Для продолжения дальнейших рассуждений о характере композиции следует иметь в виду, что описанные фигуры занимали всю ширину поверхности северной склона восточного свода. В.В. Суслов точно обозначил на рисунке линии обрамления сцены. Более того, сохранились сделанные им чертежи-разрезы собора, в том числе по оси Запад-Восток, на которые были перенесены изображения фрагментов, найденных in situ, что позволяет наглядно представлять реальное пространственное положение композиции 490 . Анализ рисунка, равно как и чертежей, фиксирующих архитектурно-пространственную ситуацию, позволяет сделать два предварительных заключения. Поскольку движения, позы фигур ориентированы на верхнюю зону композиции, можно уверенно говорить, что сцена захватывала шелыгу свода. Также можно утверждать, что она распространялась и на противоположный, южный его склон. По счастию, сохранился и разрез, сделанный по оси Восток-Запад, проходящий через главную апсиду. На нем В.В. Суслов отметил небольшой фрагмент композиции, специальной зарисовки которого в его архиве нет 491 . Различимы нижние части двух фигур, располагавшихся у восточного края свода. Одна из них, слева, была представлена фронтально, о положении второй судить трудно, хотя, вероятнее всего, она была изображена в легком повороте к Востоку. Здесь могли располагаться фигура Богоматери с молитвенно воздетыми руками и вторая группа апостолов – свидетелей вознесения. При таком прочтении частей композиции на рисунках В.В. Суслова слава Христа, возносимого ангелами, может располагаться только в зените свода. Дополнительную трудность для правильного понимания сцены представляет малое число апостольских фигур, изображенных на северном склоне свода, их здесь всего три. Объяснить это можно, допустив, что группу апостолов составляли два ряда фигур, как, например, на фреске пещерного храма Каранлик Килисе в Каппадокии начала XII в. 492 Именно фигуры второго ряда, возвышавшиеся над первыми, оказались утраченными. Получаемая в результате такого рода логических рассуждений реконструкция росписи восточного свода заставляет, как будто бы, принять мнение В.Н. Лазарева о том, что композиция представляет сцену «Вознесения Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Die Landmauer von Konstantinopel-Istanbul: Hist.-topographische und baugeschichtliche Untersuch. B.; N. Y., 2007; Hatlie P. The Monks and Monasteries in Constantinople, ca. 350-850. Camb., 2007; Istanbul: 8000 Years Brought to Daylight: Marmaray, Metro, Sultanahmet Excavations/A. Karamani-Pekin, S. Kangal. Istanbul, 2007; Schreiner P. Konstantinopel: Geschichte und Archäologie. Münch., 2007; Седов В. В. Килисе Джами: Столичная архитектура Византии. М., 2008; Crow J., Bardill J., Bayliss R., Bono P., Krausm ü ller D., Jordan R. The Water Supply of Constantinople. L., 2008; Hennessy C. Tools for the study of the discipline: Topography of Constantinople//The Oxford Handbook of Byzantine Studies/Ed. E. Jeffreys, J. Haldon, R. Cormack. Oxf., 2008. P. 202-216; Kalkan E. The World Beneath Istanbul. Istanbul, 2010; Иванов С. А. В поисках Константинополя: Путев. по визант. Стамбулу и окрестностям. М., 2011; Const. Porphyr. The Book of Ceremonies/Transl. A. Moffatt, M. Tall. Canberra, 2012. 2 vol.; Accounts of Medieval Constantinople. The Patria/Transl. by A. Berger. Camb. (Mass.). L., 2013; Dark K., Ö zg ü m ü F. Constantinople: Archaeology of a Byzant. Megapolis: Final Rep. on the Istanbul Rescue Archaeology Project, 1998-2004. Oxf., 2013; Stories from the Hidden Harbor: Wrecks of Yenikapi: Cat. of the exhibition. Istanbul, 2013; www.ehw.gr/constantinople/[Электр. ресурс]; www.tayproject.org/dosyabizmareng.html [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви МУШ город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении ОЛИМП горный массив на северо-западе М. Азии (ист. обл. Вифиния и частично Геллеспонт), крупнейший средневизант. центр развития монашества, который включал как горный район О., так и соседние мон-ри на азиат. берегу Мраморного м. и на сопредельных территориях: Атроа, Арганфоний, Дагута, Пандим ПЕРГАМ древнегреческий, римский и визант. город в Сев.-Зап. Анатолии; одна из древнейших кафедр христ. Церкви АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Расположенные рядом храмы Эльмалы-килисе (Гёреме 19), Чарыклы-килисе (Гёреме 22) и Каранлык-килисе (Гёреме 23), очевидно, составляли центр небольшого мон-ря, кафоликоном к-рого была Каранлык-килисе. Типологически они относятся к одной группе т. н. 4-колонных храмов, имеют разные варианты плана визант. крестово-купольного храма на 4 колоннах, с 3 апсидами, большим центральным куполом на барабане, окруженным неск. малыми, к-рых в Эльмалы-килисе - 8, в Чарыклы-килисе - 3, в Каранлык-килисе - 5. В Эльмалы-килисе купола перекрывают боковые пространственные ячейки и не имеют барабанов; все сюжетные композиции размещены в люнетах стен. Чарыклы-килисе вырублена над помещением трапезной, это храм смешанного типа: в вост. части имеет план вписанного креста на 4 колоннах, в западной - свободного креста, образованного 3 рукавами, сходящимися под пространством центрального купола. Вост. пара парусов центрального купола опирается на 2 колонны, а западная - на углы стен. Особенность структуры Каранлык-килисе состоит в том, что 4 малыми куполами перекрыты угловые ячейки и еще одним - пространство перед центральной апсидой; имеет перед входом прямоугольный нартекс, перекрытый цилиндрическим сводом. Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Росписи всех 3 храмов были выполнены хорошо обученными мастерами, однако, несмотря на сходство (цветовая гамма, выраженное повествовательное начало, обилие растительного орнамента, большое число изображений донаторов и др.), их нельзя отнести к работам одной мастерской. Схема размещения композиций соответствует визант. системе росписи и имеет следующие общие черты: в центральной апсиде в конхе - Деисус, ниже - святительский чин, в сев. апсиде - Богоматерь с Младенцем в Чарыклы-килисе (тип «Умиление»), в южной - полуфигура арх. Михаила (в Каранлык-килисе - прав. Авраам, ниже - Мандилион). Центральный купол занимает изображение Пантократора, в парусах - 4 евангелиста (в Каранлык-килисе в парусах: в медальонах - Фома, Фаддей, Филипп и Прохор, а изображения евангелистов перенесены в люнеты, примыкающие к сев. апсиде); в малых куполах - погрудные изображения архангелов, названных по именам (в Эльмалы-килисе в 2 куполах юж. рукава - сонм летящих ангелов; изображение в куполе зап. рукава Христа на троне в мандорле в окружении ангелов - часть композиции «Вознесение», размещенной в люнете зап. стены). На внутренних поверхностях подпружных арок Каранлык-килисе и Эльмалы-килисе находятся изображения пророков. Евангельские сюжеты размещены в верхних зонах - в люнетах и на сводах, изображения святых - в нижних зонах стен; наиболее подробная иконографическая программа - в Каранлык-килисе.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Интерьер Каранлык-килисе в Гёреме. Нач.— сер. XI в. Программа архитектурно-художественного развития средневизант. периода наиболее полно представлена в 3 храмах со сводами на 4 колоннах в Гёреме (нач.- сер. XI в.): Каранлык-килисе, Эльмалы-килисе («Яблочная церковь») и Чарыклы-килисе. Церкви созданы, видимо, одной артелью мастеров. Главная из них, Каранлык-килисе, тщательно высеченная в скальной породе, была наиболее структурирована. Ее выдающиеся по качеству фрески соотносятся с образцами к-польской живописи нач. XI в. В целом во всех 3 церквах росписи соответствуют программе, которая была характерна для храмов средневизантийского периода на территории империи (вынужденные отклонения объясняются небольшими размерами храмов). В Каранлык-килисе особенным художественным приемом является скрытие карнизов, позволившее увеличить пространство для сцен праздников. Возможно, строитель и художник работали независимо. Эльмалы-килисе и Чарыклы-килисе не столь совершенны как в архитектурном, так и в живописном плане. Эти 3 церкви составляют часть замкнутой монастырской зоны. Они ассоциируются с маленькими мон-рями, имевшими рядом с церквами трапезные с большими столами и скамьями, к-рые были высечены в скале. Крытая галерея по фасаду Каранлык-килисе выходила во внутренний двор, напоминая этим частные жилые резиденции. У Каранлык-килисе отсутствует парадный зал, характерный для резиденций, но рядом есть трапезная, примыкающая к церкви. Чарыклы-килисе также имела трапезную вместо парадного зала, в то же время часовня находилась на верхнем уровне. Остальные группы монастырских строений организованы в соответствии с особенностями ландшафта. Родли выделила 10 групп церквей и трапезных в Гёреме. В этих комплексах, как правило, рядом расположены хорошо разработанные и высеченные в скале фрагменты, украшенные фресками высокого художественного уровня, и помещения неправильной формы с непримечательными фресками. Монастырские участки, находившиеся за пределами Гёреме, также могут быть идентифицированы, однако эти территории слабо изучены.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Сарыджа-килисе в Кепезе. Сер. XI в. Сарыджа-килисе в Кепезе. Сер. XI в. По мере того как в X в. формировались крупные династии землевладельцев, увеличивалось и количество мон-рей, к-рые визант. знать основывала для поминовения усопших родственников и для собственного погребения. В Гёреме монастырские анклавы развивались в X-XI вв. вокруг кладбищ, относящихся к рим. эпохе. Скиты также стали появляться в это время, как правило, в непосредственной близости от поселений. Между монастырскими анклавами в Гёреме и крупнейшими художественными центрами Византии этого периода прослеживается связь. Определяющими для датировки церквей являются несколько построек с надписями, вокруг к-рых могут быть сгруппированы остальные памятники. Церковь св. Иоанна в Гюллюдере датируется по надписям 913-920 гг. Те же мастера работали над Старой Токалы-килисе в Гёреме. Обе церкви относительно просты по конструкции; имеют продолговатые цилиндрические своды, расписаны лентами сцен в повествовательной последовательности. Хорошо сохранившаяся Хачлы-килисе в Кызылчукуре скорее всего построена в это же время. Мн. церкви в долине Ыхлара датируются тем же периодом и представляют группу памятников, объединенных стилем росписей (по вкладной надписи, упоминающей визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-920; 945-959) и Романа I Лакапина (920-944), напр., Эгриташ-килисеси; по сходным росписям, видимо выполненным теми же мастерами, может быть датирована церковь 6 в Мавруджане (Гюзелёзе) и расположенная рядом с ней Араз-Атлы-килисе). Трехчастный алтарь Старой Токалы-килисе в Гёреме. Ок. 950–960 гг. Трехчастный алтарь Старой Токалы-килисе в Гёреме. Ок. 950–960 гг. В X в. в К. получил распространение новый тип церквей с новыми программами росписи. В долине Соганлы ц. св. Варвары датирована по надписям 1006 г. (или 1021). Это еще простой по форме храм с цилиндрическими сводами, однако программа его росписи более соответствует конструкции крестово-купольных храмов (с планом типа вписанного креста). Самый ранний для К. пример нового типа храма - Кылычлар-килисеси в Гёреме (нач.- сер. X в.). Но, как и ц. св. Варвары, Кылычлар-килисеси является памятником переходного периода.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Саклы-килисе (ц. св. Иоанна, Гёреме 2а, сер. XI в.) расположена в зоне скал, прилегающих к музею. Прямоугольный в плане, вытянутый по оси «север-юг» храм имеет 3 апсиды и нартекс, открытый 2-частной аркадой в наос. Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Живопись выполнена по тонкому, просвечивающему белому грунту (штукатурка отсутствует), колорит 3-цветный. Геометрический орнамент скуп, нередко его заменяет красная линия, отделяющая архитектурные плоскости. Роспись апсид не сохранилась, за исключением южной, где остались фрагменты изображения Христа на троне. На стене, отделяющей нартекс от наоса, прорезанной 2-частной аркадой, со стороны входа в наос,- фигуры Богоматери и арх. Гавриила из сцены «Благовещение» и фигура прор. Исаии. В замке сев. арки, в медальоне,- изображение Христа Еммануила, в замке южной - Нерукотворный образ Спасителя на убрусе, окруженный 7 печатями. Такой же образ, но без печатей находится в предалтарной части наоса, на сев. стене. Рядом, под большой композицией с изображением вмч. Георгия на коне, побивающего змея,- погрудный образ архангела. Верхние части стен занимают неск. композиций из евангельского цикла («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие»). На юж. стене при входе - «Видение св. Евстафия», сюжет, нередко повторяющийся в каппадокийских храмах. Фигуры святых занимают нижний ярус стен, поверхности опор и арок, разделяющих пространство храма: Иеремии, Космы и Дамиана, Игнатия, Никиты, Георгия и Феодора (изображены на конях, друг напротив друга, побивающими копьями змеев), Константина и Елены, Димитрия, Нестора, Феодора Тирона, Ермолая, Пантелеимона; на сев. стене - изображение местночтимого св. воина Иерона. Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись в Саклы-килисе более схематична, чем в Юсуф-Коч-килисе. Статичность образов отдельно стоящих святых сочетается здесь с активной жестикуляцией персонажей из евангельских сцен. В фигурах соблюдены классические пропорции, вместе с тем в них сильна экспрессия, характерная для каппадокийской живописи, что особенно ощутимо в ликах, имеющих в качестве основного тона белый цвет основы - грунта или стены. Резкие, контрастные по отношению к основному тону оливковые тени заменяют собой контур, обрамляющий лик. В изображении одежд теплые тона красных и желтых охр сочетаются с холодными темно-лиловым и белым. Диссонанс в стиле такого искусства вызван провинциальностью восприятия визант. идеала этого времени.

http://pravenc.ru/text/164937.html

В росписях XI-XII вв. меняются не только стиль и иконография сюжетов, но и в целом программа живописного декора, подчиненная распространившемуся в это время и в скальной архитектуре К. крестово-купольному типу храма. Купола, арки, колонны покрываются изображениями, подчеркивающими особенности архитектуры и выявляющими иерархию мироустройства. Иконографические программы сохранившихся крестово-купольных скальных церквей позволяют проследить развитие храмовой декорации средневизант. периода, в к-рой повествовательный принцип т. н. архаической программы уступает место программе, основанной на литургической интерпретации храмового пространства. Классическая система храмовой росписи представлена в Каранлык-килисе (Гёреме, капелла 23), Чарыклы-килисе (Гёреме, капелла 22), Эльмалы-килисе (Гёреме, капелла 19), расписанных в XI в. В центральных куполах помещается образ Христа Пантократора (в Каранлык-килисе - дважды), в малых куполах изображены архангелы, в парусах - евангелисты, апостолы, на сводах и в люнетах стен - великие праздники, в центральной апсиде - Деисус, ниже - святители, на арках - пророки, на малых арках и стенах - святые (мученики, преподобные). Распятие. Роспись конхи алтаря Новой Токалы-килисе в Гёреме. 2-я пол. X в. Распятие. Роспись конхи алтаря Новой Токалы-килисе в Гёреме. 2-я пол. X в. Небольшая церковь Мерьемана, принадлежащая монастырскому комплексу, расположенному в скалах Гёреме (капелла 33), по архитектурным особенностям близка к Новой Токалы-килисе, что позволяет датировать ее XI в. К тому же времени относится живопись. Посвящение церкви неизвестно, иногда ее называют ц. Богоматери. В росписи алтаря, самой сакрально значимой части храма, много жен. образов. Возможно, считает Жерфаньон, мон-рь был женским. 4 евангельские сцены расположены на склонах сев. свода: «Путешествие в Вифлеем», «Рождество Христово», «Успение Пресв. Богородицы» и «Распятие Иисуса Христа». На зап. стене - образ Богоматери «Одигитрия» в рост с полуфигурами архангелов Михаила и Гавриила, помещенных в полукруглые обрамления, ниже к-рых изображены 2 маленькие фигурки ктиторов, припадающих в молении к Богоматери.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Рядом с храмом в Чанлы-килисе существовали многочисленные крупные усадьбы, выстроенные вокруг внутренних дворов, с детально разработанными фасадами, что указывает на высокий статус и благосостояние их владельцев. Есть усадьбы и меньших размеров, как бы вспомогательные, однако большие, архитектурно разработанные комплексы в Чанлы-килисе преобладают. Трапезная ц. св. Евстафия мон-ря Гейиклы-килисе в долине Соганлы Трапезная ц. св. Евстафия мон-ря Гейиклы-килисе в долине Соганлы Поселение в долине Соганлы, напротив, типично сельскохозяйственного характера. Архитектурные формы построек отражают их принадлежность к разным группам визант. общества. Долина, вход в к-рую был с юга, делилась на 2 части, северную и западную - зона их соединения была заселена. Совр. деревня располагается внутри и вокруг ее визант. предшественницы; многоэтажные жилые участки сохранились в скалах. В центре стоит Ак-килисе - одноапсидная каменная церковь (VI в.?), служившая приходской для всей общины. В зап. части долины сохранилась скальная усадьба зажиточных владельцев со скрытыми за фасадом 2 крупными сводчатыми залами. Часовни расположены по обеим сторонам в верхнем уровне здания, а дополнительные комнаты - по крайней мере на 2 уровнях. Вся территория образует кладбище, в центре которого т. н. монастырь Гейикли-килисеси с хорошо сохранившейся ц. св. Евстафия, часовнями и большой тщательно высеченной трапезной. Соседство монастыря и усадьбы на противоположных сторонах долины позволяет предположить, что монастырь основан хозяевами усадьбы как место их будущего погребения. Так, в Гейикли-килисеси в одной из стенных ниш сохранилась надпись Иоанна Скепидиса, протоспафария и стратига, здесь могла находиться его могила. В сев. части долины Соганлы на вост. стороне есть еще одно большое имение - комплекс Карабаш-килисе. Возможно, это мон-рь, развившийся из отшельнического скита. В нем сохранились росписи кон. IX и XI вв. с надписями и изображениями донаторов также из семейства Скепидисов (1061 г., до прихода сельджуков). Практически напротив комплекса находилось огромное (монастырское?) кладбище с не менее чем 7 церквами и часовнями, где более 100 погребений, врезанных в конусообразный выход вулканической скалы на разных уровнях. Главная церковь - Куббели-килисе - искусно высечена, ее купол точно повторяет перекрытие каменного здания. Неясно, был ли мон-рь здесь же, поскольку местность подвержена сильной эрозии.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Одной из особенностей каппадокийских росписей, связанных с литургическим значением поминальных мон-рей, является размещение композиции Деисус в главной алтарной апсиде. Деисус, известный в визант. искусстве с VI в. (базилика мон-ря вмц. Екатерины на Синае), не имеет строго определенного места в росписи и чаще помещается на границе вимы или у основания конхи апсиды или на арке или своде вимы. Литургическое значение Деисус имеет и на эпистилиях темплонов. Из темы Деисуса развилась тема моленного образа. Эти изображения, часто встречающиеся в погребальных капеллах, в X-XI вв. получили особое место в росписях храмов К. и Грузии, где Деисус преимущественно располагался в главных алтарных апсидах. В иконографических программах храмов К. встречается только 3-фигурный Деисус, в к-ром по сторонам Иисуса Христа, сидящего на троне, изображены Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча. Композиции дополняются фигурками припадающих ктиторов. В апсиде Каранлык-килисе изображены 2 ктитора, припадающие к трону Спасителя. Погребальное назначение в каппадокийских храмах имеет обычно сев. помещение (Авджылар-килисе), в Каранлык-килисе погребальные камеры находятся в притворе, в Чарыклы-килисе и Юсуф-Коч-килисеси - в наосе. Гробницы ктиторов устраивались обычно напротив сев. стороны у входа. Их расположение соотносится с образом молящейся Богоматери в Деисусе. В определенной связи с Деисусом находятся и многочисленные изображения личных св. заступников. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Не менее 75 изображений ктиторов в 27 каппадокийских церквах сочетаются с изображениями патрональных святых. Прежде всего встречается арх. Михаил. В Каранлык-килисе он изображен с поднятым мечом, в Карабаш-килисе ктитор держится за ногу архангела. В Чарыклы-килисе фигуры ктиторов находятся рядом с Симоном Киринеянином, который держит крест.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010