Чюмина Ольга Николаевна (1858–1909) – поэтесса, переводчица. На рубеже веков ее имя принадлежало к числу известных, но во многом благодаря политическим фельетонам в стихах. В 1905–1906 годах вышли два сборника ее политической сатиры. Не меньшей популярностью пользовались ее театральные стихотворные фельетоны. В этом жанре ей тоже не было равных. «Самым верным другом и защитником Московского художественного театра» называл ее К.С. Станиславский. Фельетоны Ольги Чюминой составили внушительный том («В ожидании. Фельетоны в стихах». СПб., 1905) и являются яркой страницей в истории театра и театральной критики Серебряного века. В эти же годы выходили ее поэтические сборники: первый – в 1889 году; второй – в 1897; «Новые стихотворения» – в 1905; «Осенние вихри» – в 1908 году. Но гражданские стихи и театральные фельетоны были лишь данью времени. В русской поэзии конца XIX – начала XX века Ольга Чюмина была выдающейся религиозной поэтессой, чье имя должно стоять рядом с именами Евдокии Ростопчиной и Юлии Жадовской. «Русский Паломник» этого времени наполнен ее авторскими и переводными духовными стихами. В статье, посвященной памяти Ольги Чюминой («Русский Паломник», 1909, 40), отмечалось: «В таланте ее, как переводчицы, была та черточка, какая присуща всякому истинно даровитому переводчику: в звучных, образных и изящных ее стихах не забывались, не затушевывались, но с точной и безусловной верностью передавались смысл, дух подлинника и национальная окраска. Был ли то Байрон, Шекспир, Бурже, Гюго, Теннисон, Лонгфелло, Сырокомля или Мильтон, – в передаче О. Н. они оставались собой, со всеми присущими им особенностями. То же надо сказать и о переводах О. Н. из Библии: здесь точность передачи доведена до совершенства. Из переводов О. Н. особенное внимание обращает на себя знаменитая «Божественная комедия» Данте, не менее известная религиозная поэма Мильтона «Потерянный и возвращенный рай» и «Королевские идиллии» Теннисона». К этому можно лишь добавить, что в переводах Ольги Чюминой предстала именно мировая духовная поэзия. В нашей подборке Ольга Чюмина представлена своими первыми публикациями в «Русском Паломнике», «Библейскими мотивами» и поэтическим переложением молитвы «Отче наш» (1902).

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Господь наш Иисус Христос посещал этот город, сопровождая путь Свой делами Своего Божественного всемогущества. Здесь он даровал зрение бедному слепцу взывавшему к нему непрестанно: Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя! и вся людие видивше, воздаша хвалу Богови ( Лк.18:35–43 ). Здесь же Он, Сердцеведец, Сам замечает и называет по имени мытаря Закхея, освящает его дом Своим посещением и обращает его на путь истины ( Лук.19:1–10 ). Долго потом сохранялась здесь память спасенного мытаря Закхея. Еще в XII в. наш паломник Даниил видел остатки предметов, напоминающих об обращении ко Христу Закхея: «и ту есть, – говорит он, – дом Закхеев и пень древа того и доныне стоит, наньже бяше взлезл, хотя видети Христа». В настоящее время от прежнего города не осталось почти никаких следов. Только небольшая деревенька, населенная арабами, с древней башней при везде, занимает часть места прежнего города. Около селения из гор вытекает источник Елисеев, которого воды, по просьбе жителей, были сделаны Елисеем здоровыми. В св. писании город Иерихон называется градом фиников ( Втор.34:3 ), очевидно, по обилию финиковых пальм. И поныне можно сказать об Иерихоне то, что говорит наш древний паломник: «есть же около Иерихона земля добра и многоплодна, и поле красно и равно, и около него финици мнози стоят высоци и всякая древеса многоплодовита суть; и воды многы текут, и разведены по всей земли той; ту же суть воды Иелисеевы, их же ослади Иелисей пророк». И поныне долина Иерихона способна к произрастанию богатой растительности: пальмы, апельсины, лимоны, гранаты, бананы, виноград – произрастают здесь без особенного ухода со стороны человека. Русский странноприимный дом в Иерихоне. Близ нынешней деревни, почти у самой башни, ближе к основанию иудейских гор, находится каменное двухэтажное здание; это – русский странноприимный дом, устроенный для православных паломников и путешественников, благодаря помощи, оказанной великими князьями Сергием и Павлом Александровичами. При построении странноприимницы очень часто встречались остатки фундаментов, сложенных из громадных камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На молящихся взирает прямо, Отирая слезы с темных грозных лиц. Впервые: «Русский Паломник» (1914, 50) Легенда великой войны В страшный год новой битвы народов, В годовщину звезды Вифлеемской Ужаснулась кровавых походов Божья Мати под кущей эдемской. Вниз на землю сошла – по лесовьям, По полям ждать враждующих братий. Откликались ей голосом совьим Черношлемые райские рати. «Тут кровавая чаша бездонна, Тут война, власть железа и меди, Уходи в Палестину, Мадонна, Не мешай нашей грозной победе. Видишь, коготь орлиный на шлеме, Пирамиды гранат у подножья, – Богу место не здесь, – в Вифлееме». Отвернулась от них Мати Божья. Закрывая Младенца убрусом От полночной метели студеной, Подошла Она к воинам русым, Многозвездной сияя короной. Перед Нею служивые в страхе Преклонили широкие спины, Пали наземь седые папахи, И слезой увлажнились морщины. «Пресвятая, Пречистая Дева, – Вздох моленья пронесся по взводам, – На вражду оглянися без гнева, Даруй мир всем царям и народам. Ты явись им, как свет-голубица, Утиши буреносные страсти. Все Твои мы рабы, о Царица, Защити нас от бед и напасти!» Не дыханье повеяло мая Сквозь метелицы занавес тонкий, То Младенец, как солнце играя, Протянул за папахой ручонки. И увидели чудо солдаты: В грозном лязге винтовок и шашек Из овчины угрюмо-косматой Вышел беленький резвый барашек. 1914 Впервые: «Русский Паломник» (1914, 51). Пасха в дни войны Когда в тиши родных полесий Услышишь благовест святой И громкий глас «Христос воскресе!» – Ты «со святыми упокой» Промолви с набожной слезой. Земля проснулась, славословя, Оделась верба в белый шелк, Но вспомни тех, кто в лужах крови, Победу близкую готовя, Легли прославив храбрый полк. Они не встанут, их восторги Не оживут под красный звон: Над ними огненный Георгий В сени очаковских знамен Промчался, битвой вдохновлен… Победоносец под копытом Врага упрямого сомнет, Но им, безвременно убитым, Не слышать сквозь могильный гнет Молниеносной славы взлет. Поля, поля! Какой ценою Оплатите вы кровь бойцов, Что пропитала вас собою,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 9. Ответ на 8., М.Яблоков: Так православный народ состит из конкретных личностей. Да. Но не сводится к их простой сумме. Какие-то отдельные личности, возможно, и поклоняются этим останкам. Но не весь же народ? 8. Ответ на 6., Коротков А. В.: Современных неофитов обмануть - это как дважды два. Только не все неофиты ) Речь о Православном народе. А не о каких-то конкретных личностях. Так православный народ состит из конкретных личностей. 7. Ответ на 2., Русский Сталинист: При всём желании сложно доверять Немцову и Ельцину, оба уже умерли, и над обоими уже свершился Суд Божий, так что Господь им Судья, но очевидно, что события 1998 года были специально подогнаны под круглую дату 80-летия Цареубийства.Очевидно, что за прошедшие 19 лет в Православном народе не сложилось почитания " екатеринбургских останков " .Нет ни массового паломничества, ни чудес от " мощей " .Народ не обманешь. А к останкам никого не пускают. Это я для объективности. Вы ведь юрист. 6. Ответ на 5., М.Яблоков: Современных неофитов обмануть - это как дважды два. Только не все неофиты ) Речь о Православном народе. А не о каких-то конкретных личностях. 5. Ответ на 4., Коротков А. В.: Народ не обманешь. Воистину. Современных неофитов обмануть - это как дважды два. Только не все неофиты ) 4. Ответ на 2., Русский Сталинист: Народ не обманешь. Воистину. 3. Re: Дай Бог нам воздержаться от поклонения лжемощам " И дай Бог нам всем воздержаться от поклонения лжемощам. Потому что как есть Христос и антихрист, так есть Святые мощи в Церкви, есть и лжемощи. И мы выпадем из Церкви... " Кстати, интересный вопрос! Если по неведению(!) православные совершат почитальное поклонение лжемощам, то очень большой это грех будет совершен или нет? Думаю, вряд ли " выпадаем из Церкви " ... 2. Re: Дай Бог нам воздержаться от поклонения лжемощам При всём желании сложно доверять Немцову и Ельцину, оба уже умерли, и над обоими уже свершился Суд Божий, так что Господь им Судья, но очевидно, что события 1998 года были специально подогнаны под круглую дату 80-летия Цареубийства. Очевидно, что за прошедшие 19 лет в Православном народе не сложилось почитания " екатеринбургских останков " . Нет ни массового паломничества, ни чудес от " мощей " . Народ не обманешь.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Но русский паломник, явившийся в Палестину видеть все своими глазами и исходить все места на своих ногах, почувствовав себя в Палестине, как на родине, неохотно подчиняется существующим расписаниям и совершает путешествия на свободе, в компании двух-трех человек, особенно если среди них найдется один уже бывалый человек. Не боится наш паломник даже и такого трудного подвига, как путешествие в Назарет, особенно в начале весны пред праздником Благовещения, когда бурные горные потоки от частых дождей делают многия места непроходимыми и угрожают ежеминутно жизни отважных путников, переправляющихся через них. Путь этот, по словам названной выше итальянской писательницы, выносят «только туземцы, да такие пламенные, неутомимые, претерпевающие до конца паломники, каковы русские крестьяне. Эти русские паломники молчаливые и терпеливые, «не решающиеся просить или принять помощи, питающиеся черными сухарями и чаем, явясь в Палестину, ходят от пристанища к пристанищу, от святыни к святыне всегда пешком, ибо таков их обет, такова их бедность» 9 . Чтобы ярче изобразить пред вами глубину религиозного восторга, который охватывает все нравственное существо этих «Божьей рати лучших воинов», их поистине геройское перенесение всех лишений, скорбей и даже тяжелых болезней и несчастных случаев на пути выполнения ими святого подвига, мы приведем один из многочисленных случаев, который произвел глубокое впечатлеиие в свое время на всех очевидцев и записан нами в дневник со слов сестры милосердия. В 1885 году была окончена постройкою величественная колокольня при русском храме на горе Елеонской. Во веки незабвенный строитель этой колокольни и храма, в котором и нашел потом достойно себе место вечного упокоения, наш начальник духовной миссии в Иерусалиме о. архимандрит Антонин пожелал повесить на ней массивный русский колокол, который своим дивным благовестом оглашал бы окрестности святого Града и, умиляя сердца набожных русских паломников, в то же время громко говорил бы инославным насельникам его о величии России и православия и об успехах наших в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Гонения на приверженцев старого обряда продолжались до XX века, и политических мотивов для этого было больше, чем религиозных. Только в 1971 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви старые обряды были официально признаны «равноспасительными и равночестными». Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви. Фото телеканала «Царьград» rostov.tsargrad.tv В настоящее время в некоторых епархиях имеются старообрядные (единоверческие) приходы, которые никак не объединены между собой организационно, административно подчиняются священноначалию Русской Православной Церкви, едины в вере с нею, но при этом придерживаются дореформенных обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. 3 Курс на Север Но вернемся в далекое прошлое: со второй половины XVII века противникам никоновских реформ пришлось под страхом смерти прятаться от преследований на окраинах русских земель и на чужбине: они уходили далеко за «уральский камень», в донские и прискаспийские степи, к западным рубежам, в Польшу и Прибалтику. Огромное множество их устремилось в непроходимые леса бескрайнего Русского Севера. Немаловажно, что с этим регионом связано житие одного из самых известных ревнителей древнего благочестия — протопопа Аввакума. Он отбывал ссылку в беломорской Мезени, а последним его пристанищем и местом мученической кончины стал заполярный Пустозерский острог, расположенный в нижнем течении Печоры. Со временем эти места превратились в центры паломничества. Сергеи Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год Сам по себе Русский Север по ряду культурно-исторических факторов оказался благоприятной средой для старообрядцев. Из-за отдаленности и труднодоступности этого региона быт и жизненный уклад местных жителей меньше всего поддавались чужеродному влиянию. Благодаря сложившейся культурной автономии, на Русском Севере особым образом чтились традиции и сохранялось более чуткое и чувствительное отношение к любому вмешательству извне. Все это стало благодатной почвой для укрепления старообрядческой традиции, здесь она достигла своего расцвета.

http://sever.foma.ru/kak-russkij-sever-s...

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, а нужны ли израильтянам русские, русская культура? САМУЭЛЬ АВИАТАР: Это мы не решаем, это решает Бог. 25% населения в Израиля – русскоговорящие. Смотрите, я понимаю русский, хотя и не говорю правильно. Мои бабушка и дедушка приехали из России. Уже прошло 80 лет, но всё равно в моей семье еще сохранился русский язык. Я бы на этот вопрос ответил так: отношения израильтян с Россией отличны от отношений с другими народами. Я видел то, что осталось после ухода русских. Я читал забытые ими записи, там расписано, что они делали, кому давали деньги, каким беднякам. В них не было никакой корысти, только доброта. И я люблю место, где располагалась Русская Духовная Миссия, за его дух. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Самуэль, нет ли в обществе какого-то настороженного отношения к передаче собственности России, к такому активному присутствию русских в Иерусалиме, к отмене виз? САМЮЭЛЬ АВИАТАР: Я вам скажу, что думаю. Мы видим, что еврейский народ отдает, а нам никто не отдает наше. Тут есть несправедливость, правда, это не касается России. Евреи жили всюду, и у них взяли имущество, и духовное имущество тоже, но сейчас и речи не идет о возврате. Тем не менее, мы очень рады, что приехали люди из России. Это нас радует, потому что нынешний Израиль был создан русскими евреями. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Николай Николаевич, очень важный вопрос. Допустим, мы вернем нашу собственность. Мы хотим этого, и, возможно, это произойдет. А каким будет духовное наполнение? НИКОЛАЙ ЛИСОВОЙ: Императорское Православное Палестинское Общество исторически помимо обустройства и помощи паломникам было связано с научным исследованием Палестины во всех отношениях: от археологии до изучения библейских памятников, до изучения истории, филологии всех стран библейского региона. И второй очень важный момент. Россия имела очень большой задел гуманитарно-образовательного присутствия в Святой Земле и в окружающих странах. Палестинское Общество содержало более ста школ и две учительские семинарии – мужскую и женскую – для подготовки местных преподавателей для арабских школ. С этой точки зрения, возвращение России в Иерусалим имеет еще и гуманитарную сторону вопроса, оно может послужить в деле примирения израильской и арабской сторон. У нас есть одинаковые интересы и на израильской, и на арабской стороне. И мы служим единому делу: мы служим примирению и просвещению!

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-russkaya-...

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо! Наш следующий гость. В студии программы «Русский взгляд» Народный артист России, президент международного кинофорума «Золотой Витязь» Николай Бурляев. Николай Петрович, здравствуйте! НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Вот ваше мнение, что бы вы посоветовали, кроме поездки на Святую Землю? НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: Труднейший вопрос. Ведь мы невероятно богаты теми местами, в которые нужно приезжать. И вы знаете, я бы порекомендовал странную вещь для паломничества, пока неприемлемую даже, быть может, чисто по административным, так сказать, параметрам. Это паломничество в то место планеты, где на одном клочке земли очень маленьком собрано около 1500 православных храмов и монастырей, это Косово и Метохия. Но об этом мы поговорим чуть позже, почему важно нам ехать именно туда в западную границу православия. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Наш следующий гость. В студии программы «Русский взгляд» писатель, историк, культуролог Константин Королев. Константин, здравствуйте! КОНСТАНТИН КОРОЛЕВ: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваше мнение, ваш совет? КОНСТАНТИН КОРОЛЕВ: Во-первых, я бы сказал так, поэт Вяземский когда-то сказал, что для каждого русского светлый край Палестины с детства родственный мне. Каждый русский человек считал Палестину своим родным домом, никогда там не бывая при этом. Поэтому важно совершить какое-то внутреннее паломничество, перестроиться. То есть, паломничество в этом смысле, это какое-то преображение, это встреча не просто с историей, это встреча с теми местами, где небесная история соединяется с земной. И человек, попадая туда, становится совершенно другим, он даже иногда потом вспоминает, что-то со мной происходило, но я не могу объяснить что. А куда бы конкретно поехать? Ну, вот только что с Валентином Григорьевичем Распутиным мы съездили в Троицко-Сергиеву Лавру. Конечно, беда, что там до сих пор памятник Ленину стоит рядом с монастырем и так далее. Но, это главное направление, туда раньше ходили пешком, увы, сейчас это гораздо сложнее сделать.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-palomnich...

Однако, то, что делает меня русофилом и что в долгих и бесплодных спорах я пытаюсь объяснить антиподам с противоположной стороны кафанского стола это тот факт, что в отличие от них, моя наклонность не произошла от голливудской продукции, а из конкретных дел народа, который нас искренне и истинно любит и с которым мы, мифически или нет и судьбой и духовно связаны переплетенными пуповинами. Итак, я русофил, так как не могу не идеализировать народ, подаривший миру Маяковского, Есенина, Пушкина, Толстого, Солженицына, Тургенева,Чайковского («Сербско-русский марш» возможно одно из самых величественных его произведений)… несмотря на то, что русский царь бросил нас на немилость туркам! Я русофил, так как русская культурная элита и аристократия поспешила в Сербию, спасаясь от большевиков, благословив нас воплощенным дыханием славянской духовности, несмотря на то, что Октябрьская революция разделила мир напополам и принесла столько зла! Я русофил, так как моего племянника двое русских добровольцев вытащили из траншеи возле заставы на сербско-албанской границе в 1999 году с криками «Здравствуй, брат, да здравствует Сербия!».. несмотря на то, что призрачный Ельцин не послал нам знаменитый С-300 и лишь угрожал НАТО пустой бутылкой водки! Я русофил, так как больше русских паломников обошло наши святыни в Космете, чем нас, падая на колени перед каждой из них, несмотря на то, что русский контингент бесславно отступил перед неистовым бешенством ораховачских албанцев (согласно разделению зон ответственности в Косово российскому контингенту достался Ораховац, местные албанцы построили на дорогах баррикады, заявив, что русских они не пустят. В сходной ситуации НАТО-вцы смели сербские баррикады бронетехникой, но российский командир лишь долго и жалобно рассказывал, что он пришел сюда не защищать сербов, а для защиты всех, невзирая на национальности и российская армия не имеет ничего общего с дурной славой ужасных русских добровольцев, после бесцельного стояния перед баррикадами российские войска отступили, этот позор не очень широко известен, но действительно был в истории российского контингента КФОР, – прим. Српска.Ру)

http://pravoslavie.ru/37850.html

— Расскажите немного о жизни студентов. Каково их положение — социальное, материальное? — Как правило, у нас студенты из семей среднего и ниже среднего уровня достатка. Одна треть студентов из неполных семей. Те, кто учатся на очном, конечно же, не платят за учебу ни в коем случае. Проживание, четырехразовое питание, обучение — все это абсолютно бесплатно. Им шьется специально и выдается форма — подрясник. Безусловно, все культурно-массовые мероприятия, поездки, паломничества тоже осуществляются за счет академии или благотворительных средств. Выплачивается совсем небольшая стипендия. Некоторые студенты, которые у нас несут внеучебную нагрузку, которая позволяет им платить повышенную стипендию, как бы небольшую зарплату, тоже могут получать работу, и мы платим за нее, пусть не очень большие деньги, но все таки они их зарабатывают. Таким образом, мы стараемся поддержать таких студентов. — Ведутся ли в вашей Церкви дискуссии о реформах Литургии, изменениях языка, о переходе на современный русский? У нас об этом много спорят. Как Вы смотрите на эти проблемы? Готовы ли, например, перейти на современный русский во время богослужения? — У нас такие вопросы действительно задаются, но дискуссия не является очень масштабной. Большинство наших прихожан не примут переход на русский язык. И в то же время, там, где община готова это принять, нет никакого препятствия для этого. Поэтому навязывать что-то сверху, каким-то административным решением — это было бы неправильно. Безусловно, церковнославянский язык в некоторых частях богослужения нуждается в правке, и об этом говорят очень многие. Это обсуждается у нас таким органом, как Межсоборное присутствие , и там вырабатывается соответствующее решение. У нас, например, в духовной академии, мы читаем традиционно апостольское послание на церковнославянском, которое распевается (читается нараспев, традиционно для Церкви), а потом выходит священник, или кто-то еще, и просто его читает на русском языке, как некое объяснение, в форме толкования, объяснения, проповеди.

http://patriarchia.ru/db/text/3146988.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010