Святейший Патриарх Алексий совершил освящение храма Смоленского скита на Валааме 17 сентября 2007 г. 14:33 С 14 по 17 сентября Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь с неофициальным визитом посетил священногумен обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Визит Его Святейшества начался с поклонения мощам преподобным основателям и покровителям обители Сергию и Герману. У раки Валаамских чудотворцев Предстоятель Русской Церкви совершил молебен. 16 сентября Святейший Патриарх посетил Смоленский скит Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, где совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери. Затем в сослужении наместника монастыря епископа Троицкого Панкратия (Жердева) , настоятеля московского храма св. вмц. Екатерины на Всполье , представителя Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле архимандрита Закхея (Вуда)   и братии обители Святейший Патриарх совершил в новоосвященном храме первую Божественную литургию. На Литургии провозглашалась заупокойная ектенья, на которой поминался иеросхимонах Ефрем, который с 1919 года один жил в Смоленском скиту и ежедневно, совершая службу, поминал великого князя Николая Николаевича (Младшего) — инициатора и устроителя этого храма-памятника и всех русских воинов, за веру и Отечество жизнь свою положивших. После богослужения Предстоятель передал в дар скиту древнюю икону Смоленской Божией Матери и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Святейший Патриарх выразил сожаление, что не смог по сложившейся традиции приехать на Валаам в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев и на Преображение Господне. По словам Его Святейшества, он с особым чувством совершал освящение храма и первую Божественную литургию в скиту, который в последний раз посещал еще ребенком с родителями во время паломничества на Валаам в конце 1930-х годов. Предстоятель отметил, что восстановленный храм стал еще благолепнее и прекраснее, чем был до разрушения. Сейчас его украшает роспись, которой не было ранее, и на которой изображены воины, сражавшиеся за веру и Отечество не только на Русской земле, но и за ее пределами. Святейший Патриарх сказал, что отныне в Смоленском скиту, как и во времена иеросхимонаха Ефрема, будет постоянно совершаться молитва за русское воинство, за всех, отдавших свои жизни за други своя в Великую Отечественную войну, во время войны в Афганистане, в различных «горячих точках». Во ходе визита на Валаам Святейший Патриарх также посетил Ильинский скит, где скитоначальник отец Илия рассказал Его Святейшеству о возрождении скита. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295647.htm...

В конце 1980-х годов некоторое время провел в СССР, где изучал русский язык, сотрудничал с Издательским отделом Московской Патриархии, знакомился с жизнью Русской Православной Церкви, проявляя особый интерес к монастырскому деланию. Духовным отцом Джеймса Паффхаузена стал наместник Валаамского монастыря архимандрит (ныне епископ Троицкий) Панкратий (Жердев). В 1994 году был рукоположен в диакона, затем во священника. В 1995 году принял монашество в Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) с именем Иона. По возвращении в Калифорнию служил в нескольких миссиях, основал монастырь и ряд миссионерских общин. Весной 2008 года поставлен в архимандрита. 1 ноября 2008 года отец Иона был хиротонисан во епископа Форт-Уортского, викария Южной епархии. 12 ноября того же года XV Всеамериканский Собор в Питтсбурге (штат Пенсильвания) избрал его Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всей Америки и Канады. 28 декабря 2008 года в Николаевском соборе в Вашингтоне Архиерейский Синод Православной Церкви в Америке торжественно возвел епископа Иону на первосвятительскую кафедру. Публикуемая ниже беседа состоялась в первых числах декабря 2009 года, в ходе визита Митрополита Ионы в Россию по случаю празднования 15-летия московского представительства Православной Церкви в Америке, и посвящена деятельности этой Церкви в Латинской Америке. – Ваше Блаженство, в каких латиноамериканских странах представлена Православная Церковь в Америке? – Юрисдикция нашей Церкви распространяется на Мексику. Раньше мы располагали приходами также в Аргентине, Бразилии, Перу и Венесуэле. Но одни из них ушли в Русскую Зарубежную Церковь, другие закрылись. Несколько общин в Латинской Америке хотят войти в состав Американской Православной Церкви. Мы были бы рады принять этих верующих, но о них некому будет заботиться, поскольку у нас крайне мало священнослужителей, говорящих на испанском или португальском языках. Один священник – надеюсь, он скоро станет епископом, – начал миссию в Эквадоре, в городе Гуаякиль, где осела крупная палестинская колония. К сожалению, в последние годы его благая инициатива затухла. Я слышал, что в центральноамериканских странах, в частности в Сальвадоре, живет много палестинцев. Любопытно, что они не посещают приходы Антиохийской Церкви и просятся под наш омофор.

http://pravoslavie.ru/33155.html

Отреставрирован и расписан храм во имя Валаамской иконы Божией Матери (бывший Никольский) в восточной части внутреннего каре. В северной части внешнего каре восстанавливается больничный храм Живоносного Источника и Живоначальной Троицы. Проводится реставрация живописи в церкви Всех преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, на Игуменском кладбище. Все вышеперечисленные реставрационные работы, требующие значительных средств, выполняются благодаря созданию в 2002 г. Патриаршего Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря, а также организованной монастырем инфраструктуры, включающей монастырский флот из 8 судов. В 2001 г. для переселения местных жителей в г. Сортавала был построен 60-ти квартирный дом. Продолжается процесс добровольного переселения местных жителей в благоустроенные квартиры на материке. Построено здание для местной администрации пос. Валаам, освободившей келейный корпус. Возвращены в собственность монастыря помещения Внешнего каре и Работного дома, готовится к передаче последний непереданный памятник — здание Зимней гостиницы. Построены системы водоснабжения и водоотведения Центральной усадьбы монастыря и комплекс очистных сооружений. 2 июня 2005, в день обретения мощей святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий II совершил хиротонию архимандрита Панкратия (Жердева) во епископа Троицкого, викария Московской епархии. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. ( журнал 18 ) назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых . Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. ( журнал 107 ) назначен председателем новообразованной Синодальной комиссии по иконописи . Место работы: Синодальная комиссия по канонизации святых (Председатель) Место работы: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Синодальная комиссия по иконописи (Председатель) Епархия: Московская (городская) епархия (Викарий Патриарха Московского и всея Руси)

http://patriarchia.ru/db/text/66484.html

Разные периоды были в долгой истории этой обители - валаамским насельникам приходилось переживать и нападения врагов, и буйство стихии. В XIX - начале XX веков Валаамский монастырь стал одним из крупнейших центров иноческой жизни в России, в котором были свой водопровод, мастерские, небольшие заводы, даже метеостанция. В 1913 году численность братии монастыря и 13-ти скитов, находящихся на архипелаге, доходила до 1200 человек. С началом I мировой войны 500 насельников были призваны на фронт. После революционного переворота 1917 года оставшиеся в живых насельники не смогли вернуться в обитель, поскольку Валаам оказался на территории независимой Финляндии. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов монастырь неоднократно подвергался бомбардировкам. Спасая святыни и архив монастыря, братия покинула Валаам. Через несколько лет бывшими насельниками Валаамского монастыря в Финляндии была основана обитель, получившая название " Нового Валаама " . После того, как территория Валаамского архипелага вернулась в состав СССР, храмы были разорены, а монастырские постройки использовались различными хозяйственными службами. С 1950-х годов в течение нескольких десятилетий здесь размещался Дом инвалидов войны и труда. 13 декабря 1989 года на Валааме была возрождена монашеская жизнь. Вначале в обители было всего шесть насельников, но уже через 12 лет численность братии достигла 200 человек. В настоящее время в Валаамском монастыре действуют четыре скита. У причала Монастырской бухты Святейший Патриарха встречали наместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев), председатель правительства Республики Карелии С.Л.Катанандов, руководители местной власти, жители поселка. В монастырском дворе состоялась приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви братией обители. Затем Его Святейшество проследовал в Преображенский собор, нижний храм которого освящен во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. Здесь Первосвятитель совершил молебен основателям Валаамского монастыря и обратился к насельникам обители и паломникам с приветственным словом. Его Святейшество также поблагодарил членов Попечительского совета за заботу о возрождении Валаамского монастыря. " Верю, что всем миром мы возродим эту духовную и архитектурную жемчужину Северной Руси " , - подчеркнул Святейший Патриарх.

http://zavet.ru/news/0207/n10.htm

Особняком стоят только так называемые " беглопоповцы " , или Древлеправославная Церковь, иерархия которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева). Ее Освященный Собор в августе 2000 года пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. [ далее > > ] 26.02.01 Проблема ИНН и голос христианской совести. [Доклад архимандрита Панкратия (Жердева), наместника Валаамского монастыря] Нам крайне необходимо преодолеть дух разделения, недоверия и отчуждения, не допуская взаимного осуждения и нетерпимости. Имеющим разные точки зрения необходимо смириться друг перед другом, уйти от крайностей и найти основу для выработки общецерковной точки зрения, с которой могли бы согласиться наиболее известные старцы, духовники, наместники ставропигиальных монастырей и которое могло бы стать основой специального Послания Святейшего Патриарха или решения Священного Синода. [ далее > > ] 26.02.01 Лишает ли " номер " имени? [Доклад диакона Андрея Кураева] Формула " номер вместо имени " оказалась одним из самых действенных средств для порождения в людях возмущенно-негативного отношения к ИНН. Как публицистический прием, как поэтическая вольность такого рода формула вполне уместна. Но если из поэтической метафоры делают " догмат " , начиная понимать ее слишком буквально - это может стать и глупостью и даже ересью. [ далее > > ] 26.02.01 Личные коды как вызов антихристианской глобализации христианской церкви. [Тезисы доклада Константина Гордеева] Цифровая идентификация личности является одной из важнейших составляющих антихристианской глобализации и представляет собой опасную тенденцию, которая может привести к гибели России и мира, лишить спасения христианскую душу. [ далее > > ] 26.02.01 Духовно-нравственные аспекты проблемы принятия ИНН. [Доклад А.И.Осипова, профессора Московской духовной академии] Споры об ИНН - не досадное недоразумение в церковной жизни, совсем не случайное в ней явление, но симптом внутренней болезни, вовремя не определив которую, можно потерять многое.

http://zavet.ru/bhr0102.htm

Руководитель объединения – заслуженный архитектор РФ, академик Академии архитектурного наследия, член-корреспондент Международной академии архитектуры Андрей Анисимов – более 30 лет проектирует и строит только храмы. И это принципиальная позиция – сплоченная команда профессионалов не отвлекается на другие объекты, вкладывая душу в специфику храмового зодчества. Об этом и о многом другом юбиляр говорит в фильме , который режиссер Максим Гуреев снял по заказу министерства культуры РФ. В картине принимают участие священнослужители, которые благодарны архитектору за сотрудничество: наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, епископ Троицкий Панкратий (Жердев), протоиереи Алексей Воробьев, Федор Конюхов, Григорий Томилов и другие. Храмовый комплекс Свято-Владимирского скита на Валааме. Фото: http://www.tovrest.ru Герой фильма рассказывает о том, что в годы его учебы не могло быть и речи о строительстве храмов, но можно было научиться их реставрации. С этого Анисимов и начал – в 1987 году возникло «Товарищество реставраторов», которое считалось Творческим объединением при Архфонде Союза архитекторов СССР. Первый же заказ был связан именно с реставрацией храма. Когда она успешно завершилась, возникла необходимость построить рядом «что-то новое». Так появился первый проект часовни, крестильни, приходского дома, а вслед за ними – и проекты новых храмов. Всего в «Мастерских Анисимова» подготовлено около двухсот проектов. Храм св.великомученика и целителя Пантелеимона и храм св. праведного Иоанна Кронштадского. Фото: http://www.tovrest.ru Анисимов признается, что его любимые образцы – это псковская архитектура и произведения русского модерна (например, Щусев). Однако он не копирует старые храмы. «Копия – это очень плохо, мы должны искать новые решения», – говорит он. И ищет: в последние годы в Мастерских работают над проектами целых храмовых комплексов. По словам руководителя Мастерской, современный храм может быть не только местом молитвы; «в нем должна быть вся необходимая инфраструктура, которая позволяла бы общине жить, молиться, обучать детей, осуществлять социальное служение». Несколько таких комплексов уже построены: это Свято-Владимирский скит на Валааме , храм св.великомученика и целителя Пантелеимона и храм св. праведного Иоанна Кронштадского в Нижнем Новгороде , православный комплекс св. благоверного князя Александра Невского при МГИМО в Москве .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В наше время собирания камней восстановление и созидание монастырей и храмов, порушенных святынь становятся одной из главных забот современного архипастыря, и потому на него в наши дни иногда смотрят в первую очередь как на администратора, на внешнего смотрителя и благоукрасителя. Разумеется, и эти качества ныне, когда Церковь наша восстает из пепла, нужны. Однако еще нужнее истинные отцы, утешители, печальники, добрые пастыри. Как говорил преподобный Серафим Саровский " у игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце " . Должен он совмещать строгость соблюдения церковных правил с мягкостью сердечною, отзывчивостью и сострадательностью, чтобы теплота лучей Христовой любви согревала сердца людей. Мы видим, с какой жаждой приникают люди к чистому источнику церковного Предания, и мы должны облегчить им путь к Православию, раскрыть им красоту и глубину нашей веры. Современные люди приходят в церковь и, в частности, в нашу обитель с такими глубокими душевными, духовными и часто телесными повреждениями, что мы должны, подобно доброму самарянину, лечить их, и прежде всего - елеем милосердия и молитвы сострадательной, вином целительного слова ободрения, утешения и наставления. Но мы знаем, что стяжать милующее, сострадательное сердце можно только путем глубочайшего покаяния, многими молитвами, терпением и скорбями, через которые вселяется в нас смиренный и кроткий Дух Христов, который делает наше сердце милостивым, способным воистину плакать с плачущими, по слову преподобного Силуана Афонского: " На епископов ложатся скорби всей земли, и души их влекутся любовью Божией и непрестанно молятся, чтобы испросить людям утешение в скорбях и мир всему миру. За их смирение и любовь любит их Господь. Они пребывают в великом труде и подвиге, и за то обогащены разумом святых, которым подражают житием своим... Епископам дана великая благодать Святаго Духа... Они, как орлы, восходят на высоту и оттуда зрят бесконечное пространство, и разумом богословия пасут стадо Христово " (Слово XIII. " О пастырях " ).

http://pravoslavie.ru/13670.html

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. храм закрыли. Иконостас, иконы и большую часть церковного имущества передали в церковь села Княжево Волоколамского уезда Московской губернии. Ныне в здании пансиона размещается НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко. В перестроенном Николаевском храме находятся палаты для тяжелобольных. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. К Московскому подворью Валаамского монастыря приписан храм в честь Святителя Николая при НИИ им. Бурденко, что по соседству. Его история восходит к 1902 году, когда в комплексе зданий Петровско-Александровского пансион-приюта Московского дворянства по проекту архитектора А.Ф. Мейснера был построен храм. Строился он не как больничный храм, а как домовая церковь при детском пансионе, где жили учащиеся и студенты. Его освящение состоялось при участии великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Но вскоре в стране произошли трагические события, новая власть в здании храма разместила Краснопресненский райком, а затем авиационный техникум. Духовная жизнь вернулась в стены больничного комплекса только к середине 1990-х. В 1994 году настоятелем назначили протоиерея Николая Уловича, клирика Московского подворья Валаамского монастыря. И шаг за шагом из операционных, больничной библиотеки храм снова стал светлым и благолепным местом для молитвы. Все эти годы своими трудами и молитвами идею воссоздания храма поддерживали сотрудники и пациенты НИИ. С 1995 года по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия при научно-исследовательском институте нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко начал обустраиваться приписной больничный храм, а 16.04.2010 г. он был освящен малым архиерейским чином, епископом Троицким Панкратием (Жердевым), игуменом монастыря, в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца. Еженедельно в храме совершаются Божественные литургии, молебны и другие требы. Если больной не в силах добраться до храма, священники Валаамского монастыря совершают Таинства прямо в палатах, по просьбам родственников иногда даже в реанимации.

http://sobory.ru/article/?object=06467

С докладами выступили: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архимандрит Феогност, архимандрит Панкратий (Жердев), архимандрит Тихон (Шевкунов), игумен Андроник (Трубачев), архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), проректор МДА М.С. Иванов, профессор МДА А.И. Осипов, профессор СПбДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), протоиерей Валентин Асмус, диакон Андрей Кураев, редактор издательства «Даниловский благовестник» Алла Добросоцких, Константин Гордеев и другие. Расширенный пленум Синодальной Богословской рассмотрел вопросы, связанные с новыми формами и механизмами налогового учета граждан с различных точек зрения — богословской, духовно-нравственной, пастырской и церковно-практической. Прозвучали разные мнения, но в центре внимания всех выступавших была озабоченность разысканием истины и сохранением церковного единства. При обсуждении этого вопроса мы прежде всего стремились «сохранить единства духа в союзе мира» (Еф. 4:3). В этом отношении весьма важным стало обращенное к собранию живое слово архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина). Благодаря усилиям архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря, участники собрания смогли ознакомиться с видеозаписью обращения о. Иоанна, в котором он, отвечая на вопрос, утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН, в частности, сказал: « Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения ».

http://patriarchia.ru/db/text/428740.htm...

– Владыка, не могли бы вы рассказать, кого вы считаете своими духовными наставниками в Православии? – С 1979 года я окормлялся у архимандрита Димитрия (Егорова). Когда я с ним познакомился, он был уже глубоким старцем и неохотно говорил о себе, поэтому мне трудно рассказывать о нем, пытаться воссоздать его жизненный путь. Знаю, что вырос он в Москве, в 1920-е годы учился на медицинском факультете. Его арестовали за хранение и чтение Библии , отправили на  Соловки . Священнослужители, которые там отбывали срок, окрестили юношу. Он провел на Соловках два года, а затем они с другом тайно сделали лыжи и зимой устроили побег. Несколько дней шли по лесу, добрались до деревни. Они побоялись заходить туда, блуждали, друг замерз, а он сам снова оказался в лагере. За побег был наказан: лишен пайка. В лагере не погиб – выжил. Очень переживал гибель друга и решил, что должен теперь жить и подвизаться за двоих. Мечтал стать валаамским монахом, но успел пожить на  Валааме просто послушником . Был пострижен и  рукоположен в годы войны в Париже, где учился в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Отец Димитрий много лет жил отшельником, он стяжал непрестанную молитву, немного юродствовал . Потом, уже будучи сильно больным, жил в Свято-Успенском монастыре города Калистога, что в штате Калифорния. Окормлял монахинь, помогал всем, кто хотел вести монашескую жизнь в Калифорнии. Он был прозорлив, на исповеди всегда знал всё, что я сделал. Всегда имел для меня такие слова, которые оставляли след в моем сердце. Имел дар духовного рассуждения. Я чувствовал сильную духовную связь с ним, чувствовал его молитву за меня. Он стал моим духовным отцом, и это было Божие благословение. Он часто говорил: «Нужно беспощадно преследовать лицемерие внутри самого себя – в своей душе». После смерти старца вот уже около 20 лет своим духовным отцом и духовным другом я считаю наместника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия (Жердева). Я жил несколько месяцев на Валааме как послушник.

http://azbyka.ru/way/mitropolit-iona-paf...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010