511 Кроме того, от «авксентьевского» Синода происходит иерархия «Святой Православной Церкви Северной Америки», «Миссионерской Православной Архиепископии Америки» и «Независимой Греческой Православной Церкви Соединенных Штатов», о которых будет сказано ниже. Кроме того, в 1991 г. «авксентьевцами» для русского катакомбного движения был рукоположен иеромонах Гурий (Павлов) во епископа Казанского с назначением на должность Экзарха «авксентьевского» Синода в России 512 . После смерти епископа Гурия с 1996 г. по 2001 г. возглавлял Экзархат протоиерей Виктор Мелехов 513 . После смерти архиепископа Авксентия (Пастраса), последовавшей 4/17 ноября 1994 г., «авксентьевский» Синод возглавил митрополит Кефалонийский Максим (Валлианатос), возведенный в сан архиепископа Афинского 7/20 января 1995 г. 514 В мае 1996 г. архиепископом Максимом, совместно с неким епископом Конданским Димитрием (Биффисом) и без ведома иерархов «авксентьевского» Синода, были рукоположены следующие иерархи: 1 . Авксентий (Маринес), митрополит Эгинский; 2 . Панкратий (Хулогес), митрополит Немейский; 3 . Ефрем (Пападопулос), митрополит Серрский 515 . Примечательно, что епископ Димитрий (Биффис) выдавал себя за иерарха Александрийского Патриархата, но в марте 1996 г. был принят в состав Греческого Экзархата УПЦ КП 516 . В мае 1996 г., сразу же после проведения хиротоний новых «авксентьевских» иерархов, Димитрий (Биффис) получил от архиепископа Максима (Валлианатоса) титул архиепископа Критского 517 . Несогласованность означенных действий побудила иерархов «Святой Православной Церкви Северной Америки» разорвать отношения с «авксентьевским» Синодом Церкви ИПХ Греции. Этот раскол повлек за собой уход и митрополита Ларисского Афанасия (Посталаса), первоначально возглавившего отделившийся «Бостонский Синод», но впоследствии отделившегося от них и образовавшего независимую старостильническую юрисдикцию 518 . Все немногочисленные приходы Российского Экзархата «авксентьевского» Синода имеют непосредственное подчинение архиепископу Афинскому Максиму. По состоянию на 2007 г. «авксентьевский» Синод ЦИПХ Греции включал в свой состав следующих иерархов (в скобках указана дата архиерейской хиротонии) 519 : 1 . Максим (Валлианатос), архиепископ Афинский и всей Греции 520 ; 2 . Герман (Афанасиос), митрополит Эолийский (1979 г.); 3 . Герасим (Вракас), митрополит Фивский (1979 г.); 4 . Афанасий (Посталас), митрополит Ларисский (1979 г.); 5 . Димитрий (Биффис), архиепископ Критский (1996 г.?); 6 . Авксентий (Маринес), митрополит Эгинский (май 1996 г.); 7 . Ефрем (Пападопулос), митрополит Серрский (май 1996 г.) 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1948 г. Константинопольская Церковь принимает активнейшее участие в создании Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) – экуменическому органу, осуществляющему работу по сближению и сотрудничеству всех христианских конфессий и организаций.. Патриарх Афинагор считал, что сближение между православными и католиками возможно, он жил с упованием на объединение всех христиан. В 1950 – начале 1960-х гг. устанавливаются дружественные контакты между Афинагором и Римскими Папами Иоанном XXIII и Павлом VI. В 1964 г. состоялась встреча Патриарха Афинагора и Папы Павла VI в Иерусалиме. 7 декабря 1965 г. между Афинагором и Павлом VI была подписана совместная декларация по случаю снятия взаимных анафем 1054 г. Необходимо отметить, что снятие анафем с православной стороны касалось исключительно Константинопольского Патриархата, в то время как остальные Поместные Православные Церкви не разделили эту позицию. Одновременно с этим Патриарх Афинагор выступил с инициативой созвания Всеправославных Совещаний, цель которых – явственно ощутить процесс сближения и сотрудничества в самом Православном мире на фоне начавшегося диалога по сближению с Западом. Первое Всеправославное Совещание состоялось в 1961 г. на о. Родос (Греция), главной темой обсуждения были вопросы экуменизма и отношений с Римом. В 1963 г. под эгидой Константинополя весь православный мир торжественно отмечал 1000-летие Афона, куда прибыли предстоятели всех Поместных Православных Церквей. От Московской Патриархии делегацию возглавлял митрополит Никодим (Ротов). С 1972 по 1991 г. Вселенскую кафедру возглавлял Патриарх Димитрий I (Пападопулос). Во время его патриаршества продолжаются экуменические контакты, открываются новые епархии. Он был первым предстоятелем Вселенского престола, который спустя 400 лет после последнего посещения Русской Православной Церкви Константинопольским Патриархом, совершил официальный визит в Россию в августе 1987 г. В сентябре 1989 г. Вселенский Патриарх Димитрий обратился с Посланием ко всему христианскому миру по вопросам защиты окружающей среды. Патриарх вместе со священным Синодом принял решение провозгласить 1 сентября каждого года, день празднования церковного новолетия, Днем защиты окружающей среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1708 Fasola U.M. Peter and Paul in Rome. Rome, 1980; Thtimmel H.G. Die Memorien fur Petrus und Paulus in Rom. Berlin, 1999. Последняя работа, которая подводит итоги дискуссий о пребывании ап. Петра в Риме: Gnilka Ch., Heid St., Riesner R. Blutzeuge. Tod und Grab des Petrus in Rom. Regensburg, 2010. См. также: 1710 Meer F. van der, Mohrmann Ch. Atlas of the Early Christian World. Bruxelles, 1959 (см. также нем. и франц. пер.). 1714 Saxer V. Bible et hagiographie: textes et themes bibliques dans les actes des martyrs authentiques des premiers siecles. Berne; New York, 1986; idem. Hagiographie et archeologie des martyrs/Martyrium in multidisciplinary perspective: Memorial L/Eds. M. Lamberigts, P. van Deun. Leuven, 1995. См. также: Fernandez de Cordova A. Victor Saxer (1918–2004): in memoriam/Anuario de Historia de la Iglesia/Univ. de Navarra. 2005. P. 484–487. 1716 Восемь греческих описаний святых мест 14, 15 и 16 вв./Изд. подг. А.И. Пападопуло–Керамевс; Рус. пер. П.В. Безобразова/Правосл. Палестинский сб. 1903. Т. 19. Вып. 2. Новое издание греческих и древнерусских источников о паломничествах, начиная с Эгерии, с обширной библиографией, включая переводы: Ktilzer A. Peregrinatio graeca in Terram Sanctam. 2 Bde. Frankfurt; Wien, 1994. 1717 Хождение архимандрита Агрефенья обители Пресвятыя Богородицы/Под ред. архим. Леонида/Правосл. Палестинский сб. 1896. Т. 16. Вып. 3. 1720 Majeska G.P Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984. 1721 Cantino Wataghin G., Pani Ermini L. Santuari martiriali e centri di pellegrinaggio in Italia fra tarda antichita e Alto medioevo/Akten des 12. Intemationalen Kongresses fur christliche Archaologie, Bonn 22–28 Sept. 1991. T. 1. C.d.V.; Munster, 1995. P. 123–151. 1722 Pilgrimage in the Byzantine Empire: 7 th –15 th Centuries. Dumbarton Oaks Symposium, 5–7 May 2000. Публикация материалов симпозиума: Dumbarton Oaks Papers. 56. 2002. P. 59–241. Доклад Дж. Маджески является обобщением изучения русского паломничества в Константинополь: Majeska G. Russian Pilgrims in Constantinople/Ibid. P. 91–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синод Константинопольской Церкви избрал нового патриарха Димитрия (Пападопулоса) – «молчаливого монаха», не сделавшего сильных заявлений. У него были хорошие отношения с Русской Православной Церковью и в 1987 году он посетил Москву. Димитрий умер в 1991 году. Его место занял митрополит Варфоломей (Аргондонис), отставной офицер турецкой армии. Он якобы был подходящей фигурой для Анкары. Кроме того, Варфоломей еще 1990-м году начал конфликтовать с Русской православной церковью: сначала в Эстонии, которую он назвал своей территорией, а затем в 2018 году на Украине, где, несмотря на каноны, он легализовал местных раскольников. В любом случае это была личность, которая соответствовала ЦРУ и Государственному департаменту. Таким образом, на престол Вселенского патриархата пришел патриарх Варфоломей, который позже проявил себя как верный приспешник тем, кто привел его в это место. Последние события покажут, что это будет способствовать крупнейшей раздробленности Православной Церкви в ее истории. Есть ли у Вас какие-либо другие данные об отношении ЦРУ к Православной Церкви и отношении к православным славянам? Издание «Интермагазин» 30-го июля 2016 года представил замечательную статью под названием «Вот как ЦРУ пытается уничтожить православие», в которой он передал выдержки из «доктрины борьбы с Востоком " , созданной директором ЦРУ Аланом Даллесом - первым гражданским директором ЦРУ, в которой изложены рекомендации о том, как разрушить традиционные ценности, присутствующие в православных странах, то есть «как бороться с Востоком», чтобы погасить национальное сознание своих граждан и сломить военную мощь славянских государств. В доктрине Даллеса о борьбе Америки с Востоком говорится, что США должны править миром и заранее должны сломить дух славянских земель. «Мы отдадим все, что у нас есть: все золото, всю материальную силу, на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг и сознание людей склонны к изменениям. Если мы посеем там хаос, мы незаметно подбросим им ложные ценности и заставим их принять эти ценности. Как? Мы найдем единомышленников, союзников и помощников на их родине. Понемногу мы разыграем грандиозную, по своему масштабу трагедию, гибель всех православных славян, и, наконец, таким образом безвозвратно погасим их национальное сознание“ - говорится в документе.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/06/...

Слово «крик» отсутствует в русском переводе св. Игнатия. –  Перев.  Архимандрит Гервасий (Параскевопулос; 1878–1964). Один из достойнейших клириков новейшей Греции. Был одним из любимейших учеников свт. Нектария Эгинского в Ризарийской богословской школе. Прекрасный проповедник и признанный писатель. Служил протосингелом Афинской Архиепископии при архиепископе Хрисанфе I. Считается духовным возродителем города Патры, которые были центром его деятельности. В качестве военного священника отличился во многих войнах. Является основателем первых катехизических школ в Греции и первых христианских летних лагерей. –  Изд.  Греческое издание текста содержит копию автографа о. Гервасия. В 2023 году о. Гервасий был прославлен в лике святых Константинопольским Патриархатом. –  Перев.  Ср.: Еф. 6: 10. –  Перев.  Мирское имя о. Епифания. –  Перев.  Параклис – церковь небольшого размера, принадлежащая более крупному храму, какому-либо заведению или частному лицу. –  Перев.  Каламата – город на юго-западе Пелопоннеса, центр области Мессиния, в одном из сел которой родился о. Епифаний. –  Перев .  Архимандрит Агафангел (Михайлидис; 1907–1991), благоговейнейший клирик, был протосингелом Мессинийской митрополии, затем чередным священником в Афинской Архиепископии. –  Изд.  Архимандрит Иоиль (Яннакопулос; 1901–1966), плодовитый писатель, прослужил несколько лет в Афинах при храме св. Николая Певкакион, затем священником и проповедником в Каламате. Наиболее значимый из его трудов – «Ветхий Завет в переводе Семидесяти. Текст – толковательный перевод – комментарий», состоящий из 26 объемных томов, был отмечен наградой Афинской Академии. –  Изд.  Хризостом I (Пападопулос), архиепископ Афинский (1923–1938). –  Перев.  Феоклит II (Панагиотопулос), архиепископ Афинский (1957–1962). –  Перев.  1 Кор. 15: 10. –  Перев .  Имеются в виду т. н. гражданские браки. –  Перев.  Пс. 140: 3. –  Перев.  2 Кор. 12: 11. –  Перев. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.Б.Сергий 10 декабря 2023, 17:03 СпасиБо.Очень душеполезное чтение. Ольга 9 декабря 2023, 23:18 Какое чистое чувство к Богу. Пламенная любовь. Открытое сердце. Как хорошо, что такие люди есть и оставляют нам грешным свидетельства своего пребывания. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/157694.html

Со стороны иконоборцев мы имеем лишь один источник, подлинность и целостность к-рого не вызывает сомнений,- письмо императоров Михаила II и Феофила к кор. франков Людовику Благочестивому (824 г.; Mansi. Т. 14. Col. 417-422; Michaelis et Theophili Imperatorum Constantinopolitanorum epistula ad Hludowicum Imperatorem directa//MGH. Leg. Conc. 2/2. P. 475-480), которое имеет политическую направленность и не представляет особого интереса для истории богословия. Все остальные иконоборческие источники состоят из цитат, сохранившихся в сочинениях иконопочитателей, в т. ч.: фрагменты «Вопрошаний» имп. Константина V - в «Опровержении против нечестивого Мамоны» свт. Никифора; определение Собора в Иерии 754 г.- в деяниях VII Вселенского Собора; собрание иконоборческих поэтических надписей - в «Опровержении нечестивых стихов» прп. Феодора Студита; фрагменты определения иконоборческого Собора в Св. Софии 815 г.- в «Обличении и опровержении...» свт. Никифора; 3 фрагмента из сочинений патриарха Иоанна Грамматика - в анонимном «Опровержении» (изд.: Gouillard. 1966). Эпоха иконоборческих споров, особенно начиная с периода, названного А. П. Кажданом «временем монашеского возрождения» (ок. 775 - ок. 850), была очень плодотворна для жанра агиографии (обзор основных памятников см.: Каждан. 2002. С. 222-487). Особая группа житий повествует о страданиях исповедников иконопочитания от рук иконоборцев. Яркими образцами этой группы являются: «Житие Стефана Нового» (BHG, N 1666), написанное в 809 г. Стефаном Диаконом (изд.: Auz é py. 1997; см.: Eadem. 1999), и «Житие Михаила Синкелла» (761-846; BHG, N 1296; Cunningham. 1991). Для понимания иконоборческой эпохи очень важны и Жития свт. Тарасия (BHG, N 1698; Efthymiadis. 1998) и свт. Никифора (BHG, N 1335) Игнатия Диакона. К агиографическому жанру примыкают произведения, посвященные перенесению мощей св. иконопочитателей (см.: Лидов. 2006. С. 43-66), а также особый жанр описания чудесных событий, связанных со священными изображениями или их чудесным обретением ( Dobsch ü tz. 1899. S. Повесть о богомужном образе Господа нашего Иисуса Христа в Латому// Пападопулос-Керамевс. 1909. C. 102-113; см.: Лидов. 2006. C. 304-316), и «Повесть о прощении императора Феофила» ( Афиногенов. 2004).

http://pravenc.ru/text/389050.html

Кондоглу активно занимался издательской деятельностью. Он выступил сторонником изучения народных обычаев и духовности, способствовал активизации этнографических исследований и изучению православного песнотворчества. Разнообразная деятельность Кондоглу послужила катализатором обращения вначале греческой научной общественности, а впоследствии и всей полноты Церкви к традиции православия и, как следствие, к наследию святых отцов. Новую эпоху в греческих патрологических исследованиях открывает профессор богословского факультета Афинского университета Григорий Папамихаил (1874–1956) классическим трудом «Святой Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский», изданным в Петербурге и в Александрии в 1911 г. 723 Теме исихазма и богословия Паламы, их значения для истории Православной Церкви посвящены еще две его работы 724 . Папамихаил выступает с аргументированной критикой взглядов своих предшественников – Троицкого, Гельцера и Успенского, настаивая на том, что Палама-богослов – преемник отцов эпохи Вселенских соборов. По его мнению, причины столкновения Паламы с Варлаамом лежали не столько в философской плоскости, сколько в различном понимании богословия и богопознания. За трудами Папамихаила следует ряд работ, посвященных сходной тематике. Из наиболее важных следует отметить исследования архиепископа Афинского Хризостома Пападопулосата 725 . Этапным событием стало основание Святейшим митрополитом Фессалоникийским Геннадием журнала «Григорий Палама» (первый номер вышел в 1917 г. в Фессалониках), где систематически публиковались материалы, связанные с изучением православной традиции и исихазма. За Папамихаилом и Пападопулосом последовал период затишья, разрешившийся подлинным историографическим взрывом. Начало ему положил в 1952 г. Иоанн Кармирис (1904–1991), профессор догматического и символического богословия Афинского университета, который возвратил в сферу исторических исследований мистическое богословие, издав в классическом труде «Догматические и символические памятники Православной Соборной Церкви» Томосы Константинопольских соборов 1341 и 1351 гг., «Исповедание веры» Паламы и отрывки из «Синодика Православия» 726 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лат. текст и франц. перевод: Tertullien. Contre Marcion/Texte E. Kroymann (Corpus Christianorum. Series Latina 1), trad. R. Braun. Paris, 1990, 1991, 1994, 2000, 2004 (Sources chrétiennes 365, 368, 399, 456:483). – Скорпиак. Лат. текст: Tertulliani Scorpiace/A. ReifFerscheid, G. Wissowa. Turnhout, 1954 (Corpus Christianorum. Series Latina 2). P. 1067–1098. Фалассий Ливийский , прп. – Сотницы о любви, воздержании и духовной жизни. Греч, текст: PG 91, 1427–1470; Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976. Τ. Β». Σ. 205–229. Филон Александрийский – О созерцательной жизни. Греч, текст текст и франц. перевод: Philon d’Alexandrie. De vita contemplativa/Texte et trad. F. Daumas et P. Miquel. Paris, 1976 (Œuvres de Philon d’Alexandrie 29). Филофей Синаит, прп. – Сорок глав о трезвении. Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976· Τ. В’. Σ. 274–286. Феодор Великий, епископ Эдесский, свт. – Сотница. Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1971. Τ. Α». Σ. 304–324. Феодор Студит , прп. – Антирретик. Греч, текст: PG 99, 328–436. – Большой катехизис. Греч, текст: Το σου Θεοδρου το Στουδτου Μεγλη Κατχησις. Βιβλον δετερον/Изд. А. И. Пападопуло-Керамевс //Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, день 11-й. Выпуск седьмой. Приложение. СПб., 1904. – Малый катехизис. Греч, текст: Sancti patris nostri et confessoris Theodori Studitis prœpositi Parva Catechesis/Ed. E. Auvray. Paris, 1891. Феодорит, епископ Кирский, блж. – Десять глав о Промысле. Греч, текст: PG 83, 556–773. – Исцеление эллинских болезней. Греч, текст и франц. перевод: Théodoret de Cyr. Thérapeutique des maladies helléniques/Texte et trad. P. Canivet. Paris, 1958 (Sources chrétiennes 57). – Сокращенное изложение еретических басен. Греч, текст: PG 83, 336–556. – Толкование на Послание к Римлянам. Греч, текст: PG 82, 43–225. – Толкование на Псалмы. Греч, текст: PG 80, 857–1997. Феогност, прп. – О деянии, созерцании и священстве (75 глав). Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976. Τ. В». Σ. 255–271.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В 1991-м Патриарх Димитрий скончался в американской больнице Стамбула и Варфоломей становится во главе Константинопольской церкви... То, что Константинопольский патриархат находится под чутким руководством США, хорошо известно. В послевоенной истории это отчётливо прослеживается с 1949 года, когда на борту самолёта президента США Гарри Трумэна в Стамбул был доставлен архиепископ Афинагор (Спиру). Не имея турецкого гражданства, по законам Турции, Афиногор не мог становиться кандидатом в патриархи на выборах. Но у администрации США имелось своё мнение. Афинагору прямо в аэропорту был вручен турецкий паспорт; на следующий день на Фанаре появился новый Патриарх. К слову, Афинагор, привезённый американцами, был масон, состоял в «Великой ложе Греции», являлся большим экуменистом и имел смелое суждение, отрицающее существование ересей. В 1964-м Афинагор, как предстоятель Константинопольского патриархата, провёл в Иерусалиме первую после краха Ферраро-Флорентийской унии (XV в.) встречу с главой Римско-католической церкви Папой Павлом VI. Они отменили взаимные анафемы, существовавшие с 1054 года. Приемником Афинагора в 1972 году стал уже упомянутый Димитрий (Пападопулос) - и тоже при особых обстоятельствах. До момента составления списка кандидатов на Патриарший престол он считался наименее вероятным претендентом. Но власти Турции вычеркнули из списка двух выдающихся митрополитов того времени и патриархом стал Димитрий. Он был первым Константинопольским патриархом, который посетил Вашингтон. Президент Джордж Буш-старший способствовал росту его авторитета. В 1990-м в Вашингтоне Димитрий был председателем на конгрессе церковных и светских лидеров. Варфоломей уже к тому времени был давно самым влиятельным лицом в Константинопольской патриархии. ...Заметим, с анафемой «монаху Филарету» тянули до последней возможности. Как минимум пять лет, с момента учинённого им в Киеве раскола в 1992 году, когда он нарушил обещание, данное Архиерейскому собору, сложить с себя обязанности предстоятеля УПЦ. Лишь в 1997 году было объявлено: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/15/...

107 См.: Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. 2–е изд., испр. и доп. СПб., 1998 (в изд. включены переводы «Разговора богатых и бедных» Макремволита, «Монодии на павших в Фессалонике» и «Слова о пренебрежении к смерти» Кидониса). 108 Некоторые рукописи, содержащие произведения Григория Паламы , в т.ч. фрагменты «Триад в защиту священнобезмолвствующих», его переписку с Акиндином и полемику с «великомнящим о себе» Варлаамом Калабрийцем и «пустеньким мудрецом» и «урожденным невеждой» Григорой, а также Святогорский и соборные (1341,1347 и 1351 гг.) томосы в защиту священнобезмолвствующих (рукопись, переписанную иждивением главного драгомана Порты Николая Маврокордата в 1708 г., а также рукопись 150 глав «физических, богословских, нравственных, практических и очищающих от заразы Варлаама»), обнаружил в афонской Великой Лавре Св. Афанасия («внутренность книгохранилища не обширна и неказиста. Тут две комнаты. ...Рукописи размещены на открытых полках у стен второй комнаты, которая гораздо больше первой. Их не очень много. Списка им нет. Из них я выбрал 60 рукописей, рассмотрел их внимательно в течение 13 дней, составил для себя отчетливый каталог их и выписал из них все, что показалось мне замечательным и новым в области человеческого ведения») Порфирий (Успенский) – см.: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского . М., 2006. С. 232, 235–266 (нижн. паг.). 109 Petit L. Documents relatifs au Concile de Florence. (Euvres anticonciliaires de Marc d’Ephese. T. 15, 17; idem. Marc d’Ephese/Diet. Theol. Cath. Vol. 9; Grumel V. Marc d’Ephese: Vie, dcrits, doctrine/Estudias Franciscanas. Barcelona, 1925. 36; переводы еп. Арсения (Иващенко): Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения касательно нравственной немощи человека/Странник. 1872. Т. 3; Ритора Мануила о Марке Ефесском и Флорентийском соборе/Христ. чтение. 1886. Т. 2. См. также: Каллист Властос Агиорит из Эфеса, монах. Марк Эфесский и Флорентийский собор: Историческое исследование об отделении Западной Церкви от Православной Восточной Церкви и о бывшем на Флорентийском Соборе коварстве и насилии по отношению к православным. М., 2009 (греч. изд.: Афины, 1896; греч. афонское переизд.: 1991); а также работы на греческом яз.: Диамантопулос А. Марк Евгеник и Собор во Флоренции. Афины, 1899; Калогирас Н. Марк Евгеник и кардинал Виссарион. Афины, 1893; Пападопуло–Керамевс А. Марк Евгеник как отец Православной Кафолической Церкви/Byz. Zeit. 1902. Bd. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010