Вдоль всей композиции протянулся огромный 3-головый змей. Эти выразительные сцены дали название церкви. Цокольная часть стен украшена изображением подвесной ткани. На склонах арок, окружающих центральный крест, изображены ангелы и святые, среди к-рых - святители Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, архидиак. Стефан, мч. Агапий, св. равноапостольные Константин и Елена. В зените зап. арки - благословляющий Иисус Христос с открытым Евангелием. На сев. арке - Деисус, на южной - «Успение Богоматери». В небольшом притворе около входа в церковь помещены сцены «Причащение прп. Марии прп. Зосимой» и «Погребение прп. Марии прп. Зосимой со львом». Стиль и иконография росписи относятся к вост. или сир. типу. Роспись нартекса отличается простой трактовкой фигур, изображенных фронтально, с развернутыми в стороны носками ног. Лики однотипные, с широко раскрытыми глазами, с пятнами румян на щеках и с застылым иератическим выражением. Складки драпировок, прорисовка контуров и рисунок черт ликов выполнены широкой черной линией. Фрески в основном объеме храма и в алтаре имеют большую живописную проработанность, а композиция Деисус резко выделяется из остального ансамбля стройностью пропорций и живописной мягкой манерой письма, тяготеющей к классическим средневизант. формам: вероятно, она была создана позже или выполнена др. художником. Видение св. Евстафия. Роспись ц. св. Феодора (Панджарлык-килисе). Кон. IX или нач. X в. Панджарлык-килисе (ц. св. Феодора), расположенная в скалах юго-западнее Ургюпа,- пример сложности интерпретации памятников этого периода. Эта одноапсидная базилика, скорее всего ранневизант. времени, была перестроена, расширена и заново расписана в кон. IX или нач. X в. Потолок и стены нефа покрыты росписями в неск. регистров со сценами земной жизни Спасителя, а также со сценами из Апокалипсиса. Программа дополняется фигурами ангелов и святых, среди которых 40 мучеников Севастийских, св. воины-всадники, а также популярная в росписях К. сцена «Видение св. Евстафия». В вост.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

«Видение св. Евстафия Плакиды» было популярно и в Каппадокии, где всегда большое значение придавалось изображению всадников (охотников с копьем) и связанному с ними культу и где Е. П. был особенно почитаем. Сцена присутствует в росписи ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине (VII-IX вв.); в Панджарлык-килисе близ Ургюпа (IX-X вв.); в церкви 3 (Агафангела) в Гюллюдере (1-я пол. X в.); в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюллюдере (между 913 и 920); в церкви Тавшанлы-килисе (между 913 и 945); в «Большой голубятне» (св. Архангелов) в Чавушине (963-969); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Этот сюжет часто использовали в Псалтирях, иллюстрируя слова «Свет сияет на праведника…» (Пс 96. 11): в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 166v, кон. XI в.), в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 97 об., IX в.) и др. В рукописи из мон-ря Пантократор на Афоне 61 (Paris. gr. 20, 2-я пол. IX в.). Е. П. написан коленопреклоненным перед погрудным изображением Христа. Эта сцена нередко встречается в рукописных сборниках Житий, напр. в Минологиях кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r; Ath. Esph. 14. Fol. 52v). В росписи греч. храмов визант. времени сцена видения встречается нечасто (напр., в росписи ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в., и ц. св. Феклы на о-ве Эвбея, кон. XIII в.). В поствизант. период сюжет использован в росписи трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?) и ц. св. Николая в Кастории (1663). Он встречается и в иконописи: на иконе XVI в. из музея Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований (Венеция) - Е. П. с копьем верхом на коне перед стоящим на горе оленем с Распятием между рогами; на иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» с 6 житийными сценами (XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Более редкий для этого времени иконографический вариант представлен на иконе XVI в. (Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос): Е. П. скачет на коне, целясь из лука в оленя, между рогами к-рого изображено Распятие. На иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» (1838) мастера Захария Зографа из Самокова (Сокровищница Метрополии, г. Пловдив, Болгария) Е. П. написан в античной кирасе, во главе армии, вверху композиции - ангелы.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Хронология пещерных ансамблей основана на анализе сохранившихся в первозданном виде фресок, большая их часть относится к X-XI вв. Нек-рые росписи точно датированы благодаря надписям или изображению исторических лиц. При отсутствии таких данных расхождение в датировках, опирающихся только на стиль росписи или особенности ее иконографии, может достигать 2 столетий. Это связано как с отсутствием в письменных источниках сведений о строительстве мон-рей, так и с большим стилистическим разнообразием памятников. Среди них имеются фресковые ансамбли высочайшего столичного художественного уровня с чертами современного им «большого стиля» и памятники народной культуры, отличающиеся примитивной художественной формой и архаизирующими чертами. Ранневизантийский период (IV - нач. VII в.) Сохранилось ок. 30 фрагментов фресок раннего периода (Н. Тьерри), однако ни один нельзя датировать точно. Для определения времени создания памятников большое значение имеет анализ архитектурного декора. Характерные для церквей Сев. Сирии и Армении кон. V - нач. VI в. рельефные кресты, медальоны, розетки, концентрические круги типа лабиринта, консоли и пояса небольших ниш под потолком, служившие для размещения светильников, позволяют датировать скальные церкви ранним временем. Такие рельефы имеются в Панджарлык-килисе (ц. св. Феодора), расположенной в скалах на юго-западе от Ургюпа. В церкви 1 в Куртдере потолок отделан сложным резным декором с идущими по периметру небольшими консолями, рельефами на плоском куполе в центре потолка, полосой орнаментальной резьбы с концентрическими кругами и медальонами с небольшими крестами внутри над консолями. Скульптурные кресты имеются также в вост. части интерьера. Подобными крестами украшены базилика св. Иоанна Крестителя в Чавушине, церковь 2 в Зельве, зал 3 Балкан-Дереси в Ортахисаре, к-рые могут датироваться кон. V - нач. VI в. Архитектурный декор в виде крестов и простых геометрических орнаментов часто имеет раскраску красной краской по туфу. Рельефный медальон в ц. св. Феодора (Панджарлык-килисе). Кон. V — нач. VI в.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Интерьер Каранлык-килисе в Гёреме. Нач.— сер. XI в. Программа архитектурно-художественного развития средневизант. периода наиболее полно представлена в 3 храмах со сводами на 4 колоннах в Гёреме (нач.- сер. XI в.): Каранлык-килисе, Эльмалы-килисе («Яблочная церковь») и Чарыклы-килисе. Церкви созданы, видимо, одной артелью мастеров. Главная из них, Каранлык-килисе, тщательно высеченная в скальной породе, была наиболее структурирована. Ее выдающиеся по качеству фрески соотносятся с образцами к-польской живописи нач. XI в. В целом во всех 3 церквах росписи соответствуют программе, которая была характерна для храмов средневизантийского периода на территории империи (вынужденные отклонения объясняются небольшими размерами храмов). В Каранлык-килисе особенным художественным приемом является скрытие карнизов, позволившее увеличить пространство для сцен праздников. Возможно, строитель и художник работали независимо. Эльмалы-килисе и Чарыклы-килисе не столь совершенны как в архитектурном, так и в живописном плане. Эти 3 церкви составляют часть замкнутой монастырской зоны. Они ассоциируются с маленькими мон-рями, имевшими рядом с церквами трапезные с большими столами и скамьями, к-рые были высечены в скале. Крытая галерея по фасаду Каранлык-килисе выходила во внутренний двор, напоминая этим частные жилые резиденции. У Каранлык-килисе отсутствует парадный зал, характерный для резиденций, но рядом есть трапезная, примыкающая к церкви. Чарыклы-килисе также имела трапезную вместо парадного зала, в то же время часовня находилась на верхнем уровне. Остальные группы монастырских строений организованы в соответствии с особенностями ландшафта. Родли выделила 10 групп церквей и трапезных в Гёреме. В этих комплексах, как правило, рядом расположены хорошо разработанные и высеченные в скале фрагменты, украшенные фресками высокого художественного уровня, и помещения неправильной формы с непримечательными фресками. Монастырские участки, находившиеся за пределами Гёреме, также могут быть идентифицированы, однако эти территории слабо изучены.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Одной из особенностей каппадокийских росписей, связанных с литургическим значением поминальных мон-рей, является размещение композиции Деисус в главной алтарной апсиде. Деисус, известный в визант. искусстве с VI в. (базилика мон-ря вмц. Екатерины на Синае), не имеет строго определенного места в росписи и чаще помещается на границе вимы или у основания конхи апсиды или на арке или своде вимы. Литургическое значение Деисус имеет и на эпистилиях темплонов. Из темы Деисуса развилась тема моленного образа. Эти изображения, часто встречающиеся в погребальных капеллах, в X-XI вв. получили особое место в росписях храмов К. и Грузии, где Деисус преимущественно располагался в главных алтарных апсидах. В иконографических программах храмов К. встречается только 3-фигурный Деисус, в к-ром по сторонам Иисуса Христа, сидящего на троне, изображены Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча. Композиции дополняются фигурками припадающих ктиторов. В апсиде Каранлык-килисе изображены 2 ктитора, припадающие к трону Спасителя. Погребальное назначение в каппадокийских храмах имеет обычно сев. помещение (Авджылар-килисе), в Каранлык-килисе погребальные камеры находятся в притворе, в Чарыклы-килисе и Юсуф-Коч-килисеси - в наосе. Гробницы ктиторов устраивались обычно напротив сев. стороны у входа. Их расположение соотносится с образом молящейся Богоматери в Деисусе. В определенной связи с Деисусом находятся и многочисленные изображения личных св. заступников. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Не менее 75 изображений ктиторов в 27 каппадокийских церквах сочетаются с изображениями патрональных святых. Прежде всего встречается арх. Михаил. В Каранлык-килисе он изображен с поднятым мечом, в Карабаш-килисе ктитор держится за ногу архангела. В Чарыклы-килисе фигуры ктиторов находятся рядом с Симоном Киринеянином, который держит крест.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В Юсуф-Коч-килисеси фигуры св. воинов Прокопия, Димитрия, конных Георгия и Феодора написаны в традиции иконы. В ц. св. Георгия (XIII в.) ктиторы стоят рядом со св. воином, к-рый, как змееборец, представлен еще раз в люнете над дверью. Почитание св. воинов, небесных архистратигов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила и др. и в одном ряду с ними великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Меркурия, Прокопия и Георгия Победоносца занимает в К. особо важное место, что нашло отражение в росписях. Фрески К. выделяются по количеству и значению этих образов в системе храмовой декорации (Эльмалы-килисе, Юсуф-Коч-килисе, Каранлык-килисе) среди др. визант. памятников этого времени. Чаще других изображается особо почитавшийся здесь вмч. Георгий Победоносец, который, согласно Житию, родился в К. В целом тема воинского и мученического подвига приобрела в К., часто бывшей ареной военных действий, особую актуальность. Изображения конных св. воинов известны с ранневизант. времени. Они восходят к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции символизировали победу над злом, воплощенным в образе дракона или воина. При этом фигуры побежденного врага не всегда присутствуют в композициях. Изображения св. всадников часто размещались на наружных стенах храмов, имея охранительное, а возможно, и патрональное значение. Конные воины, защитники веры, изображаются и в нартексах, и в наосах храмов (Кызылчукур-килисе, Чаклы-килисе в Гёреме, Кыркдамалты-килисеси в Белисырме), и на алтарной преграде (Дериндере-килисеси), и в алтаре (св. Василия в Гёреме). Христос Пантократор с предстоящими архангелами. Роспись конхи алтаря Бахаттин-Саманлыгы-килисе близ Белисырмы. 2-я пол. X — нач. XI в. Вблизи Белисырмы, в левой стороне долины Ыхлара, находится Бахаттин-Саманлыгы-килисеси («Церковь гумна Бахаттина», освященная во имя св. Константина (?), 2-я пол. X - нач. XI в.). Церковь имеет один неф, завершающийся алтарной апсидой. Неф перекрыт цилиндрическим сводом, который опирается на плоскую аркаду с пилястрами, образующую в стенах неглубокие ниши.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Каменная ц. в Белисырме оформлена проще. Архитектура 2 небольших, имеющих общий нартекс крестообразных купольных церквей в Учаяке (Центр. Анатолия), возведенных целиком из плинфы, по стилю родственна столичным храмам «на четырех колоннах»: напр. использованы 5-гранные апсиды, оформленные нишами, но 3-частная к-польская схема дополнилась нехарактерной для столичных построек вертикальностью. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. В Каппадокии средневизант. времени возникает масса пещерных комплексов (возможно, нек-рые являлись монастырскими или дворцовыми), где церкви воспроизводили интерьеры наземных храмов. Целые группы комплексов с росписями интерьеров сохранились в местностях Гёреме, Ыхлара, Соганлы. Церковь в Элмалы представляет собой высеченный интерьер 4-колонного храма типа вписанного креста с куполами над всеми 9 ячейками наоса. Много куполов имели интерьеры в Каранлык-килисе и Чарыклы-килисе, в Токалы-килисе имитирована 3-нефная базилика с 2 парами столпов, встречаются и простые варианты крестообразного плана, а также с поперечно вытянутым залом. Храмы сохранили алтарную преграду, скамьи и троны и даже амвоны (ц. Дурмуш-Кадир-килисе), высеченные в том же массиве скалы ( Rodley. 1985; Teteriatnikov. 1996). В Вост. Причерноморье в зодчестве независимого Абхазского царства (кон. VIII - нач. XI в.) визант. традиции развивались в новом масштабе и новой типологии. Ведущее место заняли храмы типа вписанного креста на крещатых столпах, с хорами над обходом (Мокви, 967) и с 3-частным алтарем, выявленным снаружи, их художественные качества отчасти близки центральномалоазийским, груз., болг., первым древнерус., а также аланским храмам. Именно в X-XI вв. в верховьях Кубани (Зап. Алания) появились храмы типа вписанного креста на столпах - Сев., Ср. и Юж. Зеленчукские, Сентинский, Шоанинский (см. Аланская епархия ). В Крыму храм типа вписанного креста на крещатых столпах известен в постройках Херсонеса (ц. 9, XI-XIII вв.), с глубоким нартексом, 3-частным алтарем, гранеными апсидами и декорацией продольных фасадов из 3 плоских ниш.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Отдельно стоящие и включенные в композиции (напр., апостолы из «Вознесения Господня») фигуры подчиняются мерному ритму повторяющихся декоративных элементов, преобладают зеленый, коричневый и желтый цвета. Христос Пантократор. Роспись ц. Йыланлы-килисе в долине Ыхлара. Кон IX — 1-я пол. X в. Христос Пантократор. Роспись ц. Йыланлы-килисе в долине Ыхлара. Кон IX — 1-я пол. X в. Между Белисырмой и Ыхларой, южнее Кокар-килисе, в скалах на вост. границе долины, расположена Йыланлы-килисе («Церковь со змеями»). Ее росписи датируются кон. IX - 1-й пол. X в. Плоский потолок крестообразной в плане церкви украшен рельефным изображением равноконечного креста. С севера к церкви примыкает погребальная капелла. Алтарь приподнят над уровнем пола на 2 ступени и отделен каменной преградой, расписанной орнаментами. В своде алтаря - типичная для памятников вост. или сир. стиля композиция «Вознесение Господне». На стене апсиды - Богоматерь с Младенцем на престоле, окруженная апостолами. В длинном западном рукаве креста, играющем роль нартекса, росписи располагаются на цилиндрическом своде и на стенах 3 регистрами, разграниченными орнаментированными полосами. Роспись этого компартимента посвящена Второму пришествию и Страшному Суду. Вдоль свода, как в Пюренлисеки-килисеси, идет полоса орнамента в виде перевитой цепи. Благовещение. Встреча Марии и Елисаветы. Роспись ц. св. Феодора (Пансарлык-килисе) Кон. IX или нач. X в. В люнете зап. стены - Христос Судия в медальоне с ангелами по сторонам, на склонах свода в этом же регистре - фронтальные фигуры стоящих мужей в зелено-коричневых одеяниях с закрытыми книгами в руках, на к-рых начертаны буквы греч. алфавита. Это - апокалиптические старцы. В следующем регистре на зап. стене и склонах свода изображены 40 мучеников Севастийских. Ниже во всю ширину зап. стены простирается сцена «Страшный Суд»: слева изображен ангел, взвешивающий человеческие души, напротив него - сатана, пытающийся перевесить чашу весов в свою сторону, мучения грешников, грешницы, обвитые змеями.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Здание Е в комплексе 39/43, высокий купол к-рого опирался на 4 квадратных столба, возможно, относится к средневизант. времени, когда были отреставрированы некоторые храмы в Маденшехире (напр., 1). В эту эпоху в регионе складывается т. н. ликаонийская архитектурная школа. К ее произведениям относится крестово-купольный храм типа «вписанного креста» 35 в Маденшехире, а также аналогичные ему по плану церкви на соседней горе Чет, в Фисандоне (ныне Дерекёй) и Ала-килисе близ древней Килистры. У этих храмов каменная кладка без использования плинфы, боковые апсиды снаружи не выражены, в интерьере строились квадратные столбы (вместо колонн) и крестовые своды угловых ячеек. Разделка фасадов производилась с помощью глухих арок (со стеной над ними, как в храме в порту в Сиде), к-рые обычно совпадают с внутренними ячейками (кроме храма 35 в Дегле, где зап. и центральные прясла на боковых фасадах разделены 2 глухими арками, что напоминает скорее Чанлы-килисе в Каппадокии). Также фасады в верхней части украшались сложнопрофилированными узкими нишами (на боковых фасадах они поставлены в ряд) над внешним карнизом, а также розетками. Фасадная резьба этих храмов следует традициям предшествующего времени (напр., форма бровок). Среди построек ликаонийской школы наиболее сложен храм в Фисандоне, имеющий нартекс (подобный есть в Ала-килисе), усложненную резьбу (полуколонки между узкими нишами, как в каппадокийской Чанлы-килисе, и резную люнету на фасаде, как в каппадокийском Ягдебаше), пирамидальное расположение троек боковых окон и, вероятно, тыквообразный купол. Храм в Ала-килисе был украшен фресками: сохранились изображения красных крестов и кругов на белом фоне. Аналогичная полихромия на фасаде достигалась за счет раскраски розеток охрой (как на Карагедик-килисеси в каппадокийской Белисырме). В стенах «читается» неск. рядов деревянных связей, крыша была покрыта черепицей (керамидами и калиптерами). К храму пристроен парекклисион, вероятно предназначавшийся для погребений, еще один придел был устроен по старой местной традиции в нартексе. Видимо, ликаонийская школа оказала влияние на архитектуру храмов средневизантийского Кипра на п-ове Карпасия (храмы св. Филона, св. Михаила в Ялусе и св. Синесия), где встречается аналогичная разделка фасадов.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010