В. Зенковски е един от най-активните деятели на руската емиграция, един от първите председатели на Руското студентско движение зад граница (виж ИМКА) и един от най-влиятелните руски икуменисти в Париж. Негови са еретичните, недопустими за православното съзнание думи «Ние трябва завинаги да забравим, да се откажем от горделивата мисъл, че Божият Дух е само при нас и с нас [православните – бел.ред.]... И когато бях... вън от Православието, аз въпреки това се чувствувах в Църквата. Видях, че рамките на Църквата са безкрайно по-широки и по-вместителни, отколкото ние си мислим. ...Църквата Христова е по-широка от нашето стеснено разбиране за нея; тя включва в себе си всички, които вярват в Бога и Го обичат, независимо от това как се проявява тяхната вяра и любов». Зенон (ок. 426–491) – византийски император, управлявал от 474–475 и от 476–491 г. По негово време империята неколкократко се разтърсвала от безпорядъци и войни; в Александрия се появила ерестта на акефалитите, а монофизитските смутове продължавали. За да възсъедини монофизитите с Църквата, той издал догматическия едикт (указ) Генотикон, който съдържал компромисна вероучителна формула, противоречаща на приетата от Халкидонския събор от 451 г. Указът породил т.н. Акакиева схизма – първият разрив между Източните църкви и Рим (484–519). Виж също ереси. Извън речника: Св. Анастасий Синаит , Св. преподобна Домника. Зикурат – храмова стъпаловидна кула. Зикурати се издигали по цяла Месопотамия в течение на продължителен период от хил. пр.Хр. до в. пр.Хр. В култовете на шумерите, акадците, вавилонците и асирийците зикуратите символизирали «вратата на боговете», зримия образ на свързването между небесните сфери и земята. Най-високият зикурат бил построен във Вавилон от Навуходоносор. Височината му била деветдесет метра. Зикуратите се правели от глинени тухли. Нито един от тях не се е запазил (на места са останали само купчини слепени овъглени тухли). В Стария Завет зикуратът, или «вавилонската кула» (Бит 11:1–9), символизира човешката гордост и намерението да се обединят хората «в един език и в един говор». Интересно е, че в терминологията на асирийските царе да се даде на народа един говор означава завоюване и поробване на страната. В съня на Яков (Бит 28:10–17) се изобразява високо здание, което свързва небето и земята (в синодалния превод «стълба», на евр. сулам – «стъпала»). Яков нарича това място «небесни врата». В църковната традиция «стълбата на Яков» е прообраз на Божата майка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1979 Вермонт Об этой книге Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГ (под этим названием) автор задумал и стал писать весной 1958 года. Объём её представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы. Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так как материала — событий, случаев, лиц — на основе одного лишь личного опыта автора и его друзей явно недоставало. С конца 1962 года, после напечатания «Одного дня Ивана Денисовича», автор был захлёстнут письмами бывших заключённых с предложениями встретиться, рассказать. В течение 1963 и 1964 годов, и через эти письма, и путем многих встреч, был почерпнут обильный материал от 227 свидетелей. Их показания автор располагал по своему прежнему, теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года был составлен окончательный план произведения — в семи частях, и все новые пополняющие материалы ложились в эту конструкцию. Зимой 1964–1965 г. в Солотче (под Рязанью) были написаны части пятая и первая. Эта работа продолжалась в Рязани и Рождестве-на-Истье летом 1965-го — и была прервана в сентябре, когда часть авторского архива была забрана на обыске у его знакомых. Материалы «Архипелага» были тотчас увезены друзьями в надёжное место (в Эстонии), куда затем на две зимы уезжал и автор и там при содействии бывших зэков заканчивал книгу. Таким образом, к марту 1967 года шесть первых частей «Архипелага» были в основном закончены. Зимой 1967–1968 г. в Солотче доработка ещё продолжалась, особенно на основании книжных материалов. В мае 1968 года в Рождестве-на-Истье при содействии друзей отпечатана окончательная редакция всех трёх томов. С тех пор и до печатания в 1973–1974 годах изменения вносились самые незначительные. В августе 1973 года при трагических обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант «Архипелага» попал в руки госбезопасности — и это подтолкнуло немедленную публикацию книги на Западе (ИМКА-пресс, Париж, декабрь 1973), а вскоре автор был выслан из СССР.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Paris: Cerf, 1969. Перепечатка важной серии статей, опубликованных в изд. Revue d " Histoire des Religions, в 1932–1933 гг. Попов, И.В. «Идея обожения в древневосточной церкви». – В изд.: «Вопросы философии и психологии» 97, 1906, 165–213. Очень важная статья. Thunberg, Lars. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund: Gleerup, 1965. Самое последнее по времени издания исчерпывающее исследование о Максиме, антропологические воззрения которого сильнее всего влияли на византийских теологов. Burghardt, W. J. The Image of Cod in Man According to Cyril of Alexandria. Washington: Catholic University Press, 1957. Антропологические основания доктрины обожения. Gaith, J. La conception de la liberte chez Gregoire de Nysse. Paris: Vrin, 1953. Очень важная работа по проблеме благодати и свободы. Ladner, G. В. «The Philosophical Anthropology of St. Gregory of Nyssa,» Dumbarton Oaks Papers 12 (1958), 58–94. Leys, R. L " image de Dieu chez Saint Gregoire de Nysse. Brussels and Paris, 1951. Киприан (Керн) , архимандрит. Антропология св. Григория Паламы . – Париж: ИМКА Пресс, 1950. Содержит оригинальный обзор патриотической традиции в целом. Romanides, J. S. То propatorikon hamartema (The Ancestral Sin). Athens, 11957. Контраст между концепциями первородного греха, греческой и Августина. Meyendorff, J. «Eph ho chez Cyrille dAlexandrie et Theodoret», Studia Patnstica IV. Texte u. Untersuchungen 79 (1961), 157–161. Ключевое место из послания Римлянам (5:12) в понимании греческих отцов. Lossky, V. On the Image and Likeness. New York: St. Vladimir» " s Seminary Press, 1974. Весьма интересный сборник исследований о патристической антропологии, сотериологии и иных теологических предметов. Глава XII Gordillo, M. Mariologia Orientalis. Orientalia Christiana Analecta, 141 (1954). Попытка примирения восточного предания с западным, при этом западные предпосылки считаются само собой разумеющимися. Mascall, E. L. ed. The Mother of God: A Symposium. London: Dacre Press, 1949.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   Fifth Anathema Against Sotenchos in Synodikon ed. Gouillard, p. 75.    Porphyry. Against the Christians, fragment 77; ed. A. Harnack, AbhBerlAk (1916), 93.    Текст послания Евсевия см. Contra Eusebium, ed. J. B. Pitra, Spicilegium Solesmense (Paris, 1852: repr. Graz, 1962). I, 383—386.    Mansi, XIII, 252AB. 256AB.    Там же, 26lD-264c. см. Pseudo-Dionysius. Celestial Hierarchy: PG 3:124A.    Mansi. XI. 977—980.    Germanus I. De haeresibus et synodis; PG 98:8UA.    John of Damascus. Or. I; PG 94:1236c.    Там же, PG 94:1245A.    Mansi, XIII, 377o.    Греческое «проскинесис» происходит от глагола «проскинео» — падать ниц; «адо-рацио» — рабское поклонение, обожание.    Карловы книги (лат.).    Латрия — служение (по необходимости), рабство (греч.).    Там же, XXXII, 103.    Theodore the Studite. Antithetic I; PG 99:332?—333?.    Там же, IIÏ PG 99:396c-397A.    Там же, 409с.    Там же, 405А.    Точнее, тетраграмматон (ЙГВГ) изображается еврейскими буквами «йод-хе-вав-хе (пишутся справа налево). Русский эквивалент от названий бугк греческого алфавита — «ООн» (омикрон-омега-ни).    Theodore the Studite, Letter to Naucratius.ll, 67; PG 99:1290AB; CM. также: Antirrh., Ill; PG 99:420?.    Antirrh., Ill; PG 99:420A.    Иерарх должен руководствоваться двумя принципами: акривией (недопущение неправды, защита чистоты веры и все, что из этого следует) и икономией — заботой «о хозяйстве», то есть о благе паствы, что предполагает компромиссы с «миром сим».    Nicephorus. Antirrh., Ï PG 100:272в.    Там же. 328BD.    Nicephorus. Contra Eusebium, ed. Pitra, I, 401.    Antirrh., PG 100:268в.    Там же, 440, 447.    Там же, 252в.    Там же, 317в.    John of Damascus. De Haer.; PG 94:764A.    По преимуществу (лат.).    Е.Трубецкой. Умозрение в красках. М., 1915—1916: репринт, изд..: Париж: ИМКА Пресс, 1965; пер.: Icons: Theology in Color (New York: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1973).    Мир христиан (лат.).    Theodore the Studite, Ер. II, 165 (to Gregory); PG 99:1524в.    Theodore the Studite, Ep. I, 36 (to Euprepianus); PG 99:1032cD.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

Отвечаю нелепо, оробев: «Вас можно подождать?» Тот же голос, возмущенно-ласковый: «Ну конечно, я для этого и звоню, сейчас еду». Имя Ахматовой по телефону, голосом самой Ахматовой! Тут было от чего смутиться... Ведь Ахматова была для меня прежде всего представительницей серебряного века, навсегда ушедшего в прошлое, женой давно погибшего, с детства еще любимого, поэта, «предметом» литературного изучения. В Сорбонне читал лекции о Гумилеве, в стихах которого вставал таинственный образ «враждующей» подруги: Из города Киева, Из логова змиева, Я взял не жену, а колдунью. Читал и о самой Ахматовой, составив небольшую антологию ее стихов, вышедшую на ротаторе, в издательстве «ИМКА-Пресс», под названием «Пятьдесят стихотворений». Правда, за последние годы образ Ахматовой из туманной литературной дали приблизился. Зазвучал с пластинки ее живой голос, такой исключительный, такой неповторимый: кто хоть раз его слышал, тот уже не может отделить его от ее поэзии. Магнитофонная запись передала непринужденную беседу Ахматовой с одной из моих студенток... Но встреча с Ахматовой казалась по-прежнему недостижимой, немыслимой. И вдруг, в телефонную трубку: «Здесь Ахматова». Минут через двадцать подъезжает машина, подхожу, лицо Ахматовой озаряется приветливой улыбкой, глаза сияют весельем и добротой – это то мягкое, простое, оживленное лицо Ахматовой, для меня незабываемое, но которое совершенно не передают фотографии. Не случайно Анна Андреевна не любила сниматься, чувствуется, что перед фотографом она всегда позировала, каменела, и на пленке запечатлевался лишь внешний ее облик, часто на нее совсем не похожий (эта окаменелость отчасти передалась и ее портретам). «Вы по мою душу, идемте». Идет в сопровождении студентки-американки, под руку, с трудом передвигая тяжелые ноги, величественно и повелительно. «Куда? ...Туда?» В лифте. Как странно, как невероятно очутиться в парижском лифте с автором «Четок» и «Реквиема»! «Была точь-в-точь такая же прекрасная погода 50 лет назад, когда я уезжала из Парижа». На мой вопрос: узнаваем ли Париж? – «Нет, совсем неузнаваем, это не тот город».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, разберемся в сомнениях отца Сергия, а также попытаемся определить, в чем он прав и в чем он не прав. В начале своей книги отец Сергий приводит примеры школьного плоского богословия (в том числе приводит цитату из одной моей статьи, в свое время помещенной в его журнале). Прав он в этом или не прав? Очень во многом прав. Более того, я могу увеличить число примеров вульгарного плоского богословия. Как это ни неприятно, приходится при этом ссылаться и на такого замечательного, одаренного человека, каким являлся покойный о. Сергий Булгаков. В своей книге «Неопалимая купина» он утверждает, что «Богоматерь пребыла безгрешна, ни одно приражение греха не приблизилось к Ее пречистой душе, носительнице совершенного девства» (см. прот. Сергий Булгаков, «Неопалимая купина», ИМКА-Пресс, Париж, 1927 г., стр. 18). Спрашивается, откуда он это может знать? Неизвестно. Доказательства? Никаких, кроме церковных песнопений (и то притянутых за волосы). Далее следует уже прямо монофизитское утверждение, что Христос не мог умереть естественной смертью. «Как Адам до грехопадения не был доступен естественной смерти (тоже, кстати, надуманное утверждение богословов, ибо из Библии это совершенно не видно), …так и новый Адам не подлежал естественному закону смерти, но добровольно подчинился лишь смерти насильственной…» (там же, стр. 19). Утверждение нелогично, ибо если бы не подлежал закону естественной смерти, то каким же образом Он мог все-таки быть убит? Если Он добровольно подчинился насильственной смерти, то тогда становится совершенно непонятной вся трагедия Гефсиманского сада (насколько Пастернак здесь ближе к Христу, чем знаменитый богослов!). И наконец, утверждение монофизитское или даже докетическое, ибо если Он не подлежал закону смерти, то как же Он был ребенком, отроком, мужем; как мог Он тогда алкать, жаждать, страдать от усталости? Тогда остается только утверждать вместе с евтихианами, что это было притворство из смирения, что это был лишь Бог, разыгрывающий роль человека. Вся страшная и таинственная история Агнца Божия, таким образом, принимает характер какого-то травести, водевиля с переодеванием.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

В 1922 г. вместе с другими философами-идеалистами Бердяев был изгнан из России и устроился в Берлине, где при помощи американской Y. М. С. А. создал Религиозно-Философскую академию (перешедшую в 1925 г. в Париж), стал редактором журнала «Путь» и руководителем религиозно-философского издательства «ИМКА-ПРЕСС». В Париже творчество Бердяева расцвело чрезвычайно, – здесь написаны главные его книги. Еще до Парижа, в годы пребывания в Берлине, Бердяев написал книгу, имевшую большой успех у заграничных читателей – «О смысле истории», а в Париже его писательская деятельность началась изданием небольшого этюда «Новое средневековье». Небольшой этот этюд, вскоре переведенный на ряд иностранных языков, создал Бердяеву мировую славу. Затем появились один за другим труды «Философия свободного духа», «Дух и реальность», «Я и мир объектов», «О назначении человека»(«Опыт парадоксальной этики»), «Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики» (последняя книга Бердяева). Уже после смерти Бердяева вышла его автобиография («Самосознание»). Я не упоминаю о целом ряде мелких работ («Правда и ложь коммунизма», «О самоубийстве» и т.д.), из которых особенно удачной надо признать небольшой, но чрезвычайно сильно написанный этюд «Судьба человека в современном мире». Упомянем, наконец, о многочисленных статьях Бердяева в журналах «Путь», «Современные записки», в разных сборниках. Упомянем еще о превосходно записанных им 717 ЧАСТЬ IV Литературная плодовитость неизбежно отразилась у Бердяева на том, что в его книгах очень много повторений, но это не должно закрывать глаза на то, что в каждой книге Бердяева есть как бы свой особый акцент. В литературной манере Бердяева есть некоторые трудности, – часто читателю трудно уловить, отчего данная фраза следует за предыдущей: порой кажется, что отдельные фразы можно было бы легко передвигать с места на место – настолько неясной остается связь двух рядом стоящих Но в чем Бердяев является блестящим – это в чеканке отдельных формул, в своеобразных bons mots, которые запоминаются навсегда.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Papers presented to the Second International Conference on Patristic Studies. Oxford. 1955). Texte u. Untersuchungen 64 (1957), 547—553.    Об ограниченном влиянии ангелологии по Дионисию среди византийцев.     Глава XI    Gross, Jules. La divinisation du chretien d " apres les peres grecs: contribution historique a la doctrine de grace. Paris: Gabalda, 1938. Lot-Borodine, Myrrha. La deification de l " homme. Paris: Cerf, 1969.    Перепечатка важной серии статей, опубликованных в изд. Revue d " Histoire des Religions, в 1932—1933 гг.    Попов, И.В. «Идея обожения в древневосточной церкви». — В изд.: «Вопросы философии и психологии» 97, 1906, 165—213.    Очень важная статья.    Thunberg, Lars. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund: Gleerup, 1965.    Самое последнее по времени издания исчерпывающее исследование о Максиме, антропологические воззрения которого сильнее всего влияли на византийских теологов.    Burghardt, W. J. The Image of Cod in Man According to Cyril of Alexandria. Washington: Catholic University Press, 1957.    Антропологические основания доктрины обожения.    Gaith, J. La conception de la liberte chez Gregoire de Nysse. Paris: Vrin, 1953.    Очень важная работа по проблеме благодати и свободы.    Ladner, G. В. «The Philosophical Anthropology of St. Gregory of Nyssa,» Dumbarton Oaks Papers 12 (1958), 58—94.    Leys, R. L " image de Dieu chez Saint Gregoire de Nysse. Brussels and Paris, 1951.    Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. — Париж: ИМКА Пресс, 1950.    Содержит оригинальный обзор патриотической традиции в целом.    Romanides, J. S. То propatorikon hamartema (The Ancestral Sin). Athens, 11957.    Контраст между концепциями первородного греха, греческой и Августина.    Meyendorff, J. «Eph ho chez Cyrille dAlexandrie et Theodoret», Studia Patnstica IV. Texte u. Untersuchungen 79 (1961), 157—161.    Ключевое место из послания Римлянам (5:12) в понимании греческих отцов.    Lossky, V.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

251 Прот. Владислав Цыпин . История Русской Православной Церкви 1917–1990. С. 106–107; Alexeev W. Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union, 1941–1953. P. 83; Кишковский А. И. Рецензия на статью W. Alexeev, L " Eglise orthodoxe russe sous l " occupation allemande (1941–1944), «Irenikon» (Revue trimestrielle), tome XXIX, 3er trimestre, 1956, Chevetogne, Belgique//Вестник института по изучению СССР (Мюнхен), 1958, 2(27). С. 132. 252 А1ехееи W., Stavrou T. The Great Revival. The Russian Church under German Occupation. P. 27–29; Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 175. 254 Фоминов Н. Против благодушия и беспечности в антирелигиозной работе//Большевик, 1937, 20. С. 43. 258 Там же, д. 593, л. 81; Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. С. 45. 259 Alexeev W., Stavrou Т. Op. cit. P. 46–47; Соколов П. Путь Русской Православной Церкви в России-СССР (1917–1971). С. 55. 260 Он был арестован незадолго до начала Великой Отечественной войны и с тех пор бесследно исчез. См.: Польский М. Новые мученики российские. Т. 2. С. 286–287. 261 Vries W. Der Christliche Osten in Geschichte und Gegenwart. Wurzburg: Augustinus Verlag, 1951. S. 193–196; Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. S. 136, 144; Tobias R. Communists Christian Encounter in East Europe, Indianapolis: School of Religion Press, 1956. P. 320; Николаев К. Н. Восточный обряд. Париж: ИМКА-Пресс, 1950. С. 249. 270 Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 125; Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. С. 39. 280 РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 44, л. 79; Атеизм в СССР: становление и развитие. М.: Мысль, 1986. С. 73. 281 Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 173; Pospielovsky D. A. History of Marxist-Leninist Atheism and Soviet Antireligious Policies. P. 58, 65. 284 Шейнман М. Религия на службе японского империализма//Под знаменем марксизма, 1940, 2. С. 180–188. 290 Александр (Введенский Александр Иванович , 1889–1946) – обновленческий митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

257 Цыпин В. История Русской Православной Церкви 1917–1990, с.106–107; Alexeev W. Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union, 1941–1953, p.83; Кишковский А.И. Рецензия на статью W. Alexeev, L’Eglise orthodoxe russe sous l’occupation allemande (1941–1944), «Irenikon» (Revue trimestrielle), tome XXIX, 3e trimestre 1956, Chevetogne, Belgique//Вестник института по изучению СССР (Мюнхен), 1958, N2(27), с.132. 258 Alexeev W., Stavrou T. The Great Revival. The Russian Church under German Occupation, p.27–29; Поспеловский Д.В. Указ.соч., с.175. 260 Фоминов Н. Против благодушия и беспечности в антирелигиозной работе//Большевик, 1937, N20, с.43. 264 Там же, д.593, л.81; Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны, с.45. 265 Alexeev W., Stavrou T. Op.cim., p.46–47; Соколов П. Путь Русской Православной Церкви в России-СССР (1917–1961), с.55. 267 Vries W. Der Christliche Osten in Geschichte und Gegenwart. Wьrzburg: Augustinus Verlag, 1951, s.193–196; Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945, s.136,144; Tobias R. Communists Christian Encounter in East Europe. Indianapolis: School of Religion Press, 1956, p.320; Николаев К.Н. Восточный обряд. Париж: Имка-Пресс, 1950, с.249. 276 Алексеев В., Ставру Ф. Указ.соч., с.125; Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны, с.39. 286 PЦXIДHU, ф.17, оп.125, д.44, л.79; Атеизм в СССР: становление и развитие. М.: Мысль, 1986, с.73. 287 Поспеловский Д.В. Указ.соч., с.173; Pospielovsky D. A History of Marxist-Leninist Atheism and Soviet Antireligious Policies. p.58,65. 290 Шейнман М. Религия на службе японского империализма//Под знаменем марксизма, 1940, N2, с.180–188. 296 Александр (Введенский Александр Иванович , 1889–1946) -обновленческий митрополит. Род. в г.Витебске в семье директора гимназии. Окончил юридический факультет СПбГУ, в 1914 сдал экзамены за полный курс ДА. С 27.08.1914 в сане священника.Назначен к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губ., с 1.09.1915 служил в церкви свв. Захария и Елизаветы в Петербурге, в 1921–05.1923 протоиерей, настоятель храма. С 1922 идейный глава и один из лидеров обновленческого раскола. 19.05.1923 хиротонисан во епископа Крутицкого. С 1923 архиепископ, в 1924 архиеп. Лондонский и всея Европы. В 1924 возведен в сан митрополита с названием «митрополит-апологет-благовестник» и назначен управляющим Московской епархией. С 1923 постоянный член, заместитель председателя Св. Синода. С 1924 доктор богословия, профессор Московской Богословской академии, с 1926 ее ректор, с 1933 доктор христианской философии. В нач. 1930-х настоятель храма Христа Спасителя. С 04.1940 заместитель первоиерарха, с 10.10.1941 первоиерарх. В 10.1941–1943 жил в эвакуации в Ульяновске. Умер от паралича 8.08.1946 в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010