Нижнюю одежду опоясали шнуром так, что со всех сторон образовалось знамение креста, как бы в изображение тех уз, которыми связан был Христос, осужденный на крест, или, вернее, в ознаменование древнего обычая погребального. Как бы то ни было, только опоясание престола шпуром с изображением креста на нижней одежде имеет смысл глубокий по самому значению креста в данном случае между двумя одеждами, столь различными по своему материалу и значению: крест есть орудие, посредством коего злоба врагов низвела небесного Страдальца во гроб, и вместе как бы лестница, которая возвела Его, как Богочеловека, на высоту небесной славы. Во время облачения престола певчие пели 131 псалом, в котором изображается духовное торжество древнего Израиля по случаю отыскания постоянного жилища Господу, и именно местопребывания для св. ковчега Его. Такое сближение настоящего торжества с древним как нельзя лучше соответствовало настоящему моменту и служило самым верным изображением внутренних чувств духовного настроения. «Помяни, Господи, Давида и всю кротость (сокрушение) его: как он клялся Господу, давал обет Богу Иаковлю», когда вознамерился построить дом Богу живому. «Не войду в шатер дома моего, клялся он, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова». Такая забота об устроении дома Богу, увенчавшаяся успехом построения скинии на Сионе и перенесением туда ковчега Господня, раскрывает пред нашим взором заботы и христианских храмоздателей, всегда увенчивающиеся успехом. «Пойдем к жилищу Его (Иеговы), – говорили древние евреи, когда скиния устроена была на Сионе, – поклонимся подножию ног Его», когда утвержден был в скинии ковчег, как место присутствия Божия и явления славы Его. Как бы в ответ на это древнему Израилю мысленно сказал новый Израиль, собравшийся в храме на торжество освящения: мы пришли к жилищу Его, теперь освященному, «поклонимся подножию ног Его, стоя пред освященным престолом, на котором невидимо восседает Царь славы и видимо является в Евангелии, лежащем на престоле, и особенно в таинстве Евхаристии под видом хлеба в вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

«Он вышел на место, называемое Лобное». Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам, и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест, как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих раменах. Что за важность, если иудеи и с другим намерением определили Ему нести крест? Они распинают Его даже вместе с разбойниками, но и в этом случае против воли исполняют пророчество: так все, что они делали в поношение, служило к подтверждению истины, чтобы ты познал, как велика ее сила. Ведь и об этом издревле предсказал пророк: «к злодеям причтен был» ( Ис.53:12 ). Итак, диавол хотел помрачить это событие, но не мог: распяты были трое, но просиял один Иисус, чтобы ты познал, что все совершилось Его силою. И хотя чудеса совершались в то время, когда трое пригвождены были ко крестам, однако же никто и ни одного из них не приписал никому другому, кроме одного Иисуса. Так бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его! Ведь даже из тех двух (разбойников) один спасся. Таким образом диавол не только не повредил славе креста, но и не мало содействовал ей, потому что обратить разбойника на кресте и ввести его в рай – не меньше значит, чем потрясти камни. «Пилат же написал и надпись» ( Ин.19:19 ) – для того, чтобы с одной стороны, отомстить иудеям, а с другой – защитить Христа. Так как они предали Его, как преступника, и старались подтвердить это мнение распятием Его вместе с разбойниками, то, чтобы никто уже впоследствии не имел права возносить на Него злобных обвинений и осуждать Его, и показывая, что они восстали против своего собственного царя, положил, как бы на победном памятнике, надпись, которая издает величественный голос и возвещает Его победу, и провозглашает царство, хотя и не всецелое. И это Пилат объявил не на одном, но на трех языках. Так как естественно было предполагать, что между иудеями, по случаю праздника, много было иноплеменников, то, чтобы ни один из них не оставался в неведении об оправдании Его, Пилат возвестил о неистовстве иудеев на всех языках. Между тем, иудеи завидовали и тогда, как Он был распят. Но какой мог произойти для вас вред от этой надписи? Никакого. Ведь если (Христос) был смертен и немощен, и должен был исчезнуть, то чего вы боитесь надписи, которая говорит, что Он – царь иудейский? И что они говорят? Скажи, что Он сам (это) сказал ( Ин.19:21 ), потому что теперь (эта надпись выражает судебный) приговор и общее мнение, а если прибавлено будет: «Он говорил», в таком случае это припишется Его собственной дерзости и наглости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сказано: «… листья не отпадут». Это значит, что всякое слово, которое выйдет из уст ваших с верою и любовью, послужит для многих к обращению и надежде. Еще другой пророк 142 говорит: «… земля Иакова была превозносима по всей земле». Эти слова означают сосуд Духа Господня, – который прославляет пророк 143 . Потом что иной пророк говорит? «… река протекала с правой стороны, и из нее поднимались красивые дерева; кто станет есть от них, будет жить во век» 144 . Это значит, что мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением – со страхом в сердце, и с надеждою на Иисуса в духе, – «… кто станет есть плод их, будет жить вовек». То есть, кто будет слушать проповедующих и уверует, тот будет жить во век. Глава XII. Другие ветхозаветные преобразования о кресте Христовом Подобным образом и на крест в особенности Господь указывает через другого пророка, который говорит: «… когда это совершится? – Тогда, – говорит Господь, – когда дерево наклонится и станет 145 , и когда из дерева воскаплет кровь» 146 . Вот еще указание о кресте, и о Том, Кто имел быть распят на нем. О том же говорит Бог и у Моисея, когда Израиль был поражаем иноплеменниками 147 . Чтобы вразумить поражаемых, что они преданы на смерть за свои грехи, Он говорит к сердцу Моисея, чтобы он сделал образ креста и Того, Кто имел пострадать на нем, потому что они, если не будут уповать на него, будут побеждены навек. Итак, Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения, и ставши выше всех, простер свои руки 148 , – и тогда Израиль одерживал победу; а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест. У другого пророка говорит Бог: «весь день Я простирал руки Мои к народу непослушному и противящемуся праведному пути Моему» 149 . И еще: Моисей делает образ Иисуса, – что именно Он пострадает и сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени креста 150 , – в то время, когда Израиль гибнул от змеев.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Судьба Израиля как крест Богоматери Скачать epub pdf Воплощение Сына Божия – «Слово плоть бысть» ( Ин.1,14 ) – соединило Его со всем человеческим родом без всякого ограничения и исключения. Однако оно совершилось в истории, в определенном месте и времени, чрез посредство «избранного», к тому приуготовленного в церкви ветхозаветной народа. Христос есть «сын Давидов, сын Авраамов», родословная которого проводится, по Матфею, от Авраама до «Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» ( Мф.1:1,16 ). Эта же генеалогия излагается у Луки в восходящем порядке: «Иисус... был, как думали, сын Иосифов... Адамов, Божий» ( Лк.3:23, 38 ). И эта кровная связь с Израилем, запечатленная в генеалогии, раскрывается в Евангелиях как изначальная обращенность Христа именно к Израилю: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15,24 ). Им он проповедовал Царство Божие, в их среде творил чудеса и учил их Сам и чрез учеников Своих. Он «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1,11 ). Между Ним и Израилем назревает внутренний разрыв, который завершается открытой враждой с преданием Его на смерть, воплями: «распни, распни Его». Этот разрыв причиняет собою Господу глубокое страдание, как Он и Сам свидетельствует о том, вместе с призыванием праведного суда на него: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, (что) всё сие придет на род сей, Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст» ( Мф.23,35–38 ; Лк.13,34–35 ). Посему в борение Гефсиманское включается и эта скорбь Христова о своем народе, но как бы в ответ на нее раздается то страшное, роковое слово исступления, всегда памятное: Пилат сказал: «неповинен я в крови Праведника Сего, смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф.27:24, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

13) Там же, л. 69: «Свидетельствуют (ап. Павел и И. Златоуст), даже до скончания века приходящих в соединение к Богу, причастием тела и крови Его избавитя до конца Сам может, не токмо по божеству, но и по человечеству». 14) Там же, л. 200 об.: «Приим хлеб и глагола, се есть тело мое, такоже и чашу, рече, се есть кровь моя, и то творити в память Свою повеле, тако и ныне и всегда, хлеб и вино составляется истинным телом и кровию Его святою». 15) 303 об.: «Божественное свое тело в хлебе и животворящую пречистую кровь свою в вине на приятие верным своим уготовал единою, и во веки не оскудевает, насыщая и напаяя верных». 16) Там же л. 350 об. – 351: «Пречистого тела и крове своея божественные причастие устави. И не единою в году повеле, якоже жидове... но на всякое время, и на всякий час по вся лета, даже до скончания мира пречистое тело свое, и животворящую божественную кровь свою, излиянную за мир на отпущение грехов, верным своим ясти уставил». Беспоповцы учат, что теперь причащения нет, т. е. завещание Спасителя не исполнилось и люди из верных, коим Он дал завещание, стали неверны. Не беспоповцы ли таковы? 17) Иоанн Златоуст , т. 7, стр. 820–821: «Сия есть кровь Моя, говорит Он, изливаема во оставление грехов. Это сказал Он также и для того, чтобы показать, что страдания и крест суть таинство, и этим опять утешить учеников. И как Моисей сказал: это да будет памятно для вас вечно (Исх.3:15), так и Христос говорит: в мое воспоминание, дο того времени, как Я приду». 18) Его же т. 8, стр. 307: «Истинно говорю вам, говорит Христос, если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Так как иудеи пред тем говорили, что это невозможно, то Он показывает, что не только не невозможно, но и весьма необходимо. Поэтому и прибавляет: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Слова Его: если кто ест от хлеба сего, не умрет во веки, легко могли показаться им странными, как и тогда, когда они говорили: Авраам умер, и пророки умерли, как же ты говоришь: не вкусит смерти (Ин.:8:52)? Поэтому он, чтобы разрешить такое недоумение и показать, что действительно не умрет навсегда, упомянул о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

(8) А так как я нашел в твоей памятной записке некий оттенок той мысли, будто после воскресения святое тело Спасителя всех нас, Христа, перешло в Божественную природу, так что все в Нем теперь является только Божеством, то я рассудил, что следует поговорить и об этом. Блаженный Павел, объясняя причины вочеловечения Единородного Сына Божия, пишет: Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по Духу 11 . И еще: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям 12 . (9) Так вот, мы утверждаем, что из-за преступления Адама человеческая природа подверглась растлению и наш разум терпит насилие со стороны вожделений плоти или прирожденных движений. Поэтому для спасения нас, живущих на земле, стало необходимым вочеловечиться Слову Божию – чтобы Он усвоил человеческую плоть, подверженную тлению и заболевшую сластолюбием, и поскольку Он есть Жизнь и животворящий, тем самым прекратить в ней тление и обуздать прирожденные движения, те, разумеется, что влекут к сластолюбию. Ведь именно так был умерщвлен в ней грех. Помним мы и то, что блаженный Павел назвал врожденные в нас движения законом греховным 13 . Итак, раз человеческая плоть стала собственной для Слова, в ней перестало действовать тление, а поскольку Тот, Кто усвоил ее и явил Своею собственною, как Бог не знает греха, то, как сказал я, прекратилась в ней и болезнь сластолюбия. И не для Себя Самого совершило это Единородное Слово Божие, – ибо Оно всегда есть то, что Оно есть, – но, конечно же, для нас. Ведь если мы подверглись тем бедствиям, что последовали за преступлением в Адаме, непременно на нас придет и то, что во Христе 14 , то есть нетление и умерщвление греха. Итак, Он стал человеком, а не воспринял человека, как полагает Несторий 15 . И чтобы уверовали, что Он стал человеком, хотя и остался тем, чем Он был, а именно Богом по природе, о Нем говорится, что Он голодал и уставал от пешего пути, претерпевал и сон, и страх, и скорбь, и другие человеческие и безукоризненные страсти. А с другой стороны, чтобы видящих Его вполне удостоверить в том, что, будучи человеком, Он вместе с тем является и истинным Богом, Он совершал Божественные знамения, повелевая морем, восставляя мертвых и устраивая иные чудные дела. Перенес Он и крест, чтобы, претерпев смерть плотью – плотью, а не природой Божества, – стать первенцем из мертвых 16 , проложить путь человеческой природе к нетлению и, расхитив ад, освободить заключенные там души.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Бог рассеял вас для того, чтобы вы узнали, какую водворил Он жизнь на земле; разрушил храм для того, чтобы против вашей воли отклонить вас от пороков; и где разрушен храм, там и погребен Христос, дабы, удаляясь оттуда по причине гроба Его, вы видели и трофей силы Его, и верность слова, которое сказал Он: « не останется здесь камня на камне » (Мф. 24:2). Впрочем, трофей Его и памятники силы Его — везде. Если же Он, как вы говорите, был нечестивец и безбожник, то, хотя бы вы совершили бесчисленное множество грехов, вас не следовало наказывать; а если и следовало, то — не в тогдашнее время, дабы кто не подумал, что вы получаете наказание за Него. Не слышали ли вы, как Бог говорил, когда вы были в плену: « не для вас Я сделаю, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили » (Иез. 36:22)? Весьма велики были тогда пороки ваши; но, говорит Он, дабы иноплеменники не подумали, что Я бессилен, Я оставляю грехи ваши и спасаю вас. Если же тогда Он спасал вас, делавших беззакония, чтобы не хулилось имя Его, то почему не сделал бы Он этого теперь? Хотя бы вы совершили бесчисленное множество грехов, вам не следовало бы терпеть такие бедствия, если бы Христос был обманщик, — дабы кто не подумал, что вы терпите за Него, — а следовало бы получить спасение; если же и следовало терпеть, то, как я сказал, не в тогдашнее время. Между тем все это совершилось вместе. Как скоро явился крест и чрез несколько времени после того, как вышли апостолы, тотчас началась жестокая война против того города, и сказанное в Евангелиях: « горе же беременным и питающим сосцами » (Мф. 24:19) и все прочее исполнилось, и слова: « будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне » (ст. 21), оправдались на деле. Тогда жены ели детей своих, враги расторгали внутренности мертвых, огонь неприятельский везде производил опустошения, все наполнилось кровью и нового рода бедствиями, и вся вселенная услышала о несчастиях иудеев. Вникните же в это, и признайте вашего Владыку. Разве вы не убивали пророков? — и однако не испытывали ничего подобного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В конце концов, Пифия хочет верить в богов — но не может, и видит там, где должны быть боги — пустоту, но особую: « бездну пустоты, в которой была своего рода нежность ». Именно эта Пифия-атеистка, согласно Голдингу, ставит в Афинах памятник Неведомому богу, по поводу которого скажет свою знаменитую речь апостол Павел: « Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам ». «Сивилла» Лагерквиста — еще один роман о дельфийской жрице, и как и у Льюиса и Голдинга — о старухе-язычнице, запутавшейся в своих отношениях с богами. Два главных героя: Агасфер, Вечный Жид, обреченный на вечную жизнь в наказание за то, что он не помог нести Иисусу крест. И старая дельфийская жрица, изгнанная из своего святилища. Оба они несут непонятное для них наказание богов. « Я вижу по тебе, что ты проклят богом, что все так и есть, как ты говоришь. По тебе заметно, что ты несвободен, что ты прикован к нему и он не думает отпускать тебя от себя. Ты прикован к богу его проклятием точно так же, как был бы прикован, если бы он тебя благословил. Он — твоя судьба. Душа твоя полна богом, жизнь твоя неразъединима с богом благодаря его проклятию. Ты ненавидишь его, ты глумишься над ним и хулишь его. Но все твои негодующие речи только показывают, что ни до чего на свете тебе нет дела, кроме как до него, что ты полон лишь им одним. Полон тем, что ты зовешь своею ненавистью к нему. Но эта-то жгучая ненависть, возможно, и есть твое чувствование бога. Ты хочешь, чтобы я заглянула в будущее. Этого я не могу. Но настолько-то я знаю жизнь человеческую и настолько-то могу провидеть грядущий путь людей, чтобы сказать, что им никогда не жить без того проклятия и того благословения, какие несет им бог. Во что бы они ни верили, что бы они ни думали и что бы ни делали, судьба их будет всегда нераздельна с богом ». «Женщина с Андроса» — короткий роман (в сущности, повесть) Т. Уайлдера, вышедший вслед за «Мостом короля Людовика Святого». Уайлдер так говорил о своем творении в разных письмах, интервью, беседах:

http://blog.predanie.ru/article/pyat-rom...

В свою очередь мне приятно передать Вам и всем здесь присутствующим любовь нашего Антиохийского Патриарха Блаженнейшего Иоанна X . Прославляя ныне Архангела Гавриила, мы живем благовестием — таинством чрезвычайной любви Божией. Бог нас любит, и хочет, чтобы мы подражали Ему в любви ко всем людям, дабы слава Его воссияла во всем мире. Суть служения Архангела Гавриила — исполнение воли Божией. Так же и мы призваны исполнять волю Божию — в этом есть наша свобода, радость, мир и победа над злом. Мы молились, чтобы заступничеством Архангела Гавриила Господь избавил нас от бед и, в частности, от эпидемии, которая во многом изменила нашу привычную жизнь. В этом мире много тьмы, но мы веруем, что " свет во тьме светит, и тьма не объяла его " (Ин. 1:5). Еще раз благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за сегодняшнее богослужение, где мы свидетельствовали вместе о единстве наших Церквей в духе любви и мира». В память о совместном богослужении владыка Нифон вручил митрополиту Илариону и епископу Антонию святые панагии, а архимандриту Филиппу (Васильцеву) — памятный крест. В слове к участникам торжества митрополит Волоколамский Иларион передал им приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Председатель Отдела внешних церковных связей подчеркнул: «Каждый год мы собираемся здесь, на Антиохийском подворье, чтобы прославить небесного покровителя этого храма — святого Архистратига Божия Гавриила. Я хорошо помню, как еще в далекие советские времена, когда я был школьником и приходил в этот святой храм, здесь уже нес свое служение архимандрит, а потом епископ Нифон. Все это выглядело по тем советским временам довольно необычно, потому что в храме стояли скамеечки, присутствовали какие-то дипломаты, часть богослужения совершалась на незнакомых языках… Но уже тогда владыка Нифон нес свое служение не только как представитель Антиохийской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле, но и как пастырь. В условиях, когда Церковь была гонимой, владыке удавалось многое из того, что не было доступно простым московским священникам, потому что он был иностранцем, имел почти дипломатический статус, ему пожимали руку сильные мира сего. И не то чтобы он пользовался какой-то неприкосновенностью, но атеистические власти на многое закрывали глаза: и на то, что здесь осуществлялась пастырская работа, и на то, что здесь занимались миссионерской и благотворительной деятельностью, и на то, что здесь многократно совершалось таинство святого Крещения, и на то, что владыка спасал иконы и иконостасы, которые подлежали уничтожению или изъятию у Церкви. Никому ни о чем не говоря и ничего не анонсируя, он сам узнавал о таких случаях, и теперь многие спасенные тогда иконы присутствуют в иконостасах наших храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5832075.ht...

Ведь Крест Христа лежит в основе жизни всего мира, – всей Церкви: все народы, племена и отдельные люди суть ветви, ветки и веточки одного ствола – древа Креста Господня, – то малые и тощие, то жизненные и цветущие и никогда не увядающие. В Ветхом Завете Пророк Иезекииль изображает благополучие избранного народа Божия, возвращающегося из страны изгнания в землю обетования, а вместе с тем предызображает и вечную Церковь Христову под видом вертограда Божия, вечно цветущего и плодоносного. «У потока, по берегам его, – говорит Пророк, – с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употреблены в пищу, а листья на врачевание ( Иез. 47:12 ). Соответственно этому и Спаситель представляет Себя единой виноградной Лозой, а Своих учеников и всех верующих ветвями этой Лозы или единым вселенским виноградником. В том же смысле и св. Фруменций, Апостол Абиссинской церкви (IVbek), в речи «О домостроительстве Господнем» (гл. 5) добрых христиан называет деревьями: «мы древа, братия, стоящие на поле Господнем; Господь же наш земледелец». И, замечает Фруменций, если не все приносим одинаковые и богатые плоды, то все же ни одно дерево не остается совсем бесплодно. Подобно тому, говорит блаженный Иероним , «что люди, в различных положениях своей жизни, подобны различного рода деревьям; каждый должен приносить плоды по роду своему и не должен искореняться вихрем горестей». Все такие библейские представления нашли себе выражение в памятниках христианского искусства 41 . Но для выражения величайшей идеи всемирной церкви Христовой нужен такой символ, который бы обнимал всю эту идею, – представлял бы собой всю мировую Церковь . Таким символом может быть только храм в виде Креста, с символическим изображением в нем «древа жизни». Что идея Креста, как «древа жизни», присуща церкви-храму, на это указывают многие памятники именно в самых храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010