(Наброски для истории Русской Церкви наших дней)//Богословская мысль. Париж: Православный Богословский ин-т, 1942. С. 75–101; Бердяев Я. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990; Ильин В. Н. Религия революции и гибель культуры. Париж: Имка-Пресс, 1987; Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991; Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: Имка-Пресс, 1991; Прот. Иоанн Мейендорф . Церковь и государство//Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. С. 281–287; Прот. Александр Шмеман . Исторический путь Православия. Париж: Имка-Пресс, 1989. 28 Бессмертный А. Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании//На пути к свободе совести. С. 147. 30 Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 1. Kusnacht: Glaube in der 2. Welt, 1978. С. 35–36. 31 Бердяев Н. А. Новое средневековье: размышление о судьбе России и Европы. Берлин: Обелиск, 1924. С. 50–51, 139–140. 32 Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа. Суд. В тюрьмах и лагерях. Париж: Имка-Пресс, 1975. С. 63, 73. 33 Булгаков С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Т. 2. М.: Путь, 1911. С. 36. 39 Лебина Н. Б. Социально-политическое развитие рабочей молодежи в условиях становления тоталитарного режима в СССР (20–30-е гг.). Авто-реф. дисс. ... докт. ист. наук. М.: МПГУ, 1994. С. 17–18. 41 Прот. Александр Мень. Религия, культ личности и секулярное государство (Заметки историка религии)//На пути к свободе совести. С. 91, 105, 107. 43 Крахмальникова 3. В поисках обещанного рая. Заметки о церковной жизни в России XX века//Нева, 1992, 10. С. 215, 224. 47 Broucker J. Chretiens en URSS, Cent reucontres pour un millinaire//Actualites religieuses dans le monde, 15 juin 1988. P. 15–36; Poupard P. Le discoui a la rencontre de Zagreb//Atheisme et dialogue, 1989, 3. P. 197–201; Fereis K. L " aspect philosophigue des modeles d " interpretation du marxisme-leninisme//Atheisme of foi, 1990, XXV-1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Филарет (Дроздов) митрополит «Пространный христианский катихизис». 6 . Книга правил. М. 1886. 7 . Успенский Л. «Смысл и язык икон». Журнал Московской Патриархии 1955 8 . Лосский В. Н. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви». Богословские труды. 1972, вып. 8. 9 . Антоний (Храповицкий) , митрополит «Учение о пастыре, пастырстве и об исповеди». Нью Йорк, 1966. 10 . Киприан (Керн) профессор-архимандрит «Православное пастырское служение». Париж, 1957. 11 . Конспект лекций по Пастырскому богословию для студентов Московской духовной академии. 12 . «Настольная книга священнослужителя», М. 1983, т. 4, Разд. III Таинства и обряды Православной Церкви. 13 . Антоний (Мельников), митрополит «Из истории новгородской иконографии», Богословские труды, 1986. вып. 27. 14 . Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб. 1912. 15 . Лебедев Лев, протоиерей «Духовное преображение творения в православном богослужении». Журнал Московской Патриархию 1983 7. 16 . Живов М. В. «Мистагогия Максима Исповедника и развитие византийской теории образа». Художественный язык средневековья. М. 1982. 17 . Григорий, иеромонах «Литургия Божественной Евхаристии», Богословские труды 1980. вып. 21. 18 . Бердяев Николай «Предсмертные мысли Фауста». Литературная газета 1989 от 22 марта. 19 . Булгаков Сергей «Два града Исследование о природе общественных идеалов», т. 1. М... 1911. «Христианство и социальный вопрос». 20 . Шмеман Александр , протоиерей «Введение в литургическое богословие». Париж, Имка-Пресс, 1961. 21 . Хомяков А. С. « Церковь одна». 22 . Троицкий Владимир «Очерки из истории догмата о Церкви». Сергиев Посад, 1913. 23 . Иларион (Троицкий) архиепископ «Христианства нет без Церкви». 24 . Попович Иустин, доктор-архим. «Православие и экуменизм», Солунь. 1971. Приложение Открытое письмо мирянину Публикуемое ниже письмо протоиерея Льва Лебедева обращено к мирянину в России. Мысли и доводы о. Льва весьма актуальны и важны для каждого православного христианин. Нам кажется, что сила слов о. Льва не столько в критике взглядов адресата, сколько в ясном и глубоком изложении учения и мировоззрения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

18. Мышицин, В. И. Церковное устройство по посланиям Игнатия Антиохийского /В. И. Мышицин//Богословский вестник. 1908. Т. 2. С. 473–508. Раздел «Неиерархические харизматические служения. Женские служения» 19. Афанасьев, Н. Церковь Духа Святого/ Н. Афанасьев . Париж: Имка-Пресс, 1971. 20. Бер-Сижель, Э; Каллист (Уэр) , епископ Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной Церкви/Э. Бер-Сижель, епископ Диоклийский Каллист (Уэр) . M.: Библейско-богословский институт, 2000. 21. Ильинский, В. Служение женщины в христианской Церкви. Ч. 1. Первоначальная община/В. Ильинский//Странник. 1907. 9. С. 161–177. 22. Плиний Младший. Письма. Книги Младший. M.: Наука, 1983. С. 206. Раздел «Организация вселенской Церкви» 23. Гидулянов, Π. В. Митрополиты в первые три века христианства/Π. В. Гидулянов. M., 1905. 24. Мищенко, Ф. И. Церковное устройство христианских общин («парикий») II и III веков/Ф. И. Мищенко//Труды Киевской духовной академии. 1908. Т. 3. С. 525–574. 25. Мышицин, В. Устройство христианской Церкви в первые два века/В. Мышицин. Сергиев Посад, 1909. 26. Папков, A. А. Церковно-общественное устройство и управление в первые три века/A. А. Папков //Христианское чтение. 1907. Т. 224. Ч. 2. С. 612–637. 1908. Т. 225. Ч. 2. С. 582–603. 27. Покровский, А. И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков. Историко-каноническое исследование/А. И. Покровский . Сергиев Посад, 1914. 28. Поморцев, А. Историческое обозрение соборов, бывших в первые три века христианства/А. Поморцев. Орел, 1861. 29. Федосик, В. А. Христианская церковная организация в Римской империи III – начала IV столетия: основные тенденции развития/В. А. Федосик//Вестник БГУ. Серия 3. История. Философия. Экономика. Право. 1991. С. 23–27. 30. Яхонтов, Д. Строй древнехристианских общин по «Дидахе» и «Канонам Ипполита»/Д. Яхонтов//Вера и разум. 1916. 81–112. С. 152–162. СПОРЫ О ДИСЦИПЛИНЕ И РАСКОЛЫ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ Общая литература 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высший уровень развития воли – добровольное подчинение ее Воле Божьей. Если использовать метафору всадника и коня, то ум (разум) – это всадник, воля – это вожжи, а чувства – это конь. Литература Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб, 1993. Аристотель. О душе. В 4 т. М., 1975. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000. Варнава еп. Православие. Коломна, 1993. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т. 1–3. М., 1974–1977. Григорий Нисский . Об устроении человека. СПб, 1995. Гурьев И.Д. Страсти и их воплощение в болезнях. М., 2000. Джемс В. Психология. М., 1991. Добротолюбие. М., 1905. Евагрий. Аскетические и богословские сочинения. М.: Мартис, 1994. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. Зеньковский В.В. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж: ИМКА-Пресс, 1934. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры» . М. – Ростов-на-Дону, 1992 (СПб, 1894). Калин В.К. На путях построения теории воли//Психологический журнал. – 1989. – 2. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. Карсавин Л. О личности. Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992. Кашменский Ст. Святоотеческое учение о душе. Вып. 3. Пермь, 2002. Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М.: Паломник, 1996. Ланге И.И. Элементы воли//Вопросы философии и психологии. Специальный отдел. Экспериментальная психология. Кн. 4. 1890. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. М., 1991. Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. СПб, 1911. Максим Исповедник . Творения. Кн. 1, 2. Мартис, 1993. Муратов В.И., Лобастов Г.В. Логика становления свободы как сущности личности//В сб.: Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования. Ч. 1. М., 1993.. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Мадрид, 1965. Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Шекспир У. Король Лир, акт 1, сцена 1; перевод Б. Пастернака. Шекспир У. Король Лир, акт 1, сцена 1; перевод Б. Пастернака. Там же, акт 1, сцена 4. Соловьев Вл. Сочинения; 2е изд. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 509–510. Характерно, что родительскую любовь Владимир Соловьев твердо отождествляет с материнской, ни словом не упоминая об отцовской любви, что должно добавить правдоподобия его аргументу о физиологической ограниченности родительских чувств. Но если слепая, безрассудная материнская любовь есть и в самом деле наследие «любви куриной», то в сознательном своем выражении родительская любовь – в особенности отцовская – восходит к образу той любви, какую Небесный Отец питает к Своим земным созданиям, о чем Соловьев, конечно, должен был вспомнить как теолог и теософ. Алигъери Данте. Новая жизнь/Малые произведения. М.: Наука, 1968. С. 9. Аристотель. Поэтика, 9. Бэр фон К. Избранные работы. ГИЗ, 1924. С. 50. Бердяев Н. Самопознание. 3е изд. Париж: ИМКА-Пресс, 1989. С. 12. Бердяев Н. Самопознание. 3е изд. Париж: ИМКА-Пресс, 1989. С. 12. «…Захотел Бог облагодетельствовать Тевье и благословил его семью дочерьми – одна другой лучше, умные, красивые, крепкие…» (Шолом-Алейхем. Собр. соч. В 6 т. М.: Художественная литература, 1988. Т. 2. С. 186–187.) «…Поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру. Но они сделали так, как им было нужно, – он кончался в этой комнате и думал обо мне… И теперь я хочу знать, – сказала вдруг женщина с ужасной силой, – я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец…» (Бабель И. Избранное. М.: Художественная литература, 1966. С. 28.) Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. Юность/Собр. соч. В 9 т. М.: Художественная литература, 1966. Т. 6. С. 9. Ф. И. Тютчев, стихотворение «Колумб». Как отмечает В. Пропп, «рассмотрение подобных мифов дает право сделать следующее заключение: пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником… Еда дает единосущие со съедаемым». (Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Глава 7: «У огненной реки», раздел 14: «Смысл и основа этого обряда».)

http://azbyka.ru/semya/otcovstvo-roman-d...

7 О своих отношениях с Л. я совсем не могу писать, а об Оле — очень охотно. Первое имя я скашиваю до начальной буквы, а второе готов повторять до бесконечности. То, что между супругами есть и должно оставаться тайной, через ребенка выходит наружу как естественное ее раскрытие. Два законных стремления: мужу с женой — ото всех уединяться, скрывать свои отношения, ребенка же — охотно показывать, любоваться им в широком кругу близких и дальних. Когда ребенок рождается, не только мы выводим его на свет. Одновременно и он нас на свет выводит, из темных подсознательных наших недр, и наделяет новым зрением и даром речи. Кажется, один и тот же солнечный дух витает и над младенцем, выходящим из чрева, и над словом, вылетающим из уст. Только после рождения Оли прорвалась наконец во мне затяжная немота, внутренняя жизнь вдруг обрела язык, сразу и телесно, и словесно сказалась. Прежде я сильно страдал от отсутствия сюжета. Не только литературного, но и жизненного, магистрального. Все было как-то вразнобой, и перебивался я отдельными заметками, вклиниваясь репликами в диалог чужих умов и судеб. Я даже собирался составлять «сумму сумм» из одних только чужих фраз, великих афоризмов (буквально — «осколков»), чтобы в итоге явить мировую мудрость и возвестить всеобщее утешение. Но этот собирательский замысел отпал, как только родилась дочь. Тут у меня сюжет и появился — не только тема, но и мысль всей жизни, проходящая через разные темы. В мою жизнь вошла долгота, медленное и пристальное слежение — день за днем, минута за минутой, и все одним пронизано — новизной души, впервые в этом мире себя узнающей. «Сюжет» буквально, в своей этимологии, означает «под кидыш» (латинское subjectus, французское .wjet), и в этом глубокий смысл: ребенок, вторгшийся в жизнь, и есть «подкидыш», пружина сюжета — сама внезапность, источник изумления и нетерпеливого ожидания, страница «чрезвычайных происшествий», зримый рост, отмеряющий движение и мое, и всего на свете. 1 БердяевН. Самопознание. 3-е изд. Париж : ИМКА-Пресс, 1989. С. 12.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Летом 1917 года в Россию прибыл Пол Андерсон как личный секретарь руководителя ИМКА Джона Мотта. До этого Пол Андерсон, окончив университет в штате Айова, работал в качестве секретаря ИМКА в Шанхае. В 1918 году Андерсону пришлось уехать из Советской России, после того как его арестовала ЧК. Вскоре советская власть закрыла все структуры ИМКА в России, и тогда ИМКА сосредоточила свои усилия в русской эмиграции, создав в начале 1920-х годов Русское студенческое христианское движение и издательство «ИМКА-Пресс». Тогда и начал выходить «Вестник РСХД», который станет путеводной нитью для четы Солженицыных и который издаётся до сегодняшнего дня под названием «Вестник РХД». В начале 1920-х годов издательство «ИМКА-Пресс» в Праге и Берлине, а потом в Париже собрало вокруг себя тех, кто представлял собой интеллектуальную силу белой эмиграции. В 1922 году к ним добавились философы и богословы, высланные из Советской России. Н.А. Бердяев сразу стал главным редактором «ИМКА-Пресс», с соответствующей зарплатой, его заместителем стал Б.П. Вышеславцев. Не только «ИМКА-Пресс», но и Религиозно-Философская Академия, и Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже, и Русское студенческое христианское движение - всё это финансировалось ИМКА. Причём Пол Андерсон писал, что тогда в распоряжении русской службы ИМКА в Париже были средства практически на любой проект, который они могли реализовать в среде эмиграции. Помимо «Вестника РСХД» издавались журналы «Путь», «Новый град», «Православная мысль», Богословские труды Свято-Сергиевского Института и многое другое. В этих изданиях прослеживается концепция, которая стала ключевой для Солженицына. Речь идёт о публикациях Николая Бердяева и Федора Степуна, высланных из России, а также Георгия Федотова, историка западноевропейского Средневековья. Г.Федотов эмигрировал из России добровольно в 1925 году, поскольку, по воспоминаниям его жены, его вынуждали читать лекции на фабриках и заводах. В статьях этих мыслителей в самом начале 1930-х годов, еще до прихода Гитлера к власти, появилась концепция «коммунофашизма». Сегодня «Википедия» приписывает создание термина «коммунофашизм» Алле Гербер, родившейся в 1932 году. Но она никак не могла быть причастна к тому, что писалось тогда на страницах имковских изданий!

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/asol...

По причине религиозной индифферентности, архиепископ Серафим был противником ряда международных движений, таких, как «Христианский Союз молодежи» и «Маяк», против которых выступал еще на Карловацком Соборе 1921 г. 617 , а также движения ИМКА 618 . Данная организация, с одной стороны, сделавшая немало доброго для Православной Церкви, тем не менее, была безразлична к конфессиональным разногласиям. Оппоненты ИМКА обвиняли эту организацию в том, что она тратила средства не только на православный Свято-Сергиевский институт в Париже, но и на поддержку других конфессий, в том числе, баптизма и адвентизма. В вину этой организации ставили то, что ее членами могли быть не только те, кто исповедовал Христа, как Бога, но и тех, кто считал Его всего лишь великим человеком-моралистом. По словам архиепископа Мефодия (Герасимова), ИМКА внедряла идею «не только конфессионального безразличия и равнодушия, но и полного религиозного индифферентизма» 619 . Кроме того, было известно, что ИМКА, в свое время, издавала и литературу революционного характера. В 1918 г., финансируемая ИМКА газета «Русский солдат-гражданин во Франции», откликнулась на убийство Императора Николая циничной и лживой статьей «Смерть Николая». «Умер Николай, – говорилось в статье, – когда-то сотнями и тысячами вешавший борцов за русскую свободу, посылавший карательные экспедиции против крестьян, заливший кровью всю Россию Николай был расстрелян без суда, красногвардейцами, расстрелян так, как когда-то, по его приказу, расстреливались крестьяне и рабочие. Но суд, великий суд, вся крестьянская и рабочая Россия, давно осудила этого человека. И то, что он еще жил полтора года после своего ареста, казалось необъяснимым. Одни говорят: как человек Николай не был плох, но он был не на своем месте Пусть. Поэтому его и выгнали. И, зато, теперь-то он на своем месте» 620 . Понятно, что после таких заявлений подконтрольной ИМКА прессы порядочные люди не горели желанием иметь дело с этой организацией. Тем более, что, принимая от нее помощь, необходимо было и принимать ее условия. Например, Н.Д. Тальберг писал, что ИМКА фактически шантажировала Свято-Сергиевский институт, ставя одним из условий своей финансовой помощи назначение протоиерея Сергия Булгакова преподавателем догматического богословия 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Queen’s secret grief over murdered Tsar//Источник не известен. 24.07.1989. Сироткин Владлен. Еще раз о " белых пятнах " . Почему убили Государя императора?//Неделя. 1989, июль, 24-25. Пагануцци Павел. Царские останки. Правда и вымысел//Согласие. 1989, июль. Дионисий, иеродиакон. Царская Семья – прообраз русских судеб//Российские Ведомости. 1989, июль, 21. Рябов об убийстве Царской Семьи. Выступление в Политехническом музее 20 апреля 1989 года//Российские Ведомости. 1989, июль, 21. Дневник Николая II//Слово. 1989, июль, 7. Авдеев В. Глазами генштабиста//Литературная Россия. 04.08.1989, 31 (1383). Сухнев Вячеслав. Разведенные берега//Литературная Россия. 04.08.1989, 31 (1383). Первые шаги//Наша страна. 05.08.1989, 2035. Дионисий, иеродиакон. Царская Семья – прообраз русских судеб//Наша страна. 05.08.1989, 2035. Рябов об убийстве Царской Семьи. Выступление в Политехническом музее 20 апреля 1989 года//Наша страна. 05.08.1989, 2035. Из духовного сокровища Царской Семьи. При разборе архива графини А.Л.Толстой было обнаружено это описание книг Царской Семьи с заметками писавшей. Имя писавшей неизвестно//Православная Русь. 14.08.1989, 15 (1396). Непеин И.Г. Где доказательства? (заключительная глава из статьи " После расстрела " )//Рукопись. 22.08.1989. Очередная сенсация вокруг имени Царской семьи//Наша страна. 1989, август, 2036. Рябов Гелий, Голованова Наталья, Дионисий (Макаров), иеродиакон, Корзинина Ольга, Талалай Михаил, Красников Евгений, Волохонский Лев, Илларионов Андрей, Литомин Павел, Анищенко Bлaдuмip, Ерохин Bлaдuмip. Письмо-обращение (к королеве Английской Елизавете II, к королю Испанскому Хуану Карлосу, к князю Bлaдuмipy Кирилловичу и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию)//Наша страна. 1989, август, 2036. Рассказ Юровского//Слово. 1989, август, 8. Быков П.М. Последние дни Романовых//Слово. 1989, август, 8. Жильяр П. Установлено следствием//Слово. 1989, август, 8. Рассказ Юровского//В мipe книг. 1989, август, 8. Открытое письмо о Новомучениках Российских//Православная Русь. 28.09.1989, 18 (1399).

http://religare.ru/2_47504.html

Но это великолепие не было продолжительным. Эпоха Возрождения оказалась недостаточно беспристрастной: ее не удовлетворяло созидание – она хотела ниспровергать. Правда, она нуждалась в свободном пространстве. Вот почему вполне готическим Париж был лишь одно мгновение. Еще не закончив церкви Сен-Жак-де-лаБушри, уже начали сносить старый Лувр. С тех пор великий город изо дня в день утрачивал свой облик. Париж готический, под которым изглаживался Париж романский, исчез в свою очередь. Но можно ли сказать, какой Париж заменил его? Существует Париж Екатерины Медичи – в Тюильри , Париж Генриха II – в ратуше, оба эти здания еще выдержаны в строгом вкусе; Париж Генриха IV – это Королевская площадь: кирпичные фасады с каменными углами и шиферными кровлями, трехцветные дома, Париж Людовика XIII – в Валь-де-Грас: приплюснутость, приземистость, линия сводов напоминает ручку корзины, колонны кажутся пузатыми, купола горбатыми; Париж Людовика XIV – в Доме инвалидов, громоздком, пышном, позолоченном и холодном; Париж Людовика XV – в церкви Сен-Сюльпис: завитки, банты, облака, червячки, листья цикория – все высечено из камня, Париж Людовика XVI – в Пантеоне, плохой копии с собора св. Петра в Риме (к тому же здание как-то нескладно осело, что отнюдь его не украсило); Париж времен Республики – в Медицинской школе: это убогое подражание римлянам и грекам, столь же напоминающее Колизей или Парфенон, как конституция III года напоминает законы Миноса, – в истории зодчества этот стиль называют «стилем мессидора»; Париж Наполеона – на Вандомской площади: бронзовая колонна, отлитая из пушек, действительно великолепна; Париж времен Реставрации – в Бирже; это очень белая колоннада, поддерживающая очень гладкий фриз, а все вместе взятое представляет собой четырехугольник, стоивший двадцать миллионов. Таким образом, у Парижа наших дней нет определенного лица. Это собрание образцов зодчества нескольких столетий, причем лучшие из них исчезли. Столица растет лишь за счет зданий, но каких зданий! Если так пойдет дальше, Париж будет обновляться каждые пятьдесят лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010