Память 29 Мая Память Святой Мученицы Феодосии Страдание Святой Преподобномученицы Феодосии Память Святого Юродивого Иоанна, Устюжского Чудотворца Память 30 Мая Житие Преподобного Отца Нашего Исаакия Исповедника Память 31 Мая Страдание Святого Мученика Ермия Страдания Святого Мученика Философа Жития Святых — месяц май Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц май Память 1 мая Житие и страдание святого пророка Иеремии Святой пророк Иеремия [ 1 ] родился в Анафофе, городе священническом [ 2 ], в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Сын священника Хелкии, он был предызбран и предназначен к пророческому служению, подобно Самуилу (1 Цар.2), еще прежде рождения своего, как сказал о том Сам Господь: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:4–5). Святой Иеремия, священник по рождению своему, учитель же и пророк по званию от Бога, был, по свидетельству святого Игнатия Богоносца, девственником в продолжении всей жизни своей (Иер.16:2). На пророческое служение он выступил в 630 г. до Р. Х., — еще в нежном юношеском возрасте, как то видно из первой главы его книги, где повествуется, что на призыв от Господа к пророчеству он так выразил свое смущение: — О Господи Боже! — я не умею говорить, ибо я еще молод — отрок. Господь же ободрил его и, одаряя его разумом человека взрослого и совершенного, сказал: — Не говори: «Я молод», ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что Я повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя. Сказав это, Господь простер руку Свою и, коснувшись уст Иеремииных, изрек ему: — Вот Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в день сей над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать (греховную, беззаконную жизнь людскую) и на месте разрушенного и искорененного вновь созидать и насаждать (добрые нравы и богоугодную жизнь людей) (Иер.1:7–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь Мой и Бог Мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:27-29). Он позволяет видеть Себя, осязать Себя, вкушать с Ним пищу – точнее говоря, «вкушать соль», как пишет апостол и евангелист Лука. Это напоминает нам поговорку «пуд соли съесть» – и действительно, ученики только тогда поняли и познали Иисуса, Того, Которого, как им казалось до Креста, они знали очень хорошо. Но не только это. Соль сохраняет от порчи, соль употреблялась для жертвы в ветхозаветных и языческих ритуалах. Иисус Воскресший вкушает с учениками соль, потому что осолился огнем Воскресения. Он сам и есть этот Огонь, Сам есть этот Свет. И ученики, и все причастники этой трапезы вступают в Новый Союз, Новый Завет с Богом Воскресшим, Богом, прорвавшимся как Человек туда, куда ни один человек никогда попасть не мог, но где, на самом деле, и есть место каждого человека – в Дне Воскресения. Что лиц милей, ушедших без возврата? Мы были вместе. Память их жива. Я помню каждый взгляд и все слова. Они слышней громового раската. Как запахом – раздавленная мята Сильней, чем вся окрестная трава, Так слышен некий голос божества В том, что любил, в твоем, что смертью смято. Насмешкой был бы мир, все было б зря, Когда бы жизнь сменялась пустотою. Не на песке мою часовню строю, – О правде воскресенья говоря. И год, скруглившись, слушает со мною, Как звонок светлый воздух сентября. (Константин Бальмонт) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 мая, 2016 5 мая, 2016 14 мая, 2016 23 апреля, 2023

http://pravmir.ru/pochemu-voskresenie-ne...

По свидетельству преподобного Ефрема Сирина (†373–379; память 28 января) и святителя Епифании Кипрского (†403; память 12 мая), святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой. Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возврещении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея (500 до РХ.; память 16 декабря) и Захарии (520 до Р.Х.; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками жертвы. Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, т. е. печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым ( Мал. 2:1–12, 3:5–9, 4:1 ). Пророк пламенно обличает иудейский народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему «худые жертвы», не соблюдают Его заповедей, своим лицемерием и нечестием уклонились от правого пути. Пророк Малахия угрожает иудейскому народу Судом Божиим и за разные другие пороки – прелюбодеяния и чародейства, ложные клятвы, притеснение вдов и сирот, отвержение пришельцев, удерживание платы у наемником, неисполнение закона о церковной десятине: «И прииду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, – говорит Господь Саваоф» ( Мал. 3,5 ). Видя неравное раздаяние между людьми земных благ, видя, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые страдают, иудеи осмелились сетовать, что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет промышления Божьего о людях, нет правосудия Божьего на земле ( Мал. 2,17 ). Таковым святой пророк Малахия возвещает, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы уготовать в их сердцах и душах путь Ему Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» ( Мал. 4, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пасха в 2024 году Пасха — это праздник победы над смертью. 28 апреля, 2019 Пасха — это праздник победы над смертью. Пасха в 2024 году – 5 мая. Мы расскажем об истории и традициях этого Великого Праздника. Содержание статьи Пасха в 2024 году — 5 мая Пасха в 2025 году — 20 апреля Пасха в 2026 году — 12 апреля О Празднике Пасха — это праздник победы над смертью. Слово «Пасха» происходит от еврейского «песах», что означает «перешагнуть» или «перейти», «пройти мимо». Дома евреев перед их исходом из Египта обошло великое бедствие — смерть первенцев. Косяки дверей в их доме были окрашены кровью ягнят. Семьи рабов, евреев, не пострадали. Перед исходом из Египта евреи совершили прощальную трапезу и отправились в землю Обетованную, землю, которую им обещал Бог. Они перешли топи, зыбучие пески побережья Красного моря и оказались в пустыне. Колесницы фараона, на которых египтяне пытались догнать рабов, утонули в море. С тех пор, в память об этом событии, евреи готовили ягненка с горькими травами в честь праздника Песах. Христиане же говорят — «наша Пасха — Христос». Почему? Иисус Христос был Сыном Божьим. Знали ли вы, что Иисус тоже праздновал Пасху? Накануне того, как Его схватили, накануне мытарств, которые мы вспоминаем на Страстной неделе, и казни на Голгофе, Он собрал в Иерусалиме своих учеников и совершил с ними «Пасху законную» по всем законам того времени. Но в этот день прозвучали важные и новые для будущих христиан слова: «Примите, едите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, «не отменил, но исполнил». Бог заключил с людьми новый «договор», согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя. Мы радуемся об освобождении из «духовного Египта», царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи.

http://pravmir.ru/pasha-v-2024-godu/

Андрей 22 мая 2013, 08:45 Спаси Вас Господь Александр Вячеславович! Вы не промолчали и заступились, не прошли мимо. Кому мешают те , кто на вопрос " А где твое отечество? А где твой родной город? " , отвечают: " Мое отечество на небесах! Мой родной город Небесный Иерусалим! " ? Если борются не против этого, то против чего? Есть исповедание того, что не надо привязываться к земному и не надеяться на людей, чтобы граница была ясна. Но призывов предавать, изменять, убивать, лгать, блудить нет! Так в чем же проблема? Так и приходят на память слова: " Ну не нравишься ты мне и все " . Александр М 22 мая 2013, 02:55 Хотя совершенно не был знаком с этим сопром и даже с уранополетизмом, меня поразило то искажение христсианиства, которое излагается в этой статье. Перефразируя Писание, как можешь любить Бога, Которого не можешь видеть, если не любишь ближнего, которго можешь видеть? Любить родину значит желать ей лучшего, в первую очередь духовных благ, настоящей веры, даже тем, кто ее сейчас не имеет, как сказал апостол Павел " ... молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз " (Деяния, 26, 29). И конечно же, желать родине успехов и в земных делах ее (тех, которые не вредят ее духовному здоровью). Вот что сказал митрополит Сурожский Антоний о Николае Чудотворце в 1973 году, " Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился о каждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Известны слова апостола Павла о своем народе, " Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян " (Рим. 9,1-5). А вот как молился Моисей Господу за израильский народ, который сделал себе тельца золотого для поклонения, " Прости им грехи их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты меня вписал " (Исх. 32, 32).

http://pravoslavie.ru/61669.html

Отметим также, что Православная Церковь прославляет святого Иова Многострадального в сонме своих святых. Его память празднуется 6 мая (19 мая по новому стилю). 2.5. Авторство и время написания книги Иова Древние еврейские предания, нашедшие отражение в Талмуде, приписывают авторство книги Моисею. Когда Моисей пребывал в Мадиамской пустыне, которая граничит с Идумеей, он мог узнать от потомков Иова его историю и записать ее. А может быть, сам праведный Иов был еще жив и лично поведал ее Моисею. Ориген (в сочинении «Против Цельса», кн. 6) и блаженный Иероним (в послании к Павлину) также высказывали мнение, что книга написана во времена жизни Моисея в земле Мадиамской. В книге Иова используется, однако, Священная Тетраграмма, хотя не часто. Она переводится именем «Господь». Чаще всего Тетраграмма используется в авторской речи. Всего лишь пять раз таинственное Имя Божие употребляется Иовом: Иов 1, 21 (трижды); 12, 9; 28, 28. В других местах Бог именуется «Элогим» (Бог) или «Шаддай» (Всесильный, Вседержитель). Аргументом в пользу того, что книга написана пророком Моисеем или в его время служит то, что некоторые слова и выражения употребляются только в книге Иова и в Пятокнижии Моисеевом. «И скончался Авраам и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью , и приложился к народу своему» ( Быт. 25, 8 ). «И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью » ( Быт. 35, 29 ). «И умер Иов в старости, насыщенный днями » ( Иов 42, 17 ). В древне-сирийской традиции книга Иова также рассматривается как написанная пророком Моисеем. В древне-сирийском переводе Библии , Пешитте, книга Иова стоит на шестом месте, сразу после Пятикнижия Моисеева. Ряд древних и новых писателей считали более вероятным, что книга написана во время правления царя Соломона, бывшее временем расцвета еврейской поэзии. Такого мнения придерживались, в частности, святитель Григорий Богослов и святитель Иоанн Златоуст . В подтверждение этой версии указывают на сходные обороты речи, употребляемые в книге Иова и в книге Притчей Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

1183. Рим. 13. 7. 1184. Слово 14. 1185. Слово 14. 1186. Слово 14. 1187. Слово 15. 1188. Слово 16. 1189.  …видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы (Ис. 6. 1–2). 1190. Деян. 2. 17. 1191.  …излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2. 28). 1192. Добротолюбие. Ч. 1. Извлечение из жизни преподобного Максима Капсокаливи. 1193. Втор. 31. 1194. Нав. 1. 2. 1195. Слово 16. 1196. То есть ни о чем не помышляет. 1197. 2 Кор. 12. 2. 1198. Слово 16. 1199. Состояние духовного видения, будучи плодом молитвы, называется иногда духовною молитвою, в отличие от душевной молитвы, которая может быть очень возвышенною, но находится во власти молящегося. 1200. Слово 15. 1201.  …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят… терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3. 19, 18). 1202.  …не открыт путь во святилище (Евр. 9. 8). 1203.  В последние дни (Евр. 1. 2). 1204. При весьма внимательной молитве бывает у подвижников и пот, не только когда они утруждают тело поклонами, но и когда совершают молитву стоя или сидя. Пот является при особенном внимании, при особенном сокрушении духа. Так, преподобный Пахомий Великий при келейных молитвах своих обливался слезами и потом (житие преподобного, Четьи-Минеи мая в 15 день). — Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, говорит: «Иногда бывает в пришедших в такое состояние (в стяжавших сердечную молитву) и пот от великой теплоты, появляющейся в теле» (Добротолюбие. Ч. 4). 1205.  …из которой взят (Быт. 3. 19). 1206. Слово 19. 1207. Гл. 52. Слово о безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1208. Рим. 8. 26. 1209. Слово 21. 1210. Выше объяснено, что разумеют аскетические Отцы под словом память Божия. 1211. Слово 21. 1212. Гал. 5.19. 1213. Проникнутое ощущениями греховными. Таковым обыкновенно соделывается тело от неги, покоя, обильного питания и рассеянной, невнимательной жизни. 1214. Слово 22. 1215.  Осуществление (Евр. 11. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

22). Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи. «Покаяние на словах, конечно недостаточно, должны быть и дела покаяния. Если ты скажешь: каюсь и снова, как пес, возвращаешься на свою блевотину, то конечно, твое слово не приносит пользы, а грязь затопляет. Если же ты желаешь, как следует покаяться, то бодрствуй над грехом и постарайся сохранить в безопасности остальное» (свт. Иоанн Златоуст . О покаянии, и об Ироде, 5). Третья глава 1–2). Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. " В них напоминанием возбуждаю значит; этими посланиями я возбуждаю ваш чистый смысл. Ибо чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано спасительного и возбуждаться к исполнению сего на деле со всей силой и усердием. А заповедано это чрез проповедь пророков и апостолов. Посему и Павел говорит: бывши утверждены на основании Апостолов и пророков ( Еф.2:20 ). Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям, которые возвещали и о первом, и о втором пришествии Спасителя нашего. Почему же заповедует оживлять память о сем? Потому что страстно живущие по своим похотям бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором предвозвестил и сам Господь» (блж. Феофилакт). 3). Прежде всего, знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям «Теперь Петр пророчествует о будущем, так как они (апостолы), – пророки Нового Завета» (св. Иларий Арльский). 4). И говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. «Из-за того, что для спасения многих, написанных в книге живых, не наступает вслед за (пророческими) словами само пришествие Господа, наглые люди нападают на верных с насмешками и говорят: где обетование пришествия Его? Но из-за того, что еще не исполнилось одно обетование, несправедливо не верить и прочим спасительным заповедям Господа, как желают злонамеренные люди. Все они, говорит (апостол), не знают; ибо добровольно смежают глаза свои перед истиной» (блж. Феофилакт). Итак, «берегитесь, если услышите, что скажут (сии слова) предсказанные апостолом ругатели. Берегитесь, чтобы мрачные грезы сынов века сего, смежающих очи от света Грядущего Века, не омрачили вашего сердца, не ослепили ума, не усыпили духа к тому вожделенному и страшному часу, когда придет же день Господень, как тать ночью» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 15 мая 1824 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  19 мая 2007 Память св Иова Многострадального. Вчера звонит в прямой эфир радиослушательница и говорит: «Я не понимаю, почему Господь осудил друзей Иова. Они ведь его утешали именно такими словами и аргументами, которые в наших православных книгах даны». И верно! Друзья Иова говорили ему, что он страдает за какие-то грехи (пусть тайные). И что это его еще Господь милостиво наказывает. «Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе, и открыл тебе тайны премудрости, то тебе вдвое больше следовало бы понести. Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» ( Иов 11, 5-6 ). А другой друг говорит: «Ладно, пусть не ты согрешил, но твои дети». И «если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их (8, 4)». Вот такие аргументы. Или ты согрешил, или твои дети… Но все эти аргументы – ничто перед тайной подлинных Замыслов Божиих. И все эти примитивные человеческие попытки понять то, что не дано понять, – гневят Бога. Вот как начинается 38-я глава, когда к Иову «из бури» начинает говорить Сам Господь: «Когда Елиуй перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?..»» Как удивительно сказано об этих человеческих попытках понять тайну Божию: «Это слова без смысла», омрачающие Провидение. И вот эти взгляды мы действительно можем найти во многих православных книгах… А как на самом деле? В чем тайна страданий Иова? Книга Иова говорит, что знает это только Господь. Нам не надо пытаться понять, да это и невозможно, планы Божии… Нужно просто смиренно переносить все. Без ропота, без истерии. И доверять Всемогущему и Всеблагому Отцу Небесному. Ответа на вопрос о причине страданий в книге Иова нет. Единственный ответ – указание на Всемогущество Божие. Он – знает, Ему – ведомо. А нам – дай сил все перенести. И тогда будешь вознагражден – как Иов, которому было дано много больше, чем у него было. И тут вспоминаются слова египетского подвижника Аввы Евагрия, что доверяющий Богу и терпеливо переносящий скорби «узрит Бога еще в коже сей» (то есть, еще живя на земле). О, Господи! Дай нам такое терпение и веру!

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Бог Сам говорит, что как Он вывел Израиль из Египта, так же Он участвовал и в судьбе языческих народов и вывел Филистимлян из Кафтара и Арамеян из Кира ( Ам. 9:7 ). На некоторых язычников Бог, согласно Его Собственным словам, возложил спасительную миссию. Так, например, царю Киру он поручил вывести израильтян из Вавилонского плена (см.: Ис. 41:1-5; 45:1-6 ). Библия нередко прославляет великих из язычников, например: Мелхиседека ( Быт. 14:18 ); Иофора ( Исх. 18:12 ); Неемана ( 4 Цар. 5:17 )… А вспомните святого праведного Иова, которому посвящена библейская книга. А ведь Иов, память которого отмечается в Православной Церкви 19 мая, – это язычник из земли Уц. Итак, Господь любит всех детей: и тех, кто в Его доме, и тех, кто, подобно блудному сыну, ушел от Отца. Но говорить мы будем сейчас о тех, кто все-таки живет в доме Отца. А это народ Божий, иудеи. Народ, не избранный из других, потому что не было готового народа, который бы Бог выбрал, а скорее и точнее созданный Богом. Господь повелел Аврааму идти в ту землю, которую Он ему укажет, и обещал произвести из Авраама великое потомство. Так зарождается великий народ Божий – иудейский, авторству которого принадлежит Ветхий Завет. Господь заботится о всех людях, но естественно, что особый Промысл и участие Господь предпринимает в судьбе иудейского народа, Своего народа. На страницах Ветхого Завета можно столкнуться с целой массой поразительных событий. Какие-то, очевидно, кажутся мифологическими, какие-то узнаются нами в явлениях природы – в таком случае возникает вопрос: в чем же чудо, если это обычное природное явление. Со всем этим сейчас разберемся. В Библейских чудесах можно выделить несколько категорий.   Чудо как поэтическое преувеличение Да, не забывайте, что библейские книги – это не репортажи и не новостные ленты; это сочинения, которые порой в мифологической, поэтической манере, принятой в то время для сочинений такого рода, сообщают нам о заботе и всемогуществе Господа! Может быть, самый известный момент – рассказ об остановке солнца. В книге Иисуса Навина мы читаем: Иисус воззвал к Господу… и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день?” (Ис. Нав. 10:12-13 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010