А Π. Доброклонский. Сочинение Факунда еп. Гермианского в защиту 3 глав. Москва, 1880. Добротолюбие в русск. переводе, дополненное, изд. Пантелеим. мон., т. III (Москва, 1895) и (18881889). Деяния Вселенских Соборов, тт. IVII. Казань, 18591873. Ефрем Сир. Творения в русск. переводе, ч. I. Москва, 1881 г., ч. IIVI, 18491851. А. Желобовский. Св. Феодор Студ. – «Духовн. Беседа», т. XII (1861 г.) 1011. Жития: Св. Евфимия Велик. (перев. с греч.) в «Палест. патерике», вып. 2, изд. Имп. Правосл. Палест. Общ. Спб., 1892. – Стефана еп. Сурожского в В. Васильевского Руссковизант. исслед., вып. II. – Феодоры Солунской. Изд. еп. Арсением (греч. текст и русск. перев.). Юрьев, 1899. А. М. ИванцовПлатонов. К исследованиям о Фотии, патр. Констп. Спб., 1892. Аввы Исаака Сир. Слова подвижнич. в р. перев. Москва, 1854. Иоасаф митр. Ефесский. Канонич. ответы. Изд. А. И. Алмазова . Одесса, 1902. В. Кипарисов. О церковной дисциплине. Серг. Пос., 1897. Кирилл Скифопольский . Житие пр. Кириака в «Палестинском патерике», вып. 7, изд. Имп. Палест. Общ. Спб., 1895 (перев. с греч.). Н. П. Кондаков, Визант. церкви и памятники Констп. Одесса, 1886. Ф. Курганов. Отношения между церковной и гражд. властью в визант. империи. Казань, 1880. П. Лошкарев. Отношение римского государства к религии вообще и к христ. в особенности до Константина В. Киев, 1876. А. П. Лебедев. История Вселенских Соборов, ч. I – Вселенские Соборы IV и V вв. (Спб., 1904, изд. 3); ч. II – Вселенские Соборы VI, VII и VIII вв. (Спб., 1904, изд. 3е). – История разделения церквей в IX, X и XI вв. Сцб., 1905. – Очерки внутренней истории визант.вост. церкви в IX, X и XI вв. Москва, 1902, изд. 2е. – Церковноисторические повествования общедоступного содержания и изложения. Москва, 1900. Хр. Лопарев. Описание некоторых греч. житий св. в «Визант. Временнике», IV (1897). Ф. Маассен. Девять глав о свободной церкви и о свободе совести, перев. с нем. Н. Суворова . Яросл., 1882. Митр. Макарий. Великие Минеи Четьи, изд. Археографич. комиссии. Ноябрь, дни 112. Спб., 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

113). О совершении часов накануне Рождества Христова и Богоявления в памятниках древнейшего времени не говорится, но вместо этого мы находим указание на « Τροπρια, ψαλλ μενα τ παραμον τς γ ας το Χριστο γενν σεως, πο ημα Σωφρον ου ρχιεπισκ που εροσολμων» и на " Τροπρια ψαλλ μενα τ παραμον τν γ ων θεοφαν ων» (нотн. стихир. рукоп. рус. Пантелеим. мон. на Афоне 51, л. 33–35 об., 47 об.–50). Из этих-то тропарей в последующее время и образовались обычные часы этих дней с особыми чтениями Ветхого и Нового Завета, а затем даже и с особыми псалмами (Мин. той же библ. л. 12–14). Совершение особенных крестных ходов в годовые праздники, освящение церквей обставлено весьма любопытными подробностями, но обычай этот не следует считать принадлежностью устава студийского. В практику монастыря студийского этот обычай, как и многие другие, был заимствован из Устава Великой церкви (рукоп. Свят.-Гроб. библ. в Иерус. 285, л. 194), а потом весьма слабо отразился и в уставе иерусалимском. Так, в одном из памятников этого рода мы находим под 1 ноября τ γκα νια το ναο τς βασιλικς τατης (Ватопеда) μονς со всеми особенностями, описанными в студийских уставах (рукоп. Ватоп. библ. 322, л. 32). «Божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от св. Евфимия и Феоктиста, а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона. Когда же устав Саввы, ( Διατπωσις), как мы узнали, по разорении того края варварами был уничтожен, тогда иже во святых отец наш Софроний, патриарх Святаго Града, люботрудно изложил, а после него божественный отец наш Иоанн Дамаскин , опытный в богословии, обновил и предал письменно». (Mign. Patrol. Curs. Complet. t. 155, c. 556). В таком виде излагает генеалогию иерусалимского устава Симеон Солунский , и нередко и сами памятники этого устава. Однако, несмотря на столь ясное свидетельство настоящих источников о первоначальной судьбе иерусалимского устава, г. Мансветов тщательно собирает все данные, известные ему, чтобы по ним, насколько возможно, восстановить древнейшие дописьменные порядки монастыря св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В. Савва. Московские цари и визант. василевсы. Харьков, 1901. Сергий архиеписк. Полный месяцеслов Востока, тт. III, изд. 2, Владим., 1901. – Преп. Феофан Сигрианский, исповедник. «Душепол. Чтение», 1893, 3, 5 (март и май). Н. Скабаланович. Визант. государство и церковь в XI в. Спб., 1884. – Визант. наука и школы в XI в. «Христ. Чтен.», 1884. Слово на перенесение мощей пр. Феодора Студ. и Иосифа Сол. (греч. текст), у нас в прилож. I к I ч. Н. Соколов. Состояние монашества в визант. церкви с полов. IX до нач. XIII в. Казань, 1894. И. И. С(околов?). Препод. Феодор Студит , его церковнообществ. и богословсколитерат. деятельность. Истор. очерк. – Творения Феод. Студ., изд. Спб. дух. акад., 1907 г., т. I. В. В. Сокольский. О характере и значении эпанагоги. – «Визант. Временн.», т. I (1894). Сретенский. Критический анализ главн. учений об отношении между церк. и госуд. Москва, 1878. Ф. А. Терновский. Грековост. церковь в период Всел. Соборов. Киев, 1883. И. Е. Троицкий. Арсений – патр. Констп. и Арсениты – «Христ. Чтен.», 1872, III. Ф. И. Успенский. Очерки по истории визант. образованности. Спб., 1891. Филарет архиеписк. Черниг. Историческое учение об отцах церкви. Спб., 1859, т. – Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви. Черниг., 1864. – Жития святых, чтимых правосл. церковью, изд. 2. Спб., 1892. И. Флоринский. История богослуж. песнопений прав. вост. церкви. Москва, 1860. С. Цветков (в иноч. иеромон. Иаков). Кондаки и икосы разн. церковных песпописцев, русск. перев. с греч. Москва, 1883 и 1886 (из «Чтен. в Общ. любит. дух. просв.», 18821885). И. В. Ягич. Служебные минеи за сент., окт. и ноябрь в церковнослав. переводе по русск. рукк. 10951097 г, Спб., 1886 в «Памятниках древнерусск. яз.», т. I, Спб., 1886. Феодора Петрского. Житие аввы Феодосия киновиарха (перев. с греч.). – «Палест. Патерик», изд. Имп. Палест. Общества, Спб., 1895, вып. VIII. Феодора Студита (в русск. перев.). Огласит. поучения и завещание, изд. Оптиной пуст. Москва, 1872. – Огласительные поучения в «Добротолюбии», изд. Пантелеим. мон., т. IV. Москва, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

633 Cp. ibid, и Εχολ., ркп. (XIV в.) Парижск. Нац. библ. fonds) 324, φ. 111–об.; л. 194; библ. Barberini φ. 18 об.–19; φ. 115–об.; библ. Vatican. (по исповеди), и др. 635 Служебн. и Требн., ркпп.: Соф. библ. л. 127 об.–128 об.; л.246–247; л. 184 об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 207 об.–208 (гл. 52), л. 159 об.; л. 286 об.–288; л. 248 об.–249 об. (гл. 6); л. 217 об.–218 (гл.40); л. 160–161 (гл. 13); л. 231 об.–232 об. (гл. 12); л. 282 об.–284; л. 91–92; л. 151–152; л. 450–451 об.; л. 354–355; л. 93–об.; Кирилло-Белоз. библ. л. 192–193 об.; л. 202–об.; л. 217–218; л. 112–113; Импер. Публ. Библ. I.) 110, л. 144–об.; собр. Погодина л. 304; л. 171–172 об.; Общ. Древн. Письм. (Q) IX, л. 288–289. 641 Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 120 (гл. 92). Буквальный текст надписания: «Mo л на [#разлчение#] души, архиепископа Константина гр д кир Михаила томже» (т. е. глаголена попа). См. прилож. отд. III. 643 Εχολ., ркп. (Алляция) библ. Barberini φ.18 об.–19 – «Εχ τρα» (вообще ες ψυχορραγοντας (sic). Ερνη πσιν. Του Κυρου δεηϑμεν); библ, Афинск. Унив. ε».) 123; (σ. ε».) 110 (к концу). 646 Εχολ., ркп. той же библ. φ. 161–162 (конец рукописи); ркп. библ. Vatican. (просто «Εχ τρα το γου Εστρατιου»). 648 В параллель этой молитве, как молитве чисто субективной, в греческих рукописях встречается еще одна молитва с надписанием «Εχ το γου Νφωνος ες ψυχορραγοντας – Κριε Θες τν δυναμων, μγας κα φοβερς...». При субективном характере, данная молитва со вне отличается пространностью, а по происхождению, как связанная с именем Нифонта, (разумеется епископа Кипрского IV в.) она едва ли может быть отнесена к разряду молитв, признанных Церковью (Сбора., ркп. XV в., библ. Афонск. Пантелеим. мон. φ. 113–116). 651 Ср. Требнн.:ркп. Румянц. муз. 47–об., ркп. Соф. библ. л. 246–247; л. 184–об.; л. 267–268; л. 209–210; л. 248 об.–249; л. 160–161 (гл. 13); л. 450–451 об.; л. 355–об. (гл. 89), ркп. собр. Погод. л.171 об.–172; Кирилло-Белоз. библ. л. 111–112 (в обратном порядке с указываемою – сопутствующею); Постригальщик, ркп. той же библ. л. 194; Канонник, ркп. той же библ. л. 203–об.; л. 218 (во всех последних трех случаях в заглавии так – ...«[# отца во браз афесима сиречь поуста#]»); Устав с требн., ркп. Импер. Публ. библ. I.) 100, л. 144 об.–145. См. прилож. отд. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Одного иером. взяли в нижний собор, чтобы подучить по-гречески, а у остальных явилась зависть. Один иеромонах Евстафий перешёл на сторону эклесиархов, и для церкви остались два иеромонаха. И ещё добавили службы и пения, и им стало тяжело. А мы встретили их с большим почтением, старшему иеромонаху Стефану дали наместникову келию. Во все келии постлали новую клеёнку, всё побелили и постлали всё новое. Вот они между собой не ладят и скучают за городскую жизнь. Они все жили в Пскове, и наша жизнь им очень не нравится. А остальное всё благополучно. Трапезу ради них улучшили, а прибывшие в Зограф уехали, также приехавшие в Хиландар – остались только двое, в Зографе – один, а у нас ещё живут, но уже настроение другое. Так что мы все меры употребляем, чтоб был мир, и чтоб жили. Они уже прожили полгода, но видать, что скучают. Ваше Высокопреосвященство, пожалуйте к нам. Мы очень рады что-нибудь услышать от Вас. Теперь многое у нас изменилось, и всё настроение, и дух переменился. Теперь у Покрова остались только два прихожанина: о. Исихий и о. Илья Галкин, больше никого. Ваше Высокопреосвященство, желаю Вам в Новом году помощи Божией в трудах Ваших, здоровья и всякого благополучия. Испрашиваю святых молитв и остаюсь Вашим смиренным послушником и богомольцем Игумен Архимандрит Илиан со всею братией. Святая Гора Афон. Вид с моря. Фото 2005 г. Письмо 49 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Василию, Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Ваше Высокопреосвященство, поздравляю Вас с окончанием Св. Четыредесятницы и наступающим праздником Воскресения Христова! Христос Воскресе! Высокопреосвященнейший Владыка, испрашиваем Вашего святительского благословения и святых молитв. Вашего Высокопреосвященства смиренные послушники и богомольцы Игумен Илиан со всею о Христе братиею 7 апреля 1967 Св. Гора Афон. Пантелеим. монастырь Письмо 50 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Василию, Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Ваше Высокопреосвященство, Воистину Воскресе Христос!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

756 Его же. Письма о духовной жизни. СПБ. 1872 (изданы по поводу писем графа М. М. Сперанского), с. 251–252, 172, 261. 757 Добротолюбие в рус. переводе, дополненное, изд. рус. на Авене Пантелеим. монастыря, М. 1890, т. 5, с. 253. 759 «Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения». 8 е издание Афонского рус. Пантел. монастыря, М. 1898, с. 43. 761 Материалы для изучения секты шалопутов (Кавказ. Е. В. 1874, 4, с. 126): крик шалопутки Б. на собрании. 763 Гребнев, Учение последователей Василия Никифорова Щеглова, так называемых «монтан» (Самар. Е. В., 1895, 17, с.710). 765 Прот. Д. Соколов, Очерк хлыстовщины в пределах Тарусского уезда (Калуж. Е. В. 1896, 16, с. 495). 766 Sonden, Mémoire (Gaz. méd. de Paris, 1843, p. 556). Ср. аналогичное явление y Сен-Медарской конвульсионерки (Р. Richer, Etudes cliniques sur la grande hystérie, p. 876). 770 Смолин, Современ. Поволж. хлыстовщина (Мисс. Обозр., 1899, т. 1. с. 548): хлыстовки, опомнившись после конвульсивно экстатического припадка, говорили, что «внутри ощущают какой-то холод, как бы лихорадочное состояние, и трясение во всех членах». 772 Дело Нижегород. угол, палаты о Радаеве, 2538, ч. 2, л. 68. Da Costa Guimaraens (Le besoin de prier et ses conditions psychologiques, Revue philosophique, 1902, t. LIV, p. 394) приводит описание экстаза, пережитого одним капитаном, где потение (transpiration) оказывается одним из первых симптомов на ряду с ощущением «во всех членах как бы электрической дрожи» (j’éprouve dans tous mes, membres comme un frisson électrique; une transpiration subite couvre mon corps). 776 Рукопись Нижегородской дух. семинарии о скопцах и хлыстах (из собрания епископа Иакова), 3568/18 (или 3776), л. 47 (Записка свящ. Вазерского о секте скопцов, приложенная к рапорту на имя Иакова, еписк. Саратов., от 1830 г.). 777 Инок Евфросин, Отразительное писание о новоизобретённом пути самоубийственных смертей (1691 г.), изд. Лопарёва, 1895, с. 10. (Памятники древней письменности, CVIII). Появление пены, как одного из первых показателей наступления экстатического сообщения с «духом», наблюдали в Китае. Во время процедуры низведения «духа», выполняемой буддийскими монахами над мужчинами, кто-нибудь из них ложится пред алтарём и, под звуки заклинаний, «старается усиленно выдыхать сквозь крепко стиснутые зубы; мало-по малу на губах его закипает пена, дыхание становится короче и прерывистее, руки и ноги подёргиваются; он произносит бессвязные слова, подымается на ноги, энергично жестикулирует»... (Воскресенский, Эпидемия истерии в движении китайских боксёров, Русский Врач 1902, 1, с. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ваш послушник Иерод. Давид Письмо 41 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Василию, Архиепископу Бельгийскому и Брюссельскому Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите! Извещаем Ваше Высокопреосвященство, что Ваше письмо и св. жертву 300 франков получили с великой благодарностью. Служили молебен Иверской Божией Матери, а сегодня 12 окт. с/ст празднуем Иерусалимской Божией Матери. Бдение в церкви (совершали) всего 6 человек. На Покров всего в трапезе было 40 человек. Афон запустел. Просим Ваших св. молитв, чтоб Господь помог нам пережить это горе. Прошу передать всем благотворителям по одному изображению Иверской Божией Матери, а Вашему Высокопреосвященству прилагаю открыточку новую. Остальная жизнь всё по-старому. Все пока живы и здоровы. Испрашиваем Ваших святых молитв. Вашего Высокопреосвященства остаёмся недостойные послушники и богомольцы Игумен Ар.Илиан со всею о Христе братиею 12 октября с/ст 1965 г. Св. Гора Афон. Пантелеим. монастырь Письмо 42 На Св. Афоне 12 октября 1965 г. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Архиепископу Брюссельскому О. Василию Ваше Высокопреосвященство! Настоящим моим скромным письмом разрешите обратиться к Вам со следующей просьбой. Как Вам, вероятно, уже известно, что в Свято-Андреевском скиту скончался игумен о. Михаил (18 сентября с/ст) и там остались всего три старичка (о.о. Иоанникий, Сампсон и Спиридон). Все эти старички очень немощны и сами, несмотря на финансовое состояние скита довольно хорошее, жить очень затрудняются – все они очень малоспособны. Мне они говорили, что им известно, что бывший ихний монах о. Силуан 43 , проживающий сейчас где-то во Франции, желает вернуться в свою обитель, то есть к нам в скит, но написать сами ему не могут, да и адреса не знают. Они очень просили меня помочь им в этом деле, но так как и я о. Силуана адрес не знаю, то прошу Вас сообщить нам его, если Вам он известен. С ватопедцами я говорил, и они обещали содействовать (и надеюсь, что не лицемерят) в выправлении формальностей на его прибытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В соответствии с этим, св. Макарий Великий смотрит на смирение, как на основание христианства. » Основанием христианству», – говорит он, – «служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них и не почитал себя великим, но был нищ духом» (Твор. преп. Макария Египетск. Св. Троицк. Лавра, 1904 г. стр. 35). По учению сего св. отца Церкви в этом смирении состоит и самый признак христианства. «Вот признак христианства,» – говорит он,- " сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел – оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано... Хотя бы и праведен был ты пред Богом, должен говорить: «я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только». (Ibid., стр. 197, сравн. Твор. св. Симеона Нов. Бог . в. I. стр. 154) Так смотрели на смирение и другие св. отцы Церкви. Они учили, что смирение имеет силу истреблять все козни диавола, (Поучения пр. аввы Дорофея , стр. 135, изд. Опт. пуст. Москва 1888 г) всякое зло в нас (Учение пр. Исихия о трезвении и молитве. Добротолюб. II т., стр. 171. Москва 1896) и все наши страсти. (Поучения пр. аввы Дорофея , стр. 302–303) «Видел я,» – говорит преп. Антоний Великий , – «однажды все сети врага, распростертыя по земле и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие». (Добротолюбие, I т., стр. 134. Москва 1895) «Поистине,» – свидетельствует авва Дорофей , - " нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его». (Ibid. т. II, стр. 605. Москва 1896) Поэтому оно – как учат св. отцы Церкви: Евфимий Новый (Иверский), Максим Кавсокаливит и Григорий Синаит , – есть мать, начало и корень все х добродетелей (Афонский патерик. Изд. Рус. Пантелеим. мон-ря на Афоне, ч. 1, стр.: 108–109, 269, 323. СПБ. 1876 г) «Ни страх Божий»,– говорит св. Авва Дорофей ,– «ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершенною без смиренномудрия». (Добротолюбие, т. I I , стр. 605) Без смирения и самая молитва , как свидетельствует преподобный Макарий Египетский , не будет для нас полезна (Твор. пр. Макария Египетскаго, стр. 374), и весь подвиг христианской жизни будет для нас суетен, (Отечник Еписк. Игнатия Брянчанинова , стр. 400. СПБ. 1880 г) так как, по словам св. Исаака Сирианина, «что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели». (Твор. св. Исаака Сирианина. Слова подвижническия, стр. 244. Москва 1854 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

739 Еп. Феофан. Собрание соч. вып. первый. Издание Афонского Пантелеим. монастыря. Москва 1898, письмо 12, от 29 сентября 1874 г. 769 «Слово о том, что не должно стыдиться прославлять честный крест», 1; Mg. 52, 841; Р. п. III, 917. 774 Разумеется, очевидно, «στоρα τερ τν ν Iερoσλμoις πατριαρχεσαντων», εν Воυκоυρεστ 1750. 776 Πηδαλ. σ. 163: μо κα τ θεα νματα... cp. примечание к правилу 68 шестого вселенского собора, σ. 160 2 –161 1 . 793 Часть третья, О любви, о почитании икон, отв. 55. Изд. 16-е, Спб. 1858, стр. 167; Μεσολωρας, Συμβολικ τς ρθоδξоυ νоτоλικς κκλησας Тμоς А, ν θναις, 1883. σ. 481. 794 Об этом подробнее см. в книге Ивана Никольского. Греческая Кормчая книга (Пидалион) М. 1886, стр. 276–287. 798 См. напр. ’Ευχολγιον τ Μγα, Venetia 1864, σ. 483: Σ γαρ ε γασμος μν... τ γιαστικ δυνμει τо παναγоυ σο Πνεματος; 484: Σ ε δοτρ τς χριτος... τ νεργε τoυ Πατρς и т. п. Cp. Μικρν ’Ευχολγιον, ν θναις и υχλογιον τ Μγα, ν θναις, σ, 509, 511, 514. 816 См. Dr. Martin Luthers Sämmtliche Werke Francfurt und Erlangen., 1826–1857, Band 2, Seite, 150. 826 В. 44, S. 113–115; В. 31, S. 365; ср. Булатович, Апология, стр. 15. Об учении Лютера об освящающей силе слова Божия см. Iulius Kostlin, Luters Theologie in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Stuttgart. 1863, B. 2, S.S. 493–503, cp. 312 сл., 321 сл.; С. Маргаритов. Лютеранское учение в его историческом развитии. Изд. 2-е, Кишинев 1898, стр. 109–127. Reinhold Seeberg, Lehrbuch der Dogmen gechichte, Erlangen und Leipzig, 1898, 2 Hälfte, S. S. 264–275; Paul Tschackert, Die Entstehung der lutherischen und der reform. Kirchenlehre, Göttingen, 1910. S.S. 166–179. 833 Правосл. Испов. ответ на вопрос 102, Μεσολρας Συμβολικ I, 424–425; Послание восточных патриархов, гл. 16. 851 Ibid. Слова эти взяты из книги пророка Исаии (53:8) и говорят о крестной смерти Спасителя, а не о воплощении. 874 Примером неразборчивости в средствах имябожников, кроме упомянутых выше подделок текстов, может служить отрицание Булатовичем подлинности патриаршей грамоты, осудившей книгу Илариона. Фотографический снимок грамоты мы помещаем на стр. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В ряду «материалов для истории Типика» г. Мансветовым на первом месте поставлены евхологии из Барбериновской библиотеки VIII-IX в. и из собрания преосв. Порфирия (ныне Имп. публ. библ.) X в. (по Мансветову сверстник первого), впрочем, с оговоркой, что для «изучения Устава евхологии дают немного» (стр. 3). И действительно, если бы в этих евхологиях над вечерними и утренними молитвами, которые сами по себе не имеют никакого значения для истории Типикона, не было бы надписаний в роде следующих: εχ ωθ νη, θ το πεντικοστο, εχ ωθ νη θ πρ το εαγγελ ου, εχ ες τ Δ ξα ν ψστοις, χ ες Ανετε τν Κριον κ τν ορανν 4 и т. п., то эти евхологии ровно ничего не могли бы дать для настоящей цели. Теперь же, благодаря указанным сейчас надписаниям, мы знакомимся с составом и порядком суточного богослужения. Второе место после евхологиев дано Псалтири преосв. Порфирия, написанной в 862 г., но из нее автор почерпает такие сведения, которые он едва ли может приурочить к известному определенному месту в порядке суточного богослужения. Открытые г. Мансветовым в этой рукописи библейские песни, как нам известно (см. ρολ. X-XI в., рукоп. Есфигмен. библ., 71 и рус. Пантелеим. мон. на Афоне, 18), входили в состав, суточного богослужения, пелись на утрени вместо канона, но в Псалтирях эти песни обыкновенно помещаются в конце рукописи и без указаний на их повседневное употребление в церковном богослужении. Кроме того, судя по статье « ψαλμωδ α καθς ψλλομεν ν τ γ Χριστο το Θεο μν ναστσει», изданной в свет архимандритом московского Даниловского монастыря Амфилохием (Чтен. общ. люб. дух. просв. 1873 г.), в этой Псалтири мы имеем запись обрядов, практиковавшихся исключительно в Иерусалиме, в храме Воскресения, и, следовательно, едва ли мы можем эту Псалтирь относить к материалам для истории общераспространенного Типикона. Древнейшие рукописные Евангелия весьма нередко содержат в себе довольно обширные литургические замечания, в виде извлечений из Типикона, и могут оказать исследователю, не располагающему более пригодными для его целей источниками, громадную услугу, но бывшие под руками у г. Мансветова Евангелия 835 г. и VIII-IX в. из библиотеки преосв. Порфирия не принадлежат к подобного рода спискам, потому-то он извлек из них весьма мало литургических данных. Указания чтений на праздники и знакомство с месяцесловом IX в., о чем г. Мансветов и не упоминает даже, – вот и все, что они дали ему. Что же касается профитологиев, то, при одинаковости своего содержания, за весьма редкими исключениями, из них возможно получить не мало ценных литургических данных, как это мы и видим из книги нашего автора (стр. 5, прим. 1), но при этом не нужно забывать, что эти данные большей своей частью имеют непосредственное отношение к так называемому Типикону Великой церкви и для характеристики порядков общецерковных могут быть непригодными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006