодор был к тому времени арестован, и братию возглавлял архиепископ Парфений (Брянских). Ему после службы митрополит Петр передал деньги для раздачи находящимся в ссылке священнослужителям. Митрополит Петр помогал многим заключенным. Он сам отправлял деньги митрополиту Кириллу (Смирнову), архиепископу Никандру (Феноменову), секретарю Патриарха Тихона Петру Гурьеву и другим. Иногда владыка, получив после службы деньги, сразу же отдавал их на помощь томящимся в тюрьмах и ссылках. По предложению благочинных московских церквей он благословил причты храмов жертвовать в пользу заключенных. Одной из проблем, стоявших тогда перед Русской Православной Церковью, было разрушительное обновленчество. Обновленцы готовились к своему второму собору, усиленно предлагая православным помириться и принять в нем участие. Некоторым предложение показалось приемлемым, и они начали с обновленцами переговоры о примирении. Пришло время определять свою позицию относительно обновленчества – твердо и однозначно. Местоблюститель написал послание к православной пастве. Для совета передал текст известному церковному деятелю тех лет Александру Дмитриевичу Самарину. 28 июля 1925 года Местоблюститель обратился с посланием к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Российской Церкви , укрепляя всех колеблющихся и малодушных и нанося сокрушительный удар разорителям Церкви. Обновленцы писали о нем: «...воззвание митрополита Петра определило всю линию поведения староцерковников... Тон, данный «Крутицами», уже заранее определил позицию староцерковников по всему фронту, и в дальнейшем возможны были только варианты одной и той же политики. При этом по местам легко было уже просто ссылаться на центр, что мы и видим на самом деле...» Так, например, в Ленинградской епархии «среди духовенства появилась «левая группа» тихоновцев, которая склонна была идти навстречу примирительной политике Св. Синода (обновленческого.

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

На иконе подвижники благочестия XVII–XIX веков соседствуют с теми, кто жил уже совсем в другое время и засвидетельствовал свою веру перед лицом грозных испытаний. Более половины изображенных на иконе святых — это новомученики и исповедники ХХ века во главе с выпускником КДА 1874 года священномучеником Владимиром (Богоявленским). Среди новомучеников есть несколько преподавателей Киевских духовных школ. Это прежде всего священномученики Анатолий (Грисюк, он был профессором КДА) и Амвросий (Полянский, ректор Киевской духовной семинарии в 1906–1917 годах). Из выпускников КДА к лику новомучеников и исповедников причислены архиепископы Иоанн (Поммер), Митрофан (Краснопольский), Никодим (Кротков), епископы Василий (Преображенский), Макарий (Гневушев), Парфений (Брянских), Пимен (Белоликов), Сильвестр (Ольшевский), архимандрит Матфей (Померанцев), протоиереи Георгий Извеков, Димитрий Игнатенко, Леонтий Гримальский, Неофит Любимов, Петр Павлушков, Петр Чельцов, Сергий Правдолюбов, священник Виктор Элланский, мирянин Владимир Правдолюбов. Выпускником КДА был и недавно канонизированный Украинской Православной Церковью схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Житие на основе дела Выявление среди новомучеников и исповедников ХХ века выпускников Киевской духовной академии и Киевской духовной семинарии оказалось чрезвычайно непростой задачей. Дело в том, что при подготовке канонизаций новомучеников центральную роль играют, как правило, материалы следственных дел. Они позволяют реконструировать обстоятельства ареста, осуждения и смерти епископов, священников и православных мирян. Однако эти материалы содержат крайне скудную информацию об их образовании. Нередко в них вообще ничего не сказано о том, где и когда обучался тот или иной священник. Поэтому в житиях новомучеников и исповедников ХХ века порой нет ясных сведений о времени и месте их учебы. Встречаются в житиях и досадные фактологические ошибки. Вот лишь один характерный пример. В 2000 году в Соборе святых новомучеников и исповедников был прославлен священномученик Феок­тист Смельницкий. В его житии, размещенном на официальном сайте Карагандинской епархии, сказано, что он «окончил медицинский факультет Томского государственного университета и Киевскую духовную академию». Далее указано, что после окончания академии он стал профессором КДА, где преподавал «римское церковное право и патристику». На самом деле кафедры с таким наименованием в КДА никогда не было. В дореволюционных списках преподавателей и выпускников КДА имя Феоктиста Смельницкого не значится.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010