По свидетельству Михаила Пселла, Е., явившись во сне низложенному К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию († 1058), предсказал ему близкую кончину, к-рая должна была избавить его от судебного разбирательства ( Σθας Κ. Ν. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη. Βενετα, 1874. Τ. 4. Σ. 373-374). В пространном Житии прп. Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской), написанном ок. 1385 г. Болгарским патриархом св. Евфимием Тырновским говорится, что Е. был ее младшим братом, в бытность архиереем «различныя ереси от стада отгнав», а после его кончины мощи «реку мура преславно источиша, яже на пъприще едино истекааше в море, якоже иже тамо шедшеи добре съведять» (изд.: Kalu niacki E. Zur älteren Paraskevaliteratur der Griechen, Slaven und Rumänen. W., 1899. S. LXVIII-LXXI; ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 1026). На основе этого произведения было составлено т. н. 2-е проложное Житие прп. Параскевы, сопровождающее нек-рые списки слав. службы ей, также атрибутируемой патриарху Евфимию. Е. упоминается в числе св. целителей в греч. молитве об исцелении больного из сборника Vindob. Phil. 178, 1429-1430 гг., находящегося в Австрийской национальной б-ке в Вене ( Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893, 1992р. Pars 1. P. 325). Рус. паломник игум. Даниил (нач. XII в.), упоминая г. Абидос, говорит, что «противу тому граду лежить святый Еуфимие Новый» («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18). Антоний Новгородец (ок. 1200) пишет: «У Калиполя же святый отец Еуфимеи лежит» (Книга Паломник. С. 37). Ист.: BHG, N 653z - 654; Арсений (Иващенко), еп. Похвальное слово святому Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому, написанное Григорием Кипрским//ЧОЛДП. 1889. Март-май. С. 1-70 (отд. паг.); Αντωνιδης Β. Γεωρϒου Κυπρου ϒκμιον ες τν μϒαν Εθμιον πσκοπον Μαδτων//ελτον τς Ιστορικς κα Εθνολοϒικς Εταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1892. Τ. 4. Σ. 387-422; SynCP. Col. 660; Патриарх Евтимий: Съчинения/Съст. К. Иванова. София, 1990. С. 267-269. Лит.: Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1037; Laurent V. Euthyme, éveque de Madyta//DHGE. T. 16. Col. 62-63; Sauget J.-M. Eutimio, vescovo di Madito//BiblSS. Vol. 5. Col. 333-334; Иванова К. Житието на Петка Търновска от патриарх Евтимий: (Източници и текстол. бележки)//Старобългарска лит-ра. София, 1981. Кн. 8. С. 17-18; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 146.

http://pravenc.ru/text/187645.html

Посмеявшись от души, он сказал: – Действительно, я не был хорошим учеником по химии. Недавно мне приснилось, что учительница по химии спрашивает меня на уроке. Но как же ей объяснить, что если я не был хорошим учеником тогда, будучи молодым, то уж тем более теперь, когда моя борода поседела? Знаменитый сербский фотограф Вичан Вичанович пришел с визитом к патриарху, чтобы сфотографировать его для своего журнала. Будучи атеистом, он не знал, как обратиться к патриарху. Приготовив аппаратуру для съемки, он обратился к нему вместо «Ваше Святейшество» – «Ваша светлость». На что патриарх ответил: «Если я – светлость, то зачем вам вспышка?» Внучатая племянница патриарха вспоминала: «Когда он приезжал, то пересказывал во время обедов анекдоты и забавные истории, которые когда-то слышал сам. Часто, с одним и тем же задором, будто в первый раз, он рассказывал один анекдот. Суть его такова. Однажды за праздничной трапезой во время славы хозяйка дома поставила на стол горячий суп. Один нетерпеливый гость сам налил себе супа и начал есть. Но суп был таким горячим, что из глаз у него брызнули слезы. Сосед спросил, о чем он плачет. – Я чувствую глубокую печаль о тех, кто был с нами год назад и кого теперь посреди нас нет, – увернулся он. Когда же его сосед, также пожелавший отведать супа, обжегся и у него тоже потекли слезы, первый спросил: – А о чем плачешь ты? – Я грущу о тех, которых уже не будет с нами в году будущем! – ответил он. Патриарх просто и от души смеялся, не желая как-либо интерпретировать смысл этой истории. Заботу об этом он оставлял другим. Я тоже засмеялась, даже не предполагая, что, вероятно, он предчувствовал, что обед этот станет нашим последним совместным рождественским застольем...» 69 Прп. Параскева Младшая, в сербской традиции именуемая Петкой, – святая подвижница XI в., особенно почитаемая сербами и румынами. «Петка» на сербском языке, как «Параскева» на греческом, значит «пятница». Читать далее Источник: Патриарх Павел : Святой наших дней/Жан-Клод Ларше ; [пер. с фр. П.К. Доброцветов, С.О. Чернов]. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. - 303 с. : ил., фот. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Лета 7035 (1557), Апреля 5 дня». (Приб. к V т. Древ. Российской Вивл.). В жизнеописании патр. Гермогена сообщается и об открытии мощей пр. Гурия и Варсонофия: об нем также сообщалось, отдельной статьей – чтением в прологах, напр. в Кириллов. Прол. XVII в., 1250 л. 100: «В тот же день (4 окт.) сказание в кратце о обретении мощей» и пр. 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский Чудотворец. – Житие пр. Сергия написано в 1584 г. при Иоанне IV, митроп. Данииле и епископе вологодском и велико-пермском Варлааме. Составитель его Иона игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло-Обнорского монастыря. Сам Протасий писал со слов инока Геннадия, которому о жизни пр. Сергия рассказывал Антоний, многократно слышавший о том же от Алексия, постриженника и ученика Сергиева, бывшего первым игуменом в Павлове (Верюжинский, Волог. свят. 231). По словам проф. Ключевского, «ряд иноков преемственно передавали один другому в продолжении столетия повесть о жизни святого (Сергия Вол.), пока около половины XVI в., последний из них, игумен Павлова Обнорского монастыря, Протасий, не записал предания в своих «свитках», которыми Иона пополнил изустные рассказы братии» (Жит. свят., 302). – Такова литературная история настоящего проложного чтения. – Пр. Сергий скончался в 1412 г. (Барсукова, 510) или в 1413 (Леонид, Св. Русь, 74). 4. Память преп. Параскевы Болгарской. – В Четьи-Минеи м. Макария житие пр. Параскевы помещено под заглавием: «Житие и жизнь преподобныя Матере нашея Параскевы, списанное Евфимием, патриархом Търновским. К концу же слова и како перенесена бысть в славную Сръбскую землю, списано Григорием Цамвлаком» (окт. стр. 1022). Но жизнеописание Евфимия (XIV в.), с добавлениями Григория Цамблака, было только одной из позднейших редакций жития этой святой. Преп. Петка или Параскева была родом из села Епивате, недалеко от Калликратии в окрестностях Константинополя; когда она родилась и умерла, неизвестно, но время её подвижничества относят ко второй половине X и к первым годам XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Не помню сейчас - прошло уже почти 30 лет с того времени, но, кажется, около главы изображены были заглавные буквы IC ХС (Иисус Христос). А может быть, под изображением написаны были указанные выше слова об Арии. Во всяком случае, мне был совершенно понятен смысл этого изображения. Но вероятно, позднейшему иконописцу совсем непонятно оно было, и он решил нарисовать на этом месте какого-то святого. Но не это важно; важно то, что когда я смыл верхнее изображение, то вода тотчас же перестала сочиться, не возобновляясь после в течение шести месяцев, которые я там пожил. Объяснить эту перемену я могу не иначе, как чудом. Но я и не старался это делать, потому что, как и вдова фельдшера, не дивился и не дивлюсь чудесам. " Невозможное для человека - возможно Богу " - сказал Сам Господь Иисус Христос. А где Господь, там чудеса не только возможны, но и необходимы. Потому Церковь и поет по праздничным вечерам: " Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса " . Высочайшее чудо, прежде всего, Сам Бог. А после Бога все чудеса - малы и незначительны. Обновленная икона Божией Матери Здесь уместно вспомнить о чуде обновления икон. Как мы все помним, в первые дни после революции во многих местах нашей Руси обновлялись иконы. Одну из таких я видел в Карпатской Руси, у кого-то из русских беженцев. Иконочка была небольшая, вершков 5 высоты и 3-4 ширины. И изображение Божией Матери с наискось правого угла до противоположного левого было темным, а с другой - совсем светлым. Это я видел. " На Троицу " То было в сербском монастыре " Петковица " . (Петки по-сербски - пятница, а пятница по-гречески - параскеви, подготовительный день к субботе, и есть мученица и преподобная Параскева: частица мощей ее была в этом сербском монастыре " Свята Петка " ). Этот монастырь был в 30 километрах от г. Шабец. Этот монастырь был в распоряжении русских монахов, 20-25 человек нас собралось здесь в 1923, кажется, году. Службы мы там совершали " по уставу " , довольно полно. На праздник Св. Пятидесятницы, после литургии, как известно, отправляется вечерня с тремя большими коленопреклонными молитвами Св. Василия Великого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1028...

В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом.

http://pravenc.ru/text/153291.html

В моей семье возникла ситуация, когда я внутренне понял, что единственный, кто мне может помочь – это Бог, если Он есть. Когда вся людская помощь уже была недоступна для меня. Хотя я ещё и не верил в Бога толком, если говорить честно Mon, 27 Oct 2008, 09:30 Православие в мире Света Петка. Рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. " Как любят сербы эту святую, - подумал я. - Даже в России нет такого ее почитания " . Mon, 27 Oct 2008, 09:00 Православие в мире Об отце Софронии (Сахарове) и монастыре в графстве Эссекс. Часть 1. Отец Софроний провел много лет в очень тяжелых условиях, можно сказать, в такой абсолютной нищете, где даже консервная банка, пустая консервная банка считалась для него величайшим богатством – из нее можно было пить воду. Fri, 24 Oct 2008, 10:03 Православие в мире Причастие – не награда за «хорошее поведение» Прихожане и особенно прихожанки, как правило, не следуют распространенному в России кодексу одежды - юбка до пола и нечто возможно более скромное и закрытое сверху. Тут больше упор на нарядность одежды, а не на её скромность, подразумевается, что на богослужение одеваются празднично, в лучшее. Вместо платков, дамы обычно носят шляпки, если вообще носят - сделать кому-либо без головного убора замечание по этому поводу вряд ли придет в голову. Fri, 12 Sep 2008, 10:00 Мария Абушкина Православие в мире Паломничество молодежи РПЦЗ в Россию Я сразу почувствовал, что это мой родной народ и что это моя страна. Все, что мы учили дома и в русской школе, стало живым. Я не хотел уезжать и обязательно поеду снова. Sat, 30 Aug 2008, 10:00 Православие в мире Абхазия – страна мечты, страна Православия Абхазия. Апсны – «страна снов, мечты». При этом слове возникают приятные ассоциации – море, солнце, фрукты. Они настолько устойчивы в нашем сознании, что даже недавняя война Абхазии с Грузией не может их вытеснить. Но Страна Мечты славится не только прекрасными (и недорогими!) курортами. Никакая пропаганда советской эпохи не смогла стереть память о святых местах, которыми она изобилует.

http://pravmir.ru/travel.html

Е. немногочисленны. Наиболее высокую оценку современников получили переводы Е. с греч. языка. По инициативе Е. в обиход БПЦ был введен Иерусалимский устав, проводилась масштабная справа церковных книг, приблизившая язык и орфографию болг. рукописей к образцам, созданным в 30-60-х гг. XIV в. на Афоне, литургическая практика была согласована с к-польскими и афонскими богослужебными канонами, был составлен свод Житий почитаемых в Тырнове святых, служб и похвал им. Указания на авторство Е. содержат заглавия Житий 4 святых: Иоанна Рильского, Илариона Меглинского, Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской), Филофеи Тырновской. Ему также приписывают Похвальные слова (аколутии) святым Константину и Елене, Михаилу Воину, Иоанну Чудотворцу, еп. Поливотскому, вмц. Кириаке (Неделе), службы святым царице Феофании (с параклисом) и Параскеве (Петке) Тырновской (см.: Кожухаров С. Търновска (Евтимиева?) служба за св. Петка Епиватска// Он же. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 109-139). В редакциях большинства составленных им Житий святых и похвал болг. святым дополнены части, повествующие об истории первых царей из династии Асеней и прославляющие мощь Болгарского царства, неотделимого от Тырновской Патриархии. Среди литургических трудов Е. важное место занимает переведенный с греч. языка Служебник, включающий тексты литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров, диаконского чинопоследования (диатаксиса). Одна из 3 сохранившихся рукописей Служебника (НБКМ. 231), возможно, содержала дополненную Е. редакцию Синодика царя Борила, сохранившуюся в т. н. Палаузовском списке (нач. 80-х гг. XIV в.; НБКМ. 289. Л. 1-62). Возможно, Е. перевел Житие прп. Феодосия, составленное патриархом К-польским Каллистом, «Догматическую паноплию» Евфимия Зигабена , части Триодного и Минейного панегирика (торжественника) и др. Источниками для литургического творчества Е. служили древнеболг. литургические кодексы и труды патриарха К-польского Филофея Коккина, отдельные молитвы и литургические указания к-рого Е. перевел с греч. на слав. язык. Сохранилось 4 послания Е.: на Афон Киприану (до 1375) и в Валахию - Унгро-Влахийскому еп. Анфиму и прп. Никодиму Румынскому.

http://pravenc.ru/text/187641.html

161 Кирка (Цирцея) — в древнегреческой мифологии волшебница, обитавшая на острове Эя и отличавшаяся коварством и ревностью. Прибывших на остров спутников Одиссея Кирка поит колдовским напитком и превращает в свиней. 162 Сика (санскр. «шишья») на языке пали означает «ученик». Сикхи («ученики») — последователи гуру Бабы Нанака (1469—1528), проповедовавшего в Пенджабе новое учение, созданное им из элементов индуизма и ислама. «Не существует ни индусов, ни мусульман»,— заявил новый гуру, а заодно отверг и умерщвление плоти. Священной книгой сикхов является « Грант Сахиб » («Гуру Сахиб» или «Господин Книга сикхов»). В конце XVII века девятый гуру сикхов был распилен императором на части. После этого сикхи начали организовывать боевые дружины и стали грозной военной силой; вопрос о Пенджабе до сих пор остается острой внутриполитической проблемой Индии. В дружину вступали все сикхи, способные носить оружие. При этом они давали клятву верности, добавляя к своему имени слово «сингх» («лев»), по которому их легко можно отличить и сегодня, и давали обет пяти «к»: не стричься, носить бороду, носить удобные для сражений короткие брюки, в волосах носить гребень, иметь при себе короткий меч-кинжал и боевой браслет. 163 См. сноску на с. 97. 164 Горячность этого письма объясняется не только воинственным характером воеводы, но и остротой ситуации. Дать согласие на этот брак для отца юноши означало бы подписать приговор всем своим потомкам, из которых никто уже не сможет стать священнослужителем, поскольку Мирабай не браминских кровей. 165 Васудева (санскр. «тот, чей бог Васу») — поклонник Васу (санскр. «доброго»). Васудевой звали отца Кришны, и потому для Кришны это имя является родовым. 166 По сербски: сестра, жена и мати». 167 Преподобная Параскева-Петка († XI в.; память 14 27 октября) весьма почитается сербами, трудно найти церковь в Сербии, где бы не было ее иконы; много храмов и часовен воздвигнуто в ее честь. Она родилась в Сербии, в селении Епиват, после смерти родителей продала все имение, раздала деньги нищим и пошла в Царьград, чтобы поклониться его святыням.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

   Не помню сейчас — прошло уже почти 30 лет с того времени, но, кажется, около главы изображены были заглавные буквы IC ХС (Иисус Христос). А может быть, под изображением написаны были указанные выше слова об Арии. Во всяком случае, мне был совершенно понятен смысл этого изображения. Но вероятно, позднейшему иконописцу совсем непонятно оно было, и он решил нарисовать на этом месте какого-то святого.    Но не это важно; важно то, что когда я смыл верхнее изображение, то вода тотчас же перестала сочиться, не возобновляясь после в течение шести месяцев, которые я там пожил. Объяснить эту перемену я могу не иначе, как чудом.    Но я и не старался это делать, потому что, как и вдова фельдшера, не дивился и не дивлюсь чудесам. «Невозможное для человека — возможно Богу» — сказал Сам Господь Иисус Христос.    А где Господь, там чудеса не только возможны, но и необходимы. Потому Церковь и поет по праздничным вечерам: «Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса». Высочайшее чудо, прежде всего, Сам Бог. А после Бога все чудеса — малы и незначительны. Обновленная икона Божией Матери    Здесь уместно вспомнить о чуде обновления икон. Как мы все помним, в первые дни после революции во многих местах нашей Руси обновлялись иконы.    Одну из таких я видел в Карпатской Руси, у кого-то из русских беженцев.    Иконочка была небольшая, вершков 5 высоты и 3—4 ширины. И изображение Божией Матери с наискось правого угла до противоположного левого было темным, а с другой — совсем светлым.    Это я видел. «На Троицу»    То было в сербском монастыре «Петковица». (Петки по-сербски — пятница, а пятница по-гречески — параскеви, подготовительный день к субботе, и есть мученица и преподобная Параскева: частица мощей ее была в этом сербском монастыре «Свята Петка»).    Этот монастырь был в 30 километрах от г. Шабец. Этот монастырь был в распоряжении русских монахов, 20—25 человек нас собралось здесь в 1923, кажется, году.    Службы мы там совершали «по уставу», довольно полно. На праздник Св. Пятидесятницы, после литургии, как известно, отправляется вечерня с тремя большими коленопреклонными молитвами Св. Василия Великого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Во времена святителя Саввы Святая Земля, по которой прошли пять армий крестоносцев, представляла собою картину разрухи и опустошения. Воистину, трудно сказать, кто нанес Палестине более тяжкие раны: последователи полумесяца или последователи креста. Савве, который не находил наслаждения и в красотах родной Сербии, ужасающая разруха Христовой отчизны не была скучна. Он искал только Спасителя, с намерением молиться Ему всюду, где что-либо напоминало о Нем. Истинная любовь выше красот природы. В Вифлееме Савва входил в каменную пещеру, в коей Иисус родился от Пресвятой Девы Марии. В Назарете он посетил дом Иосифа, где архангел Гавриил благовестил Марии, что она избрана от Бога, дабы родить Царя царствующих. Он поднимался на Фавор, где Христос открыл Свое Божество чрез Свое преображение. Он был в Кане, где Господь на свадьбе претворил воду в вино, и так положил... начало чудесам ( Ин.2:11 ). Оттуда святой направил свой путь к Галилейскому озеру, на берегах коего Господь проповедовал Свое учение и творил дивные чудеса. Савва путешествовал по реке Иордану, в которой святой Иоанн Креститель крестил и Самого Иисуса Христа; перешел реку, дабы увидеть безжизненную пустыню, где целых тридцать лет прожил Иоанн и куда позднее, в XI веке, пришла молодая сербка, преподобная Параскева (Петка), за тот же срок превзошедшая пустынного льва. Посетив монастыри святого Иоанна и святого Герасима, Савва пошел через Иерихон на Гору Искушения, где Спасителя после крещения искушал диавол. Там, в греческом монастыре, святитель служил Божественную литургию в алтаре, находящемся на том самом камне, на котором, по преданию, Христос стоял, постясь сорок дней и сорок ночей. Затем Савва побывал в пещерах возле Мертвого моря, желая увидеть христианских пустынников и побеседовать с ними. Он наделил их дарами, прося молитв о себе, о почившем короле Стефане – монахе Симоне и о всей своей пастве. На обратном пути из Иерихона в Иерусалим святитель посетил великую Лавру святых Евфимия и Феоктиста, Хозевитский монастырь, монастырь святого Харитона; всюду он хотел научиться чему-нибудь полезному, а вместе с тем всегда был готов помочь милостыней. Побывал в Вифании, где Господь явил величайшее из своих чудес, воздвигнув из мертвых погребенного четверодневного Лазаря. Наконец, на некоторое время задержался в монастыре преподобного Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010